|
||||
|
ЛЕКЦИЯ № 7. Влияние сельской местности на социализацию Миграция сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности. Своеобразие сельского образа жизни связано непосредственно с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда природным ритмам и циклам; более изнурительными, чем обычно в крупных городах, условиями труда; практическим отсутствием возможностей для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве (так, работа на огороде занимает почти полжизни селян, в среднем 181 день в году); выбор занятий в свободное время невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины. В них постоянный состав жителей, невероятно малы его социально-профессиональная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как родственные, так и соседские связи. Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение селян довольно тесным и проникают во все области жизни. Дружба и товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами практически не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе. Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации. Практически это связано с тем, что в деревнях очень распространен контроль поведения человека в обществе. Так как жителей мало, связи между ними более или менее тесные, то все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для оценки со стороны общественности. Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. По мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие». Сельская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими родителями в значительно большей степени, чем в городской семье) начинает участвовать в социализации своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых. Важную роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой. Город – тип поселения, для которого характерен ряд особенностей: 1) концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории; 2) высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); 3) дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения. Города различаются между собой по ряду параметров. По величине: малые (до 50 тыс. жителей), средние (до 350–400 тыс.), крупные (до 1 млн), гиганты (свыше 1 млн). По преобладающим функциям: 1) промышленные (Череповец, Рубцовск, Комсомольск-на-Амуре); 2) административно-индустриальные (Кострома, Волгоград); 3) административно-культурно-индустриальные (Самара, Новосибирск); 4) портовые с развитой промышленностью и культурной и административной сферами (Архангельск, Владивосток); 5) специализированные (Ванино, Находка); 6) курортные (Кисловодск, Сочи); 7) «наукограды» (Обнинск, Саров). По региональной принадлежности: Архангельск – на Северо-Западе, Орел – в Центре, Кемерово – в Сибири. По длительности существования: древние (более 500 лет) – Новгород Великий, Великий Устюг; старые – Воронеж, Елабуга; новые (менее 100 лет) – Нижнекамск, Норильск, Магнитогорск. По составу жителей (по соотношению половозрастных, социально-профессиональных и этнических групп населения): 1) «молодые» (Уренгой), «старые» (Мышкин); 2) социально-дифференцированные в большой мере (Курск) и слабо дифференцированные (Пущено); 3) моноэтнические (Мценск), с двумя-тремя преобладающими этническими группами (Казань, Уфа); 4) полиэтнические (Москва, Ростов-на-Дону). По стабильности населения – соотношению коренных горожан и мигрантов из сельских поселений, других городов и регионов. Город обладает рядом характеристик, которые создают специфические условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений. Современный город – средоточие культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры) и духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения, город – средоточие информации, потенциально доступной его жителям. В то же время город – средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видов отклоняющегося поведения. В городе велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; распространено увлечение азартными играми; наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной; существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков. Город характеризует также исторически сложившийся городской образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки (они имеют определенную специфику в зависимости от тех или иных параметров конкретного города): 1) в межличностных отношениях в основном превалируют кратковременные, поверхностные, частичные контакты, но при этом в эмоциональных привязанностях преобладает повышенная избирательность; 2) небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, «автомобильные» связи и пр.); 3) высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного несемейного общения; 4) большое количество стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных установок; 5) социальный статус жителя города отличается неустойчивостью, большая социальная мобильность; 6) слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности. Мобильность в данном случае понимается как реакция человека на разнообразие стимулов, которые содержит в себе город, как готовность (но не обязательно как подготовленность и стремление) к изменениям в своей жизни. Город создает условия для мобильности своих жителей в различных аспектах их жизнедеятельности. Самый элементарный из них – территориальная мобильность. Во-первых, с возрастом у человека расширяется воспринимаемое, познаваемое и осваиваемое жизненное пространство. Это расширение идет от двора, у дошкольников – через улицу, квартал – у младших школьников, микрорайон – у подростков, до других частей города и даже города в целом (если он не гигант) – в юности. С возрастом это пространство может сужаться в зависимости от рода занятий и интересов человека вплоть до ограничения его вновь кварталом, двором – например, у стариков. Во-вторых, с возрастом появляется ориентация на проведение части времени в общественных местах (в центре города, в учреждениях культуры, досуговых центрах и т. д.), интенсивность которой, как правило, достигает пика в юности, а затем она идет на убыль. В-третьих, в подростковом или юношеском возрасте у многих горожан появляются субъективно значимые и интимно значимые районы и места, с которыми связаны наиболее важные сферы жизни, а позднее – воспоминания. В-четвертых, горожане имеют потенциальные возможности для перемены места жительства в пределах города. Для социализации горожанина основное значение имеет то, что город создает условия для социальной мобильности, как горизонтальной (изменения видов занятий и групп членства в рамках одного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой – вверх или вниз по социальной лестнице). В зависимости от того, насколько дети, подростки, юноши реализовывают возможности для мобильности, они более или менее подготовлены к использованию новых форм и способов деятельности, познания, аккуратны в общении, подготовлены к случайностям в повседневных контактах, ориентируются в окружающей действительности; склонны к риску и нестандартным ответам на вызовы жизни. Различные альтернативы, предоставляемые городским образом жизни, создают жителю города потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее существенные для социализации подрастающих поколений. Во-первых, город предоставляет огромное количество альтернатив, будучи своеобразным «узлом» информации и информационным полем. И дело не только в том, что в нем сосредоточены культурно-просветительные, коммерческие, информационные и другие организации. Источниками информации являются архитектура, транспорт, реклама, люди и т. д. Так, в городе в течение дня житель сталкивается с огромной массой людей. Ребенок, подросток, юноша силой своей фантазии самопроизвольно продолжает и завершает многие мимолетные встречи, сознательно и неосознанно фиксирует такое количество мелких и незначительных проявлений, что в конце концов накапливает огромный материал, который позволяет ему лучше ориентироваться в окружающей действительности. Все это может прививать растущему человеку способности к восприятию, созерцанию, наблюдению. Во-вторых, в городе человек взаимодействует и общается с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возможность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых среди еще большего количества потенциальных партнеров. В современном городе ребенок (и чем старше он становится, тем больше) последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп, причем территориально между собой часто не связанных: места жительства, учения, проведения досуга, занятий любимым делом могут далеко отстоять друг от друга. Определенное время юный горожанин может проводить вне всяких коллективов и групп, среди людей, ему совершенно неизвестных. Таким образом, в условиях города ребята получают возможность в отдельные отрезки времени существовать анонимно, т. е. соприкасаться с незнакомыми людьми, оставаясь неизвестными им. В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимодействия и взаимоотношения. Здесь значительно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще, мальчиков и девочек, подростков и старшеклассников в частности. Общение между взрослыми и младшими по мере роста ребят, как правило, становится менее интенсивным и открытым. Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих в классе, во дворе. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он может искать и находить партнеров вне класса, школы, двора. Так или иначе нормы таковы, что общаться ребята предпочитают в определенных компаниях (приятельских или дружеских), доступ в которые бывает затруднен для «новеньких». В-четвертых, социально-культурная дифференциация городского населения, с одной стороны, а с другой – довольно тесная территориальная связь представителей различных социальных и профессиональных слоев приводят к тому, что ребенок, помимо созерцания и знания различных стилей жизни и ценностных устремлений, имеет возможность «примерять» их на себя. Все это очень сильно расширяет общекультурный и социальный кругозор детей, подростков, юношей, хотя и совсем необязательно в позитивном направлении. В целом роль города в социализации детей, подростков, юношей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно и возможностей самореализации и самоутверждения. Другое дело, что в зависимости от типологических характеристик города, того района, в котором живет растущий человек, от его социально-культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей существенно различается и то, как он начинает использовать предоставляемые городом возможности. Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специального рассмотрения. Основными признаками малого города как фактора социализации можно считать небольшую численность населения (до 50 тыс.); наличие исторического прошлого, превышающего вековую историю; занятость населения в несельскохозяйственных сферах; специфическую социально-психологическую атмосферу. Обычно малый город в отличие от средних, крупных и других имеет всего одну или максимум две преобладающие экономические функции: промышленную, транспортную, агропромышленную, рекреационную, обслуживания крупных городов и городов-гигантов. Работа на приусадебных и садовых участках обычно лишь дополняет основной вид занятий жителей. В малом городе население профессионально дифференцировано, что связано с наличием в нем нескольких организаций различного типа – промышленных, транспортных, связи, воспитательных, культурных, рекреационных, медицинских, административных, торговых и др. Социально-психологический климат имеет ряд своих особенностей в сравнении с климатом в более крупных городах, с одной стороны, и в деревне – с другой. Жители малого города обычно «держатся прочными родственными и соседскими кланами, вечерами и по выходным дням копаются на приусадебных или садовых участках, свадьбы справляют и в армию провожают по-деревенски» (А. И. Пригожий). «Информация распространяется мгновенно. Единство мнений почти всегда обеспечено. Обеспечены как поддержка и помощь друг другу, так и терпимость к ошибкам, просчетам. И еще одна важная особенность: стабильность, устойчивость, неизменность здесь ценятся много выше, чем успех; склонность к инерции сильнее, чем к развитию. Редки разводы, в семьях много детей, из города уезжают крайне редко» (А. И. Пригожий). Однако в целом стиль жизни ориентируется на городской. Это проявляется: 1) в стремлении дать детям высокий уровень образования или престижную профессию; 2) в стараниях приблизить быт семьи к городским стандартам; 3) в наличии определенной избирательности в общении, дифференциации его с различными партнерами по интенсивности и эмоциональной значимости, а также по содержанию; 4) в некоторой дифференциации норм ожидаемого поведения и норм взаимоотношений в связи с возрастом и полом жителей; 5) в более или менее распространенном самоутверждении в антисоциальных и криминальных формах. Влияние малого города на социализацию, определяемое его историей, функциями и социально-психологическим климатом, также отличается от влияний деревни и более крупных городов. В малом городе по сравнению с деревней намного расширены возможности для: 1) образовательного и профессионального выбора; 2) разнообразия в период свободного времяпрепровождения; 3) удовлетворения своих духовных ценностей; социального творчества, самореализации, самоутверждения (М. В. Никитский). По сравнению с более крупными городами в малом городе меньше стимулов, которые непосредственно влияют на мобильность его жителей, следовательно, и меньше способов осуществления выбора в различных сферах. В то же время, как показало исследование В. С. Магуна, сегодня нет принципиальных различий между притязаниями (в сферах карьеры, заработка, богатства – квартира, дача, машина) молодых людей, живущих в столице, в областном центре или даже в райцентре, при условии что они имеют полное среднее образование. Их объединяет общее информационное и «товарное» пространство, общее или близкое содержание образования, общая приверженность выбору долговременной образовательной стратегии. Все это, однако, не исключает некоторого «запаздывания» происходящих изменений в малых городах по сравнению с более крупными. Поселок – особая форма расселения людей на определенной территории, первоначально небольшой. Отличительными особенностями являются: 1) эмансипация от сельской жизни; 2) обособленность от городской жизни; 3) отсутствие опоры на исторические традиции, характерные для малых городов. Это общее определение охватывает различные типы поселков: 1) рабочие – при добывающих или перерабатывающих предприятиях, а также крупных железнодорожных станциях; 2) переселенческие, в которые «свезли» жителей деревень из зон затопления при строительстве ГЭС и водохранилищ, а также территорий создававшихся закрытых зон; вынужденных переселенцев и беженцев из бывших республик, «горячих точек» и экологически загрязненных территорий; 3) пригородные поселки, жители которых преимущественно работают в городе; поселки внутри крупных городов, в которых живут рабочие одного завода или сосредоточены мигранты первых поколений (которых называли лимитчиками). Не обращая внимания на типологическое многообразие и, соответственно, различия, поселки, как правило, имеют много общего в образе жизни и социально-психологической атмосфере, что и позволяет рассматривать их как специфический фактор социализации человека. В поселке человек усваивает определенный «сплав», объединяющий традиционные и урбанистические нормы, но при этом отличающийся от них. Этот своеобразный сплав вряд ли надо считать переходным процессом от сельского к городскому способу выживания. Скорее всего его можно рассматривать как совершенно особый образ жизни. Два полюса притяжения – город и село, определяя срединный характер поселкового образа жизни, диктуют доминанту поведения жителей. Здесь больше всего одобряются усредненность поведения, стиля жизни, человеческих характеров. В поселке нормы жизни приобретают свои отличительные особенности: жизнь отдельного человека и семьи в целом характеризуется большей открытостью, чем в деревне, но в то же время присутствует ярко выраженная обособленность каждого, кто не считает нужным прислушиваться к мнению окружающих, если на первый план выступают собственные интересы. В то же время жизнь каждого настолько сильно зависит от норм среды, что противопоставить себя ей практически нереально. Общий уровень культуры определяет и содержательный уровень общения, как правило, прагматичный, сугубо событийный, бедный информацией общекультурного характера. Во многих поселках присутствует аморальность и антисоциальное поведение жителей. Даже если они и осуждаются вербально, то в социальной практике они не подвергаются неформальным негативным санкциям, т. е. не только не отвергаются, но и принимаются. Реформы государственной структуры России, которые происходят в последние годы, особое место отводят формированию муниципальных органов власти. Последовательный отказ от функций централизованного планирования всех сфер общественно-политической, хозяйственно-экономической жизни, перенос тяжести принятия решений на уровень регионов и муниципальных образований заставляют муниципальные органы власти все больше внимания уделять разработке собственных подходов к формированию местной политики, не надеясь на универсальные рецепты федеральной власти. Одной из основных задач муниципальных органов власти является создание муниципальной системы воспитания, которая обеспечивает позитивную социализацию подрастающих поколений, а также взрослых в конкретных социальных условиях. Муниципальная система социального воспитания представляет собой совокупность закономерно создаваемых в муниципальном образовании возможностей для позитивного развития и духовно-ценностного ориентирования жителей. За основу муниципальной системы воспитания взята государственная и региональная политика в сфере воспитания, а сама она может определяться как относительно автономная подсистема государственной системы воспитания. Муниципальная система воспитания, по мнению А. Ю. Тупицына, в идеале должна иметь следующие характеристики: 1) открытость системы, что предполагает возможность свободного перехода воспитуемого из одной муниципальной системы воспитания в другую; 2) доступность, что предполагает наличие возможностей системы воспитания работать со всеми слоями населения, обеспечивая минимальный уровень позитивной социализации каждому человеку; 3) многообразность, что предполагает предоставление людям возможности участия в разных видах деятельности, увеличивая их жизненные шансы. Муниципальная система социального воспитания еще как-то влияет на позитивную социализацию детей, подростков, юношей в зависимости от того, насколько осознанно и целенаправленно она создается и развивается муниципальными органами власти и в какой мере в этом процессе участвует местное население. Эффективное функционирование и развитие муниципальной системы социального воспитания во многом определяется тем, насколько последовательно и квалифицированно местные органы власти осуществляют изучение позитивных и негативных социализирующих потенций и воспитательных возможностей города, района и осуществляют на основе его данных адекватное социально-педагогическое целеполагание, программируют и организуют достижение поставленных целей, проводят анализ результатов и адекватную его данным коррекцию системы воспитания. Рассмотрение позитивных и негативных социализирующих потенций и воспитательных возможностей города, района определяет первоначальную диагностику и последующее наблюдение (мониторинг): 1) количественного соотношения половозрастных, этнических, социально-профессиональных и культурно-образовательных слоев населения; закономерностей увеличения одних и уменьшения других количественных и качественных характеристик миграции из города и в город, район; 2) трудовой занятости населения, возможностей и перспектив трудоустройства, ценностных ориентаций в сфере труда; 3) жилищных и бытовых условий различных слоев населения, бытовой занятости и ценностных ориентаций в сфере быта; 4) состояния здоровья и отношения к нему; 5) досугового времяпрепровождения различных групп населения; 6) ценностных ориентаций в сфере досуга; 7) досуговых возможностей города, района; 8) состава и типологии семей; 9) правил семейных взаимоотношений; 10)брачных и репродуктивных установок; 11) наличия местных средств массовой коммуникации, аудиторий местных, региональных и национальных средств массовой информации, их предпочтения; 12) возможностей получения образования различного вида и уровня, количества обучающихся в различных учебных заведениях; 13) социально-психологического климата, культурных и бытовых традиций; социально незащищенных, неблагополучных и перспективных контингентов (реальных и потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации, одаренных, социально активных, антисоциальных, криминогенных и криминальных групп, очагов, тенденций); 14) противоречий между различными группами населения (территориальными, социально-профессиональными, социально-культурными, возрастными, этноконфессиональными и др.). Данные, полученные в процессе первоначальной диагностики и последующего мониторинга, могут стать реальной основой для адекватного социально-педагогического целеполагания в управлении муниципальной системой воспитания, в ее развитии. Учитывая задачи федеральной и региональной политики в сфере воспитания, муниципальные органы власти устанавливают задачи и формулируют цели, необходимые для решения этих задач: 1) по использованию и интенсификации воспитательных возможностей города, района; 2) по компенсации недостающих возможностей; 3) по минимизации, нивелированию и корректированию негативных социализирующих особенностей, выявленных в процессе изучения и мониторинга. Приведем несколько примеров определения задач и постановки целей в рамках муниципальной системы социального воспитания. 1. Изучение дел в городе, районе показало, что актуальной проблемой является состояние здоровья подрастающего поколения. Исходя из этого ставится задача создания благоприятных условий для физического развития и оздоровления детей, подростков и юношей. Для решения этой задачи на основании имеющихся возможностей могут быть выдвинуты цели: 1) совершенствовать систему здравоохранения подрастающих поколений; 2) осуществить меры по предупреждению травматизма детей, подростков, юношей; 3) развернуть медико-педагогическую пропаганду здорового образа жизни и способов оздоровления; 4) улучшить питание в воспитательных организациях и др. 2. Инвентаризация и картографирование воспитательных организаций в городе, районе показали, что они охватывают не всех нуждающихся в их услугах, отсутствует ряд необходимых воспитательных организаций. Исходя из этого ставится задача оптимизации номенклатуры воспитательных организаций и их территориального размещения. Для решения этой задачи могут быть выдвинуты цели: 1) построить или хорошо отремонтировать некоторое количество детских садов, школ, спортивных и других внешкольных учреждений; 2) использовать в воспитательных целях площади и ресурсы невоспитательных организаций (домов культуры, кинотеатров, стадионов и др.); 3) создать ряд необходимых воспитательных организаций (внешкольных учреждений, детских домов, приютов и пр.) и т. д. 3. Изучение образовательного уровня населения показало, что в городе, районе, крайне низкое качество образовательной подготовки, даваемой в ряде учебных учреждений. Как правило, небольшие возможности для развития и подготовки к профессиональной мобильности и т. д. Ставится задача улучшения условий для подготовки подрастающих поколений к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности. Для решения поставленной задачи на основании имеющихся возможностей выдвигаются цели: 1) улучшить качество обучения в учебных заведениях; 2) создать условия для самообразования; 3) оказать помощь функционально неграмотным и малообразованным; 4) сделать более совершенной систему профессиональной подготовки и т. д. 4. Изучение показало, что в городе, районе неблагоприятная или даже опасная ситуация, создающая условия для появления жертв неблагоприятных условий социализации. Исходя из этого ставится задача профилактики, коррекции и компенсации условий жизни и воспитания потенциальных и реальных жертв неблагоприятных условий социализации. Для решения поставленной задачи, имея в наличии ряд возможностей, могут быть выдвинуты цели: 1) оказать адресную материальную и медико-психолого-педагогическую помощь малообеспеченным неблагополучным семьям; 2) создать и усовершенствовать систему социальной защиты детства и детей – потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации; 3) осуществить меры по профилактике алкоголизма, наркомании, проституции, правонарушений; 4) создать благоприятные условия для жизни и развития представителей этнических меньшинств и т. д. В отдельных городах, районах могут быть наиболее актуальны и многие другие задачи, а, как это обычно бывает, перед муниципальной системой социального воспитания одновременно стоит множество проблем, некоторые из которых могут рассматриваться как приоритетные. Для разрешения проблем надо создать организационно-педагогические условия, которые бы обеспечили изменение наличного экономического и социально-культурного потенциала города, района в возможности муниципальной системы социального воспитания. Сначала говорят об интеграции возможностей и усилий органов власти и управления, общественных, частных и религиозных организаций, учреждений органов образования, здравоохранения, правопорядка, социальной защиты и других, что позволит активизировать и сконцентрировать средства (материальные, финансовые, духовные, личностные ресурсы) для развития муниципальной системы воспитания, оптимизации и продвижения ее инфраструктуры, кадрового потенциала. Второе необходимое условие – получение органами управления системы социального воспитания города, района. Одним из аспектов этого можно рассматривать овладение новыми функциями: исследовательской (диагностической), социально-проективной (разработка конкретных программ и проектов, их осуществление и распространение, методическое обеспечение), консультационной, просветительской, связью с органами управления абсолютно иными системами (здравоохранения, правопорядка и т. д.) и общественностью. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|