|
||||
|
20. Дух капитализмаНа исходе средневековья в Европе в наиболее чистой своей форме зародился новый тип социально-экономических отношений – капитализм. В XVII в. начали употреблять слово «капиталист» – обладатель денежного капитала. Термин «капитализм» впервые вошел в научный лексикон во второй половине XIX века. Некоторые ученые считают основными свойствами капитализма возникновение свободного от ограничений рынка товаров, труда и капитала. Другие считают главной его чертой высокую степень рациональности, которая проявляется как в организации производства, так и в отношении к труду и позволяет подчинить экономическую жизнь нормам эффективности и прибыльности. Можно выделить несколько условий для появления капитализма в Западной Европе: 1) влияние греко-римского мира с высоким уровнем развития товарно-денежных отношений и ориентацией на активную созидательную личность; 2) городские коммунальные движения (в городе, который отвоевал самоуправление формировалась прослойка людей, располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии); 3) оформление активных, отстаивающих свои права сословий. Важна была также позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Уже с XIII в. она смягчает свои доктрины: осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, капиталовложения. Это вело к тому, что торговля после Реформации стала считаться весьма достойным занятием. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебервыявляет влияние религии на экономику. В формировании системы капиталистического предпринимательства на Западе определенную роль сыграла протестантская церковь. Вебер говорит о «несомненном преобладании протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей», среди «высших квалифицированных слоев рабочих», и «прежде всего, среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий». По словам Вебера, аскетические черты религиозных вероисповеданий (в отличие от мистических) способствовали формированию соответствующих стимулов и норм поведения, составляющих «дух капитализма». Под «духом капитализма» имеется в виду не отвлеченное понятие, а «комплекс связей, существующих в исторической действительности» и представляющих одно целое. Это не погоня во что бы то ни стало за наживой, а целеустремленная деятельность, профессиональный долг, следование определенным нормам хозяйственной этики. Протестантская религия, прежде всею кальвинизм, способствовала развитию деловой хватки, предпринимательской активности. Она помогала формированию бережливости, расчетливости, предприимчивости, оборотливости, готовности к риску. Именно из числа протестантов, прежде всего, формировался класс предпринимателей – собственников и организаторов производства. В Европе, а не в Индии или Китае в какой-то мере совпали этические нормы религии и нормы хозяйственного поведения. В результате сложилась и получила распространение «рационалистическая» форма капитализма. Причинно-следственные связи между нормами религиозной этики и «капиталистическим духом» достаточно сложны и противоречивы. «Социальная этика» капиталистической культуры формируется и утверждается посредством экономического отбора.Идеологи буржуазии создавали свой идеал, отталкиваясь от идеала аристократического, рожденного в средние века, потому что буржуазия претендовала на роль новой элиты в обществе. Однако теперь право на элитарность давало не благородное происхождение, а личные достоинства. Истинного уважения достоин «купец-джентельмен», который сам добился и богатства, и знаний, и умения вести себя в обществе. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|