ЗАКОН 9 

ИСПОЛЬЗУЙ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КОНСТРУИРУЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Управление компанией – это еще и управление людьми, а это целая наука, в которой есть свои законы и ограничения. Их знание способствует более эффективному управлению компанией, а это есть самоцель каждого руководителя. Используйте современные технологии психологии и менеджмента в управлении компанией – и вы узнаете, что такое «пальма первенства».

Толкование закона

Любая фирма, предприятие, компания – это прежде всего люди, рабочий коллектив. Взаимоотношения между людьми – это не часть управленческой деятельности, это, собственно, и есть управление как таковое. Грамотное управление – это прежде всего умение общаться с людьми. И во многом именно от этого умения руководителя зависят слаженность, успех и эффективность профессиональной деятельности любой компании.

Современная психология уже накопила определенные знания в области конструирования человеческих отношений – и любому руководителю и управленцу необходимо с ними ознакомиться и взять себе на «вооружение» или просто принять к сведению определенные законы, по которым строятся межличностные отношения внутри коллектива.

Ведь известно, что если иметь представление о том, согласно каким законам и по каким принципам развивается то или иное явление, то последним намного легче будет управлять. В связи с этим становится актуальным применение технологий и разработок из области психологии непосредственно к управлению коллективом сотрудников. Проблемы, часто возникающие при управлении, в большинстве случаев связаны с поведением человека, с его отношением к своей деятельности.

Наиболее эффективное управление предполагает общее согласие и поддержку со стороны подчиненных. Но такая поддержка будет невозможна, если не налажены хорошие отношения с сотрудниками, если в коллективе враждебная обстановка и плохо налажена обратная связь руководителя со своими подчиненными.

Для достижения положительного результата в построении взаимоотношений в коллективе в первую очередь необходимо проявлять заботу о людях, постоянно общаться со своими сотрудниками (учитывать потребности людей, их ожидания, мнения по тем или иным вопросам), поддерживать с ними хорошие отношения – это в сущности не так уж сложно, и совсем не стоит этим пренебрегать.

Автоматизация, компьютеризация производства и управления заставляют больше уделять внимания каждому человеку, работающему в большом коллективе. Хороший руководитель должен знать имена всех своих сотрудников или хотя бы стремиться к этому. Обращение по имени к едва знакомому сотруднику уже воодушевляет и вселяет уверенность в том, что его способности и работа ценны для компании.

Задача руководителя – организация работы на разных уровнях наиболее эффективным способом, чтобы поставленная цель достигалась как можно быстрее, с отличными результатами и с максимально возможной прибылью. Для достижения этой цели можно использовать различные средства и методы воздействия на сотрудников.

Похвала – самое дешевое средство воздействия на людей. Не нужно бояться похвалить сотрудника, ведь это отличный способ заставить людей хорошо работать. Многие боятся хвалить подчиненных, считая, что похвала расхолаживает. Но это не так, потому что каждый человек ищет признания, и приятно, когда реальные заслуги оценены по достоинству.

Доброжелательная, спокойная атмосфера в коллективе помогает наладить отношения между сотрудниками.

Настроение и настрой. Многое зависит от настроения и желания работать. Многие руководители в качестве средств, стимулирующих деятельность сотрудников, применяют различные наказания и взыскания, но они зачастую неэффективны и приносят больше вреда, чем пользы. Вряд ли наказание побудит человека работать лучше; скорее оно будет поводом для обиды или конфликта.

Сочувствие и понимание – ключ к сердцу любого сотрудника. Настоящий руководитель сочувствует своим подчиненным и всегда может прийти к согласию с ними. Даже более того, он должен уметь понимать их проблемы, научиться ставить себя на место другого и стараться мысленно оценить результаты своего решения глазами подчиненных. Только в этом случае можно найти единственно правильное решение.

Сотрудничество. Руководитель должен ясно понимать и применять принцип совместных усилий и воспитывать у подчиненных способность к сотрудничеству. Для управления необходимо много энергии, ее и дает сотрудничество.

Необходимо вносить в коллектив дух соревнования. Большинству людей присуще такое качество характера, как честолюбие, поэтому они хотят работать лучше, чем их коллеги. Поощрение соревнования между сотрудниками, вывешивание графиков, таблиц, диаграмм и т. д. уменьшает монотонность труда, создает деловой настрой.

Важно при работе с людьми помнить, что на доверие всегда отвечают доверием. На Западе в крупных и средних компаниях широко практикуется прием в штат профессионального психолога, который не только занимается подбором кадров, но и, применяя свои знания, помогает работникам решить возникающие у них проблемы и трудности.

Образ

Компас. Его стрелка, отклоняясь, показывает верное направление, помогая не сбиться с нужного пути. Обладание знаниями психологии человеческих взаимоотношений и применение этих знаний для управления коллективом компании также помогает найти правильный путь выхода из любой, даже самой безнадежной ситуации, а также грамотно строить отношения между сотрудниками, избегая недоразумений и конфликтов.

Доказательства закона

Знание человеческой психологии и применение этих знаний на практике всегда помогают добиваться нужного результата. Об этом свидетельствуют реальные исторические примеры.

Одним из секретов успеха Нельсона Рокфеллера в обращении с людьми было его умение ценить их труд и старания, причем делал он это совершенно искренне. Например, когда один из его партнеров, Эдвард Бедфорд, допустил грубый промах, который стоил фирме потери в размере миллиона долларов в результате совершенной им неудачной сделки, Рокфеллер мог бы отчитать его, но он не сделал этого. Потому что знал, что Бедфорд старался сделать как можно лучше. На этом инцидент был исчерпан. Однако Рокфеллер еще и смог найти повод для похвалы. Он поздравил Бедфорда с тем, что тот сумел спасти половину вложенного им капитала.

Доброжелательная обстановка, хорошие условия, создаваемые руководством для своих работников, значительно улучшают эффективность руководства и увеличивают производительность труда.

На одном из американских предприятий, носившем название «Глобал индастри», владельцем которой был Джейсон Хагли, была плохая дисциплина, работники халатно относились к своим обязанностям. Все это ощутимо било по производительности труда и сказывалось на качестве выпускаемой продукции, которое оставляло желать лучшего. Ни наказания, ни взимаемые штрафы, ни другие меры административного воздействия, предпринимаемые управляющим для изменения ситуации, не приносили положительного результата.

И вот однажды Джейсон Хагли встретил своего давнего приятеля Рональда Теббела, с которым они вместе учились в университете. В разговоре с ним Хагли посетовал на то, что ему, наверное, придется продать свое предприятие, так как оно практически не приносит прибыли и скоро станет просто убыточным, и он обанкротится. Теббел очень удивился тому, что один из лучших студентов их курса – Джейсон Хагли, способный и усердный, подававший большие надежды, не смог добиться процветания своего предприятия и терпит неудачу в бизнесе. Он решил сам посетить предприятие и посмотреть, действительно ли так плохо обстоят дела, как описал его владелец.

На следующий день Рональд Теббел отправился на «экскурсию». Он решил не заходить сразу в кабинет директора, а сначала самостоятельно походил по предприятию, посмотрел на условия труда, поговорил с работниками – одним словом, разведал обстановку.

Сам Теббел работал помощником управляющего в одной из небольших компаний, занимающихся лесоводством и декоративным садоводством в Нью-Йорке. На основании полученных сведений он заключил, что положение дел на предприятии «Глобал индастри» можно значительно улучшить, если провести на нем ряд изменений и преобразований.

Он предложил Хагли улучшить условия труда сотрудников: сделать ремонт в помещениях, улучшить, увеличить освещение, завести побольше растений, провести работу по благоустройству территорий, непосредственно прилегающих к предприятию: посадить деревья, разбить клумбы, причем важно, чтобы к этой деятельности были привлечены и сотрудники. Теббел также посоветовал использовать методы, повышающие заинтересованность работников в выпуске более качественной продукции и в большом количестве, такие, как моральное поощрение, премии наиболее отличившимся.

Хагли принял все предложения к сведению и провел в жизнь необходимые изменения на предприятии. Результат не заставил себя долго ждать, буквально через несколько недель работы в новых условиях наметились положительные сдвиги в работе предприятия, возросла производительность труда, а по прошествии нескольких месяцев рост товарооборота составил 50 % по сравнению с прежним объемом. Улучшение условий труда повысило качество выпускаемой продукции, принятые меры поощрения и вознаграждения лучших работников повысили дисциплинированность и заинтересованность работников. Доходы предприятия «Глобал индастри» значительно возросли, и это произошло только благодаря умелому управлению, опирающемуся на знания человеческой психологии и достижений в области менеджмента.

Авторитетное мнение

Умение влиять на людей, используя психологические знания, умение помогать им развиваться и совершенствоваться– главное для руководителя. Если он умеет делать это, то он прекрасно справится с задачей и не только преуспеет сам, но и со временем создаст коллектив способных, хорошо подготовленных, увлеченных его идеями и преданных ему всей душой людей.

(Лоуренс Эппли, президент Американской ассоциации управления)

Обратная сторона закона

Безусловно, без знания современных технологий менеджмента и психологии, которые служат для получения четкого плана действий и направлены на решение конкретных целей, эффективное управление компанией невозможно. Но помимо этого необходимо помнить, что при конструировании человеческих отношений никогда не следует пренебрегать теми знаниями, которые были получены из личного опыта и общения с другими людьми.

Любому руководителю необходимо всегда быть в курсе новейших достижений в различных областях знаний и, в первую очередь, в области управления. Но это вовсе не означает, что каждый руководитель должен немедленно внедрять тот или иной новейший способ эффективного управления на предприятии, тупо следуя всем рекомендациям и соблюдая те правила, которые зафиксированы на бумаге, но еще не прошли испытания на практике.

В этом случае гонка за новизной и готовность к принятию всего нового рискует обернуться для компании финансовыми потерями. Важно из множества средств и методов управления выбрать прежде всего уже апробированные, наиболее эффективные и отлично зарекомендовавшие себя в сфере менеджмента. Эти технологии должны учитывать специфику деятельности компании и все многообразие человеческих отношений, которая положена в основу управления компанией.

Необходимо помнить, что иногда хороший менеджер может действовать неудачно, но намного реже плохой менеджер может достичь замечательного результата. В основе любого успеха всегда лежат знания (в том числе знания психологии общения и менеджмента), умноженные на опыт.

Притча

Жил в одном городе бедный еврей, занимался обычным ремесленным промыслом, но дела у него с каждым днем шли все хуже и хуже: он был на грани полного разорения. Большая семья перебивалась как могла, до тех пор пока не нагрянуло еще одно несчастье: у ремесленника один за другим стали от постоянного недоедания болеть дети.

В полном отчаянии ремесленник с последней надеждой обратился к мудрецу за советом:

– Вот ты мудрый человек, много повидал в жизни, скажи, почему судьба так несправедлива ко мне? Я честно работаю, не покладая рук от зари до зари, но моя семья голодает и от этого болеют дети, а мой труд никто не ценит. А другие ничем не лучше меня и даже работают меньше, а живут в достатке. Может, я что делаю неправильно? Как мне жить дальше, что нужно сделать, чтобы разбогатеть!

Мудрец подумал немного и сказал:

– Я помогу тебе, но для этого ты должен перестать роптать на судьбу и изменить свое отношение к жизни. Твое дело начнет приносить тебе прибыль, если ты будешь производить такой товар, который нужен людям и который красиво выглядит. Ведь для покупателя подчас главнее не содержание, а привлекательная форма. При продаже товара как можно больше хвали его, этим ты привлечешь больше покупателей. От них не будет отбоя – и ты сможешь немного разбогатеть.

Ремесленник поблагодарил мудреца за советы, пошел домой и постарался делать все так, как он сказал, хотя сам не очень верил, что из этого что-то получится. И совершенно напрасно, потому что через некоторое время дела у ремесленника действительно наладились. Он смог даже открыть собственную лавку, в которой всегда было много покупателей.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх