|
||||
|
Глава 7Закат лидера Йода говорил: «Остерегайтесь темной стороны». Это предупреждение применимо и к нашей деятельности – у лидерства тоже есть обратная сторона. Иначе говоря, если отказаться от лексикона научной фантастики, лидерство бывает неэффективным и разрушительным. Судя по моему опыту, темными (то есть не излучающими свет, за которым могли бы следовать окружающие) личностями люди становятся благодаря стилю руководства, который просто не создает почву для развития лидерских качеств. Результатом неадекватных руководящих действий становится закат лидерства, который может повлиять как на вас, так и (что хуже) на вашего шефа. Подобный стиль руководства, оказывая воздействие на суждения, незаметно разъедает даже самых сильных лидеров. В результате эффективность лидерства сходит «на нет» из-за неадекватного стиля руководства. Во всех предыдущих главах я исходил из вашей способности отказаться от действий, приводящих к неэффективному руководству, и проводить в жизнь методики, обеспечивающие истинное лидерство. Впрочем, некоторые люди неспособны к изменениям, и воспринимать их следует как поддержанный автомобиль – в состоянии «как есть», без гарантии и без возврата потраченных средств. Полагаю, что вы не относитесь к этой категории, – в противном случае, столкнувшись с тем, что я ставлю под сомнение обыденные представления о руководстве и лидерстве, вы просто забросили бы чтение. В то же время в определенной степени упрямство и нежелание меняться присутствует во всех людях – естественно, эти качества мешают должному исполнению нами своих обязанностей. По мнению Йоды, адептами «темной стороны» становятся те, кто пребывает во власти страха. Может, он и прав. Мне действительно кажется, что страх совершить ошибку – это одно из проявлений негатива, о котором пойдет речь в этой главе. Вы должны уяснить для себя, что страх ошибиться можно преодолеть и маскировать его непродуктивным стилем руководства совершенно не обязательно. Обличие тьмыСтрах порождает самые что ни на есть темные явления. Примером тому – дьявольский период правления Гитлера. Благородная сама по себе немецкая концепция «лидера» (der Purer) превратилась в кошмар западной цивилизации. Эти зловещие страницы истории наталкивают меня на вывод: лидерство, если оно носит разрушительный характер, чревато страшными последствиями для окружающих. Аналогичным образом (хотя и в несколько более скромном масштабе), если группа разработчиков по вине своего лидера пойдет по неверному пути, следует ждать снижения производительности, ухудшения качества выпускаемых данной компанией программных продуктов и неспособности сотрудников достигать намеченных целей. Есть одна древнееврейская пословица (может быть, вы ее слышали), которая звучит примерно так: «недальновидность правителей губит людей». Вот что случается с теми, кто теряет нить руководства. Среди подчиненных начинается анархия, но ведь, как я говорил в главе 1, руководитель должен стремиться к тому, чтобы сотрудники его рабочей группы двигались в одном направлении. Именно поэтому я считаю лидерство основной темой этой книги. Когда лидер поддается дурным веяниям, он перестает быть таковым. Получив представление об извращенных стратегиях лидерства, которые я описываю в этой главе, вы должны сопоставить их с собственной административной деятельностью и попытаться найти общие черты. За этим нужно следить – перенимая негативные элементы таких стилей, вы снижаете свой профессиональный уровень. Как известно, сформулированная проблема наполовину решена. Вторая половина требует больших усилий, но, надеюсь, осознание пагубности неверной стратегии руководства и ее отрицательного влияния на подчиненных вас мобилизует. В таком случае вы сможете с решимостью перейти к действиям по решению проблемы, то есть скорректировать свои действия в роли руководителя. Полагаю, на это у вас хватит сил – в противном случае вы вряд ли добрались бы до этих строк. Прислушайтесь ко мне – в конце концов, мне самому каждый день приходится бороться с обратной стороной лидерства. Негативные эталоны в менеджментеПолагаю, знакомясь с материалом главы 1, вы изрядно позабавились по поводу описания различных типов программистов. В этой главе я обращаюсь к аналогичной схеме повествования, хотя на этот раз она вряд ли доставит вам соизмеримое удовольствие. Итак, вам предстоит ознакомиться с негативными эталонами в психологии – благо о том, что они собой представляют в области проектирования, у вас уже есть некоторое представление. Назначение негативных эталонов – показать, как не стоит себя вести. Если среди перечисленных черт вы обнаружите сходство с собственной моделью поведения, попытайтесь ее скорректировать. Начальников следует остерегаться и быть осторожным в оценках. Быть может, это слегка упрощенный совет, но пока что он вполне достаточен. В контексте проблем, которые обсуждаются в этой главе, мы еще успеем поговорить о преодолении трудностей и корректирующих стратегиях. Многие руководители, которым, по идее, следует стремиться к приобретению лидерских качеств, на деле демонстрируют в своем поведении смесь стилей. Об этих стилях, которые проявляются с той или иной силой, и пойдет речь. Анализируя порочные стили руководства, я не утверждаю, что они олицетворяют абсолютное зло, я вообще стараюсь воздерживаться от моральных оценок. Значительно важнее другое: по тем или иным причинам отдельные руководители перенимают отрицательные качества деструктивных стилей руководства. Они со всей очевидностью проявляются в рабочей среде и снижают качество лидера. Знание перечисленных ниже негативных эталонов не означает, что вы должны наставлять на путь истинный всех, кто им следует, – ваша цель в том, чтобы выявлять соответствующие типы людей и уметь с ними общаться. С другой стороны, вы должны подавлять эти качества в самом себе. Вся эта книга преследует одну цель – направить вас на путь лидерства. Поймите, других людей вам не исправить. Это очевидное, на первый взгляд, обстоятельство очень помогает в процессе взаимодействия с окружающими. Поймите, других людей вам не исправить. Это очевидное, на первый взгляд, обстоятельство очень помогает в процессе взаимодействия с окружающими. Заимствовав некоторые идеи у апологетов применения негативных эталонов[78], я решил при описании порочных стилей руководства придерживаться следующей структуры. • Симптомы и последствия. С точки зрения феноменологии, понять истинные намерения людей, следующих в своем поведении негативным эталонам, невозможно – зато их поведение вполне идентифицируемо. Если вы сами поддались влиянию одного из негативных эталонов, не забывайте о своем преимуществе, которое выражается в том, что у вас есть все средства контролировать собственную сознательную деятельность. • Вариации. Имеется в виду, что одна и та же проблема может выражаться по-разному. Тем не менее она неизбежно ведет к ухудшению лидерских качеств. • Исключения. Обо всех исключениях я буду говорить отдельно. Существуют ли ситуации, в которых применение стиля руководства, не способствующего развитию лидерства, допустимо? Да, существуют, но об этом позже. • Решения. Здесь я объясню, как скорректировать неверный стиль. Эти рекомендации, естественно, применимы только к вам самому, поскольку, как я уже говорил, заставить измениться окружающих невозможно. В то же время понимание способов корректировки стиля руководства поможет вам как можно быстрее вернуть утраченные лидерские позиции. Решения наиболее общего характера рассматриваются в заключительной части главы; впрочем, по мере изложения материала я иногда буду акцентировать ваше внимание на методах корректировки, применимых в контексте конкретного стиля. Описание каждого негативного эталона начинается с заголовка, в котором я пытаюсь в сжатой форме изложить его суть. Все негативные эталоны я развел по отдельным разделам – они настолько серьезны, что их надо изучать по отдельности. Мелочная опекаОтдельные признаки мелочной опеки – в высшей степени порочного стиля руководства – демонстрирует великое множество руководителей. Упадочным этот стиль считается по одной простой причине – он являет собой полную противоположность качественному руководству, которое основывается на делегировании и проверке. Деятели, увлекающиеся мелочной опекой, сводят с ума не только окружающих, но и самих себя. Признаться, все мы в определенных условиях этим грешим. Ну вот, к примеру, классическая ситуация – цикл разработки подходит к концу, как вдруг выясняется, что один из ваших сотрудников забыл выполнить данное ему задание. Если времени в обрез, а вокруг никого, кому это задание можно было бы перепоручить, вы, скорее всего, не удержитесь и возьметесь за него сами. Скажете, это простительное исключение? Может быть, но имейте в виду – действуя подобным образом, вы приучаете своих подчиненных к тому, что за невыполненную работу никаких взысканий не последует – вы просто сами все доделаете. Хорошо ли это? Думайте сами. Как правило, мы, технические лидеры, приучены к активной и напряженной работе, в связи с чем нам иногда кажется, что с поставленными задачами мы справимся лучше, чем те, кому мы их делегировали. В конце концов, очень часто руководителями становятся именно те сотрудники компании, которые проявили себя высокопрофессиональными инженерами. Не забывайте, впрочем, что кодирование не относится к числу наших первоочередных обязанностей. Руководитель призван обеспечить решение задачи силами своих подчиненных. Первое, что должен сделать лидер, – это создать условия для полноценного делегирования. Тот, кто увлекается мелочной опекой, дискредитирует себя как лидера и как руководителя. Я даже не допускаю мысли о том, что руководитель, чья деятельность подчинена стилю мелочной опеки, может быть лидером – на это у него просто нет времени. Все, что он делает, – это вмешивается в действия своих подчиненных. Если вам так нравится, называйте их «мелочными лидерами». Свидетельства их лидерских качеств можно разглядеть разве что под микроскопом. Руководитель призван обеспечить решение задачи силами своих подчиненных. Первое, что должен сделать лидер, – это создать условия для полноценного делегирования. Представители этого типа руководителей встречаются в нашей отрасли чаще всего. Их можно разделить на несколько типов. • Всезнайка. Такой деятель искренне верит в то, что ему известно все о его работе, о работе компании, о конкретных заданиях программистов. Он считает себя эрудитом – несмотря даже на то, что этот термин, как мне кажется, исчерпал себя в веке эдак семнадцатом. Я бы не отказался быть эрудитом, да и вы, полагаю, тоже, но в сегодняшних условиях это просто невозможно – объем накопленных со временем технических знаний слишком велик. Некоторые считают, что навыки веб-серфинга делают их умнее и информированнее. Никто не оспаривает роль Интернета как одного из инструментов познания, но ведь на дворе нынче век информации, но никак не век знаний. Ни серьезная технологическая подготовка, ни невероятная сноровка в разгадывании кроссвордов не дают вам права претендовать на единоличное выполнение всего комплекса заданий. • Диктатор. Девиз этих деятелей – «я прав, потому что я прав». Диктатор пытается навязывать своим подчиненным конкретные методы решения поставленных перед ними задач. На самом деле всем нам не мешает тщательно следить за тем, чтобы не пойти по этому пути. Лидерство действительно предполагает демонстрацию сотрудникам возможных способов работы, но в этом следует соблюдать осторожность, поскольку лишать подчиненных чувства сопричастности к созданию продукта недопустимо. Диктатор создает вокруг себя атмосферу животного ужаса, которая не позволяет сотрудникам в полной мере проявлять свои способности, – все с трепетом ожидают очередного указания сверху и пытаются угадать последствия малейших проявлений независимости. Даже в политике случаев, когда диктаторство можно было бы признать уместным, ничтожно мало – что уж говорить о бизнесе! Настоящий лидер должен создавать условия, в которых разработчики могли бы гордиться результатами своих трудов, а для того чтобы их гордость воплощалась в хороших результатах, им следует предоставлять определенную свободу выбора средств достижения цели. Тем не менее хороший руководитель устанавливает некоторые пределы свободы. Диктатор же ее просто-напросто подавляет. • Генерал. Руководитель этого типа хорошо усвоил уроки школы «командования и управления» в разработке программных средств. Генералы обнаруживают значительное сходство с диктаторами, проявляя в своей деятельности еще большую жесткость. Было время, когда военная модель в бизнесе была распространена довольно широко. В военных формированиях, где все носят униформу, которая подтверждает принадлежность людей к огромному механизму, управляемому командами, эта схема имеет полное право на существование. Кстати сказать, такой стиль руководства характерен для многих крупных программных проектов, разрабатываемых в гигантских корпорациях или в правительственных структурах. Именно в этой среде зародилась методика программной инженерии. По-моему мнению, относительно сегодняшних программистов этот метод себя не оправдывает – между выпасом котов и командованием войсками наблюдается существенная разница. Программисты не носят униформу (если, конечно, не считать таковой их дурацкие футболки) и обожают бравировать своей независимостью. Если вы вообразили себя генералом, а своих подчиненных считаете солдатами, имейте в виду: битвы с противником вам придется вести одному. Солдаты, скорее всего, будут отсиживаться где-нибудь в углу, спокойно попивая кофе. Противостоит такому подходу стиль сотрудничества – и, вы знаете, он имеет широкое употребление, просто потому, что он правильный. Во время войны сотрудничество редко имеет место. В области разработки программного обеспечения, напротив, трудно себе представить ситуацию, в которой установлению отношений на основе сотрудничества что-либо воспрепятствовало бы. Первопричина мелочной опеки кроется в убежденности руководителя в том, что никто не может выполнить работу лучше него. Прибавьте к этому страх допустить ошибку, и вы поймете, почему так много руководителей попадаются в эту ловушку. Я не сомневаюсь, что вы хотите преуспеть в своей деятельности, но подумайте, какую цену вы готовы за это заплатить. Какой смысл было нанимать сотрудников, если вы намерены взять на себя все их обязанности? Если практиковать мелочную опеку достаточно долго, вы рано или поздно достигнете предела продуктивности. Этот предел определяется, с одной стороны, вашей способностью делать работу за других, с другой – терпением ваших сотрудников, осознающих невостребованность своих талантов. В табл. 7.1 сравниваются характеристики руководителя, практикующего мелочную опеку, и полноценного лидера. Таблица 7.1. Мелочная опека и лидерствоРуководитель, практикующий мелочную опеку (Р) Лидер (Л) Р: Что я должен сегодня сделать? Л: Как помочь подчиненным с достоинством справиться с их задачами? Р: Что, если у меня ничего не получится? Л: Как совместными усилиями мы можем свести к минимуму вероятность неудачи? Р: Почему сотрудники не подчиняются моим указаниям? Л: Как бы почетче формулировать свои наставления? Вероятно, анализируя собственный стиль руководства, вы сможете выявить и другие черты, отличающие лидерство от мелочной опеки. Все мы время от времени впадаем в эту крайность. Обратите внимание на то, где в табл. 7.1 встречаются местоимения «я», «меня», «моим». Увлекаясь мелочной опекой, мы неизбежно замыкаемся на себе; полноценный лидер, напротив, стремится к конструктивному сотрудничеству с окружающими. Освободиться от оков мелочной опеки помогает осознание ценности ваших сотрудников и пользы от взаимодействия с ними. Не слишком затягивайте узду. Не забывайте, что у вас есть персонал – дайте ему спокойно работать. Кошачьи разборки СамодурЭта история произошла в одной небольшой программно-консалтинговой компании лет десять назад. Работала фирма стабильно, принося владельцу солидный доход. Ее немногочисленные, но преданные сотрудники были довольны объемом работы, заключавшейся в решении проблем всего нескольких заказчиков. Но хозяину этого показалось мало. В конце концов, это вполне объяснимое желание – увеличить масштаб деятельности компании и, соответственно, расширить клиентскую базу. «Либо вырастем, либо – гори все синим пламенем» – вот принцип, которым он руководствовался. Итак, он начал привлекать к деятельности компании консультантов, с тем чтобы они помогли расширить бизнес. Поскольку к своим сотрудникам он предъявлял довольно высокие требования, подобрать нужного человека было непросто. Но наконец подходящая кандидатура нашлась – новый консультант согласился взять на себя обязанности оперативного управления, подчиняясь при этом воле владельца. В теории план казался безусловно выигрышным. Новоиспеченный менеджер с удовольствием взялся за исполнение новых обязанностей – он приступил к комплексному изучению деятельности компании, познакомился с сотрудниками и проектами, которые они вели. Хозяин, строя радужные планы по расширению бизнеса, принялся, в свою очередь, искать новых клиентов. Несколько месяцев дела выглядели как нельзя лучше и позволяли надеяться на блестящий результат. Через некоторое время новый менеджер по развитию ввел в рабочее расписание сотрудников еженедельные совещания. Кроме того, он разработал для внутреннего пользования программу, позволявшую отслеживать текущие задания программистов и конечные сроки проектов. Сотрудники отнеслись к этим инициативам с пониманием и стремились придерживаться новых процедур. Раньше хозяин руководил процессом с помощью распоряжений, формировавшихся по большей части интуитивно. Теперь же, по мере роста, появилась необходимость в введении более формализованного подхода. Естественно, хозяин присутствовал на всех еженедельных совещаниях. И вот здесь начались трудности. Многие решения и процессы, проводившиеся новым менеджером, владелец публично подвергал сомнению на совещаниях, вследствие чего они нередко задним числом «задвигались». Через несколько месяцев, когда совещания доказали полную нежизнеспособность, менеджер окончательно понял, что он здесь лишний. Сроки сдачи проектов по-прежнему не соблюдались, а программисты не могли понять, кто же, наконец, ими руководит. В период реформирования штат пополнился несколькими новыми сотрудниками. При этом процесс подбора персонала превратился в сущий кошмар. Стоило менеджеру найти достойного претендента, как владелец его с завидной настойчивостью забраковывал. Из-за самодурства хозяина немногочисленные новички вскоре покинули компанию. Единственной областью, в которой хозяин предоставил менеджеру полную самостоятельность, было увольнение. И на том спасибо – по крайней мере, в этих вопросах менеджер мог быть уверен в том, что его решения не будут ставиться под сомнение. Вскоре менеджера увлекли новые перспективы. После непродолжительных раздумий он решил сменить работу – благо на новом месте ему была предоставлена возможность полностью раскрыть свои способности. Эта история – классический пример мелочной опеки, которой в данном случае увлекался владелец компании. История демонстрирует губительное воздействие на подчиненных политики руководителя, опасающегося «ослабить вожжи». Ощущение невостребованности и сознание невозможности в полной мере реализовывать свои навыки и высказывать мнения побуждает людей менять работу. Советы тем, кто увлекается мелочной опекойСуществуют ли обстоятельства, в которых мелочная опека допустима? Вероятно, да – в ночь перед сдачей проекта при условии, что вы в силах быстро внести исправления. Во всех прочих случаях этот стиль ограничивает деятельность лидера. Лидерство ориентировано на привитие подчиненным собственной мотивации. В частности, лидер должен культивировать в сотрудниках чувство сопричастности (как успехам, так и неудачам) и предоставлять им возможность творческих начинаний. Мелочная опека исключает такие перспективы. Предположим, вы поймали себя на следовании этой схеме. Как исправиться? Во-первых, попробуйте понять, откуда берется побуждение к мелочной опеке. Быть может, ваши сотрудники действительно так бездарны, что не справляются со своими обязанностями? Если это так, наберите новый штат. Если же к тотальному контролю над действиями подчиненных вас побуждает страх не достичь цели, придется вам провести серьезный анализ своих ожиданий. Никто не любит ошибаться, но, тем не менее, иногда это случается со всеми. Это реальность – восприятие ее в таком качестве помогает сбалансировать стиль рабочей деятельности. Как скорректировать собственные ожидания, чтобы вероятность неудачи не казалась такой обескураживающей? Полагаю, для этого вы должны приучить себя анализировать действия, направленные на достижение успеха, не менее тщательно, чем собственные результаты. Люди всегда ошибаются; хороший лидер же ошибается только тогда, когда приложенные им усилия оказываются недостаточными. Неудачный результат простителен, а вот недостаточные усилия – это смертный грех. Приложите все усилия к тому, чтобы настроить сотрудников на продуктивную деятельность, – не распространяйте на них свои опасения о возможности неудачного исхода. Акцентируйте их внимание на сладости успеха, а не на горечи поражения. На самом деле, напоминать людям о незавидных последствиях неудач не стоит. Они это и так понимают. Сконцентрируйтесь на позитивной цели, и пусть ваши подчиненные спокойно работают в этом направлении. Неудачный результат простителен, а вот недостаточные усилия – это смертный грех. Доверие, на первый взгляд, плохо укладывается в контекст ограниченного по времени процесса разработки программных средств – деятельности, в которой зачастую даже малейшая оплошность способна привести к катастрофе. Ответ на вопрос: «Доверяете ли вы своим сотрудникам?» – неоднозначен. У вас в отделе могут работать самые компетентные программисты, однако отношения доверия можно построить только по прошествии длительного времени. Доверие предполагает риски: риск неудачи, риск разочарования и прочие не слишком приятные эмоции. Построить доверительные отношения, разумеется, непросто, – но, с другой стороны, они устраняют основную предпосылку мелочной опеки. На это уходит время, которого у вас не так много. В то же время отказ от мелочной опеки увеличит ваши временные резервы. Построение доверительных отношений между руководителем и подчиненными проходит в двух направлениях. Проявляя надежность, поддержку и готовность решать их проблемы, вы заставляете подчиненных доверять вам. Выстраивание вашего доверия к ним проходит несколько этапов. Сформулируйте план-минимум – дайте каждому небольшое, не слишком важное задание и предоставьте возможность справиться с ним самостоятельно. Чем большую независимость в работе они будут проявлять, чем меньше им будет требоваться ваше непосредственное наблюдение, тем сильнее вы будете им доверять и тем более востребованными они себя почувствуют. Повторюсь – на выстраивание доверительных отношений уходит время, но, поверьте мне, результаты того стоят. В компании Radio Shack практикуется замечательный принцип обучения персонала. Его можно сформулировать так: «делайте то, что нужно делать, даже если никто не смотрит». Именно к этому вы должны стремиться. Ваши подчиненные должны работать как следует просто потому, что они ответственны и мотивированы. По Мере развития доверительных отношений между вами и вашей командой вы приучите сотрудников к мысли, что правильные действия приводят к наилучшим результатам – как для них самих, так и для компании в целом. Лидер должен постоянно стремиться к созданию такого рода условий; те же руководители, которые увлекаются мелочной опекой, напротив, препятствуют их формированию. Что делать, если признаки мелочной опеки демонстрирует ваш собственный начальник? У вас два варианта действий: либо позволить ему взвалить на собственные плечи весь груз работ, либо доказать, что вы и сами можете справиться с задачами. Вполне может быть, что у вас так и не появится шанса проявить себя, но такая ситуация встречается довольно редко. Если уж вас наняли для исполнения конкретных функций, то, по крайней мере, одну возможность показать свою дееспособность вы получите. Если ваш начальник, отличающийся склонностью к мелочной опеке, ставит перед вами какую-то задачу, приложите все усилия к тому, чтобы решить ее лучше, чем он ожидает. Большинство руководителей, практикующих мелочную опеку, все-таки обращают внимание на выдающиеся усилия и соответствующие результаты. Они порабощены страхом неудачи, но если вам удастся приучить их к успеху, опасения, скорее всего, развеются. Если вы сможете наладить с начальником доверительный диалог, дайте ему знать, что вы постараетесь приложить к решению максимум усилий и ему совсем не обязательно постоянно стоять у вас за плечом. Доказывая начальнику свою компетентность и способность работать на его благо, вы, вероятно, сможете освободиться от оков его мелочной опеки. Неорганизованные руководителиНеорганизованный руководитель обнаруживает недостаток организационных навыков, которые иногда, к тому же, сочетаются с нехваткой практического мышления. Таких менеджеров иной раз называют выразительно пустоголовыми, раздолбаями, без царя в голове и т. д. Неорганизованные руководители в рабочее время думают о чем угодно, но не о работе. Иногда, впрочем, неспособность сосредоточиться объясняется недостатком опыта. Такие деятели часто кажутся забавными, но стоит только возложить на них ответственность за что-либо, как они сразу стараются от нее избавиться – а ведь это явление в процессе разработки программных средств представляет собой серьезную опасность. Мне доводилось наблюдать за действиями персонажей, которых можно отнести к нескольким подтипам рассматриваемого стиля. В реальности их, конечно, больше, но я описываю только те, которые приходят на ум. • Скарлетт О'Хара. Главная героиня классической киноленты 1939 года «Унесенные ветром», сталкиваясь с проблемой, требующей незамедлительного решения, любила говорить: «Я подумаю об этом завтра». Сразу уточню: совершенно не считаю, что рассматриваемый негативный эталон представлен исключительно женщинами. На самом деле мне доводилось работать только с руководителями-мужчинами, обнаруживавшими черты этого стиля, и, честно говоря, я не знаю в нашей области ни одной женщины-менеджера, которая грешила бы тем же. Деятели, работающие по данной схеме, либо не могут, либо не хотят концентрироваться на текущих задачах и решениях. Иногда им кажется, что задачи слишком сложны; в иных случаях они не принимают никаких решений по той лишь причине, что боятся совершить ошибку. Как вы уже, несомненно, знаете, отказ от принятия решения зачастую равноценен санкции на его принятие другими людьми; иногда, что еще хуже, дальнейший ход действий обусловливается последствиями непринятых решений. • Временщик. Имеется в виду человек, нацеленный в первую очередь на продвижение вверх по карьерной лестнице. Такие деятели, думающие исключительно о высоком, считают занятия менеджментом среднего звена не более чем времяпрепровождением. Большую часть своего времени они предпочитают тратить не на работу над проектом, а на демонстрацию окружающим своих амбиций. Сталкиваясь с необходимостью принятия решения, они обычно начинают активно интересоваться чужим мнением. Спору нет, лидер может интересоваться позицией окружающих, но в то же время у него должно быть собственное четкое мнение – прежде всего потому, что он совмещает анализ текущих задач с долгосрочным планированием. Временщики крайне редко уделяют достаточное внимание сотрудникам и проектам. В этом состоит основное противоречие, характерное для данного типажа. С одной стороны, эти люди хотят преуспеть и обеспечить тем самым профессиональный рост; с другой же – они обнаруживают неспособность к концентрации внимания, что не позволяет им достигать первой цели. Одними лишь мечтами о блестящем будущем его наступления не приблизишь. Лишь понимание того, что каждодневная работа есть дело вашей жизни, помогает сделать прожекты реальностью. • Новичок. Это совсем неопытный руководитель, который вовсе не знает, с чего начать. Такие деятели и не помышляют о лидерстве; свою цель они видят в том, чтобы обуздать все административные тонкости своей деятельности. Некоторые из них даже считают, что лидерство определяется не достижениями, а одной лишь должностью. Руководители такого типа испытывают серьезные проблемы по части расстановки приоритетов, поскольку все задачи кажутся им в равной степени сложными. Иногда они приходят к тому же результату, что и двигатели самолета, пытающегося набрать высоту без достаточного ускорения, – то есть просто глохнут. Последствия деятельности неорганизованных руководителей весьма разнообразны – в частности, они срывают сроки сдачи проектов и вносят в души подчиненных полный разброд относительно конкретных задач. Многие неорганизованные руководители имеют обыкновение в огромных количествах генерировать новые идеи, в связи с чем выполненный наполовину проект быстро оказывается устаревшим. Иногда неорганизованные руководители относятся к своим обязанностям совершенно несерьезно. Мне доводилось сталкиваться с руководителями, которые постоянно что-то увлеченно обсуждают (как правило, это «что-то» не имеет никакого отношения к их повседневной деятельности) – и, несмотря на их очевидное обаяние, после беседы задаешься вопросом: «К чему это все?» Никто не спорит – хохмить можно и в рабочее время, однако если это подменяет деятельность по организации работы сотрудников, в конце концов будет не до шуток. В выдающейся работе под названием «AntiPatterns in Project Management» высказывается следующая мысль:
Принимая необдуманные решения (а взвешенность решений характерна только для опытных лидеров), неорганизованные руководители способствуют образованию тупиковых ситуаций, допуская промедление, следствием которого оказывается хаос. Неорганизованные менеджеры часто допускают промедление, следствием которого оказывается хаос. Что, вы тоже неорганизованны? Отчего? Оттого ли, что вы боитесь принимать решения, или же вы просто путаетесь в тонкостях своей работы? Обе проблемы весьма распространены, а решаются они за счет повышенного внимания к организационным аспектам своей административной деятельности. Рекомендую вам в этом контексте еще раз обратиться к материалу предшествующих глав. В них я разъясняю основы выстраивания стратегии лидерства. Со временем, если вы будете упорно совершенствовать свои навыки, вы обязательно преуспеете. Если вы намерены продолжить свой путь к вершинам менеджмента, имейте в виду: для этого успех должен войти в привычку, что невозможно без должного внимания к текущим задачам. Ни умозрительные схемы, ни прожекты не приведут вас к повышению. Этого результата можно достичь только за счет успешной деятельности; при этом чем дальше вы будете совершенствоваться в исполнении своих рабочих функций, тем более взвешенными станут ваши амбиции. Крайне трудно найти компанию, в которой повышения происходят только лишь по желанию претендента. Никаких оправданий неорганизованному стилю руководства мне в голову не приходит. Причин, по которым формируется такая модель поведения, предостаточно, и, поверьте мне, время от времени любые руководители теряют концентрацию, однако настоящие лидеры умеют ее восстанавливать. Впрочем, восстановиться не так уж просто; иногда для этого требуется, скажем так, «перезарядить аккумуляторы». Разумно в такой ситуации взять отпуск или выделить выходной день на «восстановление умственных способностей». Для того чтобы вернуть способность контролировать тонкости процесса, любые средства хороши. Что делать, если неорганизованного стиля придерживается ваш собственный руководитель? Попробуйте обратиться к технике «мелочной опеки наоборот». Предлагайте разумные решения задач. Делайте то, что считаете нужным, – в особенности если задачи распределены недостаточно четко. Если ваш руководитель дистанцируется от проблемы, у вас будет больше времени. Пользуйтесь этим временем с умом. Кто знает – может быть, вас повысят. Впрочем, это не есть ваша основная задача; главное – должным образом справиться с решением проблем, стоящих перед вашим отделом. Если начальник не хочет работать, инициатива переходит к его подчиненным – при условии, конечно, что им не все равно, как идут дела в компании. Гений не на местеДовольно часто в нашей индустрии в менеджеры производят блестящих программистов, неспособных к руководящей деятельности и уж, тем более, неспособных к лидерству. Такой программист может весь день сидеть за клавиатурой и «строгать» прекрасный код, но в том, что касается передачи знаний окружающим, он полный ноль. Проводя проектное совещание, гений демонстрирует чудеса на электронном табло, но объяснить слушателям суть понятий, которые он на нем с такой легкостью иллюстрирует, у него не получается. Консенсус он понимает как единодушное согласие со своими предложениями. Гении бывают самые разные. Я не намерен воспроизводить характеристики всех подтипов (слишком их много); скажу лишь, что всем гениям свойственно одно и то же качество – исключительная способность к концентрации. Основной акцент они обычно делают на технологии, отодвигая кадры на второй план. Именно это обстоятельство мешает им стать полноценными лидерами. Спору нет, руководитель обязан обращать внимание на вопросы технологии, но основным приоритетом в его деятельности должны быть люди, которые работают с технологией. Код не возникает сам по себе. Его создание есть результат умственной работы программистов, стимулируемых интеллектуальной тиранией руководителей. Гении в ранге руководителей имеют обыкновение разрабатывать для применения подчиненными целые программные шаблоны, которые, по их мнению, необходимо задействовать во всех без исключения продуктах. Зачастую такие шаблоны оказываются слишком сложными для применения в небольших проектах, однако гении, несмотря ни на что, настаивают на их применении, объясняя это необходимостью «поддерживать единую кодовую базу». Гении создают собственные шаблоны даже в тех случаях, когда продукты, способные выполнять те же функции и снабженные толковой документацией, присутствуют на рынке в большом количестве. За многие годы моей профессиональной деятельности мне не раз приходилось сталкиваться с гениями, и, надо заметить, я научился у них самым разным техническим приемам. Но вот по поводу менеджмента ничего путного они мне сообщить не смогли, за исключением, пожалуй, фактических сведений для введения данного негативного эталона, выражающего неверное приложение исключительных умственных способностей. Один из гениев, с которым я столкнулся на своей предыдущей должности, умудрился разработать такой шаблон, в котором для выгрузки пользовательского интерфейса требовалась цепочка вызовов из пятнадцати процедур. Шаблон этот создавался в расчете на один из предшествующих продуктов, но мой гений, тем не менее, настаивал на том, чтобы использовать его и в весьма скромном проекте, хотя последний, откровенно говоря, совершенно не соответствовал выбранному решению. На изучение принципов функционирования шаблона и способов взаимодействия с ним у меня ушло больше времени, чем на написание нового кода и доведение продукта до стадии альфа-тестирования. Надо сказать, остальные члены команды испытывали те же проблемы. Мы все были поражены блестящим интеллектом нашего руководителя и не могли устоять под прессом его методологических предложений. При этом большинство наших продуктов так и не добралось до стадии бета-тестирования, поскольку на их разработку уходило слишком много времени и к моменту завершающего этапа коммерческая потребность в продуктах исчезала. Он был действительно очень умен, но как организатор человеческих ресурсов и процессов никуда не годился. Такого рода менеджеры, как правило, разрушают те административные процессы, с помощью которых их подчиненные ранее достигали успехов. Гении рассматривают администрирование как работу «для других», недостойную их внимания. Руководители высшего уровня, как правило, считают гениев прекрасными лидерами, объясняя свою точку зрения их выдающимися способностями. Чем больше наблюдатель удален от повседневных процессов, тем выше он склонен оценивать достижения гениев, не замечая их откровенных недоработок, происходящих от неэффективного распоряжения человеческими ресурсами и пренебрежения к административным процедурам. Гении рассматривают администрирование как работу «для других», недостойную их внимания. Что, усматриваете в этом описании свои черты? Если так, поймите, наконец, что ваши знания не находят себе нужного применения. Постарайтесь, не отказываясь от акцента на технологии, обращать больше внимания на кадры, без которых никак не обойтись. Для сравнения рассмотрим табл. 7.2. Таблица 7.2. Как мыслит гений (Г) и лидер (Л) Г: Какая методика разработки программного обеспечения может помочь решить данную проблему? Л: Как мне привлечь других сотрудников к формулированию методик решения проблем? Г: Сколько еще языковых средств мне удастся изучить в этом месяце? Л: Какую образовательную подготовку стоит пройти моим сотрудникам, чтобы они смогли повысить показатели продуктивности? Г: Сложность является препятствием только для невежд Л: Сложность оправдывается лишь в том случае, если все участники проекта в достаточной мере разбираются в вопросе и внесли свою лепту в создание системы В ваших силах расширить ваши горизонты и поставить вопросы кадрового обеспечения на центральное место в процессе решения бизнес-задач. Ваши подчиненные в любом случае обращаются к технологиям, и здесь вы сможете им серьезно помочь; не стоит в то же время забывать, что, пренебрегая человеческим фактором, вы теряете лидерство. Что если вам приходится работать под началом типичного гения? Судя по моему опыту, единственный способ выжить в такой обстановке – повышать уровень своих знаний и не давать гению забыть, что окружающие его люди тоже иногда генерируют неплохие идеи. Да, это трудно, но, в конце концов, начальник есть начальник, тут никуда не денешься. Я не призываю вас начинать полномасштабную интеллектуальную войну, но отвечать на любые замечания менеджеров подобного рода чем-нибудь в духе «Да, сэр!», поверьте мне, не стоит. Допустимый ответ на их предложения мог бы звучать так (в уважительном тоне): «Да, хорошо, но не думали ли вы о… [далее следует стройная аргументация]?» Не пытайтесь препираться с гением, если по своим познаниям в предмете спора вы ему заметно уступаете, – уважения к вам от этого очевидно не прибавится. Помнится, мне встречались своеобразные тандемы, состоящие из гения и его помощника по административным вопросам, которому удавалось компенсировать управленческие недостатки шефа. Сочетание это весьма рискованное, но иногда оно срабатывает. Действительно, интеллектуалы на лидерских позициях в нашей индустрии нужны; при этом не менее важно, чтобы их умственные способности не ограничивались технологическими проблемами и распространялись также на пользователей и исполнителей. Строители империй тьмыЛидеров, относящихся к типу строителей империй, можно с равным успехом называть политиканами. Интриги в отношениях между сотрудниками корпораций наблюдаются сплошь и рядом, и если дело касается создания качественных программных продуктов, ни к чему хорошему они не приводят. Строители империй руководствуются в основном одной-единственной целью – подбором преданных исполнителей их воли; при этом очень часто они забывают о необходимости претворять в жизнь цели компании. Поначалу они осыпают подчиненных разного рода поблажками и подарками, но цели построения сплоченной команды перед ними не стоит; они озабочены только одним – превращением своих сотрудников в роботов, беспрекословно исполняющих их предписания. Руководители, не умеющие воспринимать несогласных, не имеют ничего общего с лидерами, – скорее их можно охарактеризовать как коллекционеров чинов и подчиненных. Прислуживание они ценят значительно выше, чем производительность. Строители империй руководствуются в основном одной-единственной целью – подбором преданных исполнителей их воли; при этом очень часто они забывают о необходимости претворять в жизнь цели компании. Как-то мне довелось работать в компании, у которой было две группы разработчиков, дислоцированные в разных городах. После нескольких успехов и поражений, случившихся в обеих группах, одна из них стала обнаруживать явные признаки доминирования в деятельности корпорации. Ее руководитель, заручившись поддержкой других ответственных лиц, сумел обеспечить для своих подчиненных наилучшие условия труда. Все они работали за 21-дюймовыми мониторами, пользовались современными ноутбуками и новейшими моделями карманных компьютеров, имели возможность посещать любые курсы. Помимо прочего, им платили лучше, чем остальным. При любой попытке объединить усилия двух групп между ними неизменно возникали разногласия, что немало расстраивало менеджера, отвечавшего за координацию всех процессов разработки в компании. Все эти годы на разработку любого мало-мальски качественного продукта затрачивались неимоверные усилия – и все из-за распрей между двумя группами. Империи играют положительную роль только при определенных условиях: во-первых, если в них создаются качественные продукты, во-вторых, если они не замыкаются на решении своих узкокорыстных задач. По моему мнению, компании Microsoft удалось привнести в нашу индустрию чувство единения. Быть может, относительно Microsoft (если хотите, пишите это название по-другому: «Micro-$oft») у вас другие соображения, но, как мне кажется, эта корпорация пришла к доминирующему положению на рынке продуктов для персональных компьютеров и сделала из своих продуктов стандарт «де-факто» исключительно собственными усилиями. Империи тьмы, напротив, лишь удовлетворяют личные амбиции своих руководителей, а клиентов воспринимают как одно из средств достижения целей; основная цель же, как правило, заключается в расширении влияния любыми средствами. Даже если вы категорически не согласны с моим мнением относительно Microsoft, нельзя не выделить в личностях строителей империй тьмы следующих качеств. • Все крутится вокруг лидера. Для него крайне важна личная власть и престиж. • Если вы – среди фаворитов лидера, права на ошибку у вас нет. • Лояльность ценится выше, чем производительность. • Вознаграждения (деньги, инструментарий и т. д.) не всегда выдаются исходя из заслуг и часто служат средством воздействия. • Лидер мыслит в категориях «мы – они», наделяя эту дихотомию враждебным оттенком; все, что так или иначе ставит под угрозу власть лидера, подвергается яростным гонениям. Какую империю строите вы? Она удовлетворяет потребности клиентов или ваши собственные амбиции? Поймите меня правильно: амбиции – вещь хорошая, и личные устремления руководителей ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов. Более того, амбиции часто стимулируют деятельность руководителя и его подчиненных. В то же время в рамках империи следует избегать тенденции, согласно которой группа разработчиков преследует своекорыстные интересы и пытается наращивать свое влияние за счет стратегических интересов компании в целом. Если вам довелось работать под началом строителя империи, средств смягчить последствия издержек этого положения (на случай, если они себя проявят) у вас не так уж много. Лучшее, что вы можете сделать, – работать честно. Это качество способно уберечь вас в ситуации, когда над вами начнут сгущаться тучи. Высказывая такое мнение, я, естественно, исхожу из того, что представители верхних эшелонов руководства неусыпно следят за соблюдением интересов компании и не готовы слишком долго терпеть действия мелких «божков». В то же время следует иметь в виду, что если строитель империи на практике демонстрирует положительные результаты, значит, скорее всего, он устраивает высшее руководство. Да, наш мир несовершенен; в истории много прецедентов длительного существования империй тьмы. Если такая структура выполняет полезную функцию и приносит прибыль, то и в корпоративном мире она имеет право на существование. Деятельность по строительству империй идет вразрез с курсом на выработку консенсуса в технических вопросах. Лидер, излишне обеспокоенный своим положением, вряд ли потерпит ситуацию плюрализма мнений. Как известно, консенсус вырабатывается в результате конкуренции идей; с этой точки зрения мы можем сделать вывод о том, что технологическая база империй зачастую страдает. В процессе формирования лидерского стиля вы должны иметь это в виду. Вы ведь хотите стать сильным лидером, не так ли? Сила предполагает способность выдерживать стрессовые ситуации и не сдаваться под грузом обстоятельств. С давлением, которое оказывает на нас быстрая смена технологий и бизнес-требований, сложно справиться без такого качества, как гибкость. Но гибкость и строительство империй – вещи не слишком сочетаемые. Стараясь наращивать производительность своих подчиненных (как в количественном, так и в качественном отношениях), не забывайте об этом. Деятельность по строительству империй идет вразрез с курсом на выработку консенсуса в технических вопросах. Лидер, излишне обеспокоенный своим положением, вряд ли потерпит ситуацию плюрализма мнений. Заигрывание с дьяволомУверяю вас: если не обращать внимания на определенные признаки, свернуть на порочный путь очень просто. Проработав над проектом шесть недель без перерыва и выходных, удерживая в голове все его детали, немудрено в какой-то момент послать всех подальше. Такая реакция вполне объяснима – ведь вы же человек, а не робот, в конце концов! Тем не менее на такие вещи нужно обращать внимание. В современных условиях сочетать рабочие обязанности со всеми остальными составляющими повседневной жизни становится все сложнее. Постоянно сталкиваясь с разного рода соблазнами, трудно им не поддаться. Не стоит играть с огнем. Я перечислю ряд признаков, при появлении которых стоит насторожиться. Вы достигли своего пределаВы работаете все больше, но эффективность продолжает падать. Отношения с подчиненными стремительно ухудшаются; у вас регулярно случаются приступы ярости, и вы все чаще прибегаете к необоснованной критике. Обзоры кода проводятся все реже, а недостаток концентрации не позволяет вам вырабатывать конструктивные и полезные предложения. Ваше ощущение подавленности передается окружающим, продуктивность сотрудников падает. Пора остановиться и дать знать всем остальным участникам проекта, что вы выжимаете из себя максимум возможного и срыва сроков сдачи не избежать. Это сложная задача, но по достижении предела продуктивности у вас просто не остается другого выхода. Попытки превзойти свои физические возможности приведут лишь к более плачевным последствиям. Вы прыгнули выше головыРабота вас достала. Вы обнаруживаете неспособность разбираться в сложных вопросах с необходимой оперативностью и теряете контроль над персоналом. Вы с неохотой ездите на работу, ищете любую возможность остаться дома, мечтаете о том, чтобы сменить сферу деятельности. Избегая принятия решений, вы надеетесь, что ситуация разрешится сама собой. Посоветуйтесь с другими руководителями. Обратитесь за поддержкой к начальнику – в конце концов, он для этого и существует. Если возможно, сбавьте темп работы и обсудите сложившуюся ситуацию с подчиненными – возможно, они подскажут какие-то стратегии и тактики, которые позволят вам вернуть себе контроль над процессом разработки. Свои недочеты лучше признавать как можно раньше – в противном случае ближе к завершению проекта ваши ошибки все равно станут для всех очевидными. Если вернуть себе контроль не удастся, возможно, пора уходить. Только вы сами можете определить, насколько вы подходите для выполнения лидерских функций. В таких вещах лучше признаваться самому себе, пока за вас это решение не приняли окружающие. Вас бесит критикаПриступы ярости, как правило, свидетельствуют об игнорировании двух предыдущих признаков. Ярость, по сути, – это неосознанная реакция на чувство бессилия или на неудачу. На этот признак следует обращать особое внимание: ярость может подорвать ваш авторитет и восстановить его впоследствии будет очень сложно. Критика, в лучшем смысле этого слова, помогает повысить производительность. Раздражает она в том случае, если вы убеждены, что сделали все возможное. Если вы работаете с полной самоотдачей на протяжении многих недель или месяцев, достигать высот продуктивности становится все сложнее. Прибавьте к этому недостаток опыта и несоответствие личностных характеристик занимаемой должности, и вы превратитесь в бомбу замедленного действия. Собрать все кусочки после взрыва очень трудно, так же как, например, переделать все экземпляры скомпилированного и распространенного исполняемого файла. Как выжить в период упадка и восстать из пеплаУ этой книги практическая направленность. В теории, если следовать разумным советам (а лучшие советы, несомненно, мои), можно избежать опасностей, способных подорвать ваше лидерство. В то же время реальность сильно отличается от теории. Каждый лидер может указать на огрехи в своей деятельности, многие из которых я упомянул в этой главе. Таким образом, навыки преодоления трудностей и возобновления успешной деятельности совершенно необходимы. Какие отношения нарушились за время ваших трудностей? Можно ли поправить дело? Что делать с неудачными проектами и пропущенными сроками сдачи? Как компенсировать ущерб? Если вам предстоит восстановить свои пошатнувшиеся лидерские позиции, вы должны обязательно задать эти вопросы. Начните с людей. Найдите тех, кто пострадал из-за допущенных вами ошибок, и извинитесь перед ними. Не ищите себе оправданий – признайте свою неправоту. Не вдавайтесь в сентиментальность или драматизм – просто дайте знать, что вы сожалеете о том, что случилось, и двигайтесь дальше. Незаслуженно пострадавшие ждут, когда перед ними извинятся, и если вы признаете свои ошибки, вас будут уважать за честность. Дело не том, чтобы установить теплые отношения, а в том, чтобы восстановить фундамент лидерства. Необходимость ставить точки над «i» в ваших отношениях с персоналом не слишком приятна, но без этого не обойтись. Если вы ранее успели проявить лидерские качества, сотрудники вас простят. Не обманывайте их ожидания – не извиняйтесь по электронной почте. Если обида носит личный характер, то и извиняться надо без посредников – в конце концов, никто не заставляет вас документировать свои огрехи. Ущерб, нанесенный процессам, не носит столь личный характер, но компенсировать его не проще, чем испорченные человеческие отношения. Если допущенные вами ошибки явили собой прямое нарушение правил компании, принятых принципов работы или методологии разработки, лучше всего постараться обеспечить соответствие им. Составьте для себя план повторного изучения всех значимых правил компании, имеющих отношение к вашей деятельности. Правила имеют одну четкую функцию – они обеспечивают единообразие в работе и в достижении качественных результатов. Мы, разработчики, очень ревностно относимся к своей независимости, в связи с чем часто легкомысленно воспринимаем правила. Вы – руководитель и лидер, – демонстрируя пример несерьезного отношения к правилам, можете ожидать того же от своих подчиненных. Как избежать закатаВ идеале лидер вообще не должен попадать в ситуации заката. Чтобы восстановить лидерские позиции, вы должны придерживаться фундаментальных принципов лидерства – о них, кстати, речь пойдет в следующей главе. Обзор негативных аспектов деятельности руководителя, приведенный в этой главе, был призван помочь вам разобраться в некоторых стереотипных стилях руководства, которые за незнанием лучшего мы иногда принимаем или имитируем. Приходя на руководящие посты из рядов программистов, мы, как правило, лишены формального образования в области менеджмента и лидерства, а потому имеем обыкновение переносить все наработанные нами в качестве программистов административные навыки на свою новую роль. Некоторые из навыков действительно применимы к руководящей деятельности, но далеко не все. Резюмирует все вышесказанное табл. 7.3 – надеюсь, она поможет вам избежать негативных аспектов лидерства. Таблица 7.3. Порочные стили руководстваКак видно из табл. 7.3, употребление порочных стилей руководства приводит к определенным последствиям и для самого менеджера, и для его подчиненных, и для продукта. Представители этих стилей не уделяют внимание вопросам лидерства – они либо ведут своих сотрудников в неверном направлении, либо вообще их никуда не ведут. Знание последствий применения упомянутых стилей руководства поможет вам побороть их симптомы. Впрочем, в каждом конкретном случае вы должны проанализировать личные причины появления признаков того или иного стиля – ведь если лечение не затрагивает первопричины болезни, уничтожить ее оно не сможет. Что дальшеВ следующей главе мы рассмотрим фундаментальные качества лидера. Получить адекватное представление о полноценном лидерстве можно, сравнив стили, описанные в этой и следующей главах. Быть может, знание отрицательных аспектов лидерства при одновременном рассмотрении его положительных качеств приведет вас к прозрению. Всем нам время от времени нужны источники вдохновения, и, я надеюсь, материал следующей главы поможет вам обрести уверенность в своих силах и дополнительные навыки лидерства. Примечания:7 Некоторые предпочитают называть программиста этого типа «гуру» или «спецом». А мне больше нравится «волшебник». 78 См. Brown et al, AntiPatterns in Project Management, op. cit. 79 Brown et al, AntiPatterns in Project Management, op. cit., p. 39, 40. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|