|
||||
|
83. ПРИВАТИЗАЦИЯ1993–1994 гг. стали годами первого этапа приватизации с наращиванием критической массы количественных преобразований, а 1995–1996 гг. – годами второго этапа с переходом к новой модели, основанной на качественных внутриструктурных, а не количественных изменениях. В России задача быстрого ухода государства из сферы непосредственного управления предприятиями решалась с помощью их массового акционирования и ваучерной приватизации в 1992–1994 гг. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников. Российский ваучер был неименным, и на нем стоял денежный номинал, рассчитанный по балансовой стоимости совокупных государственных производственных фондов на 1 июля 1992 г. Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75 % приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и, таким образом, был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних – увеличилась почти вдвое. Крупные институциональные инвесторы проявляли интерес в основном к предприятиямтопливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черной и цветной металлургии), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации. Результаты ваучерного этапа оказались более скромными, чем ожидалось. Было достигнуто главное – в России началось формирование институциональных основ рыночной экономики и наметились вполне определенные тенденции изменения социальной структуры на базе формирования частного сектора. Приватизации второй половины 1994 – начала 1996 гг. можно дать оценку почти полной заторможенности и неопределенности, когда резко активизировались спонтанные процессы и бесконечный поток деклараций не имел под собой никакой экономической базы. В целом в первые два года денежной приватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия до сих пор не могут рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций. Последний этап приватизации (начался в 1996 г. и продолжается до сих пор) – самый длительный, ведь конечным его итогом является появление абсолютно устойчивой системы прав собственности. Однако еще рано говорить об итогах приватизации в России, но ясно одно – Россия рано или поздно станет страной с рыночной экономической системой. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|