5. Это не просто "ненастоящая" работа - это настоящее золотое дно!

Если плоды вашего творчества не пользуются спросом, то это никакое не творчество

В последние годы ко мне часто обращаются люди, желающие научиться писать книги и публиковаться. Поскольку у меня стало уходить слишком много времени на бесплатные советы, я составил универсальную инструкцию из двух страниц и посылаю ее всем начинающим авторам. Вот два самых важных абзаца:

Если вы написали книгу, и ее напечатали - вы прошли примерно 5% пути к успеху. Неважно, кто напечатал книгу - вы сами или крупное издательство, - теперь ее надо продвигать. Лучше всех продвигает книгу не издательство, не рецензенты, не распространители, не книжные магазины; лучше всех продвигает книгу сам автор. Девиз мира науки: "Публикуйся или умри". В реальном мире вопрос стоит так: "Продвигай свою книгу или умри".

Чтобы написать хорошую книгу, нужны творческие способности; чтобы успешно продвигать ее, нужно вдесятеро больше творческих способностей. Через пять лет после издания моей книги "Радость без труда" я продолжал так же активно продвигать ее, как и на следующий день после ее выхода в свет. Без этих систематических усилий книга никогда не стала бы международным бестселлером.

В своей инструкции я уделяю такое внимание продвижению книги, потому что это - основополагающий фактор ее успеха. Продвижение товара - один из аспектов маркетинга, а маркетинг - важнейшая часть любого бизнеса, малого ли, крупного ли. Для "ненастоящей" работы, которая включает в себя продажу услуг потребителям, маркетинг тоже жизненно важен.

Может быть, ваш товар или идея - лучшие в мире. Но если вы не можете продвинуть их на рынке, то с тем же успехом они могут быть и худшими в мире. Товар в данном случае следует понимать расширительно: это можете быть вы сами как фрилансер, это может быть любая услуга, которую вы предлагаете, или какая-то новинка, которую вы разработали и которая, по вашему мнению, сможет принести людям что-то принципиально новое и очень хорошее.

Если вы по какой-то причине не хотите становиться специалистом по маркетингу, значит, вам надо нанять такого специалиста. Однако их услуги недешевы. Поэтому, возможно, вам все-таки придется сделать то же, что делал я в первые несколько лет: самому выучиться на маркетолога и получать от этого удовольствие. Вам не нравятся какие-то определенные аспекты маркетинга? Тогда избегайте их. Сосредоточьтесь на тех способах, которые больше всего вам по душе и наилучшим образом подходят к вашему товару.

С каким бы вдохновением вы ни брались за свою "ненастоящую" работу, не забывайте, что она - на самом деле настоящий бизнес. В отличие от "настоящей" работы, вам платят за результаты вашего труда, а не за время, проведенное на рабочем месте. Нравится вам это или нет (многим не нравится), но маркетинг приносит большую отдачу, чем практически любые другие аспекты работы. Это значит, например, что, если вы художник, вам надо найти правильное соотношение между временем, затраченным на написание картин, и временем, уделенным продвижению этих картин на рынке.

Под "правильным" соотношением часто подразумевается, что на маркетинг уходит больше времени, чем на собственно изготовление товара. Самые успешные деятели информационного бизнеса иногда тратят до 90% времени на продажу, саморекламу, завоевание известности и привлечение новых покупателей (заказчиков). И только 10% - на разработку новых товаров и услуг. Если бы художники тратили хотя бы треть рабочего времени на продвижение своих произведений, тип "непризнанного гения, голодающего на чердаке" встречался бы гораздо реже.

Маркетинг - это искусство превращать свои идеи и мечты в деньги. Но при этом вы должны хорошо понимать одну вещь. Если вы уверены, что люди должны покупать ваш товар или услугу, это еще не значит, что их действительно будут покупать. Многие предприниматели, решая что-нибудь производить, совершают одну и ту же ошибку, думая, что каждый человек -их потенциальный потребитель. Допустим, для вас что-то очень важно, и вы считаете, что это же самое будет важно для других людей; но ваша уверенность не имеет под собой никакой почвы. Только сами люди будут решать, какой товар или услуга могут быть им полезны и стоит ли их приобретать. Так и должно быть - ведь они тратят свои деньги, а не ваши!

С точки зрения бизнеса, ваш товар или услугу можно назвать продуктом творчества только в том случае, если их покупают! Они должны удовлетворять какую-то потребность или желание потребителей. Базовые человеческие потребности: крыша над головой, безопасность, здоровье, счастье, деньги, любовь, отношения с другими людьми, самооценка, половое удовлетворение, положение в обществе, престиж. Разработав правильный товар или необычную услугу, вы можете воспользоваться неудержимой тягой людей к удовлетворению базовых потребностей и стать настолько успешным и богатым, что сами сможете удовлетворять все свои нужды и потребности.

Один из аспектов маркетинга - сам товар. Первый шаг при продвижении любого товара - сделать его уникальным. Потом меняйте его так, чтобы он продолжал оставаться уникальным. Тогда у вас не будет болеть голова из-за конкуренции - ведь вашим основным конкурентом будете вы сами.

Так что же вы собираетесь продавать? Важнейший принцип - выбрать товар или услугу, которые будут пользоваться хорошим спросом на рынке. Сначала спросите себя: "Кто будет покупать мой товар или услугу?" И смотрите, чтоб у вас был на это обоснованный ответ!

Главное - мыслить масштабно. Если вы хотите писать и продавать стихи - это не масштабное мышление хотя бы потому, что мир в целом не очень интересуется поэзией. Каковы бы ни были ваш товар или услуга -они должны соответствовать следующим критериям:

* Рыночная ниша для этого товара или услуги хорошо очерчена.

* Товар или услуга интересны большой доле населения.

* Рыночный спрос на ваш товар растет.

* Товар или услуга по карману тем людям, которым они интересны.

* Люди, которым интересны ваш товар или услуга, захотят их приобрести.

Как только вы поймете, что хотите производить и кто будет это покупать, то завершите первый этап своей маркетинговой кампании. Вам, как любому человеку, занятому в нетрадиционном бизнесе или на "ненастоящей" работе, нужно будет освоить искусство распространения товара, продажи, продвижения на рынке и рекламы, чтобы объяснить всему свету, как именно ваш товар или услуга поможет человечеству и расширит его возможности.

Люди, достигающие колоссальных успехов без "настоящей" работы, обычно никакие не супермены. Правду сказать, их товар или услуга зачастую даже не самые лучшие на рынке. Почему же тогда они так успешны, в то время как конкуренты едва сводят концы с концами? Дело в том, что самые успешные (в любом деле) люди думают и действуют не так, как все остальные, подвизающиеся в той же отрасли. Успешные люди отличаются от своих конкурентов тем, что у них все мысли заточены под продвижение товара. Лидирующий на рынке товар отличается от безнадежного балласта маркетинговой стратегией.

Скажу вам честно, любой мусор можно продать, если его правильно и находчиво рекламировать. Справедливо и обратное. Джон Раскин говорил: "В мире нет такого товара, который нельзя сделать чуть-чуть хуже и продавать чуть-чуть дешевле". Однако мусору никогда не стать популярным товаром. Мусор не будут рекламировать сами потребители, рекомендуя его своим друзьям и знакомым, а ведь это - самый действенный вид рекламы.

Как уже говорилось, при талантливой рекламе можно продать и мусор, но даже самый замечательный товар, если его не рекламировать как следует, зависнет в безвоздушном пространстве. Будьте готовы к тому, что вам придется продвигать свой товар в одиночку в течение года или двух -пока потребители не начнут передавать его название из уст в уста.

Я знал, что моя книга "Радость без труда" гениальна, но тем не менее активно рекламировал ее еще лет пять после выхода в свет. Однако сейчас я трачу на это очень мало времени. Книга продолжает расходиться в количестве примерно 7 500 экземпляров в год уже не благодаря моей рекламе, а потому, что читатели сами рекомендуют ее друг другу. Поговорите с владельцами книжных магазинов, и они подтвердят, что, если книга пользуется спросом в течение пятнадцати лет - значит, людям она нравится, и они рекомендуют ее своим друзьям и знакомым.

На курсах маркетинга всегда подчеркивают важность четырех вещей: цены, позиционирования, рекламы и самого товара. Маркетинг во всех своих разнообразных и причудливых формах требует следующих действий: понять, каков целевой рынок вашего товара; уговорить потребителей покупать ваш товар; выяснить, довольны ли они своим приобретением; и убедить их покупать все больше вашего товара или услуги.

Что бы вы ни делали - продаете ли вы продукт или оказываете услугу, например, консультируете кого-то, выступаете с лекциями, пишете статьи на заказ, - вы должны позаботиться о завлекательных названиях, броских слоганах, а также о технологиях, которые заставят потребителей заметить ваш товар или услугу. Ваш товар не должен быть одним из многих - он должен быть единственным в своем роде. Вам надо показать целевой группе потребителей, чем именно ваш товар или услуга отличается от других, присутствующих на рынке.

Создав единственные в своем роде товар или услугу, вы можете требовать за них большие деньги. Состоятельные люди обожают платить втридорога за все свои приобретения; в их глазах это придает купленной вещи или услуге большую ценность. Не могу привести лучшего примера, чем Дональд Трамп и его ораторский вояж, запланированный на 2006 год. Трамп произнесет десять речей продолжительностью по часу, и за каждую ему заплатят полтора миллиона долларов. Таким образом Трамп заработает 15 000 000 (пятнадцать миллионов!) долларов плюс покрытие расходов на поездку. Еще один пример из той же серии: несколько менеджеров высшего звена из компаний, входящих в список "Fortune 500", платят Тони Роббинсу миллион долларов в год в качестве вознаграждения за его услуги карьерного тренера, наставника и вдохновителя.

Без сомнения, и Дональд Трамп, и Тони Роббинс - мастера продавать. Продажа товара - одна из составляющих маркетинга и необходимое для бизнесмена умение - многим из нас дается нелегко, ведь мы боимся столкнуться с отказом. Но научиться переносить неудачи полезно; в результате наша самооценка повышается, и мы начинаем себе больше нравиться. Кроме того, мы становимся еще успешнее, после того как научимся не обращать внимания на отказы и убедимся, что всякий, кто нас отвергает, идиот, дебил или неудачник, неспособный распознать хороший товар или услугу, даже если их сунут ему под нос.

Даже такие далекие от рыночной сферы люди, как художники, могут научиться переживать отказы и продавать свои произведения. Художникам надо освоить то, чему в большинстве художественных школ и училищ не учат, - технологию бизнеса. Если вы художник, вам совсем не надо продавать свою душу, чтобы стать специалистом по продаже своих произведений. Наоборот, умение продавать свой товар даст вам дополнительные возможности - ведь вы сможете ближе познакомить человечество со своим искусством. Все успешные художники наших дней сами занимаются продвижением своих произведений и целенаправленно строят свою карьеру. Или же перепоручают эту задачу кому-то другому. Третьего не дано.

Искусство маркетинга не такое уж и сложное - во всяком случае, проще, чем изобразительное искусство. Могу порекомендовать замечательную книгу Констанс Смит "Введение в маркетинг для художников", где описываются все аспекты бизнеса, важные для живописцев, и даются полезные советы на всевозможные темы: от составления внушающего уважение портфолио до создания сети постоянных заказчиков и продажи своих работ на выставках. Книга также учит художников, как влиться в издательскую индустрию, в производство открыток и календарей.

К сожалению, у меня нет возможности изложить в этой книге даже азы маркетинга для кого бы то ни было - ни для художников, ни для веб-дизайнеров. Поэтому я настоятельно рекомендую вам прочитать абсолютно все труды Джея Левинсона, ведущего идеолога маркетинга, какие только вам удастся найти. Если можете себе это позволить - съездите на "экспресс-курсы" маркетинга, которые ведет Левинсон или другой специалист того же уровня (для справки: курсы Левинсона стоят около 6000 долларов).

Не стоит недооценивать книги - они могут помочь вам достичь намеченных целей. Автор размещенной на сайте www.amazon.com рецензии на книгу Барбары Уинтер "Как выжить без работы" утверждает, что это пособие помогло ему стать более успешным художником. Вот что он пишет о своих достижениях:

Издано уже несколько альбомов с моими работами. Мои тексты публикуются, мои картины выставлялись в Нью-Йорке и других городах. Я вел курс "Маркетинг для художников" в одной галерее. Меня приглашают выступать с речами на собраниях художников. Я продаю свои работы через Amazon и другие сайты. Кроме того, я выучился компьютерному дизайну, создал свой веб-сайт и несколько других. Я освоил йогу, тай-цзи, фэн-шуй, и еще получил возможность в течение месяца путешествовать со знаменитым художником, работающим на ТВ, и учиться у него!

Помимо книг, существуют и курсы маркетинга, семинары и профессиональные консультанты, которые помогут художникам рекламировать и продавать свои работы. Используйте свои творческие способности не только для создания произведений искусства, но и для продвижения их на рынке. Кем бы вы ни были, художником или предпринимателем, творческие способности - ваш самый главный козырь. Используйте их во всех аспектах своего бизнеса, а не только в разработке собственно товара или услуги.

В 1998 году Чарлин Костанцо сама издала свою первую книгу "Двенадцать даров". Эта книга в твердом переплете состоит всего из 461 слова, если не считать вступления. (Да-да, всего 461 - я их пересчитал и был поражен до глубины души!) К удивлению всех воротил издательского бизнеса, за полтора года книга разошлась тиражом более 300 000 экземпляров. В конце концов один крупный издатель приобрел у Костанцо права на книгу за приличную сумму.

Как же этой женщине удалось продать столько экземпляров своей книги, не имея никакого опыта ни в издательском деле, ни в маркетинге? Это очень ценный пример, на котором можно изучать, как обычный человек достигает необычных успехов. Мы можем очень многое перенять у Костанцо, независимо от того, какой товар или услугу мы сами пытаемся продвигать. Вот причины успеха Костанцо и ее книги "Двенадцать даров":

* Книга была хорошо оформлена и продавалась по удачной цене.

* Книга о духовности, но не религиозная.

* Костанцо не пожалела денег на участие в выставке "Нью Эйдж Экспо" в Денвере и в чикагской выставке-продаже подарков.

* Костанцо убедила фирму Books Are Fun, которая занимается прямым маркетингом, взяться за распространение ее книги, и в результате были проданы тысячи экземпляров.

* Костанцо, будучи фирмой из одного человека и автором одной книги, тем не менее смогла уговорить оптовых торговцев книгами и фирмы, торгующие по каталогам, продавать ее книгу.

Костанцо успешно продвинула свой товар, потому что представила его людям, которые оценили его по достоинству. Весть о книге "Двенадцать даров" распространилась по церквям, школам, больницам и другим организациям, о ней узнали также учителя, консультанты и все, кто проводят семинары на темы жизненных ценностей и тренировки характера Согласно журналу Publishers Weekly, "главную роль сыграла необычная зачастую причудливая и всегда экспансивная манера Костанцо представлять книгу".

Необыкновенный успех Костанцо был результатом ее творческого подхода к продвижению плодов своего творчества. Если у вас есть замечательный необычный товар или услуга, но за ними не стоит оригинальная творческая маркетинговая кампания - значит, товар или услуга не такие уж и новаторские. Любой рынок сейчас гораздо сильнее перегружен, чем десять лет назад. Люди ничего не узнают о вашем товаре или услуге, пока вы не предпримете каких-то необычных шагов, чтобы сообщить о них миру.

Короче говоря, вы должны мыслить как бизнесмен, а не как писатель, художник, музыкант или разработчик веб-сайтов. Вы, по сути дела, предприниматель, вам надо продавать товар или услугу, и для вас жизненно важно научиться думать соответствующим образом. Вместо того чтобы постоянно создавать новые произведения искусства или какие-то другие товары, вы должны посвятить значительную часть своего времени, энергии и средств маркетингу.

Даже краткая шумиха вокруг вашего имени лучше любой рекламы, какую можно купить за деньги

Как я уже подчеркнул, один из залогов успеха нетрадиционного бизнеса - донести до людей весть о своем товаре или услуге. Не важно, кто вы - художник, профессиональный консультант, организатор семинаров или владелец бизнеса, - вы должны создать известность своему товару или услуге. И проблема тут в том, что постоянно держать свое имя на слуху у публики становится все дороже и дороже.

Другая крупная проблема заключается в том, что в нашем мире потребители активно сопротивляются большинству маркетинговых ходов, в особенности рекламе. Когда люди совершают глупость, клюнув на идиотскую рекламу, они обычно тут же понимают, что потеряли время даром и не приобрели ничего полезного. В результате большинство просто перестает обращать внимание на рекламу. Я, например, могу провести час за чтением газеты и не прочитать ни одного рекламного объявления.

Можно нанять какую-нибудь знаменитость, чтобы она рекламировала ваш товар, но, скорее всего, вам это будет не по карману. Можно заказать великолепный рекламный ролик и купить рекламное время в часы трансляции Суперкубка, но это тоже чрезвычайно рискованный ход. Наверняка всей прибыли от вашего товара хватит в лучшем случае на покрытие 10% расходов на съемку ролика и его показ.

Значит, вам придется искать более эффективные рекламные ходы. Лучший вариант - пиар. Пиар-кампания обычно начинается с составления информационной подборки о человеке, группе людей или событии. Потом эта информация распространяется через различные СМИ -газеты, журналы, радио, телевидение, интернет. Часто таким способом можно приобрести скандальную известность. Этот способ особенно привлекателен тем, что не требует или почти не требует денежных затрат. Вам придется потратить только время и усилия.

Вы, конечно, можете нанять специалиста. Но зачем? Профессиональный пиарщик возьмет с вас от двух до десяти тысяч долларов за самую примитивную кампанию. Если же вы задействуете свои творческие способности, то сможете добиться невероятных результатов - лучше, чем любая фирма. Допустим, вы потратите на это двадцать часов и в результате сэкономите пять тысяч долларов, которые взяли бы с вас пиарщики. Иными словами, вы сэкономите 250 долларов в час, если все сделаете сами. Как часто вам удается зарабатывать такие деньги? Более того - мой опыт показывает, что продвигать самого себя порой бывает ужасно весело.

Паблисити лучше рекламы - люди доверяют ей больше. И действительно, пятнадцать минут скандальной известности в девяти случаях из десяти лучше любой рекламы, которую можно купить за деньги. Круто, правда? Что-то бесплатное может быть в десять или сто раз лучше, чем что-то ценой в тысячи долларов. По правде сказать, даже за миллионы долларов не купить тех результатов, какие порой дает бесплатная слава.

Ваша личная известность гораздо выгоднее выделяет вас на фоне конкурентов, чем любая реклама. Один из способов привлечения к себе внимания - конфликт. Этот вариант подразумевает, что вам придется с кем-то поцапаться и навлечь на себя гнев значительной части населения. Если вы решитесь на конфликт, может получиться так, что от четверти до трети публики будет вас обожать, а остальные - либо возненавидят, либо останутся к вам равнодушны.

Проблема большинства искателей популярности в том, что они хотят всем нравиться. Они не желают или не могут отстаивать свою точку зрения или участвовать в каких-то спорах. Мне удалось получить свою долю скандальной известности из-за провокационного заголовка моей книги: "Радость без труда". Телеведущие, приглашающие меня на дискуссионные передачи, особенно ценят тот факт, что примерно половина зрителей или слушателей со мной обычно не согласна.

Например, через несколько месяцев после первой публикации "Радости без труда" мне позвонил продюсер радиопередачи Питера Уоррена на виннипегскои радиостанции. Я и слыхом не слыхивал про Питера Уоррена, но согласился на часовое телефонное интервью. Я думал, это интервью будет точно таким же, как другие теле- и радиоинтервью, которые мне случалось давать, по телефону или непосредственно в студии. Большая часть ведущих называла передачу с моим участием как-нибудь вроде "Неужели мы слишком много работаем?".

Однако меня ждал сюрприз! Питер Уоррен начал передачу словами: "Мы никогда не ждали выступления нашего гостя с таким нетерпением, с каким сегодня мы ждем речи Эрни Зелински. Зелински - автор недавно вышедшей книги "Радость без труда". Он уже много лет живет не работая. Он утверждает, что только идиоты зарабатывают себе на жизнь тяжким трудом". Я почти утратил дар речи, не знал, негодовать мне или смеяться. Немного поразмыслив, я пришел к гениальному выводу: если провалю интервью, это может повредить моей популярности.

Разумеется, радиослушатели немедленно кинулись к телефонам. В первые полчаса все звонившие в студию, за одним-единственным исключением, нападали на меня. Один из первых позвонивших сказал: "Хорошо, что вы живете в Эдмонтоне, а не в Виннипеге. Люди вроде вас совершенно бесполезны для общества".

Меня это позабавило, и я ответил: "Во-первых, я тоже рад, что живу в Эдмонтоне, потому что он гораздо лучше Виннипега. Во-вторых, относительно моей бесполезности - "Радость без труда" уже вошла в список канадских бестселлеров. Это значит, что многие люди получают от моей книги пользу и рекомендуют ее другим. За этот год я заработал больше денег, работая по четыре часа в день, чем большинство зарабатывает, работая по восемь часов. То есть я по меньшей мере вдвое продуктивнее их. Так что не надо мне говорить, что я бесполезен. Может статься, я полезнее вас".

И вот так ловко (я и не знал, что способен на такую находчивость в беседе) я отбивался от слушателей в течение первого получаса передачи. Вторая половина была менее конфликтной, и большая часть звонивших понимала мою точку зрения. У меня появилась возможность объяснить, что "Радость без труда" - книга не для дармоедов, любящих сидеть на шее у общества, а для пенсионеров, безработных и замученных работой; что она призвана помочь людям наслаждаться своим свободным временем и наилучшим образом распоряжаться своей жизнью.

В общем, этот час ругани и споров оказался самым благотворным из всех интервью, которые я давал на протяжении своей карьеры. В те времена в сети магазинов "Коулз" и в большинстве книжных Виннипега и всей остальной Канады "Радость без труда" не продавалась, ее можно было купить только по предварительному заказу. Но после интервью спрос на книгу в виннипегских "Коулзах" так подскочил, что всека-надский закупщик книг этой сети заказал приличное количество экземпляров для всех 150 "Коулзов", разбросанных по Канаде.

За многие годы то, что я не боюсь идти на конфликт, вылилось в появление большого количества провокационных статей (большинство - с моей фотографией) в крупных газетах, в том числе в Washington Post, Vancouver Sun, Oakland Tribune, Toronto Star, USA Today. У меня брали интервью более сотни радиостанций, я появлялся в телепередачах CNN, CBC и CTV. Если бы мне пришлось покупать то же эфирное время за деньги, это обошлось бы мне в сумму приблизительно от ста до двухсот тысяч долларов и было бы гораздо менее эффективно.

Видите, какой успех принесли мне конфликты? Не бойтесь возмущать людей. Может быть, попытки завоевать всеобщую симпатию уместны, когда вы работаете в правительстве или пришли к другу на день рождения и оказались в незнакомой компании, но не тогда, когда вы хотите достичь известности, чтобы продвинуть свой товар или услугу.

Не идите на поводу у своего желания быть милым со всеми - оно помешает вам быть непохожим на других. "Желание всем нравиться искалечило больше жизней, чем алкоголизм, - замечает британский актер Робин Чендлер. - Люди, которые хотят всем нравиться, боятся сказать "нет", постоянно беспокоятся о том, что подумают о них другие, вечно подлаживаются под других - и у них никогда не бывает возможности сделать то, что им хотелось бы".

Вам будет чрезвычайно трудно добиться своих пятнадцати минут славы, обещанных Энди Уорхолом, если вы как две капли воды похожи на всех обыкновенных приятных людей с улицы. Журналисты существуют не для того, чтобы писать о чем-нибудь приятном и обыкновенном, а для того, чтобы снабжать читателей интересными историями. По моему опыту, шансы, что обо мне напишут, резко возрастают, если я следую трем принципам:

* Будь первым.

* Будь другим.

* Дерзай!

Быть первым - очень важно. Если вас спросят, кто вторым поднялся на Эверест, вы, без сомнения, ответите: "Да кого это интересует!" (На случай, если вы из числа фанатичных любителей телевикторин, сообщу, что это были Юрг Мармет и Эрнест Шмидт.) В общем, я вот что хочу сказать: люди никогда не помнят тех, кто добился какого-нибудь невероятного результата... вторым.

Быть другим и дерзать - столь же важно. Как говорит Ричард Брэн-сон: "Чтобы прославиться, нужно в первую очередь иметь что сказать -непохожего на то, что говорят другие". Чтобы быть другим, надо стать тем, кем можете стать только вы и никто кроме вас. Хотите жить безымянным -тогда старайтесь быть как все. Не выделяйтесь из стаи. Если будете вести себя как конформист и думать так же, как прочее стадо, то сольетесь с ним, и все будут относиться к вам равнодушно-дружелюбно, но настоящих друзей у вас не будет. Следуя за стадом, нельзя завоевать признание и славу.

Только будучи другим и дерзая, вы можете пойти на конфликт. Если ваш успех зависит от вашей известности, как и должно быть, не забывайте вот о чем:

Три истины об известности

1. Журналисты существуют не для того, чтобы помогать вам продвигать товар, веб-сайт, предприятие и т. п. Им на самом деле наплевать, получится у вас что-нибудь или нет.

2. Журналистов каждый день бомбардируют тысячами пресс-релизов от фирм по связям с общественностью, и 99% этих пресс-релизов либо не прочитываются вообще, либо игнорируются.

3. Журналисты заинтересуются вашим товаром, услугой или биографией только в том случае, если вы подадите им какой-то сенсационный повод, который может вызвать отклик у читателей.

У вас будет гораздо больше шансов завоевать известность для своего товара или услуги, если вы облегчите журналистам жизнь и преподнесете им какую-нибудь сногсшибательную историю, чтобы им не пришлось выискивать ее самим. Составляя пресс-релиз, спросите себя: "Что я могу сделать, чтобы эта история была полезна для журналистов?" Об этом стоит задуматься в любом случае - будь вы спортивный психолог, писатель или художник.

Представляйте свою историю с точки зрения репортера, а не со своей собственной. Например, если вы художник, не погружайтесь в подробный рассказ о своем творческом пути, который навел бы тоску и на вашего лучшего друга. Лучше расскажите, как вы взяли самую большую свою картину, которую никак не могли продать, разрезали ее на четыре части, вставили каждую в отдельную раму и выставили на интернет-аукцион eBay. Так шансы, что журналист о вас напишет, увеличатся в миллион раз. Черт возьми, может даже получиться так, что эти четыре куска купят за большие деньги, чем все остальные картины, которые вы продали доселе. (Если вы художник и действительно воспользуетесь моей "дурацкой" идеей - чур, половина прибыли моя!)

Есть кое-что, о чем должны помнить все люди, ищущие известности (хотя большинство не помнит): если больше двух человек делает одно и то же, это уже никакая не сенсация. Слишком много народу, прочитав про чей-нибудь оригинальный поступок, пытается проделать то же самое и ожидает, что на них свалится такая же известность. Но журналисты тоже не дураки, они думают: "Наверное, у этого типа в жизни не было ни одной оригинальной идеи". И, скорее всего, они правы.

Если вы хотите, чтобы ваш товар или ваша фирма прославились, вам надо сделать что-то действительно новое, выделиться на общем фоне. Сообщите прессе нечто такое, что ей раньше не было известно. Удивите журналистов чем-то совершенно необычным. Найдите какую-то фишку, о которой стоит поведать миру. Сообщите своему интервьюеру о совершенно поразительной статистике или результатах опроса, начисто опровергающих распространенное мнение. Вам нужна захватывающая история "с перчиком".

Попробуйте выкинуть какую-нибудь невероятную глупость, которая вдруг может обернуться огромным выигрышем

Что бы вы ни продвигали на рынке - свой товар или себя самого, - главное, не теряйте связи со своей внутренней сумасшедшинкой и будьте готовы выйти с ней на публику. Чем дольше вы будете наблюдать за толпой, тем больше убедитесь, что принцип "будь как все" не работает, если вы хотите оставить свой след в мире. Конечно, примкнуть к толпе всегда заманчиво и просто, но помните, что вам нужно построить осмысленную карьеру, достичь своей мечты и свершить необычайное.

Как я уже сказал, вы должны относиться к своему занятию, к плодам своего труда с энтузиазмом. Все, что стоит делать вообще, стоит делать с удовольствием. Вы можете придумать какой-нибудь безумный маркетинговый ход! Попробуйте вообразить что-нибудь настолько глупое, чтобы оно принесло невероятные плоды.

Расскажу, как я сам использовал оригинальную идею для продвижения товара, чтобы выделиться на фоне конкурентов и подзашибить немножко лишних денег. Мне нужно было продвигать свою первую книгу и семинары по креативности. После публикации книги "Искусство видеть все вдвойне, или Улучшай свой бизнес" у меня осталось примерно двадцать пять бракованных экземпляров, криво обрезанных, либо с недостающими страницами. Печатник сказал, что в качестве компенсации даст мне восемьдесят лишних экземпляров сверх заказанных и оплаченных. Мне было жаль выбрасывать бракованные книги, и я решил подержать их у себя.

Вскоре я наткнулся на своего бывшего коллегу по имени Лэнс. Мы вместе пошли пить кофе, поскольку Лэнс хотел расспросить меня о публикации книги. Я упомянул о бракованных экземплярах и о том, что хочу их как-нибудь использовать. Лэнс в шутку сказал какую-то ерунду вроде: "Пошли их своим недругам". Я по природе завистлив, поэтому, стоит кому-нибудь сказать или сделать глупость, я немедленно пытаюсь его перещеголять. Поэтому я тут же заявил: "Нет, можно сделать лучше! Разрезать книги пополам и каждому послать половинку".

Потом я отправился домой и лег спать. Но долго не мог уснуть, потому что нарушил один из важнейших принципов креативности - записывать все идеи, какими бы глупыми они ни казались. Я заставил себя вылезти из кровати и настрочил в своей черной записной книжечке: "Разрезать книги пополам и разослать". А затем спокойно уснул.

Через неделю передо мной встала проблема: как заинтересовать корпорации моими книгами и семинарами? Я не хотел рассылать очередную пачку книг очередной группе кадровиков, потому что уже делал это раньше, и откликов было не так уж много. К счастью, я заглянул в свою черную записную книжку и увидел: "Разрезать книги пополам и разослать". Именно так я и поступил. Сначала я отправился в типографию и велел разрезать книги пополам, а потом написал письмо:

Уважаемый/ая замдиректора по кадрам,

Посылаю вам половину моей книги "Искусство видеть все вдвойне, или Улучшай свой бизнес".

Зачем я это делаю? Во-первых, у меня на руках несколько бракованных экземпляров книги, которые мне надо куда-нибудь пристроить, желательно с пользой, так что мусорный ящик не подходит. Во-вторых, мне надо как-то заинтересовать вас своими книгами и семинарами.

Поэтому я решил подойти к делу творчески. Думаю, что, разрезав книги пополам, я решил обе проблемы. Во-первых, я нашел применение бракованным экземплярам. Во-вторых, без сомнения, вам присылают столько печатной продукции, что половинка книги привлечет ваше внимание гораздо вернее, чем целая.

Кстати говоря, именно творческому подходу к делу и посвящена моя книга "Искусство видеть все вдвойне, или Улучшай свой бизнес". Я написал ее, чтобы помочь людям и организациям выработать более новаторский подход к делу. Многие организации дарят экземпляры этой книги своим сотрудникам. Несколько радиостанций, кредитных союзов, советов директоров школ и профессиональных ассоциаций уже приобрели оптовые партии.

Книгу "Искусство видеть все вдвойне, или Улучшай свой бизнес" можно купить непосредственно у меня на семинаре или заказать партию не менее 10 экземпляров (после 1 июля - 20 экземпляров). Прилагаю прейскурант и бланк заказа, а также информацию о семинарах.

Искренне ваш. Эрни Дж. Зелински

Голос разума во мне при этом вздрогнул и стал убеждать меня, что эта "дурацкая идея" не сработает а только испортит мне репутацию. К счастью, чутье велело мне повести себя неразумно и довершить задуманное. По правде сказать, плохая репутация лучше, чем никакой - если вы пользуетесь дурной репутацией, это значит, что хотя бы кто-то знает о вашем существовании!

Я был уверен, что, по крайней мере, некоторые адресаты, получив книгу, сочтут меня непрофессионалом и вообще сумасшедшим. Но многие меня запомнят. Меня терзало любопытство: я хотел узнать, как профессионалы-кадровики в больших фирмах отреагируют на получение верхней (ну, или нижней) половинки книги. Конечно, я чувствовал себя отчасти глупо, рассовывая половинки книг и копии писем по конвертам...

Что ж, счастлив сообщить вам: дурацкая идея оказалась настолько дурацкой, что полностью себя оправдала! После отсылки половинок книжек с вышеприведенным письмом я получил несколько заказов на партии по десятку книжек, которые, в свою очередь, вылились в продажу нескольких сотен экземпляров и несколько семинаров-презентаций для одного клиента. В тот раз прибыль от безумной идеи составила где-то от 10 000 до 15 000 долларов.

Однако дальше дело пошло еще лучше! Когда пресса узнала об успехе моей дурацкой затеи, моя известность возросла - обо мне напечатали две статьи в газетах, и это привело к новым семинарам и продаже еще большего количества книг. Честно говоря, при таких прибылях я мог бы разрезать пополам и качественные экземпляры - и все равно остался бы в выигрыше. Стоит заметить, что два года спустя, когда я был в Ванкувере, меня представили одному джентльмену, работающему с кал рами. Он воскликнул: "Я вас знаю! Вы прислали мне половинку книги. Я до сих пор показываю ее людям, которые ко мне приходят!"

И последнее, о чем стоит упомянуть в связи с моей дурацкой идеей: я отложил ее лет на десять, а недавно оживил в электронном виде. Я ра: местил у себя на сайте (http://vwirw.thejoyofaatworking.com) верхнюю половину своей книги "Как выйти на пенсию счастливым, энергичным и свободным". (Если хотите, можете скачать ее оттуда - она в формате pdf и совсем ничего не стоит, как и другие лучшие вещи в жизни!) Как и в прошлый раз, затея увеличила количество проданных экземпляров и способствовала успеху книги.

В общем, если хотите успешно продвигать свой товар, не забывайте что лучшие маркетинговые ходы идут поперек здравого смысла. Неизвестно, куда заведет вас безумная идея, если вы решите ей последовать быть может, к вершинам успеха. Будьте наглы и беззастенчивы. Любые законные способы хороши, лишь бы ваш товар или услугу заметили. Правильная дурацкая идея, примененная к правильному умному товару или услуге, принесет невероятные результаты!

Проложите себе путь к славе

Один из лучших способов привлечь внимание к вашему товару или услуге - добиться личной славы. Вам нужен титул. Понятное дело, я имею в виду не что-нибудь вроде "ваше сиятельство", хотя вы, может быть, заслуживаете и такого. Вам нужно громкое имя, титул для маркетинга. Он должен сообщать миру, что вы - один из ведущих авторитетов в своей области. Хорошо также, если титул звучит отчасти провокационно.

Не могу привести лучшего примера, чем Фрэнк Огден из Ванкувера Британская Колумбия, который зовет себя "Доктор Завтра". Огден -мастер маркетинга, и за многие годы его титул помог ему обрести славл ведущего футуролога, хотя кое-кто и сомневается в его квалификации и опыте. Газета Financial Post называет Огдена "визионером XX века", а его идеи и поступки - "возмутительными": идеальное сочетание для человека, который живет не как все и получает за это деньги. Огден пошел даже на то, чтобы запатентовать марку "Доктор Завтра" в нескольких странах, в том числе в Канаде. Это имя помогло Огдену стать успешным оратором и регулярно получать приглашения выступить на конференциях и съездах.

Имея титул, вы можете использовать паблисити для укрепления своего бизнеса, раскручивать себя как торговую марку и позиционировать себя, особенно в СМИ, как квалифицированного специалиста, заслуживающего доверия. Опять-таки вам поможет пресса, если вы дадите ей то, чего она хочет. Вам нужно довести до сведения журналистов, что вы -ведущий авторитет в своей области, чтобы они связывались с вами каждый раз, когда им нужен специалист - прокомментировать определенный товар, услугу или новость.

Когда Пол Хартунян (да-да, тот самый, что продал Бруклинский мост) написал книгу под названием "Как иметь возмутительный успех у лиц противоположного пола"*, он назвал себя в пресс-релизах "главным специалистом Америки по вопросам любви и человеческих отношений". Никто не присваивал Хартуняну подобного титула - это была его собственная заявка на славу. Хартунян даже бросил вызов всем желающим оспорить его титул - кто угодно мог позвонить на любую из тысячи радиопередач с участием Хартуняна и заявить претензии. Никто не позвонил. "По сей день я остаюсь главным специалистом Америки по вопросам любви и человеческих отношений, неоспоримым авторитетом", -говорит теперь Хартунян.

Вдохновившись примерами Огдена и Хартуняна, я недавно прибавил к своему имени титул "Доктор Свобода". Я начал пользоваться им на своем веб-сайте, а также испытываю его и в других местах. Вы тоже должны придумать что-то в этом роде. Если вы афроамериканский художник, можете назвать себя "Человек афроамериканского возрождения", или просто "Художник с характером", "Просвещенный художник" или "Чудо-с-кисточкой". Подыскав себе звучный титул, используйте все возможные способы, чтобы создать себе авторитет ведущего специалиста в своей области.

Пятнадцать способов застолбить свою славу

1. Сделать так, чтобы про вас написали в газете.


2. Сделать так, чтобы у вас взяли интервью в радиопередаче.


3. Появиться в телевизионных новостях.


4. Писать регулярную колонку о своей области интересов в какой-нибудь газете, в журнале или на веб-сайте.


5. Вести ежемесячную рассылку, отправляя ее подписчикам и всем контактным лицам в прессе.


6. Выступать на конференциях и семинарах.


7. Вызваться в качестве эксперта-добровольца помочь журналистам, когда им срочно понадобится комментарий специалиста в вашей области.


8. Связать свой продукт или услугу с какой-то определенной благотворительной организацией или добрым делом.


9. Провести опрос по поводу одного из ваших товаров или услуг, а потом опубликовать результаты и выпустить пресс-релиз.


10. Дать денег на проведение конкурса на продвижение вашего товара или услуги и сообщить о нем прессе.


11. Придумать какой-нибудь трюк, имеющий отношение к вашему товару, услуге или рекламирующий вас как специалиста, и сообщить о нем прессе.


12. Написать письмо в редакцию и подписаться именем с титулом.


13. Распространить пресс-релиз о вашем продукте или услуге через службу, которая занимается рассылкой информации в новостные отделы СМИ по всему миру.


14. Писать пресс-релизы и публиковать их на своем веб-сайте.


15. Подать продюсерам популярного ток-шоу (например, шоу Опры) идею или тему для очередной передачи, предложив, кроме себя, и другие кандидатуры участников - иначе вы вряд ли туда попадете.

Не стесняйтесь использовать свой титул направо и налево, но все же начинать лучше с малого. Конечно, каждый, кто продвигает свой продушили услугу, мигом ухватится за возможность попасть в передачу Опры. Без сомнения, передача, которую смотрят миллионы зрителей, принесет вам огромную пользу, но не брезгуйте и передачами попроще - даже несколько тысяч зрителей, и то уже хорошо. Люди, преуспевшие на ниве маркетинга, не пренебрегут даже самым незначительным выступлением на заштатной радиостанции, потому что никогда не знаешь заранее, кто тебя слушает. Одна мелочь часто ведет к другой, а куча мелочей приводит к большим последствиям - например, к участию в шоу Опры.

Вы должны питать страсть к своему делу - и уметь это показать. Громкого титула, даже в сочетании с интереснейшей темой, еще недостаточно. Андреа Смит, продюсер передачи "Сегодня" на телеканале NBC, говорит, что для передач она ищет людей "страстных, живых, неравнодушных к своей точке зрения". Конечно, цели режиссеров от передачи к передаче меняются, но в целом телевизионщики ищут темы интересные, развлекательные, свежие и представленные гостями, которые умеют хорошо говорить. Не бойтесь лить воду на собственную мельницу. Рассказывайте о своем продукте или услуге, но от чистого сердца, а не по заезженной пластинке, как плохо обученный торговец вразнос.

Невозможно переоценить результат выступления в роли эксперта -даже в мелкой газете или никому не известной радио- или телепередаче. Что происходит, когда мы слышим выступление финансового консультанта в ток-шоу? Он немедленно вызывает у нас доверие. Мы все думаем: "Если его пригласили на радио, видно, он и вправду ценный специалист". Более того, если он упомянет в передаче, что написал книгу, то будет в наших глазах выглядеть еще лучше. Хотя на самом деле данный конкретный финансовый консультант, может, и доброго слова не стоит, в то время как другой, никому не известный, мгновенно обогащает своих клиентов.

Ключ к успеху - в том, чтобы ваше имя, титул и даже лицо все время маячили в прессе. Иногда мы забываем о разнообразии возможностей прославиться или продвинуть свой товар. Каждый день на радио и телевидении выходят тысячи передач, которые жадно ищут интересных участников. Ежедневно в 4 000 американских радио- и телепередач участвуют около 10 000 гостей. Вы тоже можете попасть в их число, если захотите.

Найдите ключик к влиятельным людям мира сего

Личная рекомендация была и остается самым важным способом продвижения товара или услуги. Количество благоприятных отзывов можно увеличить, помещая свой товар или услугу в руки людей, которые оценят ее по достоинству и расскажут о ней друзьям и деловым партнерам. Как проще всего заставить людей говорить о себе? Раздать свой товар ключевым личностям: ведущим телепередач, авторам регулярных колонок, организаторам семинаров, знаменитостям, завсегдатаям компьютерных чатов и форумов, - чтобы они рассказали о вашем товаре или услуге как можно большему числу людей, которые, в свою очередь, донесут информацию до еще более широкого круга возможных потребителей.

С правильным продуктом или услугой всегда так: чем больше вы раздаете бесплатно, тем больше в конце концов продадите. Вот я на сегодняшний день потратил около 40 000 долларов, раздав бесплатно примерно 12 000 экземпляров своих книг. Но позвольте мне не задерживаться на своем собственном примере, потому что у меня есть другой, гораздо лучше.

Несколько лет назад Марло Mopгaн сама издала свою книгу под названием "Mutant Message Down Under". За три года она продала 270 000 экземпляров. Для любой книги, изданной за счет автора, это невероятная цифра, но еще более удивителен тот факт, что Морган раздала бесплатно примерно 90 000 экземпляров. Она дарила их тюрьмам, приютам для женщин, подвергшихся домашнему насилию, и другим учреждениям.

Раздавать почти по сто экземпляров в день в течение трех лет -непростая задача, даже не все крупные издательства на такое способны. Но для Морган эта стратегия оправдалась. Книга наконец привлекла внимание издательства "Харпер Коллинз", оно заплатило Морган аванс в 1 700 000 долларов, чтобы получить права на публикацию.

Кому-то покажется, что раздавать плоды своего труда за так -довольно странно, если хочешь заработать себе на жизнь. Однако нет лучшего способа создать о себе благоприятное мнение в обществе, и Марло Морган это доказана. Многие люди купят ваш товар или услугу, услышав от кого-нибудь хвалебный отзыв. Главное - преподнести свой товар влиятельным людям мира сего. Под влиятельными людьми я имею в виду болтунов, которые знают кучу других влиятельных людей и порекомендуют ваш товар или услугу всем своим собеседникам.

Точно так же вы можете добиться известности, делая бесплатные доклады и проводя консультации. Вы приобретете репутацию эксперта и в то же самое время создадите рекламу своему товару или услуге. Опять-таки, если вы сможете заработать себе славу спорщика, вы увеличите свои шансы попасть на телешоу, где вы сможете бесплатно раздавать образцы своего товара. Если же после длительных систематических усилий вы не начнете пользоваться известностью, скорее всего, ваш товар или услуга ничем не примечательны. Сделайте что-нибудь, чтобы заставить их выгодно отличаться от других.

Товар - это услуга, а услуга - товар. Маркетинговые принципы, изложенные в этой главе, применимы ко всему - к речам, которые вы произносите, к картине, которую вы написали, к книге, пицце, веб-сайту. Помните, что Пол Хартунян использовал свою известность, чтобы продать куски гнилого дерева, и сколотил состояние. Вы же понимаете, что ваш товар или услуга стоят дороже гнилого дерева. А если так - не стыдно ли вам будет, если вы не сумеете поведать о них миру?

Не устаю повторять, что маркетинг - мать (а также отец, бабушка, тетя, дядя и все прочие родственники) успеха любого товара или услуги. И опять, строго с деловой точки зрения, никакой товар не является продуктом творчества, если его не покупают! Подлинно новаторский продукт или услуга всего лишь дает вам возможность выйти на поле; нужен творческий маркетинг, чтобы забить победный гол.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх