Приложение 2

Описание пошагового движения по овладению навыками самообслуживания

Пьет из чашки

0. Совсем не умеет держать чашку.

1. Держит чашку и пьет, когда вы оказываете ему физическую помощь на всем протяжении процесса.

2. Ставит чашку на стол, после того как вы помогли ему попить из нее и часть пути от рта до стола пронесли с ним вместе.

3. Ставит чашку на стол после того, как вы помогли ему попить из нее.

4. Пьет из чашки, после того как вы помогли ему пронести ее часть пути от стола до рта, и, попив, сам ставит ее на стол.

5. Пьет из чашки, после того как вы помогли приподнять ее со стола; сам ставит ее на стол.

6. Пьет из чашки совершенно самостоятельно.

7. Пьет из разных чашек и стаканов совершенно самостоятельно.

Ест ложкой

0. Совсем не умеет есть ложкой.

1. Подносит ложку ко рту, когда вы помогаете ему физически.

2. Подносит ложку ко рту после того, как вы наполнили ее и помогли пронести ее часть пути до рта.

3. Доносит ложку до рта и опускает ее обратно в тарелку, после того как вы наполнили ее и помогли пронести часть пути до рта.

4. Сам доносит ложку до рта, после того как вы наполнили ее; опускает ложку обратно в тарелку.

5. Ест сам; вы только помогаете ему наполнить ложку.

6. Самостоятельно ест ложкой мягкую пищу (размятый картофель, овсяная каша, кабачок и пр.).

7. Самостоятельно ест ложкой суп.

Ест вилкой

0. Совсем не умеет есть вилкой.

1. Пользуется вилкой как ложкой (т. е. набирает в нее еду как в ложку).

2. Накалывает кусочек пищи на вилку с вашей физической помощью.

3. Накалывает кусочек пищи на вилку, направляемый вашими словесными указаниями.

4. Совершенно самостоятельно ест вилкой мягкую пищу.

5. Совершенно самостоятельно ест разную пищу вилкой.

Намазывает ножом

0. Совсем не умеет намазывать ножом.

1. Намазывает часть ломтика хлеба с вашей физической помощью.

2. Намазывает весь ломтик хлеба с вашей помощью.

3. Намазывает ту часть ломтика, которую вы попросили намазать.

4. Направляемый вашими словесными указаниями, намазывает джемом весь ломтик хлеба, после того как вы положили на него джем.

5. Кладет джем на хлеб и намазывает его под вашим присмотром.

6. Может взять ломтик хлеба и джем и совершенно самостоятельно сделать себе бутерброд.

Режет ножом

1. Совсем не умеет резать ножом.

2. С вашей помощью заканчивает разрезать пищу ножом, после того как вы начали этот процесс.

3. Режет ножом от начала до конца с вашей помощью.

4. Разрезает кусок пищи с начала до конца самостоятельно (вы помогаете ему держать еду вилкой, чтобы та не сдвигалась с места).

5. Сам крепко держит вилку, после того как вы воткнули ее в кусок, и одновременно ножом режет его.

6. Совершенно самостоятельно накалывает вилкой кусок пищи и разрезает его ножом, когда вы просите его сделать это.

7. Для того чтобы разрезать пищу, пользуется ножом совершенно самостоятельно и без напоминаний.

Надевает носки

0. Не умеет надевать носки.

1. Натягивает носки от щиколоток и выше.

2. Натягивает носки от пяток и выше.

3. Натягивает носки, надетые на пальцы ног.

4. Сам надевает носки, при этом пятку носка располагает правильно.

Надевает джемпер или футболку

0. Не умеет надевать футболку.

1. Натягивает на себя футболку, после того как вы надели ее ему на голову.

2. Просовывает голову в вырез футболки, вы продеваете его руки в рукава; затем он натягивает футболку до талии.

3. Просовывает голову в вырез футболки и продевает одну руку в рукав.

4. Просовывает голову в футболку и продевает обе руки в рукава.

5. Надевает футболку, после того как вы ее подаете ему.

6. Берет футболку и надевает ее совершенно самостоятельно.

Снимает брюки (уже расстегнутые)

0. Не умеет снимать брюки.

1. Стягивает штанину с одной ноги, после того как вы сняли вторую штанину с другой.

2. Сидя, стягивает штанины с обеих ног, когда они уже спущены до лодыжек.

3. Сидя, снимает штанины, спущенные ниже колен.

4. Спускает брюки, начиная от места, расположенного чуть выше колен, затем садится и снимает их.

5. Спускает брюки от середины бедер до низа, затем снимает их.

6. Спускает брюки от бедер до низа, затем снимает их до конца.

7. Снимает брюки сам, под вашим присмотром.

8. Совершенно самостоятельно снимает брюки.

Надевает брюки (не застегивая)

0. Не умеет надевать брюки.

1. Натягивает брюки до талии, после того как вы натянули их до бедер.

2. Натягивает брюки до талии, после того как вы натянули их до середины бедер.

3. Натягивает брюки до талии, после того как вы продели обе его ноги в штанины.

4. Надевает брюки самостоятельно.

Надевает блузу, рубашку или пальто, застегивающиеся спереди на пуговицы (не застегивая)

0. Не умеет надевать блузу или рубашку, застегивающиеся спереди на пуговицы.

1. Берет края обеих полочек рубашки и сводит их вместе, после того как вы продели обе руки в рукава.

2. Продевает одну руку в рукав, после того как вы продели вторую руку в другой рукав.

3. Продевает обе руки в рукава, когда вы держите расстегнутую рубашку.

4. Берет приготовленную расстегнутую рубашку и продевает одну руку в рукав.

5. Берет приготовленную расстегнутую рубашку и продевает в рукава обе руки.

6. Полностью надевает приготовленную рубашку.

7. Берет рубашку из ящика или с вешалки и надевает ее.

Обувает ботинки (не завязывая шнурки)

0. Не умеет обуваться.

1. Проталкивает ступню в ботинок, после того как вы натянули задник на его пятку.

2. Натягивает задник ботинка на пятку, после того как вы всунули в ботинок его пальцы.

3. Всовывает пальцы ноги в ботинок и надевает его, после того, как вы дали ботинок ему в руку.

4. Надевает ботинок, когда вы подаете ему его.

5. Надевает ботинки.

6. Обувается совершенно самостоятельно, не путая правую и левую ногу.

7. Надевает ботинки и застегивает их на липучки.

Застегивает молнию

0. Не умеет застегивать молнию.

1. Заканчивает застегивать молнию (вы в это время придерживаете ее снизу) после того, как вы соединили две половинки молнии и застегнули ее до груди.

2. Застегивает молнию с начала до конца (вы придерживаете низ молнии), после того как вы соединили правую и левую половинки молнии.

3. Держит одной рукой низ молнии и застегивает ее другой рукой, после того как вы соединили замком правую и левую половинки молнии.


Аналогично расписываются шаги по другим навыкам (навыки опрятности, умения самостоятельно умываться, помогать взрослым вести домашнее хозяйство и т. п.).








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх