|
||||
|
ЗДОРОВЬЕ Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких – и уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься. Нельзя только чересчур запугивать и слишком много запрещать. Если запугивать, они перестанут верить, а если очень уж стеснять, потеряют терпение и назло станут делать тайком как раз то, что запрещено. Люди бывают благоразумные и легкомысленные – как дети, так и взрослые. Ничего с этим не поделаешь. Дети любят больше бегать и все пробовать. И опять ничего уж не поделаешь. Нужна книга, которая объяснила бы все это ребятам спокойно и без запугивания. Итак, надо знать, что у одного здоровые зубы и он не знает, что такое зубная боль и зубные врачи, а другой не одну ночь проплакал напролет: болели зубы. У одного болит голова или живот, а другой посмеивается: "Животик у него болит, головка; у меня вон никогда ничего не болит". Один порежется, и ничего. Я знал одного очень подвижного мальчика, который проходил лето босым. По возвращении из деревни у него было на обеих ногах семнадцать порезов, ссадин и синяков. – Ну и что? Ерунда, заживет. А у другого малюсенькая ранка болела неделями. Значит, один должен беречь себя, а другой может больше себе позволить. Я лучше знаю как раз этих слабых, но никогда не говорю: "У тебя будет воспаление легких". А лишь: "Схватишь насморк". Не говорю: "Сломаешь руку". А лишь: "У тебя заболят руки", когда уж чересчур рьяно борются. Небольшая мышечная боль для здорового человека даже приятна, например: после катка, после гребли, после дальней экскурсии. Не следует слишком часто говорить, что будет потом. Надо помнить, что может много раз сойти безнаказанно, и предсказание не исполнится. Однажды потный мальчик ел очень быстро мороженое. Я сказал: – Увидишь, горло заболит. На другой день осматриваю горло: красное, но не больно. Я дал мальчику зеркало, чтобы убедился. Другой после крутых яиц наелся слив, а потом стал пить сырую воду. Я сказал: – У тебя заболит живот. Спрашиваю его вечером. – Немножко только поболел, но это ничего. Я долго предупреждал одного мальчика, чтобы он, играя, так не расходился, он все не слушался. И наконец, в школе во время борьбы действительно сломал себе руку. А ведь не все переломы одинаковы. Иногда наложат гипс, потом через несколько недель снимут, и все опять так, как было. А вот этому мальчику, о котором я говорю, кость пробила кожу, он пролежал три месяца в больнице и теперь совсем не может сгибать руку. Хуже всего, если кость сломается в суставе. Иногда ты тотчас расплачиваешься за неосторожность и добываешь опыт сразу. Но бывает и по-другому: Летом ребята жалуются, что чешутся уши или пухнут и горят пальцы. – Правильно, ведь ты их зимой отморозил. Не всегда болезнь проявляется сразу. Заразился сегодня, а болезнь разовьется по-настоящему только через неделю. Это называется: инкубационный период. И не всегда болезнь, иногда просто легкое недомогание. Нехорошо преувеличивать. Говорят: "Солнечный удар… Не бегай без шапки… Воспаление мозга…" Нет: кружится и болит голова, тошнит и вообще как-то нехорошо. "Плохо себя чувствует. Нездоров. Сам не свой. Недомогает". Ребенок сам не знает, что с ним, но он подавлен, раздражен, недоволен. А сколько бывает из-за этого ссор, драк, неприятностей дома и в школе?! "Живот да головка – лентяйская уловка". Не совсем верная пословица. Не следует недооценивать легких недомоганий. "Неженка. Ничего с тобой не сделается. Не умрешь". Один преувеличивает, другой недооценивает. Верно, от насморка не умирают, но он неприятный. Несчастные дети, у которых часто бывает насморк! И дышать трудно, и нос больно, и вообще ни к чему душа не лежит. Да еще пристают. "Сопливый. Сопли распустил. Утри нос". Иногда и вытирание не помогает, а вытирать очень больно, не у всех ведь натура одинаковая. Чтобы быть веселым, нужно хорошее самочувствие; здоровые сердце, нос, голова; здоровая радость свободна от боли и забот. И старику неприятно бояться и беречься, а каково это маленькому. Я долго не мог понять, почему некоторых ребят товарищи не любят – и что эти ребята действительно неприятные. Стоял прелестный весенний день. Все выбежали во двор и весело играли. Один мальчуган продолжал сидеть у меня в комнате, тихий, грустный и бледный. Сначала читал – надоело, потом лег на диван, потом принялся глядеть в окно. Мне стало жаль его. И я говорю: – Иди поиграй немножко. А он: – Ой, не хочется. Посидел, посидел, а потом говорит: – Пойти, что ли. Ладно. Смотрю в окно – что будет дальше? Мальчик сошел во двор, постоял немножко и присоединился к играющим. Бегает и бегает, но я ясно вижу, что ему трудно, он запыхался и уже устал. Потом как-то сразу поссорился, и поднялась свалка. Я думал, он вернется ко мне, но нет: верно, стыдился. Когда у кого-либо болит голова, ему труднее сдерживаться. Даже если играет, он в себе не уверен: а может быть, опять эта дикая боль? Я знал одного мальчика, который часто ходил злой, недовольный. У него часто болел живот. Наконец мальчуган расхворался по-настоящему: поднялась температура, он слег. Его положили в больницу и сделали операцию. Эта болезнь называется воспалением червеобразного отростка слепой кишки или иначе аппендицитом. Врач в больнице сказал, что он уже давно был болен. Мальчик вышел из больницы здоровым. И теперь он стал веселым, как все. Часто кто-нибудь ходит несколько дней грустный, злой и уже только потом заболевает. Если за это время он наделает со зла глупостей и возникнут неприятности, про него говорят, что заболел от огорчения. Я заметил, что слабых часто преследуют. Говорят: "Размазня, растяпа, увалень, мямля, пижон, маменькин сынок". В своих суждениях о человеке надо быть снисходительным и осторожным. Не следует думать, что все должны быть одинаково здоровыми и сильными. А смеются даже не со зла, а по легкомыслию. Дают прозвища: "Горбун, Хромоножка, Слепой, Заика". Один привыкает и лишь держится от ребят подальше, все больше читает и, грустный, затаив обиду, живет в одиночестве, а другой, выведенный из себя несправедливостью, действительно становится неприятным и злым. Ребята преследуют и высмеивают толстых. Говорят: "Обжора, жирный, жирняк". Неверно. Ведь это тоже болезнь. – Болезнь? Что толстый-то? Худых опять злючки зовут: "Чахоточный. Скелетик". В медицинских книжках пишут, что и очень худые и очень полные люди – нездоровые, а такой ничего не знает, да еще спорит. – Такой большой парень и делает под себя! Грязнуля! Вонючка! Опять преследования. – У него слабый мочевой пузырь, слабые нервы. – Какой там пузырь и нервы… – Молчать, осел! – закричал я. И я поступил плохо, оскорблять нельзя, но не всегда хватает терпения. Раз я торопился, сказал что-то, а мальчик не понял. Я обозлился и спрашиваю: – Не слышишь, что тебе говорят? Глухой? И тут вдруг вспоминаю, что он действительно плохо слышит, после скарлатины у него болели уши. Мне было очень неприятно: я дал себе слово никогда больше так не поступать. Один известный писатель написал книжку, в которой высмеивают веснушчатого мальчика(1). Очевидно, писатель просто не подумал. Ничего не поделаешь: и опытному писателю случается ошибиться. -(1) Имеется в виду герой повести французского писателя Ж.Ренаря (1864-1910) "Рыжик". - Я сам долго делал такую ошибку. Если был какой-нибудь слабый, или не очень умный, или некрасивый, или несимпатичный ребенок, я всегда просил: – Будьте с ним подобрее, отнеситесь поласковее, уступайте ему. И вот попался мне глупый и нахальный мальчишка. У него были больные глаза, больные уши и больной нос. Дома его били. Мне и захотелось показать, что уж тут-то о нем позаботятся. Славные ребятишки делали так, как я просил: позволяли ему брать мячик, втираться без очереди и вообще все. И этот глупец решил, что теперь он самая важная персона, и принялся командовать и скандалить. Наконец, смотрю я, а он подмял под себя и колотит спокойного, умного и доброго мальчика. Тут уж я схватил нахала, оторвал от жертвы и втолкнул к себе в комнату. – Хватит доброты! Привык к палке, а здесь не бьют, так и ты не бей! Не умеешь играть, так пошел вон, живо! Не твой черед, так не хватай мяч, ясно? И настал покой. Потом над этим мальчишкой взял шефство хороший мальчуган, но уже по собственному желанию. Нелепо ведь, чтобы один, хотя бы и в невинной форме, отравлял жизнь всем. Нельзя требовать от группы слишком многого. Здоров ребенок или болен, умен или глуп – каждый должен приспосабливаться к общим законам, не может он быть каким-то исключением. Но и такому не следует докучать. Знаю, есть дети, страдающие от отсутствия заботы, но есть и такие, кому чрезмерная забота приносит вред, утомляет и сердит. Мне жалко детей, которым нечего есть и которые недосыпают, но жалко и тех, кого насильно заставляют есть и лежать в постели. Я знаю девочку, которую даже рвало за обедом, а отец бил ее за то, что не хотела есть. От любви бил. Но ведь это ужасно и совершенно бессмысленно! А в некоторых колониях детям – летом – велят вылеживать в постели по пятнадцати часов. Хотя это и делается по указанию врачей, я заявляю, что это глупо. И говорю так не потому, что не уважаю здоровье, а, наоборот, именно потому, что знаю ему цену. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|