|
||||
|
Глава 5 Космография Если вспомнить, как далеко опередили арабы своего великого учителя Аристотеля в естествознании и географии, если учесть, что их блестящие открытия стали важным звеном связи между открытиями знаменитого грека и нашего гораздо менее знаменитого соотечественника Роджера Бэкона, то арабская космография становится любопытным предметом для рассмотрения. Согласно общепринятому среди арабов представлению (представлению, предписанному Кораном и их пророком Мухаммедом, которое почти все мусульмане воспринимают буквально), имеется семь небес, расположенных друг над другом. Существует также семь земель, расположенных друг под другом. Поверхность Земли, на которой мы обитаем, является верхней Землей, находящейся под нижними Небесами[97]. Поверхность каждой небесной и земной сферы предполагалась почти плоской и, в общем, круглой. Её ширина простиралась, как полагали, на пятьсот лет ходьбы. Столько же составляли глубина или толщина каждой небесной и земной сферы, а также расстояние между ними. Так толкуют выдержку из Корана, в которой говорится, что Аллах создал семь небес и столько же земель, а также рассказы о Земле в соответствующих преданиях от Пророка[98]. Предания Пророка разнятся в отношении материала, из которого состоят семь небес. В наиболее достоверном рассказе первая небесная сфера, согласно одному известному историку, создана из изумруда; вторая — из серебра; третья — из крупного белого жемчуга; четвёртая — из рубина; пятая — из золота; шестая — из жёлтого гиацинта и седьмая — из сверкающего света[99]. Некоторые считают рай седьмыми небесами. И в самом деле, я обнаружил, что мои мусульманские друзья в целом разделяют это мнение. Но автор, приводимый выше, вслед за семью небесами указывает на семь морей света, затем на неопределённое число завес или взвесей семи различных веществ и лишь потом на рай, который состоит из семи разделов, расположенных один над другим. Первый раздел (Дар-уль-Джаляль, или Дом Славы) создан из белого жемчуга. Второй раздел (Дар оль-Салам, или Дом Мира) — из рубина. Третий раздел (Джаннат аль-Ма-ва, или Сад Отдыха) — из зелёного хризолита. Четвертый раздел (Джаннат аль-Хулд, или Сад Вечности) — из зелёного[100] коралла. Пятый раздел (Джаннат ан-На'им, или Сад Восторга) — из серебра. Шестой раздел (Джаннат аль-Фирдос, или Сад Рая) — из золота. Седьмой раздел (Джаннат 'Адн, или Сад вечного блаженства, или Эдем) — из крупного жемчуга. Этот последний раздел обращен ко всем предыдущим разделам и покрыт Троном Милосердного ('Арш ар-Рахман). Эти несколько разделов рая описаны в некоторых преданиях как сферы, подразделяющиеся на многие степени и стадии, на которые восходят по ступеням. Хотя вышеупомянутое мнение о форме Земли, на которой мы обитаем, весьма распространено среди арабов, среди них было, и ещё остается, много людей философского склада, которые доказывают, что Земля — шар, потому что, по словам аль-Казвини, затемнение Луны наблюдается в разные часы ночи в восточных и западных странах. Вот измерение Земли Птолемеем, которое цитирует и толкует Ибн аль-Варди. Окружность Земли составляет 24 тысячи миль, или 8 тысяч лиг. В каждой лиге — 3 мили. Миля включает 3 тысячи королевских локтей. Локоть — три пяди. Пядь — 12 мер ширины пальца. Ширина пальца — пять зерен ячменя, помещенных друг возле друга. Ширина же зерна ячменя составляет шесть волосков мула. Аль-Макризи (родился в 1442 г. н. э.), также один из самых образованных арабов, описывает[101] круглую форму Земли. Он указывает на её арктическую и антарктическую зоны с дневным светом и ночью, продолжающимися шесть месяцев, льдами и т. д. Для нас важно, однако, сохранить в памяти первоначальные суждения о форме и размерах Земли, согласующиеся с мнениями мусульман, которые не позволяют философии опираться на откровение и священные предания. Пишут, говорят они, что Аллах "распростёр Землю"[102] как "ковёр"[103] и как "подстилку"[104]. Но то, что кругло, нельзя считать распростертым или сравнивать с подстилкой и ковром. Следовательно, думают, что это почти плоское пространство. Арабы (так же как греки эпохи Гомера и Гесиода) полагают, что континенты и острова Земли окружены "обтекающим океаном" (аль-бахр оль-мохит), что океан этот огорожен цепью гор, называемых Каф, которые окружают целое кольцом, а также сжимают и укрепляют материал целого. Что касается протяженности Земли, то наша вера должна, по крайней мере, принять утверждение Пророка, что её ширина (как и глубина или толщина) равняется пятистам годам пути, из которых двести приходится на море, двести — на необитаемую пустыню, восемьдесят — на страну Гог и Магог, а остальное — на оставшиеся твари[105]. Нет, как бы ни были далеки эти границы, нам следует скорее расширить их, чем сузить, если не предположить, что некоторые из героев "Тысячи и одной ночи" путешествуют вокруг Земли. Нас более устроит другое предание, где говорится, что обитаемая часть Земли в отношении всего остального выглядит шатром посреди пустыни[106]. Но даже, если принять на веру предыдущее утверждение, следует заметить, что страны, ныне широко известные арабам (от западной оконечности Африки до восточных границ Индии и от южных окраин Абиссинии до оконечности России), занимают сравнительно незначительную часть территории Земли. Они расположены в середине. Мекка, согласно оценкам некоторых географов, — или Иерусалим, согласно мнениям других, — находится в самом центре. С пространством, занимаемым этими странами, соседствуют другие территории и моря, частично известные арабам. На северо-западе от центра лежит страна христиан или франков, которую населяет ряд основных европейских народов. К северу — уже упомянутая страна Гог и Магог, которая занимает на арабских картах большие пространства Азии и Европы. На северо-востоке — Центральная Азия. На востоке — Китай (Ас-Син). На юго-востоке — море или моря Индии (Аль-Хинд) и Южной Эфиопии (Аз-Зиндж), волны которых (первого из морей) смешиваются с морем Ас-Син. На юге — страна Зиндж. На юго-западе — страна Судан, или страна чёрных. На западе — часть Обтекающего океана, который окружает все упомянутые страны и моря, а также примыкающие к ним огромные регионы, и рассеянное в нем бесчисленное множество островов. Эти неведомые земли служат ареной ряда невероятных событий, описанных в "Тысяче и одной ночи", и заселены главным образом джиннами. В Мохите, Обтекающем океане, расположен Трон иблиса ('Арш Иблис): на карте в моей рукописи "Аль-Варди" большое жёлтое пространство, примыкающее к Южной Африке, помечено этим именем. Западную часть Мохита часто называют Морем тьмы (Бахр аз-Зулумат или Бахр аз-Зулем). Под этим названием (и синонимичным ему аль-Бахр аль-Музлим), упомянутым только что автором, описывается Атлантический океан, хотя во введении к своей работе он утверждает, что Море тьмы окружает Мохит. Возможно, Море тьмы считается западной частью или более отдаленной частью океана. В тёмных регионах (Аз-Зулумат, откуда, возможно, происходит название упомянутой части Мохита)[107], на юго-западной четверти Земли, по словам того же автора, расположен Фонтан жизни. Из него пил аль-Хизр[108], и благодаря этому он всё ещё живёт, и будет жить до дня Страшного суда. Этот мистический персонаж, которого простолюдины и некоторые другие люди считают пророком и ассоциируют с Ильясом и которого некоторые путают со святым Георгием, был, по мнению более образованных арабов, обыкновенным человеком или святым. Вначале он служил визирем и советником Зу-ль-Карнейна, завоевателя мира, который тоже является сомнительным персонажем и современником патриарха Ибрагима (Авраама). Утверждают, что аль-Хизр часто является мусульманам, попавшим в затруднительное положение, в зелёном облачении, отсюда, по мнению некоторых, его имя (означающее зелёный). К тем, которые пили из Фонтана жизни, также относят и пророка Ильяса. Говорят, что днем аль-Хизр бороздит моря и указывает путь странникам, сбившимся с пути. Между тем Ильяс обходит горы и пустыни, а также указывает дорогу путникам, которых уводят на ложный путь гули. По ночам они встречаются и сообща охраняют крепостной вал страны Гог и Магог[109], чтобы предотвратить вторжение её обитателей на территорию соседей. Оба персонажа, однако, по распространенным среди современных мусульман представлениям, помогают благочестивым людям в различных стесненных обстоятельствах, когда последние странствуют по морю или по суше. Горы Каф, окружающие Обтекающий океан оградой по окружности вокруг всей Земли, как утверждают толкователи Корана, состоят из зелёного хризолита, подобного зелёному оттенку небес[110]. Это тот цвет, говорит Пророк, который придаёт зелёный оттенок небу. В предании говорится, что за этими горами располагаются другие страны. Одна — из золота, семьдесят других — из серебра, семь из мускуса. Все эти страны населены ангелами, время пути до каждой страны составляет тысячу лет, столь же протяжённы они и в ширину[111]. Некоторые говорят, что за этими странами живут существа никому не известные, кроме Аллаха. По общему же мнению, горы Каф завершают Землю, и что за ними — никому не известно. Эти горы — основное прибежище джиннов. Уже говорилось, что поверхность нашей Земли — первая или наивысшая сфера семи земель, которые имеют одинаковую ширину и толщину и расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждая из земных сфер чем-то заполнена. Население первой сферы — люди, джинны, звери и т. д. Во второй сфере господствует удушливый ветер, который уничтожил племя неверных ад. В третьей сфере — камни джахеннама (или ада), упомянутые Кораном в словах, "топливом для которого являются люди и камни"[112]. В четвёртой сфере — сера джеханнама. В пятой — змеи. В шестой — скорпионы, цветом и размером с мула и с хвостами, как пики. В седьмой сфере обитают иблис и его войско[113]. Считается ли, что эти несколько сфер как-то сообщаются друг с другом, и если сообщаются, то как, непонятно, но то, что так должно быть, очевидно. Относительно нашей Земли, в частности, говорят, что её подпирает скала, с которой горы Каф связаны посредством жил и корней. Когда Аллах желает произвести землетрясение в каком-нибудь месте, Он велит скале возбудить жилу, которая связана с этим местом[114]. Но имеется ещё один рассказ, в котором говорится, что наша Земля поддерживается рядом опор непостижимых размеров, расположенных под седьмой сферой. Рассказ заставляет нас предполагать, что семь земных сфер каким-то образом связаны друг с другом. Он помещен в книгу одного из вышеупомянутых авторов, и вот его содержание: Земля (под названием которой подразумеваются здесь семь земных сфер) была вначале, как говорят, неустойчивой. "Поэтому Аллах сотворил ангела огромного размера и необыкновенной силы. Он велел ему спуститься вниз (то есть под нижнюю сферу) и подпереть Землю своими плечами. Его руки, распростертые на восток и запад, ухватились за окраины Земли (или, как сообщается аль-Варди, семи земных сфер) и держали её (или их). Но не было опоры для ног ангела. Поэтому Аллах сотворил скалу из рубина, в которой содержалось семь тысяч отверстий, и в каждом из них образовалось море, размеры которого не знает никто, кроме Аллаха, да будет благословенно Его имя. Затем Аллах велел скале поместиться под ногами ангела. Но не было опоры для скалы. Тогда Аллах сотворил огромного быка, у которого было четыре тысячи глаз и такое же количество ушей, носов, ртов, языков и ног. Расстояние между каждой парой органов составляло пятьсот лет пути. Аллах, да будет благословенно Его имя, велел быку спуститься под скалу, и он подхватил скалу хребтом и рогами. Быка зовут Куюта[115]. Но и у быка не было опоры. Поэтому Аллах, да будет благословенно Его имя, создал огромную рыбу, которую никто не мог обозреть целиком из-за её колоссальных размеров и блеска её огромных глаз. Ведь утверждают, что, если бы все моря поместили бы в её жабры, они выглядели бы как зерно конопли посреди пустыни. Аллах, да будет благословенно Его имя, велел рыбе поддерживать ноги быка[116]. Рыбу зовут Бахамут (Бегемот). Её опорой Аллах сделал воду. Под водой — тьма, что же за тьмой, люди не знают"[117]. Другое мнение состоит в том, что семь земных сфер покоятся на скале среди воды. Скала стоит на хребте быка. Бык — на рыбе в песке. Рыба — на удушливом ветру. Ветер — на завесе тьмы. Тьма — на дымке, а что под дымкой, неизвестно[118]. Принято считать, что под нижней сферой Земли, под морями тьмы, число которых неизвестно, находится ад, состоящий из семи ступеней, одна под другой. Первая ступень, по общему мнению, предназначена для согрешивших мусульман. Вторая — для христиан. Третья — для евреев. Четвертая — для сабейцев (еретиков). Пятая — для магов. Шестая — для идолопоклонников. Седьмая, по общему согласию, — для лицемеров. Джаханнам — общее название для ада, а также для его первой ступени[119]. Расположение ада — повод для споров. Некоторые помещают его в седьмую земную сферу, другие полагают, что он находится либо над, либо под земной сферой, на которой мы обитаем. Когда наступит конец света, Аллах, как утверждают, возьмет всю Землю в свою левую руку, а скрученные Небеса — в правую руку[120]. Эта Земля будет заменена на другую, а эти Небеса — на другие[121]. Ад приведут на суд Аллаха[122]. Примечания:1 См. ниже, с. 28. 9 Полный перевод этой молитвы см. в моей книге: О нравах и обычаях современных египтян. Гл. XXV. 10 Коран, 5: 35. 11 Полное описание молитв см.: Современные египтяне. Гл. III. 12 Икама, см. гл. 8. 97 Понятие о семи небесах, видимо, происходит от семи сфер, первой из которых является Луна, второй — Меркурий, третьей — Венера, четвертой — Солнце, пятой — Марс, шестой — Юпитер и седьмой — Сатурн. Предполагается, что каждое из этих светил вращается вокруг Земли в соответствующей сфере. Также и семь земель, видимо, произошло от деления Земли на семь климатических зон — деления, принятого рядом арабских географов. 98 См.: Коран, 65: 12 и ответы Мухаммеда Абдаллаху ибн Саламу, цитируемые в рукописи Ибн аль-Варди. Кроме того, Макхул, цитируемый тем же автором, и Мишкат аль-Масабих. Т. 2. С. 652, 653. 99 См. рукопись Ибн аш-Шихна. 100 В другой рукописи того же автора — из жёлтого. 101 В его рукописи Хитати. 102 Коран, 13: 3 и несколько других мест. 103 Там же, 2: 20 и 78: 6. 104 Там же, 71: 18. 105 Мехул, цитируемый Ибн аль-Варди. 106 См.: Вабб ибн-Мунаббих, цитируемый аль-Макризи в Хитати. 107 Ибн аль-Варди, однако, утверждает, что это название порождено ужасами и тяжелыми условиями плавания в океане. 108 Ср. с "Выдержками из Корана" Лейна. 2-е изд. 1879. С. 128. 109 Аль-Хизр. История в Мир-ат аз-Заман. 110 См. аль-Казвини. 111 Ответы Мухаммеда на вопросы Абдаллаха ибн-Салама, приводимые Ибн аль-Варди. 112 Коран, 2: 22 и 66: 6. 113 См. Мир-aт аз-Заман. 114 Предание от Пророка, записанное Ибн-Аббасом и приводимое аль-Варди и аль-Исхаки. Последний описал также землетрясение, которое произошло в его время. См. также следующее примечание. 115 В книге Ибн аш-Шихна бык называется Куютан. Орфография этого слова сомнительна, поскольку не проставлены огласовки. По преданию, в передаче аль-Варди, этот бык дышит дважды в течение дня (или двадцати четырех часов). Когда он выдыхает воздух, происходит морской прилив, когда вдыхает — происходит отлив. Но не надо думать, будто арабы не имеют представления о научной теории приливов и отливов. Более образованные из арабов объясняют это явление влиянием луны. Многие из арабов приписывают землетрясения дрожи этого быка. 116 В книге Ибн аль-Варди между быком и рыбой помещено некоторое количество песка. 117 Ад-Дамири со ссылкой на Вабб ибн-Мунаббих цитируется аль-Исхаки. Т. 1. Ч. 1. 118 См. Ибн аль-Варди. 119 Другие ступени — Лаза, Аль-Хутама, Са'ир, Сакар, Джахим и Хавие. 120 См.: Коран, 39: 67. 121 См. там же, 14: 49. 122 См. там же, 89: 24. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|