|
|||||
|
Но мы ее трансформируем с позиции социальной информациологии и она выглядит так:
Где: Ф — факт бытия и сознания или информационно-коммуникативный факт; J — информация как отражение и выражение факта; St(в) — стимул восприятия (невосприятия) информации; Re — реакция на воспринятую информацию; «Ч.Я.» — «черный ящик», в котором заложена структура психики человека как единство сознательного, предсознательного, где действует (по-Фрейду) механизм «вытеснения» и «сопротивления», где проявляет себя «коллективное бессознательное» (по-Юнгу), «социальное бессознательное» (по-Фромму). М — мотив поведения Р — поведение.
В «черном ящике» человека (как в самолете) записывается «тайна», которую, если расшифруешь, поймешь причины явления, законы человеческого поведения. «Черный ящик» – этот самописец есть у каждого человека, у каждого народа. С его помощью можно раскрывать «тайны» манипулирования, расшифровать концепт Н.Лумана о «коммуникативной природе власти». На наш взгляд, в механизмах «вытеснения» и «сопротивления», открытых З.Фрейдом и получивших свое развитие в работах Э.Фромма, К.Г.Юнга и других социальных психоаналитиков, обеспечивающих взаимодействие между сознанием и бессознательным и кроется коммуникативная «тайна» власти, «тайна» русской души. «Сопротивление» и «вытеснение» имеют дело с кодами власти и с медийными кодами. Они определяют судьбы нации, этносов и их властей. Массмедиа являются информационным поводом, возбудителем, провокатором, обслугой, посредником или врачом психотерапевтом, духовным авторитетом, просветителем, учителем. СМИ по традиции имеют в виду лишь проявления «сознательного человека» и практически при освещении и анализе событий (например, в толпе) не учитывают бессознательное, которое является главной причиной массового поведения. Обращаясь мимоходом к проблеме «коллективного бессознательного в политике», исследователи вносят путаницу, отождествляя его почему-то с «внеколлективным (массовым) поведением»,[41] не опираются на законы «информационной толпы» (С.Московичи). Да и наука не далеко ушла. Так, некоторые философы признают бессознательное, но на уровне лишь индивида. Другие, исследуя «сознание» человека и признавая «коллективное бессознательное» считают, что не существует «общественное сознание». Это называется – приехали! Да, Бог с ними, но это затрудняет разработку методологической основы социальной информациологии, исследующей процессы информационного воздействия на общественное сознание. Нарушается целостность психики человека и социума, игнорируется взаимодействие между разными ее уровнями, когда выделяется либо только сознательное, либо только бессознательное. Выходит, что признание или непризнание того или иного научного направления тоже имеет коммуникативно-психологические истоки, мотивы, детерминанты, вопреки объективной логике развития наук. Неужели мы так быстро, под влиянием «политического порыва ветра» как флюгер отвернулись и забыли о законах диалектики. И увлеклись постмодерном, забыли о классике. Вот почему мы постоянно отстаиваем принцип единства классической, неклассической и постнеклассической методологии. Взаимодействие сознательного, предсознательного, бессознательного с помощью механизмов «вытеснения» и «сопротивления» есть фундаментальное ядро социально-информациологического подхода, раскрывающее проблемы: 1) восприятия информации; 2) переработки информации человеческим мозгом и образования мысли, знания; 3) мотивация социального поведения, социального творчества, исходящая от информации и знаний. На каждом из этих этапов действуют коды психики человека (например, модусы поведения), которые не всегда подчиняются медийным кодам, но часто находятся во власти последних. Ошибка этих кодов может приводить либо к просветлениям, озарениям, либо к затмениям общественного сознания. Механизмы «вытеснения» и «сопротивления», обеспечивая движение информации от сознательного в подсознательное (предсознательное) и далее в бессознательное и в обратном направлении, связывают цели человека, социума с причинами в процессе самоуправления собою и управления внешнего. «Двоякого рода может быть жизнь человека, - отмечал В.Розанов, - бессознательная и сознательная. Под первой я разумею жизнь, которая управляется причинами; под второй – жизнь, которая управляется целью. Жизнь, управляемую причинами, справедливо назвать бессознательной… В границах, уже установленных этими причинами, сознание выполняет служебную роль: указывает способы той или иной деятельности, возможное и невозможное из того, к чему нудят человека причины».[42] Отсюда правомерно сделать вывод: социальная информациология изучает причинно-следственные связи в цепи: факт – интерпретация – освещение. А наши СМИ, наша информационная политика строится преимущественно на раскрытии факта, проблемы, акцентируя внимание на следствии на уровне сознания, а не на причине или цели, а на следствии, не вскрывая тотчас и забывая вскоре причины явления (например, освещение террактов на Дубровке и в Беслане). А причины-то часто лежат в сфере бессознательного, в нарушении информационной и ментальной идентичности. И еще есть закон, относящийся к социальной информациологии. Назовем его законом гармонического состояния между сознательной деятельностью людей и их бессознательным, где свою грамотную роль должны играть СМИ. «Общество может жить в гармоническом состоянии и быть послушным своим властям до тех пор, пока есть согласованность между деятельностью людей и их откликами в бессознательном».[43] Какие СМИ, какой госорган изучает эти отклики и согласует с ним деятельность людей? Вот почему нужна грамотная государственная политика. Иначе, предупреждает наука, «могут быть периоды стагнации, когда общество дряхлеет (вспомним застой – В.П.), а бессознательное замирает. Это всегда предвестник бури… Может возникнуть и состояние конфликта, … тогда бессознательное начинает искать нового героя, нового лидера[44]. Далее проявляется другая закономерность: народ начинает искать, выбирать нового лидера, если примерно в течение семи лет (закон циклов) он не выполняет своих социальных обещаний народу, ожидания удовлетворяет лишь многословием (много слов и мало дел). В итоге наступает кризис популярности лидера, теряется у народа вера в него как спасителя нации. Яркий пример тому – семилетнее правление Горбачева и Ельцина. Одна из причин потери ими популярности в народе – отступление от закона ментальной идентичности в своей политике, игнорирование российского коллективного бессознательного, отсутствие политической воли, слабость практичности «коммуникативного разума», аномия информационной политики. Социально-информациологические законы выводят нас на необходимость формирования новой (или существенно обновленной) парадигмы журналистики и журнализма деятельности СМИ и МК, главное – информационной политики. Они дают ответ или раскрывают «тайну» формулы известного аргентинского писателя Хулио Кортосара: «Глубинный смысл не в словах, а за словами». Дело в том, что «само творчество происходит на бессознательном уровне – на уровне сознания все воплощается в знаковую систему, позволяющую вести коммуникацию как с самим собой, так и с другим».[45] В музыке нет слов, а «музыка – искусство бессознательного» (Г.Свиридов). Но музыка это мощное средство коммуникации. Есть каналы сенсорного (ощущаемого, видимого) и субсенсорного (латентного, невидимого) информационного воздействия на человеческий мозг. В классической парадигме теории коммуникации, журналистики все это практически не учитывается, в результате мы отстаем от запада в разработке и применении новых социальных информационных технологий. А, значит, можем оказаться беспомощными в обеспечении информационной безопасности граждан, общества и государства. Обращение к «черному ящику» выводит нас на познание других законов социально-информациологического характера. Так, например, если внимательно проанализировать теорию «коллективного бессознательного» (Юнга), то мы заметим, что информационно-коммуникативный аспект присутствует даже в таком социально-онтологическом феномене как архетип, поскольку – это «постоянно наследуемое, всегда одинаковые формы и идеи»[46], т.е. информация. Архетипы – субстрат и код исторической памяти. Память социума архитепический носитель социальной информации. Перспективным направлением для социальной информациологии является исследование механизмов социальной памяти и объяснение на их основе, например, такого исторического факта (по результатам исследований Социологического Центра РАГС по исторической памяти), что положительная роль Сталина в развитии России оценивается в несколько раз выше, чем Горбачева и Ельцина. Одно из объяснений состоит в том, что «архетипы скрыты от сознания, но способны выражать себя в форме сказок, легенд, мифов».[47] То есть в исторической памяти, в коллективном бессознательном действуют коды менталитета национального характера, глубинной психологии. И если, скажем, политика СМИ им не идентична, побеждают в итоге – коды народной памяти. Ученые справедливо указывают на «кризис идентичности», «противоречия и парадоксы российского менталитета в образах кинематографа и телевидения и убедительно доказывают при этом роль «коллективного бессознательного», в особенности таких его феноменов, как: архетип и миф.[48] Действительно, есть «русская колея», если принять во внимание принцип единства общецивилизационных и специфических, национальных законов. Вполне закономерно, что «политическая биография России: в ментальных основаниях, образах и действиях». Здесь «появляется ментальная проблематика… закольцовывающая весь комплекс проблем» истории и культуры России.[49] Закольцовывающая и проблемы социальной информациологии, деятельность наших СМИ и МК. Все девяностые годы наша отечественная информационная политика, все «демократические» масс-медиа, вопреки кодам жизнедеятельности власти, медийно-ментальным кодам оплевывали свое родное Отечество. Сейчас наступает горькое пожинание «коммуникативных плодов» – разочарование в правде, кризис доверия к СМИ и власти как результат измены менталитету, исторической памяти, социальному бессознательному. Еще раз подчеркнем: менталитет народа можно и надо корректировать, но не ломать и игнорировать. Иначе сам себе шею сломаешь. Или получишь новую революцию. Или уйдешь в реликт вместе с народом. Таковы законы действия кодов жизни этносов, наций, социумов. Они носят социально-антропологический характер. Социально-информациологический характер имеет закон Юнга о «визионерском творчестве», как творчестве таланта писателя, поэта, журналиста, действие которого автор не раз описывал.[50] Кратко суть его состоит в том, что талантливое произведение у автора получается тогда, когда достигается идентичность образов в сфере сознательного ментальному содержанию бессознательного своего народа, когда закипает «котел» в области «Сверх-Я» от сплава родившегося образа художника от встречи актуальной мысли, отражающей современную жизнь народа, с глубинным его запросом, выбросами из национального бессознательного, из исторической памяти. Ярким подтверждением тому может служить сказка «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина, где в талантливых образах схвачены глубинные черты характера русского народа. Схвачены и иронически отражены поэтом, но приняты на глубинном уровне психики народа, поскольку «задело за живое», «душу разбередило», т.е. отразило менталитет. Произошла коммуникативная саморефлексия. Произведение вошло в классику. Что же классического мы оставим после себя за последние 10-15 лет господства «свободы слова». Детективы? Тысячи песен? Что останется в памяти народной? Вспоминается парадоксальный закон: чем строже режим, тем талантливее произведения (С.Н.Бердяев). Почему? Вот еще одна проблема для социальной информациологии вместе с культурологией. Визионерское творчество – это «Вечный двигатель», о чем так убедительно написал Алексей Варламов и доказал («ЛГ», 6-12 октября 2004г.), что Шукшин – это классика. Приводим ее ниже в качестве убедительного примера о рождении классики как результате проявления «Сверх-Я», взаимодействия ментального, народного бессознательного в сознательном творчестве писателя, поэта, журналиста. |
|
|||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
|||||
|