• Мяч для лечебной гимнастики (фитбол)
  • U-образная ортопедическая подушка
  • Картонный цилиндр
  • Вспомогательные приспособления для поддержания терапии

    Специальные средства и вспомогательные приспособления помогают достичь целей физиотерапевтического воздействия:

    – регуляции тонуса;

    – развития физиологических поз и движений;

    – формирования реакций сохранения позы, реакций опоры и реакций поддержания равновесия.

    Ниже приводятся несколько примеров таких приспособлений (более полное их перечисление и описание выходит за рамки этой книги).

    Мяч для лечебной гимнастики (фитбол)

    Описание

    Большой круглый гимнастический мяч (фитбол) диаметром 1,2 м, надутый не до конца (что дает возможность продавить в нем руками достаточно большое углубление).

    Функции и действия

    Углубление в мяче улучшает терапевтический эффект. Не до конца надутый мяч применяется для побуждения к движению, расслабления и улучшения восприятия собственного тела.

    Целевые группы

    1) Дети с серьезными двигательными нарушениями: мяч служит для побуждения к движению, если ребенок исходно находится в положении, препятствующем появлению неправильных движений и патологических поз (ингибиторное положение).

    2) Дети с чрезмерной возбудимостью: когда тело ребенка «проваливается» в выемку в мяче, можно совершать с ним легкие ритмичные движения; при этом собственные движения ребенка значительно ограничены.

    3) Детей с повышенной чувствительностью к движениям и прикосновениям можно класть в углубление. Терапевтическая задача: удерживая мяч в устойчивом положении, позволить ребенку двигаться в его собственном темпе. Если не прикасаться к ребенку, то он будет воспринимать самого себя (удары сердца, дыхание и т.д.). Так он сам может стать активнее и начнет лучше себя регулировать.

    Показания к применению

    У этого мальчика на рис.1 – тяжелый тетрапарез: сильно повышен тонус в разгибателях, тело его спастически разогнуто, поэтому движения его очень затруднены. Когда этот ребенок лежит на мяче в положении сгибания, ему гораздо легче осознавать собственное тело.

    Рис. 1


    Лежа, он осознает:

    – свое тело;

    – собственный вес;

    – движение своего тела в пространстве;

    – собственные движения тела – его симметрию и асимметрию, напряжение и расслабление, вдох и выдох.

    В этом случае восприятие тела означает:

    – избавление от напряжения;

    – возможность довериться кому-либо;

    – возможность сконцентрироваться на чем-либо;

    – проявить больше внимания к своему телу, к себе в целом и понять благодаря этому другие возможности своего тела (рис. 2.1).

    Рис. 2.1


    Наряду с восприятием тела ребенок испытывает:

    – ощущение, что его держат;

    – ощущение, что он в центре внимания;

    – уверенность;

    – безопасность;

    – движение и энергию, приносящие удовольствие (рис.2.2).

    Рис. 2.2


    При этом положение ребенка тормозит асимметричные спастические движения и позы (рис. 2.3).

    Углубленное состояние расслабления и покоя уменьшает мышечное напряжение. Полное одновременное расслабление позитивно влияет и на внутренние (вегетативные) процессы, то есть способствует их регуляции и самоорганизации.

    Мы видим:

    – расслабленную мимику;

    – положение головы по средней линии;

    – расслабление мышц шеи;

    – слегка опущенную голову;

    – прослеживание глазами вверх и вниз.

    Степень внутренней концентрации ребенка высокая (рис. 2.4).

    Рис. 2.3 и 2.4

    U-образная ортопедическая подушка

    Описание

    U-образная подушка изготовлена из плотного пеноматериала и обтянута искусственной кожей.

    Размеры
    Функции и действия

    Использовать подушку можно для поддержания определенной позы ребенка, особенно – для контроля за положением головы (см. главу «Вспомогательные приспособления для придания телу правильного положения»). Подушка дает ребенку возможность в ингибиторном положении играть, проявляя самостоятельную активность. С помощью подушки, поставленной на бок, можно тренировать выпрямительные реакции и реакции поддержания равновесия, – ребенка, сидящего в углублении буквы «U», можно перемещать в любых направлениях.

    Целевые группы

    Детям с тяжелыми двигательными нарушениями подушка служит для улучшения контроля за положением головы. У детей с церебральным параличом она помогает активировать выпрямительные реакции, реакции опоры и реакции поддержания равновесия (когда ребенок находится в ингибиторном положении).

    Особо значимую помощь она оказывает детям, которые боятся падать вперед, так как им тяжело опираться на руки, например, детям с атетозом. В этом случае подушка окружает ребенка с боков и спереди, кроме этого, мягкая основа из пеноматериала дает им возможность «смелее» пробовать выпрямлять туловище и опираться на руки.

    Показания к применению

    Этот мальчик переворачивается со спины на живот с переразгибанием головы, его ноги остаются вытянутыми и плотно прижатыми друг к другу (рис. 3.1 и 3.2).

    Рис. 3.1 и 3.2


    При игре помогает U-образная подушка. С ее помощью мать сдерживает тенденцию к разгибанию ног ребенка, в то время как он опирается на одну руку, а другой тянется к игрушке (рис. 4.1).

    Ребенок сидит на боковой стороне U-образной подушки. Когда он играет в таком положении и поворачивает голову к игрушке или перемещает ее на другую сторону, движения головы вызывают у него выпрямительные реакции и реакции поддержания равновесия (рис.4.2).

    Рис. 4.1 и 4.2

    Картонный цилиндр

    Описание

    Полезно иметь картонные цилиндры разной высоты. Диаметр основания пусть будет равен 60 см, а толщина стенок может быть разной – от 1 до 2 см. Если разрезать такой цилиндр вдоль (на две вогнутые половинки), то диапазон его применения значительно расширится.

    Функции и действия

    Крепкие стенки позволяют сидеть верхом на цилиндре вместе с ребенком. Реакции поддержания равновесия тренируются независимо от того, сидит ребенок на округлой поверхности или лежит на ней. Игра на цилиндре имеет для ребенка также значительный мотивирующий характер. Заползая на цилиндр, раскачиваясь на нем и т.д., дети тренируют реакции поддержания равновесия и баланс. Половинка цилиндра служит также для создания и поддержания правильного положения тела у детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

    Целевые группы

    1) Можно использовать и собственно тяжесть цилиндра. Например, дети с атаксией, толкая его ногами вперед, могут сделать свои первые шаги. Чтобы сохранить равновесие при раскачивании цилиндра, ребенку нужно использовать обе руки. Твердый край цилиндра позволяет облегчить использование руки на стороне гемипареза.

    2) Создание и поддержание позы у детей с тяжелыми и множественными нарушениями: если ребенка удачно уложить, он может почувствовать и осознать движение (см. с. 295).

    3) Поддержание дыхательной терапии: для лучшего отхождения секрета из дыхательных путей ребенка кладут поперек цилиндра, при этом голова его слегка опущена вперед. В качестве прокладки под все тело ребенка можно положить матрасик из пеноматериала.

    Показания к применению

    Лишенный помощи, мальчик лежит в асимметричной позе. Воздействие физического терапевта направлено на формирование симметричной позы и тесно связано со сгибанием туловища. В этой позе, лежа на цилиндре, ребенок может расслабиться и отдыхать (рис. 5).

    Рис. 5


    Если приоритет отдан дыхательной терапии, направленной на улучшение отхождения секрета, то можно сдвинуть матрац из пеноматериала так, чтобы голова ребенка немного опустилась. Кроме того, если ребенок лежит на цилиндре, то для совершения им простого движения вперед (изменяющегося в зависимости от терапевтических целей) родителям не нужно удерживания всё тело ребенка на весу, что значительно облегчает занятие.

    Поперек полуцилиндра можно положить доску (рис.6). Покачиваясь, сидя на ней и надежно опираясь стопами на внутреннюю поверхность цилиндра, ребенок будет с бо?льшим удовольствием тренировать подвижность таза – учиться выпрямлять его.

    Рис. 6.


    Кроме всего перечисленного, полуцилиндр предлагает много других возможностей. С ним можно:

    – тренировать выпрямительные реакции и реакции поддержания равновесия;

    – облегчать движения ребенка;

    – улучшать подвижность в суставах;

    – регулировать приложение силы.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх