|
||||
|
Формирование и развитие предметно-практической деятельности на занятиях в швейной мастерской 1. Подготовительный этапЭтот этап очень важен для дальнейшей работы, так как здесь решаются задачи налаживания контакта педагога с ребенком и пробуждения интереса к совместной предметно-практической деятельности. Виды занятий: – знакомство с мастерской, швейными принадлежностями и инструментами для шитья; – обучение правилам поведения и технике безопасности на занятиях; – выполнение простых изделий по выбору ребенка. 2. Развитие тактильного восприятия кистей рук и расширение тактильного опытаЭтот этап является переходным. Чаще всего проблемы развития предметно-практической деятельности сопряжены с особенностями развития сенсорной сферы у ребенка. Нередко это связано с различными страхами, недостаточной тактильной чувствительностью к разным материалам. Задания, предлагаемые ребенку на втором этапе, позволяют определить эти особенности и подготовить ребенка к выполнению последующих действий. Задания: – изготовление изделий из непряденой шерсти; – знакомство с разнофактурными тканями и материалами. 3. Формирование целенаправленных действийЗадания, предлагаемые на этом этапе, отличаются простотой исполнения, ограниченным количеством операций. Они подобраны таким образом, чтобы можно было при необходимости изменять степень участия педагога в изготовлении изделия. Например, при наматывании ниток на картонную основу возможны варианты от придерживания нитки ребенком до полностью самостоятельной его работы. (Технологию изготовления некоторых простых изделий см. в Приложении 1). Простые задания – работа с крупными бусами; – работа на ткацком станке; – изготовление художественных изделий при помощи наматывания шерстяных ниток на картонную основу; – изготовление изделий с бахромой. Обучение владению инструментом в процессе шитья На занятиях используется электрическая швейная машинка. Ребенок нажимает на педаль руками. Для обеспечения безопасности при работе ткань придерживает педагог, а ребенок выполняет его инструкции: «Начинаем шить», «Стоп», «Опусти лапку». Все задания имеют смысл и включены в последовательность связанных между собой операций, объединенных общим замыслом. Например, можно разрезать шерстяные нитки и делать из них помпон; шить вручную, наметывая изделие для шитья на швейной машинке. Обучение навыкам работы с ножницами, шитью вручную и на швейной машинке идет обычно одновременно. Перечисленные ниже виды операций отражают последовательность обучения ребенка их самостоятельному выполнению. Обучение навыкам работы с ножницами: в выполнение любого задания, связанного с рукоделием, обязательно включается работа с ножницами. Обычно эта операция не выделяется как самостоятельная, а связана по смыслу с остальными (наметкой, шитьем на машинке, вырезанием выкроек). Особенно важно не акцентировать на этом внимание ребенка, если у него совсем нет опыта работы с ножницами. Удобно начать с простого разрезания нитки. Педагог помогает ребенку сконцентрироваться на поставленной задаче, добиваясь, чтобы он сам свел лезвия ножниц и сопоставил свое действие с результатом – разрезанной ниткой. Разводить ножницы на этом этапе лучше вместе с ребенком, максимально помогая ему: – разрезаем нитки, узкие ленточки и т. п.; – режем по прямой линии; – режем по кривой. Сначала режем по незначительно изогнутым линиям, потом скругляем углы прямоугольных фигур. После этого вырезаем криволинейные формы. Обучение основным приемам шитья вручную: – осваивание подготовительных операций (вставить нитку в иголку, завязать узелок); – обучение самостоятельному выполнению простого шва по прямой линии; – изготовление изделий в технике «изонить». Работа на швейной машинке вместе с педагогом: – обучение самостоятельному выполнению подготовительных операций; – обучение шитью на швейной машинке под руководством педагога. 4. Развитие планирования деятельности в процессе шитьяНа этом этапе мы вводим пооперационные карточки. Это небольшие рисунки с подписями, на которых изображены инструменты (утюг, ножницы, швейная машинка, нитки, иголка). Каждый рисунок связан с определенной операцией, выполняемой в процессе работы. Эти карточки используются в качестве зрительной опоры для организации деятельности. Виды работы: – обучение использованию пооперационных карточек для планирования своей деятельности; – формирование навыков поэтапного выполнения задания; – обучение изготовлению изделия по выкройкам (мягкая игрушка); – изготовление прихватки; – изготовление аппликаций в лоскутной технике; – изготовление простых игрушек из бисера.
|
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|