|
||||
|
Глава 5. Метод системной технологии 5.1. Особенности построения метода • Системная философия – основа методологии и метода системной технологии. Системная философия содержит основы методологии цельной и целостной деятельности в виде совокупности Принципов, Законов и моделей формирования и реализации теоретической и практической целостной деятельности, а также учение о методологии цельной и целостной деятельности (далее, как и в предыдущих разделах, – целостной деятельности) в виде целостного подхода и целостного метода. Как методологическое знание, системная философия образует необходимый компонент любой целостной деятельности. Другими словами, системная философия содержит основы методологии (методологическое знание) целостной деятельности, как учение о совокупности Принципов, Законов и моделей формирования и реализации теоретической и практической целостной деятельности. Системная философия, как методологическое знание, содержит нормативный и дескриптивный разделы. Нормативный раздел – нормативная системная философия содержит предписания и нормы, в которых фиксируется содержание составляющих целостной деятельности – постулаты, предписания, положения, Принципы, Законы целостной деятельности. В свою очередь, дескриптивный раздел системной философии – дескриптивная системная философия, как методологическое знание, содержит описания целостной деятельности – модели целостной деятельности. И нормативный, и дескриптивный разделы системной философии направлены на формирование и реализацию процесса теоретического и практического преобразования рассматриваемого объекта в целостное и целое. Системная философия теоретической деятельности это учение о построении и осуществлении научной деятельности, направленной на теоретическое преобразование рассматриваемого объекта в целостное и целое, анализ и построение теории целостного и целого объекта. Системная философия теоретической деятельности содержит нормативное и дескриптивное описание (Принципы, Законы, модели) объекта, субъекта и результата анализа и исследования, как целого, целостного, а также является источником метода системной философии, предназначенного для теоретического разрешения проблемы целого, целостного. Ключевыми приложениями системной философии являются постановка проблемы, описание результата, необходимого для разрешения проблемы, построение объекта, субъекта и результата исследования, построение научной теории целого и целостного для данной сферы исследования, а также проверка триады «объект-субъект-результат» данной теории на соответствие решаемой проблеме, т. е. на «истинность». Системная философия теории реализуется в виде целостного подхода системной философии – методологии научного познания целого, целостности. Результатом целостного подхода является системная технология теоретической деятельности, приводящая к теоретическому проекту целостной и целой триады «объект-субъект-результат». Системная философия практической деятельности реализуется в виде метода системной технологии – методологии практической реализации триады деятельности «объект-субъект-результат» в виде целой и целостной системной технологии деятельности. Оба метода, как целостный подход, так и метод системной технологии используют один источник – целостный метод системной философии. Для целостного подхода характерна большая доля использования целостного метода системной философии, метод системной технологии в большей степени использует целостный подход – его Принципы, Законы и модели. Оба метода имеют одну конструкцию, основанную на изучении актуализировавшихся в среде проблем и на применении ключевой процедуры и типовых этапов. Ниже мы приводим метод системной технологии, как более универсальный. Метод системной философии может рассматриваться, как метод системной технологии, дополненный теми аспектами целостного подхода, которые отражают специфику конкретной сферы специального научного знания. Если метод системной технологии применяется для определенной специальной сферы деятельности, то для этой деятельности надо сформулировать положения системной философии в необходимом специальном виде. Напр., для случая системной технологии управления мы вначале с помощью метода системной философии строим постулаты, Принципы, правила, Законы системного управления – специальную системную философию управления и целостную теорию управления, а затем уже на основе системной философии управления разрабатываем содержание этапов метода системной технологии управления – для построения проектов системной технологии управления. Метод системной технологии решает задачи построения и реализации проектов системных технологий на основе применения системной философии – ее постулатов целого и целостности в виде целостного метода, а также Принципов, Законов, моделей целостного подхода. Результатом применения метода системной технологии являются системные технологии – целостные процессы деятельности. • Метод системной технологии представляет собой совокупность этапов применения Принципов и Законов системности и развития систем. Каждый этап, каждая процедура метода системной технологии использует также такие компоненты системной философии как модели систем, их процессов и структур. Это модель процесса достижения цели, обобщенная модель совокупности компонентов деятельности, модель производства деятельности, модель жизненного цикла, модель вложенности сфер деятельности, другие модели. Применение метода системной технологии унифицировано с помощью ключевой процедуры метода, применяемой для метода в целом и для каждого этапа (процедуры) метода. Ключевая процедура позволяет перейти от исходного Принципа, правила к их рабочим формулам для решения проблемы, задачи, для достижения цели конкретной деятельности. Методы системной философии и системной технологии могут применяться к построению и реализации теоретических и практических проектов любого формата – от проектов деятельности отдельного человека, фирмы, корпорации до проектов государственной, национальной, международной, Планетарной деятельности. Метод системной технологии применим, как показала практика, для построения прикладных социологических теорий и практик их реализации, напр., социологических теорий социального аудита, экспертизы, анализа, исследований, проектирования, управления и т.д., а также социальных технологий их реализации. Системная философия и ее методы – целостный метод, целостный подход, метод системной технологии описывают как инженерную логику практического синтеза, так и логику специально-научного анализа. Методы и подходы системной философии можно рассматривать как методологию создания целостного искусственного[116] . • Все процессы деятельности, независимо от их формата, находятся в одном из состояний – обретения, обладания, утери, отсутствия целостности и цельности. Носители деятельности находятся в стадиях формирования, выживания, сохранения, развития, как совокупности частей среды. Совокупности частей среды также могут находиться в одном состояний – обретения, обладания, утери, отсутствия целостности и цельности, и на одной из стадий – формирования, выживания, сохранения, развития. Метод системной технологии позволяет доказательно формировать, сохранять и развивать состояния целостности и цельности деятельности и ее носителя, как совокупности частей среды. Для этого с помощью метода системной технологии создаются теоретические (целостный подход системной философии) и практические (собственно метод системной технологии) проекты деятельности и носителя деятельности. Системная технология – единственный объем знания, позволяющий решать данные задачи. Метод системной технологии предлагается в качестве инструмента целостной реализации ноосферного развития по В.И. Вернадскому. Для этого в уже цитировавшихся работах автора предложено построение глобального и национального проектов целостного прогрессивного развития, как целостной совокупности проектов развития потенциала нации, включая проекты развития ДНИФ-потенциала, ПИ-потенциала, ПВ-потенциала. В таких целостных проектах глобальной, национальной, государственной, неправительственной и иной видов деятельности снижается влияние «проклятия размерности» формата деятельности за счет проявления эффекта целостности и цельности. • Сегодняшние, вчерашние, завтрашние проблемы общества надо решать целостно. В обществе существуют различные проблемы выживания, сохранения и развития (проблема продовольствия, здоровья, климатического комфорта, одежды, жилища, передвижения, воспроизводства и т.д.). Их решают, как правило, по отдельности. На то, чтобы решить все проблемы человека и общества в совокупности и одновременно, нет ресурсов, во-первых. Во-вторых, как каждая проблема развития общества, так и комплекс указанных проблем представляют собой сложные и большие совокупности задач, одновременное полное решение которых невозможно в принципе. Поэтому, наряду с нахождением методов решения отдельных проблем, надо применять методологию целостного выживания, сохранения и развития человека и общества. Это должна быть такая методология, которая дает возможности решения каждой из отдельных проблем «в едином русле» целостного выживания, сохранения и развития человека и общества. Такая методология должна позволять решать «сегодняшние» проблемы удовлетворения потребностей человека и общества, образно говоря, «целостно друг с другом», а также с проблемами «вчерашними» и «завтрашними». Напр., в качестве комплекса «сегодняшних» проблем можно выделить следующие: проблему неравенства возможностей самореализации разных личностей, разных социальных групп и социальных институтов общества; проблему целостного развития «в согласии тела и души» на основе единой модели тела и души; проблему создания и реализации теоретических и практических проектов целостного развития национального потенциала и т.д. В качестве комплекса «вчерашних» проблем можно выделить следующие: проблему перехода к рыночной экономике; проблему формирования капиталистических общественных отношений; проблему создания и реализации проектов денационализации и приватизации собственности и т.д. В качестве комплекса «завтрашних» проблем можно выделить следующие: проблему перехода к «обществу знаний»; проблему формирования рынка интеллектуальной собственности; проблему создания и реализации проектов воспитания, просвещения и образования гражданина будущего и т.д. Другими словами, эта методология должна быть основана на некоторой целостной модели проблем человека и общества, в рамках развития которой можно решать упомянутые отдельные проблемы. Далее, эта методология должна давать возможности обоснованного выделения сегодняшних проблем развития (для краткости далее говорим о развитии, имея в виду выживание, сохранение и развитие), на решение которых целосообразно и целостносообразно направлять имеющиеся ресурсы. Такой методологией является метод системной технологии. • Метод системной технологии рассматривается и как общая теория технологий, позволяющая создавать целостные технологии. Можно выделить три ступени для реализации этого положения: применение философии целого для построения общей теории технологии в виде метода системной философии, как метатеории технологий; применение метода системной философии для построения комплекса теорий целостных технологий, реализующих метатеорию с применением различных моделей целостных технологий, постулатов целого, целостности, положений целостного метода, Принципов, Законов целостности и развития целого; применение метода системной технологии для формирования и реализации проектов системных технологий анализа, исследований, проектирования, производства, мониторинга, экспертизы, аудита, управления и т.д. Метод системной технологии позволяет также создать и реализовать целостную, системную инженерию, целостный инженеринг[117] . • Все технологии отдельных людей складываются в технологии социальных групп, социальных институтов, наций, человечества. Все работают в средах различных технологий, как уже отмечалось. Всегда возникает три вопроса: как быстро и качественно осваивать новые технологии; для этого необходима теория, позволяющая выделить общее и особенное в любой технологии; как построить свою, основанную на своих знаниях, умениях, навыках, технологию, которую потом можно встроить в любую новую технологию, получив для этого направление развития своих знаний, умений и навыков, а также и своей технологии в целом; как правильно построить технологию своего образования, направив его на построение целостного комплекса технологий деятельности. Необходимы такие основы технологий образования, которые должны давать целостное знание о технологиях деятельности и о том, как их строить, реализовывать и объединять в единое целое и целостное технологии и результаты технологий деятельности. О необходимости формирования целостного миросозерцания говорит уже упоминавшееся высказывание Л. Гумилева: "В 18–19 веках благодаря дифференциации наук было накоплено огромное количество сведений, к началу 20 века ставшее необозримым. Образно говоря, могучая река Науки была пущена в ирригационные арыки. Животворная влага оросила широкую территорию, но озеро ранее ею питаемое, т.е. целостное миросозерцание, высохло...", – и далее Л. Гумилев пишет, "узкая специализация полезна лишь как средство накопления знаний: дифференциация дисциплин была этапом, необходимым и неизбежным, который станет губительным, если затянется надолго. Накопление же любых сведений без систематизации их на предмет широкого обобщения – занятие довольно бессмысленное". Образно говоря, могучая река науки, питавшая ранее целостным миросозерцанием единую территорию нации, теперь пущена в ирригационные арыки, воду из которых разбирают выборочно для орошения отдельных участков территории национального сознания. Возможности создания профессионального единства знаний, умений и навыков целостного миросозерцания и миротворчества во всем формате национального сознания дает метод системной технологии. 5.2. Типовая модель этапа • Метод системной технологии, как методологию практики преобразования некоторой рассматриваемой деятельности (и носителя деятельности) в целостную и целую, можно описать следующим образом. Первоначально необходимо изучение проблемы целого и целостного, для разрешения которой предполагается применение постулатов, положений, Принципов, Законов, моделей системной философии. Необходим анализ причин актуализации (возникновения) проблемы, изучение возможных результатов, потребление которых приведет к разрешению (снятию актуальности) проблемы путем устранения указанных причин, выбор одного из этих возможных результатов. Затем необходимо выбрать один (или некоторую совокупность) из компонентов (постулатов, положений, Принципов, Законов, моделей) системной философии, применение которого поможет осуществить производство и потребление результата, разрешающего проблему. После этого, необходимо изучение того, в какой степени данный компонент системной философии реализован в среде деятельности изучаемым носителем проблемы, сформулировать его существующий «исходный» вид. Затем необходимо сформулировать выбранный компонент системной философии в том «рабочем» виде, который наилучшим образом будет отвечать задачам производства и потребления выбранного результата. Далее необходим мониторинг действенности производимого результата в смысле полноты разрешения проблемы и соответствующая корректировка предыдущих действий. Таким образом, можно заключить, что основу метода системной технологии составляет систематическое решение трех основных задач, приводящее к разрешению проблемы целостности (целого и целостности) для некоторой данной деятельности: 1) анализ проблемы целостности, выбор желаемого результата производства и потребления, а также выбор необходимого компонента (совокупности компонент) системной философии для наилучшего разрешения проблемы целостности в данной деятельности; 2) описание существующего исходного и желаемого рабочего видов компонента (совокупности компонент) системной философии. Применение данного компонента (совокупности компонент) в рабочем виде для разрешения проблемы целостности в данной деятельности; 3) мониторинг и анализ степени разрешения проблемы целостности в данной деятельности, разработка задания на внесение изменений, повторный переход к осуществлению частей 1) и 2). Процессы решения задач 1) и 3) мы рассматриваем, как одноэтапные. Процесс решения задачи 2) мы рассматриваем, как состоящий из 2-х типовых этапов (этап А и этап Б), совокупность которых может применяться при использовании каждой из компонент системной философии. • Типовые этапы (этап А и этап Б) метода системной технологии описываются следующим образом[118] . Этап А. Описание существующего исходного варианта применения компонента системной философии для разрешения проблемы целостности данной деятельности. Таким исходным вариантом применения компонента системной философии может являться, например, какой-либо компонент системной философии в общем виде, представленном в главах 1–3, дополненный описанием степени его реализации в данной рассматриваемой деятельности. Этап Б. Разработка желаемого рабочего варианта компонента системной философии и применение его к разрешению проблемы целостности данной деятельности. Желаемый рабочий вариант компонента системной философии представляет собой проект такой реализации этой компонента системной философии в общем виде, представленного в главах 1–3, которая наиболее полно использует возможности всех составляющих среды данной деятельности. Реализация совокупности типовых этапов метода системной технологии кратко описывается формулой «от исходной формулы компонента системной философии через определение требований к реализации компонента системной философии в данной деятельности к рабочей формуле компонента системной философии». • Задачи, решаемые в процессе реализации совокупности типовых этапов метода системной технологии, можно описать в виде следующей последовательности: задача 1.тэ. Описание исходной конструкции компонента системной философии для существующего исходного его применения в данной деятельности; задача 2.тэ. Определение необходимых параметров компонента системной философии, разработка требований к проекту компонента системной философии, улучшающей его применение в данной деятельности; задача 3.тэ. Разработка проекта и применение рабочей конструкции компонента системной философии для достижения желаемого эффекта применения компонента системной философии в данной деятельности. При реализации совокупности типовых этапов необходимо, по сути, изучение реализаций рассматриваемой деятельности в прошлом, настоящем и будущем периодах. При таком изучении необходимо выделить в каком виде и в какой степени в прошлом периоде данной деятельности был реализован рассматриваемый компонент системной философии (например, Принцип целостности, правила Закона целостности и т.п.). При решении задачи 1.тэ может иметь место: – отсутствие реализации рассматриваемого компонента системной философии. В данном случае в качестве исходной выбирается формула рассматриваемого компонента, представленная в нормативном разделе системной философии (назовем ее формулой А.тэ); – формула частичной реализации рассматриваемого компонента системной философии. В данном случае необходимо преобразовать ее к виду, который можно рассматривать, как исходную формулу (назовем ее формулой Б.тэ); – формула рассматриваемого компонента системной философии, полностью отвечающая соответствующей формуле нормативной системной философии, которую можно рассматривать, как исходную (назовем ее формулой В.тэ). Далее, при решении задачи 2.тэ возможно следующее: – определение формулы А.тэ в качестве необходимой формулы рассматриваемого компонента системной философии. В данном случае необходима разработка требований к преобразованию формулы А.тэ в рабочий вид, соответствующий условиям реализации компонента системной философии в данной деятельности; – определение формулы Б.тэ в качестве необходимой формулы рассматриваемого компонента системной философии. В данном случае необходимо составление требований к доработке формулы Б.тэ до рабочего вида, соответствующего условиям реализации компонента системной философии в данной деятельности; – определение формулы В.тэ в качестве необходимой формулы рассматриваемого компонента системной философии. В данном случае необходима разработка требований к разработке формулы В.тэ в виде, учитывающем условия реализации компонента системной философии в данной деятельности. В свою очередь, задача 3.тэ может быть поставлена, как задача нахождения решений для выживания, сохранения или развития данной деятельности. Тогда может иметь место следующее: – если поставлена задача выживания деятельности, то требования к рабочей формуле рассматриваемого компонента системной философии будут построены с максимальным сохранением формулы прошлого и с минимально необходимыми ее изменениями для целостности и целости деятельности настоящего периода. Образно говоря «максимум прошлого, в среднем настоящего, минимум будущего»; – если поставлена задача сохранения деятельности, то требования к рабочей формуле рассматриваемого компонента системной философии будут построены с минимальным сохранением формулы прошлого и с необходимыми ее изменениями для целостности и целости деятельности настоящего и ближайшего будущего периодов. Образно говоря «минимум прошлого, максимум настоящего, в среднем будущего»; – если поставлена задача развития деятельности, то требования к рабочей формуле рассматриваемого компонента системной философии будут построены с минимально необходимым использованием формулы прошлого для целостности и целости деятельности настоящего и обозримого в ближней и дальней перспективе будущего периодов. Образно говоря «только нужное для будущего из прошлого и настоящего, максимум будущего». При формировании этапов А и Б в описанном виде вначале используется нормативная системная философия, которая, как уже отмечалось, содержит предписания и нормы, в которых фиксируется содержание составляющих целостной деятельности – постулаты, предписания, положения, Принципы, Законы целостной деятельности. С другой стороны, для полноты реализации типовых этапов А и Б необходимы и модели целостной деятельности, содержащиеся в дескриптивном разделе системной философии. Использование содержания дескриптивной системной философии осуществляется с применением ключевой процедуры метода системной технологии, рассматриваемой в следующем разделе. 5.3. Ключевая процедура метода • Ключевая процедура метода системной технологии[119] кратко описывается формулой «от исходной модели целостного и целого через нахождение вида модели целостного и целого к рабочей модели целостного и целого». Задачи, решаемые в процессе осуществления ключевой процедуры метода системной технологии, можно описать в виде следующей последовательности: задача 1.кп. Описание исходной модели целого и целостного для существующего исходного применения компонента системной философии в данной деятельности; задача 2.кп. Определение необходимого вида модели целого и целостного, разработка требований к выбранному виду модели для построения рабочей модели целостного и целого, улучшающей применение компонента системной философии в данной деятельности; задача 3.кп. Разработка и применение рабочей модели целого и целостного для желаемого применения компонента системной философии в данной деятельности. При осуществлении ключевой процедуры необходимо, по сути, изучение реализаций рассматриваемой деятельности в прошлом, настоящем и будущем периодах. При таком изучении необходимо выделить в каком виде и в какой степени в прошлом периоде данной деятельности была реализована модель целого целостного для рассматриваемого компонента системной философии (например, Принципа или Закона целостности). • При решении задачи 1.кп может иметь место: – отсутствие модели целостного целого в реализации рассматриваемого компонента системной философии. В данном случае в качестве исходной выбирается одна из моделей дескриптивной системной философии (назовем ее моделью А.кп); – модель в виде модели системы, технологии, либо в виде специальной модели, применяемой в специально-научных областях или в специализированных областях практики. В данном случае необходимо выделить, описать и определить, в какой степени был реализован рассматриваемый компонент системной философии с помощью используемой модели, которую можно рассматривать, как исходную (назовем ее моделью Б.кп); – модель в виде целостного целого, полностью отвечающая моделям дескриптивной системной философии, которую можно рассматривать, как исходную (назовем ее моделью В.кп). Далее, при решении задачи 2.кп возможно следующее: – определение модели А.кп в качестве необходимого вида модели целого и целостного. В данном случае необходима разработка требований для адаптации модели А.кп к условиям реализации компонента системной философии в данной деятельности; – определение модели Б.кп в качестве необходимого вида модели целого и целостного. В данном случае необходима разработка требований к доработке модели Б.кп (модели системы, технологии, либо специальной модели) до целостной и целой с учетом условий реализации компонента системной философии в данной деятельности; – определение модели В.кп в качестве необходимого вида модели целого и целостного. В данном случае необходима разработка требований к приведению модели В.кп к формату целостного и целого, принятого системной философии с учетом условий реализации компонента системной философии в данной деятельности. В свою очередь, задача 3.кп может быть поставлена, как задача нахождения решений для выживания, сохранения или развития данной деятельности. Тогда может иметь место следующее: – если поставлена задача выживания деятельности, то требования к рабочей модели будут построены с максимальным сохранением модели прошлого и с минимально необходимыми ее изменениями для целостности и целости деятельности настоящего периода. Образно говоря «максимум прошлого, в среднем настоящего, минимум будущего»; – если поставлена задача сохранения деятельности, то требования к рабочей модели будут построены с минимальным сохранением модели прошлого и с необходимыми ее изменениями для целостности и целости деятельности настоящего и ближайшего будущего периодов. Образно говоря «минимум прошлого, максимум настоящего, в среднем будущего»; – если поставлена задача развития деятельности, то требования к рабочей модели будут построены с полным изменением модели целостного целого для целостности и целости деятельности настоящего и обозримого в ближней и дальней перспективе будущего периодов. Образно говоря «только нужное для будущего из прошлого и настоящего, максимум будущего». 5.4. Конструкция метода • В данном разделе рассматривается общая конструкция метода системной технологии, включающая в себя различные модули, каждый из которых позволяет реализовать в практике деятельности отдельные компоненты системной философии – постулаты целого, Принципы, законы, модели и т.п. Модули объединены в блоки общей конструкции метода системной технологии. Конструкция прикладного метода системной технологии для решения конкретной проблемы целостности деятельности составляется из модулей и блоков общей конструкции. Метод системной технологии состоит из следующей совокупности блоков: блок «Постановка» – осуществляется постановка проблемы целостности рассматриваемой деятельности; блок «Применение» – осуществляется применение компонента системной философии (или совокупности компонентов) для решения проблемы целостности; блок «Мониторинг» – осуществляется мониторинг применения компонента, (совокупности компонентов) системной философии, предъявление требований к корректировке результатов блоков «Постановка», «Применение». • Рассмотрим конструкцию блока «Постановка», в котором осуществляется постановка проблемы целостности рассматриваемой деятельности, в соответствии с моделью целенаправленного процесса, рассмотренной в главе 4. Как уже известно из предыдущего изложения, в среде деятельности постоянно возникают, удовлетворяются, отмирают различные проблемы. Надо заметить, что проблемы, как правило, существуют вечно и время от времени они актуализируются, если степень их разрешения перестает удовлетворять среду деятельности; именно это мы имеем в виду, когда говорим о возникновении проблем. Для разрешения проблем, реализации намерений и для достижения целей нужны определенные изделия, продукты. Так, для целей утоления физического голода носителю проблемы физического голода нужна пища – многочисленные результаты деятельности промышленных, сельскохозяйственных или природных производств; для целей утоления информационного голода носителю проблемы информационного голода нужна информация в виде результатов деятельности систем образования, средств массовой информации; для целей утоления духовного голода необходима, напр., религия. Эти изделия и продукты, необходимые для разрешения проблем, – результат деятельности информационных, энергетических, промышленных и других производств. Блок «Постановка» содержит модули «Цель», «Метод», «Ресурс», «Ограничения», «Применение», «Оценка», «Координация». Целью блока «Постановка» явится тогда точная формулировка проблемы, включающая описание причин ее актуализации у носителя проблемы, а также условий ее разрешения (снятия актуальности проблемы). При формулировке проблемы необходимо применение Принципа целостности и правил Закона целостности, а также Принципов и Закона развития целого. Это позволяет найти целостное описание причин актуализации проблемы, а также сформулировать Принципы и правила ее желаемого целостного разрешения с учетом тенденций развития проблемы для носителей проблемы данного типа. Применение постулатов целого, а также других положений целостного метода позволяет выделить совокупности кодов, способствующих актуализации и снятию проблемы, как целого и целостности, возможности снижения частоты и последствий ее актуализации для данного носителя проблемы, для данного типа носителей рассматриваемой проблемы. Методом разрешения проблемы в блоке «Постановка» является моделирование продукта, необходимого для разрешения проблемы и технологии его производства (включая описание вида и основных требований к параметрам продукта и технологии), а также моделирование технологии потребления выбранного продукта носителем проблемы для решения (снятия актуальности) проблемы. Здесь ключевым фактором целостности явится Принцип целостности моделирования, позволяющий, при формировании и реализации метода разрешения проблемы, описать способы эффективного использования постулатов, положений и других составляющих системной философии. Виды продуктов – знание, товар, услуга, внутри которых необходимо определить разновидность продукта и конкретный продукт. Продуктом, напр., может быть совокупность знаний, умений и навыков специалиста по бухгалтерскому учету определенного пищевого производства, компьютерная система автоматизации бухгалтерского учета, услуга по аутсорсингу бухгалтерского учета и т.п. Параметрами продукта могут быть профессиональный уровень и опыт специалиста – носителя необходимого продукта, соответствие компьютерной системы определенному набору требований, качество и опыт предоставления услуги по аутсорсингу и т.п. При моделировании технологий потребления выбранных продуктов носителем проблемы проводится анализ степени разрешения проблемы при разных продуктах и технологиях потребления и выбор совокупности «продукт – технология потребления продукта» носителем проблемы для разрешения проблемы. При формировании метода разрешения проблемы вполне очевидна необходимость применения Принципа целостности и правил Закона целостности, а также Принципов и Закона развития целого. Это позволяет найти целостное описание продукта, необходимого для разрешения проблемы, а также сформулировать Принципы и правила системных технологий его потребления и производства с учетом тенденций развития проблемы для носителей проблемы данного типа. Применение постулатов целого, а также других положений целостного метода позволяет выделить совокупности кодов продуктов и технологий, как целых и целостных, адекватных причинам актуализации решаемой проблемы для данного носителя проблемы, для данного типа носителей рассматриваемой проблемы. Ресурсом для достижения цели с использованием выбранного метода явятся тогда составляющие комплексного потенциала среды – человеческий, информационный, энергетический, материальный, финансовый, природный и другие потенциалы, а также соответствующие производства – социальные, энергетические, финансовые, информационные и другие. Ключевым фактором формирования ресурса, как целостного и целого, явится применение Принципа целостности, позволяющий, при формировании и реализации ресурса разрешения проблемы, описать способы эффективного использования других составляющих системной философии – постулатов, положений и т.п. Ограничения в блоке «Постановка», это ограничения на цели, методы, ресурсы разрешения проблемы (снятия актуальности проблемы). Ключевым фактором формирования целостного комплекса ограничений явится применение Принципа целостности. Применение в блоке «Постановка», заключается в имитации определенной технологии потребления выбранного продукта носителем для разрешения проблемы. Оценка, которая осуществляется в блоке «Постановка», заключается в определении степени разрешения проблемы при имитации определенной технологии потребления одного из выбранных продуктов носителем проблемы для разрешения проблемы. Координация в блоке «Постановка» заключается в мониторинге и согласовании хода функционирования модулей блока «Постановка» – «Цель», «Метод», «Ресурс», «Ограничения», «Применение», «Оценка». В процессе координации производится формирование базы данных результатов функционирования модулей блока и всего блока, а также окончательный выбор конкретного продукта (совокупности продуктов), потребление которого приводит к разрешению проблемы целостности. • Функция блока «Применение» — конструирование продукта, а также конструирование и осуществление технологии производства и потребления выбранного продукта. Конструкция блока «Применение» включает в себя базовую конструкцию в виде сочетания блоков и модулей типовых этапов и ключевой процедуры метода системной технологии, изменяемых в соответствии с результатами функционирования блока «Постановка». К данной базовой конструкции добавляется совокупность тех положений, постулатов, Принципов, правил, моделей, Законов системной философии, которые обязательно должны быть реализованы для разрешения исходной проблемы целостности. Данная совокупность составляется в следующих основных сочетаниях: 1) Принцип целостности; 2) Принцип целостности, правила Закона целостности; 3) Принцип целостности, правила Закона целостности, правила Закона развития целого; 4) Принцип целостности, правила Закона целостности, правила Закона развития целого, Принципы развития целого; 5) Принцип целостности, правила Закона целостности, правила Закона развития целого, Принципы развития целого, постулаты целого и целостности, другие положения целостного метода. Могут использоваться сочетания, не относящиеся к данным основным, например – «Принцип целостности, Принципы развития целого», «правила Закона целостности, правила Закона развития целого», «Принцип целостности, правила Закона развития целого». Каждое из указанных сочетаний имеет множество модификаций, отличающихся тем, какие совокупности составляющих Принципа целостности, правил Закона целостности, правил Закона развития целого, Принципов развития целого, постулатов целого и целостности, другие положения целостного метода используются для обеспечения достаточного уровня разрешения проблемы целостности. В результате метод системной технологии обладает большой вариативностью, позволяющей адаптировать его к разрешению самых различных проблем целостности. Тогда прикладная конструкция блока «Применение» имеет следующие составляющие: блоки и модули, реализующие этапы метода системной технологии на основе типовых этапов А и Б; модули, реализующие процедуры осуществления этапов метода системной технологии на основе ключевой процедуры; модули, содержащие заданную совокупность компонент системной философии и последовательность их применения. Для примера приведем схему блока «Применение» для Принципа целостности: – Этап 0. Выбор Принципа целостности из совокупности компонент системной философии в соответствии с заданной последовательностью их применения – Этап А. Описание существующего исходного варианта применения Принципа целостности для разрешения проблемы целостности данной деятельности. – задача 1.кп. Описание исходной модели целого и целостного для существующего исходного применения Принципа целостности в данной деятельности; – задача 2.кп. Определение необходимого вида модели целого и целостного, разработка требований к выбранному виду модели для построения рабочей модели целостного и целого, улучшающей применение Принципа целостности в данной деятельности; – задача 3.кп. Разработка рабочей модели целого и целостного для желаемого применения Принципа целостности в данной деятельности. – Этап Б. Разработка желаемого рабочего варианта Принципа целостности и применение его к разрешению проблемы целостности данной деятельности. – задача 3.кп. Применение рабочей модели целого и целостного для желаемого применения Принципа целостности в данной деятельности. • Функция блока «Мониторинг» – конструирование и осуществление технологии мониторинга хода и результатов функционирования блоков «Постановка» и «Применение», предъявление требований к корректировке блоков «Постановка», «Применение» и их результатов. Общая конструкция метода системной технологии обладает большой вариативностью, содержит большое количество модулей, реализующих положения, постулаты, Принципы, правила, Законы, модели системной философии. Это позволяет создавать прикладные конструкции метода, адаптированные к разрешению самых различных специальных проблем целостности. Прикладные конструкции метода могут создаваться для получения целостных решений также и при постановке таких проблем, которые изначально не формулируются как проблемы целостности и цельности. Некоторые специализированные конструкции метода системной технологии и результаты их реализации описаны в уже упоминавшихся работах автора. 5.5. Модели системных технологий Целостный метод и целостный подход (собственно системная философия) являются кодом системной технологии, как целостной и целой деятельности, как деятельности целого и целостного. В соответствии с постулатом моделей кода и ядра целого каждая часть реализуемой системной технологии содержит ядро – носитель кода в виде системной философии. По сути, каждая часть системной технологии должна быть системной технологией. Отсюда следует возможность конструирования системной технологии, как целостной совокупности блоков в виде проектов системных технологий. Метод системной технологии предлагает модели системных технологий, которые можно использовать для конструирования конкретных системных технологий и их блоков. Большая часть этих моделей практически апробирована. Каждая реальная системная технология является сложной и большой. Модель системной технологии, как сложная модель, содержит не менее двух моделей, описывающих данную сложную системную технологию. Модель системной технологии, как большая модель, содержит не менее двух моделей, описывающих входящие в нее системные технологии. При построении конкретных системных технологий можно использовать следующие модели системных технологий, описание которых приводится в уже упоминавшихся работах автора. Это системные технологии: деятельностные – аналитические, экспертные, исследовательские, проектные, производственные, управленческие, архивные, разрешительные, контрольные; целенаправленные; системные технологии элементарной деятельности – основные и обеспечения взаимодействий; системные технологии полной деятельности – основные и обеспечения взаимодействий; системные технологии субъекта, объекта, результата и триады; системные технологии обеспечения грамотности и доступности; реализации моделей вложенности и опережения; системные технологии реализации отдельных постулатов и положений целостного метода, отдельных составляющих Принципов системной философии, отдельных правил Законов системной философии; системные технологии формирования и развития потенциалов деятельности (ДНИФ-потенциала, ПИ-потенциала, ПВ-потенциала, духовного, нравственного, человеческого, информационного, энергетического, материального, финансового, природного и других потенциалов); социальные, экологические и экономические системные технологии. С помощью перечисленных здесь отдельных моделей можно формировать конкретные системные технологии с использованием метода системной технологии. Кроме того, при реформировании существующих технологий деятельности целесообразно применять методики целостного инженеринга для конструирования системных технологий деятельности фирмы, региональной, отраслевой и национальной деятельности[120] . • Для эффективного формирования целостности и системности собственного мышления и практики профессиональной деятельности рекомендуется провести работу по следующим темам (консультации на сайте systemtechnology.ru): 1) Анализ особенностей построения метода системной технологии для решения теоретических и прикладных проблем развития высшего профессионального образования; 2) Анализ особенностей построения метода системной технологии для решения проблемы неравенства возможностей самореализации разных личностей, социальных групп общества; 3) Анализ особенностей построения метода системной технологии для решения проблемы целостного развития человека «в согласии тела и души» на основе единой модели тела и души; 4) Анализ особенностей построения метода системной технологии для решения проблемы создания и реализации проектов целостного развития национального потенциала; 5) Анализ особенностей метода системной технологии перехода к рыночной экономике; 6) Анализ особенностей построения метода системной технологии для решения проблемы формирования капиталистических общественных отношений; 7) Анализ особенностей построения метода системной технологии для проблемы создания и реализации проектов денационализации и приватизации собственности; 8) Анализ построения метода системной технологии для проблемы «общества знаний»; 9) Анализ особенностей построения метода системной технологии для решения проблемы формирования рынка интеллектуальной собственности; 10) Анализ особенностей построения метода системной технологии для решения проблемы создания и реализации проектов воспитания, просвещения и образования гражданина будущего; 11) Применение метода системной технологии для проектов системных технологий анализа, исследований, проектирования, производства, мониторинга, экспертизы, аудита, управления и т.д. 12) Анализ проблемы целостности, выбор комплекса «желаемый результат производства и потребления, необходимый компонент системной философии» для наилучшего разрешения проблемы целостности в определенной деятельности (по выбору); 13) Описание существующего исходного варианта применения компонента системной философии для разрешения проблемы целостности определенной деятельности (по выбору); 14) Разработка желаемого рабочего варианта компонента системной философии и применение его к разрешению проблемы целостности определенной деятельности (по выбору); 15) Разработка желаемого рабочего варианта компонента системной философии и применение его для решения проблемы выживания определенной деятельности (по выбору); 16) Разработка желаемого рабочего варианта компонента системной философии и применение его для решения проблемы сохранения определенной деятельности (по выбору); 17) Разработка желаемого рабочего варианта компонента системной философии и применение его для решения проблемы развития определенной деятельности (по выбору); 18) Разработка исходной модели целого и целостного для существующего исходного применения компонента системной философии определенной деятельности (по выбору); 19) Разработка необходимого вида модели целого и целостного для улучшения применения компонента системной философии определенной деятельности (по выбору); 20) Разработка технологии применения рабочей модели целого и целостного для улучшения применения компонента системной философии определенной деятельности (по выбору); 21) Разработка конструкции метода системной технологии для решения проблемы целостности определенной деятельности (по выбору); 22) Разработка модулей «Цель», «Метод», «Ресурс», «Ограничения», «Применение», «Оценка», «Координация» для постановки проблемы целостности определенной деятельности (по выбору); 23) Разработка схемы блока «Применение» для совокупности компонент системной философии (по выбору) и заданной последовательности их применения; 24) Разработка блока «Мониторинг» компонента системной философии (по выбору); 25) Разработка деятельностной системной технологии (аналитической, экспертной, исследовательской, проектной или другой – по выбору) для деятельности (по выбору); 26) Разработка системной технологии элементарной деятельности (по выбору); 27) Разработка системной технологии полной деятельности (по выбору); 28) Разработка системной технологии субъекта, объекта, результата деятельности (по выбору); 29) Разработка системной технологии грамотности и доступности для деятельности (по выбору); 30) Разработка системной технологии вложенности и опережения для деятельности (по выбору). Примечания:1 Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе /Пер. с англ. – СПб.: Изд-во СПбУ, 1997. – 332 с. 11 Сучилин А.М. Применение направленных графов к задачам электротехники. Л., «Энергия», 1971. – 104 с. 12 Большие системы и управление (под ред. В.И. Чернецкого). Изд. ЛВВИКА им. А.Ф. Можайского, Л., 1969. – 206 с. Чернецкий В.И. Математическое моделирование стохастических систем. – Петрозаводск: ПГУ, 1994. – 488 с. Чернецкий В.И. Математическое моделирование динамических систем. – Петрозаводск: ПГУ, 1996. – 432 с. 116 Саймон Г. Науки об искусственном. М., – 1972 г., цит. по Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. – 3-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1986. – 399 с. 117 Телемтаев М.М. Целостный инженеринг. – М.: ИД «ЭКО», 2005. – 408 с. 118 Телемтаев М.М. Системная технология (системная философия деятельности). – Алматы: ИД «СТ-Инфосервис», 1999. – 367 с. 119 Телемтаев М.М. Целостный метод системной технологии и системная экология. – Алматы: МЭА «ИнтерЭколА», 1996. – 102 с.; Системная технология (системная философия деятельности). – Алматы: ИД «СТ-Инфосервис», 1999. – 367 с. 120 Телемтаев М.М. Целостный инженеринг. – М.: ИД «ЭКО», 2005. – 408 с. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|