|
||||
|
Вступление
Фокус или выбор правильного направления бизнеса«Фокус» – наверное, самое затертое слово в деловом жаргоне. Говорить о правильном выборе основного направления деятельности кажется совсем просто, но реализовать добрые намерения на практике довольно сложно. Вплоть до начала 1990-х о выборе основного направления бизнеса в Nokia не шло и речи, а ведь история компании уходит корнями в 1865 год, когда на юго-востоке Финляндии зародилась лесопромышленная индустрия. Позднее, в 1898-м и в 1912-м, начали свою деятельность две независимые компании – по производству резины и кабеля. Постепенно управление этими тремя компаниями сосредоточилось в руках одной небольшой группы. Окончательное слияние произошло в 1967 году и закончилось созданием весьма громоздкого конгломерата, известного нам сегодня как корпорация Nokia. Впрочем, даже тогда было трудно понять, чем все-таки занимается корпорация, поскольку в семидесятые годы в ее деятельности возникло еще несколько направлений: производство пластмасс, позднее – металлов и изготовление вентиляционных систем. Затем, в 1982 году, Nokia присоединила к себе компанию Finnish Chemicals. В общем, корпорация представляла собой типичный ворох никак не связанных между собой бизнесов. Семена той компании Nokia, которую мы все знаем, были посеяны только в 1980-х, когда продолжавшая расширяться корпорация сделала еще несколько приобретений, усилив свои позиции на новом рынке телекоммуникаций и бытовой техники. В 1988 году Nokia купила подразделение компании Ericsson, которое занималось базами данных. Эта сделка неожиданно привела к тому, что Nokia стала крупнейшей в Скандинавии компанией в сфере информационных технологий. В 1990 году Йорма Оллила, нынешний председатель совета директоров Nokia, был назначен руководителем отделения, которое должно было заниматься производством и продажей мобильных телефонов. Если верить интервью, данному им журналу Fortune, Оллила очень быстро оценил перспективы этого бизнеса: «Мое начальство сказало мне буквально следующее: „Мы даем тебе шесть месяцев, чтобы определить, что нам делать с этим бизнесом – продать его или что-нибудь еще“. Через четыре месяца я сказал им: „Нам ни в коем случае не следует продавать его“». Страстная убежденность Оллилы в перспективности развития именно этого направления бизнеса вскоре получила подтверждение, причем при довольно драматических обстоятельствах. В начале 1990-х, когда из-за глобального спада производства конгломерат был близок к банкротству, двумя его главными «подпорками» оказались именно департаменты телекоммуникаций и мобильной связи. В 1992 году Оллила стал председателем совета директоров – и начались перемены. В первый же год своего правления Оллила объявил, что главным направлением деятельности компании отныне становятся мобильные телефоны и телекоммуникации. Что еще важнее, он отозвал средства из утративших приоритет направлений. Словом, компания сфокусировалась на одних видах деятельности за счет других. Каков же был результат? Если вы взглянете на схему, отражающую структуру компании в 1988 и 2000 годах, вы увидите, что деятельность, связанная с мобильной связью и телекоммуникациями, расширилась от 10 процентов продаж до размеров всего бизнеса. Вот как это выглядело. Перемены в выборе основного направления бизнеса Nokia между 1988 и 2000 гг.Решение Оллила оказалось пророческим. Именно оно позволило компании подняться на гребне волны и обойти конкурентов. Подняться на гребне волны и обойти конкурентовФеноменально возросший спрос на мобильные телефоны привел к тому, что продажи компании с 1995 до 1999 гг. возросли в три раза, прибыли – почти в пять раз, а стоимость акций подскочила невероятно – в 25 раз за акцию. Но в отличие от многих находящихся в процессе активного развития компаний Nokia выплачивает хорошие дивиденды (они также возросли примерно в шесть раз), вместо того чтобы просто обещать их выплату в будущем. Nokia – Выплата дивидендов (указ. в евро)Быстрый рост мобильных технологий и стремительное увеличение спроса удивили всех – даже Nokia. Говорит Nokia
Теперь прогнозы компании куда смелее – более миллиарда к 2002-му. 2002 год был ознаменован появлением мобильного доступа в Интернет (WAP). Этот стандарт будет способствовать развитию мобильного Интернета и преобразованию мобильного телефона из голосового устройства в средство передачи разнообразной информации, причем акцент будет смещаться именно на второе направление. Говорит Nokia
Конечно, можно утверждать, что Nokia оказалась на нужном рынке в нужное время. Но перспективный рынок привлекает множество сильных конкурентов, а Nokia удалось их всех обойти. Истинная цена компании определяется на фондовой бирже, иногда оценка может оказаться слишком мягкой или, наоборот, жесткой, но никто никогда не скажет, что она необъективна. По оценкам фондовой биржи, с 1995 года стоимость ценных бумаг Nokia на рынке Скандинавии в два раза выше, чем у их главного конкурента – шведской компании Ericsson, и в десять раз выше, чем у американского гиганта Motorola. Что интересно, именно американский журнал Business Week назвал в 2000 году компанию Nokia мировым лидером в сфере высоких технологий. Перемена направления бизнесаГоворит Nokia
Цитата Матти Алахухта с легкостью резюмирует многочисленные причины удивительного успеха Nokia. Осознание постоянной необходимости перемен подтолкнуло Nokia к поиску и разработке новых рынков. Этот поиск нового иллюстрирует впечатляющий список «первых мест». Насколько мы можем заметить, акцент делался на совершенствование дизайна и технические инновации. Уверенность Оллилы в том, что мобильный телефон станет товаром массового потребления, требовала создания брэнда. Массовый потребитель любит брэнды и охотно их покупает, особенно новые брэнды. Компания, занятая в сфере высоких технологий, была вынуждена стать инновационной – с комплексным подходом к новому продукту. «Первые места» Nokia1992 Серия Nokia 100 – первое семейство мобильных телефонов для всех аналоговых сетей. 1992 Nokia 1011 – первый цифровой мобильный телефон для сетей GSM 1994 Серия Nokia 2100 – первые мобильные телефоны с базой данных, возможностью отправлять факсы и SMS 1996 Nokia 2000 Коммуникатор – первый компактный телефон «все в одном»: телефон, факс, календарь, электронная почта и Интернет 1997 Nokia 8001 – первый телефон с динамическим меню, поддерживающим SMS 1997 Nokia 3810 – первый мобильный телефон, созданный специально для азиатских потребителей, с графическим дисплеем и меню на азиатских языках 1997 Сотовый карточный телефон Nokia – компьютерная карта со встроенным мобильным телефоном GSM для приема голосовых и прочих сообщений на ноутбук 1998 Серия Nokia 5100 – первый мобильный телефон со съемной декоративной панелью 1998 Nokia 9110 Коммуникатор – первый мобильный терминал, поддерживающий беспроводную передачу изображений 1999 Nokia 7110 – первый мобильный телефон, поддерживающий протокол WAP 1.1, дающий доступ к мобильному Интернету 1999 Nokia 8210 – первый телефон, разработанный и запущенный в продажу при участии индустрии моды Сейчас компания на пороге следующего витка инноваций. Чтобы сохранить свои позиции на мировом рынке, Nokia придется совершить еще одну революцию и создать оборудование третьего поколения, в котором соединятся все направления мобильных технологий. Даже если вы считаете, что Nokia повезло оказаться на быстроразвивающемся рынке, никакой удачей не объясняется решение бросить все силы и средства на один фронт – мобильный Интернет. И последовательное успешное вытеснение с рынка конкурентов тоже не объясняется удачным стечением обстоятельств. На протяжении всей своей истории Nokia учится на своих ошибках и делает выводы. Эти выводы будут подробно рассмотрены в следующих главах. Поговорив с людьми, работающими в Nokia либо имеющими к ней отношение, я получил различные дополнительные сведения относительно предмета нашего исследования. Поскольку они не обязательно исходят из одного источника, я назвал их комментариями. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|