|
||||
|
Глава 8. ВООРУЖИВШИСЬ ПЕРОМНа страницах научно-популярной литературы уже мелькает словосочетание «безбумажная информатика», и специалисты по ЭВМ рисуют светлые картины недалекого будущего, когда руководитель забудет, как выглядит обычное служебное письмо, украшенное штампом «входящий N...». Но пока что эти радужные перспективы довольно далеки от реальной жизни руководителя, в которой работа с почтой и всякого рода служебными записками занимает по-прежнему одно из главных мест. Мало кто из руководителей любит работать с бумагами, и вместе с тем даже самый умелый организатор не справится с поставленными перед ним задачами, если не сумеет с помощью деловой переписки организовать, например, своевременную поставку комплектующих узлов и деталей. Ежедневно на стол руководителя попадают десятки (по некоторым наблюдениям, от 10 до 120) документов, которые требуют его внимания. Документ – рецендент отображения фактов, событий, предметов, явлений, объективной и мыслительной деятельности человека. Он создается посредством письма, графика, рисунка, фотографии, звуко– и видео– записи на специальном материале (на магнитной ленте). Самая главная функция документа – длительная сохранность информации. С каждым документом руководитель должен ознакомиться, оценить возникшую ситуацию, принять решение и оформить его в виде указания-резолюции. С помощью резолюции на документе руководитель оказывает влияние на весь ход управленческой работы. Важно, чтобы они вписывались в существующую систему управления и не вносили в нее беспорядок. При хорошо поставленном делопроизводстве к руководителю попадают только действительно важные документы, указания по исполнению которых должны исходить непосредственно от него. Если документ касается стандартного вопроса, решение которого предусмотрено действующей системой, он может быть направлен непосредственно исполнителю без резолюции руководителя. Требования к документам, в том числе и к резолюциям на них, установлены Единой государственной системой делопроизводства. Еще одно требование – адресность резолюции. Определяя адрес указания, следует соблюдать правило централизации ответственности. Целесообразно устанавливать ответственного за решение, который может привлечь других, или же четко определить рамки ответственности каждого. Это способствует повышению исполнительской дисциплины, ликвидирует возможность «отфутболивания» вопроса от одного работника к другому. Если задача сложна и ее решение требует участия нескольких исполнителей, подчиненных руководителю, в резолюции появляется несколько адресатов. Очень важно четко определить содержание управленческих действий, которые должны быть выполнены в связи с рассматриваемым документом, а также показать свое отношение к ситуации и возможные пути решения вопросов. Резолюция должна быть исчерпывающей, чтобы исключить дополнительные обращения исполнителя к руководителю за разъяснениями. В то же время руководитель знает, что в управленческой работе имеется так называемое поле свободных действий. Чем выше квалификация исполнителя, тем большую свободу действий ему следует предоставить. Все это, несомненно, учитывается при наложении резолюции. Очевидно также, что резолюция не должна вступать в противоречие с другими резолюциями, т. е. решения необходимо взаимоувязывать, подчиняя их общей задаче повышения эффективности производства. Итак, резолюцию следует писать четко, конкретно и в то же время кратко. При этом она должна содержать все необходимые элементы: адрес, содержание действия, порядок его выполнения, форму контроля, подпись и дату. Очень важно выбрать правильный стиль изложения – корректный, соответствующий служебной этике. Вообще, во всех организациях служебные документы идут в три потока: входящие, исходящие и внутренние. Также они делятся на инициативные и ответные. Любой документ можно отнести в соответствии со сроками хранения к оперативным (до 10 лет длительностью хранения) и постоянным (45, 50, 75 лет). Для документов длительного хранения должен быть переплет. Для изготовления документов используются поля. Левое поле должно быть 35 мм от края листа, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм. Существует 29 реквизитов, объединенных в формуляр. Образец может располагать реквизиты как угловым, так и продольным способом. Между реквизитами 2–3 интервала, в зависимости от наполняемости документа.
Также существуют такие организационные документы, как устав, учредительный договор, положение о предприятии, о структурном подразделении, о персонале, структура и штатная численность предприятия, штатное расписание, должностная инструкция, правила внутреннего распорядка. Документ структуры и штатной численности предприятия содержит информацию о наименовании структурных подразделений и должностей, о штатной численности этих должностей. Документ визируется руководителями структурных подразделений (например, главным бухгалтером, начальником ОТЗ и другими), подписывается заместителем руководителя предприятия, утверждается руководителем предприятия, его подпись заверяется печатью. Документ пересматривается по мере необходимости. Наибольшие изменения вносятся приказом по основной деятельности. Документ действует до замены новым и хранится постоянно. Теперь рассмотрим штатное расписание. Особенностью оформления этого документа является указание в реквизите утверждения на штатную численность и месячный фонд заработной платы. Распорядительные документы делятся на приказы по основной деятельности, распоряжения и указания, постановления и решения. Все эти перечисленные документы строятся по единому принципу и имеют реквизиты 06, 08, 09, 10, 12, 17, 19, 21, 23, 27. Эти документы в тексте имеют констатирующую и распорядительную часть, которая начинается с глагола распорядительного действия. Распорядительные документы имеют постоянный срок хранения. К информационно-справочным документам относятся служебные письма всех разновидностей: акт, протокол, объяснительные записки, служебные и докладные записки, справки, телеграмма, телефонограмма, факс и прочее. Протоколы оформляются на бланках организации и содержат следующие реквизиты: наименование организации, наименование вида документа, дата заседания, номер протокола, место заседания, гриф утверждения (если протокол подлежит утверждению), заголовок к тексту, текст, подписи. Заголовок – это название протоколируемого мероприятия (совещание, заседание, собрание) и наименование коллегиального органа. Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной. Вводная часть содержит постоянную информацию (председатель, секретарь, присутствовали) и переменную (инициалы и фамилии председателя, секретаря и присутствующих). При необходимости указываются должности присутствующих, инициалы, фамилии и должности лиц, приглашенных на совещание. Основная часть текста строится в соответствии с вопросами повестки дня. Построение записи обсуждения каждого вопроса повестки дня осуществляется по схеме: слушали, выступили, постановили (решили). Эти слова печатаются прописными буквами. Служебная переписка включает множество видов и разновидностей писем: запросы, предложения, извещения, напоминания, уведомления, сопроводительные и гарантийные письма, приглашения, заказы, заявки, претензии и другие. При подготовке любого письма необходимо соблюдать этику служебной переписки. Расскажем немного подробнее о служебной переписке. Письмо-предложение предназначено для того, чтобы привлечь внимание читающего, пробудить его любопытство, стимулировать интерес. При написании данного письма особенно нужно делать акцент на описание товара, его качества, результаты пользования. Это письмо должно заставить читающего изменить настроение с «хотел бы это иметь» на «мне это нужно». Сделать акцент на чувство или логику. В завершение лучше сформулировать желаемые конкретные действия читающего. Письмо-отказ составляется на претензию или предложение клиента или партнера. Цель данного письма – отказать так, чтобы сохранить партнерские взаимоотношения. В начале пишут нейтральные комментарии того, с чем вы согласны, но нужно избегать слов «однако», «но», «к сожалению». Затем перечислите причины отказа ясно и правдоподобно, без чрезмерных и лишних объяснений и извинений. Из причин логически вытекает сам отказ. Циркулярные письма направляет вышестоящая организация подчиненной, они носят распорядительный характер, обязательной для исполнения. В гарантийных письмах дается гарантия качества работ, сроков выполнения заказа, оплаты товаров и услуг. Особенностью таких писем является наличие двух подписей: руководителя и иного заинтересованного лица. Обязательна постановка оттиска печати. Сопроводительные письма составляются при отправке адресату каких-либо документов или материальных ценностей. В тексте должны содержаться дополнения, пояснения. Наличие 20 реквизита обязательно. В письмах-подтверждениях подтверждается факт чего-либо. Договорное письмо – это разновидность сопроводительного письма, оно подтверждает факт отправки договоров или контрактов. Письмо-просьба содержит просьбу, показывает заинтересованность в ее скорейшем выполнении и заранее выражает благодарность за усилия по ее исполнению. Письма-напоминания пишутся в тех случаях, когда не удается с помощью телефонных переговоров или личного контакта получить необходимый результат. В тексте говорится о возможных мерах, которые будут приняты за невыполнение принятых обязательств. Информационные письма должны своевременно информировать о свершившемся факте. В данном письме нужна подпись референта и секретаря и лишь при большей значимости излагаемых факторов – руководителя. Приглашения адресуются коллективному или индивидуальному адресату. Часто используются трафареты, в которых от руки пишут причину приглашения, фамилию, имя и отчество приглашенного, день, время события и иная необходимая информация. Коммерческие письма пишутся от имени юридического лица при заключении и выполнении коммерческой сделки. Теперь поговорим о регистрации документов, которая означает фиксацию факта создания или поступления документа путем проставления на нем индекса и даты с последующей записью необходимых сведений о документе в регистрационных формах. Регистрация документов необходима для учета количества документов, обеспечения их сохранности, возможности ведения контроля исполнения, облегчения поиска документов в информационно-справочных целях. Документы специальных (функциональных) систем документации (плановые, бухгалтерские и др.) регистрируются в соответствующих подразделениях. В службе ДОУ на этих документах ставится только дата поступления. Регистрация документов должна быть однократной, т. е. документы не регистрируются повторно в структурных подразделениях. Входящие, исходящие и внутренние документы регистрируются отдельно. Регистрационный индекс входящих и исходящих документов включает порядковый номер в пределах регистрируемого массива документов, индекс по номенклатуре дел (порядковый регистрационный номер, номер дела, в которое будет подшит документ или его копия – для исходящих документов). Внутренние документы при регистрации делятся на группы по видам документов, каждая из которых регистрируется отдельно. Порядковые номера присваиваются документам в пределах каждой регистрируемой группы. Для внутренних документов обычно применяется простая порядковая нумерация. А теперь мы хотим дать вам несколько советов, которыми вы можете воспользоваться. 1. Будьте безжалостны к служебным архивам. Лишние архивы мешают найти нужную бумагу не только вам, они снижают эффективность работы и ваших подчиненных. Приучите своих подчиненных спокойно относиться к уничтожению старых бумаг, и в вашем подразделении сразу станет легче дышать и в прямом, и в переносном смысле. 2. Доверяйте секретарям. Они должны не просто собирать корреспонденцию и передавать вам, но должны служить фильтром на пути бумажного потока, рвущегося в ваш кабинет. Прямая обязанность секретарей – отбирать из общей массы только те бумаги, которые требуют вашей личной немедленной реакции. Остальные разрешите им самим распределить между подчиненными. 3. Стремитесь мыслить позитивно. Вместо того чтобы и дальше горевать по поводу избытка бумаг, лучше начните сокращать их количество, не откладывая дело в долгий ящик. Итак, переходите на «бумажную диету». Она непременно укрепит ваше здоровье! |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|