|
||||
|
МЫСЛИ – ЧУВСТВА Удивителен этот мир! Удивительные деревья, как удивительно они живут! Удивительные маленькие червячки – живут так недолго! Удивительные рыбы – живут в воде, а человек задыхается в ней и умирает. Удивительно все, что прыгает и порхает: кузнечики, птицы, бабочки. И звери удивительные – кошка, собака, лев, слон. И на редкость удивителен сам человек. Каждый человек как бы заключает в себе весь мир. Если я смотрю на дерево, получается как бы два дерева: одно на самом деле, а другое у меня в глазах, в голове, в мыслях. Я ухожу и забываю о нем, а потом опять увидел – узнал, вспомнил. Значит, дерево как бы пряталось где-то в моих мыслях. Все существует как бы два раза: раз само по себе, а другой раз у меня в глазах, в голове, в мыслях. И всегда мне что-нибудь нравится, а что-нибудь не нравится. Или стою я на берегу реки и знаю, что это такая-то река. Но в этой реке все время другая вода, вода в ней ни минуты не бывает одна и та же, все капли одной и той же реки постоянно меняются, постоянно другие. То же самое, когда я иду по улице, мимо домов и людей. Каждый дом другой, и каждый человек другой, и все это в течение одной минуты. Из минут складываются часы, из часов – дни и ночи, из дней – недели. Зима, лето – и опять долгие вечера, затем опять весна, почки, зеленые листья. Солнце, ночная тьма, месяц, звезды – тучи, дождь, белый снег. Все постоянно другое и по-другому. То же самое и со мной. Словно бы и все тот же, но ведь я расту, делаюсь старше. Я смотрю на часы: стрелка движется, прошла минута. Словно бы и все тот же, но то я весел, то грустен и все время вижу что-то другое и о чем-то другом думаю. И даже не знаю, что будет дальше: буду ли я играть, или товарищ рассердит меня и я подерусь. Или думаю, что сделаю так, а выйдет как раз наоборот. Раз мне кажется так, а раз – эдак. Вот и получается, что я сам себя не знаю. Если спросить: "Ты хороший мальчик?" Он ответит: "Сам не знаю… Кажется, хороший". Или: "Стараюсь". Как будто странно, что человек не знает, какой он на самом деле, даже себя хорошо не знает. Мудрец сказал по-гречески: "Гноти сеаутон". Это значит: "Познай самого себя". Значит, даже взрослым трудно познать самих себя, даже мудрецам. Ведь детям кажется, что взрослые знают все и могут ответить на любой вопрос. А мы не знаем, мы на самом деле не знаем. Если я разговариваю и играю с кем-нибудь и знаю, как его зовут, я уже говорю: – Я его знаю. Так ли это? Часто мне кажется, что он такой, а потом вижу, что он другой, что я ошибся. Даже сам я: весело мне – я один, грустно или сержусь – другой. Когда мне весело, мне все кажутся хорошими, милыми; я охотно уступаю, легко прощаю; я даже не чувствую, что меня толкнули или что я ушибся. И мне кажется, что и всем должно быть весело. А когда человек сердит, все ему не так; он и сам потом удивляется, что такие дурные мысли лезли в голову. Даже выглядишь ты, когда злишься, по-другому. Лицо перекошено, бледное или красное, и глаза совсем другие. Когда я смотрю, как двое мальчишек дерутся, я думаю: "Что за вихрь, что за буря мыслей и чувств?" А когда расходятся, запыхавшись, я прикладываю ухо к груди: бедное сердце колотится так часто и сильно, что останавливается в изнеможении, а потом еще и еще и никак не успокоится. Один вспыльчивый, легко впадает в гнев, другой редко злится; один умеет хоть немного, да владеть собой и сдерживается, другой сразу приходит в неистовство, словно убить хочет. Про таких говорят: "Раб своих страстей". Правильно говорят: тот, кто не умеет сам себе приказать "Перестань!", у кого нет сильной воли – тот раб: всякий доведет его до белого каления. Мудрец сказал, что приказывать другим легко, а вот научись-ка быть господином своих собственных мыслей и чувств… Бывает, злость сразу проходит, сменяясь чувством раскаяния. Я заметил, что, если очень сердиться на кого-нибудь и кричать, тот стоит злой, взбунтовавшийся: опустит голову, насупит брови, молчит. Тогда я перестаю сердиться и ласково говорю: – Вот видишь, и самому тяжело, и всем с тобой тяжело. Больше так не поступай. После этого он начинает, хотя и стыдно ему, плакать и каяться. Мне кажется, взрослые не должны сердиться на детей, потому что это не исправляет, а портит. Часто взрослым кажется, что ребенок назло им упрямится – не желает что-либо сделать, сказать. Нет, ему стыдно. А если кому-нибудь стыдно, он не может говорить, язык застревает в горле, трудно пошевельнуть. В голове пустота, мысли словно улетучились. И ты говоришь и делаешь не то, что хочешь. Стараешься быть смелее, а выходит еще хуже. Сразу можно понять, что человек притворяется: говорит слишком смело и громко, движения чересчур развязные. Или губы прыгают, теребит платье и не может отвечать. Как парализованный. Удивительно это чувство страха. Все кажется опасным. Словно кто на мысли набросил черную шаль и душит. Даже дышать трудно. Конечно, страх страху – рознь. По-одному боишься днем, в школе, по-другому – ночью, по-третьему – если тебя кто-нибудь напугает внезапно, по-четвертому – если всегда кого-нибудь бояться. Бывает, знаешь, чего боишься, а то и не знаешь. Взрослые думают: "Озорной, ничего он не боится, ничего он не стыдится". Вовсе это не так. Врачи, те хоть скажут: – Нервный, боится. Да и то не всегда. А уж хуже всего высмеивать. Я много раз беседовал с такими, которые боятся по ночам: они очень несчастны. А родители думают, что все это пустяки. Стукнет что-нибудь ночью, или сон приснится, а часто даже не знаешь, во сне это или наяву. Смеяться над детскими страхами или нарочно пугать – жестоко. Я часто думал о том, что значит "быть добрым"? Мне кажется, добрый человек – это такой человек, который обладает воображением и понимает, каково другому, умеет почувствовать, что другой чувствует. Если кто-нибудь мучит лягушку или муху, такой сразу скажет: – А если тебе так сделать? Или, например, бабушка: то старушка как старушка, а то кажется такой бедной, слабой, что хочется помочь, проявить внимание, развеселить. Я уже давно заметил, что, если я на какого-нибудь мальчишку очень рассержусь, его сразу обступают ребята и принимаются утешать, объяснять. Признаюсь со стыдом, это меня даже злило. Что такое?! Ругаю, значит, заслужил. А если вокруг него толпа, выглядит так, словно виноват я, а не он. Теперь я отношусь к этому иначе: и хорошо, так и должно быть, каждый, попав в беду, должен найти у людей поддержку. Не нравится мне это школьное наказание, чтобы с кем-нибудь не разговаривать. Надо уметь сочувствовать добрым, злым, людям, зверям, даже сломанному деревцу и камушку. Я знаю мальчика (теперь он уже большой), который собирал на дороге камушки и относил в лес: там их уже никто не потопчет. Чувства бывают сильные и острые или мягкие и нежные, бывают яркие, бывают спокойные. Что такое любовь? Любишь ли всегда или за что-нибудь, и всегда ли ты любишь тех, кого ты должен любить, и так, как должен? Одинаково или то больше, то меньше? И что такое благодарность и уважение? Какая разница между: любить и очень нравиться? Как узнать, кого больше любишь? Я заметил, что ребята не любят говорить о своих чувствах. Может быть, им просто трудно? Даже маленькие не любят. А взрослые часто задают детям вопрос: – Любишь? А кого ты больше любишь? Я спросил у одного мальчика, как он узнал, что любит эту девочку больше, чем других? Он ответил: – Раньше я говорил с ней, как со всеми, а тут вдруг я ее стал стыдиться. Порой даже и не знаешь, что кого-нибудь любишь, но, когда ее или его нет, тобой овладевает чувство беспокойства и какой-то пустоты, сиротливости и одиночества. И хочется, чтобы она или он вернулись. Это называется тоской. Тосковать можно по родителям, по товарищу, по дому. А самая сильная тоска – это тоска по родине. Столько разных чувств, что всех не сочтешь. Можно попробовать выписывать их из словаря в тетрадку. Потому что тут, в этой книжке, я могу вкратце упомянуть лишь о некоторых наиболее важных чувствах (о которых ребята говорили со мной по душам, а не потому, что их подучили). И об обычных чувствах, повседневных. Упомяну еще о трех чувствах: разочаровании, обиде и оскорблении. "Я разочаровался. Думал, будет хорошо. И ошибся. Вышло не так, как хотелось". Люди говорят: – Мучительное разочарование, горькое разочарование. Да, подчас чувствуешь как бы боль, а подчас только неприятный горький, терпкий привкус. Часто к чувству разочарования примешивается и другое – обида. Мы обижаемся, что нас ввели в заблуждение, обманули наше доверие. Если товарищ выдаст тайну, наговорит на тебя, обманет, тебе неприятно, ты обижен. Упомяну, наконец, и об оскорблении. Если хотят меня унизить, или осмеют, или оскорбят кого-нибудь, кого я люблю и уважаю, мне грустно, больно, я сержусь. – От удара не так больно, как от слова, – сказал один мальчик. – Чем смеяться, лучше бы уж побили, – сказал другой. Когда взрослые хотят унизить и оскорбить детей, дети чаще всего делают вид, что им все равно. А не делают, значит, уже утратили стыд. Чувства ведь, если не уметь обращаться с ними, ослабевают, как говорят, притупляются. Разные бывают люди. Один часто бывает веселым и редко грустным, а другой как раз наоборот. Один любит почти всех, ни к кому не питает неприязни; а другой словно сердит на всех, трудно на него угодить. Некоторые легко привыкают к новым людям, а другие, недоверчивые, долго приглядываются, прежде чем скажут: – Люблю. Один долго помнит, другой быстро забывает. Разные бывают люди. Раньше я думал, как и все: ребята легко сердятся и легко прощают. Час назад подрались и опять вместе играют. Только что играли и уже поссорились. Конечно, кто-нибудь скажет в сердцах: "Никогда больше не буду с ним разговаривать. Никогда уже больше не буду с ним играть". Или наоборот: "Мы всегда будем дружить". Но так говорится только в исключительные минуты, да и у взрослых то же самое. Иногда нарастает исподволь неприязнь, а иногда дружба длится годами. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|