ЗАКОН 20 

ПОМНИ, ЧТО УМЕЮЩИЕ ВЫСЛУШАТЬ ПРАВЯТ ВСЕЛЕННОЙ

Не каждый способен выслушать своего собеседника до конца, так и не поняв сути разговора, а самое важное, как правило, размещается в кульминации беседы. Руководителю компании необходимо научиться выслушивать людей еще и потому, что так требуют нормы делового этикета, да и в глазах подчиненных такой руководитель будет выглядеть рассудительным и справедливым.

Толкование закона

Слишком часто руководитель надевает на себя маску неприступности, отказываясь выслушать кого-то из подчиненных. При этом он вряд ли осознает, что наносит непоправимый вред не только своей репутации, но и предприятию, которым он управляет. Может быть, кому-то подобное утверждение покажется странным, но тем не менее это так.

И нет ничего удивительного в том, что на первый взгляд отказ начальника выслушать незначительную просьбу своего сотрудника может иметь довольно серьезные последствия. Ведь все, что происходит на предприятии, так или иначе отражается на нем, на его работе. Сегодня начальник отказался выслушать одного подчиненного, завтра – другого. Через некоторое время это войдет в систему. При этом подчиненные будут стараться избегать руководителя, не будут подходить к нему не только со своими проблемами, но по возможности и с делами компании. Разумеется, что подобная тактика отразится весьма неблагоприятным образом на всей организации производства.

Умение выслушать своего подчиненного отличает истинного руководителя. Очень часто представитель начальства не желает снизойти до уровня того, кто обращается к нему с тем или иным прошением. Впоследствии этот работник наверняка станет источником негативной для руководителя информации, смысл которой будет весьма определенным.

Начальник часто не слышит просьб своих сотрудников. Он не поможет преодолеть личные трудности, а значит, и в профессиональной сфере он некомпетентен, поскольку может пустить все на самотек. Ведь не секрет, что личное и профессиональное у некоторых людей тесно переплетается.

Между тем, по элементарным правилам приличия руководитель все же обязан выслушать обратившегося к нему сотрудника. Часто начальники так и делают: слушают невнимательно, всем своим видом показывая, что они удостаивают большой честью сотрудника. При этом, разумеется, не вникают в реальную проблему подчиненного. Бывает еще и по-другому, когда начальник с самого начала выясняет, чего конкретно касается дело, и если оно на первый взгляд не затрагивает интересы компании, то скорее всего, будет выслушано весьма невнимательно.

Но ведь от того, как идут дела у сотрудников предприятия, напрямую зависят их работоспособность, а следовательно, и благополучие предприятия в целом. Разве можно игнорировать прошения своих сотрудников, которые обращаются к руководителю, возможно, видя в этом последнюю надежду?

Бывает и так, что руководитель соглашается поначалу выслушать своего подчиненного, но в процессе разговора он теряет интерес к делу, поскольку не может понять сути. Это неудивительно, если учесть, что некоторым людям свойственно пускаться в долгие запутанные объяснения. Если же человек испытывает сильное волнение, то он почти наверняка не сразу сможет понятно объяснить свою проблему. И руководитель, который сначала вроде бы искренне хотел выслушать человека и дать ему дельный совет, начинает выражать нетерпение и даже проявлять с каждым разом растущее раздражение.

Между тем, если руководитель все же выслушает и вникнет в суть проблемы своего подчиненного, если сумеет посоветовать ему что-то действенное, то он наверняка завоюет его уважение.

Образ

Священник-исповедник. Он не может осудить или одобрить того, кто ему исповедуется, он просто слушает его и тем самым помогает. Он может дать совет, но ни в коем случае не навязывает своего мнения. Он не может быть судьей. Он кажется исповедующимся справедливым и рассудительным, он – голос разума, отражение внутренних лучших качеств личности, имеющихся в каждом человеке.

Доказательства закона

«Самое плодотворное и естественное упражнение нашего ума– по-моему, беседа», – писал Мишель Монтень в своем знаменитом произведении «Опыты». – Из всех видов жизненной деятельности она меня принудила сделать выбор, я, наверное, предпочел бы скорее потерять зрение, чем слух или дар речи». По прошествии столетий люди так же ярко и образно понимают величайшие дары, которые, к сожалению, даны немногим, – умение говорить и слушать.

Следует особо отметить тот факт, что умение слушать встречается гораздо более редко, чем умение говорить. Может быть, потому, что говорящий человек имеет возможность демонстрировать свои лучшие качества, тогда как слушающий должен замечать их в других. Однако из того же произведения Монтеня можно вынести мысль, что, выставляя себя властелином этого мира, щеголяя своим умом и красноречием, субъект проявляет явную непорядочность. И едва ли справедливо будет осудить человека, который не желает быть свидетелем подобной демонстрации достоинств.

Но в то же время какое уважение испытываешь к тому, кто, занимая высокую должность или пользуясь славой и почетом, умеет понять другого, выслушать его и даже попытается помочь! И хотя находятся скептики, уверенные, что власть портит человека, и тот становится неспособным понять чужую беду, но примеры из истории показывают неверность этого утверждения.

Однажды во времена правления Екатерины II в один из святых праздников в Казанском соборе проходило моление и возносилось благодарение Господу. Сама императрица находилась здесь же. И вдруг увидела она следующую картину: одна женщина, небогатая, но знатного происхождения, упала на колени перед образом Божьей Матери, сжимая в руках какую-то бумагу. Екатерина удивилась и приказала подать себе эту бумагу. На ней была написана жалоба Пресвятой Деве Марии на... саму Екатерину, в которой говорилось о несправедливости императорского решения. Говорилось там также и о том, что утвержденное решение обрекало дворянку на нищенское существование, и она просила Божью Матерь, чтобы та просветлила сознание императрицы и открыла ей глаза на несправедливость.

Екатерина приказала дворянке явиться к ней через три дня, а за это время попросила из Сената ее дело и внимательно его изучила. Когда по прошествии указанного времени просительница пришла к императрице, та признала перед ней свою вину и приказала вернуть ей имение, а в качестве компенсации за моральный ущерб преподнесла дорогой подарок.

Часто бывает так, что люди, которые каким-то образом зависимы, стесняются подойти с прошением, так как боятся отказа. Все это идет от неумения руководителя выслушать и проникнуться теми же чувствами, которые испытывает человек, терпящий лишения. Ведь если кому-то один раз было отказано, то впоследствии он сам будет остерегаться обращаться с подобной просьбой, причем не только к конкретной персоне, но и к людям вообще. Между тем, способность сильных мира сего понять и помочь неизменно вызывает уважение, а память об оказанной услуге живет в сознании человека очень долго.

Во времена царствования Николая I произошла одна история. Он ехал по Невскому проспекту на санях. Дорога была мокрой и грязной от подтаявшего снега, и потому государь ехал очень медленно. Стал замечать он, что все вокруг улыбаются при виде его. Спросил он кучера о причине этого. Тот посмотрел назад и увидел, что за царскими санями сидит маленькая девчушка. Прицепилась она и едет, вся мокрая, грязью забрызганная, платье на ней старое, изношенное.

Обернулся государь, а девчушка не оробела и говорит ему:

– Дядюшка, не сердись на меня, видишь, какая я мокрая.

Государь приказал посадить ее рядом с собой и сказал:

– Коли меня ты дядюшкой назвала, то следует тебе и тетушку увидеть.

Он отвез ее в Зимний дворец, привел к императрице. Выяснилось, что девочка – круглая сирота, и государыня определила ее в Дом трудолюбия, а на ее имя начислила щедрое жалование, чтобы та не осталась без приданого.

Многие авторы разных поколений замечали, что человек, стоящий у власти, часто становится неспособным к сочувствию. Различные блага портят человека, становясь причиной его отчуждения от окружающих, от их бед и невзгод, которыми полна их жизнь. Но многочисленные исторические примеры показывают, что подобные предположения не являются абсолютно верными. Деньги, слава и почет, безусловно, испортят того, кто падок на внешние проявления благосостояния, однако они не смогут отрицательно воздействовать на личность истинно благородную. Те же, кто выявляет несправедливость властителей, либо плохо знают жизнь, либо сами были отвергнуты, и это сильно запало им в душу.

Порой бывает так, что руководитель отказывается выслушать проблему своего подчиненного, поскольку не верит в свою способность разрешить ее. Как хочется сказать таким людям, что часто для решения проблемы достаточно найти того, кому можно будет рассказать об имеющихся у тебя трудностях, чтобы этот человек понял и искренне посочувствовал, ведь никаких конкретных действий от него и не требуется.

Авторитетное мнение

Царское достоинство совершенно лишает государя дружеских связей и живого общения с людьми, а ведь именно в этом величайшая радость человеческой жизни».

Руководитель, который не интересуется делами своих подчиненных, на самом деле не интересуется делами своей компании.

Плох тот руководитель, который не осознает важность умения слушать.

Главное в любом деле – это люди, которые его делают.

Аркадий Иванов

Обратная сторона закона

Итак, руководитель, способный выслушать своего подчиненного, достоин восхищения. Однако всегда ли это так? Возможно, что существуют такие ситуации, где уникальный дар начальника может сыграть с ним злую шутку. Следует подумать и об этом.

Прежде всего руководителю необходимо ни в коем случае не допускать, чтобы подчиненные превращали его в «жилетку», в которую так приятно поплакаться. Конечно, тот, кто внимательно и в любое время привык выслушивать проблемы своих подчиненных, вряд ли будет испытывать их особое расположение, скорее, этим чувством будет презрение. Чтобы добиться уважения своих коллег, руководитель должен быть внимательным, но не настолько, чтобы это негативно отражалось на нем, и уж тем более внимательность не должна затрагивать интересы компании. Если же каждый подчиненный привыкает идти к начальнику с любой незначительной трудностью, значит, можно уверенно констатировать, что порядки на предприятии далеки от совершенства.

Руководитель должен воспитывать в своих подчиненных стремление быть инициативными работниками. Если же те привыкают советоваться с начальником по поводу любого незначительного нововведения, вместо того чтобы попробовать его в действии и потом доложить о результатах, то о процветании предприятия остается только мечтать.

Нельзя допускать и того, чтобы подчиненные в кабинете начальника подробно распространялись о своих личных трудностях. Если ситуация, о которой они хотят рассказать, никак не касается рабочего процесса, то начальник, конечно, может проявить участие и выслушать ее, но желательно в нерабочей обстановке. Иначе среди коллег может возникнуть «добрая» традиция, заслоняться своими личными проблемами от необходимости работать. Руководитель должен так поставить принцип работы своей компании, чтобы личные трудности, которые наверняка имеются у каждого человека, не мешали трудовой деятельности.

В целом же можно сделать вывод, что модель построения руководителем порядков на своей компании зависит от конкретной ситуации. Выражаясь несколько грубо, но тем не менее правдиво начальник никогда не должен позволять подчиненным «садиться себе на шею». Работники должны воспринимать личность главы компании с чувством уважения, но не подобострастия; в то же время они должны соблюдать некоторую дистанцию.

Байка

В одно солнечное весеннее утро на одном предприятии повисла атмосфера ожидания. Сегодня на место прежнего начальника должен был заступить новый. Он был лет на двадцать моложе предыдущего, и сотрудники с нетерпением и тревогой ожидали того, какие нововведения последуют с началом его деятельности.

Говорили, что за день до этого новый руководитель вызвал к себе одного старого работника, чтобы посоветоваться с ним по поводу организации рабочего процесса и формирования личного имиджа, о создании, так сказать, образа руководителя. Но разговор этот закончился не лучшим образом, потому что заслуженный работник выскочил из кабинета начальника весьма взбудораженный и явно нервничал.

Рассказывал он потом приятелям в курилке, что с самого начала посоветовал руководителю как можно меньше обращать внимания на просьбы подчиненных, дабы репутацию свою поддерживать. Прежний-то начальник так и делал, а этот почему-то разозлился.

– Ну да ладно, – проговорил заслуженный работник, – успокоится. А я через недельку-другую подойду к нему, да попрошу уважить. Отпуск бы мне продлить на недельку, как заслуженному работнику. Уж не откажет же он мне...








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх