|
||||
|
Тема 1. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ МАРКЕТИНГА1.1. Эволюция концепции маркетингаПодчеркивая актуальность концепции маркетинга в современных условиях хозяйствования, английский маркетолог Г. Хардинг отмечает: «Для истинного предпринимателя вера в Маркетинг подобна вере адвоката в букву Закона и вере врача в клятву Гиппократа». Маркетинг – сложная социально-экономическая категория, которая имеет много аспектов: ? организационно-технический; ? управленческий; ? экономический; ? социальный; ? идеологический; ? политический. В силу этого в экономической литературе не существует единого определения маркетинга. Известно более 2000 его дефиниций, например: – маркетинг – это наука о предпринимательстве (японские бизнесмены); – маркетинг – это умение и искусство трансформировать нужды и запросы потребителей в конкретные формы и услуги (Ф. Котлер); – маркетинг – это управленческий процесс, направленный на определение, предвидение и удовлетворение потребностей клиентов, ориентированный на получение прибыли (Лондонский институт маркетинга); – маркетинг – это процесс планирования и практического осуществления разработки идей, товаров и услуг, формирования цен на них, стимулирования их сбыта и распределения для реализации обмена, удовлетворяющего целям индивидов и организаций (американская Ассоциация маркетинга); – маркетинг – социальный процесс, в рамках которого отдельные члены общества и группы удовлетворяют различные потребности и желания путем обмена товаров и других ценностей между собой (Д. Миттлер); – маркетинг – это менеджмент, ориентированный на рынок (П.Ф. Дракер); – маркетинг – это процесс планирования и осуществления концепции цены, выхода на рынок и сбыта идей, товаров и услуг в целях обмена и удовлетворения как потребностей клиентов, так и осуществления целей предприятия (П.С. Завьялов); – маркетинг – это философия управления, которая ведет к получению прибыли через удовлетворение потребителя путем сосредоточения внимания всей компании на долгосрочном и гибком определении сферы деловой активности, рынка, целевых групп потребителей, главных стратегических целей (Ф. Банфер); – маркетинг – это интегрированная функция менеджмента, преобразующая потребности покупателя в доходы предприятия (Д.И. Баркан), и т.д. Цель менеджмента определяется системой хозяйствования (табл. 1.1). В рыночной экономике существует маркетинговая концепция менеджмента, так как маркетинг становится важнейшей функцией предприятия. Таблица 1.1 Цели менеджмента в зависимости от системы хозяйствования ![]() В истории развития маркетинга выделяют пять концепций (табл. 1.2). Таблица 1.2 Концепции развития маркетинга ![]() Сходство представленных в табл. 1.2 концепций определяется тремя общими положениями: – маркетинг – это философия рынка; – маркетинг – это система управления, совокупность служб которой полностью берет на себя ответственность за осуществление производственно-хозяйственной деятельности; – маркетинг – это ориентированное мышление, обеспечивающее эффективное ведение сбытовых операций и направленное на потребителя. Современные теоретические подходы к маркетингу сопоставляются в табл. 1.3. Таблица 1.3 Современные теоретические подходы к маркетингу ![]() В современных условиях концепции маркетинга получают дальнейшее развитие: ? в основе концепции стратегического маркетинга лежит ориентация на потребителей и конкурентов: удовлетворение нужд потребителей и одновременное достижение превосходства над конкурентами путем создания товара с лучшими потребительскими параметрами или установления более низкой цены; ? в основе концепции социально-этичного (общественного) маркетинга лежит ориентация на удовлетворение потребностей не только отдельной личности, но и всего общества в целом, что связано с современными экологическими, сырьевыми, энергетическими и другими проблемами человечества. Происходит согласование прибылей предприятия, потребностей покупателей и интересов общества; ? в основе концепции маркетинга отношений (максимаркетинга) лежит ориентация на максимальное укрепление индивидуальных отношений с потребителями на базе широкого использования современных телекоммуникационных средств; ? в основе концепции маркетинга в информационной среде лежит ориентация на прямой контакт с потребителями и обеспечение постоянного диалога с ними; ? в основе концепции территориального маркетинга лежит ориентация на создание и поддержание престижа территории в целом: представлений о привлекательности сосредоточенных на ней природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов и о богатстве возможностей для их реализации и воспроизводства; ? в основе концепции глобального маркетинга лежит ориентация на интернационализацию рынков, на восприятие их не в качестве отдельных рыночных сегментов, а как единого целого, где потребители вовлечены в приобретение широко известных и зарекомендовавших себя товарных марок. Руководство эффективно работающих российских предприятий рассматривает маркетинг как: – философию бизнеса; – «образ мышления»; – концепцию управления; – методологию рыночной деятельности; – «образ действия», включающий принципы, функции, средства, методы, организацию управленческой деятельности в условиях рынка. В сферу применения маркетинга сегодня входят: – товары и услуги; – типы потребителей: личность, предприятие или организация; – внутренний и внешний рынки; – области рынка: товарная, денежно-финансовая, трудовая; – отрасли предпринимательства: промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспортные перевозки, образование и т.д.; – стороны некоммерческой деятельности (маркетинг идей, маркетинг трудовых мест и т.д.). Типичными проблемами маркетинга для современных российских предприятий являются: ? недостоверная информация; ? неэффективное планирование; ? внезапные изменения ситуации на рынке; ? вмешательство государства, правовых органов; ? непредвиденные действия конкурентов; ? недостаточное финансирование маркетинга; ? внешнеторговые проблемы; ? низкое качество товаров; ? наличие избыточных или недостаточных мощностей; ? падение спроса; ? вытеснение товара конкурентами; ? проблемы сбыта; ? юридические разногласия с конкурентами, потребителями, поставщиками, посредниками; ? банкротство покупателей, поставщиков, агентов по сбыту; ? проблемы материально-технического обеспечения; ? изменение сегментации рынка; ? недостаток квалифицированных кадров; ? экологические проблемы; ? проблемы потребления товаров, и др. Ранжирование управленческих проблем на основе прямой зависимости величины их рисков от срочности решения приведено в табл. 1.4. Таблица 1.4 Ранжирование управленческих проблем ![]() * Величина рисков оценена по 10-балльной шкале с точки зрения срочности решаемых проблем. 1.2. Принципы и функции маркетингаПринципы маркетинга обусловливают общую направленность целей предприятия в области маркетинга. Принципы маркетинга – исходные положения рыночной деятельности предприятия, предусматривающие знание рынка, приспособление к рынку и активное воздействие на него. К основным принципам маркетинга относятся: ? ориентация на потребителя; ? комплексность; ? гибкость и адаптивность; ? обеспечение стратегии производства через воздействия рынка; ? нацеленность на перспективу; ? программно-целевой подход; ? нацеленность сбытовой деятельности предприятия на достижение конечного практического результата. Организация маркетинга на предприятии предполагает использование функций маркетинга при взаимодействии предприятия с рынком. Функции маркетинга – совокупность видов деятельности, направленных на обеспечение эффективной деятельности предприятия (рис. 1.1). ![]() Рис. 1.1. Функции маркетинга Представленные на рис. 1.1 функции маркетинга образуют группы функций. В пределах каждой из них решается определенный круг задач (табл. 1.5). Таблица 1.5 Задачи, решаемые в пределах маркетинговых функций ![]() Совокупность функций представляет собой процесс маркетинга, обеспечивающий условия для успешной работы предприятия на рынке (рис. 1.2). ![]() Рис. 1.2. Организация процесса маркетинга Для организации эффективной деятельности необходимо рассматривать следующие функциональные связи маркетинга на предприятии: ? производство – маркетинг – организацию труда, использование материалов и оборудования, создание товаров требуемого качества и в нужных количествах, по разумной цене и в оговоренные сроки. Учитываются производственные мощности предприятия, опыт и знания персонала и т.д.; ? финансы – маркетинг – решение финансовых вопросов, осуществление бюджетного контроля, планирование нормативных издержек и прибыли; ? снабжение и сбыт – маркетинг – контроль выполнения заявок, уровня и состояния товарных запасов, закупки материалов и т.д.; ? кадры – маркетинг – подбор и обучение кадров в соответствии с задачами рыночной деятельности. 1.3. Цели и методы маркетингаСовременный маркетинг ориентируется на справедливое замечание П. Дракера: «Маркетинг – это работа компании с точки зрения клиента». Сущность маркетинга наиболее полно отражена в следующем правиле: «Производите и продавайте только то, что безусловно найдет сбыт, а не пытайтесь заставить купить то, что Вам удалось произвести». Она отражена в целях маркетинга, представленных на рис. 1.3. ![]() Рис. 1.3. Цели маркетинга Цели маркетинга должны быть: ? достижимыми; ? понятными; ? поддающимися ранжированию; ? согласованными с общими целями и задачами предприятия; ? контролируемыми; ? ориентированными на определенные сроки их достижения; ? предусматривающими средства морального и материального стимулирования их выполнения. Задача предприятия, действующего на принципах маркетинга и использующего его функции, – управлять рыночным спросом и воздействовать на него. Именно спрос лежит в основе методов маркетинга, представленных в табл. 1.6. Таблица 1.6 Характеристика методов маркетинга ![]() Методы содержат следующие обязательные элементы современного промышленного маркетинга: – определение потребностей клиентов; – выбор приоритетных групп потребителей; – проектирование товаров или пакета услуг; – повышение рентабельности производства. С помощью указанных методов решаются следующие задачи маркетинга: – определение наиболее подходящего для предприятия рынка, соответствующего его ресурсам; – обеспечение разумного использования этих ресурсов для разработки, производства и продажи товаров и услуг по экономически обоснованным ценам с целью привлечения максимально возможного числа потенциальных покупателей. 1.4. Информационное обеспечение маркетингаДля принятия любого решения необходима информация. Алгоритм принятия решений в маркетинге приведен на рис. 1.4. ![]() Рис. 1.4. Укрупненный алгоритм принятия маркетинговых решений Подготовленное в соответствии с рис. 1.4 решение должно содержать информацию о среде и параметрах маркетинга. Предприятие должно грамотно реагировать на изменения внешней и внутренней среды (рис. 1.5). ![]() Рис. 1.5. Информация о внешней и внутренней среде, учитываемая при выработке маркетинговых решений Параметры маркетинга делятся на две группы: ? контролируемые (управляемые и направляемые) параметры; ? неконтролируемые (находящиеся за пределами возможностей предприятия) параметры. Маркетинговые параметры приведены на рис. 1.6. ![]() Рис. 1.6. Параметры маркетинга 1.5. Управление маркетингомУправление маркетингом – важнейшая функциональная часть общей системы управления предприятием, направленная на достижение согласованности внутренних возможностей предприятия с требованиями внешней среды для обеспечения эффективной деятельности. К задачам предприятия, действующего на принципах маркетинга, относятся: – подчинение контролируемых параметров в свою пользу; – приспособление к неконтролируемым параметрам своего ассортимента, политики цен и т.д. Управление маркетингом рассматривается в следующих направлениях: • управление деятельностью – управление предприятием как открытой системой при развитии его коммуникативных связей с рынком. Ответственность за принятие маркетинговой концепции управления предприятием несет высшее руководство; • управление функцией – реализация принципа «от нужд производства – к нуждам рынка» при тесной взаимосвязи всех функций менеджмента – производственной, финансовой, кадровой и т.д. Ответственность за функционирование маркетинговой системы предприятия возлагается на высшее руководство, менеджеров по маркетингу; • управление спросом – создание и удовлетворение спроса потенциальных покупателей. Ответственность за формирование эффективного маркетинг-микса (маркетинговых усилий) как механизма управления спросом несет продукт-менеджер по работе на целевом рынке с некоторым товаром, группой товаров, продуктовой линией. 1.6. Организационные структуры маркетингаОрганизация маркетинга существенным образом зависит от размера предприятия и его управленческой ориентации: ? крупные компании, ориентированные на маркетинг, создают отделы маркетинга с достаточно детализированной структурой и большим числом работников; ? малые предприятия выполняют все виды маркетинговой деятельности (продуктовую, коммуникативную, исследовательскую и др.) силами штатных менеджеров по маркетингу. Организация маркетинга на малых предприятиях возможна в следующих направлениях: –> возложение маркетинговых функций на одного из наиболее подготовленных работников предприятия; –> проведение некоторых маркетинговых мероприятий (рекламной кампании, исследования рынка и т.д.) совместно с другими малыми предприятиями; –> приглашение консультантов и экспертов для совместного решения некоторых проблем предприятия. Цель отдела сбыта заключается в организации управления процессом реализации. Отдел маркетинга имеет своей целью организацию управления динамикой взаимодействия производителей и потребителей. Принципиальное различие задач этих отделов представлено в табл. 1.7. Таблица 1.7 Задачи отделов сбыта и маркетинга на предприятии ![]() Существуют различные организационные структуры маркетинга: традиционная, или функциональная, структура, в которой отношения базируются на вертикальных связях «руководитель – подчиненный»; по признаку товарной номенклатуры, а также региональная, сформированная по географическому признаку (рис. 1.7 а – в). ![]() Рис. 1.7б. Структура по признаку товарной номенклатуры ![]() Рис. 1.7в. Региональная структура Желательно использование дивизионального подхода к управлению, когда предприятие работает на нескольких рынках, в результате чего формируются самостоятельные «точки прибыли» (дивизионы, отделения). Создается комплекс рыночных направлений, внутри которых образуется собственная структура маркетинговой службы. Сравнительный анализ различных организационных структур маркетинга представлен в табл. 1.8. Таблица 1.8 Сравнительный анализ организационных структур маркетинга ![]() Цели отдела маркетинга должны гармонично сочетаться с целями других подразделений предприятия, чтобы способствовать достижению общей цели предприятия (табл. 1.9). Таблица 1.9 Взаимодействие службы маркетинга с другими службами предприятия ![]() Специалисты в области маркетинга занимают на предприятии особое положение, обеспечивая связь с внешней средой, рынком, потребителями, посредниками и т.д. Требования, предъявляемые к таким специалистам, делят на три уровня: 1) наличие необходимых знаний, навыков и уровня компетенции для выполнения функциональных задач; 2) наличие желательных знаний, навыков и уровня компетенции для аналитической работы; 3) наличие возможных знаний, навыков и уровня компетенции в области деловой информированности, что связано с перспективами экономического, технического и социального развития предприятия. Любая выбранная предприятием организационная структура должна отвечать следующим требованиям: ? гибкость, мобильность, адаптивность; ? простота; ? соответствие масштабов, сложности структуры маркетинговой службы профилю деятельности предприятия, характеру производимых им товаров; ? ориентация на конечных потребителей; ? предоставление работникам службы должных прав. Для мотивации персонала службы маркетинга можно рекомендовать использование модели «4С» (рис. 1.8). ![]() Рис. 1.8. Модель мотивации персонала Каждое предприятие должно разработать должностные инструкции для работников службы маркетинга. Основные должностные функции менеджера по маркетингу включают: ? создание работоспособного коллектива, занимающегося маркетингом; ? сбор и оценка рыночной информации; ? совершенствование концепции маркетинга и его стратегии; ? непосредственное планирование маркетинга и управление им; ? подготовка смет расходов по маркетингу; ? оценка конкурентоспособности товара; ? разработка рекомендаций по усовершенствованию товара; ? рекомендации относительно размещения, упаковки и торговой марки товара; ? установление конкурентоспособного уровня цен; ? рекомендации по ценообразованию и скидкам; ? непосредственное рыночное взаимодействие; ? организация обучения в области маркетинга и сбыта; ? контроль и совершенствование сбытовой сети; ? планирование послепродажных услуг и гарантийного обслуживания; ? поиск новых рынков; ? подготовка маркетинговых планов по экспорту; ? внедрение маркетинга во все подразделения предприятия. Российская и зарубежная практика свидетельствует о том, что эффективность управления маркетингом повышается при совмещении стратегического и конъюнктурного управления (табл. 1.10). Таблица 1.10 Сравнительная характеристика стратегического и конъюнктурного управления предприятием ![]() ![]() Ситуации для анализа1. Несколько лет назад одна фирма предложила потребителю многофункциональное изделие, в котором на базе единого компактного электромотора использовалась система нескольких насадок. Изделие выполняло ряд функций по домашнему хозяйству, в том числе и мини-пылесоса. Цена была приемлемой. Первоначально спрос нарастал, однако вскоре покупатели стали игнорировать товар и его сняли с производства. Впоследствии на базе этого изделия был создан компактный пылесос, в основном используемый хозяйкой на кухне. Товар имел большой успех на рынке. Объясните ситуацию. Учтите, что первый товар содержал около 8-ми функций, а стоил всего в 3 – 4 раза дороже второго. 2. На примере конкретного предприятия объясните различия в принятии решений по управлению предприятием с позиций производственной, сбытовой и маркетинговой концепций. 3. Разработайте перечень вопросов, которые вы задали бы руководителям туристической фирмы, торговой компании при получении задания проанализировать, как выполняется маркетинговая функция в каждой из этих компаний. 4. Определите, какие методы маркетинга следует использовать в следующих ситуациях: – планируется расширение использования замороженных фруктов и овощей на российском рынке; – фирма, выпускающая спортивные тренажеры, предполагает расширение объемов продаж; – новороссийская фирма «Алекс» собирается выпускать дельтапланы. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|