ЛИЦОМ К ЛИЦУ С КОНКУРЕНЦИЕЙ

«Сэм позвонил мне, чтобы сказать, что собирается открыть клуб оптовиков. Это не явилось для меня неожиданностью. Он был известен тем, что наблюдал за тем, что делают все остальные, брал из этого лучшее, а затем улучшал еще».

СОЛ ПРАЙС, основатель, в 1955г., сети «Фед-Март», а в 1976г. - сети «Прайс Клуб»

Не знаю, что было бы с «Уол-Мартом», если бы мы сидели тихо и никогда не бросали вызов конкуренции. Я полагаю, что тогда мы так и остались бы чисто региональной небольшой торговой сетью. Затем, как мне кажется, нас вынудили бы продать свою компанию какой-нибудь общенациональной сети, ищущей быстрый путь захвата провинциального рынка. Возможно, некоторое время и проработало бы 100-150 магазинов «Уол-Март», но в наши дни на них уже красовались бы вывески «Кмарт» или «Таргет», а я весь рабочий день охотился бы на перепелов. Мы никогда не узнаем, что бы было, если… Ведь выбрали-то мы совсем иной путь. Мы решили, что вместо того, чтобы избегать своих конкурентов или дожидаться, пока они к нам не нагрянут, лучше встретить их во всеоружии. Это было одно из самых мудрых из принятых нами когда-либо стратегических решений. Наши конкуренты позволили нам достичь такого уровня, какой нам и не снился бы, если бы не они. Мы никогда не стали бы даже приблизительно так хороши, как сейчас, не будь «Кмарта», и, думаю, они тоже согласятся с тем, что благодаря нам стали работать намного лучше. Одна из причин того, что «Сирз» остался так далеко позади - то, что они непозволительно долго не признавали ни «Уол-Март», ни «Кмарт» своими конкурентами всерьез.

«Кмарт» интересовала меня аж с 1962 года. Я постоянно пропадал в их магазинах, так как это была для меня настоящая лаборатория, кроме того, они тогда были лучше нас. Я потратил чертову уйму своего времени, бродя по их торговым точкам, беседуя с их людьми и стараясь понять, как они работают.

Я долго выжидал момента, чтобы попытаться с ними сразиться, и вот, в 1972 году, он, наконец, настал. Помните историю грандиозной распродажи порошка «Тайд» в Хот Спрингз, штат Арканзас, устроенную Филом Грином? Он открыл там наш магазин номер 52, снизил цены до пределов возможного и переманил множество клиентов «Кмарта».

Случилось так, что эти события совпали с выходом в отставку Гарри Каннингема, председателя совета директоров и собрания акционеров компании «Кмарт», которую он основал, будучи президентом «С.С. Кресте». Это было большим облегчением для нас, так как именно Гарри был тем человеком, который, всего за десять лет, узаконил сферу дисконтной торговли и сделал «Кмарт» образцом, которому мы подражали.

ГАРРИ КАННИНГЕМ:

«С тех пор как Сэма впервые заметили, стало очевидным, что он приспособил почти все идеи, родившиеся в недрах компании «Кмарт». Я всегда очень высоко ценил то, как он внедрял, а потом и усовершенствовал эти идеи. Много времени спустя, выйдя в отставку, однако оставшись в составе совета директоров «Кмарт», я пытался предостеречь администрацию компании перед серьезной угрозой, какой, как я считал, является Сэм. Однако вплоть до самого недавнего времени они не воспринимали его всерьез».

Мне кажется, мы действительно были блохой, нападавшей на слона, вот слон не сразу на нас и среагировал. Несколько лет спустя после грандиозной распродажи «Тайда» в Хот Спрингс, где-то году в 1976 или 1977, мы, наконец, получили доказательство того, что в «Кмарте» (с их 1000 магазинов) решили, что «Уол-Март» (с его 150 магазинами) стал вести себя что-то уж слишком развязно. Они внезапно нанесли нам направленный удар на нашей собственной территории, открыв свои магазины в четырех городах, где мы уже очень хорошо обосновались. Это были

Джефферсон-Сити и Поплар Блафф в штате Миссури, Файеттвилль и Роджерс в штате Арканзас. В то время они таким вот образом распространяли свою сеть по всей стране, и все местные дисконтные торговцы были этим обеспокоены. В 1976 году в Финиксе состоялась сессия торговой группы наших дисконтных торговцев, и многие говорили о способах избежания прямой конкуренции с «Кмартом». Я слегка рассвирепел и сказал всем, что они должны подняться и побороть эту компанию. Я ясно дал понять, что мы так и собираемся поступить.

ГЕРБ ФИШЕР, основатель, президент, председатель совета директоров и собрания акционеров корпорации «ДЖЕЙМСУЭЙ»:

«Кмарт» открывала так много магазинов, что стала считаться этаким Чингисханом дисконтной торговли. Сэм никогда не скрывал своей позиции: «Их надо встречать во всеоружии. Конкуренция сделает нашу компанию лучше», - говорил он. Он со всеми такой. По сущности своей он такой славный, скромный, тихий джентльмен, однако всегда присваивает чужие мысли, вечно носит с собой записную книжку или портативный магнитофон. Он узнает все, что знаете Вы, однако в ответ запросто поделится с Вами своей информацией. Сейчас он, разумеется, конкурент «Джеймсуэй». Однако извиняться за это не собирается. Он считает, что благодаря этому наша компания станет лучше. И он прав».

В конце 1976 года случилось кое-что, благодаря чему мы действительно ринулись на конкуренцию. Исследовательская группа, сформированная несколькими региональными дисконтными торговцами, которые в то время не конкурировали друг с другом и не претендовали на территорию, занятую другими членами этой ассоциации, впервые собралась у нас, в Бентонвилле. Такие люди, как Герб Фишер из «Джеймсуэй», Герб Гиллман из «Эймс», Дэйл Уормен из «Фреда Мейера», все прибыли сюда и начали проверку наших магазинов, чтобы затем высказать свои соображения по поводу нашей работы. И, о, Господи, то, что они сказали, повергло нас в настоящий шок.

НИК УАЙТ, исполнительный вице-президент, «Уол-Март»:

«Билл Филдс управлял магазином в Роджерсе, Дин Сандерс - в Силоум Спрингс, а я - в Спрингдейле, то есть все они были в окрестностях Бентонвилля. И все мы сопровождали проверяющих. Те ребята, президенты всех этих компаний, просто-напросто камня на камне не оставили от наших магазинов, говоря нам, насколько омерзительно мы делаем ВСЁ: «Вывески ни к черту не годятся!». «Цены на то-то и то-то у вас слишком завышены». «А здесь даже ценника нет». «Этого у вас слишком много, а вот этого недостает». Я хочу сказать, что критиковали они нас безбожно».

Это был действительно поворотный момент в нашем деле. Мы выслушали все их замечания и проделали огромную работу по исправлению всего того, что они у нас раскритиковали. Это помогло нам подготовиться к тому, чтобы во всеоружии встретить конкуренцию, в особенности же «Кмарт», чье наступление на нас было, по-моему, самым выдающимся случаем такого плана во всей истории существования «Уол-Марта». Мы собрались с силами и разработали мощный план, в который входили три программы: по рекламе и продвижению товаров, по кадрам и по ассортименту и снабжению. С тех пор как наша атака на «Кмарт» в Хот Спрингс увенчалась удачей, мы приобрели уверенность в том, что сумеем победить.

ТОМАС ДЖЕФФЕРСОН:

«Кмарт» взялся за нас всерьез где-то в 1977 году, и в особенности мне запомнилось это в связи с Литтл-Роком. Там у нас был магазин № 7, один из лучших наших магазинов. Они начали вести себя агрессивно, и мы ответили им ударом на удар. Своему директору там мы сказали: «Делай, что хочешь, только не дай им победить себя по продажам, все равно, по какому виду товара». Помню, однажды он позвонил мне в субботу вечером и говорит: «Знаешь, нам пришлось снизить цену на зубную пасту «Крэст» до шести центов за тюбик». А я ответил: «Ну и хорошо, держи ее на этом уровне и посмотри, что предпримут они». Они не снизили цену еще больше, и в обоих магазинах она держалась на этой отметке. Наконец, они отступили. Я всегда считал, что они кое-что поняли насчет того нашего магазина, поняли, что мы просто так не сдадимся, потому что они больше нигде не пытались снизить цены НАСТОЛЬКО, по сравнению с нашими».

Дела наши пошли в гору невероятно быстро. В наших маленьких городках мы разгромили «Кмарт» полностью. Почти с самого начала они не слишком преуспели в переманивании наших клиентов в Джефф-

Сити и Поплар Блаффе. Когда на нашей территории появлялся «Кмарт», мы начинали еще больше стараться удовлетворить своих покупателей, и они оставались нам верны. Это очень сильно повышало нашу веру в себя.

Помню, что в те времена наши цены были на 5 процентов ниже, чем у «Кмарта». Кроме того, мы сильно пострадали в результате ухода многих членов нашей администрации во главе с Роном Мейером. Вот почему нам очень много времени приходилось тратить на то, чтобы убедить Уолл-стрит не отворачиваться от нас. Многие считали, что мы не способны выдержать НАСТОЯЩУЮ конкуренцию. Одна из аналитиков, Марго Элигзандэ из «Митчелл Хачинз Инкорпорейтид», всерьез опасалась последствий «Великого Исхода» руководящих кадров из нашей фирмы и отразила свои опасения в отчете по «Уол-Марту». Она сомневалась, не отпугнет ли это событие других руководителей от того, чтобы прийти к нам работать. Она писала, что наши покупатели не покидают нас только потому, что им не из чего выбирать, а в конце отчета рекомендовала нам подумать о продаже своих акций.

Такие отчеты отнюдь не помогают работать, однако истина состоит в том, что ее анализ ситуации совсем необязательно так плох, как это кажется сейчас. Все то, чего она опасалась, действительно могло произойти. Однако госпожа Элигзэндэ упустила несколько ключевых моментов. Самой большой ее ошибкой была неуверенность по поводу команды управленцев, которая покинула нас вслед за Роном Мейером. Как я уже говорил раньше, Дэйвид Гласс и Джек Шумейкер сумели восполнить эту потерю, а их команда была даже лучше и талантливее той, которой мы лишились. Я очень горжусь тем, что наш самый стремительный рост и расширение, самые стремительные во всей истории розничной торговли, произошли после того, как все уже решили, что наша песенка спета, и скоро нас слопают парни «Кмарта» из Детройта.

Еще один момент, который упустила Марго Элигзэндэ: в сфере конкурентной борьбы нам неслыханно повезло, так как «Кмарту» пришлось решать множество собственных проблем. Ближе к концу 1976 года они продали более 200 помещений магазинов, оставшихся после ликвидации торговой сети «Грантс», и они были полностью поглощены этой задачей. И не только это: похоже, в то время они придерживались философии управления, суть которой сводилась к тому, чтобы избегать любых перемен, а такое в бизнесе недопустимо. Я уверен в том, что проблема «Уол-Марта» отошла в самый конец их списка приоритетов, и я иногда думаю, как же нам повезло, что не пришлось в тот период столкнуться лицом к лицу с Гарри Каннингемом или с их теперешней командой управленцев.

Невзирая на то, что творилось у «Кмарта», новая команда, сформировавшаяся у нас, в Бентонвилле, к концу семидесятых основательно подготовила нас к следующему десятилетию роста. Это было примерно в то же время, когда многие из самых процветающих представителей дисконтного бизнеса начали борьбу за выживание. В середине семидесятых национальная экономика переживала не самые хорошие времена, и усиление конкурентной борьбы между истинными торговцами начало вытеснять всяких рвачей из бизнеса. Наступили времена более оперативных торговых сетей, таких, как «Кмарт», «Таргет», «Уол-Март», а также некоторые из региональных систем, и чем больше мы сталкивались друг с другом в конкурентных ситуациях, тем больше могли снижать цены.

Торговая наценка устойчиво снижалась с примерно 35 в начале шестидесятых до всего лишь 22 процентов во времена, о которых идет речь. Те, кто покупал в дисконтных магазинах, экономили на этом. Вот почему те, кто работал неэффективно, кто увяз в долгах и жил слишком роскошно, а о своих сотрудниках не заботился, те, кто не боролся за то, чтобы заключать как можно более выгодные сделки на товар, и кто все издержки по таким сделкам относил на счет своих покупателей, попали в весьма затруднительное положение. Когда мы в 1976 - 1977 годах поняли, что «Кмарт» преследует нас по пятам, то решили несколько ускорить свое расширение путем приобретения какой-нибудь из борющихся за выживание дисконтных торговых сетей.

Свое первое приобретение я сделал совершенно безболезненно для себя. Это случилось в 1977 году, когда мой брат Бад и Дэйвид Гласе провели переговоры насчет покупки небольшой торговой сети под названием «Мор Вэлью» в Иллинойсе. Их магазины приносили от 3 до 5 миллионов долларов в год каждый, и эта покупка показалась нам неплохим способом начать осваивать новую территорию. Пять из них мы закрыли, а остальные шестнадцать преобразовали в магазины «Уол-Март», и наша система не испытала при этом никакого крупного потрясения.

На наших темпах это почти не сказалось, и два года спустя, в 1979 году, имея уже около 230 действующих магазинов, мы впервые перешли миллиардный рубеж по продажам. Должен Вам признаться, что это очень меня обрадовало, однако не видя никаких причин для того, чтобы на этом остановиться, уже вскоре получил возможность сделать еще одно приобретение.

На этот раз оно было намного более разорительным, но помогло нам совершить географический скачок, очень важный для нашего расширения. Многие из жителей восточной американской глубинки, очень немного знающие о «Уол-Марте», до сих пор считают нас «южной» торговой компанией. Быть может, так происходит потому, что наша штаб-квартира находится в Арканзасе, который очень многие у нас считают южным штатом, хотя на самом деле мы более принадлежим Среднему Западу Америки. Как бы то ни было, но вплоть до 1981 года у нас не было ни одного магазина на восток от Миссисипи. Мы были значительной величиной в Арканзасе, Луизиане, Миссисипи и Техасе, но ничего не имели в Теннеси, Алабаме, Джорджии или в обеих Каролинах.

В то время на Юге очень успешно работала сеть Кюна «Биг Кей». Кюн начал свое дело еще до 1920 года. Джек Кюн вместе со своим братом Гасом преобразовали свою компанию в дисконтную, провели одно-два поглощения и их торговая сеть выросла до 112 магазинов, сосредоточенных в Теннеси, однако у них были торговые точки и в Кентукки, Алабаме, Джорджии и Южной Каролине, то есть там, где, как нам казалось, и у нас пошли бы дела. Мы были гораздо больше, чем они, но наши компании очень внимательно присматривались друг к другу. Мы знали, что так или иначе должны расширяться на юг, и, как мне кажется, как следует расшевелили их, открыв магазин в Джексоне, штат Теннеси. Они ответили открытием своих торговых точек в Вест-Хелене и Блайт-вилле, штат Арканзас. Да, мы действительно сошлись с «Кюном» врукопашную, но истина в том, что мы-то работали лучше, чем они. Честно говоря, они дрогнули. Они взяли некоторую сумму в долг и построили себе этакую роскошную штаб-квартиру. А еще они понесли некоторые потери.

Я чертову уйму времени провел, раздумывая над тем, что же нам делать. Мне хотелось открыться на этой территории прежде, чем «Кмарт» или кто-нибудь еще очнется и уведет у нас ее из-под носа. Кажется, нам предстояло сделать серьезный шаг вперед в конкурентной борьбе. Однако нам раньше никогда не приходилось отхватывать такой кусище, и мы не знали, сумеем ли мы переварить его. Мы постоянно возвращались к этому вопросу на протяжении, кажется, двух лет. В конце концов, Исполнительный комитет проголосовал по нему, и голоса разделились ровно наполовину. Вот и замечательно, ведь теперь у меня появлялась возможность взять на себя ответственность за принятие окончательного решения. Было много споров, но, в конце концов, я, проголосовал «за», и мы приобрели торговую сеть компании «Кюн» путем поглощения.

Не знаю, как воспринимают меня люди, близкие к кругам высшей администрации компании, зато знаю, что они переживают от того, как: я гоняю всех взад-вперед по столь многим возникающим у нас вопросам. Однако я считаю себя чуть более предрасположенным к использованию шансов, чем большинство из них. По вопросам, подобным принятию решения насчет «Кюна», я стараюсь играть в «а что, если…» с цифрами, но ведь, в общем-то, именно благодаря моему присутствию духа принимается окончательное решение. Если я чувствую, что из этого что-то получится, то иду напролом, а если нет, отступаю.

Разумеется, иногда это приводит меня к ошибкам. Например, в начале восьмидесятых я разъезжал по всему свету в поисках международной конкуренции в своей сфере. Я был в Германии, Франции, Италии, Южной Африке, Великобритании, Австралии и Южной Америке, и увидел множество интересных мне подходов. На меня произвели огромное впечатление гигантские магазины «Каррфурз» в Бразилии, и именно они вдохновили меня на то, чтобы перенести эту идею поближе к дому. Проект назывался «Гипермарт» и предусматривал строительство гигантских магазинов, объединяющих под одной крышей практически все виды продовольственных и промышленных товаров. Главным моим аргументом было то, что везде, кроме США (и в Европе тоже, я сам это видел) эта концепция имела успех, так что и нам надо бы создать у себя нечто подобное. Я был уверен в том, что именно в этой сфере разыграется очередное сражение конкурентной борьбы.

Наконец, мы открыли два «Гипермарта» в окрестностях Даллас-Форт Ворта, один - в Топеке, другой - в Канзас Сити. К тому времени мы уже приобрели в своем деле достаточный авторитет, и сразу же вслед за нами «Кмарт» тоже открыл собственные «гипермарты» под вывеской «Американская Еда». Наши «Гипермарты» катастрофой не оказались, однако принесли нам разочарование. Прибыль там была минимальной, однако они подсказали нам, каким должен быть наш следующий шаг на пути объединения продовольственных и непродовольственных товаров. Им оказался менее масштабный проект под названием «Суперцентр». А вот в своем предвидении потенциала «Гипермартов» в нашей стране я ошибся.

Кроме «Гипермартов» у нас были и другие неудачные проекты, просто они не столь широко известны. Но, как говорит Дэйвид Гласс, раз уж я решил, что в чем-то ошибся, то готов перейти к чему-нибудь другому.

А вот если наши эксперименты оказываются удачными, тогда держитесь! Возьмем, к примеру, «Клубы Сэма». Когда мы начинали этот проект, то есть в 1983 году, он был чистейшей воды экспериментом. А сейчас, спустя девять лет, это дело, приносящее 10 миллиардов в год с более чем 217 магазинами и потрясающим потенциалом для дальнейшего роста. «Клубы Сэма» - большие магазины, расположенные в зданиях складского типа. Предназначены они для владельцев предприятий малого бизнеса и прочих клиентов, которые приобретают товары мелким оптом. Членские взносы дают клиенту право покупать в «Клубах Сэма» любые товары по оптовым ценам.

Идея оптовых клубов, к сожалению, точно так же, как идея дисконтной торговли, нам не принадлежит. Однако поставьте себя на наше место, и тогда Вы поймете, почему нам пришлось перенять эту идею у тех, кто разработал ее. Было начало восьмидесятых, и мы уже занимались дисконтным бизнесом целых двадцать лет. В нашей сфере остались лишь те, кто работал очень активно и качественно, так как и цены, и торговые надбавки все это время постоянно шли на спад. И тут вдруг мы заметили целый класс мелких дисконтных торговцев, еще более снижающих те цены, которые были приняты у нас, оптовых торговцев с очень низкими торговыми надбавками (5-7 процентов по сравнению с 22 процентами торговых надбавок в дисконтном бизнесе). И мы тоже захотели принять участие в этом начинании, особенно если учесть, что одним из авторов идеи был Сол Прайс, один из пионеров дисконтного дела. Он начал открывать свои магазины «Клубы Прайса» в 1976 году.

И вот мы с Хелен посетили Сола и его супругу в Сан-Диего. Должен признаться, что я тогда ничего не сказал ему о том, что собираюсь скопировать его программу.

Вернувшись домой, я поехал в Оклахома-Сити, где мы сняли одно старое здание по цене то ли 90, то ли вообще 75 центов за квадратный фут площади. Затем мы спешно доработали и программу, и проект, и в 1983 году открылись. Директором нашего первого «Клуба Сэма» я назначил Роба Босса. В компании его считали человеком не совсем надежным из-за его склонности постоянно плыть против течения. Он был, как бы это сказать, немного агитатором. Роб настоял на том, чтобы производить закупку товаров для «Клуба Сэма» самостоятельно, и я утвердил это решение.

Вскоре мы уже открыли «Клубы Сэма» в Канзас-Сити и Далласе, а затем - еще два в Хьюстоне, и дела у нас в этой сфере пошли сразу же очень хорошо, хотя были, конечно, и неудачные шаги, однако не ошибается только тот, кто вообще ничего не делает.

Очередное наше наступление, ознаменованное открытием «Клубов Сэма», отражает еще одну сторону моего стиля управления, относящуюся не только к конкурентной борьбе, но также, в равной степени, и к моим собственным сотрудникам. Я люблю держать всех в напряжении, мне не хочется, чтобы нашим конкурентам слишком хорошо жилось, чтобы у них было ощущение, что они сумеют предсказать наши последующие шаги. Однако мне также хочется, чтобы и мои собственные управленцы тоже жили в постоянной неуверенности. И это - одна из сторон моей глубокой убежденности в необходимости постоянных перемен, которые нужны именно для того, чтобы люди не засиделись, чтобы они жили в постоянном напряжении.

Многие на моем месте были бы чрезвычайно довольны ситуацией, которая сложилась у нас в 1984 году. Наши 640 магазинов «Уол-Март» приносили почти 200 миллионов в год по продажам товаров на сумму 4,5 миллиарда, мы продолжали стремительно расти, а «Клубы Сэма» завоевали стабильное положение на рынке. Но мне казалось, что нам следует кое-что изменить. И я вызвал к себе Джека Шумейкера, нашего президента и директора по рабочим вопросам, и спросил его, не станет ли он возражать против того, чтобы поменяться местами с Дэйвидом Глассом, нашим генеральным финансовым директором. Я чрезвычайно высоко ценил обоих этих парней как невероятно талантливые личности, однако у меня были свои причины, чтобы проверить, что может нам дать такая перестановка. Джек настолько умен, напорист и уверен в себе, что иногда бывает грубоват с людьми, и мне захотелось посмотреть, как Дэйвид, с его более мягкими манерами, справится с этой должностью.

Джек сказал, что он уже понял следующее: ему не хочется до глубокой старости оставаться в «Уол-Марте», так что после некоторого обсуждения вопроса мы с ним пришли к согласию. Дэйвид получил должность президента, тогда как Джек остался у нас еще на три года в качестве генерального директора по финансам, и проделал колоссальную работу. Сейчас он иногда работает международным консультантом, оставаясь полноценным членом нашего совета директоров. Дэйвид, разумеется, стал потрясающим президентом, и я передал ему свое звание председателя совета директоров и собрания акционеров компании. Именно в это время Джек и ушел в отставку.

Не стану притворяться, в этот период нашей истории обстановка была достаточно напряженной. В нашем бизнесе господствует очень острая конкурентная борьба, то же самое можно сказать о нашей компании. Естественно, что она привлекает к себе множество честолюбивых людей, которые иногда ставят свои личные интересы выше интересов фирмы. Я с детства убежден в том, что любое соревнование - это замечательно. Я ожидаю от своих людей соревнования друг с другом, однако, как я уже говорил, терпеть не могу, когда соперничество переходит на личности, когда люди не оказывают друг другу поддержки.

Честно говоря, именно конкурентная борьба является той самой причиной, по которой я так люблю розничную торговлю. История «Уол-Марта» - всего лишь еще одна глава в истории этой борьбы, великая глава, простите за прямоту, однако она - всего лишь одно из слагаемых эволюции нашей отрасли. Соперник всегда дышит в спину. Это может быть любой незнакомец, составляющий как раз в данный момент план прорыва к вершине. Чтобы идти впереди таких соперников, нам нужно продолжать меняться, постоянно оглядываться через плечо и разрабатывать планы на будущее. Именно по этой причине мы и купили несколько лет назад компанию «Маклейн». Эта компания - крупный дистрибьютор продовольственных товаров, и она должна стать для нас замечательным трамплином к тому рынку, на котором, как нам кажется, клиенты готовы к нашей манере вести дела.

Прямо сейчас я уже вижу множество новых соперников из-за рубежа, у которых имеются очень сложные программы, разработанные по последнему слову науки. Некоторые из появившихся в нашей стране конкурентов из Голландии, Германии и Франции стоят того, чтобы к ним поближе присмотреться. А вскоре нас ожидает волна японских вариантов концепции розничной торговли. Не знаю, сумеет ли «Уол-Март» удержать свою ведущую позицию, работая только на территории США. Мне кажется, нам, возможно, придется в недалеком будущем расшириться и на другие страны. Мы создали в компании отдел международных связей, а еще создали совместное предприятие с мексиканской компанией «СИФРА» для развития концепции оптовой торговли через «Клубы Орреры». Пока что мы открыли их два, но скоро их станет больше. В ближайшем будущем перед «Уол-Мартом» встанет нелегкая задача по внедрению в свои ряды представителей иных культур, внедрению быстрому и безболезненному, однако наши сотрудники к этому уже готовы.

На отечественной же почве конкуренция в сфере дисконтного бизнеса невероятно усилилась за последние несколько лет. Наши конкуренты все лучше и лучше обслуживают своих клиентов. Их магазины стали чище, а выкладка товаров - лучше и грамотнее. Они, конечно, осложняют нашу работу. Однако пока что еще ни один из наших конкурентов не смог работать в таких объемах, как мы, и столь же эффективно. Они не сумели сократить свои издержки до такой степени, как это сделали мы, как не сумели и заставить своих сотрудников обращаться с клиентами так, как наши сотрудники-компаньоны: приветствовать, улыбаться и помогать им, благодарить их. А еще наша система доставки товаров и наша система их выкладки на полках магазинов тоже намного эффективнее, чем у конкурентов.

Если кто-нибудь когда-нибудь сумеет перещеголять нас в любой из этих сфер, вот тогда нам придется туго. Однако до сих пор никто не смог.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх