ПРИЛОЖЕНИЕ. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА ХИРУРГА

Целью создания автоматизированного рабочего места (АРМ) является информационное обеспечение на основе современной компьютерной технологии многообразных сторон деятельности врача. Особенности работы хирурга требуют его присутствия в разных помещениях стационара, поэтому доступ к компьютеру должен быть обеспечен ему повсюду. Таким образом, понятие АРМ не связывается только с письменным столом в ординаторской, а охватывает все точки, где он должен иметь выход в локальную информационную сеть или доступ к компьютеру. Такими точками являются:

- ординаторская своего отделения и другого отделения, где хирург консультирует и работает;

- перевязочная, смотровые и диагностические кабинеты;

- приемное отделение;

- операционный блок;

- палата;

- библиотека;

- конференц-зал;

- комната для бесед с родственниками;

- отделение реанимации и интенсивной терапии;

- кабинет консультативного приема в поликлинике.

Таким образом, персональным местом оказывается только рабочий стол, а остальные являются рабочими местами коллективного пользования, что в известной мере вписывается в понятие коллективной деятельности в лечебном процессе.

Ниже приведен примерный перечень информационных услуг, часть из которых могут быть предоставлены в ближайшее время, а часть - в довольно далекой, но реальной перспективе.

 Медицинская технология. Консультативные диагностические системы. Из них наиболее перспективны сегодня экспертные системы. Они ориентированы на конкретного пользователя с учетом его возможностей получения информации о больном и реальных условий осуществления лечебных мероприятий в необходимом объеме.

Для лечебных учреждений разного ранга (районная больница, ЦРБ, областная больница, больница скорой помощи, специализированная клиника) база знаний и алгоритм работы таких систем имеют различия. Наиболее важные области применения - неотложные и угрожающие состояния, характеризующиеся дефицитом времени, ограниченными возможностями обследования и консультаций и нередко скудной клинической симптоматикой при высокой степени угрозы для жизни больных и быстрых темпах развития процесса.

Наиболее важные области в практике работы хирурга общего профиля: неотложные состояния, вызванные заболеванием органов брюшной полости, включающие широкий спектр патологических состояний различного генеза (воспалительные и деструктивные процессы, сосудистые поражения, травма, кровотечения из пищеварительного тракта, абдоминальные послеоперационные осложнения и т. п.); хирургическая инфекция (гнойно-септические заболевания - локализация, возбудитель, распространенность, динамика); своевременная диагностика рака пищеварительного тракта; поражение брюшной аорты и ее ветвей; тромбоэмболии; поражение воротной вены, портальная гипертензия, цирроз печени; язвенная болезнь, желчнокаменная болезнь, панкреатит; "неспецифические" болевые синдромы; язвенный колит; кишечные инфекции, токси-коинфекции; гепатиты; острые отравления; сахарный диабет; почечная недостаточность; лейкозы; пиелонефрит; неотложные гинекологические заболевания; васкулиты; коллагенозы.

Системы прогнозирования. Сюда входят

- системы оценки операционного (хирургического и анестезиологического) риска;

- прогнозирование хирургических осложнений при хронических заболеваниях (ущемление грыжи, перфорация гастродуоденальной язвы и т. д.);

- прогнозирование послеоперационных осложнений;

- прогнозирование возникновения заболеваний (выявление предрасположенности);

- прогнозирование течения и исходов заболеваний и травм;

- прогнозирование эффективности различных методов лечения. Системы принятия решений. Сюда входят:

- выбор оптимального плана лечения при альтернативном диагнозе;

- выбор оптимальной тактики при высоком операционном риске (определение предела допустимого риска хирургических операций);

- выбор оптимальной тактики при неопределенном прогнозе в случаях как острых, так и хронических заболеваний;

- выбор метода профилактики послеоперационных осложнений;

- выбор метода профилактики заболеваний при высокой предрасположенности к ним;

- выбор оптимальной тактики в условиях массового поступления пострадавших при ограниченных ресурсах;

- принятие решения о необходимости очной консультации как по своей, так и по смежным и иным специальностям.

Информационно-поисковые системы. Системы поиска клинических прецедентов. Создание таких систем станет возможным по мере накопления баз и банков данных на лечившихся больных. При этом необходим доступ к коллективному банку данных, объединяющему сведения по материалам многих учреждений.

Системы прогнозирования используют соответствующие статистические модели, но могут оперировать также знаниями экспертов.

Системы принятия решений могут использовать опыт экспертов, но в основном они опираются на оптимизационные математические модели выбора решений.

Целесообразно объединение ряда задач в одной консультативной системе, например:

_ - неотложная диагностика, оценка операционного риска, выбор оптимальной тактихи с учетом допустимого периода наблюдения и уточнения диагноза;

- прогнозирование обострения хронического заболевания и определение допустимого предела риска плановой операции и т. д.

Информация для решения этих задач может храниться как в единой базе данных (больничная, территориальная, консультативный центр), так и на диске персонального компьютера.

К медико-технологическим системам относятся также системы обработки данных исследований, например биохимических, и мониторно-компьютерные системы, однако они не являются непосредственной областью работы хирурга.

Впрочем, при хорошей оснащенности компьютерами возможно не только использование компьютерного надзора за состоянием жизненно важных систем в условиях отделения интенсивной терапии и реанимации, но и систематическое и периодическое автоматизированное наблюдение за рядом процессов у больных, находящихся в удовлетворительном состоянии в хирургическом отделении, суммирование и анализ данных такого наблюдения и выдача заключений и рекомендаций врачу.

Такая обработанная телеметрическая информация может быть отнесена к непосредственной компетенции ординатора.

Организация работы. Сюда входят:

- расписание работы с больными в рамках централизованного сетевого графика с учетом загрузки кабинетов, операционного блока, очередей на консультации, планов госпитализации, выписки и т. д. Согласование заявок на перечисленные мероприятия с их исполнителями через информационную сеть; при этом могут быть использованы соответствующие оптимизационные модели (теория очередей);

- составление и передача заявок в аптеку, в отделение переливания крови непосредственно по информационным каналам;

- составление расписания дежурств (зав. отделением);

- передача назначений больным непосредственно на компьютеры постовых, процедурных и перевязочных сестер отделения;

- передача сведений в справочное бюро;

- учет выполнения заявок и информация о задержках.

 Учет н анализ работы. Осуществляются:

- учет курированных и оперированных больных, составление личного банка данных на них;

- оценка результатов своей работы по специальной методике и дальнейшее их представление для финансовых расчетов и для отчета о деятельности;

- клинический анализ своей деятельности путем составления статистических таблиц;

- при желании - научный анализ этих данных;

- получение необходимых распечаток.

 Медицинская документация. Сюда входят:

- введение автоматизированной истории болезни; она хранится в общебольничной базе данных в течение всего времени пребывания больного в стационаре, и к ней имеют доступ одновременно все участники лечебно-диагностического процесса; затем она переводится в архив, как в виде распечатки, так и одновременно на машинном носителе - полностью или в виде эпикриза;

- автоматизированное составление эпикризов, справок, выдаваемых на руки больным, в поликлиники, диспансеры и т. д.;

- оформление больничных листов производится в медканцелярии по информации из отделения;

- печатание протоколов операций в историю болезни и операционный журнал; с помощью специального словаря и про граммы-редактора данная процедура ускоряется при описании типичных операций; автоматизация написания направлений на всевозможные послеоперационные исследования; автоматизация описания стандартных процедур - трансфузий, перевязок, некоторых исследований и т. д.;

- автоматическая передача некоторых данных в отдел статистики, бухгалтерию, медканцелярию, пищеблок и т. д.;

- составление и передача материалов на МСЭК (ВТЭК), санаторно-курортное лечение, судебно-медицинскую экспертизу и т. д.

При работе со всеми видами медицинской документации необходимы охрана персонифицированной информации от доступа к ней посторонних лиц и соблюдение врачебной тайны, а также предупреждение "компьютерной ятроге-нии* при работе с консультативными системами.

 Справочные системы. Медицинские справочные системы отличаются от консультативных тем, что при получении справки не используется информация о конкретном больном. Такие справки носят предметный характер.

Например:

- противоядия;

- физиологические нормы;

- фармакодинамика, сочетаемые и несочетаемые медикаменты, их дозировка и целесообразные прописи, замена и т. п.;

- антибактериальная терапия, антибиотики;

- симптоматика, течение и лечение конкретного заболевания;

- клинические нормативы, статистические данные по ряду нозологических форм;

- сведения по оперативной хирургии и топографической анатомии. Справочные системы могут иметь и немедицинский характер, но в случае

их хранения в общей базе данных они должны касаться деятельности врача и больницы, а в случае хранения на своем рабочем месте они не имеют никаких ограничений.

 Сервисные системы. Область использования этих систем также не ограничивается. По-видимому, широкое применение здесь могут найти:

- электронная почта;

- системы напоминания - электронные "записные книжки";

- личные планы работы и другие записи;

- получение библиографических данных и специальной литературы;

- учебные программы по совершенствованию работы с персональным компьютером;

- системы заказов - транспортных, билетов на различные мероприятия, меню в столовой и времени обеда, продуктов и иных товаров в магазине при больнице;

- видеограммы учебного, общеобразовательного и развлекательного (в свободную минуту на дежурстве) содержания;

- тренировочные игровые программы (профессиональные);

- передача изображений (рентгеновских и иных) и т. д.

При наличии выхода во внешние компьютерные сети (МЕДНЕТ, ИНТЕРНЕТ) появляется возможность не только получения необходимой литературы, но и доступа к медицинской информации других лечебных учреждений, а также заочных консультаций и консилиумов.

В общем деле компьютеризации лечебного учреждения решающее значение имеют информационное обеспечение АРМ клиницистов и то, насколько удастся при этом учесть и удовлетворить их специфические запросы.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх