ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обещания Грузии принять закон о реституции пр(должаются с 1999 года. При этом масштаб намер ний в условиях катастрофического положения собстве ной экономики вызывает сомнения в их серьезност С учетом того, что на протяжении многих лет число ве нувшихся в Грузию беженцев оставалось незначител ным, грузинской стороне предстоит еще убедить осетин том, что процесс не является очередной пропагандис ской акцией. В комментариях УВКБ ООН, Совета Евр(пы, ОБСЕ к имеющимся грузинским законопроектам г ворится, что в них не соизмеряются возможности гос дарства с его обещаниями компенсаций. За принятие закона о реституции должна последовать целая серия б лее обширных социальных, экономических и политич ских мер, направленных на реинтеграцию вернувшихс осетин. Например, по закону они должны быть восстан влены на прежних местах работы, а если это невозможн они должны получить компенсацию за годы изгнани Это будет возмещением «потерянной прибыли», той, к торая была бы на их месте работы, если бы их не изгнал В понятие реституции должна входить и моральная ст рона ущерба.

В 2003 году Евросоюз начал осуществление третьей программы по реабилитации зоны грузино-осетинского конфликта стоимостью в 2,5 млн. евро, предусматривающей помощь и в восстановлении домов, обеспечение вернувшихся беженцев предметами первой необходимости (800 тысяч евро), восстановление базовой инфраструктуры в местах репатриации беженцев (400 тыс. евро) и восстановление базовой инфраструктуры в помощь постоянным жителям (1,3 млн. евро).

Времени на выполнение обязательств перед Советом Европы у Грузии все меньше, а вместо проекта закона о реституции на конференциях и встречах все еще фигурируют «концепции о праве на реституцию». Так было в Брюсселе в июне 2005 года на встрече экспертов сторон, где снова вместо законопроекта было предъявлено намерение о его принятии. Так было в Батуми в июле того же года, где наряду с обещаниями выплатить все, грузинский президент вновь выступил с «агрессивным мирным предложением» Южной Осетии, связав право на реституцию с политическим решением вопроса статуса республики. Что остается делать Грузии, не готовой ни морально, ни финансово осуществить меры по реституции? Мнение осетинской стороны таково: программа, рассчитанная на 10 лет, коснется в полной мере первых 30–50 беженцев, компенсация ущерба которым будет широко разрекламирована для отчета перед европейскими структурами, после чего, сославшись, скажем, на «нежелание осетинской стороны идти на сотрудничество», дело будет спущено на тормозах. Еще больше процессу может помешать новый виток обострения ситуации или вполне реальная новая вооруженная агрессия. Нужны действенные механизмы, используемые мировым сообществом, для того чтобы принудить Грузию выполнить свои обязательства, и не для отчета перед Советом Европы, а в целях восстановления справедливости по отношению к осетинскому народу.

Справедливость же заключается в том, что 115 из 164 тысяч, то есть 70 % осетин были изгнаны из Грузии. Международное сообщество должно признать, что это факт геноцида, и Грузия должна нести ответственность за потерянные 14 лет жизни, единственной жизни людей, которые считали, что родина там, где твой дом.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх