• Подготовка к выступлению
  • Выступление
  • Наглядные пособия
  • Маленькие хитрости большого выступления
  • Глава 7. С ТРИБУНЫ

    Давайте с вами зададим себе вопрос: «Для чего нам нужны публичные выступления? Что это вообще такое?»

    Без публичного выступления не обходится ни один руководитель на предприятиях, ни один бизнесмен в своем бизнесе. Без них невозможно вести дела. Выступления помогают руководителям донести важные сведения до своих коллег, работников.

    Рассказывая все каждому человеку по отдельности, руководитель может что-то забыть, повторяя одно и то же несколько раз. На все эти разговоры уходит очень много времени, которые он мог провести с гораздо большей пользой для дела. Экономней, конечно же, собрать всех людей, заинтересованных в данном вопросе, и провести публичное выступление.

    Когда много слушателей, они намного свободнее и раскованнее себя чувствуют. Им есть с кем посоветоваться, высказать свое мнение и услышать, что думают по этому поводу другие. У людей будет возникать много вопросов, что идет на пользу руководителю – не придется объяснять каждому, а можно ответить всем сразу.

    Выступающему удобнее говорить, когда его слушают хотя бы несколько человек. Потому что аудиторией легче управлять, чем одним человеком. Парадокс? Да. Но читайте дальше. Например, представим такую ситуацию: большее количество присутствующих согласны с мнением выступающего, а другие нет. Здесь намного проще руководителю убедить вторую половину, так как они наверняка прислушаются к мнению первой половины.

    Не существует чертежей, схем или рецептов, подходящих для всех речей или для большинства их, как правильно вести выступления. Однако приведем несколько планов, которые могут быть применены в некоторых случаях.

    1. Изложение фактов.

    2. Высказывание соображений, вытекающих из них.

    3. Призыв к действиям.

    Многие одобряют такой план:

    1. Продемонстрировать нечто плохое.

    2. Показать, как это исправить.

    3. Предложить сотрудничество.

    Можно предложить и другой план:

    1. Добиться интереса и внимания.

    2. Завоевать доверие.

    3. Разъяснить слушателям достоинства вашего предложения.

    4. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать.

    Выступление перед публикой всегда является ответственным делом. Для того чтобы ваше стремление стать хорошим выступающим перед публикой быстро и успешно претворилось в жизнь, постарайтесь соблюсти четыре правила.

    ПЕРВОЕ: будет лучше, если вы начнете свою речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели. Думайте о том, какое значение для вас имеет выработка большей уверенности в себе и способности более убедительно говорить перед аудиторией.

    ВТОРОЕ: нужно твердо знать то, о чем вы собираетесь говорить. Если вы не обдумали, заранее не спланировали свою речь и не знаете, что будете говорить, вы не сможете чувствовать себя уверенно перед слушателями. Будете напоминать слепого, ведущего другого слепого. В этом случае неизбежно чувство смущения, вы будете чувствовать себя виноватым.

    ТРЕТЬЕ: будет нелишним, если вы проявите уверенность. Чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы всю жизнь только и занимались тем, что выступали на публике, напрягите для этого всю свою волю, и приступ страха сменится приливом мужества. Когда идете на трибуну, идите смело вперед. При выступлении стойте спокойно. Не надо нервными движениями застегивать и расстегивать пуговицы пиджака, делать какие-то суетливые движения.

    ЧЕТВЕРТОЕ: практикуйтесь! Даже если вы забудете все, что читали до сих пор, запомните: безошибочный способ сохранить уверенность в себе при выступлениях – это как можно больше говорить. В сущности, все в конечном счете сводится к основному моменту – надо практиковаться, практиковаться и практиковаться.

    Подготовка к выступлению

    Лучше, если подготовка к выступлению будет происходить в течение долгого времени, не откладывайте его до последнего момента. Когда вы собираете материал, будет лучше, если вы записываете все, что приходит вам в голову в связи с избранной темой.

    Стоит выбрать тему заранее – так, чтобы у вас было время обдумывать ее в свободные часы. Обдумывайте ее в течение всего дня. Пусть эта будет ваша последняя мысль, перед тем как вы заснете. Задавайте самому себе всевозможные вопросы по данному поводу. Если вы потратите немного времени на отбор и компоновку материала на заданную тему, вы сможете быть почти уверены в том, что ничего не забудете, ибо будете излагать собственные наблюдения, стремления, опыт.

    И самое главное – старайтесь не превращать свое выступление в абстрактную проповедь. Это вызовет скуку. Пусть ваш рассказ будет чем-то вроде слоеного пирога из конкретных примеров и высказываний общего характера. Вспомните, какие конкретные случаи вы наблюдали и какие общие истины, по вашему мнению, можно подтвердить этими примерами. Вы сразу убедитесь в том, что конкретные примеры значительно легче запомнить, чем абстракции, и что говорить о них гораздо легче. Они также сделают ваше изложение более живым и ярким.

    Некоторые люди, говоря о своих делах, совершают непростительную ошибку – касаются только тех сторон, которые интересуют их самих. Разве выступающий не должен попытаться выяснить, что представляет интерес не только для него, но и для его слушателей? Разве он не должен попытаться затронуть их личные интересы?

    В процессе подготовки постарайтесь изучать свою аудиторию. Подумайте о нуждах, о пожеланиях слушателей. Порой это обеспечивает половину успеха.

    При подготовке некоторых тем весьма рекомендуется кое-что прочитать, выяснить, что думали и говорили другие по тому же вопросу. Но не начинайте читать прежде, чем вы исчерпаете собственные мысли. Это очень важно.

    Многие руководители фирм дают своим секретарям подготовить речь к выступлению. Подготовка означает подбор ваших мыслей, идей, убеждений, побуждений, а не секретаря. Вам кажется это очень трудным? Но все они лежит в вашем подсознании, возникают ежедневно. Надо лишь немного сосредоточиться и мыслить целенаправленно.

    Выступление

    Начинать свое выступление новичку в этом нелегком деле рекомендуется с выбора для себя одного человека, на которого вы могли бы смотреть по ходу своего выступления. Для более опытных лучше, если они не станут бегать глазами по аудитории. У вас будет вид, что вы ищите помощи. Старайтесь не смотреть в потолок или в пол. Создавайте впечатление у аудитории, что вы обращаетесь ко всем. Ведите вашу речь в форме диалога. Рекомендуется для выступающего, чтобы он давал возможность слушателям задавать вопросы сразу, как только они возникнут, иначе потом люди многое забудут спросить и некоторые вопросы останутся невыясненными. Практика показала, что по ходу выступления вопросов задают намного больше, чем после него.

    Время для публичных выступлений лучше выбрать с утра или до обеда, когда у людей обострена внимательность. В это время они лучше усваивают полученную информацию.

    Неплохо, если за несколько дней до выступления оратор известит или пришлет приглашения тем, кого ему надо заинтересовать в рассматриваемом вопросе. Необходимо также сообщить о теме, которая будет затронута. Аудитория заранее подготовится к обсуждению. По ходу разговора она будет представлять вам свои примеры и больше задавать вопросов.

    Запомните, что слушатели усваивают в основном ту информацию, которая была в начале и в конце разговора. В начале своей речи лучше постараться создать такую обстановку, которая бы разрядила всех присутствующих, в том числе и вас. Затем напомнить собравшимся, для чего вы их сюда пригласили. В ход вашего рассказа не забудьте вставлять элементы юмора, но такого, чтобы он никого не смущал и был в рамках делового этикета.

    Обязательно следите за своей речью. Рассказывая о чем-то, старайтесь говорить доступным для всех языком, принимая во внимание профессию, возраст своих слушателей. Избегайте научных терминов, если они малознакомы другим. Говорите четко, без заиканий, не делайте больших пауз. Но можно поступить и так: сказали свою мысль – небольшая пауза, потом можете говорите дальше. Это делается для того, чтобы если у кого из аудитории возник к вам вопрос, он мог бы его задать.

    Никогда не давайте пустых обещаний. Поступи вы так пару раз – и в дальнейшем с вами могут отказаться сотрудничать. Пообещав же что-либо с трибуны, оратор в дальнейшем должен стараться выполнить то, что обещал.

    Оратор всегда должен стараться заинтересовать своих слушателей, следить за их реакцией, поведением, не допускать конфликтов. Конечно, у новичков этого может и не получиться, но попробовать все-таки стоит. Это в ваших интересах. Иначе все пойдет насмарку и никаких ожидаемых результатов ваше публичное выступление не принесет.

    По ходу своего разговора, для его лучшего восприятия, приводите простые жизненные примеры, которые ближе к нашей современной жизни. Постарайтесь закончить свое выступление плавно, не оставляя у других ощущения, что вы хотите сказать еще что-то. В конце оратор должен подвести итоги своей речи.

    Если руководитель рассказал все, что было у него по плану, и осталось еще время, можно спросить у аудитории, какие будут еще вопросы. На эти вопросы лучше отвечать глубже, чем вы ранее рассказывали.

    Общаясь с аудиторией, не подавайте виду, что вы волнуетесь. Держитесь уверенно, не нервничайте. Стойте спокойно, прямо. Не ходите из угла в угол. Так слушателям трудно сосредоточиться и внимательно вас слушать. Они будут только смотреть, как вы ходите.

    Не теребите пуговицы на пиджаке, ни в коем случае не кладите руки в карманы пиджака или брюк. Возьмите лучше ручку или указку, если вы в дальнейшем будете ей пользоваться.

    Первое впечатление у аудитории складывается по внешности оратора. Если он выглядит неопрятно, то и дела он так же ведет. Бизнесмен и руководитель предприятия на публичных выступлениях должны подходить к этому вопросу очень серьезно. Одежда должна выглядеть, конечно же, безукоризненно выглаженной, чистой. Никаких заплаток и оторванных пуговиц.

    Рубашка у мужчин белая, без рисунков, без полосочек или каких-нибудь орнаментов. Пиджак обязательно темный, хотя сегодня нередко допускаются и более светлые оттенки. Пиджак также без каких-либо навязчивых рисунков и полосок. Галстук подбирается под цвет пиджака и рубашки, правильно завязаный, он не болтается у вас на шее.

    Из украшений у мужчин допускаются часы и обручальное кольцо. Чем проще вы одеты, тем большее доверие обретете со стороны слушателей.

    Волосы руководителя предприятия или бизнесмена должны быть чистыми, хорошо подстрижены и уложены. Сейчас многие выступающие мужчины на волосы накладывают гель. Это тоже допускается. Лицо должно быть без щетины.

    Если оратор – женщина, то она тоже должна выглядеть опрятно. Многие женщины надевают костюм: белую блузку, пиджак и юбку. Юбка не должна быть слишком короткой. Ни в коем случае не надевайте вечернее платье. Прическа красиво уложена, косметика не должна быть вызывающей. Не допускаются лишние украшения, можно только надеть сережки, часы, обручальное кольцо.

    Женщины-руководители на публичных выступлениях должны выглядеть современными деловыми женщинами, а не разряженными куколками.

    Наглядные пособия

    На публичных выступлениях обязательно используйте необходимые плакаты, слайды, макеты, схемы, относящиеся к данной теме. Можно показать и небольшой фильм, также относящийся к вашей теме. Это поможет слушателям легче усвоить полученную информацию, поразмыслить над ней, увидеть собственными глазами, что это конкретно собой представляет. Но постарайтесь, чтобы наглядные материалы было всем хорошо видно, в том числе и людям с дальних рядов.

    Готовить необходимые материалы (слайды, схемы и т. д.) нужно заранее, за несколько дней до выступления. Если вы этого не сделаете сразу, в конце концов вы можете уже на выступлении вспомнить, что что-то забыли найти или приготовить, для того чтобы показать. За несколько часов до самого выступления проверьте, все ли у вас готово, ничего ли вы не забыли.

    Также перед выступлением следует проверить всю технику, которой вы будете пользоваться. Внимательно посмотрите, все ли работает, подключено ли необходимое оборудование, чтобы потом не было переполоха по поводу того, что что-то не работает.

    Стоять по отношению к макетам, плакатам, схемам и т. д. нужно так, чтобы всей аудитории было их хорошо видно. Не поворачивайтесь к слушателям спиной, когда показываете наглядные пособия. Это не этично, и людям будет неприятно. У всех сложится впечатление, что вы рассказываете сами себе.

    По ходу разговора показывайте слайды, схемы, плакаты или другое, что у вас имеется по этому вопросу. Если вам необходимо выделить на них какую-то деталь, воспользуйтесь указкой или ручкой. При этом встаньте справа или слева – как вам удобно – от того, что вы собираетесь демонстрировать всем.

    Маленькие хитрости большого выступления

    1. Зададимся вопросом: стоит ли пользоваться записями при выступлении? Как говорил Линкольн: «Они всегда утомляют и смущают слушателя». Возможно, вы будете чувствовать себя более уверенно, когда рядом будет находиться «шпаргалка» с вашими записями. Но она должна быть как можно более краткой. Заглядывайте туда только тогда, когда это необходимо, но старайтесь скрыть вашу слабость от слушателей.

    Однако, невзирая на все сказанное, бывают случаи, когда разумно пользоваться записями. Например, если вы первый раз выступаете перед аудиторией. Вы сразу начинаете теряться и забывать всю свою речь и из-за этого отклоняетесь от темы. Таким людям следует во время первых выступлений держать в руке несколько весьма кратких заметок.

    Имейте в виду, что не надо читать речь по бумажке и не надо пытаться заучивать ее наизусть слово в слово. В таких случаях вы будете пытаться вспомнить в точности все фразы, думать о написанном тексте, вывернув наизнанку обычный процесс человеческого мышления. Все выступление будет натянутым, холодным.

    2. Даты лучше всего запоминаются, когда они ассоциируются со знаменательными событиями, уже твердо закрепившимися в памяти.

    4. Как запомнить план своего выступления? Вы можете запомнить пункты выступления, ассоциируя их с чем-то укоренившимся в вашей памяти. Они должны быть расположены в таком логическом порядке, чтобы второй пункт неизбежно вытекал из первого, а третий – из второго столь же естественно, как дверь одной комнаты ведет в другую.

    5. Не повторяйте текст снова и снова, пока не вызубрите его наизусть. Будет лучше, если вы сначала прочитаете текст один или два раза, потом через некоторое время. Повторение таким образом, с интервалами, позволит вам запомнить текст. Постарайтесь просмотреть свои записи за несколько минут до выступления.

    6. Теперь представим такую ситуацию. В середине своей речи вы внезапно все забыли и не знаете, что вам делать дальше. Даже пятнадцать секунд для вас равносильны катастрофе. Что посоветовать в таком случае? Превратите последнее слово или последнюю фразу в начало новой. Например, вы говорили, что один служащий не продвигается по службе потому, что у него мало инициативы. И тут вдруг запнулись. Начинайте следующую фразу со слова «инициатива». Вероятно вы и не знаете, что дальше говорить, но все же начните. Даже такой поворот лучше, чем ничего. Пока вы механически произносите эти фразы, постарайтесь вспомнить, какой следующий вопрос был у вас в плане этого выступления. Таким способом нередко удается оживить многие речи, находящиеся при «последнем издыхании».

    7. Возможно, что вы никогда не научитесь выступать перед большой аудиторией, не испытывая некоторой тревоги перед самым началом речи. Но если вы проявите настойчивость, то скоро избавитесь от всех страхов, кроме первоначального, но и он тоже исчезнет через несколько секунд после начала речи.

    Люди, достигшие успехов в этой области, не обладали, как правило, необыкновенными способностями. Но они обладали настойчивостью и непреклонной решимостью. Они не отступали и достигали цели. Думайте об успехе в ваших выступлениях. Тогда вы будете делать именно то, что необходимо для его достижения.

    В речи имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет значение. Дело не столько в том, что вы говорите, а сколько в том, как вы это говорите.

    8. Многие выступающие игнорируют своих слушателей, смотрят поверх их голов или на пол. Они как будто бы говорят сами с собой. Такое поведение убивает беседу, оно также убивает и публичное выступление. Предлагаем вам говорить со слушателями так, как будто вы ожидаете, что они сейчас встанут и будут отвечать вам. Старайтесь, чтобы слушатели, по ходу вашего рассказа задавали вопросы. Тогда ваше выступление будет более интересным, особенно если вы покажете, например, слайды, плакаты и т. д.

    9. Не стоит никогда подражать другим. Когда вы говорите непосредственно, вы не похожи ни на кого на свете. Рекомендуем вносить в выступление свою индивидуальность, свою собственную, свойственную только вам манеру.

    Если вы желаете добиться максимума от своей индивидуальности, то было бы лучше выступать перед своими слушателями отдохнувшим. Уставший выступающий не обладает никакими магнетическими, привлекающими свойствами.

    10. Опытный бизнесмен, когда ему нужно выступить с важным сообщением, остерегается чувства голода и избыточной сытости. Советуем вам поесть, но умеренно.

    11. Если вы выступаете перед небольшой группой слушателей, соберите их лучше в небольшом помещении. Старайтесь сделать свое выступление немного интимным, неформальным, превратите его в беседу.

    12. Наверняка вас не затруднит позаботиться о том, чтобы воздух в зале был свежим. Максимально осветите помещение. При выступлении стойте так, чтобы свет падал вам прямо в лицо и слушатели могли ясно видеть ваши черты.

    13. Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, потому что в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Выступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Часто можно вообще обойтись без него. Приступайте прямо к сути вашего выступления, затратив на это минимальное число слов.

    14. Старайтесь избегать специальных терминов, выступая перед людьми, не связанными с вашей профессией, излагать свои мысли настолько просто, чтобы они были понятны даже детям. Повторяйте ваши главные мысли, но не повторяйте дважды одни и те же фразы. Рекомендуем насыщать свою речь разными примерами из жизни.

    15. Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что вы скажете в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить. Лучше было бы для вас не заключать свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Постарайтесь плавно закончить свою речь, но не оставляйте ее незавершенной и разбитой.

    Рекомендуем вам подготовить хорошее начало и хороший конец своего выступления и сделать так, чтобы они были связаны друг с другом.

    Желаем успехов в ваших выступлениях!








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх