|
||||
|
Вначале это не было явным рабством, хотя практически крестьянин или ремесленник ж...Вначале это не было явным рабством, хотя практически крестьянин или ремесленник жил ничуть не лучше невольника. Тот клочок земли, что доставался крестьянину, принадлежал не ему, а богу, которому ценой нищеты своей семьи он должен был отдавать большую часть всего урожая. Но часто его лишали и этого хозяйства, заставляя отрабатывать долго в имениях храмов и сановников, где он вскоре переставал отличаться от рабов, набиравшихся из числа пленников. Весьма точно отражало положение трудящихся масс шумерское законодательство. Оно позволяло, к примеру, главе семьи продавать своих детей или отдавать их за долги в рабство. Многочисленные контракты о купле и продаже детей, найденные в руинах шумерских городов, показывают, что опутанное долгами и доведенное до крайней нищеты население шумерских городов очень широко пользовалось этим правом. Из поколения в поколение все больше свободных членов шумерских племен становилось рабами. Процесс закабаления трудящихся углублялся с каждым столетием, особенно после покорения Шумера вавилонянами, ассирийцами и, наконец, халдейскими нововавилонянами. Гнет, своеволие и жестокость жрецов, сановников и царя-жреца уже за 2500 лет до н. э. вызывали классовые конфликты. Отголоски этих конфликтов мы находим во многих клинописных текстах. Так, например, один из летописцев жалуется, что «высокий жрец вошел в сад бедняка и отобрал у него дерево». Другой текст сообщает: «Если в хозяйстве подданного появился хороший ослик, и господин сказал: хочу его купить, то редко платил за него столько, чтобы было удовлетворено сердце хозяина». Теперь легко понять причину политических брожений, которые за 2400 лет до н. э. переживал шумерский город-государство Лагаш. Последние его цари из династии Урнанше постепенно утрачивали почву под ногами, а царь Лугальанда был уже только безвольной игрушкой в руках верховного жреца, действительного властелина Лагаша. Невыносимый политический и экономический гнет привел к тому, что в стране произошел переворот. Во главе государства стал некий Урукагина, пожалуй, первый в истории политический реформатор. Урукагина сверг власть жрецов, обуздал самоуправство богачей и провел ряд реформ, которые облегчили положение обездоленных трудящихся масс. В руинах города Лагаша найдены три каменных конуса, а также каменная плита, на которых по приказу Урукагины была высечена для потомков история его реформ. Там описывается плачевное состояние города, в котором он его застал: живодерство сборщиков податей, своеволие и алчность жрецов, берущих огромную плату за религиозные услуги, гнет и беззакония знати. Затем он гордо заявляет, что искоренил эти злоупотребления, и «сиротам и вдовам богач не чинил уже кривды». Из надписей следует, что переворот не преследовал цели изменить политический строй города-государства. Урукагина не имел намерения уничтожить рабство и классовое неравенство. Он стремился лишь изжить наиболее яркие злоупотребления власть имущих по отношению к мнимо свободным крестьянам и ремесленникам. Во время его правления Лагаш пережил новый период расцвета. Урукагина сообщает, что он построил ряд сооружений и расширил систему ирригационных каналов. Трудящийся народ почувствовал некоторое улучшение своего положения и почитал его как своего освободителя. Однако правление Урукагины продолжалось только пять лет. Либеральные реформы вызвали среди рабовладельческой аристократии остальных шумерских городов сильнейшую тревогу. Их интриги, а также подстрекательство со стороны изгнанных жрецов привели к тому, что царь города-государства Уммы, Лугальзаггиси, внезапно напал на Лагаш, опустошил его, а Урукагину (мы ничего не знаем о его окончательной судьбе), вероятно, взял в плен и убил. До наших дней дошел проникновенный плач, напоминающий причитания Иеремии, о судьбе несчастного города, от которого осталось лишь пепелище. Вся шумерская история - это непрерывная цепь войн, в результате которых отдельные города по очереди добивались гегемонии. Это были города-государства Лагаш, Ур, Агаде, Исин и Ларса. Позднее царь города Аккада Саргон I (2360 - 2305 гг. до н. э.) покорил не только весь Шумер, но и расширил свои владения на восток, далеко за Персидский залив, а на запад - вплоть до Средиземного моря. Саргон объявил себя царем Шумера и Аккада. Он, правда, положил конец эпохе независимых шумерских городов, но в его империи язык и культура шумеров не только не погибли, а напротив - расцвели еще богаче и поглотили победивших аккадцев. Шумеро-аккадское государство существовало всего лишь два столетия. Уничтожили его воинственные племена горцев-эламитов, а потом на его руинах основал могущественную вавилонскую империю великий завоеватель и законодатель - Хаммурапи (около 1800 г. до н. э.). Через 550 лет в Месопотамии возникает новая держава ассирийцев, а затем в 626-538 гг. до н. э. - Нововавилонское царство, созданное семитскими халдеями. Позднее Месопотамию завоевывает персидский царь Кир. Наконец здесь появляется один из крупнейших завоевателей в истории человечества Александр Македонский и покоряет весь Ближний Восток. Государства аккадцев, вавилонян, ассирийцев, халдеев и даже в какой-то степени персов и греков были непосредственными наследниками культуры шумеров. Роль шумеров в этих очередных империях живо напоминает роль римлян и римской культуры в истории европейских государств. В течение без малого трех тысячелетий шумерский язык, подобно латинскому, не только не умер, но даже продолжал развиваться, хотя шумеры давно уже не существовали. Первоначально шумерский язык был повсеместно распространен наряду с другими семитскими языками, однако со временем сделался исключительно языком поэтов и жрецов. Последние использовали его в качестве языка богослужений и с благоговением лелеяли его в школах, где готовились писари, счетоводы, судьи, врачи, учителя и астрономы. Мемориальные надписи на каменных плитах и цоколях в течение многих столетий также делались на шумерском языке или же на шумерском и вавилонском одновременно. Открытия в Уре и других шумерских городах принципиально изменили точку зрения на происхождение нашей культуры. В начале XIX в. ученые считали, что культурой, а в особенности искусством, мы обязаны грекам, у которых она якобы возникла совершенно неожиданно, словно Афина Паллада из головы олимпийского Зевса. С того времени, как стали известны цивилизации Египта, Крита и Вавилона, мы узнали, что колыбель нашей культуры следует искать в более отдаленном прошлом истории человечества. Только археологические находки, относящиеся к эпохе шумеров, показали, что праисточник нашей цивилизации не только в Египте, но также и в Шумере, где уже за 3 тыс. лет до нашей эры люди добились изумительных успехов в архитектуре, прикладном искусстве, юриспруденции, медицине, литературе и астрономии. Крепкая нить, протянувшаяся сквозь тысячелетия, соединяет шумеров с нашим временем. Многие народы развивались и погибали, по-своему преобразуя их культуру и передавая другим народам наследие древней цивилизации, истоков которой они даже не знали. Во многих областях мы также являемся далекими наследниками шумеров. В качестве посредников выступили здесь бесчисленные поколения, которые донесли до нас и незначительные вещи, и принципиальные: и те, что были для человечества настоящим тормозом, и другие, представляющие собой великие завоевания человека в его шествии от примитивизма к цивилизации. Как земледельцы шумеры видимо, опередили египтян в искусстве орошения полей с помощью ирригационных каналов. Они открыли также метод улучшения растений путем скрещивания. Финиковую пальму, которая почиталась священным деревом, шумеры искусственно опыляли, получая таким образом обильные урожаи. Что же касается шумерской скульптуры, то она не достигла расцвета. Объяснить это можно тем, что в Месопотамии отсутствовали соответствующие материалы: дерево, камень и металлы. Однако археологам встретились незаурядные произведения шумерских скульпторов, как, например, уже упомянутый нами барельеф, изображающий раненую львицу. В архитектуре и прикладном искусстве шумеры оказались недюжинными мастерами. Именно они открыли такие декоративные элементы, как арка, купол, пилястр, фриз, мозаичные стенные орнаменты, но самое главное - разработали принципы пропорции и гармонии в строительстве, благодаря чему их крепостные стены, храмы, дворцы и пирамиды, несмотря на свою массивность, не были лишены определенного изящества и легкости форм. Наибольшее восхищение, однако, вызыьают изделия шумерских ремесленников, найденные среди руин и в царских могилах. Творцами этих шедевров прикладного искусства были безымянные умельцы: гончары, граверы и оружейники, люди, находящиеся на самом дне сословной лестницы, люди, влюбленные в свое искусство и глубоко чувствующие прекрасное. Шумерское искусство могло соперничать с искусством других народов, то случилось это благодаря скромным народным художникам-самородкам, которые с исключительной сноровкой чеканили рельефы из листового золота и серебра, выковывали кубки, вазы, шлемы и щиты, инкрустировали перламутром и полудрагоценными камнями арфы и шкатулки или вырезали миниатюрные мифологические сценки на печатях. Шумерам человечество обязано появлением библиотек, архивов и художественной литературы, но прежде всего созданием прототипа великого героического эпоса. Религия их первоначально выражалась в обожествлении сил природы, однако со временем божества, олицетворяющие солнце, луну, воду, звезды, воздух, стали символами таких отвлеченных понятий, как справедливость, добро, мудрость, урожай, могущество государства. Шумеры были, кроме того, творцами некоторых основных религиозных идей, заимствованных затем религиями других народов. Имя главного бога Ану означает дословно «отец», имя богини Ниммах-«божья матерь», а бога Таммуза-«истинный сын». Таммуз ежегодно умирал осенью, а воскресал весной. Смерть его и воскрешение отмечались в Шумере торжественными процессиями и богослужениями, во время которых жрецы приносили жертвы в виде растений и животных. Это сопровождалось пением псалмов под звуки бубнов, флейт, рожков, труб и арф. Следует отметить, что шумеры были также изобретателями семитоновой гаммы. Вавилонский кодекс Хаммурапи, найденный в Сузах на большом базальтовом столбе, был не чем иным, как дальнейшим развитием основных положений древнейшего шумерского права. Тяжкие телесные наказания, которые предусматривает кодекс за мельчайшую провинность, являются свидетельством жестокости того времени, однако следует считать несомненным шагом вперед то, что в основе его лежал принцип вины и ряд других чисто юридических категорий, и то, что он был освобожден от религиозных предрассудков. Был это, следовательно, первый секуляризованный [10] кодекс, в котором не бог, а государство вершит правосудие. Эта рационалистическая черта шумерского, а затем и вавилонского законодательства проявилась позднее в кодексах Юстиниана и Наполеона. Слишком сильное влияние религиозно-каббалистических предрассудков помешало шумерам добиться серьезных успехов в области науки. И все же следует отметить некоторые их достижения в медицине, астрономии и математике. Жрецы Шумера занимались, правда, главным образом угадыванием будущего по расположению звезд - в руинах найдено 12 астрологические книги времен Саргона I, - однако наблюдения неба, которые велись с вершины зиккурата, принесли им также научно-практическую пользу. Они создали лунный календарь, в котором период обращения Луны вокруг Земли вычислили с точностью до 4 секунд. Орбиту Меркурия они определили с большей точностью, чем греческие астрономы Гипарх и Птолемей из Александрии. В математике шумеры научились отлично пользоваться многозначными числами. Греки, которые совершили в математике ряд основополагающих открытий, считали число 10000 «большим, невозможным для исчисления», в Европе понятие «миллион» стало широко известным лишь в начале XIX в., а на одной из шумерских клинописных табличек найдены математические расчеты, результат которых выражался числом 195 955 200 000 000. Медицина шумеров, хотя и не была лишена рационального зерна в хирургии и лечении травами, главным образом основывалась на магии, колдовстве, чарах и заклинаниях. Нельзя не сказать о том, что среди шумеров была широко распространена вера в черную магию. На восьми клинописных табличках сохранились подробные советы, как бороться с ведьмами. Но можно ли упрекать в этом людей, которые жили 5 тыс. лет назад, если даже в 1484 г. римский папа Иннокентий VIII огласил буллу против тех, кто водится с демонами, а средневековый «Молот ведьм» вплоть до XVIII в. оставался руководством при пытках людей, подозреваемых в колдовстве. Примечания:1 Портал — монументальный, богато украшенный вход в здание. 10 Секуляризация - процесс освобождения от церковного влияния в отдельных областях общественной жизни. "> |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|