• Речкалов Григорий Андреевич
  • Решетов Алексей Михайлович
  • Рогов Борис Пантелеевич
  • Романенко Александр Сергеевич
  • Романенко Иван Иванович
  • Рубахин Анатолий Ермолаевич
  • Руденко Николай Сергеевич
  • Рыжий Леонид Кириллович
  • Рязанов Алексей Константинович
  • Р

    Речкалов Григорий Андреевич

    Этот блистательный воздушный боец отличался весьма противоречивым и неровным характером. Являя образец мужества, решимости и дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника. Его боевая судьба переплелась с судьбой А. Покрышкина; он летал с ним в группе, сменял его на должности комэска, затем на должности командира полка. Сам Александр Иванович лучшими качествами Речкалова считал прямоту и откровенность.

    Начало войны спасло Речкалова от списания с летной работы: врачи нашли у него слабую степень дальтонизма, но командир полка проигнорировал их губительное для пилота заключение.

    Свои первые боевые вылеты, на штурмовку войск противника, Речкалов сделал на И-153 — биплане с синим хвостовым номером 13. На нем же он одержал свою первую победу, залпом эРэСов сбив одного из атаковавших его Ме-109. Как и Покрышкин, он говорил, что его 13-й номер «несчастливый для них». На нем же он, правда, потерпел аварию из-за отказа мотора: оборвался шатун, и, скапотировав, Речкалов едва не погиб. После аварии он стал летать на И-16, вскоре сбил на нем румынский ПЗЛ-24, а затем и Ю-88. В одном из вылетов был ранен в голову и ногу, привел машину на свой аэродром и неделю угодил в госпиталь, перенес там 3 операции — ранение в ногу оказалось тяжелым. После относительного выздоровления летчик получил направление в запасной полк, но, узнав, что полк укомплектован только самолетами У-2, решительно повернулся и уехал обратно в штаб ВВС округа. Там он добился встречи с командующим и сумел вытребовать направление на переучивание в истребительный полк. Только летом 1942 г., освоив Як-1 и еще раз побывав в госпитале — трудно выходил осколок, Речкалов всеми правдами и неправдами вернулся в свой полк — 55-й иап, получивший к тому времени гвардейское наименование 16-й гиап. Здесь, на Южном фронте, он делает около сотни боевых вылетов, доводит число побед до 6 — 4 личных и 2 в группе.

    В декабре 1942 г. 16-й гиап был выведен с фронта, а личный состав полка направлен в 25-й зап для переучивания на «Аэрокобры».

    …Только за первые 2 недели сражения на Кубани «боевой работы с аэродрома Поповическая» замкомандира 1-й авиаэскадрильи 16-го гиап ст. лейтенант Речкалов лично сбил в воздушных боях 8 самолетов противника (7 Ме-109 и Ю-88) и был представлен к званию Героя Советского Союза. Всего на Кубани он одержал 19 побед, трижды уничтожив по 2 самолета в одном бою и один раз — 3 Обычно он летал ведущим пары в группе Покрышкина.

    «Не было ни одного вылета, чтобы мы не вели бой. Вначале фашист действовал нахально. Выскочит группа, навалится, смотришь, то один, то другой наш самолет, загоревшись, несется к земле. Но мы быстро разгадали тактику фашистских летчиков и стали применять новые приемы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолетов так называемой „этажеркой“. Именно в эти дни в нашем полку родился „соколиный удар“, разработанный Александром Ивановичем Покрышкиным». На Кубани Г. Речкалов воевал на «Аэрокобрах» П-39Д-1, П-39Д-2, с бортовым номером 40.

    Беспредельно храбрый лично, удалой, полный презрения к врагам, он воевал на разукрашенной «Аэрокобре», помимо стандартной окраски и элементов быстрого распознавания, несшей звезды по числу сбитых врагов и грозные буквы РГА (инициалы летчика) на хвостовой части фюзеляжа.

    Летом 1943 г. во главе восьмерки истребителей он с ходу на предельной скорости, сверху — в лоб, атаковал большую группу Ю-87 и лично сбил 3 из них. Его группа сбила тогда 5 Ю-87 и Ме-109.

    Осенью 1943 г. во время знаменитой «охоты над морем», открытой Покрышкиным, Речкалову удалось сбить 3 самолета — 2 Ю-52 — бензовоза в одном вылете и летающую лодку «Савойя».

    Он с удовольствием летал на «охоту», любил забираться на большую, около 6 тысяч метров, высоту и, пользуясь своим исключительно острым зрением, стремительно атаковать выбранную жертву. На задания ас летал с разными летчиками. Среди них были А. Труд, Г. Голубев, В. Жердев.

    1 июля 1944 г. гвардии капитан Речкалов награжден второй Золотой Звездой за 415 боевых вылетов, 112 воздушных боев, 48 личных и 6 групповых побед. Свой последний дубль он сделал под Яссами, сбив в короткой и решительной атаке 2 Ю-87.

    После назначения Покрышкина замкомандира полка Речкалов становится командиром первой авиаэскадрильи, а когда Покрышкин стал командиром дивизии, он назначен командиром 16-го гиап. Однако должность эта была фатально невезучей. После гибели И. Олефиренко из-за халатности механика Речкалов был снят с должности комполка и туда назначен Б. Глинка. Однако через несколько дней тот был серьезно ранен в воздушном бою и врио комполка вновь стал Речкалов. И опять его сменил в этой должности другой — И. Бабак.

    Речкалов к тому времени был назначен инспектором по технике пилотирования 9-й гиад В этой должности гвардии майор Речкалов и закончил войну.

    Григорий Речкалов родился 9 февраля 1920 г. в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии. Он окончил 6 классов и в 1938 г. был принят в Пермскую военную авиационную школу. Ту самую, что за 5 лет до прихода туда Речкалова окончил его будущий командир Покрышкин. Правда, тогда школа выпускала лишь авиатехников. Став в 1939 г. военным летчиком, Речкалов проходил службу в частях ВВС РККА Одесского ВО.

    В сражениях Великой Отечественной участвовал с первого дня. Воевал на Южном, Северо-Кавказском, 1-м, 2-м и 4-м Украинских фронтах. Провел более 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя, в которых сбил 56 самолетов противника лично и 6 — в группе Наверное, ни у одного другого советского аса на личном счету нет такого разнообразия типов официально сбитых самолетов, как у Речкалова. Здесь и бомбардировщики Хе-111 и Ю-88, и самолеты штурмовой авиации Ю-87 и Хш-129, и разведчики Хш-126 и ФВ-189, и истребители Ме-110, Ме-109, ФВ-190, и транспортники Ю-52, и относительно редкие трофеи — «Савойя» и ПЗЛ-24.

    После войны, в 1951 г., он окончил ВВА. В 1959 г. 39-летний генерал-майор авиации Речкалов был уволен в запас. Жил и работал в Москве. Написал книги: «В гостях у молодости» (М., 1968), «Дымное небо войны» (Свердловск, 1968), «В небе Молдавии» (Кишинев, 1979). Умер 22 декабря 1990 г.

    Дважды Герой Советского Союза (24.5.43, 1.7.44) Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Красной Звезды, медалями.

    Решетов Алексей Михайлович

    Родился 23 марта 1921 г. в деревне Мыханино (ныне Истринского района) Московской области. После окончания семилетки работал на московской обувной фабрике, занимался в аэроклубе Бауманского района. Призван в РККА в 1938 г., направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу, которую окончил в 1940 г.

    В первые дни ВОВ, которые немногие из участников тех боев пережили, а еще меньше тогда было тех, кто надеялся их пережить, Решетов совершил несколько десятков боевых вылетов. Штурмовал бесконечные неприятельские колонны, участвовал в боях с немецкими самолетами. Желание сражаться, бить наглого и жестокого врага постепенно стало всепоглощающим, подавляющим другие чувства — осторожность, усталость, голод. Отважно он поднимает в воздух чужие и незнакомые, а нередко неисправные и поврежденные машины, с уверенностью умудренного опытом летчика меняет типы истребителей: И-15, И-16, И-153.

    В августе 1941 г. он попал в состав вновь формируемого 273-го иап, который вскоре приступил к боевой работе в районе Конотопа. Летчики в полку подобрались умелые, в большинстве своем закаленные в том страшном лете и, как вскоре выяснилось, способные решать ответственнейшие задачи воздушной разведки в масштабах армии и фронта.

    Умение пользоваться глазами, аналитический склад ума, врожденная интуиция, инициативность и, наконец, незаурядное летное мастерство выдвинули лейтенанта Решетова в число тех немногих офицеров, кто мог выполнить самое сложное задание. В августе 1942 г. он спас сотни красноармейцев, точно сбросив вымпел окруженным войскам. Вымпел содержал приказ о времени, месте и порядке выхода из окружения, подробно устанавливал меры по обеспечению боевого взаимодействия. Выполняя задание, Решетов сумел пройти через плотное воздушное прикрытие противника, которое даже помогло ему обнаружить район сосредоточения блокированных войск.

    Нечасто бывает, чтобы человек в совершенстве владел сразу несколькими, пусть близкими, специальностями. Блестящий разведчик, Решетов был и непобедимым воздушным бойцом. Ни один другой летчик, специализировавшийся на ведении воздушной разведки, не имел на своем счету такого количества побед. Уже к февралю 1943 г. комэск 31-го гиап (268 иад, 8 ВА) гвардии капитан Решетов провел 432 боевых вылета, в 100 воздушных боях лично сбил 11 и в группе 8 самолетов противника (273-й иап получил гвардейское знамя за бои под Сталинградом и стал 31-м гиап).

    В летной манере Решетова превалировали точность и аккуратность, выдержка и осмотрительность никогда не покидали его. В более чем восьми сотнях своих боевых вылетов он пережил десятки опаснейших приключений: горел и был ранен, пролетал над неприятельскими войсками на высоте нескольких метров, взлетал под автоматными очередями… В одной из разведок был пробит бак его «яка» и он был вынужден приземлить машину на территории, занятой противником, на виду у неприятельских солдат… Прикрытый огнем с воздуха своего верного друга и ведомого Фотия Морозова, отстреливаясь из пистолета, летчик сумел скрыться от противника и перейти линию фронта.

    Комэск 31-го гиап Алексей Решетов сражался под Харьковом и Сталинградом, Ростовом и Мелитополем, участвовал в боях на реке Молочной —и в Крыму, на Сандомирском плацдарме, в Венгрии и Чехословакии. Он воевал на всех типах истребителей-«яков» — Як-1, Як-7Б, Як-9У и Як-3. Самой памятной машиной был Як-1 со срезанным верхним гангротом и бортовым номером 21.

    Решетов провел 821 боевой вылет, в том числе 250 вылетов на разведку, лично сбил 36 и в группе 8 самолетов противника. Закончил войну известным летчиком, 24-летним юношей, Героем Советского Союза, гвардии майором, тяжело раненным в боях, потерявшим отца и двух братьев.

    После войны Решетов командовал полком, летал на многих типах реактивных истребителей. В 1954 г. окончил ВВА. Демобилизовался в звании полковника в 1964 г. Живет и работает в Москве.

    Герой Советского Союза (1.5.43). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й ст., Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., 3 орденами Красной Звезды, медалями.

    Рогов Борис Пантелеевич

    Это был один из ярчайших асов великолепной 10-й гиад. Его пилотаж отличала исключительная точность, даже виртуозность, которой летчик порой бравировал. В боях Рогов был предельно отважен, при этом не знал поражений, не потерял ни одного из своих ведомых.

    Характерен его вылет на разведку с молодым летчиком мл. лейтенантом П. А. Авраменко 15 марта 1944 г. В районе наблюдения, западнее Проскурова, они были перехвачены парой Ме-109. В завязавшемся бою Рогов сбил оба неприятельских истребителя и, закончив выполнение задания, вернулся на аэродром с ценными сведениями.

    Гвардии ст. лейтенант Б.П. Рогов сражался под Сталинградом и в небе Кубани, на Курской дуге и в Корсунь-Шевченковской операции, в боях под Львовом и Проскуровом. В составе 111-го и 113-го гиап совершил более 300 боевых вылетов на ЛаГГ-3 и Ла-5, в воздушных боях сбил 20 самолетов противника.

    Он погиб 14 сентября 1944 г., когда, взлетев с подвешенными под крылья истребителя бомбами, задел ими за невысокую насыпь на краю аэродрома.

    Награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 2-й ст.

    Романенко Александр Сергеевич

    В июле 1941 г. в одном из октябрьских боев под Нарофоминском Романенко одержал редчайшую по тем временам тройную победу, сбив на «ишаке» 3 Ю-88! За боевую работу на Можайском и Звенигородском направлениях был награжден орденом Красного Знамени. После наступления под Москвой он сражался в Крыму, а летом 1942 г. 32-й иап, где воевал капитан Романенко, участвовал в боях уже на Северо-Западном фронте. Здесь летчик одержал 5 личных побед, был удостоен звания Героя Советского Союза. 3 сентября 1942 г. в бою над деревней Сычевка (район Ржева) своим поврежденным «яком» комэск Романенко таранил вражеский истребитель. При вынужденной посадке самолет Романенко разрушился, а сам он в бессознательном состоянии попал в плен.

    …Его третья попытка побега увенчалась успехом. Как позднее и другой известный ас — В. Лавриненков, А. Романенко ночью на ходу выпрыгнул из поезда, увозившего его в Берлин. Ведомству Геббельса очень хотелось использовать советского летчика, тем более Героя, в боях с англичанами. Но отвага и удаль на сей раз оказались сильнее коварства. Романенко удалось выйти на партизан, и с их помощью с боями пересечь линию фронта. Ас был допущен к летной работе, но лишен звания Героя и орденов…

    В боях на Курской дуге он был неукротим. По 6-8 раз за день поднимая свой «як» в небо, за три месяца, к августу 1943 г., штурман 91-го иап (256-й иад, 5 иак, 2 ВА) майор А. Романенко совершил 193 боевых вылета, лично сбил 18 и в группе 5 самолетов противника, вновь был представлен к званию Героя Советского Союза. В сентябре он был назначен командиром 91-го иап.

    В служебной характеристике Романенко, богатой превосходными степенями, перечислены все лучшие качества летчика: «…талантливый командир, большой мастер воздушного боя. Летает уверенно, смело. Мужественный, находчивый, инициативный и решительный…»

    Он родился 4 сентября 1912 г. в станице Милерово, ныне город Ростовской области. Рано потерял мать. В конце 20-х гг. переехал в Москву, работал токарем на заводе «Динамо». По призыву IX съезда ВЛКСМ: «Комсомолец! На самолет!» — получил направление в Ворошиловградскую военную авиационную школу, которую успешно окончил в 1935 г. Служил в частях Киевского и Западного особых военных округов.

    После возвращения из плена майор А. Романенко совершил 220 боевых вылетов, более чем в 70 воздушных боях лично сбил 24 и в группе 5 самолетов противника. Всего на его счету было не менее 30 личных побед. Вместе с Покрышкиным к ноябрю 1943 г. он был результативнейшим летчиком-истребителем ВВС РККА.

    А. Романенко погиб в кабине самолета Як-9, сбитый огнем своих же зениток в районе Киева 6 ноября 1943 г.

    Герой Советского Союза (28.9.43). Награжден (после плена): орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени.

    Романенко Иван Иванович

    Родился 5 ноября 1918 г. в селе Жирковка Полтавской губернии. Окон чил рабфак и аэроклуб в Харькове, а в 1938 г. — Чугуевское военное авиационное училище.

    На фронтах ВОВ И. Романенко — с октября 1942 г. В марте 1943 г. 744-й иап (282-я иад), где И. Романенко служил в должности комэска, направлен на Центральный фронт в 16 ВА… Уже к июлю 1943 г. летчик провел 85 боевых вылетов на Як-1, в 23 воздушных боях сбил 16 самолетов противника лично и 1 уничтожил в группе. Так, 7 июля, на прикрытии бомбардировщиков в районе Подолян, будучи ведущим пары свободного боя, маскируясь в облачности, И. Романенко скрытно сблизился с занимавшими боевой порядок истребителями противника и с короткой дистанции сбил лидера неприятельской группы. Еще дважды в этом вылете он вступал в воздушный бой и еще дважды одерживал победы. Одного сбитого противника записал на свой счет и ведомый И. Романенко — сержант П. Пшенов.

    Штурман 744-го иап капитан И. Романенко участвовал в освобождении Белоруссии и Польши, воевал в Германии.

    К концу войны он выполнил около 300 боевых вылетов, лично сбил в воздухе 28 самолетов и в группе 1 самолет противника.

    В 1951 г. подполковник И. Романенко окончил ВВА. Служил начальником высшего военного авиационного училища. Ушел в отставку в 1974 г. в звании генерал-майора. Жил и работал в Краснодаре. Умер 8 июня 1978 г.

    Герой Советского Союза (4.2.44). Награжден орденом Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды, медалями.

    Рубахин Анатолий Ермолаевич

    Был пятым за войну командиром самого результативного полка в истории советских ВВС — 402-го иап.

    Он прибыл на фронт с пополнением в апреле 1943 г. Точное пилотирование, энергичная и осмотрительная манера ведения боя, высокая тактическая грамотность отличали этого летчика даже среди асов 402-го иап (265 иад, 3 иак, 1 затем 16 ВА). В боевой работе Рубахин был неутомим и инициативен. Личный пример предпочитал призывам и разъяснениям. Во время битвы на Кубани первым в полку освоил ночное патрулирование. В темное время суток сбил 3 Хе-111. Менее чем за год прошел путь от комэска до командира полка. В сентябре 1944 г. за 123 боевых вылета, 51 воздушный бой и 16 сбитых самолетов противника был представлен к званию Героя Советского Союза. Он сражался в небе Кубани и Донбасса, отличился под Севастополем, участвовал в освобождении Белоруссии, Прибалтики, Польши, руководил боевыми действиями полка в Померании и под Берлином.

    Рубахин родился 7 июля 1918 г. в селе Верхний Икорец Воронежской губернии. Окончил 9 классов, в 1939 г. — Качинскую военную авиационную школу. Служил на Дальнем Востоке.

    Во время ВОВ командир 402-го иап майор Рубахин совершил более 200 боевых вылетов, в 80 воздушных боях сбил 20 самолетов противника. В боях был ранен.

    После войны продолжил службу в ВВС. Освоил реактивную технику. В 1955 г. окончил ВВА. Командовал авиадивизией. В 1963 г. в звании генерал-майора авиации ушел в отставку. Жил и работал в Воронеже. Умер 4 октября 1986 г.

    Герой Советского Союза (23.2.45). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

    Руденко Николай Сергеевич

    Родился 12 декабря 1920 г. в слободе Ольховатка Воронежской губернии. Окончил среднюю школу, аэроклуб, в 1942 г. — Чугуевскую военную авиационную школу.

    С октября 1942 г. Руденко принимал участие в боях с немецко-фашистскими оккупантами. Воевал на Сталинградском, Южном, 1-м Украинском, 1-ми 3-м Белорусских фронтах в составе 19-го иап (176-й гиап). Четырежды ему довелось одерживать по две победы в одном вылете. 17 марта 1944 г. над Проскуровом он парой атаковал четверку Ме-109 и в течение нескольких секунд, с хода и с разворота навскидку, сбил 2 из них… 26 сентября над аэродромом Сохачев, западнее Варшавы, уничтожил заходившую на посадку «раму» и взлетевший ей на помощь ФВ-190… В боях на подступах к Берлину 16 и 18 апреля 1945 г. ему удалось сбить по 2 ФВ-190.

    Ст. летчик 176-го гиап (16 ВА) гвардии ст. лейтенант Руденко к апрелю 1945 г. совершил 186 боевых вылетов на Ла-5 и Ла-7, в 38 воздушных боях лично сбил 21 самолет противника и 2 — уничтожил в группе.

    После войны освоил реактивную технику. С 1953 г. служил в авиации ВМФ. В 1954 г., в ходе «реформирования» ВВС, 33-летний ас, универсальный летчик, майор Руденко был отправлен в запас. Работал электромехаником в городе Борисоглебске.

    Герой Советского Союза (29.6.45). Награжден орденам Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., медалями.

    Рыжий Леонид Кириллович

    Родился 23 сентября 1921 г. в Киеве. Окончил 2 курса Никопольского агролесомелиоративного техникума и аэроклуб. В 1940 г. мл. лейтенант Рыжий был выпущен Качинской военной авиационной школой.

    С октября 1941 г. в составе 743-го иап участвовал в боях. 17 мая 1942 г. был ранен в воздушном бою над Таманским полуостровом, свой поврежденный истребитель сумел посадить на тянущуюся вдоль берега тоненькую песчаную косу. К тому времени на его счету были 2 Ме-109 и Ю-88, сбитые на «Чайке». Обессилевший от потери крови, летчик «пристал» к 347-му иап, с которым прошел войну до конца. Сразу пытался «работать» в новом полку, но ранение оказалось тяжелым, и вновь обретенные соратники направили его в госпиталь.

    В полк Рыжий вернулся лишь под Новый год. Немалых трудов стоило ему найти свою часть под Тбилиси, откуда ее вскоре направили в Новосибирск, на пополнение и переучивание. Здесь он освоил Як-1, и в июле 1943 г. 347-й иап в составе 193-й иад 13-го иак 16 ВА принял участие в Курской битве. Позднее летчики полка прикрывали войска, участвовавшие в операции «Багратион», в освобождении Гомеля и Бобруйска…

    Комэск 1 капитан Рыжий отличился 9 августа 1944 г. на прикрытии переправ через Вислу. Во главе 12 Як-9 над Магнушевским плацдармом он встретил более двух десятков истребителей-бомбардировщиков ФВ-190. Приказав двум парам прикрыть атаку, он во главе ударной группы, с ходу, спереди-снизу, атаковал и сбил вражеского лидера. Выполнив резкий боевой разворот, он сзади, под малым ракурсом, обстрелял и поджег еще один «фокке-вульф». Третью неприятельскую машину уничтожил его ведомый.

    Большинство своих побед капитан Рыжий одержал на Як-9. С февраля 1945 г. он совершал боевые вылеты и на Як-3. Свою последнюю победу одержал над Берлином 28 апреля.

    Он провел около 300 боевых вылетов, в 95 воздушных боях лично сбил 21 самолет противника. Среди сбитых им машин — Хе-111, 3 Ю-88, остальные — Ю-87, Ме-109, ФВ-190.

    В 1951 г. он окончил ВВА, в 1963 г. — экономический факультет МГУ. Летал до 1967 г. Последний освоенный тип самолетов — МиГ-21. Демобилизовался в 1973 г. в звании полковника. Преподавал в Военной академии химзащиты. Живет в Москве.

    Герой Советского Союза (15.5.46). Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями.

    Рязанов Алексей Константинович

    Внешне флегматичный и немногословный, он преображался, поднимая свой истребитель в небо. Его пилотаж был резким и чистым, атаки предельно настойчивы, быстры и дерзки.

    Всю войну, от рядового летчика до замкомандира полка, Рязанов прошел в составе 4-го иап, бойцы которого сбили в воздушных боях 467 неприятельских самолетов. Полк отличался сильным летным составом. И хотя еще перед Сталинградской битвой из его бойцов в 9-й гиап были переведены такие выдающиеся впоследствии асы, как Лавриненков и Амет-хан, восьми летчикам полка суждено было удостоиться звания Героя, двоим из них это звание присвоят дважды.

    Свой боевой счет Рязанов открыл 22 июня, сбив западнее Луцка немецкий корректировщик Хш-126. Через несколько дней он поверг Хе-111 — воздушного противника, наверное самого грозного. Первым военным летом ему удалось уничтожить 4 вражеских самолета.

    На становление боевого мастерства летчиков 4-го иап первостепенное влияние оказал личный пример комэска А. Карманова: его большой, в том числе испытательный, опыт, его несомненный летный талант, его самоотверженное умение воздушного бойца (за первые сутки войны А. Карманов уничтожил 5 неприятельских самолетов) и сама его героическая гибель.

    …К ноябрю 1941 г., потеряв в боях 40 «мигов» и 13 летчиков, полк был направлен на доукомплектование в тыл. Получив самолеты английского производства Хаукер «Харрикейн», 4-й иап продолжил боевую работу в составе ПВО Ярославско-Рыбинского узла. Капитан Рязанов был назначен командиром эскадрильи. С июля 1942 г. летчики полка сражались на Брянском фронте. В каждом из трех своих первых вылетов на новом направлении он сбивал по «юнкерсу». Чаще других ведомым с ним летал И. Степаненко — будущий дважды Герой, в паре с Рязановым одержавший свою первую победу. Однажды, в ноябре 1942 г., они провели с ним сверхрезультативный бой: завязав схватку с четверкой Ме-109, сбили всех противников.

    Когда ужесточились бои на Сталинградском направлении, сильнейшие летчики полка были включены в состав группы специального назначения, вооруженной новенькими Як-7. Группа просуществовала недолго и была примечательна тем, что явилась первым подразделением ВВС РККА, работавшим в режиме «свободной охоты». В ее составе Рязанов «забрал в сумку» Ме-109 и «тупорылого» итальянца — Макки Ц200. Характерным для него поступком было и то, что Рязанов уклонился от перевода в «полк асов» — 9-й гиап и до конца войны оставался патриотом своего «родного» негвардейского полка. На Кубани он лично сбил 10 самолетов противника и за 16 личных и 16 групповых побед, одержанных в 300 боевых вылетах, был представлен к званию Героя Советского Союза. Доблесть, мастерство, мужество и, как следствие, воинская удача были его неизменными спутниками в той беспримерной воздушной битве.

    …29 апреля он совершил 7(!) боевых вылетов, сбил 3 неприятельские машины. В последнем вылете его «як» был подбит очередью с уже вспыхнувшего До-217. Рязанов выпрыгнул с парашютом.

    …В одном из драматических майских вылетов он с честью вышел из опаснейшего воздушного приключения. Атаковав во главе шестерки Як-1 группу Ме-109, он сбил один из самолетов и, увлекшись преследованием другого подбитого «месса», оказался неподалеку от вражеского аэродрома под Анапой. Разделавшись наконец с изощренно защищавшимся противником, он заметил девятку взлетающих бомбардировщиков. С набором высоты он ушел в сторону солнца и, разогнав машину, вывел ее из пикирования прямо под неприятельскими самолетами. Очередью по кабине, с «горки», в упор, он сбил крайний «юнкере». На выходе из атаки его «як» был поврежден истребителями прикрытия. Рисково маневрируя на предельно малой высоте, Рязанов, преследуемый несколькими Ме-109, еще раз сумел поймать в прицел самолет потерявшего бдительность летчика и уничтожил его последними снарядами. Приблизившись к линии фронта, он перевернул свою изрешеченную машину и, вывалившись из самолета, дернул вытяжное кольцо. Ветер вынес его на «ничейную» полосу, и пехотинцы с боем помогли ему добраться до своих окопов. Через несколько дней он вновь был в строю…

    Соратники помнили Рязанова не только как искусного воздушного бойца и отличного пилотировщика, но и как непревзойденного плясуна, восхищавшего зрителей удалью и сложнейшими коленцами своей «барыни».

    …В канун лета 1943 г., передав свои видавшие виды «яки» летчикам из корпуса Савицкого, личный состав полка, где служил Рязанов, был направлен на короткий отдых. Под Рязанью летчики получили новенькие Як-9Т с мощной 37-миллиметровой пушкой, названной впоследствии НС-37, которые по массе секундного залпа превосходили большинство современных им истребителей. На этой машине Рязанову довелось воевать на Курской дуге, затем в составе 2-го Прибалтийского фронта, участвовать в освобождении Белоруссии и Прибалтики, сбить лично 12 самолетов противника.

    …28 января 1945 г. в воздушном бою южнее города Салдус, в Прибалтике, Рязанов одержал свою последнюю победу, сбив ФВ-190, и был тяжело ранен осколком зенитного снаряда. Теряя сознание, он привел истребитель на аэродром и четко посадил его.

    А. Рязанов родился 27 февраля 1920 г. в селе Большая Кочетовка Тамбовской губернии. Окончил школу ФЗУ, работал на строительстве Московского метрополитена, посещал аэроклуб. В 1939 г. был призван в РККА и в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу.

    За время ВОВ замкомандира 4-го иап (185 иад, 14 иак, 15 ВА) майор Рязанов совершил 509 боевых вылетов, в 97 воздушных боях лично сбил 31 и в группе 16 самолетов противника. После окончания Военной академии имени М. В. Фрунзе (1950) полковник Рязанов командовал авиадивизией. В 1958 г. он окончил Военную академию Генштаба. С 1962 г. — в центральном аппарате войск ПВО страны. Летал до 1968 г. Заслуженный военный летчик СССР. Уволился в запас в 1975 г. в звании генерал-майора. Жил и работал в Москве. Умер в 1989 г.

    Дважды Герой Советского Союза (24.8.43; 18.8.45). Награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й ст., медалями.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх