Знание без познания

Однако одной лишь необходимостью для группы представителей инопланетной цивилизации обеспечить себя достаточным количеством продуктов объясняется хоть и значительная часть поступков богов, но далеко не вся их деятельность в отношении человечества. Ясно, что переход (точнее перевод) человечества к земледелию сопровождался передачей людям таких знаний, которые были необходимы для организации сельскохозяйственных работ. Равно как и сопутствующий переход к оседлому образу жизни также требовал некоторых знаний в обеспечении этого образа жизни.

Если же учесть явный интерес инопланетной цивилизации к некоторым полезным ископаемым (например, золоту, меди и т. п.) и нежелание ее представителей самим гнуть спину, то будет понятна также передача определенных знаний в области добычи и переработки этих ископаемых. В том числе и в области металлургии.

Необходимость создания для богов каких-то «мест проживания» (которые люди далее начали называть «храмами») и прочих сооружений создавала также предпосылки для задействования людей на некоторых наиболее простых этапах строительства. Это вполне прослеживается, скажем, в целом ряде мест добычи строительного материала, когда с помощью явно примитивных инструментов и простых технологий создавались «полуфабрикаты» как относительно небольших, так и громадных блоков, которые в дальнейшем боги уже перемещали на место и доводили до нужного состояния сами с помощью высоко развитых технологий.

Все это указывает на то, что инопланетная цивилизация была поставлена перед необходимостью передать человечеству определенный минимум соответствующих знаний. Этот минимум итак получался совсем немаленьким, однако боги явно «увлеклись» и стали передавать людям не только знания, необходимые для перехода к «новому строю», но даже и то, в чем не было на самом деле никакой острой потребности.

Невозможно однозначно сказать, почему именно это произошло. Может быть, любопытные «говорящие мартышки» (то есть люди) задавали слишком много вопросов. Может, боги на некотором этапе увидели, что созданный ими «гибрид» способен на гораздо большее, чем на простое исполнения заученных приемов. А может быть, все сразу входило в затеянную богами программу их прогрессорской деятельности. Как бы то ни было, они явно вышли за рамки минимума и стали передавать людям такие знания, которые не были необходимы ни для выживания самих богов, ни для создания человеческой цивилизации, поддерживающей существование этих богов на чуждой им планете.

(Отмечу в скобках, что вариант сугубо «благотворительного» плана дать людям широчайшее знание представляется самым маловероятным. На это указывает как достаточно обрывистый, далекий от стройной системы характер привнесенного знания, так и весь ход дальнейших событий.)

К «излишнему» знанию, переданному богами людям, в первую очередь можно отнести все, что связано с устройством мироздания в целом. Практической пользы от подобного знания древним цивилизациям не было никакого. Урожай от этого не повысится, металлов больше не добудешь, корзин больше не сплетешь, керамическая посуда крепче не станет…

Не было никакой практической пользы и самим богам от передачи людям такого знания. Однако древние легенды и предания не так уж и редко обнаруживают поразительные параллели с теорией Большого Взрыва (в результате которого, согласно современным представлениям, возникла наша Вселенная), с принципом относительности (который составляет основу теории Эйнштейна), с принципом неопределенности Гейзенберга (описывающим поведение микромира) и с массой других современных научных представлений о глобальных законах мироздания.

Например, индейцы Мезоамерики использовали одно и то же слово для обозначения пространства и времени. А мы объединили эти понятия в одно только в ХХ веке с появлением теории относительности Эйнштейна. Более того, в Мезоамерике встречаются представления о том, что мы живем не просто в пространстве-времени, а в четырехмерном времени. Для большинства современников четырехмерное время — сущность сугубо гипотетическая или просто математическая абстракция. Однако, скажем, в финслеровой модели на базе так называемых поличисел, которую ныне разрабатывает международная группа ученых под руководством Дмитрия Павлова в Институте Гиперкомплексных Систем в Физике и Математике, получается, что наше пространство-время обладает такими свойствами, которые позволяют проводить параллели именно с четырехмерным временем.

Что это — случайное совпадение?..

Может быть. Но есть и другое совпадение.

В отличие от нас, привыкших к выражению «четыре стороны света», индейцы говорили о «четырех углах неба». Это очень странное для нас словосочетание, поскольку мы привыкли к тому, что небесная сфера над нами углов не имеет — раз она сфера.

Зато в рамках той же самой финслеровой модели на базе поличисел для физического наблюдателя, живущего в четырехмерном пространстве-времени с так называемой метрикой Бервальда-Моора, окружающий мир будет выглядеть так, как будто небосвод имеет четыре особые точки, представляющие как бы вершины пространственных углов. Эти «углы» нельзя увидеть воочию. Для этого нужно иметь телескопы с возможностью заглядывать в самые дальние уголки Вселенной и анализировать особенности движения самых удаленных объектов (например, квазаров), но такие особые точки вполне можно обнаружить.

Имея пусть и удобную, но все-таки весьма простую систему записи обычных натуральных чисел, индейцы, естественно, и знать не знали, что могут существовать поличисла, которые представляют одну из разновидностей чисел гиперкомплексных. И уж тем более не имели понятия ни о геометрии с метрикой Бервальда-Моора, ни о существовании метрики пространства как таковой. Но об одном из глобальных следствий подобного представления нашего пространства-времени почему-то знали…

Но и это — еще не все.

По представлениям индейцев, углы неба были разного цвета: на севере — черный, на западе — белый, на юге — синий, на востоке — красный. Согласно же древним преданиям, для поддержки небесного свода боги поставили пять деревьев: в центре вселенной — зеленое, на севере белое, на западе черное, на юге желтое, на востоке красное.

Рис. 183. Цветовая схема мироздания индейцев Мезоамерики


Удивительно, но оказывается, что все цвета тут не случайны и связаны с известными нам двумя способами отображения мира: черно-белым и цветным. Ведь именно красный, зеленый и синий в качестве базовых передают всю цветовую гамму в современных фото и видео изображениях!!! И всякому, кто сталкивался с коррекцией цвета, знакомо сокращение RGB — от английского «Red-Green-Blue» — «Красный-Зеленый-Синий». Причем даже сочетание синего с желтым (по-английски «Yellow») в южном углу неба не случайно. Эти цвета являются, как говорят, дополнительными друг к другу, и при цветокоррекции составляют два полюса одной шкалы.

Откуда у индейцев Мезоамерики абсолютно бесполезное для них знание в той области, с которой мы сами столкнулись чуть более столетия назад только с появлением цветной фотографии?..

Случайность?.. Но попробуйте-ка случайной выборкой из всей возможной палитры не выбрать ни одного лишнего цвета и отобрать только те цвета, которые являются базовыми в формировании как раз всей этой палитры!..

Это — не случайность. Это — знание.

Рис. 184. Шкала цветокоррекции программы Adobe Photoshop


Есть аналогичные примеры и на других континентах.

Скажем, уже упоминавшая ранее китайская «Книга Перемен» («И-Цзин») обнаруживает не только явную связь с «Бипериодической таблицей генетического кода», которая описывает основные принципы кодирования наследственной информации всех известных живых систем, но и с двоичной системой счисления, которая нашла свое практическое применение только в ХХ веке с развитием компьютерной техники. Более того, в философских принципах «гадания» с помощью этой «Книги Перемен» обнаруживается немало общего даже с такими экзотическими современными научными разработками, как теория бустрапа или теория S-матрицы (даже не буду забивать голову читателям пояснением содержания этих теорий).

Зачем бы могли понадобиться такие знания китайцам многие тысячи лет назад?..

Никакое знание не может возникнуть на пустом месте. И тем более не может возникнуть «из ниоткуда» знание подобного уровня. Для него нужна мощная база всесторонних знаний многих предыдущих поколений соответствующего же уровня. И нужно пройти массу промежуточных ступеней. Однако следов таких промежуточных ступеней абсолютно не прослеживается. Это знание появляется буквально вдруг и сразу уже в готовом виде.

Примитивному человеческому обществу невозможно было «просто додуматься» до таких выводов, к которым только-только подбирается современная наука. Если бы речь шла только о каких-то самых общих соображениях — другое дело, вероятность этого была бы. Но мы имеем дело с весьма детализированной информацией, пусть эти детали и составляют лишь краткие обрывки некоей целостной системы представлений. Наши предки получить знания в таком виде, в каком они отражены в древних легендах и преданиях, могли только со стороны — от весьма высоко развитой цивилизации. Собственно, они и сами в этом признаются — знания получены ими от «небесных богов»

Показательно, что на каждом этапе наших научных представлений, всякий раз, когда они выходит на новый уровень, вновь обнаруживаются соответствующие параллели с тем, что утверждают древние легенды и предания. Это говорит о том, что знание об основных законах мироздания, заключенное в мифологии, имеет высочайший уровень. Впрочем, от инопланетной цивилизации, которая уже тысячи лет назад намного превосходила наш современный уровень и которая передала людям это знание, иного ожидать и не приходится…

Это подводит к идее, что мы в принципе имеем возможность «выудить» из древних легенд и преданий то знание, до которого сами пока не дошли. Но это — именно в принципе. В реальности сделать это далеко не просто. Хотя и возможно…

* * *

В качестве странных и «бессмысленных» для наших предков знаний я склонен рассматривать и те, что относятся к астрономическим и календарным знаниям (календарь так или иначе привязывается к движению небесных тел, поэтому является лишь частным случаем астрономического знания).

Возможно, это многим покажется странным, ведь нам буквально со школьной скамьи рассказывают довольно стройную версию о длительном развитии целой системы наблюдений за небом только лишь ради того, чтобы мореходы не заблудились в открытом океане, а землепашцы не прозевали момент начала посевной.

Однако стройность этой версии абсолютно надумана.

Мореходы в древние времена ориентировались преимущественно по форме береговой линии. И это было основным знанием, которое с них спрашивалось и в котором они нуждались. В открытом море (при знании формы береговой линии) точная ориентация является совсем ненужной и даже излишней. Достаточно знать направление на стороны света, которое легко определяется по полярной звезде, указывающей на север, и уже можно с хорошей точностью плыть в нужную сторону. А при достижении берега в какой-то приблизительной точке можно далее руководствоваться той самой береговой линией. Это гораздо менее трудоемко, более надежно и не требует непрерывного учета ветра и течений в каждой точке пути. По такой схеме, собственно, и плавали даже еще не в столь отдаленные времена…

Аналогично и с землепашцами. Спрашивается — зачем им точный астрономический календарь, если погода каждый год разная?!. Колебания климата на нашей планете были всегда. А урожай зависит прежде всего от этих самых колебаний климата. И если в какой-то год, скажем, 1 мая уже устоялась теплая и сухая погода, то на следующий — вполне еще могут быть продолжительные заморозки. Не нужно быть большим специалистом в области сельского хозяйства, чтобы понять, что ориентировка на универсальный календарь вместо текущей погоды будет приносить вовсе не пользу, а серьезный вред. Поэтому во все времена у землепашцев ценились гораздо больше не те, кто знал точную дату календаря, а те, кто мог глазом по народным приметам и рукой по влажности почвы определять наиболее благоприятный момент посева.

Похоже, что слабость традиционного объяснения видна даже самим историкам, поскольку они в последнее время все меньше упоминают мореходов и землепашцев и все чаще ссылаются на некие «культовые традиции», связанные якобы с поклонением Солнцу и другим объектам небесного свода. Дескать, наши древние предки уделяли столь большое внимание движению небесных тел, поскольку видели за ними некие сверхъестественные силы, которые управляют всем на земле. Модификация этой версии, которая используется для «объяснения» некоторых особенностей древних сооружений, ныне уже развилась в целое направление, которое принято называть «теорией палеоастрономической ориентации объектов». Хотя я более склонен называть эту версию «теорией палеоастрономического умопомешательства».

По представлениям историков, нашим далеким предкам больше нечем было заниматься, кроме как ворочать громадные многотонные каменные блоки всего лишь ради того, чтобы зафиксировать пару-тройку точек на небосводе, которые чем-либо примечательны, с точки зрения движения небесных тел. Чаще всего движения Солнца; реже — ярких звезд и созвездий. И вроде бы такие точки «находятся» чуть ли не для всех древних сооружений. А для некоторых — типа знаменитого Стоунхенджа — целые комплекты таких точек!..

Рис. 185. Стоунхендж


Но что здесь является реальным фактом, а что всего лишь надуманной интерпретацией?..

Во-первых, примечательных объектов на небе много.

Суточное вращение всего небосвода, годовое движение нашей планеты вокруг Солнца и прецессия (вращение земной оси вокруг некоего направления со скоростью один оборот за период примерно 26 тысяч лет) приводят к тому, что видимое положение этих объектов постоянно меняется. В результате — практически для каждого направления можно найти какой-нибудь примечательный небесный объект, который в какое-то время оказывается расположенным именно в этом направлении (в этом сейчас легко может убедится любой желающий с помощью широко доступных компьютерных астрономических программ).

И даже если некое сооружение построено с явной привязкой к конкретному направлению, будет ли это в подобных условиях означать, что земное сооружение возводилось именно с учетом положения конкретного небесного тела в конкретное время?.. Достаточно очевидно, что такая связь весьма сомнительна и требует отдельного доказательства в каждом конкретном случае; доказательства, которое должно базироваться еще на чем-нибудь кроме голых предположений и случайных совпадений.

Во-вторых, фиксация конкретного направления с помощью громадных каменных глыб чрезвычайно более трудоемка, чем фиксация того же направления с помощью, скажем, обычной палки или ствола дерева. Конечно, древесина — материал недолговечный. Но палку или столб (из ствола дерева) всегда можно заменить на новые, и это не требует каких-либо существенных усилий. Достаточно регулярной починки раз в несколько лет или даже десятков лет — и готова обсерватория с минимальными трудозатратами!.. Более того, это будет только стимулировать поддержание постоянного «штата астрономов», а следовательно, и способствовать сохранности соответствующего знания.

В-третьих, использование камня заведомо ухудшает эффективность работы такой обсерватории. Достаточно очевидно, что чем тоньше ориентир, тем лучше будет точность при наблюдении с одного и того же расстояния. И эквивалентом простому деревянному столбу по точности будет уже конструкция как минимум из двух больших камней, которые к тому же надо будет умудриться поставить и зафиксировать параллельно друг другу (всего лишь заменив простой столб щелью между каменными блоками).

В-четвертых, как следствие из предыдущего пункта, определяемая исследователями «ориентация» реальных каменных сооружений на какое-либо направление обладает в подавляющем большинстве случаев весьма заметной погрешностью (которую предпочитают не упоминать), что увеличивает сомнения вообще в наличии ориентации как таковой.

В-пятых, очень часто путают астрономическую привязку с географической. Если некий объект имеет, например, окна, направленные на восток и запад, то, согласно элементарным астрономическим закономерностям, в дни весеннего и осеннего равноденствия восходящее Солнце будет видно аккурат через восточное окно, а заходящее — через западное. Только привязка к Солнцу здесь будет абсолютно не при чем…

Для определения же географических направлений вовсе не обязательно выстраивать на веки вечные каменные конструкции. В любой солнечный день для весьма точного определения направления на север (а соответственно, и на все другие стороны света) достаточно абсолютно элементарной операции.

Берем палку и веревку с небольшим камнем. Утром втыкаем палку в землю вертикально с помощью отвеса (веревка с камнем). Затем с помощью освободившейся веревки проводим окружность с центром в месте расположения палки таким образом, чтобы тень от палки была длиннее радиуса проводимой окружности. И ждем. Когда конец тени от палки расположится прямо на окружности, отмечаем соответствующую точку и опять ждем. Тень станет меньше, а потом начнет снова расти. Когда конец тени от палки снова расположится на окружности, отмечаем вторую точку. Теперь осталось только соединить середину отрезка между двумя отмеченными точками (я уж не буду описывать опять-таки элементарные действия с помощью веревки для «вычисления» точного положения середины отрезка — это входит в рамки школьного курса геометрии) и точку, в которую воткнули палку. И все!.. Направление север-юг отмечено с великолепной точностью с минимальными трудозатратами — достаточно одного человека, который даже не успеет устать от своих манипуляций. А если вдруг не захотелось повторять каждый раз эту элементарную операцию, то можно выложить по однажды определенному направлению стрелку или даже просто линию из небольших камней. Еще час-другой ленивой работы… И никакие Стоунхенджи не нужны!..

* * *

Но если столь очевидна абсурдность назначения многочисленных каменных сооружений в качестве обсерваторий, то зачем историкам потребовалась эта версия?..

Да просто нужно было найти какое-то объяснение — в рамках традиционной версии — тем астрономическим знаниям, которыми обладали наши далекие предки.

Ведь без очень длительных — и весьма точных (!!!) — астрономических наблюдений невозможно получить ни ту продолжительность года, которая обнаруживается в надписях майя и которая согласуется с современными астрономическими данными; ни ту точность эфемерид (таблиц, описывающих движение небесных тел), которые найдены в Междуречье; ни продолжительность периода такого явления как прецессия, о котором явно знали наши предки в совершенно разных регионах планеты.

(Часто ошибочно утверждается, что майя будто бы имели более точный календарь, чем современный. На самом деле это не так. Майя на практике пользовались весьма неточным календарем в 365 дней. А ошибочный вывод о точности календаря сделан на основе обнаруженных археологами записей, отражающих соотношения между разными астрономическими циклами — из этих соотношений можно вычислить очень точно продолжительность года. Правда, получится дробное значение, а майя дробных чисел не знали. Но продолжительность года — это одно, а точный календарь — все-таки несколько другое…)

Впрочем, к подобному знанию люди никоим образом не могли прийти самостоятельно, даже если бы тратили львиную долю своего времени только на астрономические наблюдения. Дело в том, что как для получения точной продолжительности года и эфемерид, так и для самого обнаружения явления прецессии нужно не просто наблюдать за небом. Нужно еще, во-первых, четко и точно фиксировать и описывать положение небесных тел; и, во-вторых, передавать это описание из поколения в поколение так, чтобы информация не терялась и не искажалась (для примера: прецессия приводит к относительному смещению Солнца на фоне звезд всего на один градус за 72 года; и при этом надо обойти каким-то образом тот «неудобный» момент, что при Солнце звезд не видно!). Между тем практически все найденные «рабочие астрономические» записи весьма общи и даже расплывчаты, а у майя так вообще полностью отсутствуют — у них есть лишь итоговый результат в виде готовых таблиц и соотношений.

Более того: для точных астрономических расчетов нужен и весьма точный хронометраж. Но чем и как древние могли отмерять время, если пользовались в лучшем случае лишь солнечными часами, которые ночью — в единственно доступное для наблюдения за звездами и планетами время — абсолютно не работают?!.

Но есть и совсем поразительные знания, которые никакими простыми астрономическими наблюдениями получить невозможно в принципе.

Например, в «арсенале» у индейцев Мезоамерики среди названий Венеры есть и такое, которое переводится как «звезда, которая курит». О чем это?.. О ее атмосфере или вулканах?.. Однако без серьезной оптики атмосферу нашей соседки не разглядеть!.. А для того, чтобы узнать о наличии на ней вулканов, нам пришлось посылать межпланетные зонды… Тогда откуда такое знание у индейцев?.. И зачем оно им?!.

И уже тем более никакие простые наблюдения за небом не могли дать знания нашим предкам о громадных расстояниях между звездами и спиральной структуре галактик, а догонам вдобавок и о том, что Сириус не является простой одинарной звездой…

В противоречии с официальной точкой зрения находится и тот факт, что точность эфемерид в Междуречье не увеличивалась век от века, как должно было бы быть при постепенном изучении движения небесных тел, а наоборот — ухудшалась. То же самое можно наблюдать и для использованных индейцами Мезаоамерики календарных систем…

Все сводится к тому, что эти астрономические знания люди получили извне — от представителей цивилизации, которая обладала необходимыми для этого ресурсами и возможностями. Получили уже в готовом виде, не развивая их в дальнейшем, а лишь теряя

Между прочим, с рационально-приземленной точки зрения, непонятен вообще столь пристальный интерес древних к движению небесных тел!.. Ну, допустим, Солнце освещает и обогревает. Его положение на небосводе определяет оставшееся светлое время суток, на протяжении которого можно охотиться или работать на полях. Луна хоть и не всегда, но все-таки тоже приносит пользу ночью своим серебристым светом. А зачем индейцам Мезоамерики таблицы, отображающие с великолепной точностью циклы Венеры?..

И что проку вообще от каких-то точек, рассыпанных в черноте наверху?!. На земле и без них много чего интересного…

А вот для цивилизации, которая освоила полеты в космическом пространстве, подобный интерес вполне естественен. Как вполне естественны и знания, упомянутые выше…

Между прочим, есть одна весьма любопытная деталь — астрономические знания, которые приписываются индейцам Мезоамерики и которые отражены в так называемом Дрезденском кодексе в виде таблиц, имеют привязку вовсе не к земному году в 365 дней, а к некоему странному «священному» циклу длительностью в 260 дней — периоду, который не обнаруживает никакой связи ни с планетами Солнечной системы, ни с каким-либо иным наблюдаемым с Земли небесным телом. И абсолютно не исключен вариант, что цикл в 260 дней является продолжительностью года на родной планете богов. По крайней мере такой вариант вполне логичен — боги составляли астрономические таблицы в более привычной именно для них системе измерения…

И тут уже несколько по-другому можно взглянуть на то положение современного взгляда историков, которое связывает интерес наших предков к небесным телам с неким «культом», с их верованиями и религиозными представлениями. С учетом реальности «небесных богов» можно выдвинуть несколько версий стимула подобного интереса.

Версия первая — «культовая».

Боги на Земле требовали повиновения и поклонения. Но боги прибыли именно с небес — откуда-то из глубины необъятного космоса от одной из ярких точек на небосводе, где остались еще боги, столь же могущественные. А у другой точки на небе могли обитать другие боги, у третьей — третьи…

Более того, боги, обитавшие на Земле, периодически улетали на небо и возвращались (упоминаний об этом в древних легендах и преданиях столько, что и пересчитать их, пожалуй, невозможно). Издали летательные аппараты богов хоть и мало отличались от обычных звезд, но были заметны по своему перемещению на их фоне. А раз так, то можно было заранее узнать об очередном визите богов по движению тел на небосводе.

Версия вторая — прагматическая.

Люди узнали от богов об истинной причине катаклизма под названием Всемирный Потоп, память о котором сохранили их предки. В частности, вполне возможно, что именно это знание явилось первопричиной того суеверного страха перед кометами, который дожил почти до наших дней… Но следующего метеорита, который мог вызвать аналогичные беды, надо было ждать оттуда же, откуда пришел предыдущий — с неба. И для того, чтобы заранее узнать об опасности, нужно было научиться выделять его среди других небесных тел.

Версия третья — астрологическая действительная.

Ныне уже мало кто возьмется оспаривать то, что на нашу жизнь оказывает постоянное влияние воздействие со стороны Солнца и Луны. Многие (и не без оснований) полагают, что аналогичное воздействие мы можем испытывать и со стороны других небесных тел. Поэтому абсолютно не исключен вариант, что такое влияние действительно имеет место быть; что о нем прекрасно знали боги — представители куда более развитой цивилизации, и что это свое знание боги в какой-то мере передали людям.

Астрология во все времена занимала одно из важнейших мест в жизни людей, хотя ныне и приравнивается академической наукой к обычным суевериям. Но я, пожалуй, не возьмусь утверждать, что современная астрология является прямой наследницей астрологии древней — той самой, которая заключала в себе знание богов о соответствующих законах мироздания. Более того, мне представляется, что за прошедшие тысячелетия астрология настолько сильно деградировала, настолько сильно растеряла исходные реальные знания, что ее современный вариант весьма далек от метода описания действительных закономерностей влияния небесных тел на обитателей Земли. Однако это — мое частное мнение, основанное более на субъективных оценках, нежели на сколь-нибудь детальном анализе данного предмета…

Версия четвертая — астрологическая мнимая.

Астрономическое знание, связанное с движением Солнца и планет, позволяло определять их будущее положение на небосводе. Говоря другими словами, оно в определенной степени позволяло предсказывать будущее!.. Но если потерять изначально заложенный в переданных знаниях смысл, то легко можно прийти к ошибочному заключению, что это знание дает возможность предсказывать будущее вообще, а не только на небесном своде. И тогда мы получаем, что вовсе не астрономия развилась из астрологии, как утверждают историки, а как раз наоборот — астрономическое знание инопланетной цивилизации вырождается у людей в астрологию, не имеющую в этом случае уже никакого объективного содержания…

Вполне возможно, что в основе «странного» интереса и пристального внимания наших предков к небосводу лежала не одна из упомянутых тут причин, а две или даже более. Как бы то ни было, в этом случае необъяснимая рациональными причинами тяга к астрономическому знанию получает достаточно весомые стимулы, способные поддерживать ее на протяжении тысячелетий…

* * *

Конечно же, далеко не все, чему обучили людей боги, относилось только к двум крайним группам практически-приземленных и отвлеченно-академических знаний. Были и такие, которые можно условно отнести к промежуточной группе — знания, имевшие практическое применение, но существенно превышавшие по своему уровню это самое практическое применение. Внешнее происхождение таких знаний подчеркивается не только этой разницей в уровне, но и тем, что появляются они буквально из ниоткуда в готовом целостном виде в одно мгновение ока без каких-либо следов постепенной эволюции.

Например, в качестве таких «знаний без развития» многие исследователи отмечают математическую систему Древнего Шумера. В ряде книг можно найти даже утверждения о том, что современные профессиональные математики до сих пор не могут понять ее базовых принципов, хотя и вынуждены констатировать наличие целостной системы и ее высочайший уровень.

Скажу честно: мне не удалось до сих пор выяснить, откуда пошла такая информация — для авторов книг альтернативной направленности характерно, увы, простое переписывание друг у друга и часто без указания первоисточников. Не удалось также выяснить, насколько это утверждение соответствует реальности, поскольку пока не попадалось действительно серьезных математических работ на эту тему. Однако если пока и нет прямых доказательств «чрезмерно» высокого уровня математической системы шумеров, то есть вполне определенные и весомые косвенные свидетельства.

Дело в том, что существенную часть из найденных клинописных табличек Древнего Шумера составляют те, которые были составлены для обучения «школьников» или написаны самими «школьниками» в процессе этого обучения. Таблички дают возможность довольно подробно восстановить картину всей шумерской системы образования в целом. На эту тему проведено уже немало исследований, которые сходятся на том, что в Древнем Шумере учеников не обучали думать — их обучали запоминать. Более того: шумеры не обучались не только поиску алгоритмов решения, но даже и самим алгоритмам решения — они лишь зубрили уже готовые решения!

В любом обществе система образования неразрывно связана с уровнем научного знания в целом. Ведь выпускники такой системы пополняют в том числе и когорту ученых, которым предстоит развивать это научное знание. Поэтому при естественном развитии событий не может быть такой ситуации, что система образования «про одно», а научное знание того же общества — «про другое». И выученный только зубрить не сможет думать и творить. Это — два принципиально разных способа работы сознания!.. Любая же научная система — в том числе и математическая — может быть лишь результатом постепенной эволюции, постепенного развития, которое невозможно без людей, способных не только повторять старое, но и придумывать новое.

Так что есть вполне определенные предпосылки, что шумерская математика действительно имеет в своей основе систему, которая базируется на неизвестных нам принципах. И если это так, то было бы весьма интересно привлечь к серьезному анализу этой системы профессиональных математиков. Перспективы здесь выглядят чрезвычайно заманчивыми…

Тем более, что имеется и косвенное свидетельство именно привнесенности извне самих основ шумерской математики — ее системы счисления. Шумеры, как известно, использовали довольно странную для нас шестидесятеричную систему записи чисел. Появление именно такой системы выглядит абсолютно не логичным и ничем не обоснованным. Частично она перешла и к нам — мы используем деление окружности на 360 градусов; один наш час содержит 60 минут, а минута 60 секунд…

А почему именно 60?.. Почему, собственно, не 100?.. Ведь все остальное мы измеряем кратно десяти — по количеству пальцев на руках. Даже для фиксирования времени спортсменов на соревнованиях мы дробим секунды на десятые и сотые доли, а вовсе не продолжаем деление на 60 — получается довольно вычурная система, требующая постоянного напряжения ума для правильного восприятия записи. В столь неудобную для нашей реальной жизни запись выливается попытка совместить шумерское наследие (или-таки вовсе не шумерское, а наследие древних богов?..) с привычной нам десятеричной системой…

Нередко приходится встречать утверждения о высоком уровне математических знаний индейцев Мезоамерики. Но здесь — как и в случае с календарем — мы на самом деле сталкиваемся с ошибками исследователей в терминологии и трактовках. Дело в том, что под «математическим знанием» эти исследователи чаще всего понимают простую систему записи чисел. Однако сколь бы непривычна для нас не была двадцатеричная числовая система, имеющая вдобавок смешанную позиционно-аддитивную форму записи, сколь бы не велики были записанные на каменных стелах с помощью этой системы числа, это — всего лишь запись числа, а вовсе никакая не математика.

Максимум, что еще могли делать индейцы, это производить подсчеты с помощью камушков и расчерченной таблицы по тому же самому принципу, что и мы совсем недавно использовали в конторских счетах с костяшками. Но и это — в лучшем случае арифметические действия (причем даже не все), а совсем не математика…

О математических знаниях древних египтян известно довольно мало. С одной стороны, то, что найдено в этой области, не превышает по сложности обычных операций с дробями. С другой стороны, все те мыслители Древней Греции, которые считаются основоположниками математики (впрочем, и не только математики), либо путешествовали в Египет, где общались с «хранителями древнего знания», либо так или иначе оказались причастными к этому знанию, полученному в Египте другими. Именно после общения с древнеегипетскими жрецами на греческих мыслителей как будто нисходило какое-то просветление, и они не только «производили на свет» что-нибудь «новое» из научного знания, но и основывали целые школы последователей.

Закрытость жречества Древнего Египта не позволяет в должной мере проанализировать уровень его знаний на предмет привнесенности со стороны более развитой цивилизации. Зато такой анализ может быть проведен в отношении более доступного наследия этой страны — ее искусства. Собственно, вся содержательная часть анализа уже сделана в конце ХХ века академиком Б.Раушенбахом в работе «Живопись и рельеф Древнего Египта», которая вошла в книгу под названием «Геометрия картины и зрительное восприятие», выпущенную издательством «Аграф» в 2000 году уже после смерти автора…

* * *

В многочисленных странностях древнеегипетского искусства, которое из-за них порой кажется нам чуть ли не примитивно-вычурным и неестественным, Раушенбах обнаружил весьма четкие правила, которые передавались в качестве традиции. Эти правила оказались ровно теми же самыми приемами, которые используются… в современном техническом черчении!!!

«Сравнительный анализ методов, применяемых древними египтянами и современными инженерами, убеждает в их поразительном сходстве, почти полном совпадении» (Б.Раушенбах, «Живопись и рельеф Древнего Египта»).

Метод ортогональных проекций, использование плана для отображения взаимного расположения объектов, стандартизация условных приемов и обозначений, сочетание разных проекций в одном изображении (так называемый условный поворот), разномасштабность, разрез, развертка — все эти чертежные приемы широко использовались в Древнем Египте!

Рис. 186. Изображение на стене храма в Эдфу (Египет)


«…сопоставление древнеегипетского способа передачи объективного пространства и современного технического черчения показало их полную изоморфность (совпадающую структуру). И это несмотря на то, что в одном случае перед нами произведение искусства; а в другом — скучная производственная документация. Общими для них являются, конечно, лишь геометрические методы передачи объективного пространства на плоскости изображения. Эта изоморфность дает основание назвать древнеегипетское изобразительное искусство художественным черчением. Образно говоря, создается впечатление, что древнеегипетский художник, прежде чем приняться за работу, внимательно изучал современные промышленные стандарты на изготовление чертежей и строго следовал их правилам, нигде не ошибаясь» (там же).

«Чертеж и перспективное изображение — это два полярных, но одинаково разумных и правильных способа изображения. И древнеегипетское искусство надо рассматривать с позиций чертежных, а не перспективных методов изображения. Если встать на эту точку зрения, то неизбежно приходишь к выводу об абсолютном совершенстве древнеегипетского изобразительного искусства. Современное промышленное черчение прошло длинный путь развития, над его становлением и обоснованием работали выдающиеся математики и тысячи инженеров. Сегодня это — давно устоявшаяся область знания, и ее дальнейшее улучшение практически исключено; она уже больше не развивается, стало быть, достигнут предел возможного. Но тогда и изоморфное древнеегипетское изобразительное искусство — тоже предел совершенства, и улучшить его геометрическую структуру невозможно» (там же).

Итак, древнеегипетское изобразительное искусство — предел совершенства. И этот предел совершенства имеется уже во времена Древнего Царства, сохраняясь затем неизменным на протяжении тысячелетий в качестве традиции. Со временем (уже ближе к концу периода правления фараонов) начинается постепенная деградация и потеря этого чертежного совершенства.

Очевидно, что если современное промышленное черчение прошло длинный путь развития, чтобы достигнуть подобного совершенства, то и древнеегипетское искусство также должно было пройти длинный путь развития. Должно было… Но нет абсолютно никаких следов этого развития. Традиция появляется «вдруг» и сразу в совершенном виде!.. Налицо все признаки знания, привнесенного извне!

Любопытный момент: чертежные приемы широко использовались в искусстве; но там, где они требовались и где им было самое место, — в черчении — этих приемов практически нет! Найденные планы и схемы настолько примитивны и неаккуратны, что остается только диву даваться, как подобное могло быть сделано во времена столь совершенного искусства. Создается впечатление, что исходное назначение используемых в искусстве приемов либо было утеряно древними египтянами задолго до первых фараонов (!!!), либо так и осталось им неизвестно

Рис. 187. План гробницы (Луксорский музей, Египет)


В январе 2006 года информационные агентства мира распространили сенсационную новость: обнаружена древняя китайская карта, которая в очередной раз ставит под вопрос первенство Колумба в открытии Америки и которую китайский коллекционер Лю Ган приобрел в 2001 году в антикварном магазине в Шанхае за пятьсот долларов. Карта датируется 1763 годом, но имеет надпись: «Карту сию нарисовал Мо Йи Тонг, подданный династии Цин, в правление императора Гун Ли в 1763 году по оригиналу карты 1418 года». Это на 74 года раньше прибытия Колумба в Новый Свет, однако на китайской карте уже изображены обе Америки. Причем сразу два побережья — и западное, и восточное.

Рис. 188. Китайская карта


В очередной раз всплыли жаркие споры о том, кто же должен считаться «открывателем Америки». Версию, что первыми до Нового Света добрались китайцы, рьяно отстаивает американский историк, капитан ВМФ США в отставке Гэвин Менциес, автор книги «1421: год освоения Америки Китаем». По его мнению, они даже совершили кругосветное путешествие в 1421–1423 годах. В доказательство историк приводит факты, что первые европейские исследователи Америки писали, что индейцы сажают рис, разводят китайских кур и пользуются изделиями из фарфора.

Есть и другие предпосылки для подобных выводов. Китай в XV веке имел мощный флот, во главе которого был знаменитый китайский мореплаватель адмирал Чжэн Хэ, предпринимавший весьма дальние экспедиции. Например, сохранилась запись Чжэн Хэ о прибытии на сомалийское побережье Африки в 1418 году: «И наконец в голубой дымке утренней зари нашим глазам открылись земли варваров». Это было долгое путешествие — флотилия Хэ проплыла десять тысяч километров. Если бы Хэ проплыл столько же из Китая на Восток, до Америки ему оставалось бы всего несколько сотен километров.

Конечно же, есть и противники такой точки зрения. Флотилии Чжэна Хэ пришлось бы пересечь чуть ли не треть земного шара по окружности. Вдобавок еще и через океан, который считается тихим только по названию — штормы и бури здесь происходят намного чаще, чем в других регионах. Да и сам адмирал нигде не упоминает о каких-либо экспедициях в сторону Америки.

Другой аргумент скептиков — карта слишком уж близка к современной. Подобного просто не могло быть в средние века. Более того: на ней изображены не только обе Америки, но и Антарктида, открытая на 400 лет позже экспедиций под командованием Чжэна Хэ. И если даже предположить, что знаменитый адмирал умудрился добраться до Америки, то он уж никак не мог нарисовать подобную карту. Ведь — с учетом ее подробности — ему нужно было не просто достичь какого-то берега, а тщательно обследовать все побережье сразу трех новых материков!..

Аргументы скептиков весьма убедительны. Но карта-то существует!.. И если не Чжэн Хэ является автором оригинала, на который ссылается Мо Йи Тонг, то кто?.. И когда был составлен оригинал?..

Экспертам еще предстоит вынести окончательный вердикт относительно подлинности китайской карты. Однако абсолютно не исключен вариант, что она вовсе не является какой-нибудь более поздней подделкой. Как не исключен и вариант, что оригинал 1418 года действительно существовал. Дело в том, что эта карта — далеко не единственный пример карт, «которых быть не должно, но они есть»…

В 1929 году в старинном императорском дворце в Константинополе была обнаружена карта, которая была нарисована на шкуре газели и датирована 919 годом по мусульманскому календарю, что соответствовало 1513 году по христианскому летоисчислению. На ней стояла подпись Пири ибн Хаджи Мамеда, адмирала (то есть «рейса») турецкого флота, ныне известного как Пири Рейс.

Удивительным было то, что на карте были изображены не только острова Вест-Индии, открытые к тому времени Колумбом, но и та часть побережья Южной Америки, которая в 1513 году европейцам была неизвестна!..

Многочисленные экспертизы, в том числе и по почерку Пири Рейса, исключили вариант подделки. Однако хотя в подлинности карты не оставалось никаких сомнений, ученые отвергли ее как «аналог карты Колумба», и спустя некоторое время интерес к ней угас.

О карте не было слышно до 1956 года, когда в результате череды счастливых случайностей она вновь попала в центр внимания. Турецкий морской офицер преподнес в дар американскому морскому гидрографическому управлению коллекцию древних карт, среди которых оказалась и карта Пири Рейса, которая была направлена М.И.Уолтерсу, картографу морского штаба.

Так случилось, что Уолтерс передал карту своему другу, специалисту по древней картографии, капитану Арлингтону X. Мэллери, который посвятил много лет изучению старинных карт. Исследовав эту карту, Мэллери пришел к заключению, что ее южная часть отображала заливы и острова антарктического побережья, а точнее Земли Королевы Мод, скрытой ныне подо льдом.

Вскоре к исследованию карты Пири Рейса присоединился Чарльз Хэпгуд, который со своими студентами пришел к выводу о том, что Мэллери прав. Но все-таки карта была направлена ими на дополнительную экспертизу современными специалистами в области картографии.

6 июля 1960 года из ВВС США пришел ответ:

«Уважаемый Профессор Хэпгуд,

Ваш запрос об оценке необычных особенностей карты Пири Рейса от 1513 года был рассмотрен нашей организацией. Утверждение, что нижняя часть карты показывает Берег Принцессы Марты [части] Земли Королевы Мод в Антарктике, а так же полуостров Палмер имеет под собой основания. Мы нашли это объяснение наиболее логичным и, возможно, корректным. Географические детали в нижней части карты хорошо согласуются с результатами сейсмологического профилирования верхней части ледяной шапки, выполненного шведско-британской экспедицией 1949 года. Это означает, что береговая линия была нанесена на карту до того, как была покрыта льдом. Лед на этой территории имеет толщину приблизительно 1,5 километра. У нас нет догадок, каким образом эти данные могли быть получены при предполагаемом уровне географических знаний 1513 года.

Хэрольд Олмейер, подполковник, капитан ВВС США».

Рис. 189. Часть карты Пири Рейса 1513 года с побережьем Южной Америки и Антарктиды.


Карта Пири Рейса далека от совершенства. Студенты Хэпгуда обнаружили целый ряд недостатков: на карте отсутствует около 900 миль береговой линии восточного побережья Южной Америки, зато Амазонка указана дважды. Не был указан пролив Дрейка, разделяющий Южную Америку и Антарктиду.

«Другие существенные ошибки включали потерю северного побережья Южной Америки, а также повторение отрезков этого побережья и береговой линии Карибского моря. Так, ряд географических объектов был показан на карте дважды, но, правда, в разных проекциях. Для большей части Карибского региона северный меридиан шел почти под прямым углом к направлению на север на главном поле карты» (Ч.Хэпгуд, «Карты древних морских королей»).

Однако все эти ошибки вполне объяснялись тем, что Пири Рейс при составлении своей карты использовал сразу несколько источников, точность каждого из которых оказалась поразительной. Это заставило Хэпгуда обратить внимание на выводы одного из ведущих исследователей средневековых морских карт (так называемых «портуланов») — А.Е.Норденшельда, который составил целый атлас таких карт и написал труд по их истории.

Норденшельд выдвинул целый ряд доводов в пользу того, что средневековые портуланы могли происходить из более древних времен. Прежде всего: эти карты были слишком точными, чтобы считать средневековых мореплавателей их авторами. Во-вторых, удивление вызывал тот факт, что на этих удачных образцах не было признаков их развития. Портуланы, которые датировались началом XIV столетия, были столь же совершенны для своего времени, как и портуланы ХV века. Как будто кто-то сразу создал такие поразительные карты, что их не смогли улучшить даже в течение двух столетий весьма интенсивных морских путешествий.

Более того, Норденшельд обнаружил признаки того, что существовала всего лишь одна карта, а все портуланы, выполненные позже, были лишь копиями, которые в той или иной степени отличались от оригинала. Опираясь на анализ контуров Средиземного и Черного морей, Норденшельд пришел к заключению, что все портуланы схожи и будто срисованы с одной и той же карты. Но главное: на всех них использовался один и тот же масштаб, а единицы измерения расстояний уводили в античные времена.

«…возможно, что меры, принятые на портуланах, происходят от тех времен, когда финикийцы или карфагеняне контролировали Западное Средиземноморье, или, в крайнем случае, относятся ко временам Марина Тирского, который жил во II веке н. э. и считается предшественником географа Клавдия Птолемея» (Норденшельд).

По идее, и карта Пири Рейса, и китайская карта 1418 года в таком случае тоже могли быть срисованы с этой единой древней карты. Но мог ли в античные времена существовать такой первоисточник, на котором были показаны не только обе Америки, но и Антарктида?..

А почему бы и нет!?.

В последнее время все больше накапливается данных, которые указывают на весьма оживленные контакты жителей разных континентов и на то, что наши представления о древних предках как о «домоседах», неспособных на дальние странствия, просто ошибочны.

Древнеегипетские иероглифы найдены на тихоокеанском (дальнем от Египта!) побережье Австралии — в сотне километров от современного Сиднея. Текст повествует о том, что мужественные путешественники, преодолев не одну тысячу километров пути, высадились на побережье, где они потеряли своего предводителя. Между прочим: предводитель этот был сыном фараона IV династии Джедефра, сменившего на египетском троне знаменитого фараона Хуфу (Хеопса)! А это значит, что уже четыре с половиной тысячи лет назад древние египтяне бороздили моря и океаны вовсе не только вблизи родных берегов!..

Достаточно широко известен факт обнаружения в древнеегипетских мумиях наркотического вещества кокаина, который производится из коки, произрастающей только в Америке. А это означает, что египтяне уже в то время плавали не только на восток, но и пересекали Атлантику. Причем не только в одну сторону!..

В Бразилии в 1872 году был найден резной камень с надписью на семитском языке, которую удалось перевести только в 1967 году. Текст гласил: «Мы — сидонские ханаанеяне из города Царя Торговли. Мы прибыли на этот далекий остров, в страну гор. В девятнадцатый год правления нашего могущественного царя Хирама мы принесли отрока в жертву небесным богам и богиням и отправились из Эцион-гебера в Красное море. Мы вышли в море и вместе с десятью кораблями за два года вместе совершили плавание вокруг Африки. Затем рука Ваала разделила нас, и мы расстались со своими товарищами. И вот мы, двенадцать мужчин и трое женщин, прибыли сюда, на «Железный остров». Могу ли я, повелитель флота, исчезнуть без следа? Нет! Да благословят нас небесные боги и богини»…

В окрестностях озера Титикака в Боливии была найдена большая чаша. В ней самой не было бы ничего удивительного, если бы помимо знаков неизвестной письменности на ней не содержалась вдобавок клинописная надпись, представляющая собой, как полагают некоторые исследователи, смесь шумерских и прото-шумерских знаков, хронологически уходящих в период 3500–3000 годов до нашей эры!..

Рис. 190. Клинописный текст на чаше в музее Ла-Паса (Боливия)


Карфагенские монеты, найденные в разное время в штатах Массачусетс и Коннектикут (США); крошечный римский бюст, обнаруженный в 1933 году на археологических раскопках в местечке под названием Каликстлахуака, в 72 км к западу от Мехико Сити; амфоры, изготовленные около двух тысяч лет назад в Марокко и найденные в 1976 году в Гуанабарском заливе примерно в 24 км от Рио-де-Жанейро в Бразилии; сосуд с кладом из нескольких сотен римских монет на северном побережье Венесуэлы — все это свидетельствует о весьма интенсивных контактах обитателей Старого Света с жителями Американских континентов.

В свете всего этого вопрос о приоритете Колумба представляется просто смешным…

Но нас на самом деле интересует вовсе не Колумб и его приоритет. Для нас более важен совсем другой вопрос: если наши далекие предки уже тысячи лет назад так активно бороздили моря и океаны, то не могли ли они создать карты двух Америк?.. И не могли ли они открыть Антарктиду?.. Теоретически, конечно, могли. Однако — только теоретически.

Дело в том, что тот прототип, который прослеживается в древних картах, не просто точный. Он — невозможно точный!.. Невозможно ни для средневековых мореплавателей, ни для Древней Греции и Рима, ни для цивилизаций Египта и Шумера…

Идея Норденшельда об общем источнике увлекла Чальза Хэпгуда, и он со своими студентами занялся анализом самых разнообразных старинных карт. В результате многолетней работы им удалось выявить целый ряд карт, которые поражали своей точностью и явно имели в своей основе общий древний источник. Список их достоин того, что привести его целиком:

Карта Севера, составленная Птолемеем (II век н. э.)

Карта Китая (1137)

Карта де Канестри (1335–1337)

Портулан Дульсерта (1339)

Карта Зено (1380)

Венецианский портулан (1484)

Портулан Иегуди Ибн Бен Зары из Александрии (1487)

Карта де Канерио (1502)

Карта Андре Бенинкаса (1508)

Навигационная карта Индийского океана Рейнеля (1510)

Карта Пири Рейса (1513)

Карта мира Оронтеуса Финиуса (1532)

Карта Хаджи Ахмеда (1559)

Карта Антарктиды Меркатора (1569)

В ходе исследований Хэпгуд со своими молодыми коллегами обнаружил такие особенности, которые никак не вписываются ни в версию античного первоисточника, ни в версию его более раннего составления древними египтянами или шумерами.

Во-первых, авторы первоисточника с очень хорошей точностью знали длину экватора. Ошибка не превышала 100 километров, что составляет всего несколько десятых долей процента!.. При этом нет никакой уверенности в том, что эта ошибка не является результатом более позднего копирования менее образованными составителями карт.

Во-вторых, авторам первоисточника было прекрасно известно, что Земля не является идеальным шаром, а приплюснута у полюсов. В результате: далеко не везде на поверхности планеты длина градуса по широте равняется длине градуса по долготе. И это различие отражено на исследованных картах.

В-третьих, карты обладают очень высокой точностью не только по широте, но и по долготе. Если с определением широты проблем нет (она довольно легко определяется по высоте небесных тел над горизонтом, что уже в античные времена могли делать), то с долготой дело обстоит значительно сложнее. И длительное время задачу сколь-нибудь точного определения долготы не могли решить.

Было известно, что разность долготы двух пунктов пропорциональна разности местного времени в этих пунктах. Нужен был лишь точный хронометр. Создание его стало возможным лишь в 1771 году, когда хронометр Джона Гаррисона за два месяца плавания отстал всего на пять секунд. Это произошло менее двух с половиной сотен лет назад, между тем как первоисточник древних карт явно насчитывает не одну тысячу лет. В столь отдаленное время абсолютно никаких следов более-менее точных часов не прослеживается.

В-четвертых, по выводам Хэпгуда, карты-первоисточники были построены с применением сферической тригонометрии. Именно это позволило корректно перенести данные для шарообразной поверхности Земли на плоскую карту.

В-пятых, авторы первоисточника провели картографирование всего земного шара. Причем с такой точностью, которая требует использования либо аэрофотосъемки, либо съемок с орбиты искусственного спутника Земли. И версия использования именно таких технологий выдвигалась специалистами-картографами, изучавшими этими древние карты!.

«Мне кажется, что существование этой карты указывает на мировую цивилизацию древности, представители которой закартировали, по существу, весь земной шар, Применяя единую технологию, единые методы картосоставления, общие математические расчеты и, вероятно, однотипные приборы» (Ч.Хэпгуд, «Карты древних морских королей»).

Пытаясь определить время составления первоисточника Хэпгуд обратил внимание на целый ряд странных деталей. Например, на карте Ибн Бен Зары на месте нынешней весьма обширной дельты реки Гвадалахары указан большой залив. И Хэпгуд пришел к выводу, что этот залив соответствовал побережью в те времена, когда еще не появилась дельта. А так как Гвадалахара — небольшая река, не переносящая своим течением значительного объема материала, образующего наносы, то на формирование дельты ушло весьма немало времени.

Кроме того, на некоторых картах имелись свидетельства о пониженном уровне моря. Несмотря на необычайную общую точность карты того же Ибн Бен Зары, например, многие острова в Эгейском море показаны на месте, где ныне ничего нет, а некоторые имеют больше площадь, чем сейчас. На карте Пири Рейса указан большой остров, который расположен прямо над Срединно-Атлантическим хребтом (ранее именовавшимся хребтом Дольфине), в месте, где ныне выступают из воды крошечные скалы Св. Петра и Павла — чуть севернее экватора и в 700 милях к востоку от бразильского побережья. На карте Буше отмечен остров, который расположен над поднятием Сьерра-Леоне — ныне подводным горным хребтом. А на карте Хаджи Ахмеда указан сухопутный мост, соединяющий Аляску и Сибирь; причем шириной до тысячи миль в меридиональном направлении!..

Все это уводит дату составления первоисточника во времена за тысячи лет не только до Древней Греции, но и до первых египетских фараонов. И на столь же отдаленное время указывают остатки оледенения в Швеции, Германии, Англии и Ирландии, указанные на картах Ибн Бен Зары и Птолемея.

Но наиболее убедительные свидетельства громадной древности первоисточника обнаруживаются на тех картах, которые показывают Антарктиду. Это относится в первую очередь к картам Меркатора, Пири Рейса и Оронтеуса Финиуса. Все они показывают Антарктиду в те времена, когда там был умеренный климат, и континент еще не покрылся сплошной ледяной коркой. Однако если у Пири Рейса показана только узкая береговая линия, то на карте Финиуса Антарктида изображена свободной от ледников на значительном расстоянии от побережья, а также нарисованы реки, вытекающие из центральных областей материка! В качестве «безледных» областей фигурируют Земля Королевы Мод, Земля Эндерби, Земля Уилкса, Земля Виктории (восточное побережье моря Росса), Земля Мэри Бэрд.

Рис. 191. Антарктида на карте Финиуса


Исследование образцов, взятых в районе моря Росса в ходе одной из антарктических экспедиций сэра Бэрда в 1949 году, показало, что около 6000 лет назад тут прекратилось накопление донных отложений, характерных для мест выноса речных вод, и началось накопление осадков, которые соответствуют отложениям в скованном льдами море (см. ранее). И это полностью согласуется с тем, что реки текли в Антарктиде не миллионы, а всего тысячи лет назад.

Другие же современные исследования подтвердили высочайшую точность карты Финиуса.

«Сравнение карты Оронтеуса Финиуса с картой подледникового рельефа Антарктиды, составленной службами различных стран во время Международного геофизического года (МГГ) в 1959 году, объясняет некоторые недостатки средневекового труда, а также проливает свет на степень оледенения в то время, когда создавалась карта-оригинал.

Экспедиции МГГ с помощью сейсмозондирования воссоздали форму земной поверхности, скрытую нынешней ледяной шапкой. И выяснилось, что западного берега у моря Росса вообще нет; более того, скальное ложе континента проходит ниже уровня океана как раз между морями Росса и Уэдделла. Если лед растает, та же Земля Элсуорта станет не сушей, а океаническим мелководьем.

Если западное побережье моря Росса и берег Земли Элсуорта представляют собой фиктивную сушу, тогда понятным становится отсутствие определенных физико-географических характеристик этого сектора на карте Финиуса. Но кажется, что ледяной покров, по крайней мере, в Западной Антарктиде мог уже существовать к моменту составления карт, так как внутренние водные пути, соединяющие моря Росса, Уэдделла, Амундсена, не показаны — все уже было сковано льдом.

Антарктический полуостров (Палмер) представляет особый интерес. Как уже отмечалось, только его основанию можно найти аналог на карте Финиуса. Вторая же его половина опущена. По результатам МГГ мы обнаруживаем, что такого полуострова вообще не существует. Если бы растаял ледяной покров, то в этом месте оказался бы только остров. По-видимому, если даже в то время и было достаточно льда, все-таки он не покрывал мелководье между континентальным берегом и этим островом» (Ч.Хэпгуд, «Карты древних морских королей»)…

Большинство средневековых авторов не указало источников столь точных данных, которые попали на их карты. Наиболее откровенным оказался Пири Рейс, который в своих комментариях написал, что некоторые из его источников датированы временем Александра Македонского. Исследователи сходятся во мнении, что в его распоряжение попали документы, ранее хранившиеся в знаменитой Александрийской библиотеке.

Изучая карту Пири Рейса, Хэпгуд пришел к выводу, что центр проекции карты-первоисточника был расположен как раз в том же самом месте — в Александрии. Однако хотя тут и был расположен один из величайших культурных центров древности, все-таки основан он был гораздо позже времени создания первоисточника, на которое указывает анализ карт.

В связи с этим обращает на себя внимание выявленное Хэпгудом громадное сходство карты Пири Рейса с современной, представленной в полярной равновеликой проекции. Эта современная карта была вычерчена ВВС США во время второй мировой войны, и центр ее проекции был привязан к Каиру, потому что здесь тогда располагалась важная военно-воздушная база. А от Александрии до Каира всего порядка 200 километров, что с учетом имеющихся на карте Пири Рейса погрешностей позволяет предположить, что Хэпгуд, находясь под влиянием комментариев самого Рейса, несколько ошибся в своем выводе, и центр проекции первоисточника на самом деле находился на территории современного Каира. Именно здесь располагался древнейший «религиозный» центр — Гелиополь. И здесь же находится комплекс Гизы, хозяином которого древние египтяне называли бога Осириса!..

Время же правления Осириса, согласно данным Манефона, приходится на середину Х тысячелетия до нашей эры. Это — как раз период постепенного изменения климата после Всемирного Потопа из-за изменения положения полюсов планеты. Тот самый период, во время которого происходило таяние ледников Европы, Антарктида окончательно покрывалась льдом и происходил постепенный подъем уровня Мирового океана, поглотившего в дальнейшем не только множество мелких островов, но и «перемычку» между Аляской и Евразией. Все сходится…

Все вышесказанное позволяет выдвинуть предположение, что автором карты-первоисточника является цивилизация древних «богов». Инопланетная цивилизация, которая обладала всем необходимым для этого оснащением и соответствующими знаниями.

Это предположение также согласуется с теми выводами исследователей древних карт, которые указывают на использование при составлении карты-первоисточника данных аэрофотосъемки или снимков, полученных с орбиты искусственного спутника Земли

Между прочим, богам, вернувшимся на Землю после Всемирного Потопа (а именно этому периоду соответствует время правления Осириса в Египте), карта-первоисточник была весьма необходима — ведь в ходе катаклизма произошли масштабные события, которые не могли не отразиться не только на положении континентов, но и на очертаниях их береговых линий. Старые карты уже никуда не годились, и нужны были новые…

* * *

Итак, следы активной деятельности инопланетной цивилизации и ее воздействия на человеческую цивилизацию предстают перед нами достаточно явно в том, что касается знаний наших далеких предков. Внешний характер источника этих знаний довольно отчетливо проявляется в определенной «чрезмерности» и даже «невозможности» этих знаний.

Причем знания, полученные людьми в готовом виде от богов, явно превосходят рамки необходимого «прожиточного минимума». И мы имеем все основания говорить о прогрессорской деятельности цивилизации богов в полном смысле этого слова.

Но к сожалению, в поле зрения многих исследователей попадает лишь позитивная часть этой прогрессорской деятельности, и они делают ошибочный вывод о некоей «цивилизаторской миссии» древних богов, деятельность которых в отношении человечества на самом деле была далека от столь идеалистического ее представления.

Книги мертвых

Ситуация, в чем-то аналогичная древним картам (по которым прослеживается наличие некогда единого источника), неожиданным образом обнаруживается у мезоамериканских индейцев — в росписях их керамических сосудов.

«…Майкл Д. Ко впервые осуществил общий анализ майяской керамики и поставил вопрос о ее назначении, тематике росписей и содержании имеющихся там иероглифических текстов. По мнению этого исследователя, все росписи на полихромной глиняной посуде I тыс. н. э. ограничены приблизительно четырьмя основными мотивами: 1) правитель, сидящий на троне в окружении слуг и сановников; 2) божество со старческим лицом, выглядывающее из раковины, — бог «N» (с раковиной улитки на спине — один из правителей «Подземного царства»); 3) два юных персонажа в богатых одеждах, внешне похожие друг на друга; 4) божество в виде летучей мыши с символами смерти на крыльях.

Показательно и то, что все найденные до сих пор в ходе археологических раскопок целые сосуды подобного рода происходят только из самых богатых и пышных гробниц и погребений, принадлежавших, по-видимому, царям и высшей аристократии майя. Таким образом, получилось, что сцены и тексты, запечатленные на этих изящных вазах, относятся не к повседневной жизни майяской элиты, а к «Подземному царству» смерти. Но М.Д.Ко пошел еще дальше и заявил, что в полихромной майяской керамике мы имеем все, что осталось от очень большой и сложной иконографии царства смерти и его ужасных богов, и что эти сведения каждый древний гончар получал из иероглифической рукописи или книги, которая описывала путешествие души умершего в подземное царство.

Самое поразительное в работах М.Д.Ко состоит в том, что он впервые установил для изображений на ряде полихромных сосудов майя I тыс. н. э. прямые совпадения с мифом о приключениях героев-близнецов в «Подземном царстве» из эпоса майя-киче «Пополь-Вух»…» (В.Гуляев, «Второе открытие цивилизации майя»).

Рис. 192. Изображение на майянском сосуде с надписью на венчике


«Что касается иероглифических текстов на расписной керамике майя, то М.Д.Ко установил, что вокруг венчика сосуда идет всегда одна и та же стандартная надпись — «первичная стандартная формула». Точное ее содержание до недавних пор было неизвестно, но теперь есть основания предполагать, что в ней речь идет о путешествии души умершего правителя или сановника майя в Шибальбу — «Подземное царство» и описываются встреченные там божества. Если это так, то майя должны были иметь длинные погребальные песнопения, вероятно, над умирающим или только что умершим человеком, чтобы подготовить его к страшному путешествию в преисподнюю. Вторичные тексты, иногда встречающиеся на таких сосудах возле изображенных фигур, относятся к богам или реальным людям и содержат их титулы и имена.

В расписной керамике майя мы имеем, таким образом, совершенно новый мир майяской мифологии, который до сих пор игнорировался археологами и историками искусства. Этот мир — царство смерти, «населенный» поразительно большим числом ужасных существ, многие из которых редко или вообще не появляются на каменных скульптурах или в уцелевших рукописях майя. Этот обширный набор керамики, предназначенный исключительно для того, чтобы сопровождать умерших царей и аристократов в подземное царство, может быть прямым эквивалентом «Книги Мертвых» у древних египтян. В конечном счете, изображение и надпись на каждом таком сосуде описывают смерть майяского правителя, длительное путешествие его души по страшным лабиринтам подземного царства и последующее воскрешение правителя, превращающегося в одного из небесных богов (В.Гуляев, «Второе открытие цивилизации майя»).

И еще небольшая цитата для полноты картины:

«Ю.В.Кнорозову удалось прочитать и «первичную стандартную формулу» — кольцевую надпись вокруг венчика сосуда, которая, как известно, никогда не бывает прямо связана с помещенным ниже изображением… «Первичная стандартная формула» названа Ю.В.Кнорозовым «формулой возрождения». Сосуды с такой формулой встречаются на керамике майя с рубежа н. э. до Х в. н. э. Она не была до сих пор обнаружена в надписях на монументальных памятниках — стелах и алтарях. Нет ее и в сохранившихся иероглифических рукописях майя. Тем не менее в I тыс. н. э. были, очевидно, рукописи, посвященные заупокойному ритуалу, тексты которых использовались при составлении «формулы возрождения» на сосудах. «Формула возрождения», употреблявшаяся в погребальном ритуале, вероятно, была достаточно обширной. В надписях на сосудах она представлена в различных вариантах, от предельно краткого (4 иероглифа) до пространного (40 иероглифов). Все варианты не противоречат друг другу и, очевидно, восходят к общему первоисточнику» (В.Гуляев, «Второе открытие цивилизации майя»).

Итак получается, что в Мезоамерике существовала некая своя «Книга мертвых», отрывки и сюжеты из которой отображались на керамических сосудах майя. «Первоисточник» ее был утерян, но обрывочные тексты продолжали сохраняться в виде «первичной стандартной формулы»…

* * *

Строго говоря, упомянутая Гуляевым египетская «Книга мертвых» не является единым, имеющим четко ограниченные рамки произведением. Название ее в таком виде было введено известным египтологом Р. Лепсиусом для обозначения текстов на папирусах, которые обнаруживались в захоронениях преимущественно периода уже Нового Царства. Тексты «Книги мертвых» представляют собой ряд из полутора-двух сотен несвязанных между собой глав различного объема, начиная от длинных поэтических гимнов и заканчивая однострочными магическими формулами, которые предназначены для помощи умершему в преодолении опасностей потустороннего мира и обретении благополучия в посмертном существовании.

В более же широком понимании египетская «Книга мертвых» включает в себя также так называемые «Тексты саркофагов» (относящиеся в основном к периоду Среднего Царства) и «Тексты пирамид» (период Древнего Царства). Название этих текстов говорит само за себя: «Тексты саркофагов» наносились на саркофагах погребенных, а «Тексты пирамид» обнаружены на стенах некоторых пирамид.

Исследователи отмечают наличие явной взаимосвязи между этими текстами не только по их назначению, но и по их конкретному содержанию. Поскольку же нам важно именно это содержание, мы не будем вдаваться в тонкости существующего в египтологии деления и ограничимся лишь более общим названием «Книга мертвых», понимая под ним все указанные выше тексты.

Рис. 193. Текст на стене камеры в пирамиде Тети (Саккара)


Упомянутую взаимосвязь исследователи трактуют по разному. Кто-то ставит акцент на том, что со временем египетская «Книга мертвых» развивалась и дополнялась по мере ее использования все большими слоями населения. Поскольку историки считают пирамиды местами погребения фараонов, то именно фараонам, по их мнению, и предназначались тексты «Книги мертвых» во времена Древнего Царства. Во времена Среднего Царства тексты наносили на саркофаги знатных вельмож и богатых людей. А в период Нового Царства практически любой египтянин (достаточно состоятельный, чтобы оплатить работу писца) брал с собой в могилу свиток папируса, который мог быть коротким отрывком с «самыми необходимыми» главами или представлять из себя внушительный свиток, достигавший десятки метров в длину и заключавший все меры предосторожности, какие египетский писец знал против опасностей мрачного загробного мира. Другие исследователи считают, что такая «модификация» текстов была просто адаптацией под новых потребителей той «Книги мертвых», которая еще во времена первой династии фараонов существовала уже в целостном виде.

Как бы то ни было, но и те, и другие — явно или по умолчанию — сходятся в том, что основные положения «Книги мертвых» имелись в Египте с древнейших времен. Недаром отмечается, что «Тексты пирамид» записывались архаичным языком с архаичной же грамматикой, что чрезвычайно затрудняет их перевод.

Получается, что — как и с древними картами — и в Мезоамерике, и в Египте некогда в древности были своеобразные «первоисточники» «Книги мертвых». Только в Мезоамерике копировались лишь краткие отрывки из «первоисточника» (много ли уместится на венчике сосуда), а в Египте воспроизводились и довольно обширные части исходного текста (пусть нередко и в несколько измененном виде).

* * *

Интерес к судьбе за чертой бренного существования, имел и имеет место практически во все времена и во всех регионах Земли. Так что стимул к сохранению и передаче некоей «информации о посмертном существовании» и у египтян, и у индейцев Мезоамерики вполне естественен и понятен. Однако поражает просто колоссальное сходство этой «информации» у народов разных континентов даже в подробностях и деталях.

Скажем, часть египетской «Книги Мертвых» инструктирует усопшего, как избежать опасностей после жизни, помогает ему воплотиться в различных мифических существ и снабжает его паролем для прохода на различные уровни загробного мира. У индейцев также считалось, что преисподняя состоит из девяти уровней, через которые умерший должен пробираться в течение четырех лет, преодолевая на своем пути препятствия и опасности.

И в Мезоамерике, и в Древнем Египте верили, что усопшие путешествуют в загробном мире в лодке, в сопровождении «бога-перевозчика», который переправляет их с уровня на уровень. При этом совпадает даже образ бога-перевозчика — собака и собакоголовый бог, птица и птицеголовый бог, обезьяна и обезьяноголовый бог…

Седьмой уровень древнемексиканской преисподней назывался Тео-койолкуальоа, что переводится как «место, где звери пожирают сердца». А на одном из уровней древнеегипетского мира мертвых — в «Судном зале» — вес сердца усопшего сравнивается с весом пера: если сердце отягощено грехами и перевешивает, то оно тут же пожирается ужасным зверем, который соединяет в себе черты крокодила, бегемота и льва и называется «Пожирателем Мертвых»…

Является ли все это простыми совпадениями?.. Не похоже…

Но тогда откуда такое сходство?..

Наиболее распространенный вариант объяснения — сходство мифологических представлений в разных регионах планеты обусловлено будто бы сходством так называемых архетипов человеческой психики у разных народов, которое сформировалось в ходе единой эволюции людей на каких-то ранних этапах. И на первый взгляд, такой вариант действительно все объясняет.

Однако историки, которые используют в этом случае слово «архетип», на самом деле уходят далеко в сторону от того содержания, которое вкладывал в него К.Г.Юнг, вводя данный термин. У Юнга речь идет о наиболее глубоких структурах психики — тех, которые обуславливают только самое общее сходство в инстинктах, эмоциональной реакции и тому подобное. Недаром, он сравнивал архетип не с кристаллом, а с осями кристалла — архетип задает лишь общие законы развития образов, но ни в кое случае не сами образы.

«Архетипы — это, так сказать, органы человеческой души, извечно наследуемые формы и идеи, которые сами по себе лишены определенного содержания, но обретают его в течение жизни человека, чей опыт заполняет эти формы» (К.Г.Юнг, «Психологический комментарий к «Тибетской Книге Мертвых»»).

Между тем в египетской «Книге мертвых» и ее мезоамериканском аналоге мы имеем не только сходство конкретных образов, но и совпадение даже их деталей!..

Получается, что за этим сходством образов и деталей должно стоять сходство самих «первоисточников» или даже их совпадение — то есть вообще единый «первоисточник» единой «Книги мертвых»!..

Тогда откуда он взялся и как оказался на столь удаленных друг от друга континентах?..

Не менее важный вопрос — а что именно представлял из себя этот «первоисточник»?.. Сборник чьих-то фантазий или некую информацию о реальных событиях?..

Если это — всего лишь чьи-то фантазии, то почему они сохранились столь длительное время в столь неизменном виде?.. И почему их сохраняли вообще?..

Если это — сборник действительной информации, то откуда она у наших предков?..

Допустим, у древних египтян и индейцев — как и у современных людей — бывали случаи клинической смерти. И пережившие ее вполне могли рассказывать о своих ощущениях и видениях. Однако, как показывают новейшие данные (в том числе, скажем, многолетние исследования широко известного специалиста в этой области — Роберта Моуди), посмертный опыт переживших состояние клинической смерти довольно ограничен по вполне естественной причине — после некоего «рубежа» возвращение становится невозможным, тело человека умирает окончательно. Между тем надписи на венчике мезоамериканских сосудов и изображения под этими надписями уходят явно заведомо дальше этого рубежа. Явно дальше этого рубежа уходят и тексты египетской «Книги мертвых».

Откуда у египтян и майя информация о некоем «зарубежье»?.. Ведь оттуда никто не возвращался…

Дополнительное удивление вызывает сходство представлений о посмертном мире у индейцев Мезоамерики и древних египтян с еще одним аналогичным текстом — «Тибетской книгой мертвых», которая также описывает состояние и судьбу человека после смерти физического тела, но которая получила распространение в регионе, удаленном как от Египта, так и от Мезоамерики на многие тысячи километров. И хотя «Тибетская книга мертвых» — особенно в последней своей части — имеет определенные расхождения со своими «сестрами» (египетской и мезоамериканской), сходство настолько велико, что возникает ощущение не только наличия у всех трех «Книг мертвых» единого «первоисточника», но и полной реальности описываемых событий…

Однако для того, чтобы продолжить анализ содержимого посмертных текстов и того, что за ними стоит, нам придется на какое-то отвлечься от основной темы данной книги и «вспомнить о душе» в прямом смысле этого слова.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх