|
||||
|
Информационно-психологические войны и манипуляции сознанием человекаИнформационно-психологическое оружие существует почти столько же, сколько существует человеческая цивилизация. «Троянский конь» хитроумного Одиссея обманул защитников Трои, и десятилетняя война закончилась победой греков. Персидский царь Ксеркс пугал своих противников тем, что «стрелы, выпущенные моими воинами, одновременно, затмят Солнце». Карфагенский полководец Ганнибал в 218 году до нашей эры разбил римские легионы в битве при Треббии во многом благодаря тому, что задолго до битвы римлян пугали новым оружием карфагенян, от которого у них нет защиты. Сорок боевых слонов Ганнибала, перешедших с ним через Альпы, сыграли главную роль в разгроме легионов. Почти тогда же китайские философы ввели понятие «справедливая – несправедливая война», ставшее мощным фактором достижения успеха при ведении боевых действий. В период Тридцатилетней войны 1618–1648 годов в Европе использовались листовки – гравюры. Во время Второй мировой войны Англия и США выпустили миллиарды листовок, направленных против пропагандистской машины гитлеровского Рейха. Большой вклад в развитие информационно-психологической борьбы внесла знаменитая «Наука побеждать» великого полководца А.В.Суворова, включившая в себя способы психологического воздействия. Пьемонтская армия сдалась русским войскам в полном составе после ультиматума А.В. Суворова о ее неизбежном разгроме. Ультиматумы издавна были эффективным информационно-психологическим оружием. Наполеон возил с собой походную типографию, говоря, что «четыре газеты смогут причинить больше зла, чем стотысячная армия». М.И. Кутузов первым в истории войн выпустил агитационный текст, являющийся в то же время и документом – «Обращение к населению Польши» в декабре 1812 года. В Первую мировую войну почти все армии уже имели органы информационно-психологического воздействия. США почти сразу объединили его с элементами PR – паблик рилейшн. Одну из первых программ информационно-психологических действий разработал авантюрист А. Парвус. Программу, направленную против России, профинансировала Германия. Германия, «вернула» вложенные деньги после заключения Брестского мира 1918 года, «прозевав» при этом свою революцию, которую, в частности, профинансировали страны Антанты, и также, как и Россия, проиграла войну. В 20-е годы XX века разработкой теории информационной войны занялись лучшие специалисты ведущих стран мира. Эта теория получила свое успешное развитие во Вторую мировую войну. К печатной была добавлена и радиопропаганда. Не зря И.В.Сталин конфисковал у населения все радиоприемники. Большой «вклад» в развитие «лживой» составляющей информационно– психологической войны внесло фашистское министерство народного просвещения и пропаганды – с интересным названием. Во Вторую мировую войну были определены классические цели информационно-психологического воздействия – подрыв авторитета высшего руководства страны, создание ложного представления о плене, усиление пораженческих настроений, побуждение к дезертирству с подрывом авторитета командиров, усиление недовольства гражданского населения, положением в стране с увеличением тревоги за судьбы родственников. Основные стратегические цели и задачи информационно-психологического воздействия против СССР разработал талантливый аналитик и по совместительству директор ЦРУ США Ален Даллес. Его стратегия, с использованием агентов влияния, широко известна: «Посеяв в Советском Союзе хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить. Мы найдем союзников-помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать культ секса, насилия, садизма, предательства. Мы будем незаметно, но активно способствовать самодурству чиновников, взяточников. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и превращаться в пережиток прошлого». Талантливый последователь А. Даллеса З.Бжезинский писал, что главная цель «холодной войны США против СССР» – геополитическая борьба за Евразию. Сегодня стратегические цели могут быть достигнуты не только с помощью войн и вооруженных конфликтов, но и в результате использования «нетрадиционных» способов ведения боевых действий. В XXI веке решающую роль в достижении стратегических целей играет информационно-психологическое оружие, а сами «боевые действия» все чаще называют информационно-психологической войной. Современное ускоренное развитие средств массовой информации, включая и электронные, дало толчок для разработки новых методов воздействия на сознание человека. Эти методы, а их множество, – позволяют в сжатые сроки создавать нужное «заказчикам» общественное мнение по разрабатываемой или решаемой проблеме. Общественное мнение формируется как при помощи достоверной, так и фальсифицированной информации. Методы и способы воздействия постоянно совершенствуются. Все специалисты отмечают «способность малыми затратами информационного воздействия получить большие конечные результаты». Информационно-психологическое оружие становится основным инструментом резкого усиления эффективности проводимых стратегических операций. Все ведущие государства имеют мощные структуры для проведения информационно-психологических войн, которые особенно преуспели в использовании Интернета и мобильной связи в своих целях. С усилением, увеличением общемировых тенденций использования несиловых способов достижения стратегических целей создаются, в частности в армии США, подразделения психологических операций, уже получившие постоянный «боевой» опыт работы во многих регионах планеты. Для развития методов информационно-психологической войны используются новейшие технологии и сотрудничество с гражданскими профессионалами. На имиджевое сопровождений операций американской армии в Ираке были брошены сотни миллионов долларов. Ведется круглосуточный мониторинг сообщений СМИ, отслеживаются события, вызывающие общественный интерес, опровергаются нежелательные для руководства США информационные материалы. Информационно-психологическая война наиболее эффективна в странах с невысокой политической культурой, сильной социальной напряженностью, этническими и религиозными конфликтами. Мощное средство – монтаж и чередование достоверной и ложной информации. Цель информационно-психологической войны – влияние на поступки, эмоции и даже мысли населения страны-противника с целью навязывания тем «истинных» ценностей, своих условий, правил игры. Втягивать себя в противостояние по навязанным правилам – значит проиграть его до начала. В XXI веке информационно-психологические войны уже сами провоцируют и порождают вооруженные конфликты и локальные войны. Боевые действия становятся инструментом информационно-психологической борьбы, а PR – «витриной» организаторов операции, главная цель которых – «добровольное» подчинение личности. Угроза проведения информационно– психологической войны может оказывать серьезное давление как на корпорации, так и на целые государства. От этой угрозы можно откупаться, можно выполнять условия, но лучше всего – противостоять, используя традиции и достижения своей страны, мастерство ее ученых и аналитиков. Инструмент информационно-психологической войны является стратегическим оружием. В его возможностях дискредитировать внешнюю и внутреннюю политику государства, социально-экономическое положение населения, обострить этнические и религиозные противоречия в государстве. Манипуляция сознанием человека является особым видом психологического воздействия, получившим стратегическое значение со второй половины XX века. Словари русского языка разных эпох дают интересные толкования этого термина: – сложный прием, сложное действие, ряд действий, совершенных с определенной целью – путем использования разнообразных способов, приемов, техник добиваться ожидаемого эффекта, побуждать другого человека или группу людей к исполнению своих замыслов; – создание иллюзий о себе; – приемы, влияния, обманы, маневры, игры людей в различные роли, произведение впечатления; – ловкое обращение с людьми, как объектами с определенными намерениями, целями; – акт влияния на людей или управление ими с ловкостью, скрытое управление и обработка; – программирование мнений и желаний масс, их настроений, психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции; – вид духовного воздействия на человека, который производится тайно, незаметно, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции; успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно; сокрытие, утаивание информации обязательно; при раскрытии манипуляции ее автор получает значительный ущерб; – воздействие, требующее значительного мастерства и знаний; – технология, защита от которой мощная интуиция, самообладание, хладнокровие; – способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения; это воздействие направлено на психику человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, желаний и целей человека в нужном манипулятору направлении. Манипуляция – не насилие, а соблазн. Человек что-то собирается сделать, а манипулятор делает так, чтобы он захотел сделать нужное ему, манипулятору. Это «ловкая проделка, ухищрение, махинация, подтасовка фактов для достижения цели». Предмет манипуляции – слух, дезинформация, ложь, фальсификация, передача неполной информации, умолчание, дезориентация – передача не относящейся к делу информации с целью отвлечения от сути, пустословие, сокрытие информации и ее маскировка, полуправда – смесь правды и лжи. Манипуляция состоит из нескольких этапов: – подготовка, включающая изучение и исследование объекта манипулирования; – подготовка и маскировка предмета манипуляции; – процесс проведения манипуляции с отвлекающими действиями; – получение результата. Политическими манипуляциями являются: психологическая война, политические интриги – маневрирование, тайные сговоры, сделки, кадровые игры, искусственная оппозиция, имиджевые мероприятия, обман избирателей, подделка политических документов, блеф, спекуляции, липовые ссылки на авторитеты, манипуляция цифрами и фактами, мифы, небылицы на уровне «посмотрите, как я живу», введение в заблуждение, авантюризм, демагогия, угодничество, подставные кандидаты, снимающие свою кандидатуру в нужный момент. Немецкий философ Ф. Ницше писал: «Правда гораздо удобнее лжи. Чтобы поддержать одну ложь, человек должен изобрести двадцать новых». Через десятилетия ему попытался ответить американский теоретик С. Паркинсон: «В нынешнем обществе искусство управления людьми сводится к умению направлять по нужному руслу человеческие желания. Те, кто в совершенстве овладел этим искусством, смогут добиться небывалых успехов». Манипуляции сознанием включают в себя игру на чувствах, обращение к подсознанию, к страхам и предрассудкам – «мы не будем тебя заставлять, мы влезем к тебе в душу, в подсознание, и сделаем так, что ты сам захочешь». При манипулировании сознанием объекты воздействия делятся на три группы – друзей, партнеров, соперников. Великий русский психолог В.М. Бехтерев писал: «Манипуляция сознанием – вторжение в сознание посторонней идеи без прямого и непосредственного участия в этом «я» субъекта». С помощью внушения в подсознании производят подмену объекта суждения. Эта подмена производится путем умелого создания такой ситуации, в которой мысли человека идут в нужном для манипулятора направлении (факт и его комментирование). Успех манипуляции сознанием наполовину зависит от умения нейтрализовать, отключить средства психологической защиты личности. Перед овладением умом человека необходима подготовка – разрушение его стереотипов. Проще всего манипулировать с темными сторонами сознания человека. Основные признаки манипуляции сознанием: – язык, без диалога и возможности ответить, с множеством непонятных слов; – эмоции, как давление на чувства (например, чтобы закончить войну, с потерями для государственных интересов, СМИ и ТВ показывают раненых солдат); – сенсационность и срочность – технология, обеспечивающая информационный шум и необходимый уровень нервозности, прорывающей психологическую защиту, отвлечение внимания; – повторение, которое сильно действующее на плохо контролируемое подсознание; – дробление темы манипуляции на части, так, что осмыслить целое и сделать выбор для человека затруднительно; – изъятие цитат из контекста; – тоталитаризм источника информации, предусматривающий устранение альтернативных источников и мнений; – использование «липовых» спорщиков; – тоталитаризм решения – «иного не дано!»; – смешивание информации и мнений, позволяющее вместе с фактами внушать и мнения, выгодные манипуляторам; – прикрытие темы манипуляции авторитетом, обычно в другой области; – активизация национальных черт и стереотипов. Важнейшими видами психологического воздействия на человека являются убеждение и внушение. Целью убеждения – воздействия на человека для изменения его отношения к чему-либо, даже в том случае, если он придерживается другого мнения, – является передача своего желания «я хочу, чтобы вы…» в желание убеждаемого это сделать – «я тоже теперь так считаю, потому что…» Обычно в основе убеждения лежит взаимопонимание, которое складывается из искусства слушать, избегания конфликтной ситуации, конструктивной критики, учета личности собеседника. Техника убеждения включает в себя: – формирование положительного отношения к собеседнику; – личное обаяние, складывающееся из неординарности, остроумия, выразительности, внимательности, культуры общения; – предварительное изучение партнера; – максимальная искренность и правдивость; – использование проверенных фактов; – доброжелательность и оптимизм; – вовлечение собеседника в разговор с началом «как вы считаете…» Целью внушения – воздействия на подсознание человека, его эмоции, чувства, ум, волю, поведение, – является принятие человеком доводов оппонента, организация веры человека во что-то, не слишком задумываясь над доказательностью аргументов. На качество и эффективность внушения влияют авторитет, интеллект, статус, обаяние внушающего, неуверенность, доверчивость, тревожность внушаемого, ситуация и условия внушения. Техника внушения включает в себя: – твердость высказываний с демонстрацией открытости и правдивости; – речевое внушение (яркие образы и характеристики, отсутствие в речи слова «нет», динамика речи); – манипуляцию способами подачи информации (изменение истинных масштабов событий и явлений, полуправда, сообщение только выгодной информации, создание фактора неопределенности, дробление информации, повторение, ведущее к ослаблению внимания и концентрации на сути дела, использование сравнений, аллегорий, аналогий, восклицаний); Манипуляция сознанием человека делает возможным внушение на уровне подсознания противнику, партнеру, чиновнику, покупателю необходимой информации или действий с помощью знания его характера, темперамента, таланта, страхов, удовольствий, страданий, стремлений. Великий психолог В.М.Бехтерев говорил в декабре 1897 года на ежегодном собрании Императорской Военно-Медицинской Академии в речи «Роль внушения в общественной жизни»: «В настоящее время так много говорят о физической заразе при посредстве физических микробов, что на мой взгляд не лишнее вспомнить и о психической заразе, микробы которой, хотя и не видимы под микроскопом, но тем не менее подобно физическим микробам действуют везде и всюду и передаются через слова и жесты, через книги и газеты. Где бы мы не находились, в окружающем нас обществе мы подвергаемся уже действию психических микробов и следовательно находимся в опасности быть психически зараженными. Необходимо иметь в виду, что вопреки словесному убеждению, обыкновенно действующему на другое лицо силой своей логики и неопровержимых доказательств, внушение действует путем непосредственного прививания идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике. Пути для передачи психических состояний с помощью внушения гораздо более многочисленны и разнообразны, чем пути для передачи мыслей путем убеждения. Всякий, обращавшийся с народом, знает цену логических убеждений, которые если и имеют иногда успех, то лишь временный, тогда как внушение здесь почти всегда действует верно. Особенно благоприятными условиями для передачи психической инфекции являются господствующие в сознании многих лиц идеи одного и того же рода и одинаковые по характеру настроения. Благодаря этим условиям развиваются между прочим иллюзии тождественного характера у многих лиц одновременно. Психическая зараза проявляется и распространением психических эпидемий, которые несомненно играли большую роль в истории народов. Одним из ярких примеров психических эпидемий, правда кратковременного свойства, представляет то, что называется паникой. Эта психическая эпидемия развивается в народных собраниях, когда вследствие тех или других условий к сознанию массы прививается идея о неминуемой смертельной опасности. Кроме астенической эпидемии, выражающейся в панике, мы знаем психические эпидемии другого рода, сопровождающиеся очевидным психическим возбуждением. Такие эпидемии под влиянием соответствующих условий иногда охватывают значительную часть населения и нередко приводят к событиям, чреватым огромными последствиями. Воодушевление народных масс в годину тяжелых испытаний, охватывающий их в тот или другой период истории, представляют собой также своего рода психические эпидемии, развивающиеся благодаря внушению словом или иными путями. В отличие от воли и долга, внушение есть сила слепая, лишенная тех нравственных начал, которыми руководятся воля и сознание долга. Вот почему путем внушения народные массы могут быть направлены как к великим историческим подвигам, так и к самым жестоким и даже безнравственным поступкам. Поэтому то и организованные толпы, как известно, нередко проявляют свою деятельность далеко не соответственно тем целям, во имя которых они сформировались. Внушение и взаимовнушение усиливает чувства и стремления, поднимая до необычайной степени активность народных масс. Не подлежит никакому сомнению, что психический микроб в известных случаях оказывается не менее губительным, чем физический микроб, побуждая народы время от времени к опустошительным войнам и взаимоистреблению, возбуждая религиозные эпидемии и вызывая с другой стороны жесточайшие гонения против новых эпидемически распространяющихся учений. И если бы можно было сосчитать те жертвы, которые прямо или косвенно обязаны влиянию этого психического микроба, то вряд ли число их оказалось бы меньшим, чем число жертв, уносимых физическим микробом. Тем не менее нельзя не признать, что внушение в других случаях является тем могущественным фактором, который способен увлечь народы, как одно целое, к величайшим подвигам, оставляющим в высшей степени яркий и величественный след в истории народов. В этом отношении все зависит от направляющей силы, и дело руководителей народных масс заключается в искусстве направлять их чувства и мысли к возвышенным целям и благородным стремлениям. Отсюда очевидно, что внушение является важным социальным фактором, который играет видную роль не только в жизни каждого отдельного лица, но и в жизни целых народов. Можно сказать, что вряд ли вообще совершалось в мире какое-либо из великих исторических событий, в котором долее или менее видная роль не выпадала бы на долю внушения. В виду этого я полагаю, что внушение, как фактор, заслуживает самого внимательного изучения для историка и социолога, иначе целый ряд исторических и социальных явлений получает неполное, недостаточное и быть может даже несоответствующее объяснение. Именно внушение, эта важная сила, служит особенно могучим орудием в руках счастливо одаренных от природы натур, созданных быть руководителями народных масс. В руках блестящих ораторов, в руках известных демагогов и любимцев народа, в руках знаменитых полководцев и великих правителей, наконец, в руках известных публицистов имеется та могучая сила, которая может объединять народные массы для одной общей цели и которая способна увлечь их на подвиг и повести к событиям, последствия которых отражаются на ряде грядущих поколений». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|