|
||||
|
Влияние изменений ландшафта на этносПоскольку природа влияет на человечество через условия хозяйственной деятельности, каждое изменение природных условий отражается на состоянии этнических коллективов, особенно на гранях физико-географических зон, так как границы, например степи и пустыни, перемещаются при вековых колебаниях настолько, что изменяются площади пастбищных угодий и сокращаются или увеличиваются стада у степных скотоводов. От этого, в свою очередь, зависит сила или слабость кочевой державы, но не характер ее институтов, который не меняется в данном регионе. Таким образом, следует расчленить воздействия региональные от эпохальных. Проследить указанные климатические смещения на основе исследований геоботанических, зоологических и геологических не представляется возможным вследствие трудности установления точных датировок, но история народов, живших натуральным хозяйством, весьма чутко реагировала на малейшие изменения экономических возможностей, которые были тесно связаны с ландшафтом. Исторические данные позволяют нам проследить судьбы народов степной и лесостепной зон Евразии, начиная с IV-III вв. до н.э., а, следовательно, и тех колебаний климата, с которыми они были связаны [13]. Согласно предлагаемой точке зрения, уровень Арала и Каспия, являющихся индикаторами повышения увлажнения в гумидной и аридной зонах, связан с расположением путей циклонов, несущих влажные массы воздуха от азорского максимума в глубины евразийского континента. Южный путь циклонов направлен к Тянь-Шаню. Изливающиеся там дожди орошают Джунгарию, Семиречье и наполняют Балхаш, Иссык-Куль и Аральское море. Северный путь приносит осадки в бассейн Волги, вследствие чего поднимается уровень Каспия. Иногда возникает и еще более северный путь, когда осадки выпадают в Фенноскандии и в бассейнах Белого и Карского морей. Тогда наблюдается понижение уроня и в Каспии, и в Арале, хотя северо-иранская ветвь циклона приносит некоторое незначительное количество осадков на Памир и, питая Аму-Дарью, замедляет усыхание аридного бассейна. Путем сопоставления исторических событий с явлениями природы удалось подметить причины усиления и ослабления кочевых держав Центральной Азии и обратным ходом мысли датировать периоды усыхания и повышенного ослабления кочевых держав происходит не по линиям уровня общественного развития, а по этническому заполнению изучаемых регионов [12], [15], [16], [17]. Таким образом, подтверждается тезис, что этнос не спекулятивная категория, а явление природы, т.е. разновидность биосферы Земли. Отсюда возникает возможность – наряду с описательной наукой этнографией, отмечающей черты внешнего своебразия этносов, построить новую дисциплину – народоведение (этнологию), ставящую и решающую проблемы этногенеза и взаимодействия между человечеством и природой, как живой, так и косной. Эта новая наука по предмету, аспекту и методике будет относиться к разряду естественных, а не гуманитарных наук. Примечания:1 Агаев А.Г. Народность как социальная общность. Вопр.философ., №11, 1965. 12 (Гумилев Л.Н.) Gumilev L.H. Les Fluctuations du Nivean de la Mer Caspienne. Cahier du Monde Russe et Sovetique, vol.VI, №3, Paris-Sorbonne, 1965. 13 Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М., 1966. 15 Гумилев Л.Н. Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии (опыт историко-географического синтеза). Народы Азии и Африки, № 4, 1966. 16 Гумилев Л. Н. Геторохронность увлажнения Евразии в древности. Вестн. ЛГУ, № 6, в. 1, 1966. 17 Гумилев Л. Н. Гетерохронность увлажнении Евразии в средние века. Вестн. ЛГУ, № 18, в. 3, 1966. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|