Политика и экономика Марксизм показал, что в основе всех обществе...

Политика и экономика

Марксизм показал, что в основе всех общественных отношений лежат отношения производственные, и что государство, инструмент господства одного класса над другим, находится, как правило, в руках того класса, который обладает и экономической властью. Однако, представлять государство лишь в качестве простого «отражения» или надстройки над экономическими отношениями, каким-либо образом воображать, что пролетарское или социалистическое государство должно базироваться на социалистической экономике подобно тому, как буржуазное государство базируется на капиталистической, было бы механистическим и анти-диалектическим искажением реальности. Подобная схема уводит от проблемы перехода от капитализма к социализму и отменяет основное положение марксизма - тезис о диктатуре пролетариата.

Для того, чтобы освободить себя и все человечество, пролетариат должен разрушить капиталистические производственные отношения. Для этого он должен прежде всего разрушить аппарат господства и принуждения, который защищает и охраняет эти производственные отношения - буржуазное государство. Но этого еще не достаточно. Ибо если эта политическая революция, т.е. разрушение капиталистического государства, может свершиться за очень короткий отрезок времени, то ликвидация капиталистических производственных отношений займет долгий период. В действительности, речь идет не только об «экспроприации экспроприаторов». Речь идет о действительном устранении всех имеющихся препятствий (рыночные отношения, оборот товаров, наемный труд, оборот капитала и его законы), которые не позволяют всему обществу в целом непосредственно распоряжаться производительными силами, производителями и продуктами общественного труда. Необходимо ликвидировать автономию предприятий и обмен, как способ связи между ними, отменить не только деньги, но и всякие стоимостные расчеты, уничтожить само понятие «фондоотдачи» для того, чтобы осуществить централизацию и планирование любой человеческой деятельности исключительно в интересах общественной пользы. Это потребует десятки и даже сотни лет.

В течение этого периода перехода от капитализма к коммунизму «государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата», - говорит Маркс в «Критике Готской программы». Почему? Именно потому, что этот период не знает устойчивых и последовательных экономических отношений, напротив, он характеризуется «противоречивой» экономикой, как об этом говорит «Манифест», экономикой, в которой одновременно действуют противоположные законы и которая держится лишь за счет своей динамической тенденции. Потому что в этот период капиталистические отношения продолжают действовать, имея тенденцию к расширению сферы своего действия, возрождая или усиливая общественные силы, которые отождествляют свои интересы с этими экономическими механизмами. Потому что, хотя пролетариат и выступает в качестве господствующего класса, законы капитала продолжают частично господствовать в экономике и необходимо ежедневное «деспотическое вмешательство» с тем, чтобы ограничить сферу их действия и подавить социальные тенденции, вызываемые действием этих законов.

Если пролетариату нужна государственная власть, то только потому и в той мере, в какой экономика не является еще социалистической. По мере того, как производственные отношения избавляются от капиталистических свойств и старых социальных привычек, изменяющихся по мере того, как необходимость в социальном принуждении также будет постепенно исчезать, государство будет постепенно отмирать. Пока оно существует, пролетарская власть базируется вовсе не на соответствующей экономике, она не имеет своей экономической основы, поэтому она стремится потрясти основы экономики. Именно поэтому она должна быть революционной, т.е. опираться на силу и террор.

Очевидно, что позиции пролетарского государства будут тем более прочными, чем скорее он приступит к уничтожению капиталистических производственных отношений, искореняя таким образом те социальные силы, которые ему противятся. Но не следует забывать, что переход к социализму в полном смысле этого слова возможен лишь во всемирном масштабе. Это вовсе не означает, что пролетарская диктатура, ограниченная в определенный момент одной частью света, не может проводить меры социалистического характера, напротив. Однако это означает, что борьба пролетариата является борьбой интернациональной и что действительное «взятие власти» произойдет тогда, когда она будет захвачена в ведущих странах мира.

По отношению к этой главной и первостепенной цели классовой борьбы даже столь грандиозные ее эпизоды, как завоевание власти в одной стране и даже в масштабах одного континента являются лишь боями местного значения, частичными победами, которые в любой момент могут быть поставлены под вопрос. Борьба за эти цели, сколь значимыми бы они ни были, никогда не должна рассматриваться как самоцель. Реальный результат подобных побед, сколь бы важными они ни были, является результатом всякой частичной борьбы: растущая организованность пролетариата для революционной борьбы, усиление борьбы за общие цели. Поэтому даже в стране зрелого капитализма переход к более или менее социалистическим формам экономики будет подчинен задачам интернациональной борьбы за власть; он никогда не должен мешать этой борьбе, напротив, должен способствовать ей. Пока пролетариат завоевал власть только в одной или нескольких странах он стремится создать здесь не «социалистический рай», а бастион мировой революции.

* * *

Следовательно, даже в передовой капиталистической стране "социалистический" характер государства определяется не столько непосредственными экономическими достижениями, сколько той ролью, которую она играет в международной классовой борьбе. Тем более если речь идет об отсталой стране, да еще опустошенной войной империалистической и войной гражданской. В каком смысле можно говорить, что федерация советских республик является социалистической? На X съезде РКП(б) в 1921 г. Ленин так отвечает на этот вопрос: "Ни один коммунист не отрицал, кажется, и того, что выражение "Социалистическая Советская Республика" означает решимость Советской власти осуществить переход к социализму, а вовсе не признание данных экономических порядков социалистическими".[2]

Далекий от того, чтобы искать "социализм" в экономическом строе России, в национализации земли и крупной промышленности, государственном контроле или монополии внешней торговли, Ленин видел его в намерениях Советской власти, в ее планах, в ее программе, т.е. в ее политической природе.

Ибо если «социальным содержанием» Октября могла быть лишь «демократическая революционная диктатура пролетариата и крестьянства» именно потому, что она определялась условиями России, то его политическая форма далеко выходила за их рамки, именно потому, что класс, который возглавил эту революцию, был интернациональным, потому что российский пролетариат был непосредственно связан с условиями международной революции. Значит, пролетарская природа Октябрьской революции определяется ее политическими завоеваниями, о главных из которых мы вкратце скажем ниже, и которые показывают ее пролетарскую природу.

Первым, чисто пролетарским, аспектом Октября был прорыв фронта империалистической войны. После свержения царизма в феврале 1917 года русская буржуазия выдвигает лозунг «защиты революции и демократии», чтобы довести до конца империалистическую войну. Требование мира, выдвинутое большевиками, и которое было одним из лозунгов при взятии власти, отвечало, конечно, чаяниям солдат, в большинстве своем уставшим от войны крестьянам. Но это было нечто иное, чем просто пацифистское устремление. Власть Советов в Октябре выступила не против войны вообще, а именно против империалистической войны: отвергая эту войну, она призывает пролетариев всего мира к революционному пораженчеству. Она призывает их разбить Священный Союз (со своей национальной буржуазией - прим. перев.) и восстановить фронт интернациональной классовой борьбы, она призывает их превратить войну империалистическую в войну гражданскую, направленную на свержение буржуазии.

Вот что ясно указывает на то, какой класс стоял во главе советского государства: каков бы ни был его революционный потенциал, никакой другой класс кроме пролетариата не мог встать на эти позиции, позиции пролетарского интернационализма. Достаточно вспомнить о том, что народный Китай выдвинул лозунг «мирного сосуществования», чтобы понять разницу с властью советов, которая самим актом своего рождения выступила против предательства социал-демократов, против социал-патриотизма, провозглашая перед лицом пролетариата всего мира позицию левых марксистов: "Враг находится в собственной стране!".


Примечания:

2

[2] Цитата взята не из выступлений Ленина на X съезде РКП(б), а из его брошюры «О продовольственном налоге», вышедшей посе съезда (см. ПСС, т.43, стр.206). Причем в данном случае Ленин приводит отрывок (включающий рассматриваемую цитату) из своей более ранней работы «О «левом» ребячестве и мелкобуржуазнос-ти», напечатанной 9, 10 и 11 мая 1918 г. в газете «Правда». (ПСС, т.36, стр.283-314)

">






Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх