• Глава 1. Отбор персонала и формирование команды
  • Глава 2. Обучение
  • Глава 3. Руководство командой
  • Глава 4. Мотивация
  • Глава 5. Практикум
  • Часть третья. Принятие решений в области создания потенциально успешной команды

    В процессе твоего тренинга, ты учился работать над собой, ставить цели, планировать собственное время. Разбирался с тем, как эффективней принимать решения в различных ситуациях. Ты получил некоторое количество поддерживающих рекомендаций для развития успешной деятельности. Существует еще один вид мощной поддержки, который не может заменить ничто. Это те люди, которые рядом с тобой двигаются к общей цели. Те, кто в любой момент твоей жизни могут подставить свое плечо, предложить возможность решения, о котором ты, может быть, и не подумал. Такая группа людей называется «Команда». Не просто так, это слово с большой буквы. Создание команды имеет большое значение в любом процессе. Как ты думаешь, с кого начинается команда? Запиши несколько вариантов ответа в свою тетрадь. Через некоторое время мы вернемся к этому вопросу. Следующий вопрос. Что такое команда в твоем понимании, и какой ты ее видишь? Опиши свою команду как можно подробней. Все ее качества: профессиональные и личностные. Как строятся и складываются отношения между членами команды? Как распределяются обязанности? Как решаются вопросы? Чем подробней станет твое описание, тем эффективней пройдет для тебя данный блок тренинга. Следующим этапом станет описание коллектива, в котором ты на данный момент вращаешься. Сделай это на отдельном листке. Когда завершишь оба процесса, проведи сравнительную характеристику двух результатов.


    Кроме того, раздели по своему усмотрению обе колонки на положительные и отрицательные качества. И помни о том, что то, что ты считаешь отрицательным, и есть та самая задача, над которой предстоит работать все команде, а тебе в первую очередь. Начни с себя. Ты принял решение создавать свою команду? Тогда начни с себя. Ты – первый!

    Глава 1. Отбор персонала и формирование команды

    Ты начинаешь данный блок своего тренинга с успешным багажом. Ты принял некоторое количество решений по поводу достижения собственной цели, наметил пути роста личности и профессиональной карьеры. Ты имеешь представление о том, какой может быть твоя команды. Можно сказать, что ты создал видение собственного будущего. Твоя задача – разработать тактику, по которой и осуществится то, о чем ты написал в собственной тетради. Ты не можешь создавать команду на пустом месте. Для начала необходимо иметь само место, на котором и родится твоя команда. Мы с тобой определились и с тем, что в этой команде, первый – ты. Пойдем дальше.

    Первое, что ты делаешь, – определишься с количеством участников твоей команды. Для начала ты можешь создать ядро. Впоследствии по мере необходимости ты сможешь привлекать новых.

    Второе – составишь таблицу приоритетов, по которой ты станешь отбирать людей в свою команду. Понятно, что на первом месте окажутся те параметры, которые наиболее важны для достижения поставленной тобой цели. Только учти, что команде в первую очередь необходимо осознать, что каждый приходит именно для того, чтобы цель оказалась достигнута. И на этом движение вперед не завершится.

    Исходя из тех качеств, которыми должен обладать игрок твоей команды, во второй колонке отмечай по балльной шкале. Для окончательного решения тебе останется только начертить системный график, поставить точки на шкале и произвести сравнительную характеристику соискателей на место в твоей команде. Результат окажется перед твоими глазами. Приплюсуешь личное расположение (только исходя из действительной пользы) и получишь необходимый результат.


    Для удобства создания сравнительных графиков можешь расписать каждый показатель характеристик на подпункты. Получив данные о каждом игроке команды, ты можешь создать общую картину о каждом человеке. Перед тобой встанет вопрос о том, кого именно оставить, а кому ответить «нет». Что ж, это мы с тобой уже проходили в одной из предыдущих глав. Просто вернись к собственным записям и предоставленным тебе ранее рекомендациям. Нашел то, что тебе важно повторить? Великолепно. Если появились новые мысли или вопросы, то запиши все это в собственную тетрадь. Возможно, в процессе получишь и ответы.

    Имея возможность выбора будущих игроков своей команды, ответь в первую очередь на следующие вопросы.

    1. Кто тебе нужен (исходя из профессиональных нужд)?

    2. Кто из профессионалов, уже имеющихся среди твоих коллег, тебе подходит?

    3. Кто из кандидатов (учитывая их профессиональные навыки) сможет быть игроком команды?

    4. Кто из них желает быть игроком команды (не всегда твои желания совпадают с желаниями твоих собеседников)?

    5. У кого из кандидатов имеются реальные и конкретные результаты?

    Получив ответы на все вопросы от каждого соискателя и суммировав их, ты увидишь реальные шансы и перспективы своей будущей команды. Твоя задача – видеть в первую очередь перспективу каждого игрока в команде, его возможности сотрудничества в команде, готовность идти к общей цели, не забегая вперед и в то же время не оттягивая всю команду назад из-за собственной нерасторопности. Если перед тобой во время собеседования оказались неординарная личность, профессионал или человек, обладающий талантом в определенной области, то принимай решение с той мыслью, насколько такой человек своей работой ускорит продвижение всей команды в целом. Возможно, есть смысл рассмотреть данную кандидатуру, принять его в команду, чтобы влить свежую кровь в устоявшийся коллектив. Такое решение может эффективно сказаться на общих результатах уже давно сложившейся команды. Подбирай в свою команду не просто хороших людей. Выбирай компетентных, профессиональных, творчески мыслящих и уверенных индивидуумов. Ты стремишься к успеху, тогда зачем ты принимаешь в свою команду нытика? Только потому, что тебя об этом попросило вышестоящее руководство? Отстаивай свое право самостоятельно подбирать игроков команды, идущей к успеху. Объясни своему руководству, что только мощная команда креативно мыслящих профессионалов, уверенных в достижении поставленных целей сможет привести всю компанию к успеху. А, разбавляя сложившиеся команды или, не дай Бог, создавая новые путем приема на работу некомпетентных сотрудников по причине того, что это хороший знакомый, пусть посидит, в результате может прийти к развалу и срыву сроков. Во всяком случае постарайся договориться о том, чтобы такой «полезный» товарищ был принят с испытательным сроком, разумеется, четко обговоренным. Внимательно присмотрись к качеству работы данного сотрудника. И обо всех результатах его деятельности доложи руководству за некоторое время до окончания испытательного срока. Если ты не имеешь возможности принимать участие в собеседовании при приеме на работу новых сотрудников, то, зная, что твоему отделу, за успешную работу которого ты отвечаешь, необходим сотрудник, договорись с руководством о том, что твое мнение о том, насколько перспективен новый человек с разных точек зрения, станет учитываться при принятии окончательного решения.

    Поставь точную дату для того, чтобы сверить, насколько эффективно движется к поставленной цели созданная команда. Ты не можешь утверждать, что через месяц у тебя есть команда.

    Ты можешь только увидеть, что ты сделал верный выбор и доверил свой успех и успех всей команды именно этим профессиональным игрокам. Если через месяц сотрудничества твои проблемы и производственные задачи вместо того, чтобы разрешаться, множатся, остановись и спроси, что не работает или кто не работает. Разбор полетов всегда начинай с себя. И только с положительных результатов. Они есть всегда.

    Так как тебе в команду нужны сильные и высокопрофессиональные игроки, то тебе необходимо постоянно повышать собственную квалификацию и развивать личностные качества. Только собственный постоянный рост открывает возможность для привлечения лидеров в команду.

    Всегда помни о том, что только высокая квалификация даст определенный результат и повысит эффективность работы. Зачем тебе в команде посредственности, не желающие расти и раскрываться? Откажись от плохих работников. Пусть твою команду будет составлять меньшее количество сотрудников, выполняющее больший объем работ в силу своей компетентности и активности, нежели ленивые, неорганизованные и безответственные непрофессионалы.

    Донеси до каждого сотрудника, каких результатов ты ожидаешь от работы всей команды в целом и от деятельности каждого в частности. Соответствуй принятым правилам, выполнения которых ты требуешь от всего коллектива. Правила и законы едины для всех. Будь открытым и искренним примером для каждого игрока всей команды. Видя твои результаты воочию, твоя команда станет стремиться к большим достижениям.

    Поощряй желания профессионального роста, повышения квалификации или освоения смежных профессий у членов твоей команды. Устраивай обучающие тренинги, семинары и курсы. Дай возможность всей команде выйти на более высокий профессиональный уровень. При таком подходе поставленные цели станут достигаться в более короткие сроки и с максимальной выгодой для каждого и всей компании в целом.

    Находись в постоянном поиске неординарных личностей. Привлекай к работе команды специалистов высокого уровня. Только это плюс доброжелательные и партнерские взаимоотношения в команде дадут тебе шанс создать команду лучших из лучших.

    Обращай пристальное внимание на личность и черты характера претендента, на место в команде. Только при условии собственного желания и активной постоянной работы над собой слабые и неуверенные личности имеют возможность достичь каких-либо результатов. У тебя нет времени заниматься психоанализом и создавать программы для повышения уверенности отдельно взятого человека. Перед тобой стоят совершенно другие задачи. Ты создаешь команду профессионалов, лидеров. Поэтому выбирай сильных, обладающих лидерскими качествами. Помни о том, что и у сильных личностей бывают слабости. Нет предела совершенству. Разница в том, что лидер осознает собственные слабости и может с ними справляться. А слабый не стремится ничего менять. Простой пример. Лидер, читая эту книгу, выполнит упражнения, рекомендации и станет применять в жизни все то новое, что откроет для себя. Слабый, прочитав и выполнив некоторые упражнения, почувствовав дискомфорт, отложит книжечку в сторону, заявит о том, что ничего нового он не узнал. Куда проще сидеть в собственном болоте и сетовать на сложности жизни. Лидер, получив урок, осознает его и станет действовать. Определи для себя сильные и слабые черты характера. Можешь сделать это в виде таблице. С ней тебе станет виднее, над чем стоит поработать еще.


    Ты можешь продолжить данный список, дополнив его собственными категориями, тем, что ты считаешь важным в каждой личности. Создавай собственные образы и помни о том, что самое важное – это твое отношение. Идеальных людей не бывает. Поэтому у каждого есть возможность для развития и роста. Только лидер пользуется данной возможностью, а слабый человек ее может просто и не увидеть.

    Обрати внимание на то, как кандидат в твою команду вовлекает тебя в разговор, в собственный рассказ, переживания. Вовлечение во что-либо – тоже лидерское качество. Только помни о том, что лидер может успешно вовлечь тебя в игру под названием «Жертва» и манипулировать тобой. Если ты вовремя пресечешь это, то вы станете достойными партнерами.

    Понятие «вовлечение» можно заменить другим – «способность оказывать влияние». Чем именно тебя привлекает данный человек? Каким образом он оказывает влияние на тебя и сможет оказать его на других? Чем он пользуется, чтобы быть влиятельным? Собственным положением? Мотивацией (материальной или ищет подход к каждому)? Собственными результатами и достижениями? Или, может быть тем, что постоянно растет и развивается как личность? А может, его интуиция настолько развита, что он чувствует успешные и выгодные течения, идет в них, а окружающие его люди, видя это, идут за ним? Обрати внимание на то, что для такого человека является приоритетом. Кто влияет на его решения и на кого имеет влияние он сам? Если за ним, как в сказке крысы за дудочкой Нильса, идет колонна безвольных и слабых, так ли силен это человек? Или действительно тот коллектив, в котором данный кандидат проявляет свои лидерские качества, имеет право считать себя командой лидеров. Командой, во главе которой стоит более мудрый и сильный вожак. Сильный лидер точно знает, куда он идет, где цель и как ее достичь. Поэтому важно поставить перед каждым новым лидеров, пришедшим в твою команду, непосредственную цель, достижение которой приведет всю команду к общему результату.

    Как ты думаешь, какое восприятие мира у лидера? Может ли он находиться в постоянном состоянии жалости к себе, не преходящем чувстве вины и самобичевания? Да ты что? Вот здорово! Совершенно верно. Лидер может быть расстроен, может злиться и испытывать гнев. Может плакать и быть сентиментальным романтиком. И при этом лидерство подразумевает то, что сильный человек принимает собственные ошибки как приобретение бесценного опыта. Он не станет казнить себя и винить. Даже на гильотину лидер пойдет с высоко поднятой головой, с чувством собственного достоинства и уверенностью, что впереди еще масса успешных дел. Гильотина – собственное руководство, обиженная и обделенная вниманием часть собственной семьи. Можешь предложить собственные варианты. Напомню, что лидер ко всему подходит с определенной точкой зрения. У любой проблемы есть решение. Лидер всегда ищет новые возможности решения, всегда готов, настроен на успех и открыт тому, чтобы начать все сначала, с чистого листа. В этом и есть позитивный настрой. Зачем тратить энергию на сомнения, переживания, вину? Лучше остановиться, проанализировать то, что имеешь, принять то, что есть. Поставить новую цель, откорректировать план действий или, разработав новый, приступить к действию. Это по лидерски. Имею то, что имею. И что дальше? Твой кандидат, обладающий таким отношением и качеством характера, сможет пойти к таким вершинам, о которых некоторые даже и не мечтают. Такой человек не ограничивает себя. А если и увидит рамки, то преодолеет их путем профессионального роста и развития собственной личности. Только он сам сможет себя ограничить. Только вряд ли это когда-нибудь произойдет. Для позитивно настроенных лидеров не существует невозможного. Для них есть правило: «Невозможное – возможно». Дело времени. Такие лидеры получают одинаковое удовольствие как от пути к цели, так и от полученных результатов. Своим позитивным настроем лидер заряжает все вокруг себя. Результаты ты сможешь увидеть через достаточно короткий срок. Стань таким, если в твоей команде пока нет такого человека.

    Ты создаешь команду. Сколько в ней будет человек? Помни о том, что рядом станут работать разные люди. Гармония, доверие и доброжелательность важны между сотрудниками. Если кто-то станет тянуть одеяло на себя, то в скором времени твоя команда засядет в окопы. Тебе это зачем? Важно иметь в команде человека, умеющего работать с людьми. И быть таким самому. Как ты налаживаешь контакты, как общаешься, как отдаешь распоряжения, как слушаешь каждого? Все это имеет огромное значение в команде. Тебе необходимо найти подход к каждому. И если ты не умеешь работать с людьми, то и результатов не дождешься. Если такая способность отсутствует, то подбирай человека, обладающего талантом общения и умения работы с людьми. И всегда помни о том, что как ты относишься к другим, так и они станут относиться к тебе. Это правило зеркала.

    Подбирай в свою команду одаренных и талантливых людей. Смотри на потенциал человека, на то, насколько он готов выполнять поставленные перед ним задачи, насколько сильна его позиция в отношении стремления к собственному успеху и успеху всей команды. Наличие талантов и отсутствие самодисциплины приведут к тому, что такой человек в момент, когда будет необходима максимальная концентрация на рабочем процессе и получении результатов, просто не сможет продолжить работу. Если претендент на место в твоей команде обладает талантами, способен организовать себя и при этом просто не уверен в собственных силах, то поддержи его. Может, он просто нуждается в дополнительном обучении. Дай ему эту возможность. Может, одобрение и понимание важны для него. Предоставь ему свое время для общения, поговори с ним, будь доброжелателен и раскрывай его способности. Если ты действительно видишь перед собой сильного человека, обладающего всеми необходимыми качествами для работы в твоей команде, то создай благоприятную обстановку для того, чтобы все это проявилось в полной мере во время партнерства в команде. Этот человек пришел к тебе, доверил собственный успех. Дай ему шанс, воспользуйся возможностью получить великолепный результат своему будущему партнеру по команде и себе.

    Обязательно выясни весь опыт работы и результаты претендента. Все его достижения, все процессы обучения. Обрати внимание на то, есть ли у него опыт работы в командах, каких результатов она достигла. Только профессионал, обладающий лидерскими качествами, сможет представить впечатляющий послужной список.

    Уверенность – качество, присущее лидеру. Если ты не почувствовал этого во время собеседования, присмотрись к кандидату пристальнее. Тебе надо, чтобы за ним пошла вся команда? А он не уверен в себе и собственной силе и талантах? Если это почувствовал ты, то и твоя команда тоже увидит эту неуверенность. И что дальше? Лидер уверен, и никак иначе. Это чувство, исходящее от него, воспринимается всеми вокруг. Спокойствие, легкость, позитивный настрой – вот слагаемые уверенности. И если такими качествами обладает твой соискатель, то, следовательно, он сможет разглядеть подобное в других, что тебе и нужно. Это твой человек.

    Теперь поговорим о дисциплине. В твоей команде творится беспорядок, имеются постоянные срывы сроков по результатам? Ты уверен, что вы занимаете лидерские позиции. Дисциплина – это результат ответственности и обязательств. Если их нет, то о какой дисциплине может идти речь? Дисциплина приводит к тому, что создает в некоторые моменты дискомфорт. Приходится платить своим временем, отдыхом и некоторыми отношениями за собственный успех и результаты. Приходится прощаться с ленью, страхом и нежеланием что-либо менять в своей жизни. При этом ты перестаешь сожалеть о том, что упустил свой шанс и не воспользовался имеющимися возможностями. Что лучше, сожалеть об упущенном или радоваться достижениям? Только через дисциплину ты получишь результат. Ты создаешь команду лидеров, так соответствуй ей по всем параметрам. Дисциплина занимает ведущие позиции в ранге качеств, присущих сильным личностям.

    В одной из предыдущих глав мы с тобой говорили о времени. И если ты до сих пор не разобрался с собственным органайзером и не планируешь время, то продолжать тренинг дальше просто бессмысленно. Вернись к главе «Тайм-менеджмент» и выполни все задания и рекомендации. У тебя есть ровно 2 часа на это. Засекай время и запиши здесь, в котором часу ты продолжишь свое занятие: > ч </emphasis> мин. До встречи.

    Тренинг продолжается. Посмотри на часы, ты вовремя? Или у тебя очередной срыв по времени? Благодарю тебя за то, что ты самостоятельно разбираешься с собственными срывами и ответственно подходишь к взятым обязательствам.

    Время – это составляющая дисциплины. Вернее, умение им распоряжаться и навык планирования. Насколько эффективно каждый игрок твоей команды использует отведенное ему время? Насколько качественно и результативно работает график достижения цели? Нет такого навыка в наличии? И ты до сих пор не обучил свою команду тайм-менеджменту?! Это второй шаг после принятия в твою команду. Осуществи подобный тренинг безотлагательно.

    Еще одной составляющей дисциплины является то, как игрок команды справляется с эмоциями. Я не говорю о том, что они должны быть бесчувственными. Когда человека захлестывают эмоции, он теряет ощущение происходящего. Возможность контролировать свои эмоции и не подвергаться буйству дает особенное преимущество перед другими. Ты осознанно проживаешь каждое мгновение своей жизни. Ты не становишься зомбированным, ты чувствуешь, ощущаешь и самостоятельно выбираешь, каким образом выразить свои чувства. Это высший пилотаж дисциплины.

    Лидер, обладающий качеством самодисциплины, имеет собственную цель (она может быть поставлена перед ним), у него в наличии структурированный план достижения данной цели и вдохновенное желание продолжать постоянную работу до момента получения окончательного результата.

    Постоянный поиск наиболее выгодных решений и оптимизация путей достижения цели. Очень важно подбирать в свою команду людей, способных принимать то, что происходит в настоящий момент, и предвидеть то, что может произойти далее. Если игрок твоей команды прилагает все силы к тому, чтобы усовершенствовать рабочий процесс, найти новые пути или варианты для более эффективного достижения цели, то перед тобой лидер, обладающий бесценным качеством постоянного стремления к успеху. Чаще всего это креативно настроенные профессионалы, имеющие хорошо развитую интуицию и идущие на оправданный риск. Ничто не сможет заставить их сидеть на полученных результатах и довольствоваться малым. Решив поставленные задачи, они в то же мгновение приступают к разработке плана движения к новым высотам и к активным действиям по его реализации. Да, с такими не соскучишься. В какое-то мгновение у тебя может возникнуть ощущение, что ты сидишь на пороховой бочке. Только знай, что из болота посредственности можно выйти разными путями. Просто выйти и некоторое время с сожалением оборачиваться на него, страдать от потерянного «комфорта». Можно высушить его и остаться на том же месте в ожидании того, что через некоторое время все вернется на круги своя. А можно, выйдя из состояния «заболоченности», окружить себя «пороховыми бочками» в лице сильных лидеров, чтобы не осталось никакой возможности вернуться назад. И с мощной командой идти и покорять вершины успеха. Лидеров и сильных игроков своей команды тебе придется искать до тех пор, пока ты не поймешь, что команда есть. Это может занять длительное время. Есть вариант. Набирать в свою команду потенциальных и перспективных игроков и развивать их способности, профессионализм. Так ты сможешь создать то, что тебе нужно. Только начинать надо с самого себя.

    И, ответь на один вопрос. Каков твой план поиска игроков команды? Молчишь? Вставай, бери свою тетрадь, ручку и приступай к делу.

    Глава 2. Обучение

    Ты уже здесь? Что, уже точно знаешь, какими будут твои шаги в поисках лидеров и по созданию команды? Указаны пароли, явки и имена? Великолепно, тогда можно перейти к следующей ступени создания твоей команды. Чтобы ты не потерял голову от того, что потенциальные лидеры в наличии есть. А что с ними делать дальше, тебе пока неизвестно. Что ж займемся этим пробелом. Есть предложения? Огласи. Твой первый шаг был набрать игроков твоей команды (учти, этот процесс может занять довольно длительное время, и игроки могут меняться). После того как этот шаг будет сделан, наступает не менее важный момент. Как ты скорее всего догадался, приходит время обучения или подготовки. Что самое главное, процесс обучения – постоянен. Нет предела совершенству, и, как ты знаешь, все в мире относительно. Поэтому не думай, что, обучив единожды свою новую команду, сможешь позабыть о дальнейшем росте профессиональных навыков. Обучение и развитие личности твоих лидеров, впрочем, так же как и твоей собственной, необходимы постоянно. Будь открыт новому, прогрессивному и креативному. Только помни, что процесс обучения хоть и постоянен, но необходимо осуществлять его во время работы, за исключением специально организованных курсов, тренингов или семинаров. И приоритет все-таки остается за работой.

    Как ты думаешь, почему до настоящего момента существует большое количество компаний, у которых постоянно возникают сложности в достижении поставленных целей и реализации планов и поставленных задач? Ответь, пожалуйста. Сколько тебе понадобится времени на ответ? Через 2 минуты слушаю тебя. Много слов. Учись больше слушать и меньше говорить. Как птицу видно по полету, так лидера – по его делам и поступкам. Единственный стимул и мотивация работы и творчества в таких компаниях – оплата труда. Да, соглашусь с тобой, что суммы могут быть очень стимулирующими. Только, кроме заработной платы, существует огромное количество вдохновляющих факторов. О мотивации поговорим несколько позднее, а сейчас о том, что обучение и личностное развитие игроков команды и потенциальных лидеров является мощнейшим стимулом для повышения эффективности работы. Итак, что мы имеем, чем наполнить жизнь сотрудника в команде.

    Потенциальный лидер + Вера в его силу + Поощрения + Обмен опытом + Доверие = Сильный лидер.

    Если в твоей команде установится такой климат в отношениях, то и результаты всей деятельности окажутся гораздо эффективней. Обучение персонала и воспитание лидерских качеств у игроков команды открывают двери к новым возможностям и к успеху. Только так мостится дорога к цели.

    Самое простое и эффективное обучение – это собственный пример. Прими для себя решение постоянно повышать собственный профессиональный уровень и вырабатывать новые позитивные привычки. Такой процесс станет базовым фундаментом для дворца, в котором станет жить и творить твоя лидерская команда. Только от тебя зависит, насколько крепким и устойчивым станет созданный тобой фундамент. И помни, необходимо постоянно укреплять собственные позиции, если ты не хочешь, чтобы твои лидеры переросли тебя и вышли из твоей команды. Если ты не станешь постоянно расти профессионально и остановишься в личностном развитии, то игроки твоей команды моментально почувствуют это, сработает тормоз в движении к цели. Если ты собрался довести собственную команду до свершения великих дел и больших целей, то будь на шаг впереди и веди за собой собственным примером каждого и всех вместе. Порой очень захочется найти массу оправданий для того, чтобы перестать заниматься собственным ростом. Задай себе вопрос, к чему это затишье тебя приведет. Ответь как можно подробней. Что, получилось много слов? А на самом деле ответ простой, и один. Назад в болото. Ты этого хочешь? Пора научиться отвечать за свои слова. Только осознанный или интуитивный выбор плюс принятое решение плюс целенаправленные действия приведут тебя и твою команду к успеху. То, что ты принял решение об участии в этом тренинге, еще не факт, что ты станешь решительным человеком. Только отработав (осознанно) в реальной жизни все то, что ты узнал в процессе обучения, причем не один раз, ты сможешь утверждать, что ты что-то меняешь в своей жизни. Обучение и постоянная работа над собой дают тебе возможность менять собственную жизнь, то, что в ней происходит. Как только процесс пойдет, ты заметишь и то, насколько стали меняться и отношения внутри команды. Меняя собственный мир, ты меняешь и мир вокруг. Только от тебя зависит, в какую сторону он станет меняться. Ты несешь полную ответственность за происходящее с тобой и, конечно, с твоей командой. Если ты не находишь в себе силы создать собственный успешный образ, к которому стоит стремиться, то найти среди успешных людей того человека, который станет твоим наставником. Тебе надо стать образцом для подражания для собственной команды. Выбери себе такой образец, научись у него быть сильным лидером, а твоя команда станет учиться у тебя. В настоящее время существует масса возможностей выбрать наставника с мировым именем, если ты не хочешь учиться у лидеров из близкого окружения. Ты можешь найти большое количество материалов в печати, используй литературу и СМИ. Читай книги о великих и известных. Изучай их стиль жизни и работы. Проникайся системой успешной деятельности. Окружай себя успешными людьми. Пропитывайся энергетикой внутренней силы и успеха. Определяясь с тем, кто станет твоей путеводной звездой в мире лидерства, имей в виду то, что важно ответить на несколько вопросов.

    1. Насколько достоин этот человек того, что ему можно было подражать? Какими позитивными человеческими качествами он обладает?

    2. В чем сила его личности? Подходи осознанно к каждому качеству личности. Отделяй истинное положение вещей от надуманных и созданных общественным мнением.

    3. Насколько результативно следование системе успеха, созданной этой личностью? Если система, предложенная лидером, не дает результатов у его последователей и учеников, то какой смысл ей следовать. Доверяй и проверяй.

    4. Насколько твое собственное мировоззрение соответствует тому, что ты узнал о сущности своего наставника? Насколько твое представление об успешном стиле руководства совпадает с реальностью, предложенной в системе? Есть ли, куда расти? Учись у более сильных, а не у тех, кто находится на том же уровне, что и ты.

    5. Можешь ли ты соответствовать собственному наставнику? Ты не можешь вырасти до 2 м ростом, если тебе уже больше 22 лет. Ориентируйся на то, что дает реальные возможности для роста, личностного и профессионального, или физического самосовершенствования (в пределах разумного). И помни о том, что существует огромное множество как внешних, так и внутренних воспроизводимых качеств, и не ограничивай собственные возможности.

    6. Как создать свой путь?

    Если ты только ответишь на вопросы и, не составив четкого плана, приступишь к действиям, то результат может заставить себя очень долго ждать. Можешь и не дождаться. Только четко структурированный план и целеустремленные действия приведут тебя к цели и результатам. Только систематические действия оправдают твои ожидания.

    После того как ты определился с собственным наставником, необходимо построить отношения с собственными учениками. Каким образом ты станешь передавать собственные знания и навыки? Чтобы движение и рост стали поступательными и систематическими, действуй поэтапно и обращай внимания на каждый результат. Чем будут наполнены твои действия и система обучения.

    1. Разработай список вопросов и ответов, которые необходимы для того, чтобы определить уровень подготовленности ученика.

    2. Каждый может вырасти настолько, насколько сам будет готов. И если ты видишь потенциал собственного ученика, а он решил, что больше не сможет, покажи ему перспективы роста. Поэтому в первую очередь именно тебе важно поставить цель, к которой ты собираешься привести игрока своей команды.

    3. Перестань щеголять собственными амбициями и давить на ученика. Ему важнее получить собственный опыт и подойти творчески к выполнению поставленных задач. Позволь ему приобрести бесценные уроки от вашего общения и от продвижения к цели.

    4. Присмотрись к успехам и положительным качествам собственного сотрудника. Цени их и, если ты видишь, что в некоторых вопросах он сильнее тебя профессионально, учись у него. В то же время помни, что ни в коем случае нельзя идеализировать игроков собственной команды, только конкретные результаты создают путь к успеху и открывают новые возможности.

    5. Если твои сотрудники прошли определенный курс обучения, то почему полученные вами знания не применяются на практике? Чего вы ждете? Для чего приобретались эти знания и навыки? Пусть все полученные знания применяются в процессе решения поставленных задач. Только так можно оценить эффективность полученного обучения.

    6. Дисциплина станет одним из решающих факторов в процессе работы. Разумеется, наряду с другими. Составь вместе с каждым игроком твоей команды график ваших обучающих встреч. Включи в него индивидуальные и командные занятия. Определись с темами, которые наиболее актуальны. По завершении занятия обязательно раздай практические задания. Укажи сроки выполнения и обязательно проверь результат.

    7. Если ты не имеешь результата от собственной деятельности и твоя работа не приносит успеха, то чему ты собираешься научить собственных сотрудников и последователей? Только твое лидерство и личные достижения станут самой высокой наградой для твоих учеников. Будь постоянно готов к действию и стремись к результатам. И только после того, как «яичко снесется», продемонстрируй свой успех! Поблагодари своих сотрудников за этот результат, ведь твоя команда принимала активное участие в создании этого результата.

    8. Помни о том, что только постоянное движение к цели создает успех, только ежеминутное стремление к результатам создаст безграничный успех. Стань настойчивым учителем. Не доставляй своим последователям удовольствия расслабляться и стоять на одном месте в лавровом венке. Почивание на лаврах не может быть длительным, иначе придет другой царь-горы и свергнет тебя и твою команду с трона. Будь готов к тому, что твой профессиональный рост может стать двигателем всей команды. Если ты не готов к новым знаниям и не признаешь талантливых и креативных предложений только потому, что они придуманы не тобой или ты их не понимаешь, грош тебе цена как руководителю. Освободи место, которое ты занимаешь не по праву. Что ты сможешь передать своим людям, которые стремятся к приобретению новых знаний и профессиональных навыков? Если ты сидишь на одной точке еще с прошлого века, то со временем и твоя команда остановит собственное движение к успеху.

    Насколько доверительно твое отношение к игрокам твоей команды? Ты в течение дня пару раз вызываешь своего сотрудника на аудиенцию, чтобы выяснить, как там у вас дела с тем важным делом, результаты по которому должны быть когда-то через неделю. Это ты называешь доверием? Дорогой мой, ты потерялся в значениях слов. Доверяй своей команде, иначе ее не будет. Если ты ставишь перед командой определенные цели, то и спрашивай результат именно в то время, в которое он и должен быть. Перестань контролировать каждый шаг. Или ты просто еще не умеешь делегировать дела. Пора учиться. Вот видишь еще одна интересная тема для необходимого тренинга. Доверительные отношения не возникают вдруг. Помни простые правила:

    1) дав обещание, выполняй его, чего бы тебе это ни стоило;

    2) перестань распускать слухи и обсуждать других людей не в их присутствии;

    3) своевременно давай важную и необходимую информацию;

    4) будь ответственным и обязательным, если берешь на себя обязательство перед каким-то лицом;

    5) будь внимательным слушателем, если ты общаешься с кем-либо;

    6) уважай мнение другого человека, даже если твое мнение абсолютно противоположно;

    7) помни о том, что ты тоже кого-то не устраиваешь, как человек принимай других такими, какие они есть;

    8) будь благодарным, щедрым и доброжелательным.

    Если к человеку относиться с доверием, то и доверять ему можно во всем.

    Перестань думать о том, что чем меньше ты станешь уделять внимания собственной команде, тем быстрее она станет самостоятельной. Конечно, ты можешь повесить огромный портрет себя любимого на самое видное место. От этого производительность труда, конечно, не увеличится и не повысится твой рейтинг как руководителя. Ты живешь в мире, ритм которого постоянно укоряется, хочешь ты этого или нет. 24 часа – все, что есть у каждого человека. А если быть точным – только одно мгновение. Об этом мы с тобой уже говорили. Поэтому обязательно отводи время на общение с собственным коллективом, если тебе важны результаты работы всей команды в целом и каждого человека в отдельности. Достаточно часто выясняй, насколько твои сотрудники организованно планируют собственное рабочее время, успевают ли они своевременно справляться с поставленными перед ними задачами, в чем причина срывов по срокам (если таковое имеется)? Оказывай поддержку игрокам своей команды, если она им необходима. Твое внимание, забота и точное распределение обязанностей между игроками дадут результаты и станут повторяться у других сотрудников твоей команды. Особенно это относится к тем командам, в которых существует многоступенчатая структура управления. Составь подробный график встреч (индивидуальных и командных). Да, да – повторять и возвращаться к планированию я стану постоянно. Человек запоминает полученную информацию в стопроцентном объеме не менее чем с четвертого раза. Сколько нам еще необходимо повторить? Проводи достаточное количество времени с потенциальными лидерами. Это время пойдет на пользу общему делу и развитию личностных и лидерских качеств у каждого из участников этих встреч.

    Каждый руководитель совершает ошибки. Принимай их как полученные уроки, позволяющие приобретать бесценный опыт. Будь добр, признавай собственный опыт. Всегда помни о том, что, сопротивляясь собственным ошибкам, ты теряешь много энергии и сил впустую. Лучше используй свою энергию на достижение поставленных целей путем анализа полученных уроков. Готов ли ты нести ответственность за то, что происходит в твоей жизни? Будь честен для начала с самим собой и затем перед всеми, с кем ты встречаешься в своей жизни. Подойди к зеркалу. Кого ты там видишь? Ты уверен? Глядя в глаза самому себе, ответь на вопрос «кто ответствен за то, что происходит в твоей жизни?». Будь честен, искренен и открыт. Все свои чувства и ощущения, возникшие в процессе этого общения, запиши в свою тетрадь.

    Господин, есть ли у тебя план? Простой план достижения целей. Поставил ли ты перед собой задачи, решение которых приведет тебя к этим целям? Есть ли в твоем плане промежуточные пункты контроля? И ты все еще продолжаешь ныть о том, что нет в жизни счастья? Дорогой мой, дай себе слово, глядя в глаза (воспользуйся зеркалом), создать подобный план. Перестань откладывать на потом то, что важно выполнить в данный момент. Если план по достижению цели есть, то надеюсь на то, что первым шагом является (как вариант) чтение книги, которая у тебя в руках. Или это один из последующих шагов? Хватит топтаться на месте. Если тобой принято решение действовать совместно с командой, действуй. Последовательно, уверенно и постоянно. Действуй легко, с верой в успех и наполняй энергией все вокруг. Теперь посмотри в свои глаза. Будь уверен, изменения, которые произойдут в тебе, увидишь не только ты. Их почувствует каждый, кто будет появляться в твоей жизни.

    Будь уверен в том, что дело, которое ты делаешь, полезное и важное. И, конечно, дает положительные результаты в жизни, как минимум, одного человека. Конечно же этот человек – ты. Если твое дело бесполезно и является пустой тратой времени, – займись чем-то другим. Хватит жить в скорлупе и в болоте одновременно. Вокруг тебя огромное количество людей, которым важны и нужны твои активные и результативные действия. Напиши список таких людей. Первым номером можешь внести себя. Не ставь точку в этом списке. Продолжай его по мере необходимости. Внеси в него членов своей семьи, игроков своей команды и многих других. Перечитывай этот список каждое утро и вдохновляйся тем, что ты играешь важную роль в жизни этих людей!

    Донеси до каждого игрока своей команды смысл и цель всей игры. Пусть каждый знает, к какому результату приведут слаженные, совместно проведенные действия. Нарисуй для каждого картину лично его успеха. Подробно разъясни смысл и значение всей работы. Не допускай того, что твои сотрудники в процессе выполнения рутинной работы теряли важность и значимость того, что получат при ее завершении.

    Будь благодарным и справедливо оценивай заслуги каждого сотрудника вне зависимости от его ранга, статуса и занимаемой должности. Задумайся над тем, что ты ожидаешь от каждого игрока собственной команды. И только от того, что ты ожидаешь получить в процессе сотрудничества с отдельно взятым сотрудником и от всей команды в целом, ты получишь именно то, что заявишь в ожиданиях. Внимательно отслеживай результаты работы каждого сотрудника. Только тот, кто тратит рабочее время с максимальным эффектом, достоин награды и поощрений. А тот сотрудник, которому требуются постоянное внимание и помощь, тот, кто постоянно не укладывается в сроки выполнения поставленных задач, может рассчитывать на снижение оплаты труда или даже на расставание с собственным рабочим местом.

    Прими решение о том, что ты отвечаешь за собственные результаты. Ты уверен в собственных силах? Только твоя уверенность в получении результата и достижении цели может вдохновить твою команду на авральные подвиги. Будь человеком-сюрпризом. Общаясь с сотрудником (особенно озадачивая его срочным и особо ответственным поручением), открой перед ним тайник, в котором кроются сокровища веры в его успех. Без вариантов, по той простой причине, что иного не дано. Что может быть лучше, чем уверенность в том, что твой собственный руководитель знает точно, что ты все сможешь и у тебя все получится. Что, хочешь себе такого шефа? Что может быть проще – сам стань таким для своей команды.

    Одна из главных задач в процессе обучения и воспитания потенциально успешных игроков команды – это отработанная система поддержки. Эта система станет тем укрепляющим наполнителем, которым в нашей жизни является герметик, заполняющий швы между строительными блоками. Существует несколько видов «наполнителей», которые при постоянном и системном использовании, дают потрясающий эффект. Один из первых – наличие компетентного персонала. Соответствие сотрудника тому месту, которое он занимает (навыки, образование, опыт), дает возможность выбирать соответствия.

    Второй вариант «герметика» – наличие необходимого для качественного выполнения поставленных задач оборудования. Если для выполнения определенной работы необходима линейка, а твой сотрудник рисует линии по клеточкам, то о какой точности и аккуратности может идти речь? Купи линейку! Или жди, когда твой сотрудник научится выполнять это черчение идеально. Вероятней всего потребуется значительное время.

    Третий «герметик». Обращаясь к вышесказанному, можешь научить сотрудника линовать с использованием подручных средств или воспользоваться компьютерной графикой. Что удобней, выбирай самостоятельно. Обучай игроков своей команды новым направлениям, навыкам. Предоставляй возможность пользоваться новейшими разработками по оптимизации рабочего процесса и всем тем, что повысит качество и скорость выполнения поставленных задач. Польза и выгода перекроют все расходы. Ориентируйся на новинки рынка. Только помни о том, что скупой платит дважды. Перестань экономить на собственном успехе и на результативности работы всех сотрудников. Не можешь научить сам, приглашай специалистов.

    Еще один, очень важный «герметик» – ДЕНЬГИ! О скупости уже было сказано. Хватит жадничать. Открой свой паспорт. Твоя фамилия Плюшкин или Недамденьги? Пусть лучше твоей фамилией окажется Итого. С чего ты однажды решил, что твои сотрудники – твои рабы? Если кто-то из игроков твоей команды приносит прибыль твоей организации, то и вознаграждение должно быть соответствующим, именно соразмерно вложенным усилиям и полученным результатам. При этом помни и о том, что уборщик помещений тоже заслуживает определенных вознаграждений за создание чистоты и уюта в рабочем доме. Если, конечно, выполняет работу с душой и особым рвением.

    Еще один из важных «герметиков», играющих, пожалуй, одну из значимых ролей в этом списке. Эмоциональная поддержка. Если отсутствует возможность финансовых поощрений, нет возможности обучить сотрудников определенным, узкоспециализированным навыкам, что делать? Создавай высокую энергию веры в возможности каждого игрока. «Только потому, что в моей команде есть ты, мы выиграем». Всегда или вопреки, если что-то отсутствует в наличие, твоя вера в успех каждого игрока, донесенная до него, может дать гораздо больше, чем все герметики вместе взятые. Только, прошу тебя, помни, что если есть возможность пользоваться всеми или какой-то частью скрепляющего вещества, пользуйся от души. Крепче твоей команды станет только монолит. Со временем и ты станешь таким же.

    Создай пошаговую систему обучения. Индивидуальную и групповую. Не делай следующий шаг, пока не освоен предыдущий. Висеть в воздухе с двумя поднятыми ногами могут только птицы и ангелы. Если считаешь себя таковым, подумай о собственных сотрудниках. Среди них могут быть и черепахи, и медведи.

    Итак, шаг первый: учи на собственном примере. Только продемонстрировав то, как необходимо выполнять и решать поставленные задачи, сможешь получить отдачу. Если ты не умеешь что-то делать сам, то пусть процесс определенных действий изобразит специалист. Твое присутствие не обязательно, но желательно, особенно если это групповой процесс обучения. После того как этот шаг завершен, переходи к следующему.

    Шаг второй: стань наставником. Продолжай демонстрировать своему ученику предстоящую работу и то, как ее необходимо выполнять. Только на данном этапе ты предлагаешь ему присоединиться. В процессе выполнения совместных действий направляй и поддерживай и обязательно проводи разъяснение, почему следует выполнять именно так. Если твой ученик предлагает новый подход и он действительно упрощает процесс и позволяет выполнить поставленную задачу с минимальным количеством усилий и получить более эффективный результат, рассмотри это предложение. Проверь, как оно действует на деле. И только после этого принимай его. Так ты даешь возможность своим сотрудникам развиваться, действовать творчески и мыслить креативно.

    Шаг третий. Теперь ты предоставляешь возможность своему ученику оказаться на твоем месте, т. е. он выполняет поставленную задачу, а ты поддерживаешь и по мере надобности корректируешь производимые им действий. Старайся больше поощрять, чем заниматься критикой. Птенец не научится летать, если его родители станут постоянно бить его по голове. Будь рядом до тех пор, пока твое чадо испытывает неуверенность. И только тогда, когда ты почувствуешь, что твой птенец встал на крыло, предоставь ему возможность продемонстрировать тебе весь полет.

    Шаг четвертый. Отпусти своего ученика, дай ему возможность принимать самостоятельные решения по ходу предпринимаемых действий. Спрашивай с него окончательный результат. Будь уверен в том, что процесс выполнения поставленных задач им понят и выполняется без посторонней помощи. Просто будь некоторое время рядом и только для того, чтобы поддерживать в нем желание двигаться вперед, к цели. Если у «птенчика» возникнет желание модернизировать схему полета, пусть. Получится лучше, чем у тебя, поучись у него. Если нет, то он приобретет бесценный опыт.

    Шаг пятый. Самый вдохновляющий и благодарный. У твоего ученика появились собственные птенцы. Позволь своим способным ученикам становиться учителями. В этом твой вклад в их развитие и профессиональное самосовершенствование. В то же время ты даешь возможность себе обучать новых учеников или заниматься творческим процессом. Что, возникло желание продолжать учиться? Если это твой осознанный выбор, прими решение и действуй!

    Всегда помни о том, что в процессе обучения тебе необходимо осуществлять контроль за работой сотрудников и приоритет оставлять за выполнением действий по достижению поставленной цели, а не бросать все силы на одно обучение. Все должно происходить в полном соответствии с намеченным планом. Одно из самых важных правил контроля – регулярность. Отслеживай результативность и своевременность выполнения поставленных задач. Только своевременно выполненный контроль даст возможность внести коррективы и получить результат в намеченный срок. Если ты принял решение достичь поставленной цели в намеченный срок и в процессе контроля понимаешь, что твоя команда не укладывается в срок, то это срыв. Закономерный вопрос: «Что делать?» Ответ прост. Определись с причиной срыва: или неверно рассчитаны сроки выполнения, или неверно рассчитаны усилия, прилагаемые к реализации планов. Выбор за тобой. Перенеси сроки, если это невозможно, то активизируй деятельность путем оптимизации процесса работы. Повышай эффективность труда. В первую очередь от твоих решений зависит результат работы всей команды и каждого игрока в отдельности. Готов к активной жизни? Не слышу. Что ты там шепчешь в диванную подушку? Вставай и заявляй о том, с чего ты начнешь свои действия по реализации планов достижения успеха собственной команды. Сегодня же сделай общий сбор и сообщи о принятом тобой решении всей своей команде. Что, могут удивиться? Восхитительно. Воспользуйся моментом и заяви, что и от них ждешь активной и эффективной работы. Желаю успеха в этом зажигательном мероприятии. По его завершении возьми свою тетрадь и запиши в нее все свои чувства, ощущения и мысли. С сегодняшнего дня у тебя есть команда. И первый ее игрок – ты. Поздравляю!

    Глава 3. Руководство командой

    Перейдем к тому, что происходит тогда, когда команда уже создана, обучение становится системным процессом и наступает время разобраться с тем, как непосредственно руководить рожденным и немного повзрослевшим организмом. Что может быть лучшим для такого решительного человека, как ты, чем стать руководителем команды, которую сам и создал. Поздравляю тебя, ты можешь переходить к следующему этапу. Сделай, пожалуйста, следующее упражнение: опиши подробнейшим образом самого неприятного, на твой взгляд, начальника. Создай тот «волшебный» образ, от которого хочется бежать на край света и никогда не работать («Лучше я буду оленеводом, чем стану вашим подчиненным»). У тебя есть ровно 2 минуты на выполнение этого упражнения (можешь завести будильник).

    Сделал? Ну, и что получилось?

    Глава 4. Мотивация

    Как часто ты задумываешься над тем, что движет тобой на пути достижения цели? Что побуждает тебя к активным действиям? Каким образом твое желание становится целью, а ты получаешь реализацию задуманного. В этом блоке тренинга ты сможешь четко определиться с внутренними и внешними мотиваторами. Найти собственные точки для вдохновения на свершение великих дел.

    Достаточно часто объявляя приоритетной область внешней мотивации, забываем о том, что ведущей и максимально вдохновляющей силой на самом деле является внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация – это причина, по которой ты прилагаешь свои усилия по достижению цели. Причина, по которой ты каждый день активно действуешь в направлении по созданию команды и развитию собственного дела. Внутренняя мотивация – это тот внутренний огонь, который поддерживает тебя и освещает твой путь, когда у тебя возникает желание все бросить или одолевают сомнения в верности выбранного решения.

    Внутренняя мотивация заставляет тебя действовать! Что же может быть внутренней мотивацией для тебя? Совершенно разные вещи. Это могут быть твои собственные мечты, идеи, желание общения, творчество, собственное здоровье, возможности личностного роста.

    Первое правило твоего успеха – всегда поддерживать свою внутреннюю мотивацию.

    Если ты решил стать профессионалом в области успеха и лидерства, то помни, что негативных результатов не бывает. Есть только определенный опыт и задачи, которые важно решать с учетом полученного опыта. Часто преодоление провалов становится движением вверх по лестнице успеха.

    Внешняя мотивация. Как ты думаешь, что может быть твоей внешней мотивацией? Собственный комфорт (квартира, дом, автомобиль). Карьера, финансовое благополучие (выраженное в определенных суммах), определенный социальный статус. Выбери то, что действительно тебе важно. То, к чему ты стремишься и что вдохновляет тебя в материальном мире. Твоя внешняя мотивация может изменяться. Все зависит от твоего настроения, состояния здоровья и многого другого. Рост уровня твоего благосостояния и статуса соответственным образом меняет и внешние мотиваторы. Человек – такое существо, которое, получив что-то желанное из материального мира, радуется обретенному предельно короткий промежуток времени. Затем снова возникает желание получить лучше, больше, как-то по-другому. Действительно, зачем тебе останавливаться на достигнутом. Помни о втором правиле своего успеха – постоянно поддерживать гармонию и равновесие между внешней и внутренней мотивацией.

    Задайся вопросом, что отдаляет тебя от принятия решения? Что мешает тебе сделать первый (или очередной) шаг к собственному успеху? Почему ты отказываешь себе в том, чтобы быть сильным и великим? Как долго ты готов жалеть себя и держать в темнице эмоций переживания прошлого и беспокойство о будущем? Сколько еще возможностей ты решил пропустить мимо себя только для того, чтобы жить тихо и незаметно? Когда ты примешь решение о том, что ты – свободный человек? Сколь ты отвел себе времени на ожидание? Оглянись! Что за твоей спиной? Как далеко ты ушел от того, что является твоим истинным лицом и твоей явной силой? А теперь посмотри вперед? К чему ты себя готовил все эти годы? Возьми свою тетрадь искренности и честности, ответь на все вопросы. Будь готов к неожиданностям. Когда еще у тебя возникнет возможность воспользоваться моментом и оплакать годы пройденной жизни и восхвалить рождение нового. Если захочешь смеяться, смейся. Станет больно – плачь. Пусть твои слезы смоют твои обиды и страдания. Освободись, расправь свои сильные крылья и отправляйся осваивать новые просторы. Как только ты разберешься с тем, что ты оставил в прошлом и от чего избавился, сразу же разберись с тем, к чему ты готов стремиться и, собственно говоря, для чего тебе все это надо?

    Это и есть твое третье правило успеха – знать, с чем ты готов расстаться, и знать, к чему готов прийти.

    Если ты руководитель звена любого уровня, то можешь воспользоваться мотивацией «верх» или «низ».

    Мотивация «верх» – это ты как руководитель мотивируешь свою команду, сотрудников любыми средствами, доступными тебе. Ты можешь проводить различные корпоративные мероприятия, на которых в торжественной обстановке награждать и чествовать лучших сотрудников. Можешь объявлять различные конкурсы и призы. Поощрение за эффективно выполненную работу, возведенное в ранг традиций компании, станет одним из самых лучших вариантов мотивации «сверху». Твоя задача – создать свой неповторимый стиль.

    Мотивация «низ» – это скорее всего для тебя и для руководителей среднего звена. Твои сотрудники, стремящиеся вверх по карьерной лестнице, растущие профессионально и достигающие высоких целей, – вот, что может заставить тебя вплотную заняться собственным личностным и профессиональным ростом. Вот, что даст тебе побуждающий мотив к постоянным и активным действиям во всех сферах деятельности. Подставленная под зад горящая свеча может мотивировать лучше, чем пылающий и сыплющий искрами факел над головой. Благодаря активности собственной команды тебе придется создавать и разрабатывать новую стратегию и тактику собственных действий. Ты станешь постоянно стремиться к повышению профессионального уровня собственных сотрудников, так как благодаря этому повысится и эффективность всей деятельности.

    Это и есть твое четвертое правило. Использование мотивации «сверху» и «снизу», приводит к успеху практически во всех формах организаций. Используй это правило для успешного достижения поставленных перед командой целей.

    Существует великое множество мотиваций. Для каждого человека существует свой собственный набор вдохновений, которые побуждают его к активным действиям по направлению к целям. Одной из наиболее естественных и результативных может стать мотивация доверием. Редко мы задумываемся над тем, доверяем мы кому-либо или нет. А если и возникает такой вопрос, то, скорее всего не фокусируясь на ответе, принимаем быстрое решение. И в результате теряем возможность выстраивать доверительные отношения с большой массой людей, что приводит к навешиванию ярлыков и потере новых возможностей. И снова сакраментальный вопрос «что делать?». Как ты думаешь? Мы с тобой можем развить целую дискуссию по поводу, стоит доверять или нет. Это получится в стиле «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе». Говорить можно долго, только на самом деле никому, кроме тебя, нет дела до того, доверяешь ты или нет. Общаясь с любым человеком и ставя перед ним определенные задачи, вселяй в него уверенность в том, что ты точно знаешь о том, что этот сотрудник выполнит поставленную задачу эффективно и успешно. Донеси до своего игрока, почему именно ему поручено столь ответственное дело. Заряди его энергией доверия. Мотивируй его силой доверия. Поддерживай его настрой на успех. Доверяя сотруднику, ты даешь ему возможность принимать самостоятельные решения (естественно, на уровне его компетентности) и брать ответственность на себя за то дело, которое он выполняет. Таким образом, мотивация доверием создает вокруг тебя команду преданных и профессиональных сотрудников, готовых принимать ответственные и взвешенные решения.

    Существует еще один мотиватор, который может стать прекрасным инструментом для побуждения команды на ратные подвиги во имя поставленной цели. Это мотивация перспективой. Ты поставил перед собой или перед своей командой определенную цель. Создай видение этой цели таким образом, чтобы она стала тем вдохновляющим образом, который, как магнит, станет притягивать всех. Каким образом сделать перспективу мощным и притягательным вдохновляющим фактором?

    1. Тебе необходимо выбрать и иметь четкое и конкретное представление о направлении, которое приведет к поставленной цели. Следовательно, предоставлять своей команде только один вариант того, что ты выбрал. Перестань метаться между двух дорог, только одна приведет тебя и твоих людей к цели. На массы ты выносишь только окончательный вариант.

    2. Твоим сотрудникам важно быть уверенными в том, что тот путь, который ты выбрал, и та цель, видение которой ты им представил, действительно окончательный вариант того, что вы собираетесь осуществить в определенные сроки. Исключи возможность смены направления. Допустимы только некоторые корректировки для увеличения эффективности прилагаемых усилий. Если ты в процессе движения к поставленной цели станешь кардинальным образом менять направление или цель, то это может стать губительным для всего дела.

    3. Поверь в созданный тобой образ перспективы так, как будто это уже достигнутое дело, реализованный в настоящем проект. Вдохнови себя этой перспективой. Возбуди воображение своих людей ярким и вдохновляющим образом. Если ты веришь в успех собственного предприятия и ощущаешь поставленную цель как достижение, то донеси это до каждого. Пусть твой коллектив проникнется твоим воодушевлением и страстью, направленными на реализацию поставленных задач ради достижения великой цели.

    4. Если твоя команда не вдохновлена твоим видением, отсутствуют активность и высокая энергия в процессе решения поставленных задач, то задай себе вопрос «почему?». Что важно сделать на подготовительном этапе, какова должна быть перспектива, чтобы команда и каждый твой сотрудник загорелись и прониклись твоим вдохновением? А насколько мотивирован ты? Может, ты просто не уверен в том, что поставленная тобой цель достижима и поэтому она не вдохновляет в первую очередь тебя самого? Начни с самого начала. Твое видение и цель не важны тебе, так почему ты считаешь, что за ними пойдут другие? У тебя есть время, прими решение, что для тебя на самом деле важно? Что в перспективе может вдохновлять тебя? И только потом выноси свое видение на обозрение миру!

    5. Если созданная тобой перспектива далека, то можешь создавать (перед командой и сотрудниками) вдохновляющие образы краткосрочных целей. Твоя задача – вдохновиться самому и вдохновить других, пусть даже на короткий промежуток времени. Главное, чтобы эти промежуточные цели в результате привели к той, самой великой.

    Знаешь, существует одна секретная мотивация, о которой ты скорее всего постоянно забываешь. Как ты думаешь что это? Слушаю твои варианты. Нечего сказать, или ты выдохся на втором пункте? Один из самых ценных мотиваторов – это твои собственные достижения. Ах, они тебя не вдохновляют. У тебя отсутствуют достижения? Да быть того не может! Твои первые достижения – ты научился ходить, говорить, брать то, что тебе нужно. Ты научился читать, писать и учить стихи. Да, ты катался на лыжах, спустился на санках с одной очень высокой горки..., что, вспомнил ее? Насколько можно вспомнить, тогда все посчитали это великим достижением. Ты пожарил первую в своей жизни яичницу. Подгорела? Хорошо, тогда твой первый костер. Вспоминай сам! Сколько достижений и каких великих ты сделал в своей жизни. Возьми большой лист бумаги, красивую ручку и воспроизведи самые значимые свои достижения начиная с рождения. Все, что вспомнишь. Пусть для кого-то это мелочи. Только для тебя это – великие дела и поступки, которыми ты можешь гордиться. Это твои награды за решительность и смелость. Это твои подвиги. Ты достоин восхищения. Пусть этот лист достижений станет твоим пропуском к новым свершениям. Ты достоин великих дел, ведь часть из них ты уже свершил, а сколько еще впереди!

    Ты можешь создать собственную формулу вдохновения. В течение некоторого времени отслеживай, какие мысли, слова тебя вдохновляют. Слейся со своей формулой воедино. Если через определенное количество времени обратишь внимание на то, что она тебя перестала вдохновлять, создавай новую.

    Так и быть, поддержу тебя несколькими примерами.

    Я создаю свою жизнь успешно и легко.

    Я любящий, страстный, большой.

    Глава 5. Практикум

    Зарисовка предположительного графика и схемы, сравнительного анализа соискателей в команду.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх