|
||||
|
1. “Евангелие” от Иуды? 1.1. В начале апреля 2006 г. СМИ разных стран мира радостно сообщили о завершении реставрации и перевода с языка оригинала на языки современности так называемого “Евангелия от Иуды”. «Иуда Искариот, долгое время считавшийся величайшим предателем в истории, в действительности был лучшим другом Иисуса и отдал его в руки власть предержащих только потому, что Иисус сам попросил его об этом. Такая версия приводится в манускрипте, опубликованном в четверг [2] Национальным Географическим обществом США. “Иуда здесь — просто классный парень, — замечает Бари Эрман, профессор университета в Северной Каролине. — Он единственный, кто понимает Христа. В ключевой фразе, сказанной в Евангелии Христом Иуде, есть такие слова: “Ты превыше всех учеников Моих [3]. Тебе надлежит пожертвовать человеком, скрывающим Меня”. Таким образом, посылая на смерть плоть, Иуда освободил Божественную суть внутри неё. В нескольких местах Иисус подчёркивает особое место Иуды: “Cторонись остальных, и я открою тебе тайны Царства [4]. Тебе возможно их постичь, но ты будешь сильно опечален”. Иисус также предсказывает, что Иуда будет отвергнут другими учениками и будущими поколениями, но “впоследствии ты возвысишься и будешь царствовать над ними” [5]. В тексте Евангелия от Иуды говорится лишь о том, что солдаты, пришедшие арестовать Иисуса, просто спросили Иуду: “Ты ученик Христа?” Он ответил утвердительно, после чего получил деньги [6] и выдал им учителя. В последующем тексте никаких намёков на распятие и воскресение”. В рукописи “Евангелия от Иуды”, которую многие считают важнейшей археологической находкой за последние 60 лет, записаны диалоги между Христом и Иудой, проходившие в последнюю неделю земной жизни. В этих беседах Иисус открывает Иуде те духовные секреты, которые он не открывал никому из других своих учеников. В ранней церкви это писание считалось еретическим, ибо не совпадало по сути с тем, о чем говорилось в четвероевангелии. Большинство копий документа было утрачено. Единственная копия была спрятана где-то в египетской пустыне и найдена лишь в 1970 году. Гностиками именовали себя последователи христианства, которые делали упор на “гнозис” (знание). В Евангелии от Иуды явно выражены именно эти верования, и образ этого апостола резко контрастирует с тем, который имеется в канонических Евангелиях, сообщает “Портал-Credo.Ru”. Обнародованное в США “Евангелие от Иуды” не имеет ничего общего ни с евангельским Иудой, ни с жизнью апостольской общины начала эры. В этом уверен профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев. “Данный документ не может восходить к Иуде Искариоту [7] просто по той причине, что Иуда повесился в день распятия Христа, и никакого Евангелия от Иуды быть не может. Вероятнее всего, это произведение было создано одной из гностических сект III — IV столетия”, — сказал отец Андрей. Примечательно, что ранее о воссоздании “Евангелия от Иуды” говорили в связи с необходимостью искоренения антисемитизма в среде христиан. Католический священник Виттори Масури сказал в интервью газете La Stampa, что в соответствии с христианской традицией Иуда был прощён Иисусом, который велел ему уйти в пустыню и там “духовными упражнениями” достичь очищения. Однако по мнению ряда специалистов по Новому завету, образ Иуды стал жертвой “теологической инсинуации”, которая послужила затем толчком к появлению и развитию антисемитизма. Но первые христиане верили, что Иуда лишь исполнял возложенную на него Богом миссию — как и остальные участники этой истории. Папа Римский одобряет этот проект, который может оказать серьёзную помощь в налаживании отношений между христианами и евреями, которое[8] нынешний Папа считает одним из главных приоритетов своей каденции, писала La Stampa (выделено нами при цитировании: это — крайне неадекватные воззрения[9], проистекающие отчасти из идиотизма, а отчасти из цинизма, и в пропаганде апеллирующие к невежеству, идиотизму и цинизму толпы в целом и её представителей персонально). Традиционно о гибели Иуды сообщалось, что он пытался повесится на дереве, поблизости от места распятия Иисуса. Однако есть версия, что Иуда Искариот сорвался или был снят с дерева ещё живым, после чего умер от какой-то таинственной болезни» (приводится по публикации на сайте: http://www.regnum.ru/news/620113.html). «Презентация текста “Евангелия от Иуды” прошла одновременно с представлением его перевода на английский язык. Национальное Географическое общество „США“ подготовило также специальный телефильм, трансляция которого назначена на 9 апреля. Готовятся переводы “Евангелия от Иуды” на 18 языков мира, включая русский» (приводится по публикации в интернете на сайте: http://newsinfo.ru/news/2006/04/news1304718.php?id_r=12 — замеченные опечатки и несогласованность языковых конструкций в некоторых фразах документа нами устранены). История гностицизма и содержание гностических учений — это особая тема, в которой в настоящее время компетентны (и то лишь отчасти) только занимающиеся ею специалисты — историки и лингвисты. Да и для них, в их подавляющем большинстве, повествования многих гностических текстов — только слова, за которыми не стоит никаких объективных явлений, доступных восприятию их чувств или воображению [10]; не владеют они и духовными практиками, позволяющими им выйти на такой уровень восприятия действительности, чтобы за словами древних рукописей увидеть некие явления или их отсутствие. Т.е. реальных причин для всеобщего восторга в связи с публикацией “Евангелия от Иуды” в переводе на множество языков у людей нашего времени нет. Тем не менее, СМИ на протяжении нескольких лет подают сообщения о находке этих папирусов и работе с ними именно как сенсацию, обладающую эпохальным значением для всего современного человечества. Причина этого в том, что возведение сообщения “Евангелия от Иуды” о возложении Христом на Иуду миссии как бы «предательства» в ранг достоверного свидетельства отвечает нравственно-психологическим потребностям многих людей и, прежде всего, — политиков и бизнесменов, заинтересованных в успокоении своей совести (у кого она ещё осталась) и в оправдании их собственных действий. Нравственно обусловленная потребность в «реабилитации» Иуды действительно существует в культуре человечества. Поэтому и в ту эпоху, когда “Евангелие от Иуды” (как и прочие апокрифические тексты) были преданы забвению, возникали разные варианты обоснования того утверждения, что Иуда — благороден, и он вовсе — не изменник и не предатель в общеупотребительном понимании этих слов. Именно по этой причине находка древнего экземпляра “Евангелия от Иуды” не открывает ничего принципиально нового, а отношение к ней СМИ и многих просвещённых обывателей только подтверждает, что стремление «реабилитировать» Иуду старше исторически сложившегося христианства. И “Евангелие от Иуды” лежит в контексте одного из таких вариантов «реабилитации» Иуды, в котором декларируется: Именно Иуда — особо доверенный ученик и потому именно он — исполнитель тайной миссии, возложенной на него якобы самим Христом. Эта версия излагается и в стихотворении “Иуда-Апостол”, написанном 11 ноября 1919 года в Коктебеле Максимилианом Волошиным (1877 — 1932): И когда приблизился праздник Пасхи, В первый день опресноков в час вечерний Он возлёг за трапезу — с ним двенадцать В горнице чистой. Хлеб, преломивши, роздал: «Это тело Моё, сегодня в жертву приносимое. Так творите». А когда окончили ужин, Поднял Он чашу. «Это кровь Моя, за вас проливаемая. И рука прольющего между вами». Спор возник между учениками: Кто из них больший? Он же говорит им: «В этом мире цари первенствуют: Вы же не так — кто больший, будет как меньший. Завещаю вам Своё царство. Сядете судить на двенадцать тронов, Но одним из вас Я буду предан. Так предназначено, но предателю горе!» И в смущеньи ученики шептали: «Не я ли?» Он же, в соль обмакнув кусок хлеба, Подал Иуде И сказал: «Что делаешь — делай». Тот же, съев кусок, тотчас же вышел: Дух земли — Сатана — вошёл в Иуду - Вещий и скорбный. Все двенадцать вина и хлеба вкусили, Причастившись плоти и крови Христовой, А один из них земле причастился Солью и хлебом. И никто из одиннадцати не понял, Что сказал Иисус, Какой Он подвиг возложил на Иуду Горьким причастием. Так размышлял однажды некий священник Ночью в древнем соборе Парижской Богоматери И воскликнул: «Боже, верю глубоко, Что Иуда — Твой самый старший и верный Ученик, что он на себя принял Бремя всех грехов и позора мира, Что, когда Ты вернёшься судить землю, И померкнет солнце от Твоего гнева, И сорвутся с неба в ужасе звезды, Встанет он, как дымный уголь, из бездны, Опалённый всею проказой мира, И сядет рядом с Тобою! Дай мне знак, что так будет!» В то же мгновенье Сухие и властные пальцы Легли ему на уста. И в них узнал он Руку Иуды. Другой — ещё более изощрённый — вариант «реабилитации» Иуды выражен грузинским поэтом Михаилом Квливидзе в стихотворении “Монолог Иуды” [11]: На горных склонах ветер звёзды пас, И молвил нам Учитель с болью скрытой: “Петух три раза не успеет вскрикнуть, Я буду предан кем-нибудь из вас”. Мешал Учитель в очаге золу, Мы не могли сказать в ответ ни слова, Как будто сразу вся мирская злоба Подсела с краю к нашему столу. Учитель нас улыбкою согрел, Но в ней печаль сквозила сокровенна, И постепенно, будто бы измена, Крик петуха за окнами созрел. Молчали мы и горные вершины, Срок истекал, сквозь тучи свет проник И первый крик раздался петушиный, Как совести моей предсмертный крик. Швырялся ветер тучами, как пеной, Так, что разверзлось небо, накренясь, И крик второй раздался над Вселенной, Но не было предателей меж нас. Так, неужели, ты ошибся, пастырь, Учитель, ясновидец и пророк? Святыня рухнет, разобьётся насмерть, Когда слова не сбудутся в свой срок. Предательство без низкого расчёта Возможно ли? Ответа Бог не даст, Но Бог умрёт навеки, если кто-то По предсказанью [12] Бога не предаст. И я решил встать над собой и веком, Лобзаньем лживым осквернив уста, Пожертвовать Исусом-человеком, Спасая этим Господа-Христа. Скорей, скорей, ночь шла уже на убыль И в этой окровавленной ночи Поцеловал Учителя я в губы, Чтобы его узнали палачи. Это стихотворение взято с сайта радио “Свобода”, где автор прочитал его по-русски в переводе Евгения Евтушенко [13] 28.08.2001 г. в передаче “Евангелие по-грузински. Грузия глазами художника”. Оно было охарактеризовано на сайте радио “Свобода” как «знаменитое». Поверив “поэтическому” трио М.Квливидзе, Е.Евтушенко и радио “Свобода”, просвещённо-бездумному обывателю остаётся только признать, что Иисус — спаситель небесный, а земной спаситель — Иуда. И соответственно, уже в жизни во имя неких идеалов, почитаемых индивидом «высокими», а тем более — «священными», можно предавать и изменять, поскольку «вовремя предать — значит не предать, а предвидеть…» — было бы соответствующее пророчество в обоснование правомочности и благодетельности акта предательства. При таком подходе объективная разница между праведностью и мерзостью становится непознаваемой. Собственно для этого и много кому и необходима «реабилитация» Иуды. Но если исходить из незыблемости Правды и Праведности, то монолог «Квливидзе — Иуды» заставляет вспомнить А.Д.Сахарова, В.А.Коротича, М.С.Горбачёва, Э.А.Шеварднадзе, А.Н.Яковлева, В.А.Крючкова, Б.Н.Ельцина и многих, многих других лидеров общесоюзной и республиканских “элит”, приведших СССР к краху в годы перестройки, а потом преуспевших в ходе проведения реформ. Однако и Михаил Квливидзе не первооткрыватель этой схемы самооправдания мерзости. Он выразил её пафосно-героически, но ещё раньше она же нашла своё истинное — жалкое — выражение в реплике Гришки Кутерьмы в опере “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” (1907 г.) после того, как Гришка изменил своему народу и показал врагам путь к городу: «Феврония (кротко). Не глумися, а одумайся; / Помни, что за грех свершил еси. Кутерьма. Старая погудка, старый лад! / Я не грешник, Господу приспешник, / Рая светлого привратничек: / Не губил я душ невинных, — / Причислял их к лику мученик, / Умножал Христово воинство». Приведённые выше стихотворения — показатель того, что идея «реабилитации» Иуды не нова. Новенькое состоит в том, что если в прошлом эта идея была достоянием узких кругов околобиблейских эзотеристов, то теперь она пошла в массовую пропаганду в качестве культово-альтернативной по отношению к вероучениям традиционных церквей. И много людей нравственно готовы признать версию “Евангелия от Иуды” истинной, вследствие чего у них не возникает вопросов типа: · Было ли у Иуды время, настроение и силы на то, чтобы в течение весьма непродолжительного времени между актом предательства и самоубийством самому написать первотекст “Евангелия от Иуды” или хотя бы изложить его кому-то из своих близких, кто написал этот текст в последствии по памяти? · Совершил ли Иуда действительно самоубийство либо был убит за ненадобностью другими исполнителями по приказу держателей некоего сценария становления исторически реального христианства именно для того, чтобы упростить введение в обращение так называемого “Евангелия от Иуды”? Тем более не встаёт главный вопрос: Поскольку заговор вокруг Христа и его дела действительно имел место, то достойно ли Христу соучаствовать, а тем более быть «играющим режиссёром», в постановке среди толпы пошлого, но с претензией на нравоучительность спектакля, в котором все роли расписаны заранее? Именно впечатления очевидцев и некоторых участников от постановки этого спектакля, действие которого было вынесено толпу, потом послужили основой Нового Завета и учения церквей имени Христа в их исторически сложившемся виде. 1.2. По нашему мнению Иуде после предательства им Христа некогда было писать мемуары и рассказывать кому-либо о якобы возложенной на него Христом миссии и о неких тайных знаниях, которые Христос якобы поведал только ему. Так называемая «мировая закулиса» возникла не в XIX веке, а существовала издревле. Как можно понять из Библии, прихода Мессии в конце прошлой — начале нынешней эры в Иудее ждали все. Ждала и «мировая закулиса», которая имела и свои виды на употребление Мессии и его авторитета в своих интересах. Поэтому «мировая закулиса» тех лет деятельно готовилась к его приходу и ею был разработан сценарий, в котором были расписаны и роли, и «декорации»: O Христа потоком обстоятельств, сопутствующих его проповеди, следовало вести к неминуемой смертной казни. O Группе «технической поддержки» — организовать казнь так, чтобы она не стала убийственной казнью, но была бы зрелищной имитацией казни с целью последующего гарантированного «воскресения» Христа и возведения его в ранг «живого бога — царя» в неком далеко идущем политическом сценарии [14]. O Иуде — обязательно предать, поскольку, если не предать в условленный момент, то стандартный сценарий храмовых мистерий на тему «смерти — воскресения бога», выносимый из храма в ничего не подозревающую толпу [15] для пленения Мессии в некоем политическом проекте, — сорвётся; а вслед за этим сорвётся и политический сценарий глобальной значимости, которому воскресение «живого бога — царя» должно было положить начало. O Ещё кому-то — после предательства — убить Иуду и повесить его труп [16] в укромном месте, чтобы, во-первых, Иуда не сболтнул лишнего, а во-вторых, чтобы его труп не сразу нашли, а только после того, как он сильно разложится, — дабы не смогли догадаться, что он был убит, а не совершил самоубийство. Т.е. анализ новозаветных повествований с привлечением глобального политического контекста той эпохи и знаний о «политтехнологиях» показывает, что сценарий в отношении событий «страстной недели» был [17], но в его основе лежал вовсе не якобы имевший место тайный сговор Христа с Иудой типа: — Иуда, друг мой, ты представляешь, закавыка какая: все мои ученики становятся праведниками, и потому предать меня некому. А пострадать безвинно во искупление грехов людей мне надо обязательно — больше-то некому. Поэтому, прошу тебя, ты меня предай синедриону: а то как же сбудутся писания[18] и речённое[19] через пророков?… Авторитет Бога неисполнением пророчеств подрывать нельзя, сам понимаешь… А тебе это как бы предательство потом зачтётся за подвиг, а не за грех, хотя на земле тебя многие возненавидят, а само имя твоё станет нарицательным именем изменника и предателя. Такие вот дела… — Да, влипли мы с тобой… Ну ладно, раз мне помереть вместо тебя нельзя, а ты сам просишь, то хоть и омерзительно это, однако я предам тебя на смерть: никуда не денешься — не втягивать же в это дело кого-то из непричастных и без того грешных людей… — Конечно, это было бы нехорошо. Значит, договорились. Но никому ни слова. Когда настанет время, то я дам тебе знак: как только за трапезой я хлеб обмакну и подам тебе[20], так ты сразу же и иди к Каиафе… Ничего подобного сообщаемому в “Евангелии от Иуды” о якобы имевшем место сговоре Христа и Иуды быть не могло и не было: Посланник Божий не в праве соучаствовать во лжи, а тем более, — организовывать обман. Иначе он утрачивает достоинство Божиего посланника либо он — изначально не Божий посланник, а самозванец или марионетка, поскольку Бог и сатана, одинаково приверженные заведомой лжи, стали бы неразличимы, и соответственно — стали бы не различимы праведность и грех. И потому Бог не попустил свершению сценария вовлечения Христа в лживый спектакль «смерти — воскресения живого бога — царя» ради далеко идущих политических вожделений. В Коране прямо и недвусмысленно можно прочитать об ответе Бога на молитву Иисуса в Гефсиманском саду: «Они не убили его (Иисуса) и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом (т.е. не согласные с кораническим свидетельством), — в сомнении о нём; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением (Саблуков: „они водятся только мнением“). Они не убили его, — наверное (Саблуков: „это верно известно“), нет, Бог вознёс его к Себе: ведь Бог могущественен (Крачковский: „велик“), мудр! И поистине, из людей писания нет никого, кто бы не уверовал в него прежде своей смерти, а в день воскресения он будет свидетелем против них!» (Коран, 4:156, 157). То есть из Корана можно понять, что безграничной вере человека, принимающего по совести Божью волю во всей её полноте, включая и всё, неведомое человеку, Бог отвечает Своей безграничной милостью и всемогуществом, как это, в частности, и обещано Им в Псалме 49:15: «И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя и ты прославишь Меня». Кораническое свидетельство о вознесении Христа, упредившем распятие, невозможно опровергнуть ссылками на свидетельства очевидцев, конечно, если верить Христу и Богу. Если же не верить Богу (хотя при этом можно верить «в Бога» [21]), то оспорить и логически обосновать можно всё, что угодно — вопрос только в том: кому и что именно угодно. Дело в том, что перед взятием под стражу с подачи Иуды в Гефсиманском саду Иисус молился именно о том, чтобы распятие миновало его (Матфей, гл. 26:36 — 47; Марк, гл. 14:33 — 43; Лука [22], гл. 22:39 — 48). Описывая события в Гефсиманском саду Матфей, Марк, Лука передают, хотя и несколько разными словами один и тот же смысл: Иисус, призывая к молитве, предупредил избранных им апостолов о том, что, не молясь совместно с ним, они неизбежно впадут в искушение: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Марк, 14:38). Но и после этого прямого и не двусмысленного предостережения, после двукратной просьбы хотя бы бодрствовать в то время, как сам он молится, возвращаясь к ним, Иисус застал апостолов спящими. После этого он, по сообщению Матфея, оставил их — по существу в сонных грёзах, в полудрёме — и отошёл в сторону, чтобы помолиться в третий раз. Когда он молился в третий раз в саду появился наводчик Иуда с группой захвата. Если верить предостережению Христа апостолам о необходимости молитвы как средства избежать искушения, то ни единому свидетельству апостолов о событиях, имевших место после того, как они уклонились от молитвы, верить нельзя. Именно поэтому кораническое свидетельство о судьбе Христа неопровержимо. Однако, для многих узнающих о нём, это кораническое свидетельство — не благая весть: традиционная вера в казнь Христа и искупление их грехов его жертвой и мучениями им предпочтительнее веры Богу по жизни, хотя Бог — всемогущ и «обладатель прощения людям даже при их нечестии» (Коран, 13:7). Им казнь и муки Христа в прошлом нужны для спокойствия их “совести” даже больше, нежели эта казнь была нужна членам синедриона, бывшим современниками Христа: и эти люди искренне убеждены, что именно они — христиане, и что их вера гарантированно «спасёт» и их души. У заправил же сценария проблемы возникли, когда выяснилось, что гроб (пещера), в который как они были убеждены положили Христа в состоянии, близком к коматозному, пуст. Предъявить якобы воскресшего «живого бога — претендента на царство» стало невозможно. Пришлось импровизировать по запасному варианту: Иисус воскрес и, передав миссию вероучительства апостолам, вознёсся. А вы в это веруйте и ждите второго пришествия в покорности: «Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Римлянам, гл. 13:1, 2). На том и стоят традиционные церкви имени Христа. Но из публичных фигур краеугольный камень в основание этих церквей положил всё же Иуда, а не Пётр (Камень — в переводе с греческого) и не Христос. И потому вся двух тысячелетняя история церквей имени Христа — это история измены Христу и дарованному через него вероучению. 1.3. Но, кроме того, чтобы решить задачу «реабилитации» Иуды и тем самым помочь в самооправдании множеству больших и мелких Иуд наших дней, пропаганда версии событий в изложении “Евангелия от Иуды” призвана решить ещё одну задачу: убедить обывателя, склонного уверовать в бытие «мировой закулисы» и соответственно признать «теорию заговора» — жидо-масонского — не лишённой историко-фактологической основы, в том, что конфликта между «мировой закулисой» и Промыслом Божиим не было и нет. — Какой конфликт, если Иисус был избран в качестве жертвы умилостивления самим Богом[23] и посвящённый Иуда действовал по прямому указанию Христа? А если у обывателя имеет место недовольство деятельностью «мировой закулисы», то это он сам в конфликте с Богом. Такое вот примитивное передёргивание и подмена одних понятий другими. Но если бы было всё так, как описывает “Евангелие от Иуды”, то это был всего лишь пошлый спектакль с претензиями на нравоучительство. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|