|
||||
|
6. Специфика развития восточных цивилизаций. Китай и ИндияСредневековый Восток являлся для европейцев символом богатства и утонченной роскоши. Жизненный уровень там вплоть до конца XVIII века был значительно выше, чем на Западе, города превосходили европейские по своей численности. Однако жизнь средневекового Востока была неспокойна: распадались старые империи, на их месте возникали новые государства. Если Западная Европа уже к XII в. в основном освободилась от борьбы с кочевниками, то на Востоке орды кочевников продолжали разрушать древние очаги культуры. Восток не представлял из себя единого целого: различны были исторические пути древних восточных цивилизаций (китайской и индийской) и более молодых, появившихся к VI-VII вв. н.э. (японской и арабской). В целом, развитию восточных обществ была присуща традиционность, поэтому восточные цивилизации называют традиционными. Китайскую цивилизацию часто также называют конфуцианской цивилизацией. Конфуцианство — учение, созданное в середине I тыс. до н.э. философом Конфуцием (551-479 гг. до н.э.), целью которого являлось сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями. Государство по Конфуцию – это большая семья, в которой каждый должен занимать свое место и вести себя так, как подобает при его положении. Стержнем, на котором держится государство, были для философа преданность и покорность. Позднее конфуцианство стало государственной религией и благодаря идеям гуманности и нравственности государственной власти укрепило бюрократический аппарат и саму государственность. Важнейшей опорой государственной власти в Китае было право верховной собственности на землю. Направляя экономические процессы, власть стремилась ограничить частную собственность, сохранить монополию в использовании природных богатств, контролировать торговлю и ремесло. Постепенно в руках государства оказалось производство и продажа важнейших предметов потребления: соли, железа, меди, чая. Государственная власть регулировала рыночные цены, а иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством. Государственная торговля существовала параллельно с частной, но при этом правительство облагало купцов большими налогами. Индийская цивилизация имела свои специфические особенности. Одной, из таких особенностей было возникновение и распространение буддизма. Буддизм – религия спасения, в основе которой лежат четыре постулата: 1) мир есть страдание; 2) источник страдания – это человеческие страсти и желания; 3) освобождение от страстей позволяет перейти в нирвану; 4) достичь состояния нирваны можно только, избрав путь спасения. Цари Индии пытались использовать буддизм как объединяющую идейную основу для сильного централизованного государства, но буддизм не сыграл той роли в Индии, что конфуцианство в Китае. Его воздействие на структуры цивилизации было слабым: по-прежнему, сохранились касты одно из самых больших зол Индии. Основные касты соответствовали тем социальным слоям, которые выделялись и в других цивилизациях: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), свободные общинники и торговцы (вайшьи), а также низшая каста слуг (шудры), к которым относились также крестьяне, лишенные земли. Однако касты отличались непреодолимостью своих границ. Каждый человек от рождения принадлежал к определенной касте, и это предопределяло его дальнейшую жизнь. Изолированность и замкнутость каст, их социальное и религиозно-нравственное неравноправие снижали активность общества, делали его статичным, создавали большие препятствия для его развития. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|