Великан

Лил сей колокол российский мастер Иван Фёдоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным.

(Из надписи на Царь-колоколе.)

В 1730 г. императрица Анна Ивановна, пожелавшая оставить своеобразную память о своём царствовании, указала перелить разбитый колокол Григорьева с добавлением металла и довести вес колокола до 10 тыс. пудов.

Сыну фельдмаршала Миниху было поручено для отливки колокола отыскать в Париже искусного мастера. Миних предложил выполнить эту сложную работу королевскому механику Жерменю, но тот принял за шутку требование вылить колокол такой величины.

Перелить колокол, разбившийся при пожаре 1701 г., и установить его на колокольне Ивана Великого подрядился колокольного дела мастер Иван Фёдорович Моторин, без сомнения являвшийся самым выдающимся литейщиком своей Эпохи.

В Московскую артиллерийскую контору из правительствующего сената был прислан указ об изготовлении большого Успенского колокола. В деле по этому поводу, начатом в августе 1730 г., говорится:

«...Колокол лить артиллерийского ведомства колокольному мастеру Ивану Моторину, определя к нему для вспоможения московского Арсенала пушечного мастера одного, учеников 10 человек, а для лучшего вылития того колокола, над мастеровыми смотрения и к покупкам всяких к тому литью припасов и материалов определить от полевой артиллерийской команды артиллерийских офицеров двух человек».

Факсимиле И.Ф. Моторина


Готовясь к отливке, мастер заранее обдумывал и процесс подъёма колокола. Иван Моторин докладывал:

«К подъёму де оного колокола надлежит быть в покупе припасов: 4 столба сосновых, длиною на 12 сажен, в отрубе по 8 вершков, ценою по 6 рублёв за дерево, сто брёвен еловых длиною по 3 сажени, в отрубе по 5 вершков, ценою по восемь рублёв. Четыре ворота со всем убором, кроме канат, по 10 рублёв за ворот, на те вороты два каната мерою по 60 сажен, весом по 50 пудов, ценою по 80 коп. за пуд, восемь блоков 40 рублёв, а ежели нанять — 16 рублёв, сани, на чем вести колокол, из дубового лесу 16 рублёв, на подъем оного 100 рублёв, и того 308 рублёв, и, по определению коллегии Экономии минувшего февраля 28 дня, велено к подъёму того колокола на лесные и прочие припасы с наёмным блоком и мастером за работу означенное число деньги 284 рубли ему выдать и во утверждение взять у него Моторина сказку с подписанием взятья штрафа, что ему вышеозначенный колокол на Ивановскую колокольню поднять и утвердить, как надлежит, конечно, к наступающему празднику святых, без всяких отговорок, а при оном подъёме и утверждении никакого повреждения тому колоколу не учинить, а ежели паче чаяния несмотрением его, Моторина, тот колокол может как повредиться, и ему, Моторину, перелить в такой же вес и поднять и утвердить, как надлежит, своими материалами и работными людьми, не требуя от коллегии экономии ничего».

Колокол должны были отлить по чертежам, сделанным в Артиллерийской конторе. Так как там не было искусных резчиков для изготовления из дерева моделей икон, изображений императрицы, царя Алексея Михайловича и различных украшений и надписи, то из Петербурга, из интендантской конторы пьедестального дела были выписаны мастера Василий Кобылев, Пётр Галкин, Пётр Кохтев, Пётр Серебряков и формовального дела мастер Пётр Луковников, «с платою первым четырем по шесть рублей, а последнему по пять рублей в месяц жалованья».


Царь-колокол на постаменте


Предварительно Моторин отлил небольшую (весом 12 пудов) модель колокола. Чертежи, смета и модель, а также две модели механизма подъёма колокола были отправлены в Петербург для утверждения.

В связи с тем что вся подготовка, включая утверждение проекта, заняла около двух лет, непосредственная работа по изготовлению формы колокола, постройке печей и др. была начата лишь в январе 1733 г.

Для изготовления формы колокола были сделаны по чертежам, составленным русскими мастерами, два шаблона, один из них для внутреннего профиля, второй — наружного.

Формовку Царь-колокола производили на Ивановской площади, чуть восточнее колокольни Ивана Великого. Для этой цели была вырыта яма десятиметровой глубины, боковые стороны которой укрепили дубовыми брусьями с металлическими креплениями и обложили кирпичом. У основания ямы вбили дубовые сваи, на которых установили железную решётку для более прочного основания так называемой постели. Затем приступили к выкладке цоколя болвана. Диаметр этого фундамента был больше диаметра будущего колокола. В центре фундамента, высота которого была 35 см, было оставлено отверстие для выхода газов.

На фундамент наложили второе кольцо из кирпича, но уже на глиняной массе. На это кольцо установили шаблон. Затем, руководствуясь шаблоном, из кирпича сделали форму болвана. Всю стопу кладки для прочности укрепили проволокой, потайными полосами и обручами.

После этого на болван слоями наложили глиняную формовочную массу. Выровненная шаблоном, она образовала нужную форму внутренней части колокола. Глиняный слой обмазки обмотали проволокой и прокололи в нескольких местах, чтобы проходили газы. После просушки глину промазали салом, чтобы создать изолирующий слой между формовочным материалом.

Затем приступили к изготовлению тела (рубашки) колокола. Для этого был установлен второй шаблон, с внешними очертаниями колокола, а на болван в несколько слоёв нанесли жирную формовочную глиняную массу. Чтобы при просушке она не потрескалась, в слои рубашки но всей окружности формы закладывали мягкие волокна. Закончив шаблонирование наружного слоя, фальшивое тело подсушили, нанесли слой особой литейной краски, ещё раз выгладили шаблоном и дали просохнуть. На поверхность тела колокола в соответствующих местах наложили восковые украшения — изображения фигур, орнамент в виде трав, надписи.

После того как тщательно выверили правильность размещения украшений, приступили к изготовлению кожуха — верхней формы колокола.

С большим искусством на фальшивое тело колокола был нанесён первый слой глиняной массы. При этом особое внимание обращалось на заполнение всех деталей украшения. После подсушки первого слоя кожуха сверху нанесли ещё несколько слоёв жидко разведённой формовочной смеси, пока не получили слой в 7 мм. После хорошей просушки нанесли более густой слой из той же формовочной смеси, которую также просушили.

Плавильная печь


Чтобы форма лучше просыхала, внутри болвана развели огонь, продолжая в то же время наносить следующие слои кожуха. Между отдельными слоями, как и прежде, прокладывали льняные волокна, проволоку и бечеву, чтобы предупредить растрескивание формы при просушке. Для прочности в тело кожуха вставили изогнутые железные полосы-ребра и обручи, скреплённое проволокой. В результате получился, по существу, каркас, заменивший опоку. На последний слой глиняной массы кожуха наложили более толстые ребра, верхние концы которых были загнуты в виде крючков (для подхватывания при подъёме), а нижние — подогнуты под нижнюю кромку кожуха. Поверх рёбер были поставлены обручи, стянутые болтами.

После того как кожух просох, форму подняли за крюки при помощи соответствующих приспособлений, чтобы осмотреть и окончательно отделать.

Кожух осмотрели, исправили отдельные места формы, покрыли её краской и подсушили. Мастер теперь окончательно убедился в правильности украшений, отпечаток которых получился с внутренней стороны кожуха.

Затем приступили к окончательной отделке болвана. Рубашку разрезали по частям и аккуратно удалили её с болвана. Выложили из кирпича свод болвана и заделали его глиняной формовочной массой. В своде укрепили железную петлю для языка. Все это подсушивалось огнём, разведённым внутри болвана. После отделки формы на неё вновь установили кожух, с таким расчётом, чтобы он точно встал на прежнее место.

На запрос сената о ходе работ по изготовлению болвана и кожуха инженер-капитан Андрей Рух и колокольный мастер Иван Моторин в ноябре 1732 г. дали такие сведения: болван начнут делать 29 июня, он будет изготовлен через два с половиной месяца, т. е. к 15 сентября, с 15 сентября начнут делать кожух, сделают его в два месяца — к 15 ноября. Окончательно форма будет готова к литью к 13 декабря. 14 ноября приставленный к литью «для смотра и понуждения в работе» артиллерийский капитан Глебов доложил:

«Сего де ноября 1-го дня (по ст. ст.— Н. 3.) означенный колокольный мастер Моторин объявляет, хотя де прежним его объявлениям и показательно, что изготовит все к литью колокола к вышеописанному предыдущему декабря к 15 числу сего года, но того де исправить невозможно за множественностью тяжёлою великою работаю. Понеже де надлежит все делать по размеру со опасным аккуратством, и в сушении оного болвана снаружи управиться не мог затем, что продолжение было немалое в сушке болвана, так же за конечною работою за большими скобами и потайными полосами и обручами, ибо и поныне потайные полосы в болван не прирезаны и обручи не положены. И оное хотя происходит не от малолюдства кузнечных и прочих к тому надлежащих мастеровых и работных людей, которым притом перелитии с довольством имеется, но паче означенной скобы и большие полосы и обручи требовали сделании не мало времени».

Последней операцией технологического процесса формовки мастер установил в специальное гнездо наверху кожуха приготовленную заранее по деревянным моделям форму ушей.

Одним из важных условий получения хорошей отливки является правильное устройство литниковой системы. Иван Моторин выбрал такую конструкцию, чтобы в форму при её заполнении жидким металлом не попадали шлак и другие загрязнения. Для этого был устроен особый резервуар, так называемая литниковая чаша, которая при литье была наполнена металлом почти до краёв. Чистый металл поступал из чаши в форму, а шлак как более лёгкий держался на поверхности литниковой чаши.

Чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла во время литья, все пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали землёй, тщательно её утрамбовав.

25 января 1734 г. Сенатская комиссия по надзору за отливкой колокола доносила в Петербург следующее:

«Поданное доношение колокольного мастера Ивана Моторина, который объявляет: дело же Успенского большого колокола... к литью приходит. Сего де января с 28 числа как болван, так и кожух, обжигать надлежит, которого де времени того обжигания будет с оного числа месяца, а потом надлежит разлучать кожух от тела и поднять оной кожух кверху, и как он де поднимется, а тело выберется, то уже медлить литьём дальнего продолжения никак не можно, дабы какой сырости от того медления не возымелось. И требует Моторин оное сушение и разлучение кожуха от тела к литью того колокола чинить ли, послать в С.-Петербург и Правительствующий сенат при ведении... и требовать на оно... донесение... немедленной резолюции».

Царь-колокол в литейной яме (гравюра XVIII века)


Из этого доношения следовало, что наиболее трудоёмкие работы по изготовлению колокола были закончены. Дальнейшая работа заключалась в том, чтобы высушить верхнюю форму и болван, вытопить воск, «которого времени обжигания будет с месяц»,— говорил Моторин. Затем предстояло снять верхнюю форму, очистить её от скоксовавшегося воска, исправить возможные случайные повреждения, удалить глиняную рубашку (тело) колокола, «озолить» болван, засыпать пространство, где была топка, песком, а затем снова опустить верхнюю форму (кожух) на болван, скрепить форму с железными брусьями, положенными на фундамент под болваном, и укрепить на ней форму колокольных ушей, которые «сготовлены отдельно».

Согласно сообщению Моторина, на все эти работы требовалось около шести недель. Дальше следовало сложить каменную стенку вокруг всей формы, чтобы во время литья не было никаких неожиданностей, а затем высушить эту кирпичную кладку.

Плавка металла для колокола производилась в четырёх плавильных пламенных печах, установленных вокруг литейной ямы. Каждая печь вмещала до 50 т металла. Расплавленный металл поступал в литейную чашу формы по специальным кирпичным желобкам.

Важным был вопрос о металле для будущего колокола. Металла от прежнего Успенского колокола, предназначенного к переливке, было, естественно, недостаточно. Поэтому Моторин потребовал «прибавок к наличному на угар и на прибыль олова английского 300 пудов, чтобы при литье колокола недостачи не было».

Однако в Москве не было достаточного количества олова, и его пришлось выписывать из Петербурга. Моторин требовал также для работ персидской меди — на прибыль и на угар — 1000 пудов. Вместо персидской меди Моторину отпустили сибирской чистой меди расковочной красной дощатой 798 досок, весом 500 пудов 3 фунта (8 т 191 кг), колпашной меди — 5960 колпаков весом 499 пудов 37 фунтов (8 т 188 кг) — всего 1000 пудов (16 т 380 кг).

26 ноября 1734 г., после получения из Петербурга разрешения на все важнейшие этапы работ, были затоплены все четыре печи, в которые было уже положено 5723 пуда 4 фунта (93 т 744 кг) больших кусков меди от старого колокола. 27 ноября добавлено ещё 1276 пудов 36 фунтов (20 т 915 кг) кусков меди. В тот же день развешена и загружена по печам красная медь весом 4 тыс. пудов. 28 ноября загружены в печи олово и медь весом 2 тыс. пудов (32 т 760 кг). Таким образом, полная первоначальная загрузка всех плавильных печей составила около 13 тыс. пудов.

Через 43 часа после начала плавки было обнаружено, что у двух печей поды подняло и медь ушла.

Литейный мастер Иван Фёдорович Моторин держал совет с пушечными мастерами Андреем Степановым, Андреем Арнальтом и с подмастерьем Копьевым, каким способом продолжать дальше плавку металла. Было решено оставшийся металл расплавить в двух других печах, добавив 6500 пудов (106 т 470 кг) меди и олова. Ради такого непредвиденного случая с Пушечного двора к печам срочно привезли 600 колоколов весом 1663 пуда (27 т 240 кг). Кроме этого было приказано отпустить с Пушечного двора 4137 пудов (67 т 764 кг) пушечной меди, 700 пудов (11т) олова.

Но неудачи продолжали преследовать мастеров. 29 ноября, через 75 часов работы, сообщили, что «из твёрдых двух печей в пламеннике одной печи потекла медь», в которую теперь дополнительно «меди сажать невозможно». Чтобы не допустить большой утечки, мастера решили выпустить оставшийся расплавленный металл в запасные печуры, потом все печи починить, а потом уже продолжать плавку.

Когда металл уже выпустили, вдруг заметили, что загорелась машина, предназначенная для подъёма кожуха формы колокола. Несмотря на присутствие артиллерийских и полицейских офицеров с командами, снабжёнными противопожарными инструментами, быстро распространявшийся огонь сразу погасить не удалось. Сгорела подъёмная машина, наполовину сгорела кровля. Обгоревшие дубовые бревна обрушились на приготовленную колокольную форму.


Факсимиле М.И. Моторина


После такого происшествия форму было необходимо разобрать и проверить её состояние, чтобы исправить все, что нужно, и продолжать литье. Дальнейший ход работ И. Ф. Моторин определял так:

 «Ныне же надлежит, по исправлении над колокольного формою кровли, попорченные печи разобрать и, выбрав из них медь, те печи по-прежнему сделать и наилучшим способом утвердить, а потом разобрать колокольную форму до фундамента и осмотреть, не имеется ли в той форме повреждения, и для того надлежит её с болвана поднять, и буде той форме повреждения не явится, то её надо немного подсушить, а потом, спустя, по-прежнему забутить и к литью колокола медь в печах растоплять и литьём оканчивать».

Иван Моторин снова принялся за дело, но закончить отливку огромного колокола мастеру помешала смерть. Его дело продолжил сын Михаил, который и раньше принимал участие в работах.

23 августа 1735 г., через несколько дней после смерти отца, Михаил Иванович Моторин писал в своей докладной:

«По смерти отца его остались при нем, Михаиле, крепостной его человек Гаврилов Лукьянов сын Смирнов да Огородной слободы посадский человек Андрей Фёдоров сын Маляров, которые при отце его Иване Моторине были при колокольных литьях, также при деле к перелитью Успенского большого колокола колокольной формы были же подмастерьями и колокольному делу искусны».

Помощниками при литье были определены также пушечные подмастерья Степан Копьев, Кирилл Полыхании и заподмастерье ученик Семён Петров.


Схема украшений Царь-колокола


Кроме литейщиков к работе были привлечены каменщики, кузнецы, слесари, пильники, столяры, плотники, вспомогательные рабочие, которые подносили кирпич, воду, известь, разводили и мяли глину, носили уголь, дули мехами. Всего было занято восемьдесят три человека мастеровых и рабочих людей. Различные работы, связанные с отливкой, выполняли скульпторы, пьедестальные и формовальные мастера, резчики. В общей сложности это чудо литейного искусства создавали около двухсот человек.

Для восстановления плавильных печей, повреждённых при первой плавке, Моторин дополнительно к прежним материалам запросил также кирпича красного гончарного подового 4 тыс. штук, кирпича красного городового донского 30 тыс. штук, кирпича гжельского белого 5 тыс. штук, глины белой гжельской 200 пудов, железа брусчатого и полосного сибирского 200 пудов, соснового и елового угля для сушки печей и т. д.

К этому добавим, что для отливки колокола было израсходовано одного кирпича 1214 тыс. штук, из этого числа на одну печь пошло 330 тыс. штук, на основание, облицовку — 300 тыс. штук, на выкладку болвана и укрепление кожуха — 250 тыс. штук.

На этот раз были приняты особые меры предосторожности с учётом противопожарных мероприятий, для выполнения которых из полиции было вытребовано 400 человек с пожарными трубами.

Снова началась отливка. 23 ноября 1735 г. зажгли литейные печи. Через 36 часов, когда металл расплавился, открыли летку первой печи, и медь пошла в колокольную форму. Через 4 минуты выпустили металл из второй печи, ещё через 13 минут — из третьей и из последней, четвертой,— через 7 минут после предыдущей. Таким образом, литье продолжалось .46 минут, причём каждую минуту в форму поступало 7 т металла. Оставшаяся в четвертой печи медь была выпущена в запасные печуры.


Царь-колокол. Фрагмент орнамента


Так 24 ноября 1735 г. литье Царь-колокола завершилось благополучно, о чем было оставлено свидетельство.

Каковы же вес и состав Царь-колокола?

Точного расчёта требовал металл, который предполагалось загрузить в печи при второй отливке. От первой отливки осталось металла 14 814 пудов 21 фунт (242 т 662 кг), к этому было добавлено олова 498 пудов 6 фунтов (8 т 160 кг). Всего при второй отливке было 15 312 пудов 27 фунтов (250 т 822 кг) металла. В остатке оказалось 2985 пудов 8 фунтов (48 т 898 кг) металла, следовательно, не учитывая угар, вылитый колокол весит 12 327 пудов 19 фунтов, или 201 т 924 кг.

Согласно анализу, произведённому в лаборатории минного корпуса, в сплаве Царь-колокола содержится меди 84,51%, олова—13,21%, серы — 1,25%. Потери составили 1,3%.

Но испытаниям, сделанным в 1832 г., в колоколе выявлено около 0,036% золота, что составляет примерно около 72 кг, и около 0,26% серебра, что составляет около 525 кг.

Высота колокола 6 м 14 см, а диаметр 6 м 60 см.

Царь-колокол является изумительным произведением русского колокольного искусства. Он не имеет себе равных во всем мире как но величине, так и но весу.


После отливки Царь-колокол остался в яме, в которой его отливали. Он стоял на железной решётке, расположенной на двенадцати дубовых сваях, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие.

29 мая 1737 г. в Москве был страшный пожар, известный под названием Троицкого. Пожар охватил и кремлёвские здания. Загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял Царь-колокол. В яму стали падать горящие бревна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водою раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал трещины, и от него откололся кусок весом 11,5 т.

В литературе высказывались различные мнения. Некоторые считают, что перед пожаром 1737 г. колокол был повешен на особых подмостках, стоивших тогда 62 тыс. руб. Более распространено мнение, что колокол не вынимали из той ямы, где он отливался.


Чертёж подъёмных лесов Царь-колокола (1836 г.)


Второе предположение подтверждается тем, что при первоначальном подъёме колокол потащил бы за собой решётку, на которой он стоял с момента отливки. Если бы колокол был поднят, а затем вновь свалился бы в литейную яму, он не смог бы попасть на то же место, с которого был снят при подъёме. Не были сняты с колокола и литники, что при подъёме сделали бы обязательно.

Особой вехой в жизни колокола стала история его подъёма из литейной ямы.

Долгое время считали, что его вообще невозможно поднять, так как неоднократные попытки не приносили успеха.

Так было в 1792 г., затем в 1819 г. Спустя два года после этого яму расчистили, застлали досками и обнесли перилами, сделали лестницу, но которой можно было спускаться вниз и осматривать колокол.

15 1836 г. вновь было решено поднять колокол и поставить его на пьедестал. Это дело было поручено французскому инженеру Монферрану, строителю Исаакиевского собора и других грандиозных зданий.

Подъёмные работы начали с тщательной подготовки. Прежде всего вынули землю, окружавшую колокол, п поставили сруб, чтобы предупредить обвал. Зятем несколько насосов выкачали воду, чтобы осушить почву. После этого осмотрели весь колокол и убедились в том, что его можно поднять без какого-либо риска.

Шесть недель ушло только на сооружение лесов и других приспособлений.

И день начала подъёма колокола огромная толпа окружила Кремль. Как только заработали вороты и натянулись канаты, послышался треск лесов. Все увидели поднимавшийся колокол, тащивший за собой часть железной решётки, на которой он стоял. Тяжесть была настолько велика, что два каната лопнули и отскочил сломавшийся блок. Когда колокол прошёл четверть дистанции, дело ещё усложнилось, так как из-за разрыва канатов колокол принял неправильное положение, затруднявшее подъем, а затем лопнули ещё два каната. Подъем приостановился. В яму под висящий на канатах колокол спустился рабочий, который установил под колокол подставку из брёвен. По возвращении этого храбреца, рассказывает Монферран, колокол без приключений установили на бревна.

Анализируя неудачу первой попытки подъёма, инженер объясняет её непрочностью канатов, которые испортились от сырости при перевозке из Петербурга в Москву, а потом мокрые пролежали ещё в течение шести месяцев.


Подъём Царя-колокола в 1836 г. (с современного рисунка)


Заказали новые канаты, число воротов увеличили до 20.

По окончании всех приготовлений был назначен новый подъем в присутствии генерал-губернатора, главных начальствующих лиц города и членов комитета по строительству Кремля.

В пять часов утра 23 июня 1836 г. солдаты стали у воротов, а в шесть часов пять минут вороты заработали. Блестяще выполненный подъем длился 42 минуты 33 секунды. Вслед за этим яму прикрыли крепким помостом из брёвен, поставили на него полозья на катках и опустили на них колокол. Затем передвинули его на подготовленный восьмигранный постамент, расположенный рядом с колокольней Ивана Великого, где он и стоит с 26 июля 1836 г.

Надпись на пьедестале, составленная архитектором Монферраном, неточна: колокол вылит не в 1733 г. Указ сенату о литье его последовал 26 июля 1730 г. В январе 1734 г. Сенатская комиссия доносила, что болван и кожух колокола окончены и испрашивали позволения обжигать и приступить к литью, следовательно, к отливке приступили в 1734 г. Но первая его отливка была неудачна. Её повторили в 1735 г. Таким образом, колокол пробыл в земле не 103 года, если учитывать, что он не поднимался, а 101 год 7 месяцев (24 ноября 1735 г. отлит, 23 июня 1836 г. поднят).

Вскоре после извлечения колокола из литейной ямы на нем установили четыре кронштейна, которые поддерживают шар с бронзовым крестом.

Несколько раз, но всегда безуспешно, поднимался вопрос о спайке колокола. В одних случаях останавливала очень большая сумма стоимости спайки, в других — и это, пожалуй, главное — то, что припаять отколотый 11,5-тонный кусок к Царь-колоколу с гарантией сохранения его нормального звука не представляется возможным. Поэтому этот уникальный колокол сохраняется в том виде, каким он был извлечён из ямы. Этот памятник имеет большое историческое значение, и какие-либо эксперименты над ним недопустимы.

С художественной стороны колокол замечателен красотой своей формы и скульптурных украшений. Его верхний и нижний фризы с большим искусством украшены узором ИЗ пальмовых ветвей. К сожалению, во время заполнения металлом формы в некоторых местах произошли смывы. Особенно это видно на изображениях отдельных фигур. Такие места нельзя считать «недочеканенным изображением», как это иногда приходится слышать.

Более 235 лет прошло со времени создания Царь-колокола, но слава его с каждым днём становится все шире. В наши дни он неотделим от художественного облика Московского Кремля — политического центра Советского государства.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх