13-я КОМНАТА: Информативный и циничный блук


На днях узнал, что существует специальное слово для обозначения гибрида блога с книгой - blook (= blog + book). Слово это и в англоязычном мире мало кому известно, русского перевода тем более не существует. Можем прямо сейчас его и придумать. Предлагаю - блук.


Блуков в Интернете пока считаные единицы; точнее - единицы проектов, так себя называющих, а сам жанр не новый. Автор регулярно выкладывает новые главы своей книги в собственный блог, рядом их можно комментировать, придумывать варианты, обсуждать с автором, давать советы и т. д. За последние годы было несколько хорошо пропиаренных проектов, о которых «КТ» сообщала: Кинг (Stephen King), Доктороу (Cori Doctorow), у нас - Лукьяненко. Сегодня предлагаю ознакомиться с только что стартовавшим блуком Тома Эвслина (Tom Evslin).

Автор, в прошлом, по собственной характеристике, «серийный CEO», может считаться акулой ИТ-бизнеса. В Кремниевой Долине и аналогичных ареалах обитания суперкрутых айтишников Эвслин больше всего известен своим эпохальным решением о введении фиксированных (flat-rate) тарифов на Интернет (он возглавлял тогда подразделение интернет-сервисов в AТ amp;T). Эвслин принял самое активное участие в интернет-буме 1999-2001 гг., и именно этому периоду посвящена его «сериализованная книга».

Называется сочинение "hackoff.com: загадочная история с убийством на фоне подъема и крушения интернет-пузыря". Детективный сюжет стандартен: обнаружен труп CEO успешного доткома под названием hackoff, начинается расследование, а на его фоне дается ретроспектива ключевых эпизодов из жизни компании. Книга не заслуживала бы большого внимания, если б не одна особенность, которая имеет прямое отношение и к теме сегодняшнего номера - перспективным направлениям инвестиций в ИТ-бизнес. Блук Эвслина - не просто «загадочная история». Это классический производственный роман в американском варианте (основанном Артуром Хейли с его «Аэропортом» и «Отелем»). В данном случае - во всех деталях описывающий работу высшего менеджмента ИТ-компании в критический момент ее развития.

Интернет-пузырь только раздувается, создатели и инвесторы принимают решение - надо срочно проводить IPO (то есть делать компанию публичной) в расчете на резкий рост стоимости акций. Каждый шаг описан с дьявольской подробностью. Объяснено в деталях всё, что нужно сделать, названы все люди, с которыми надо поговорить, - инвесторы, банкиры и т. п. Перечислены главные документы, которые надо заполнить, ключевые цифры, которые следует в них указать. Отдельно разъясняется профессиональный жаргон. Просто учебник по венчурному бизнесу, отчасти даже вдохновляющий. Например, когда герои то и дело говорят друг другу: это, брат (чаще - сестра), тебе не Гарвардская бизнес-школа, это жизнь, здесь все по-другому.

Восторженный читатель даже может принять всё за чистую монету: мол, без гарвардов-то оно и способней. Не уверен, господа, не уверен. Без гарвардов, боюсь, в этот круг вряд ли проникнешь. Главный герой, кстати, хоть и отсидел в тюрьме за мелкое хакерство, но тоже - только после Гарварда.

Кстати, созвучие с распространенным ругательством, зашитое в самом названии фирмы hackoff, от меня, признаюсь, ускользнуло - я о нем догадался, только когда детектив, опрашивающий свидетелей, был несколько шокирован. В тексте вообще довольно много циничного юмора, но цинизм этот высокого качества. А о бизнесе без цинизма могут говорить только… ну, наверное, министры нашего правительства в заявлениях для печати. В общем, рекомендую прочитать.

А заодно призываю обратить внимание, как популярен становится обычный самиздат в его интернет-варианте - или в виде гибрида онлайна с бумагой. «Самопубликуйся или умри!» - так назвал свое эссе Эвслин, перефразируя первое правило выживания в американском университете (Publish or perish). Умри, Том, - лучше не скажешь.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх