|
||||
|
45 черпывающ. Конкретные вопросы, обсуждаемые в медиевистике, рассмот-. рены в ряде глав книги и в экскурсах, ее завершающих. 2Ullman W. The Individual and Society in the Middle Ages. Baltimore, 1966. Уолтер Уллмэн, исследование которого сосредоточено на политико-правовых аспектах проблемы соотношения индивида и социума в Средние века, также рассматривает ее в свете приближения к гражданскому обществу Нового времени. «Человечность человека*, согласно Уллмэну, постепенно выдвигается в центр внимания, и индивид приобретает приоритет перед обществом. Эти сдвиги, по его мнению, происходят начиная с XII-ХШ столетий. Ср.: Vogt G. Die Wiederbelebung der classischen Altertums, oder das erste Jahrhundert des Humanismus. Berlin, 1859. S. 80 ff.: Петрарка – «пророк новой эры, предок современного мира». 3Morris С. The Discovery of the Individual. 1050- 1200. L, 1972. 4 См. также: Брук К. Возрождение XII века // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992. 5 Ламентации о кризисе и даже изживании индивидуализма в современном западном обществе ныне довольно распространены. Здесь нет ни возможности, ни необходимости входить в их оценку. Отмечу только, что наряду с рассуждениями подобного рода высказываются более здравые, на мой взгляд, суждения о том, что на протяжении истории индивидуализм менял и продолжает менять свой облик и что в настоящее время речь может идти не об его упадке, а о перестройке его содержания. См.: Reconstructing Individualism. Autonomy, Individuality, and the Self in Western Thought / Ed. T.C.Heller, M.Sosna, D.E.Wellbery. Stanford, 1986. 6Morris СOp. cit., p. 158 f. 7Bynum С W. Did the Twelfth Century Discover the Individual? // The Journal of Ecclesiastical History, 1980. Vol. XXXI, P. 1-17 (= Bynum С W. Jesus as Mother: Studies in the Spirituality of the High Middle Ages. Berkelev; Los Angeles, 1982. P. 82-109). 8Bynum С W. Jesus as Mother. P. 95-97, 101. 9 Ibid., p. 11. Цитата взята из работы Ив Конгар, опубликованной в Etudes de civilisation medievale. Poitiers, 1973. P. 159. 10Bynum С W. Op. cit. P. 88-90, 104 ff. Моррис отвечал на критику, продолжая отстаивать свой тезис об «открытии индивида» в XII веке. (Morris С. Individualism in Twelfth-Century Religion. Some Further Reflections // The Journal of Ecclesiastical History, 1980. Vol. XXXI, N 2. P. 195-206). 11 Benton J.F. Culture, Power and Personality in Mediaeval France. Ed. by T.N.Bisson. N.Y., 1991. 12Benton J. F. The Personality of Guibert of Nogent // Psychoanalytic Review, 1970-1971, Vol. 57, No. 4, p. 563-586; ejusd. Self and Society in Medieval France: The Memoirs of Abbot Guibert of Nogent. N.Y., 1970. 13Chenu M.-D. L'eveil de la conscience dans la civilisation medievale. Montreal-P., 1969. P. 14-15. Ср.: Chenu M.-D. La theologie au douzieme siecle. P., 1957. 14Chenu M.-D. L'eveil… P. 31, 32. 15Clanchy M. T. Abelard. A Mediaeval Life. Oxford, 1997. См. рецензию С. И.Лучицкой в «Одиссее – 1999». |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|