Глава 7

Как повысить свой доход

Дело не в том, сколько это стоит. Дело в том, сколько за это готовы заплатить.

(Харви Маккей)

Вспомним еще раз пункты плана из главы 5. Первый пункт: экономить 10 % своего дохода. Элементарно. Если, конечно, жизненные ценности человека не запрещают ему навсегда избавиться от рабства нищеты и обстоятельств. Пункт второй гласит: помещать сэкономленные деньги в рост на сложные проценты. С этим уже сложнее. Хотя, уверен, у большинства людей все же имеются, хотя бы и смутные, представления о возможностях вложения денег. Например, купить квартиру и сдавать в аренду. И цены на недвижимость растут, и арендная плата – тоже лыко в строку...

Способов вложения денег существует множество, но более подробно об этом будет рассказано в следующих главах, а сейчас я бы хотел обратить внимание читателя на пункт под номером три: увеличивать свой доход. Легче сказать, чем сделать, скажете вы?

Понятно, что видов деятельности и источников дохода существует бесчисленное множество. Существуют, однако, и общие принципы, следование которым способно решительным образом увеличить ваши заработки независимо от рода занятий. Настоящая глава как раз и посвящена краткому изложению этих принципов.

В первой главе уже критиковался подход типа «каждому – по труду». Чуть ниже я еще вернусь к этому бреду, а пока для затравки, что называется, изложу несколько советов, которые любой наемный работник может хоть завтра начать применять для увеличения своих заработков.

1. Интересуйтесь не правами, а обязанностями.

Если вы слишком сильно концентрируетесь на своих правах, то далеко не продвинетесь.

2. Если вам оплачивают восемь часов – работайте десять.

Делайте всегда больше, чем от вас ожидают. Поразите всех вокруг. Но даже если работодатель не увидит вашего усердия и не захочет вас вознаграждать, вы все-таки приобретаете нечто, что поможет продвинуться дальше: трудовые навыки преуспевающего человека. Одного миллионера, так и не получившего аттестат о среднем образовании, пригласили выступить с речью в школу, в которой он когда-то учился (но не доучился). Он сказал: «Просто не знаю, почему я здесь нахожусь. Я ведь не получил никаких ученых степеней и работал только по полдня всю свою жизнь. Пожалуй, я посоветую вам поступать так же.

Работайте по полдня каждый день. А какие именно полдня, это уж не важно... первые двенадцать часов или вторые двенадцать часов».

3. Делайте все безотлагательно.

Если и есть главный секрет успеха, так это способность делать невероятно безотлагательными повседневные поступки. Действуйте по принципу «так быстро, как только возможно!». Обратите этим фактом на себя внимание.

4. Будьте надежны и ответственны.

Вы невероятно повысите свою значимость в глазах работодателя, если он будет уверен, что, поручив вам любое дело, сможет забыть о нем – так как вы его обязательно выполните. Если вы надежны, как швейцарский банк, то и ваша ценность будет соответствующей.

5. Делайте все добросовестно.

Все, что вообще стоит делать, нужно делать хорошо. Чудесный совет от Бодо Шефера: «Всегда представляйте, что некий миллиардер наблюдает за Вами и решает, будете ли Вы работать в качестве партнера в его фирме».

6. Станьте незаменимым.

Возьмите на себя ответственность и за то, что не входит в ваши прямые обязанности. Расширяйте сферу своего влияния. Добровольно вызывайтесь выполнять задания.

7. Если возникли проблемы, вызывайтесь добровольно.

Тот, кто хочет больше зарабатывать, не может обходить проблемы стороной.

8. Повышайте свою квалификацию.

По некоторым данным средний выпускник вуза прочитывает менее одной книги в год, зато проводит не менее трех часов у телевизора ежедневно. И это касается людей с высшим образованием! Если вы будете прочитывать одну книжку по своей специальности в течение месяца, то очень скоро ваша квалификация будет поражать воображение окружающих.

Ну, а теперь вернемся к концепции «каждому – по труду». Это предполагает, что существует некоторая – раз и навсегда определенная или легко вычисляемая – ценность того или иного труда. Типа «количество человеко-часов умножить на базовую ставку труда и умножить на коэффициент квалификации равно столько-то денег». Получите, распишитесь. Бред, да и только.

Программисты 1С в Москве получают до 1500 долларов в месяц, а, скажем, в Нижнем Новгороде – дай Бог, половину. Но ведь у последних и рабочий день не меньше, и сама программа 1С – та же самая, а что касается квалификации... так в Нижнем Новгороде работает несколько фирм, программирующих для Intel, Motorola и прочих американских компаний. Американцев квалификация нижегородских программистов устраивает. Цены за это – тоже. Оффшорное программирование называется.

«Оплачивается не труд, а альтернатива», – сказал кто-то. Такая формулировка уже гораздо лучше описывает происходящее. У провинциального программиста есть альтернатива – отправиться в Москву, начать работать за московскую зарплату, жить при этом на съемной квартире и платить за нее... как раз ту разницу, которую ему недоплачивает работодатель в его провинции. Но на самом деле и такая модель не в полной мере отражает действительность.

Если уж зашла речь о программистах, то приведу такой пример. О зарплатах программистов 1С сказано выше, а вот программисты так называемых ERP-систем (например, SAP) могут получать за свои труды в 3–5 раз больше. Если для вас эти аббревиатуры ничего не говорят, то поверьте мне на слово, что разница в квалификации между первыми и вторыми несущественна. Отчего же такая разница в оплате труда? Да просто система 1С стоит несколько десятков тысяч рублей, а упомянутый SAP – несколько сотен тысяч долларов. Платить программисту годовую зарплату, равную стоимости приобретаемой системы, никто, разумеется, не будет, а вот для обслуживания дорогущего продукта теоретически можно и раскошелиться на специалиста – это не сильно скажется на общих затратах. Так что труд – это такой же товар, как и любой материальный продукт – от зубной щетки до автомобиля, – и здесь действует тот же самый рыночный закон спроса и предложения.

Хорошим следствием из этого является возможность резко повысить спрос на самого себя (и свой доход соответственно), если следовать известным маркетинговым принципам. Так что если вы последуете вышеизложенному совету (№ 8) регулярно читать для повышения своей квалификации, то обязательно включите в свой список и книги по маркетингу!

Один из способов резко повысить уровень своего дохода – это прослыть специалистом. Ведь фокус в том, что судить о вас – специалист вы или нет – будут дилетанты. Вернемся к примеру с программистами.

Решение о внедрении того или иного программного обеспечения и, соответственно, о необходимости платить специалистам – такое решение будет принимать руководитель предприятия. Он – не программист и ничего в этом не смыслит.

Представим, однако, что этому руководителю нужно выбрать между двумя программистами (не важно, идет ли речь о найме на постоянную работу или о размещении заказа сторонней – аутсорсинговой – фирме). Чем он должен руководствоваться при выборе? Он может, конечно, поинтересоваться рекомендациями, но, предположим, такая возможность отсутствует или имеющиеся рекомендации одинаково хорошие. Можно также сравнить цены (запросы о зарплате). Самое интересное, что люди склонны верить, будто дороже – значит лучше. Особенно это касается серьезной разницы в ценах.

Другими словами, если один программист за свои услуги просит X рублей, а другой – 2?X, то есть вероятность, что второго сочтут значительно более компетентным! Разве не смешно? Тем не менее это правда. Однако если цена второго будет лишь на 10 % превышать цену первого, то скорее всего сработает обратная реакция и клиент захочет воспользоваться «скидкой» первого.

Манипулирование ценой – это поразительный в своей простоте способ создать о себе мнение как о специалисте, однако только лишь на это уповать не следует. Слишком ненадежно. В то же время если программист, предлагающий свои услуги за 2?X рублей, присовокупит к своему резюме или портфолио пару журнальных статей за своим авторством, то его, без сомнения, сочтут высококомпетентным специалистом – даже те, кто ни бельмеса не поймет в этих его статьях! Пиар, однако.

Можно повышать свой доход разными путями – важно только сделать это своей целью. Осмотритесь в поисках новых источников денег. Задайтесь вопросами: чем еще вы можете зарабатывать деньги? как вы можете продать ваши знания? какие вы можете придумать новые идеи для заработка денег? Записывайте все идеи получения дохода, которые вам приходят в голову – какими бы смешными они вам ни казались. Самое главное не прекращайте увеличивать свой доход до тех пор, пока не накопили достаточно денег, чтобы жить на проценты.

Основные тезисы главы

? Если вам оплачивают восемь часов – работайте десять.

? Делайте все безотлагательно и добросовестно. Сделайте девиз ВВС США своим собственным девизом: «Трудные задачи выполняем немедленно, невозможные – чуть погодя».

? Повышайте свою квалификацию, станьте незаменимым.

? Помните, что труд стоит столько, сколько за него готовы заплатить.

? Вы можете повысить свой доход, зарекомендовав себя специалистом. Это несложно, если не забывать, что зачастую специалист – это тот, кого таковым считают дилетанты.

? Оглянитесь в поисках новых источников денег. Не прекращайте увеличивать свой доход до тех пор, пока не сможете жить на проценты.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх