|
||||
|
ВступлениеИ снова Руперт Мердок Наверное, многие думают, что Руперт Мердок – это уже история. Когда в конце 1990-х начали в огромном количестве появляться интернет-компании, и вправду казалось, что он слегка отстал от времени (на тот момент, возможно, это соответствовало истине). На фоне остальных ключевых фигур масс-медиа-бизнеса он выглядел почти стариком. Он уже не притягивал к себе внимание журналистов, как в былые времена. Их интерес был обращен на других. Временами казалось, что Мердок – законченный аутсайдер. Создавалось впечатление, что золотые дни его News Corporation ушли в прошлое; компания, словно поверженный колосс, валялась в пыли, а вокруг сновали ее ловкие ровесники – начинающие фирмы. И все же он выстоял. Мердок – выходец из другой эры, самоотверженный всадник верхом на лошади-тяжеловозе. Как ни странно, он, обладатель новейших технологий, использует наравне с ними методы, от которых вот-вот откажутся. Мердок не чужд нового, однако он никогда не отказывался от старых традиций бизнеса. Со времени выхода первого издания этой книги в 1998 году Мердок, столкнувшись со значительным снижением доходов от рекламы и общемировым экономическим спадом, потратил много сил на спасение своей сетевой империи. В 2000 и 2001 годах на деловых равнинах дули холодные ветра. Доходы отмирали на корню. Прибыль усыхала, как деревья в пустыне. Рыночная стоимость компаний увядала. News Corporation Руперта Мердока не была исключением. Будучи прирожденным бизнесменом, Мердок и сейчас продолжает активно работать на мировом рынке. Почти год он потратил на заключение сделки с Hughes Corporation – дочерней компанией General Motors. Его последняя навязчивая идея – слияние телекомпании Sky Global Satellite и DirecTV – отделения Hughes Corporation. Часть программы-максимум Мердока – создание лучшей в мире глобальной спутниковой телевещательной системы. В случае удачи Мердок получит недостающую часть своей спутниковой головоломки – американский филиал своей интернет-компании, включающей BSkyB в Европе и Star в Азии. Приобретя DirecTV, Мердок одновременно получит и плацдарм для битвы против американских кабельных компаний, и обширную клиентуру. Когда вопрос о приобретении DirecTV только начинал обсуждаться, в США началась обычная в таких случаях паника по поводу заграничных конкурентов, угрожающих стабильности американского внутреннего рынка, – паника, надо сказать, не вполне обоснованная, так как в 1985 году Мердок сменил австралийское гражданство на американское, хотя News Corporation сохранила австралийскую регистрацию. Сенатор Джон МакКейн сказал об этой сделке, что она может привести к «появлению огромной корпорации, подобной которой не существовало со времен Уильяма Рэндольфа Херста». Из слов сенатора МакКейна, видно, что степень влияния Мердока на рынке мультимедиа особенно не изменилась. Он до сих пор остается кем-то вроде могущественного демона – хотя ему, наверное, польстило бы сравнение с газетным магнатом. В течение нескольких месяцев всем казалось, что Мердок осуществит эту сделку. В сделке участвовал консорциум ведущих американских компаний, в том числе Microsoft и Liberty Media, и цена, предложенная ими, равнялась приблизительно $70 млрд. В феврале 2001 года Financial Times сообщила, что сделка вот-вот будет заключена. И вдруг в марте председатель Hughes Corp. Майкл Смит на совещании инвестиционного банка Morgan Stanley в Нью-Йорке заявил, что «эта сделка для нас бесполезна, и мы не намерены продолжать. Вот так. Эта сделка для нас недостаточно выгодна. И точка». Смит также намекнул, что он поговорит об этом и с руководством других компаний. К обсуждению злополучной сделки в США вернулись только в мае, когда Мердок лично объявился в офисе руководства General Motors в Детройте. Однако в августе палки в колеса начали вставлять конкуренты – в бой вступила американская спутниковая телевизионная компания EchoStar со встречным предложением цены $22,6 млрд. Потом была атака террористов 11 сентября 2001 года, доходы News Corporation с рекламы резко упали, цены на акции компании поползли вниз, и сделка снова оказалась под угрозой. В деловой прессе сообщалось, что Мердока заставили понизить назначенную им цену примерно на $1 млрд. Аналитики прогнозировали, что доходы News Corp. снизятся. Акции компании продавались по самой низкой в том году цене, а из просочившегося в прессу меморандума Мердока было видно, что News Corp. «задраивает люки» и ужесточает контроль над ценами, чтобы перенести приближающийся кризис. Но у Мердока особый талант – он вытягивает выгодные сделки, как фокусник вытягивает кролика из шляпы. Во время написания книги Hughes Corporation все еще вела переговоры с EchoStar и News Corp. Может быть, мы еще увидим кролика по имени Sky Global Satellite / DirecTV. Однако, если сделка не состоится, это будет уже не первым провалом для Мердока за последние несколько лет. 7 сентября 1999 года принадлежащая Мердоку британская компания спутникового телевидения BSkyB объявила о том, что ведет переговоры с самой известной футбольной командой Великобритании – Manchester United. BSkyB на тот момент уже играла значительную роль в футбольной жизни Англии, так как владела правом на прямую телевизионную трансляцию матчей английской премьер-лиги. Вдобавок к этому она хотела купить самый престижный футбольный клуб страны. Этот лакомый кусок стоил $623 млн. Предложение было слишком выгодным, чтобы Manchester United могли отказаться, и, хотя вокруг многие были против, руководство команды согласилось. Но тогдашний министр торговли Питер Мэндельсон не поддержал сделку. В октябре он обратился в Комитет по антимонопольной политике. В марте оттуда пришел следующий ответ: сделка отрицательно повлияет на конкурентную ситуацию среди телевещательных компаний и вдобавок идет вразрез с общественными интересами, так как, по мнению членов комитета, в результате сделки понизится качество британского футбола. Министерство торговли и промышленности запретило сделку. Счет 1:0 в пользу комитета. В остальных частях империи News Corporation была предпринята запоздалая и несвоевременная попытка превращения корпорации в интернет-компанию. Был создан новый метод инвестиций в мультимедиа – epartners. Заключались сделки с компаниями, имеющими опыт в сетевом бизнесе, такими как Softbank, с целью предоставить американским интернет-компаниям доступ на рыночное пространство Великобритании, Австралии и Новой Зеландии. Ответственность за руководство преобразованием News Corp. в сетевую компанию нес сын Мердока Джеймс. Для Мердока это было чем-то вроде обращения Иоанна Дамаскина; ведь еще незадолго до этого он говорил, что Интернет «погубит больше фирм, чем создаст», и высказывал мнение, что акции интернет-компаний сильно переоцениваются на фондовых рынках. Мердоку надо было прислушаться к своему обостренному деловому чутью, так как эти его мысли подтвердил кризис интернет-индустрии, в результате которого множество компаний понесло серьезные убытки или вовсе было разорено. Одной из лопнувших компаний была eVentures – совместное предприятие News Corporation и Softbank. Прекратил свое существование и другой альянс – с сетевой компанией Healtheon / WebMD. В 2001 году была быстро свернута деятельность фирмы New Digital Media, – основанной для руководства производством и контроля за содержанием сайтов Fox Web, принадлежащих News Corporation, – и руководство веб-сайтами возвратилось к компаниям – участникам сделки – Fox Broadcasting Company, Fox Sports Television Group и Fоx News Channel. Похоже, Мердок намерен развивать сотрудничество с Интернетом, но в удобном для него темпе и только в рамках расширения уже существующих фирм. В личной жизни со времени первого издания этой книги фортуна была к нему переменчива. В апреле 2000 года было объявлено, что у Мердока рак простаты. К счастью, обследование показало, что рак был еще на ранней стадии. Мердок, почти не меняя своего рабочего расписания, прошел курс радиотерапии и, похоже, совершенно выздоровел. По последним сведениям, он скоро в пятый раз станет отцом. У его третьей жены Венди Дэнг, занимающей руководящий пост в News Corporation, это будет первый ребенок. Они поженились в 1999 году. Что касается остальных детей Мердока, журналисты уже давно гадают о том, кто же из них сменит Мердока во главе News Corporation. Дочь Элизабет, в которой некоторые видели главного претендента на отцовскую корпорацию, покинула свой пост в BSkyB и открыла собственное дело в Великобритании. Сын Джеймс – генеральный директор в азиатской компании средств массовой информации Star. Старший сын Лэхлан с октября 2000 года является заместителем руководителя административной службы News Corporation. Разумеется, вполне возможно, что это не будет ни Элизабет, ни Джеймс, ни Лэхлан. Бывшая жена Мердока, Анна Мердок Мэнн, предпочла бы, чтобы это оказалось именно так. Когда в интервью Australian Women's Weekly ее спросили, кто из ее детей лучше подходит на роль главы News Corporation, Мердок Мэнн, сейчас уже повторно вышедшая замуж, удивленно ответила: «На самом деле я бы хотела, чтобы ни один из них не оказался на этом посту. Нет, я, конечно, считаю, что они все такие замечательные, что могли бы суметь все, что захотят. Но я думаю, что с этим [наследованием] много будет трудностей и горестей. Для их возраста у них слишком напряженная жизнь». Не то чтобы, однако, ее устроило, если бы мантию Мердока унаследовала Венди Дэнг или ее отпрыск – она даже возможности такой не допускает. Журналисты могут строить догадки, но навряд ли есть много людей помимо Мердока, которые знают, кто в конце концов сменит Мердока. Может быть, он и сам этого не знает. А тем, кто следит за жизнью Руперта Мердока, остается лишь наблюдать развитие карьеры потенциальных кандидатов и размышлять. При взгляде на деятельность Руперта Мердока со времени первого издания видно, что характер его карьеры и стиль его руководства остаются неизменными. Мердок – величайший из современных мастеров по заключению сделок. Его империя продолжает расширяться. Несмотря на возраст и болезни, его одолевает непреодолимая жажда сделок и коммерции. Пока дело обстоит таким образом, разговоры о смене преждевременны. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|