• Удивительные круги
  • Разноцветные квадраты
  • Волшебные прямоугольники
  • Треугольники, или крыши
  • Собери домик
  • Магический куб
  • Назови фигуру
  • Сделай сам!
  • Найди все треугольники
  • Отгадай предмет
  • Какой фигуры не хватает
  • Найди лишнее
  • 2. Игры, развивающие восприятие формы

    Различать формы предметов осознанно дети начинают уже на 2-м году жизни, но способны запомнить и правильно назвать круг, прямоугольник или квадрат только к 3 годам. Именно этот период является самым благоприятным для изучения элементарных геометрических фигур.

    Дети данного возраста более внимательно рассматривают предметы, определяют такие их отличительные черты, как размер, цвет и, конечно, форма. Но такие умения нуждаются в постоянной тренировке.

    Занятия и дидактические игры, направленные на формирование понятий о форме предметов, следует проводить еженедельно, постепенно усложняя задания и тем самым совершенствуя навыки детей.

    Воспитателю нельзя забывать о том, что ребята будут легче усваивать материал, если под рукой окажутся яркие и красивые игрушки. Они помогут не только сосредоточить внимание, но и разовьют желание играть с ними, а это так важно в младшем дошкольном возрасте.

    К 4–5 годам представления детей об основных геометрических фигурах намного шире, поэтому можно их знакомить с такими предметами, как ромб, трапеция. При этом пока можно не говорить название фигуры, а просто выявлять ее отличительные черты.

    В дальнейшем в старшем дошкольном возрасте ребята будут способны самостоятельно сравнивать предметы, находить среди них похожие фигуры.

    Удивительные круги

    Цель игры: познакомить ребят с такой геометрической фигурой, как круг, повторить названия основных цветов (красный, синий, зеленый и желтый) и размеров предметов, развивать мелкую моторику пальцев, память, умение сосредотачивать внимание на определенном предмете, обучить складыванию целого из имеющихся деталей под рукой (например, снеговика).

    Оборудование: кружки, вырезанные из бумаги, разного цвета (красные, синие, желтые и зеленые) и разного размера (большие, средние и маленькие).

    Возраст: 3 года.

    Когда дети сосредоточатся на занятии, их следует спросить, что они увидели у себя на столах, как называется эта фигура. Если ребята знакомы с кругом, то сразу дадут правильный ответ, но если нет, то необходимо им объяснить.

    Затем руководитель проверяет, насколько хорошо малыши помнят названия цветов. Когда дети готовы к игре, можно рассказать правила игры, которые заключаются в том, чтобы быстро сказать, как называется определенная фигура, какого она размера и цвета.

    Малыш, который дал наиболее полный и правильный ответ, становится водящим, выбирает следующую фигуру определенного цвета и просит остальных ребят найти подобную на своем столе и поднять над головой, затем подробно описать ее свойства.

    Таким образом, водящие постоянно меняются, а у воспитателя есть время, чтобы проследить за каждым малышом.

    В конце игры можно попросить ребят самостоятельно собрать снеговика, используя при этом только 3 кружочка разного размера. Глазки, носик и ротик можно нарисовать карандашом.

    Ход игры: воспитатель предлагает ребятам поиграть вместе, но сначала необходимо занять свои места за столиками и внимательно рассмотреть приготовленный материал.

    Разноцветные квадраты

    Цель игры: познакомить ребят с такой геометрической фигурой, как квадрат, повторить названия основных цветов и размеров предметов, развивать мелкую моторику пальцев, память, наблюдательность.

    Оборудование: картонные квадраты разного цвета (красные, белые, синие, желтые и зеленые), разного размера (большие, средние и маленькие); несколько кругов, выполненных из того же материала; квадрат-образец размером 30 х 30 см.

    Возраст: 3 года.

    Ход игры: руководитель предлагает детям выслушать правила игры, с помощью которой они научатся правильно определять квадраты и находить их среди других фигур.

    Для этого воспитатель показывает ребятам большой квадрат-образец и просит внимательно рассмотреть и рассказать, что же особенного в данной фигуре. Если дети не увидели, что стороны этой фигуры одинаковые, то об этом нужно обязательно сказать, так как это главная отличительная черта квадрата.

    Когда ребята усвоят данный материал, можно попросить их распределить все фигуры, имеющиеся на их столах, на категории. В одну сторону положить красные квадраты, в другую – синие, в третью – зеленые. Когда работа будет выполнена, воспитатель должен проверить ее и похвалить каждого ребенка.

    Можно дать задание распределить имеющиеся квадраты на группы в зависимости от их размера. Здесь у детей тоже получится 3 категории.

    К концу игры ребята, как правило, очень хорошо усваивают название и форму квадрата, поэтому можно провести небольшую проверку: попросить малышей перемешать между собой квадраты и круги, а затем за короткое время разложить круги отдельно, а квадраты отдельно.

    Волшебные прямоугольники

    Цель игры: познакомить ребят с прямоугольником, повторить названия основных цветов (красного, синего и желтого) и размеров предметов, развивать мелкую моторику пальцев, память, наблюдательность. Развивать речь детей и умение строить сложные предложения.

    Оборудование: прямоугольники, вырезанные из картона, разного цвета (красные, синие, желтые и зеленые) и разного размера (большие, средние и маленькие) для каждого ребенка; круги и квадраты для сравнения; большой прямоугольник 20 х 40 см для образца.

    Возраст: 3 года.

    Ход игры: у детей на столах лежат наборы прямоугольников разного размера и цвета. Воспитатель предлагает ребятам внимательно рассмотреть их и сказать, на какую фигуру, изученную ранее, прямоугольники больше похожи – на круг или квадрат (дети говорят, что на квадрат).

    Следующим этапом дети сравнивают прямоугольники по размеру и говорят, что из них можно построить большую пирамидку. Можно предложить сделать это задание самостоятельно, но сначала руководитель объясняет, что внизу должен находиться самый большой прямоугольник, затем – поменьше и на самом верху – самый маленький.

    Когда ребята научатся выделять прямоугольники из предложенных фигур, можно предложить им сыграть в игру, правила которой заключаются в том, чтобы хлопнуть в ладоши, когда будет показан прямоугольник, и сидеть тихо, если это любая другая фигура.

    Воспитатель по очереди показывают детям разные фигуры, а они в свою очередь хлопают или не реагируют на нее в зависимости от того, что было показано.

    Треугольники, или крыши

    Цель игры: познакомить ребят с такой геометрической фигурой, как треугольник, повторить названия основных цветов (красный, синий и желтый), а также размеров предметов, развить память, наблюдательность, мелкую моторику пальцев.

    Оборудование: картонные треугольники разного цвета (красные, синие, желтые и зеленые) и разного размера (большие, средние и маленькие); набор кубиков разной формы для строительства домика, игрушка (слоненок).

    Возраст: 3 года.

    Ход игры: руководитель собирает ребят вместе и предлагает помочь слоненку построить домик. Для этого необходимо выложить стены, не забыть про окошечко и дверь. Затем воспитатель интересуется, чего не хватает в построенном домике, на что дети отвечают: «Нет крыши». Теперь следует поинтересоваться у ребят, какой формы должна быть крыша – круглая или треугольная. Когда малыши ответят на вопрос, можно попросить их выбрать необходимый кубик из набора и достроить дом. Так дети приходят к выводу, что треугольник похож на крышу дома, что помогает лучше запомнить особенность фигуры.

    После этого необходимо закрепить знания ребят о новой для них форме предмета – треугольной. Для этого следует предложить сыграть вместе. Правила игры следующие: руководитель показывает фигуру любой формы (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник), а ребята находят в своих наборах такую же и говорят ее название. Если воспитатель показывает треугольник, то его нужно поместить отдельно от остальных. Таким образом, у ребят получается две группы предметов: треугольники и все остальные.

    Если ребята хорошо усвоили разницу между треугольником и, например, прямоугольником, то можно попросить их самостоятельно найти отличия, которые заключаются прежде всего в количестве сторон и углов в фигуре.

    Собери домик

    Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев, память, умение сосредотачивать внимание на определенном предмете, обучить плетению различными нитями, развивать речь детей, обучить различению таких фигур, как треугольник, квадрат и прямоугольник.

    Оборудование: картонные пластины размером 20 х 30 см с проделанными отверстиями на расстоянии 2–3 см друг от друга, детали для сбора домика (квадрат, окошечко, большой треугольник), толстые нити для плетения, образец сбора домика для каждого малыша.

    Возраст: 3–4 года.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть образец, который показывает он всем, и те предметы, которые приготовлены на столах.

    Следующим этапом руководитель предлагает выбрать из предложенных только те детали, которые понадобятся для сбора домика (треугольник, квадрат, прямоугольник). Далее необходимо взять толстую нить, наложить квадрат на дощечку таким образом, чтобы отверстия в деталях совпадали. Теперь ребята аккуратно пришивают деталь. Затем таким же образом прикрепляется крыша и окошечко.

    Изготовление домика подобным образом не только развивает мелкую моторику детской руки, но и помогает стать более внимательными, научиться сосредотачиваться на предмете довольно длительное время.

    Магический куб

    Цель игры: развивать внимание, логическое мышление, память, способность сравнивать предметы и находить похожие, познакомить с такими геометрическими фигурами, как ромб, трапеция, шестиугольник и другими, систематизировать имеющиеся знания о форме предметов.

    Оборудование: куб со сторонами 15–20 см, сделанный из плотной бумаги. На каждой стороне куба необходимо сделать прорези определенной формы: квадрат, круг, овал, прямоугольник, треугольник и шестиугольник; кубики в форме квадрата, круга, овала, прямоугольника, треугольника и шестиугольника такого размера, чтобы проходили в отверстия.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: воспитатель предлагает ребятам собрать магический куб, но для этого нужно сначала вспомнить, какие фигуры они знают. Когда ребята по очереди скажут названия знакомых им форм, можно предложить отгадать, какие фигуры находятся у воспитателя.

    Для этого руководитель одну за другой показывает малышам предметы, и все вместе определяют, как она называется и чем отличается от других. Если данное задание не вызовет затруднения, то ребятам можно предложить сравнить фигуры, лежащие на столе, и отверстия в кубе.

    Малышам необходимо не просто найти одинаковые формы, но и догадаться, как развернуть предмет, чтобы он смог пройти в отверстие в кубе. Как показывает практика, последнее задание может оказаться даже сложнее для детей, чем первое.

    Существуют и варианты данной игры.

    1. Руководитель раздает малышам листы с нарисованными на них геометрическими фигурами и набор самих фигур такого же размера и предлагает разложить все на свои места, а затем объяснить, почему сделал именно так.

    2. Воспитатель предлагает ребятам несколько небольших коробочек с отверстиями определенной формы (прямоугольник, круг, трапеция и др.). Затем следует разделить всех на 2 команды, каждой из которой раздать по 20–30 предметов различной формы, но чтобы проходили в отверстия в коробочках. Затем малыши по сигналу начинают распределять предметы по емкостям. Выигрывает команда, которая сделает это раньше.

    Назови фигуру

    Цель игры: развивать воображение, память, внимание, умение определять предмет по его признакам, увеличивать словарный запас детей, развивать логическоге мышление, систематизировать знания детей о таких геометрических предметах, как треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.

    Оборудование: большой лист с нарисованными кошками, выполненными из разных геометрических фигур: головы – круги, носы – треугольники, глаза – овалы, рот – прямоугольник и т. д. Можно изобразить несколько кошек, выполненных по-разному.

    Возраст: 4–5 лет.

    Ход игры: воспитатель показывает ребятам плакат и просит внимательно рассмотреть рисунки, затем сказать, что на них изображено. Не смотря на то, что животные выполнены по-разному, дети говорят, что это кошки, так как у них своеобразные ушки-треугольники, которые бывают только у этих животных.

    Затем руководитель говорит малышам, что нужно назвать те фигуры, из которых состоят кошечки, и сравнить предложенные рисунки между собой. Когда дети выполнят поставленные задачи, можно попросить их нарисовать на доске мелом любое другое животное, используя при этом только прямоугольники, квадраты, круги и треугольники. Данное задание довольно сложное, поэтому малышам потребуется помощь воспитателя.

    Сделай сам!

    Цель игры: развивать у дошкольников воображение, речь, желание пользоваться уже имеющимися знаниями, закреплять навыки счета до 10, умение играть в коллективе сверстников, развивать самостоятельность при сборе различных геометрических фигур.

    Оборудование: 10 счетных палочек для каждого ребенка, образцы сбора квадрата, прямоугольника, треугольника, пятиугольника и трапеции или ромба.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: воспитатель собирает ребят и предлагает сыграть вместе в игру, которая потребует от них сосредоточенности и наблюдательности. Сначала дети внимательно разглядывают образцы сбора из счетных палочек квадрата, прямоугольника и треугольника (если группа детей достаточно развита, то можно предложить им самостоятельно собрать трапецию или пятиугольник).

    Затем дети обращают внимание, сколько требуется палочек, чтобы собрать различные фигуры, и начинают самостоятельно делать квадраты. После того как воспитатель проверит и оценит все работы, можно приступать к выполнению прямоугольника или ромба.

    Таким образом, ребята в течение одного занятия не только собирают геометрические фигуры из имеющегося материала, но и лучше усваивают их отличительные свойства.

    Подобную игру можно организовать немного иначе. Сначала следует разделить ребят на 2 команды и придумать каждой название, которое было бы связано с темой игры. Далее воспитатель предлагает группам детей задания, которые могут быть следующими:

    1) сложите из 10 имеющихся палочек как можно больше фигур;

    2) какую фигуру можно сделать из 5 счетных палочек? Соберите ее;

    3) как разделить квадрат при помощи 1 палочки на 2 треугольника?

    4) попробуйте собрать 2 квадрата, используя для этого всего 7 счетных палочек;

    5) другие задания.

    Найди все треугольники

    Цель игры: продолжить ознакомление детей с такими геометрическими фигурами, как квадрат, прямоугольник и треугольник, закрепить знания об основных цветах (красном, синем, зеленом, желтом), вызвать у ребят желание играть вместе, развивать мышление, память, внимание, речь.

    Оборудование: равносторонний треугольник с длиной сторон 30–40 см, начерченный на ватмане или вырезанный из плотного картона. Особенность его состоит в том, что он разделен тремя толстыми линиями, выходящими из углов треугольника; по 2–3 небольших треугольника для каждого малыша.

    Возраст: 5–6 лет.

    Ход игры: руководитель предлагает ребятам рассмотреть подготовленную фигуру и сказать ее название. Затем воспитатель обращает особое внимание ребят на то, что данный треугольник разделен тремя линиями на части. Необходимо сказать, какие фигуры при этом получились.

    Если ребятам трудно увидеть эти треугольники, то их можно раскрасить в разные цвета, что поможет сосчитать количество полученных фигур. Когда дети выполнят задание, можно попросить их самостоятельно сложить из 2–3 треугольников новую фигуру (это может быть треугольник, квадрат и прямоугольник).

    Отгадай предмет

    Цель игры: развивать воображение, память, внимание, умение играть в коллективе сверстников, умение определять предмет по его признакам, увеличивать словарный запас детей, развивать логическоге мышление, систематизировать знания детей о таких геометрических предметах, как треугольник, прямоугольник, круг и квадрат.

    Оборудование: несколько знакомых детям игрушек, мешочек, в который будут сложены подготовленные предметы.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: руководитель предлагает детям сыграть в разведчиков, но для этого нужно выбрать водящего. Затем можно объяснить правила игры, которые заключаются в том, чтобы отгадать предмет на ощупь.

    Воспитатель вносит в группу мешочек с игрушками, которые дети уже видели раньше и хорошо с ними знакомы. Затем водящий опускает руку в узелок и выбирает одну из игрушек, но не вынимает ее, а пытается определить на ощупь.

    Если малыш отгадал, что за предмет находится в мешочке, то вынимает ее и получает шанс отгадать еще одну игрушку, но не более двух раз подряд. Затем ход переходит другому участнику. В случае, если малыш не смог отгадать с первого раза, воспитатель начинает подробно описывать все свойства предмета, а остальные участники пытаются отгадать, что именно там лежит.

    Если данная игра окажется довольно простой для малышей, то ее можно немного усложнить, сложив в мешочек игрушки, которые малыши видели только несколько раз. Если и это окажется им по силу, то воспитатель может, не показывая предмета, подробно о нем рассказывать, а дети при этом задают наводящие вопросы. Побеждает ребенок, который быстрее всех догадался, о чем идет речь.

    Какой фигуры не хватает

    Цель игры: развивать память, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, умение находить небольшие изменения, которые произошли с предметами, повторить названия цветов и их оттенков, развивать речи детей.

    Оборудование: лист ватмана, разделенный на 12 равных прямоугольников таким образом, чтобы по горизонтали находилось по 4 клетки, а по вертикали – по 3; 12 небольших карточек – прямоугольников, квадратов, кругов и треугольников разных цветов.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: руководитель предлагает ребятам внимательно рассмотреть фигуры, которые лежат на столах и сказать их название и цвет.

    Затем воспитатель при помощи детей заполняет пустые клетки таблицы. Для этого руководитель просит одного из детей поднять любую свободную фигуру и поместить ее в свободную ячейку. Когда карточки закончатся, дети внимательно разглядывают получившееся полотно и запоминают, в каком порядке расположены предметы.

    После этого руководитель просит ребят закрыть глаза на несколько секунд. В это время воспитатель убирает одну из карточек, затем предлагает детям восстановить порядок фигур. Если ребята не могут вспомнить, какая фигура и какого цвета находилась в ячейке, то они могут вычислить ее, ведь всех фигур было поровну и все они были разного цвета.

    Чтобы проверить наблюдательность малышей, можно поместить в ячейки 2 одинаковые карточки, пока ребята закрывают глаза, а затем попросить найти их. В игре побеждают самые быстрые, наблюдательные и ловкие ребята.

    Найди лишнее

    Цель игры: научить детей группировать предметы по общему признаку, развивать умение выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям.

    Оборудование: различные геометрические фигуры для вывешивания на магнитную доску – квадраты разного размера, прямоугольники, четырехугольники и пятиугольники разной формы, треугольники равносторонние, равнобедренные, прямоугольные, круги, овалы и др.

    Возраст: 6–7 лет.

    Ход игры: руководитель размещает на магнитной доске подготовленные геометрические фигуры по одной и просит ребят сказать, как они называются. Затем воспитатель размещает несколько фигур в ряд (например, квадрат, четырехугольник, ромбы и треугольник), а затем спрашивает, что здесь лишнее. Если ребята затрудняются ответить, то руководитель может предложить сосчитать количество сторон и углов у предложенных фигур.

    Следующим этапом воспитатель раскладывает геометрические фигуры в другом порядке (например, среди разных по форме треугольников помещает круг или овал) и предлагает детям определить, что там лишнее и почему. Можно предложить и другие комбинации фигур:

    1) круги, овалы разных размеров и квадрат;

    2) четырехугольники, и треугольник, пятиугольники;

    3) прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция и треугольник;

    4) другие варианты.

    Подобная игра может проводиться не только с геометрическими фигурами, но и с различными предметами, имеющими разные свойства.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх