Введение

Главная тема монографии – открытие целостного метода и доказательного подхода к его реализации в практической деятельности. Необходимость такого исследования обосновывается следующими обстоятельствами.

Целостная последовательность «идея – теория – методология – проектирование – осуществление» нужна всегда для того, чтобы современная деятельность была успешной. С помощью целостного метода можно решить в целостном комплексе 5 основных вопросов работы: «Как намерение превратить в цельную идею?», «Как создать теорию и методологию цельного осуществления идеи?», «Как создать проект целостной реализации теории?» и «Как осуществить целостную деятельность по получению дохода от проекта?».

Возможно, Вы пренебрегаете четкостью формулирования идеи, или считаете, что методология и теория – дела бесполезные и надо быть «ближе к практике». Или Вами владеет убеждение, что Вы можете все реализовать и без проекта. Возможно также, Вы считаете, что осуществить свое намерение Вы сможете без четкой идеи, теории и проекта. В этих случаях лучше не браться за дело. Вас ждет неудача или, в лучшем случае, кратковременный успех, основанный на Ваших прошлых методологических и теоретических знаниях. Почему временный?

Потому что Ваши имеющиеся знания не приведены в целостное и целое знание, напр., в целостную и целую систему, предназначенную для реализации именно этого Вашего намерения. Потому что никто не приводит все необходимые Вам методологии и теории в систему, тем более – в целостную систему, для реализации именно этой Вашей идеи. Ваша идея имеет особенности, в связи с которыми надо из разных методологий и теорий взять все необходимое. И это необходимое надо дополнить до достаточного объема и привести в целостную систему реализации Вашего намерения, что можно осуществить только на основе целостного метода.

Пример: идея реформирования России, ее перехода к капиталистической России без необходимой теории капиталистической России и соответствующей методологии формирования и реализации политик, программ, проектов целостного развития. И вместо фазы ускорения развития мы угодили в фазу выживания. Теперь происходит, по сути, переход в фазу сохранения и только затем начнется переход в фазу развития.

Для реализации каждой Вашей идеи нужна соответствующая целостная и целая система «теория – методология – проектирование – осуществление». Как ее построить – Вы сможете найти подход к решению этой задачи в данной книге.

• Для современных наук и практик человеческой деятельности характерна тенденция унификации методов представления информации об объектах исследования и социальной практики. Так, в каждой отрасли науки используется представление объектов исследования и социальной практики в виде систем. Практически в каждой отрасли науки и практики деятельность рассматривается, как технология. Общепризнанным является представление объектов исследования с помощью моделирования.

Но при этом в разных сферах исследования используются различные определения систем. Определения технологий разных видов деятельности, напр., управления, образования, машиностроения, существенно отличаются друг от друга. Во многих случаях модели, построенные с применением методов разных отраслей знания, трудно согласуются друг с другом в смысле получения целостного представления об объектах исследования и социальной практики. Результаты, получаемые применением систем, технологий и моделей в одной отрасли науки, практически невозможно объединить для получения целостного представления об объектах исследования и социальной практики.

Несомненно, что необходимо целостное обобщение систем, технологий и моделей, с учетом разнообразия систем, технологий и моделей, с целью построения общей целостной основы их применения в разных исследованиях и социальных практиках.

• Для современной человеческой деятельности характерно также и взаимопроникновение методов наук и практик. Широкое распространение, к примеру, получила идея реинженеринга бизнес-процессов[1] , – отход от базовых принципов построения предприятий и превращение процесса создания бизнеса в инженерную деятельность. Но впрямую превратить процесс создания бизнеса в инженерную деятельность оказалось невозможным, о чем говорят и сведения об опыте и методиках инженеринга. Реинженеринг остался «манифестом». Для успешного превращения процесса проектирования и реализации бизнеса в инженерную деятельность нужно построение обобщающего целостного знания. Инженеринг должен будет обеспечивать создание целостных бизнесов[2] .

В общем случае необходимо целостное видение общего и особенного в методах различных наук и практик, а также в различных системах, технологиях, моделях. Что будет целостной основой взаимопроникновения наук и практик.

• В современной конкурентной среде профессионалам нередко приходится менять работу, т.е. изменять сферу приложения своих знаний, умений и навыков. Каждый профессионал регулярно получает новые задания, новые проекты для их разработки и реализации. Каждый профессионал знает, что от него ждут всесторонней проработки поставленной задачи и стремится к целостному видению проблемы, чего от него, по сути, и добиваются лица, согласовывающие и утверждающие задание на проект или работу.

Поэтому многие специалисты и студенты стремятся приобрести две специальности, напр., «Прикладная математика» и «Менеджмент организации».

По сути, такие специалисты стремятся целостно воспринимать прошлые, нынешние и будущие работы и проекты, и соответствующим образом сформировать свой целостный профессиональный комплекс знаний, умений и навыков. Но для тех, кто пытается последовательно «по одной» освоить все необходимые профессии, полезен афоризм К. Пруткова «Никто не обнимет необъятного»[3] . Эти попытки так же непродуктивны, как попытки познать лес, изучая каждое дерево по отдельности. На самом деле необходимо познать лес, как целое, как целостный организм. Умение эффективно работать «на разных работах» означает умение целостно применять такие представления о предмете деятельности, как системы, технологии и модели, а также целостное умение использовать методы различных наук и практик. Это значит, что любому профессионалу необходим метод, позволяющий приводить в целостный комплекс применяемые знания, умения и навыки – целостный метод.

Целостность и системность деятельности – ключевые факторы успешности современного профессионала, фирмы, социальных институтов, государства, нации, этноса, страны.

Принцип целостности был выдвинут в качестве основного принципа восприятия создателями гештальтпсихологии М. Вертгеймером, В. Кёлером и другими, исходившими из того, что все процессы в природе изначально целостны[4] . Основную проблему гештальтпсихологии М. Вертгеймер сформулировал так: «... существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого. Гештальттеория есть это, не больше и не меньше»[5] . В.Н. Садовский отмечает, что философско-методологическая характеристика целостного подхода практически в тех же самых выражениях повторяется в наши дни, а целостный подход в гештальтпсихологии был провозглашен как новая парадигма научного исследования в целом. Л. Берталанфи отмечал, что гештальтпсихология оказалась реальным историческим предшественником общей теории систем[6] . Известна восьмая аксиома Евклида[7] «Целое больше части», являющаяся, по сути, аксиомой современного системного подхода. Акад. А.И. Опарину принадлежит утверждение:

«Естественному отбору, определившему собой всю предбиологическую, а затем и биологическую стадию эволюции, подвергались не те или иные способные к репликации полинуклеотиды и даже не возникавшие под их влиянием белки – ферменты, а целостные фазово-обособленные системы (пробионты), а затем и первичные живые существа... Не части определили собой организацию целого, а целое в своем развитии создало «целесообразность» строения частей»[8] . Понятие целостности в различных сферах современной деятельности выражает интегрированность частей объектов исследования. Понятие целостности почти всегда употребляется и как синоним понятия «целое». Целостность понимается и как неделимость, напр., государственная целостность, целостность страны, компонентами которой являются территориальная и политическая целостности, наличие устойчивых взаимосвязей между гражданами и государством. Целостность базы данных, например, ассоциируется с полнотой и непротиворечивостью информации, необходимой для функционирования информационных и управляющих систем. В психологии целостность восприятия позволяет воспринимать всякий объект как устойчивое системное целое. Известны основные составляющие целостного подхода в психологии:[9] 1) нахождение ответа на вопрос – является ли данное целое (система) «суммативным», «организованным» или «органическим»; 2) выделение «целостных» единиц анализа, которые несут в себе основные свойства этого целого; 3) выделение целостнообразующих факторов, т. е. оснований целого на данном этапе его развития; 4) законы развития целого. В соответствии с Принципом целостности бухгалтерского учета данные представляют собой единую систему, отвечающую задачам управления предприятием. В современной алгебре также используется понятие области целостности. В соответствии с холизмом Я. Смэтса (его книга «Holism and evolution», 1926), миром управляет процесс создания новых целостностей. Функциональный подход, функционализм, структурно-функциональный подход использует понятие функции в двух аспектах: как роль какого-либо элемента некоторой целостности по отношению к другому или к целостности (системе) в целом; как зависимость изменений одного элемента целостности (системы) от изменений другого элемента. Структурно-функциональный анализ направлен на выявление функционального назначения каждого элемента целостности.

Вполне очевидно, что понятия целостности и целого во многих случаях трактуются как тождественные. В то же время необходимо их раздельное определение и описание взаимодействия целого и целостного.

• Главная тема монографии – открытие целостного метода и доказательного подхода к его реализации в практической деятельности.

Разработаны целостный метод (теория) и целостный подход (методология теории), метод системной технологии (методология практики целостной деятельности). Целостность и системность результатов с применением данных методов достигаются совокупным применением систем, технологий, моделей, а также формальными представлениями о целом, целостности, системности, технологиях, моделях исследований и практик деятельности. Целостная деятельность обозначена как системная технология производства целых и целостных результатов исследования и практики. Совокупность созданных методов представляет собой теорию системной технологии.

Созданные методы позволяют конструировать целостные теории и практики для разнообразных направлений человеческой деятельности. Дают возможность целостно и системно решать проблемы любого формата – от инновационных проектов национального и регионального развития, экономико-финансовых задач систем управления разного уровня до проблем создания компьютерных систем и технических устройств.

• Целостный метод может внести вклад первостепенного значения в обеспечение успешного и безопасного развития России.

Приведем характерный пример. Указами Президента РФ предписывается завершить до 2010 года формирование целостной структуры научно-технического комплекса. Ряд направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ от 30 марта 2002 г. Пр-577 в качестве приоритетных. Отдельные технологии Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ от 30 марта 2002 г. Пр-578 в качестве критических. Можно уверенно предсказать, что к 2010 году будет получен набор разрозненных результатов, в том числе и нормативно-правовых, каждый из которых, несомненно, может иметь исключительно высокий научный и технологический уровень. Но эти результаты не будут реализованы как целостная национальная инновационная система и как целостный научно-технический комплекс страны. Причина – работы по созданию и применению методологии и методик практического решения проблемы целостности отсутствуют в приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники России и в работах по критическим технологиям. Поэтому функционирование создаваемых инновационной системы и научно-технического комплекса, как и в других случаях, будет приводить к множеству разрозненных результатов, не могущих оказать целостное воздействие на опережающее безопасное развитие государства и нации.

Отсутствие целостности характерно и для метода формирования приоритетных направлений и критических технологий, в которых отсутствуют системные, социальные и экологические технологии. К примеру, нетрудно предвидеть, что успехи в практической реализации нанотехнологий приведут к социальным, экологическим и системным последствиям, которые надо оценить уже сейчас. Поэтому нужно формирование приоритетного научного направления «системная технология – целостный метод» и подготовка элитных специалистов по целостному методу – системных технологов. Их назначение, в данном случае – внести целостный метод в каждое приоритетное научное направление и каждую критическую технологию, содействуя целостности результатов этих направлений и технологий, в том числе – системных, социальных и экологических. Этот пример дан в формате проблем развития страны. Нетрудно видеть, что и для решения проблем развития любого бизнеса: большого, среднего, малого, коммерческого и некоммерческого, насущно необходимы элитные специалисты по целостному методу – системные технологи.

Системный технолог умеет найти путь использования своего комплекса знаний, умений и навыков для профессионального формирования целостных результатов «во многих науках, техниках и технологиях». Он создает свою оригинальную системную технологию целостного метода, эффективно встраивает ее в среду технологий работы фирмы и качественно решает любые нетривиальные задачи анализа, исследований и практики. Владение системной технологией позволяет специалисту быть «знатоком во многих науках» – современным полигистором, стремящимся к идеалу профессионализма, которым является «наш северный полигистор М.В. Ломоносов[10] ».

Предмет системной технологии – объекты деятельности, а также процессы, структуры и результаты объектов деятельности, как целостные, целые, независимо от их природы и формата. Цель системной технологии – формирование и развитие объектов деятельности, их структур и процессов функционирования, как целостных и целых, направленных на получение целостных результатов. Метод системной технологии представляет собой объединение возможностей теорий и практик систем, технологий и моделирования на основе представлений о целом, целостности.

В книге проведено изложение системной технологии с позиций целостного метода. Вначале открывается содержание целостного метода, даны определения целого и целостности, предложены постулаты целого и целостности деятельности. Затем, системы и технологии изучаются, как частные случаи реализации целого, а математические модели как описание реализации целого в различных объектах – социальных, производственных, управленческих и других. В результате получена основа для формирования целостного подхода, заключающегося в представлении и рассмотрении объектов исследования и социальной практики как целостных и целых. В целостном подходе представления объектов исследования и социальной практики с помощью систем, технологий моделей объединяются с помощью авторского целостного метода. Далее излагаются положения целостного подхода, как основы реализации целостного метода, приведен комплекс общих моделей, необходимых для описания целого и целостности, описаны основные потенциалы производственной деятельности, изложено содержание ДНИФ-теории деятельности. Метод системной технологии рассмотрен, как совокупность процедур осуществления целостного подхода. Описаны особенности построения совокупности этапов и ключевых процедур метода для различных сфер применения. Приведены такие целостные авторские проекты, как национальная идея российского народа, целостная модель знания специалиста, сведения о другой практике применения целостного подхода, метода системной технологии. Разработаны потенциалы и проекты целостного развития общества.Глава 3 написана совместно с Г.М. Шигановой и А.М. Телемтаевым.

Книга полезна всем специалистам – от инженеров, экономистов, преподавателей, ученых и рабочих до государственных деятелей и топ-менеджеров, для реализации целостности в теории, в проекте и на практике. Полезна также и обучающимся – студентам, магистрантам, аспирантам, для формирования и применения Принципа целостности собственного мышления и практики. Усвоение теории и практики целостного метода поддерживается большим количеством примеров практического применения.

В разделах книги предлагаются типовые для любой профессиональной деятельности исследовательские задачи использования метода. Решение данных задач поможет учащемуся и опытному специалисту сформировать собственный вариант целостного мышления и практики. За консультациями можно обратиться на сайт systemtechnology.ru.

Данная монография выражает исключительно точку зрения автора и может не совпадать с другими представлениями о целом, целостности, о системности и технологиях деятельности, о моделировании, не является заключением эксперта о возможностях авторского целостного метода в сравнении с возможностями других методов.

Выражаю признательность моим учителям – профессору ЛПИ им. М.И. Калинина, д.т.н. Сучилину А.М., благодаря которому я начал изучать дискретную математику и теорию графов[11] , профессору, д.т.н., заслуженному деятелю науки РФ Чернецкому В.И., заведующему кафедрой прикладной математики и кибернетики ПГУ им. О.В. Куусинена, открывшему для меня мир больших систем и математического моделирования[12] , без чего невозможно было бы создание системной технологии.

С благодарностью будут приняты пожелания и замечания, которые можно присылать на сайт systemtechnology.ru, а также по электронной почте на адрес: marat_telemtaev@mail.ru.


Примечания:



1

Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе /Пер. с англ. – СПб.: Изд-во СПбУ, 1997. – 332 с.



2

Телемтаев М.М. Целостный инженеринг. М.: ИД «ЭКО», 2005. – 408 с.



3

Прутков Козьма. Сочинения. М., «Худож. лит». 1976, 381 с.



4

Зинченко В.П. Вступительная статья к Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер с англ. – М.: Прогресс, 1987. – 336 с.



5

Wertheimer M. Drei Abhandungen zur Gestalttheorie. – “Philosophische Akademie”, 1925, S. 7. Цит. по: Зинченко В.П. Вступительная статья к Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер с англ. – М.: Прогресс, 1987. – 336 с.



6

Садовский В.Н. Гештальтпсихология, Л.С. Выготский и Ж. Пиаже. (к истории системного подхода в психологии.) в кн. Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. М., 1981, с. 141. Цит. по: Зинченко В.П. Вступительная статья к Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер с англ. – М.: Прогресс, 1987. – 336 с.



7

Ефимов Н.В. Высшая геометрия. 5-е издание. М.: «Наука». 1971 г. – 576 с. с илл.



8

Опарин А.И. О сущности жизни. Вопросы философии, 1979, № 4.



9

Соколова Е.Е. Целостный подход (в психологии). Общая психология. Словарь / Ред.сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 251 с.



10

Поваров Г.Н. Ампер и кибернетика. Изд.2. М., 2007. 96 с.



11

Сучилин А.М. Применение направленных графов к задачам электротехники. Л., «Энергия», 1971. – 104 с.



12

Большие системы и управление (под ред. В.И. Чернецкого). Изд. ЛВВИКА им. А.Ф. Можайского, Л., 1969. – 206 с.

Чернецкий В.И. Математическое моделирование стохастических систем. – Петрозаводск: ПГУ, 1994. – 488 с.

Чернецкий В.И. Математическое моделирование динамических систем. – Петрозаводск: ПГУ, 1996. – 432 с.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх