ЛЕКЦИЯ № 12. Организация социального быта

Индивидуальный социальный опыт является объединением разного вида запечатленных ощущений и переживаний; умений, навыков; разного рода общения, способов мышления и деятельности; стереотипов поведения; ценностных ориентаций и общественных установок.

В процессе социализации человек приобретает необходимый для жизни социальный опыт. Успех социализации зависит от быта в воспитательных организациях. Его основные характеристики имеют влияние на развитие и самореализацию человека в определенных областях.

Быт воспитательной организации – это уклад обыденной жизни входящих в нее людей. Он содержит пространственные, материальные, временные и духовные условия для общественных видов занятий ее членов, а также естественные нормы и ценности поведения и взаимоотношений.

Быт воспитательной организации определяется архитектурно-планировочными особенностями помещений и организацией предметно-пространственной среды, ее благоустроенностью и технической оборудованностью, а также режимом жизни, этикетом и рядом традиций, сложившихся в организации, и другими параметрами.

Предметно-пространственная среда помещений влияет на быт организации как минимум в связи с тремя обстоятельствами.

Во-первых, играет роль наличие или отсутствие разделения на три вида территорий. Первичные территории – это помещения, длительное время находящиеся в пользовании первичных коллективов (комнаты классные, спальные, для занятий кружков и пр.). Вторичные – помещения, которыми все или почти все первичные коллективы пользуются временно или периодически (актовый, спортивный залы, бассейн, столовая, комнаты отдыха и пр.). Специфические территории – помещения, необходимые для функционирования всей организации, – административно-хозяйственного, медико-санитарного и другого назначения.

Во-вторых, важно, насколько предметно-пространственная среда предусматривает возрастные и иные особенности членов организации. Это цветовая гамма интерьера, функциональность набора мебели, уместность набора мягкого инвентаря (занавески, белье, ковровые покрытия и др.).

В-третьих, необходимо учитывать меру благоустроенности и технической оснащенности помещений: наличие или отсутствие отопительных и воздухоочистительных устройств, медицинского, кухонного, столового, гигиенического оборудования; оборудования мастерских, кружковых и классных комнат и предметных кабинетов, спортзала, бассейна и душевых, банно-прачечного оборудования в организациях интернатного типа.

Архитектурно-планировочное решение, предметно-пространственная среда и техническая оснащенность помещений воспитательной организации играют существенную роль в укладе ее жизни и воспитательной эффективности.

Исследования М. Хейдметса и его сотрудников показали, что в процессе жизнедеятельности групп – первичных коллективов, объективно возникает явление групповой персонификации пространства. Признаками персонифицированного группой пространства можно считать стремление отделить его физически (свой класс, своя спальня); стремление отделить его социально, т. е. считать его своим владением; стремление к идентификации с определенной территорией, что проявляется в специфическом эмоциональном отношении к ней как к своей («наш класс», «наш зал» и т. п.).

Наличие фиксированной персонифицированной территории способствует формированию групповой идентичности (некоторые исследователи считают фиксированную территорию основой групповой идентичности); сплоченности группы; росту взаимодействия в первичных коллективах и между ними; снижению агрессивного поведения внутри первичных коллективов и между ними; организации социальных взаимоотношений в группах и между ними.

Образ жизни в основном определяется режимом функционирования организации, учитывающим ее тип, возрастные и психолого-физиологические особенности ее членов и состояние их здоровья.

Режим – это определенный распорядок дня, последовательное чередование занятий, сна и отдыха.

Режим определяется типом организации, условиями ее жизни, составом членов и воспитательной системой, сложившейся в организации.

Точность режима – строгое соблюдение норм времени, пунктуальность выполнения его установлений приучает членов организации к четко организованному поведению, своевременному выполнению различных дел и обязанностей и т. д.

Общность режима означает выполнение его норм и предписаний всеми членами организации определенного возраста.

Определенность режима состоит в точном распределении времени в течение дня, недели и более длительных отрезков времени. Это создает определенное постоянство элементов жизни и ритма функционирования организации в целом и ее членов в частности.

В различных воспитательных организациях (в зависимости от их типа, условий жизни и сложившейся воспитательной системы) режим может быть императивным, жестким или гибким, охватывать большую или меньшую часть жизни членов организации и т. д.

Один из основных элементов быта воспитательной организации – это этикет, представляющий собой совокупность определенных правил поведения, которые регулируют внешнюю культуру общества.

В воспитательной организации этикет включает в себя нормы обращения ее членов друг с другом, старших с младшими и наоборот, общие правила дисциплины – учебной, бытовой, правила разрешения конфликтов, правила пользования помещениями и оборудованием, соблюдения и поддержания чистоты и порядка.

Традиция – устоявшиеся нормы поведения, формы жизни, ценности и идеи, которые сохраняются на протяжении многих лет и передаются из поколения в поколение. Традиции могут сложиться в различных сферах жизнедеятельности организации, в стиле педагогического руководства и т. д. Жизнеспособность той или иной традиции зависит от ее поддержания и развития новыми поколениями членов организации. В то же время чрезмерное следование традициям порождает консерватизм и застой в жизни организации, которые становятся тормозом ее развития, культивируя изживший себя уклад жизни и те или иные его компоненты.

Самообслуживание – это систематическая работа членов организации по поддержанию и улучшению бытовых условий своей жизни.

Содержание работы по самообслуживанию зависит от типа организации и объективных условий, в которых она функционирует, а также от возраста воспитанников.

В наиболее общем виде самообслуживание включает в себя: поддерживание в чистоте и порядке помещений, уход за оборудованием и инвентарем; посильный ремонт помещений, оборудования и инвентаря; участие в организации приема пищи и в уборке посуды; подготовку наглядных пособий, спортивного и иного инвентаря, предметов оформления помещений, реквизита для проводимых мероприятий.

Одежда – важный элемент быта, ибо определяет настроение членов организации и удобство их участия в жизни организации.

Особую роль одежда приобретает в интернатных и закрытых воспитательных организациях, где от нее зависит и здоровье воспитанников, и их физическое и эстетическое развитие.

В целом быт воспитательной организации существенно сказывается на содержании, формах организации; характере и соотношении работы, рекреации, релаксации, взаимоотношениях между членами организации и, наконец, на эффективности ее деятельности.

Жизнедеятельность представляет собой совокупность различных видов деятельности, способствующей удовлетворению потребностей человека, коллектива, группы. При этом учитываются потребности всего общества. Жизнедеятельность воспитательной организации становится условием развития человека постольку, поскольку он может и стремится реализовать в ней свою активность.

Функционирование воспитательной организации включает в себя:

1) общение (в котором активность человека направлена на взаимодействие с людьми);

2) познание (активность направлена на познание окружающего мира); предметно-практическую деятельность (в которой происходит реализация активности в работе, связанной с освоением и преобразованием предметной среды);

3) духовно-практическую деятельность (активность связана с созданием и использованием духовных и социальных ценностей);

4) спорт (где реализуется функционально-органическая активность);

5) игру (реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях).

Потребности различного уровня, обладающие половыми, возрастными, индивидуальными и другими особенностями, способствуют стремлению человека к активности. Потребность побуждает человека действовать определенным образом в определенной ситуации, в которой она может быть удовлетворена.

Развитие человека в том или ином возрасте определяется тем, насколько благоприятны условия для успешной реализации его активности в различных сферах жизнедеятельности, особенно в наиболее значимых для конкретного возрастного этапа. Активность человека неравномерна в каждой из выделенных выше сфер его жизни. Кроме того, в каждой сфере активность может иметь различные направления и формы реализации.

Конечно, предложенное выделение сфер жизнедеятельности несколько условно, ибо в реальности они тесно взаимосвязаны и переплетены. Так, реализация человеком активности в сфере общения происходит главным образом в межличностных отношениях с окружающими его людьми. Но эта же активность реализуется и в других сферах жизнедеятельности. Активность в сфере познания реализуется и в процессе обучения, и в процессе общения, и в процессе игры, и т. д.

Управление – сознательное использование руководителями власти, имеющихся ресурсов, научных знаний для получения результатов, как можно полнее реализующих задачи и цели социального воспитания.

Стиль руководства определяет меру «жесткости-мягкости» управления, а также объем и содержание функций, полномочий, прав, которые руководитель делегирует органам самоуправления, создаваемым в воспитательной организации и в составляющих ее первичных коллективах.

Эффективное самоуправление предполагает участие большой части членов коллектива в выборе целей жизнедеятельности, в определении путей их достижения, в организации и осуществлении жизнедеятельности, а также в ее анализе и оценке, в результате чего между ними создаются отношения ответственной зависимости.

Самоуправление реализуют общее собрание и система подотчетных ему органов, формирующихся на выборной основе, с периодически сменяемым составом членов. Структура органов самоуправления воспитательной организации и первичных коллективов, их взаимосвязь зависят от содержания жизнедеятельности, возраста и других характеристик членов коллектива, уровня его развития, сложившихся в организации традиций.

Изменение условий и содержания жизнедеятельности организации, состава и возраста членов коллектива ведет к изменению делегированных самоуправлению прав и структуры его органов.

Самоорганизация – самопроизвольно протекающие в человеческих общностях процессы регулирования, в основе которых лежат обычаи, традиции, особенности лидерства, нормы неформальных отношений, субкультурные особенности и другие социально-психологические феномены.

В сфере самоорганизации действуют очень эффективные неформальные санкции по отношению к тем членам коллектива, которые каким-либо образом нарушают принятые обычаи, нормы (от насмешки и сплетен до разрыва отношений и изоляции). Самоорганизация может играть конструктивную (созидательную) и деструктивную (разрушительную) роль.

Учет и использование конструктивного потенциала самоорганизации (предполагая знание руководителем неформализованной структуры коллектива и специфичных для нее ценностей) помогают достичь такого положения, когда направленность процессов самоорганизации в основном совпадает с усилиями по достижению целей управления. В таком случае самоорганизация становится важным фактором развития самоуправления и условием эффективности управления жизнедеятельностью коллективов и воспитательных организаций.

Стиль руководства и соотношение управления, самоуправления и самоорганизации играют важную роль в актуализации воспитательных возможностей всех сфер жизнедеятельности в конкретных коллективах и организациях.

Актуализация воспитательных возможностей содержания жизнедеятельности происходит в том случае, когда руководители, с одной стороны, возбуждают у членов коллектива как минимум интерес к содержанию деятельности воспитательной организации, а с другой – делают это содержание настолько субъективно значимым, чтобы оно давало пищу для размышлений и побуждало стремление осмысливать себя, других, отношения к себе, с собой, к миру и с миром.

Для этого в содержании жизнедеятельности делается акцент на то, что может стать субъективно значимым для конкретных коллективов и микрогрупп в силу возрастных особенностей их членов или преобладающих у них интересов, или переживаемого периода развития. Для отдельного человека содержание жизнедеятельности может стать значимым, если он ощущает возможность решения в ее процессе возрастных и индивидуальных задач и проблем (самоосознания, удовлетворения интересов, нахождения благоприятной позиции среди окружающих и многого др.), а также в определенной мере удовлетворения своих потребностей.

И для коллектива, и для его членов в отдельности привлекательность жизнедеятельности связана с формами ее организации (например, с тем, насколько эти формы учитывают возрастные особенности стиля жизни и тенденции моды).

Актуализация содержания жизнедеятельности во многом зависит и от того, насколько оно имеет социально ориентирующий характер. Имеется в виду то, насколько оно расширяет видение мира и познание социальной действительности членами коллектива, помогает осмыслить собственную позицию в мире. Это становится реальным, во-первых, если содержание субъективно значимо, во-вторых, информационно насыщено, в-третьих, позволяет реализовать и развивать креативность членам коллектива.

Важным условием актуализации жизнедеятельности коллективов и организаций можно считать необходимость периодического усложнения ее содержания и форм организации.

Дифференцированный подход в социальном воспитании – один из способов реализации гуманистического педагогического мировоззрения, решения педагогических задач с учетом социально-психологических особенностей воспитанников.

Он осуществляется во взаимодействии с группами воспитуемых. Это могут быть как реальные структурные единицы организации или коллектива (класс, клуб, микрогруппа и т. п.), так и номинальные, существующие лишь в сознании руководителя группы, к которым он относит людей одного возраста, пола, имеющих сходные индивидуальные, личностные качества, уровень подготовленности к определенной деятельности и пр. Отнесение к той или иной номинальной группе нередко осуществляется и на основе имплицитных представлений руководителя о личностных особенностях воспитанников того или иного возраста и пола.

Дифференцированный подход на основе изучения, анализа и классификации проявлений различных качеств личности позволяет руководителю выделить общие черты, свойственные определенной группе членов коллектива. Затем, используя результаты исследования, он определяется со стратегией своего взаимодействия с данной группой, принимая необходимые меры для включения ее в общую жизнедеятельность. Необходимое условие применения дифференцированного подхода – изучение деловых и межличностных отношений в коллективе, так как они во многом определяют как характер и особенности проявления личности, так и состав и особенности реально существующих в коллективе групп.

Насколько эффективными будут результаты дифференцированного подхода, зависит от атмосферы в творческом коллективе, доброжелательности, гуманистической направленности и коллективных ценностей, демократичности педагогического управления.

Взаимодействие – это организация совместной деятельности индивидов, групп и организаций, позволяющая им реализовать какую-либо общую для них работу.

Содержательной основой взаимодействия являются ценности интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, социальные, которые признаны таковыми обществом и (или) организацией, в которой осуществляется взаимодействие, а также ценности, рассматриваемые таковыми членами конкретного коллектива. Эти ценности специфичны для каждой сферы жизнедеятельности (по-знания, спорта, общения и т. д.).

Организуется взаимодействие в контактных группах – в коллективе, в микрогруппах, входящих в его состав; между группами – в воспитательных организациях, а также в различных формах массового взаимодействия, когда в него вовлекается большая группа членов организации либо специально собираемые дети, подростки, юноши для организации их взаимодействия на базе какой-либо организации (так называемая толпа).

Планирование взаимодействия в процессе реализации принятого в результате групповой дискуссии решения предполагает определение того, что нужно сделать и как распределить обязанности между членами коллектива, т. е. поиск ответов на ряд вопросов:

1) из каких элементов состоит работа по реализации принятого решения;

2) кому лучше, целесообразнее реализовывать ту или иную часть работы (всему коллективу, отдельным его членам или микрогруппам);

3) кому лучше быть организаторами той или иной части работы;

4) в какое время, в какой последовательности и к какому сроку должны быть сделаны те или иные части работы.

Реализация спланированной работы осуществляется в соответствии с определенными нормами взаимодействия. Нормы взаимодействия, с одной стороны, изначально сообщаются его организатором (воспитателем, руководителем), с другой стороны, вырабатываются самими партнерами в процессе взаимодействия, а кроме того, они определяются нормами коллектива и характером сложившихся в нем отношений.

Ценности и нормы, принимаемые и вырабатываемые партнерами, определяют их поведение и характер процесса взаимодействия (кооперативный или конкурентный). Основное различие между кооперативным и конкурентным характером взаимодействия лежит в области его целей.

Кооперация предполагает, что каждый партнер (или микрогруппа) достигает своей цели только в том случае, когда все остальные также достигают своей цели,т. е. кооперативное взаимодействие предполагает координацию индивидуальных усилий участников (упорядочивание, комбинирование, стимулирование их усилий), дифференциацию сил партнеров в соответствии с содержанием и формой организации взаимодействия, взаимодополняемость партнеров, их готовность помогать друг другу и брать на себя при необходимости выполнение функций друг друга.

В случае конкурентного взаимодействия достижение цели одним из партнеров или одной из микрогрупп исключает достижение ее всеми другими, что обычно приводит к конфликту. По мнению одного из наиболее видных теоретиков конфликта М. Дойча, конфликты могут быть деструктивными и конструктивными.

Деструктивный конфликт приводит к разногласиям, к ухудшению взаимодействия, к его разрушению. Содержательная причина конфликта быстро отходит на второй план, а на первом оказывается переход «на личности».

Конструктивный конфликт чаще возникает тогда, когда столкновение происходит не из-за несовместимости участников взаимодействия, а из-за различия точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. Такой конфликт помогает всесторонне понять и рассмотреть проблему, открывает возможности поисков компромисса, регулирования и разрешения конфликта, позволяет найти оптимальное решение возникшей проблемы. После завершения запланированной работы в коллективе проводится ее анализ. Анализ идет на собрании и предполагает обсуждение, в процессе которого коллектив ищет ответы как минимум на вопросы: что было удачно, что не получилось и почему, что и как можно было сделать лучше, что надо учесть на будущее?

Итоги анализа обычно подводит руководитель коллектива или другой ведущий, акцентируя внимание на общем результате работы, на отношении членов коллектива к делу, на достоинствах и недостатках процесса реализации работы, на уроках на будущее.

Под обучением взаимодействию понимается формирование и развитие у человека интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию во взаимодействии и освоении им способов практической реализации этой готовности. Оптимальными периодами подготовки к взаимодействию являются детство, отрочество, юность, когда человек наиболее восприимчив к обучению и обладает настоятельной потребностью взаимодействовать с окружающими. Подготовка к взаимодействию может вестись в воспитательной организации несколькими путями.

Во-первых, в процессе организации взаимодействия в ее быту и жизнедеятельности. Обучение при этом происходит с помощью соответствующего инструктирования, осуществляемого руководителем, о том, как целесообразно и эффективно взаимодействовать в том или ином случае, а также в ходе планирования, подготовки, реализации и анализа тех или иных дел и ситуаций, в которых сотрудничают члены организации.

Во-вторых, в ходе специально создаваемых ситуаций в жизни организации и первичных коллективов, которые предполагают взаимодействие.

В-третьих, с помощью различного рода тренингов, игр и этюдов, органично включенных в жизнь организации.

Чему же в первую очередь надо учить, и какие возможности для этого предоставляет жизнедеятельность организации?

У детей необходимо развивать базу для речевого общения, которая характеризуется наличием достаточного запаса слов, правильностью речи, логикой в построении и изложении высказывания, способностью выделять из услышанного основной смысл; правильностью постановки вопроса и т. д. Отсутствие подобной базы приводит к отсутствию уверенности, необходимой для свободного общения.

Также необходимо формировать у учащихся социально ценные установки. Важно, чтобы они рассматривали партнеров по взаимодействию как цель, а не способ достичь собственного благополучия. У ребят необходимо вызвать интерес к самому процессу взаимодействия, а не только к его результату. Они должны понять, что взаимодействие – это диалог, требующий толерантности к идеям и к мелким недостаткам партнера, умения слушать и понимать собеседника.

Наряду со свободным владением речью и формированием определенных установок в сфере взаимодействия важно и развитие у детей, подростков, юношей коммуникативных умений.

Умения, необходимые для взаимодействия, приобретаются и развиваются во всех сферах жизнедеятельности и в быту воспитательной организации.

Эффективным способом целенаправленного развития этих умений может стать ролевая игра (которая, кстати, может использоваться как при проведении различных дел, так и специально в указанных целях во всех возрастах).

Суть ролевой игры как способа обучения взаимодействию состоит в том, что та или иная задача (научиться завязывать контакт, правильно вести беседу) разрешается в ходе импровизированного разыгрывания участниками определенной ситуации.

Успешность обучения взаимодействию зависит от ряда условий, важнейшими из которых можно считать следующие.

Руководителям необходимо целенаправленно использовать многообразие быта и жизнедеятельности воспитательных организаций. Для этого необходимо, во-первых, чтобы они имели установку на обучение взаимодействию в быту и жизнедеятельности; во-вторых, чтобы они представляли, чему надо учить и как для этого можно использовать те или иные формы взаимодействия в быту и жизнедеятельности.

Руководителям необходимо создавать такую атмосферу своего взаимодействия с коллективом, которая исключала бы возникновение чувства страха перед неудачным словом или действием, способствовала бы стремлению членов коллектива к самостоятельным поискам, стимулировала бы их отказ от тривиальных способов решения проблем и ситуаций.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх