|
||||
|
ПРИЛОЖЕНИЕ. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА ХИРУРГА Целью создания автоматизированного рабочего места (АРМ) является информационное обеспечение на основе современной компьютерной технологии многообразных сторон деятельности врача. Особенности работы хирурга требуют его присутствия в разных помещениях стационара, поэтому доступ к компьютеру должен быть обеспечен ему повсюду. Таким образом, понятие АРМ не связывается только с письменным столом в ординаторской, а охватывает все точки, где он должен иметь выход в локальную информационную сеть или доступ к компьютеру. Такими точками являются: - ординаторская своего отделения и другого отделения, где хирург консультирует и работает; - перевязочная, смотровые и диагностические кабинеты; - приемное отделение; - операционный блок; - палата; - библиотека; - конференц-зал; - комната для бесед с родственниками; - отделение реанимации и интенсивной терапии; - кабинет консультативного приема в поликлинике. Таким образом, персональным местом оказывается только рабочий стол, а остальные являются рабочими местами коллективного пользования, что в известной мере вписывается в понятие коллективной деятельности в лечебном процессе. Ниже приведен примерный перечень информационных услуг, часть из которых могут быть предоставлены в ближайшее время, а часть - в довольно далекой, но реальной перспективе. Медицинская технология. Консультативные диагностические системы. Из них наиболее перспективны сегодня экспертные системы. Они ориентированы на конкретного пользователя с учетом его возможностей получения информации о больном и реальных условий осуществления лечебных мероприятий в необходимом объеме. Для лечебных учреждений разного ранга (районная больница, ЦРБ, областная больница, больница скорой помощи, специализированная клиника) база знаний и алгоритм работы таких систем имеют различия. Наиболее важные области применения - неотложные и угрожающие состояния, характеризующиеся дефицитом времени, ограниченными возможностями обследования и консультаций и нередко скудной клинической симптоматикой при высокой степени угрозы для жизни больных и быстрых темпах развития процесса. Наиболее важные области в практике работы хирурга общего профиля: неотложные состояния, вызванные заболеванием органов брюшной полости, включающие широкий спектр патологических состояний различного генеза (воспалительные и деструктивные процессы, сосудистые поражения, травма, кровотечения из пищеварительного тракта, абдоминальные послеоперационные осложнения и т. п.); хирургическая инфекция (гнойно-септические заболевания - локализация, возбудитель, распространенность, динамика); своевременная диагностика рака пищеварительного тракта; поражение брюшной аорты и ее ветвей; тромбоэмболии; поражение воротной вены, портальная гипертензия, цирроз печени; язвенная болезнь, желчнокаменная болезнь, панкреатит; "неспецифические" болевые синдромы; язвенный колит; кишечные инфекции, токси-коинфекции; гепатиты; острые отравления; сахарный диабет; почечная недостаточность; лейкозы; пиелонефрит; неотложные гинекологические заболевания; васкулиты; коллагенозы. Системы прогнозирования. Сюда входят - системы оценки операционного (хирургического и анестезиологического) риска; - прогнозирование хирургических осложнений при хронических заболеваниях (ущемление грыжи, перфорация гастродуоденальной язвы и т. д.); - прогнозирование послеоперационных осложнений; - прогнозирование возникновения заболеваний (выявление предрасположенности); - прогнозирование течения и исходов заболеваний и травм; - прогнозирование эффективности различных методов лечения. Системы принятия решений. Сюда входят: - выбор оптимального плана лечения при альтернативном диагнозе; - выбор оптимальной тактики при высоком операционном риске (определение предела допустимого риска хирургических операций); - выбор оптимальной тактики при неопределенном прогнозе в случаях как острых, так и хронических заболеваний; - выбор метода профилактики послеоперационных осложнений; - выбор метода профилактики заболеваний при высокой предрасположенности к ним; - выбор оптимальной тактики в условиях массового поступления пострадавших при ограниченных ресурсах; - принятие решения о необходимости очной консультации как по своей, так и по смежным и иным специальностям. Информационно-поисковые системы. Системы поиска клинических прецедентов. Создание таких систем станет возможным по мере накопления баз и банков данных на лечившихся больных. При этом необходим доступ к коллективному банку данных, объединяющему сведения по материалам многих учреждений. Системы прогнозирования используют соответствующие статистические модели, но могут оперировать также знаниями экспертов. Системы принятия решений могут использовать опыт экспертов, но в основном они опираются на оптимизационные математические модели выбора решений. Целесообразно объединение ряда задач в одной консультативной системе, например: _ - неотложная диагностика, оценка операционного риска, выбор оптимальной тактихи с учетом допустимого периода наблюдения и уточнения диагноза; - прогнозирование обострения хронического заболевания и определение допустимого предела риска плановой операции и т. д. Информация для решения этих задач может храниться как в единой базе данных (больничная, территориальная, консультативный центр), так и на диске персонального компьютера. К медико-технологическим системам относятся также системы обработки данных исследований, например биохимических, и мониторно-компьютерные системы, однако они не являются непосредственной областью работы хирурга. Впрочем, при хорошей оснащенности компьютерами возможно не только использование компьютерного надзора за состоянием жизненно важных систем в условиях отделения интенсивной терапии и реанимации, но и систематическое и периодическое автоматизированное наблюдение за рядом процессов у больных, находящихся в удовлетворительном состоянии в хирургическом отделении, суммирование и анализ данных такого наблюдения и выдача заключений и рекомендаций врачу. Такая обработанная телеметрическая информация может быть отнесена к непосредственной компетенции ординатора. Организация работы. Сюда входят: - расписание работы с больными в рамках централизованного сетевого графика с учетом загрузки кабинетов, операционного блока, очередей на консультации, планов госпитализации, выписки и т. д. Согласование заявок на перечисленные мероприятия с их исполнителями через информационную сеть; при этом могут быть использованы соответствующие оптимизационные модели (теория очередей); - составление и передача заявок в аптеку, в отделение переливания крови непосредственно по информационным каналам; - составление расписания дежурств (зав. отделением); - передача назначений больным непосредственно на компьютеры постовых, процедурных и перевязочных сестер отделения; - передача сведений в справочное бюро; - учет выполнения заявок и информация о задержках. Учет н анализ работы. Осуществляются: - учет курированных и оперированных больных, составление личного банка данных на них; - оценка результатов своей работы по специальной методике и дальнейшее их представление для финансовых расчетов и для отчета о деятельности; - клинический анализ своей деятельности путем составления статистических таблиц; - при желании - научный анализ этих данных; - получение необходимых распечаток. Медицинская документация. Сюда входят: - введение автоматизированной истории болезни; она хранится в общебольничной базе данных в течение всего времени пребывания больного в стационаре, и к ней имеют доступ одновременно все участники лечебно-диагностического процесса; затем она переводится в архив, как в виде распечатки, так и одновременно на машинном носителе - полностью или в виде эпикриза; - автоматизированное составление эпикризов, справок, выдаваемых на руки больным, в поликлиники, диспансеры и т. д.; - оформление больничных листов производится в медканцелярии по информации из отделения; - печатание протоколов операций в историю болезни и операционный журнал; с помощью специального словаря и про граммы-редактора данная процедура ускоряется при описании типичных операций; автоматизация написания направлений на всевозможные послеоперационные исследования; автоматизация описания стандартных процедур - трансфузий, перевязок, некоторых исследований и т. д.; - автоматическая передача некоторых данных в отдел статистики, бухгалтерию, медканцелярию, пищеблок и т. д.; - составление и передача материалов на МСЭК (ВТЭК), санаторно-курортное лечение, судебно-медицинскую экспертизу и т. д. При работе со всеми видами медицинской документации необходимы охрана персонифицированной информации от доступа к ней посторонних лиц и соблюдение врачебной тайны, а также предупреждение "компьютерной ятроге-нии* при работе с консультативными системами. Справочные системы. Медицинские справочные системы отличаются от консультативных тем, что при получении справки не используется информация о конкретном больном. Такие справки носят предметный характер. Например: - противоядия; - физиологические нормы; - фармакодинамика, сочетаемые и несочетаемые медикаменты, их дозировка и целесообразные прописи, замена и т. п.; - антибактериальная терапия, антибиотики; - симптоматика, течение и лечение конкретного заболевания; - клинические нормативы, статистические данные по ряду нозологических форм; - сведения по оперативной хирургии и топографической анатомии. Справочные системы могут иметь и немедицинский характер, но в случае их хранения в общей базе данных они должны касаться деятельности врача и больницы, а в случае хранения на своем рабочем месте они не имеют никаких ограничений. Сервисные системы. Область использования этих систем также не ограничивается. По-видимому, широкое применение здесь могут найти: - электронная почта; - системы напоминания - электронные "записные книжки"; - личные планы работы и другие записи; - получение библиографических данных и специальной литературы; - учебные программы по совершенствованию работы с персональным компьютером; - системы заказов - транспортных, билетов на различные мероприятия, меню в столовой и времени обеда, продуктов и иных товаров в магазине при больнице; - видеограммы учебного, общеобразовательного и развлекательного (в свободную минуту на дежурстве) содержания; - тренировочные игровые программы (профессиональные); - передача изображений (рентгеновских и иных) и т. д. При наличии выхода во внешние компьютерные сети (МЕДНЕТ, ИНТЕРНЕТ) появляется возможность не только получения необходимой литературы, но и доступа к медицинской информации других лечебных учреждений, а также заочных консультаций и консилиумов. В общем деле компьютеризации лечебного учреждения решающее значение имеют информационное обеспечение АРМ клиницистов и то, насколько удастся при этом учесть и удовлетворить их специфические запросы. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|