|
||||
|
Программирование на Visual C++Выпуск №26 от 3 декабря 2000 г. Здравствуйте! Итак, вот уж и зима на дворе… Время, когда отходить от компьютера не хочется даже ненадолго ;) Правда, это если у вас в комнате достаточно тепло. В другом случае не хочется вылезать из-под трех одеял;) IDEВ прошлом выпуске мы с вами говорили о профилировании программ. Некоторые читатели просили также рассказать обо всех богатых возможностях отладки, которые предлагает Visual C++. Александр Шаргин, наш постоянный автор, любезно предложил написать в рассылку статью на эту тему. Думаю, что даже умеющие пользоваться отладчиком программисты найдут в ней для себя много интересного. Использование отладчика в Visual C++В этой статье я очень кратко расскажу о возможностях встроенного отладчика Visual C++. Запуск отладки Чтобы запустить программу на отладку, нужно выбрать одну из команд меню Build->Start Debug. Обратите внимание, что команда Attach to Process позволяет подключиться к уже запущенному процессу. Точки останова (Breakpoints) Точки останова служат для прерывания программы, выполняемой в отладчике. Их можно привязывать к конкретной строке в коде программы, к переменной или к сообщению Windows. После того как программа прервана, её можно выполнять в пошаговом режиме или просто проанализировать значения переменных, после чего продолжить выполнение. Чтобы установить точку останова на строку вашей программы, достаточно выбрать команду Insert/Remove Breakpoint или нажать F9. Однако гораздо больше возможностей предоставляет окно Breakpoints из меню Edit. В нижней части этого окна находится список уже поставленных точек останова (любую из них можно активизировать, отключить или удалить), а вверху расположены три вкладки, предназначенные для установки точек останова различных типов. Вкладка Location Здесь устанавливаются точки останова, привязанные к конкретным строкам в вашей программе. Адрес точки останова задаётся в поле Break at в виде {имя_функции, имя_файла_cpp, имя_файла_exe} @номер_строки Для формирования адреса можно воспользоваться окном Advanced breakpoint; чтобы вызвать это окно, щелкните на стрелке справа от поля ввода и выберите пункт Advanced. Обычно достаточно задать только номер строки и имя файла с исходным кодом. В окне Condition можно дополнительно указать условие срабатывания точки останова. Условием может быть любое выражение. Если заданное вами выражение имеет тип bool, точка останова срабатывает, когда оно истинно; в противном случае она срабатывает при изменении значения выражения. Бывают случаи, когда точку останова нужно пропустить несколько раз, прежде чем прерывать на ней программу. Специально для этого в окне Condition предусмотрено ещё одно поле Skip count (в самом низу). С помощью этого поля можно, к примеру, пропустить 10 итераций цикла и прервать программу только на одиннадцатой. Вкладка Data На этой вкладке устанавливаются точки останова по данным. Их отличие состоит в том, что они могут сработать в любом месте программы, как только изменится (или станет истинным) введённое вами выражение. Если выражение имеет смысл только в определённом контексте (например, в нём используются локальные переменные какой-либо функции), этот контекст необходимо указать с помощью всё того же окна Advanced breakpoint, но здесь уже важно указать имя функции, а не файла. Вкладка Messages На этой вкладке устанавливаются точки останова на сообщения. В верхнем поле указывается имя функции окна, а в нижнем – сообщение, приход которого в эту функцию должен привести к прерыванию программы. Обратите внимание, что функция окна должна иметь стандартный прототип: LRESULT WINAPI WndProc(HWND, UINT, WPARAM, LPARAM); В программах, использующих MFC, удобнее ставить точки останова в соответствующие обработчики сообщений. Пошаговая отладка После того, как программа прервана, её можно выполнять в пошаговом режиме. Для этого в отладчике предусмотрены следующие команды (из меню Debug). Go (F5) – продолжить выполнение программы до следующей точки останова. Step Into (F11) – выполнить одну инструкцию; если это вызов функции, точка выполнения перемещается на первую инструкцию этой функции. Step Over (F10) – выполнить одну инструкцию; если это вызов функции, то она выполняется целиком. Step Out (Shift+F11) – выполнять программу до возврата из текущей функции. Run to Cursor (Ctrl+F10) – эквивалентна установке временной точки останова с последующим вызовом команды Go. Иногда в процессе отладки возникает необходимость перенести точку выполнения. Например, вы заметили ошибку и хотите "перескочить" через неё или, наоборот, хотите вернуться немного назад и выполнить фрагмент программы ещё раз. Чтобы это сделать, установите курсор в нужном месте и выберите команду Set Next Statement из контекстного меню (или нажмите Ctrl+Shift+F10). В процессе пошаговой отладки программист может использовать целый ряд специальных окон отладчика для наблюдения за состоянием программы. Они описаны в последующих разделах. Окно Variables В этом окне автоматически отображаются значения локальных переменных (вкладка Locals), переменных-членов класса, адресуемого указателем this (вкладка This), а также всех переменных, которые используются в предыдущей и текущей строках программы (вкладка Auto). На вкладке Auto также показываются возвращаемые значения функций. Чтобы изменить значение переменной в окне Variables, достаточно просто два раза кликнуть на старом значении и ввести новое. Выпадающий список Context позволяет просматривать локальные переменные любой из вызванных в данный момент функций. Кроме того, код выбранной в нём функции отображается в окне редактора. Вы, вероятно, заметили, что отладчик "умеет" распознавать стандартные структуры данных (CString, RECT и т. п.) и показывать их содержимое в удобном виде. Оказывается, можно не только изменить представление этих структур в окне Variables, но и определить представление для собственных структур. Для этого нужно отредактировать файл autoexp.dat, расположенный в каталоге :\Common\MSDev98\Bin. Описание формата приводится в самом файле. Окно Watch Окно Watch позволяет просматривать значения переменных и выражений. Переменные и выражения можно размещать на любой из четырёх вкладок. Добавить переменную или выражение в окно Watch можно одним из следующих способов: – Ввести с клавиатуры – Перетащить из окна редактора или из окна Variables – Добавить из окна Quick watch Чтобы изменить значение переменной, достаточно два раза кликнуть на старом значении и ввести новое. Значение выражений изменять нельзя. Чтобы узнать тип переменной или выражения, нужно щёлкнуть по ним правой кнопкой и выбрать Properties из всплывающего меню. В окне Watch можно наблюдать любые регистры процессора и изменять их значения, хотя это удобнее делать в окне Registers. Можно также использовать регистры в выражениях. Можно указать отладчику, в каком формате выводить значение переменной/выражения, используя флаги форматирования. Эти флаги добавляются к имени переменной или выражению через запятую. Большинство из них совпадает с символами форматирования функции printf: d – целое число со знаком, u – беззнаковое целое, f – число с плавающей точкой, c – символ, s – строка и т. д. Однако есть четыре флага, на которых я хочу остановиться подробнее. Флаг wm превращает код сообщения в его название, например: 0x01,wm = WM_CREATE Флаг wc позволяет стиль окна, например: 0x6840000,wc = _OVERLAPPEDWINDOW WS_CLIPSIBLINGS WS_CLIPCHILDREN Флаг hr переводит коды ошибок Win32 и значения HRESULT, возвращаемые функциями COM, в удобочитаемый вид, например: 0x02,hr = 0x00000002 Системе не удается найти указанный файл. Наконец, в Visual C++ есть числовой флаг, который позволяет просмотреть заданное количество элементов массива, адресуемого указателем (по умолчанию показывается всего один элемент). Допустим, мы выделили динамический массив из 10 целых чисел: Int *pInt = new[10]; Чтобы просмотреть его содержимое в окне Watch, нужно ввести: pInt,10 Псевдорегистр ERR Как известно, получить расширенный код ошибки после вызова функций Win32 API можно с помощью GetLastError. Однако расставлять по всей программе вызовы GetLastError крайне неудобно. Поэтому в отладчике Visual C++ предусмотрен специальный псевдорегистр ERR, который всегда содержит расширенный код ошибки. Особенно удобно наблюдать значение этого регистра, использую уже знакомый нам флаг hr. Добавьте ERR,hr в окно Watch, и информация об ошибках в вызовах функций API всегда будет у вас перед глазами. Другие окна отладчика Окно Registers. Позволяет просматривать и изменять значения регистров процессора. Окно Memory. Позволяет просматривать и изменять содержимое ячеек памяти. Окно Call Stack. Показывает последовательность вызванных функций. Используя контекстное меню, можно отобразить также типы и значения параметров этих функций. К тексту любой функции можно переместиться, сделав двойной щелчок на её имени. Обратите внимание, что точки останова можно ставить прямо в этом окне. Окно Disassembly. Показывает текст отлаживаемой программы на языке ассемблера. Иногда без помощи этого окна ошибку в программе найти не удаётся. Диалоги Диалоги отладчика предоставляют вам ряд дополнительных возможностей. Они вызываются из меню Debug. Quick Watch. Имеет возможности, аналогичные возможностям окна Watch, с той разницей, что в нём можно просматривать только одну переменную за раз. Используется, когда вам не хочется добавлять переменную в окно Watch. Exceptions. Позволяет настроить реакцию отладчика на возникновение системных и пользовательских исключений. Threads. Показывает список активных потоков. Позволяет приостановить (suspend) или продолжить (resume) поток, а также установить на него фокус. Modules. Показывает список загруженных модулей. Для каждого модуля выводится диапазон адресов и имя файла. Edit and Continue В заключение хотелось бы упомянуть о новой мощной возможности, которая появилась в Visual C++ 6.0 – Edit and Continue. С её помощью вы можете вносить изменения в код программы и перестраивать её, не прерывая сеанса отладки. Для этого достаточно вызвать команду Apply code changes из меню Debug (или нажать Alt+F10), после того как вы подправили исходные тексты. Более того, Visual C++ может вызывать для вас эту команду автоматически. Это будет происходить, если в окне Tools->Options на вкладке Debug установить флаг Debug commands invoke Edit and Continue. (Александр Шаргин)ВОПРОС-ОТВЕТ
На этот вопрос пришло просто огромное количество ответов, и разных. Отдельное спасибо хочу сказать Андрею Твердохлебову, который прислал ссылку на действительно замечательную статью на эту тему, которая позволила многое прояснить. Именно в ней приводится по-настоящему правильный и надежный способ. К сожалению, действительно хороших ответов, несмотря на большое общее количество, получилось довольно мало. Многие удовольствовались в ответе решением задачи ограничения числа запущенных экземпляров до одного, совершенно забывая о том, что задача еще и активизировать уже запущенный экземпляр.
Очень подробный и интересный ответ, но к сожалению не совсем корректный. Насчет классов – действительно, они доступны только внутри зарегистрировавшего их процесса (в MSDN есть хорошая статья "Window Classes in Win32" by Kyle Marsh). Однако я не совсем согласен с логическими построениями автора (или понял их неправильно). Т.к. имя класса по идее уникально, то естественно, что ИМЕННО ЭТО приложение зарегистрировало класс. А как иначе?.. Вопросы вызывают еще два момента. Во первых, при создании объектов ядра НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не нужно сначала проверять, существует ли такой объект (п.1). Иначе можно нарваться на т.н. race conditions, описанные в вышеупомянутой статье – ситуация, когда два экземпляра стартуют почти одновременно. Получается, что одна копия проверяет, что объект не существует, и создает его. Но прежде чем она его создаст, вторая копия тоже убеждается в том, что объекта еще нет, и тоже собирается со спокойной совестью его создать. В результате первая копия успевает создать объект, а второй копии создать объект так и не удается, но это уже не важно, т.к. вторая копия все равно запускается. Не стоит думать, что такая ситуация маловероятна. Представьте себе пользователя, который настроил Windows запускать программы по одному щелчку на ярлыке, но по привычке делает double-click… Весь смысл объектов ядра как раз в том, что при их создании ГАРАНТИРУЕТСЯ, что никто другой в это же время не сможет создать такой же объект. Нужно сразу пытаться СОЗДАТЬ объект – и если эта операция не удается (возвращается ERROR_ALREADY_EXISTS или ERROR_ACCESS_DENIED) – вот тогда можно с уверенностью говорить о том, что запущена еще одна копия. Во-вторых, мне не совсем понятны пункты 2.3 и 3. Мне кажется это очень неэфективным – постоянно проверять на наличие сигнала от второй копии (как я понимаю, по этому сигналу приложение должно себя активизировать). Есть способы гораздо лучше (читайте ниже). Но (заметьте!) мы выяснили очень важную вещь: использование объектов ядра абсолютно необходимо для определения, запущена ли копия приложения или нет.
Если к ответу добавить механизм объектов ядра, то получается вариант правильный… на первый взгляд. Вот что говорит об этом способе Александр Шаргин:
(Кстати, вариант второй как раз используется в статье;) А вот и сам его ответ:
А вот если к этому ответу добавить механизм mutex'ов, то получится действительно корректный способ. Хочу обратить ваше внимание на один факт, присутствующий в обоих предыдущих ответах. Функция активизации уже запущенной копии целиком возлагается именно на вторую копию. Многие предлагали посылать первой копии сообщение, чтобы она воостановилась сама. Это в общем случае не работает (т.е. работает не во всех системах), из-за того, что приложение не может активизировать свое главное окно, если само не активно, и при этом не помогают ни BringWindowToTop, ни SetForegroundWindow. Интересующимся этой темой я настоятельно рекомендую ознакомиться со статьей by Joseph M. Newcomer, где подробно разбираются достоинства и, главное, недостатки, каждого метода. А методов, помимо рассмотренных выше, очень много, напр. file mapping, shared variable и др. (я не стал публиковать эти ответы т.к. все эти объекты используются с одной целью, которая отлично решается с помощью mutex'ов). Некоторые ссылались на статью в MSDN Q109175 – так вот: там используется некорректное решение! Если вдруг кто-нибудь, кто прислал мне ответ, все еще считает его 100% правильным, прошу написать мне об этом – я никого обидеть не хотел, а в таком большом количестве ответов было легко что-то упустить. И еще: у кого есть какие соображения по этому поводу, замечания – пишите! Дискуссия получается на редкость интересная. В ПОИСКАХ ИСТИНЫ
Это все на сегодня. Удачи вам! (Алекс Jenter jenter@mail.ru) (Красноярск, 2000.) |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|