|
||||
|
Глава 11Суета вокруг Интернета Джон узнает, как можно заработать на буме вокруг интернетовских и высокотехнологических компаний Только один дилер в зале делал больше бизнеса, чем Брюс. Это Нина Озерова, бывшая до недавнего времени личным помощником Тэрри. Она иногда помогала Тэрри, когда он просил об этом, но теперь главным образом ходила по ресторанам с важными клиентами и приносила огромные объемы бизнеса. Другие дилеры несправедливо приписывали ее успех поддержке Тэрри, а не ее собственным способностям. – Она, должно быть, обслуживает русскую мафию, – пошутил как-то Ронни, изучая ее улов за один месяц – более трех миллионов фунтов проданных акций, причем почти никакого возврата. Нина работала в центре дилерского зала в команде с парой других птиц высокого полета. Они единственные в "Нью маркет секьюритиз" работали без руководителя. Джон мог наблюдать за ней из-за своего стола. Нина иногда сидела, почитывая "Файнэншл таймс", невосприимчивая к наставлениям Ронни, что дилеры должны обрабатывать клиентов. Когда она поднимала телефонную трубку, то, как правило, договаривалась о встрече в ресторане с крупным клиентом, а не пыталась тут же продать ему акции. Темноволосая, с восточноевропейской внешностью, Нина притягивала в дилерском зале многие восхищенные взгляды, к немалому негодованию немногих других женщин-дилеров. Она окончила экономический вуз в Москве и получила МБА на одном из ведущих британских экономических факультетов. С академической точки зрения, она была самым высококвалифицированным дилером в фирме. Иногда Нина ловила взгляд Джона и улыбалась. Он улыбался в ответ. Дилеры были очень заняты. В начале нового года интернетовская лихорадка «дот-ком» вспыхнула с новой силой. Ученые мужи прекратили разглагольствовать, лопнет или нет интернетовский мыльный пузырь. Недавнюю серьезную коррекцию сектора уже забыли, а прорицателей краха, кричавших "я же вам говорил", заставили замолчать. Сектор понесся к новым высотам. В США курс акций одного ведущего интернетовского портала продолжал расти – его оценочная стоимость оказалась в стратосфере. Растущие доходы компании, вызванные повышением расценок на публикацию рекламы, помогли убедить инвесторов во всем секторе, что спрос на рекламу в Интернете был, по крайней мере теоретически, безграничен. – Ваши клиенты не должны сейчас держать акции старой экономики, – сказал Ронни дилинговому залу. – Они только понижаются в стоимости или просто стоят на месте. Всем выгоднее вкладывать капитал в акции компаний высокой технологии. Ронни рассказал о высококвалифицированном управляющем фондом, потерявшем работу на пике бычьего рынка после того, как продал акции на том основании, что их переоценили, и перевел активы преимущественно в денежные средства. – Он был, без сомнения, прав в своей оценке, но ошибся в выборе времени, – сказал Ронни. – Вот, почему он потерял состояние своего фонда. В новой экономике, советовал Ронни дилерам, надо создавать впечатление, что вы разборчивы. – Вы можете спокойно говорить своим клиентам, что большинство поставщиков потребительских услуг Интернета уже не являются хорошей инвестицией. – Но они все еще в бизнесе, – парировал один дилер. – Возможно, не на долгое время в их существующей форме, – ответил Ронни. – Рынок этих ISP стал слишком конкурентным. Им приходится предлагать бесплатный телефонный доступ, а это лишает их главного источника дохода. Они надеются, что это привлечет больше подписчиков и в результате приведет к большим рекламным доходам. Но когда-то это еще будет. Рынок видит эти проблемы. Он сослался на выпуск новых акций одного голландского ISP, которые вскоре после выхода на рынок стали снижаться, пока не дошли до третьей части цены эмиссии. – Если ваши клиенты имеют акции ISP, которые вряд ли будут целью предложения, советуйте им продавать, – сказал он. – Мы сможем найти их деньгам лучшее применение. В конечном счете, накрученные Ронни дилеры стали советовать клиентам продавать акции всех тех компаний, причем не только ISP, которые не придерживались самых последних технологий. Вскоре после того, как клиенты покупали акции одной из высокотехнологических компаний, дилеры должным образом намекали им, что ее технология устарела и что они должны продать, реинвестировав доходы в другую. Проводная телефония была превзойдена кабельной технологией, которая, в свою очередь, оказалась медленнее волоконной оптики, говорили они. Это было правдой. Но дилеры имели лишь самое поверхностное представление о различиях. Им наплевать, имели ли компании, чьи акции они продавали, современную технологию или нет. – Новейший – понятие относительное, – сказал Брюс своей команде. – Всегда существует еще более новая, но пока не внедренная технология. То, что для потребителя самое свежее, по понятиям производителя, уже старье. Не думайте об этих тонкостях. Сосредоточивайтесь, лишь бы получше представить дело своим клиентам. Для этого дилеры работали так, чтобы быть невидимой рукой, направляющей собственные решения клиентов продавать акции компаний с якобы устаревшими технологиями, если это было единственной возможностью найти денежные средства для инвестиции в самые последние горячие акции. Иногда дилеры сомневались в этичности такой дилинговой стратегии. – Вы слышали мнение Тэрри – если не нравится то, чем мы занимаемся, можете катиться на все четыре стороны, – сказал Ронни дилерам. – Вы можете поступить на работу к другому брокеру. Там вы, конечно, увидите, что делаете ту же самую работу, что и здесь. Фирма может притворяться, что использует более тонкий подход. Это служило бы им оправданием, чтобы платить вам меньше. Дилеры, уходившие из "Нью маркет секьюритиз", часто находили, что так оно и есть, слышал Джон. Новые выпуски акций – всегда события, действительно поддерживавшие заинтересованность частных клиентов в фондовом рынке, которые стремились получить совет дилеров по этому вопросу. Клиенты затруднялись выбрать лучшие из акций различных компаний, пускаемых в оборот на европейских биржах. Самые раздуваемые предложения могли оказаться весьма вялыми на вторичном рынке и привести к потере инвесторами до половины их денег или даже больше, тогда как относительно непривлекательные акции могли процветать. Рассказывают об одном ставшем широко известным случае. На Лондонской фондовой бирже запустили акции интернетовского банка. Инвестиционный банк, выступавший глобальным координатором этой сделки, установил более низкую цену эмиссии, чем ожидалось, ближе к основанию ранее сложившегося низкого ценового диапазона. Как предприятию, интернетовскому банку пророчили сильные перспективы. Поэтому аналитики предсказали, что на вторичном рынке акции повысятся в цене. Ранние фанфары оказались не к месту. После выпуска эти акции быстро соскользнули ниже цены предложения, поскольку инвесторы поспешили взять свои прибыли. Настроения к акции охладились, потому что внезапно появились новые интернетовские банки, составившие конкуренцию компании. Вскоре после выпуска акций интернетовского банка на лондонский рынок был выброшен один производитель программного обеспечения, компания намного меньшая по размерам. Эта компания – управляемая харизматическим компьютерным вундеркиндом едва старше двадцати лет – не имела почти никаких доходов и, как ожидалось, не должна была получить прибыли в течение по крайней мере еще четырех лет. Но она хорошо поддерживалась весьма известными венчурными предпринимателями. Акции выпустили по цене 200 пенсов, вблизи вершины верхнего диапазона. Подписка на новые акции была превышена в скромные пять раз, но инвесторами были первоклассные организации. В первый день торгов курс акции поднялся на 25 процентов до 250 пенсов. Это произошло на низких объемах торговли, указывая, что инвесторы придерживали свои акции. Тремя днями позже цена акции достигла 600 пенсов. Эта картина напоминала поведение акций на итальянском высокотехнологическом рынке Nuovo Mercato, который до сего времени главным образом торговал намного выше цен эмиссии, несмотря на неустойчивое состояние, поразившее другие рынки созданных ранее высокотехнологических фондовых бирж Европы. Наживаясь на высокотехнологическом буме, "Нью маркет секьюритиз" готовила интернетовские акции, еще не пущенные в оборот. Фирма "Старберг Ламли" недавно создала "Фонд Феникс" – фонд-инкубатор интернетовских компаний – и сманила для управления им команду опытных менеджеров, уведя их из одного известного фонда. С помощью этого предприятия планировалось участие в неоперившихся интернетовских компаниях для последующего выпуска их акций на фондовый рынок. – "Фонд Феникс" очень разборчив, – сказал Тэрри дилинговому залу. – Но, несмотря на это, из каждых четырех или пяти компаний, которых он поддерживает, только одной, возможно, действительно удастся добиться успеха. Конечно, выигравшая акция может оказаться удивительно успешной. Джон обнаружил, что его работа требовала большого внимания. Но в силу привычки он через Салли-Энн не терял нити и того, что происходило в средней школе "Блусток". Она обычно звонила ему в офис часов в пять вечера, когда его рабочий день почти заканчивался. В этому времени она уже час была дома. Она спрашивала, как прошел его день. Он давал неопределенный ответ, стараясь быть не слишком восторженным, чтобы не вызвать зависть. Она проявляла любопытство, и это беспокоило Джона. Иногда, когда Салли-Энн звонила, Джон разговаривал с каким-нибудь клиентом по телефону, и тогда Генри отвечал на ее звонок. Они немного болтали. Генри рассказывал ей о своем бизнесе более открыто, чем Джон, но все равно в общих чертах и с интересом расспрашивал о ее работе в школе. – Это, должно быть, невероятно трудная работа. Я всегда восхищался учителями. – С Генри, наверное, интересно работать, – сказала Салли-Энн Джону. – Я хочу познакомиться с ним. – Он не совсем тот, кем кажется, – ответил Джон. Как-то утром в понедельник объявили, что фирма "Старберг Ламли" будет участвовать в крупномасштабном выпуске акций Интернет-магазина "Катпрайсгудис-ком". Сделка намечена на конец второго квартала. "Катпрайсгудис-ком" – интернетовская компания 15 месяцев от роду – новая яркая звезда на затуманенном небосводе В2С. Компания рекламировала молодость и привлекательность своих директоров-основателей, чтобы создать доверие и положительный образ в средствах информации. Это отвлекало внимание от недолгой истории компании, низких доходов и отсутствия прибыли. Директора-основатели были экспертами по саморекламе. Роджер Грандэйдж, председатель, 28-летний бывший страховой брокер из Сити, имел все нужные связи. 29-летняя незамужняя Линда Хорсфилд, управляющий директор, работала раньше бухгалтером в Сити и обожала раздувать цифры. Бульварные газеты назвали ее Ричардом Брэнсоном в юбке. "Катпрайсгудис-ком" наняла агентство по связям с общественностью "Клифтон холл", в котором Сандра курировала клиентские счета, а Тэрри имел долю. В течение предыдущих нескольких месяцев это агентство раскручивало кампанию по привлечению внимания публики, чтобы подготовить почву к выпуску акций, а фирма "Старберг Ламли", по сообщениям, назначена глобальным координатором сделки. Новости о «Катпрайсгудис-ком» появлялись в общенациональной прессе почти ежедневно. На этой стадии «Катпрайсгудис-ком» стала набирать новых сотрудников в команду, которая нередко работала по 11 часов в день. В офисе звучала негромкая музыка, а в стены коридоров встроили аквариумы с золотыми рыбками, чтобы снимать напряжение. Бутерброды доставлялись прямо к рабочим столам, чтобы персонал мог работать во время ланча. Служащие получали скромное жалованье, но имели существенные опционы на акции. Повсюду в Великобритании «Катпрайсгудис-ком» рекламировалась как лидер рынка недорогих потребительских товаров, включавших цветы, книги, видеокассеты, аудиотехнику, видеомагнитофоны, фотокамеры и деликатесы. Компания покупала товары у оптовиков, распродающих складские запасы и с существенной скидкой продавала их в розницу через свой веб-сайт. В настоящее время компания предлагала очень дешевую доставку любых товаров в районе Большого Лондона. Это было рекламной продажей с целью соблазнить клиентов регулярно использовать веб-сайт, привлекая тем самым рекламодателей. Ученые мужи этого сектора Интернета, прикормленные "Катпрайсгудис-ком", выдвигали на первый план потенциал компании, утверждая, что это компания сможет быстро нарастить премию на вторичном рынке в результате рыночного лидерства в своей области в рамках модного сектора. Естественно, что Пол Казанс, наиболее авторитетный аналитик интернетовских компаний в "Старберг Ламли", высказывал в отношении акции самые бычьи настроения. 32-летний Казанс охотно общался с представителями средств массовой информации и благоприятно высказывался в адрес «Катпрайсгудис-ком» на уровне национальной прессы. Это был небольшой аккуратный человек, создавший себе репутацию информированного специалиста с независимыми взглядами на Интернет, основанными на глубоком понимании моделей бизнеса. Прежде чем стать аналитиком, Казанс совместно с другими партнерами создал в Силиконовой долине компанию программного обеспечения для интеллектуальных решений в области Интернета. Он и два его сотоварища-директора мгновенно стали миллионерами, продав свою свежеиспеченную компанию крупному порталу Интернета. Продавцы "Старберг Ламли" всегда очень охотно брали Казанса на свои визиты к институциональным инвесторам. Во время встреч он выговаривал свой материал, и фондовые менеджеры оказывались под достаточным впечатлением, чтобы разместить большие заказы. Главное – Казанс сам был успешным интернетовским предпринимателем. Его репутация в Сити быстро росла, а вместе с нею и его пакет вознаграждения. Теперь Казанс утверждал, что инвесторы должны двигаться осмотрительно. Однажды мир осознает, насколько переоценены акции интернетовских компаний. Когда инвесторы увидят, что король-то голый, цены акций рухнут вниз. Он считал прошлогоднюю коррекцию рынка акций Интернета лишь предтечей предстоящих событий. Инвесторы упивались страшными сказками Пола Казанса, потому что он всегда представлял оборотную сторону медали. На каждые десять дутых интернетовских акций приходилась лишь одна настоящая птица высокого полета. Такой компании суждено не только подскочить в цене во время существующего бычьего рынка, но и пережить любой последующий спад. И причина этого не столько в доходности компании, сколько в ее первоклассной модели бизнеса с предположительно повышающимся потоком денежных средств. «Катпрайсгудис-ком» одна из таких компаний, как и некоторые другие подающие надежды фирмы, поддерживаемые "Фондом Феникс", говорил Казанс. Синдикативный отдел "Старберг Ламли" придерживался иного подхода. Его работа состояла в определении цены выпуска новой акции, исходя из спроса, даже если рост в основном – результат деятельности инвесторов, которые продадут акцию почти немедленно после распределения. "Катпрайсгудис-ком" предстояло пройти такую же процедуру. Другими словами, синдикативный отдел "Старберг Ламли" планировал использовать жадность инвесторов и высоко оценить акцию. На одном из утренних совещаний в начале второго квартала микрофон взял Пол Казанс. Дилеры в "Нью маркет секьюритиз" прибавили звук в своих громкоговорителях. – "Катпрайсгудис-ком" будет использовать фонды, вырученные от продажи своих акций, чтобы воспроизвести свою модель бизнеса в Германии, Франции, Нидерландах и Южной Африке, – сказал маститый аналитик. – Эта модель бизнеса в высшей степени рентабельна. Компания служит посредником между покупателями и оптовиками. В результате ей не требуется поддерживать складские запасы. Это позволяет исключить затраты на складирование и сократить административные расходы до минимума, используя новейшую технологию и управленческую команду, сочетающую знание компьютерной техники с навыками маркетинга. Казанс отметил, что в прошлом финансовом году «Катпрайсгудис-ком» имела товарооборот лишь в 500.000 фунтов и, как ожидалось, не получит прибыли до 2005 года. – Но не судите эту конкретную книгу по обложке, – сказал он и привел прогнозы будущих поступлений денежных средств, которые буквально ослепляли, и подтвердил, под смех дилеров, что "Старберг Ламли" – глобальный координатор и единственный держатель реестра этого выпуска акций. – Инвестиционный банк получил мандат на этот выпуск в условиях жестокой конкуренции со стороны других банков, – добавил Казанс. – Победы удалось добиться благодаря профессионализму компании в области Интернета, что было продемонстрировано быстрым успехом "Фонда Феникса". Работа с «Катпрайсгудис-ком» начнется приблизительно через два месяца, в зависимости от рыночной конъюнктуры. Когда утреннее совещание закончилось, Ронни рассмеялся. – Надеюсь, вы все поняли, в чем дело. По сути дела, вы будете покупать эту акцию у всего мира, когда начнется торговля на вторичном рынке. Вы сможете делать одолжение продавцам и реинвестировать выручку. Охваченные волнением, окружавшим предстоящий выпуск акций "Катпрайсгудис-ком", многие дилеры планировали вложить в них и свои деньги. – Тут невозможно проиграть, при условии, что вы быстро продадите свои акции, – утверждал Брюс. – Именно это сделают крупные организации. Золотые правила из секретного дневника Джона• Если повышаются в цене только акции новой экономики, вы должны инвестировать в них. Это верно и в том случае, если цена их завышена и только старая экономика содержит реальную стоимость. • Розничные поставщики услуг в Интернете (ISP) больше не являются хорошей инвестицией, как когда-то, поскольку их рынок стал слишком конкурентным. • Не соблазняйтесь продажей одной акции ради покупки другой только на том основании, что она имеет самую последнюю технологию. "Самый последний" – понятие всегда относительное. • Интернетовские инкубационные фонды не ожидают, что все компании, которые они поддерживают, добьются успеха. • Непосвященным трудно оценить, какие новые выпуски акций могут сделать им деньги. • Влиятельный аналитик инициирует движение курса акции, убеждая инвесторов размещать большие заказы. • Синдикативный отдел инвестиционного банка устанавливает цену выпуска новых акций исходя из спроса. Это не обязательно означает, что инвесторы получают хорошую стоимость. • Инвесторы иногда считают наиболее выгодной стратегией продажу новых акций почти немедленно после их выхода на вторичный рынок. Это особенно верно, когда цена выпуска крайне завышена. Как частный инвестор вы должны делать то же самое. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|