ПАРАД СУВЕРЕНИТЕТОВ

9 марта и 20 июня – Верховный Совет Грузии признал противоправной оккупацию Грузии Красной Армией в феврале 1921 г., восстановил Конституцию Демократической Республики Грузии 1921 г. Признаны незаконными и недействительными все государственные структуры, функционировавшие в Грузии с февраля 1921 г., также заключенные Советской Грузией договоры: Договор между ССР Грузией и РСФСР от 21 мая 1921 г.; Договор о создании ЗСФСР от 12 марта 1922 г. и Договор об образовании Союза ССР от 30 декабря 1922 г. был поставлен вопрос о необходимости признания правительством СССР факта грубого нарушения в феврале – марте 1921 г. Договора с Грузинской Демократической Республикой от 7 мая 1920 г., а также образована комиссия для разработки правового механизма восстановления независимости Грузии.

«В результате денонсации Грузией всех законодательных актов и правовых документов, принятых в период с 1921 по 1991 г., в том числе касающихся взаимоотношений с Абхазией, а также в результате одностороннего принятия решения Грузией о выходе ее из состава СССР и создания независимого государства (что противоречило договорным отношениям между Абхазией и Грузией, в соответствии с которыми вхождение Абхазской ССР в состав ГССР обусловливалось вхождением последней в состав ЗСФСР и СССР) договор о вхождении Абхазии в состав Грузии автономатически терял силу. Поскольку Абхазия продолжала оставаться в составе Союза, соответственно, она продолжала также оставаться суверенным независимым государством в составе СССР в границах 1918 г. и субъектом международного права».

(Т. М. Шамба, А. Ю. Непрошин. Абхазия: правовые основы государственности и суверенитета.)

20 августа – указ президиума Верховного совета Грузии, согласно которому единственным рабочим языком этого органа власти стал грузинский.

25 августа – Верховный Совет Абхазской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики и постановление «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии».


Декларация о государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики. Принята Х сессией Верховного Совета Абхазской ССР XI созыва 25 августа 1990 г.

Верховный Совет Абхазской Советской Социалистической Республики,

• выражая волю всего народа республики и реализуя неотъемлемое право абхазской нации на самоопределение,

• сознавая историческую ответственность за судьбу Абхазии,

• свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, населяющих Союз Советских Социалистических Республик,

• действуя в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепризнанными международно-правовыми актами,

• стремясь создать демократическое правовое государство,

торжественно провозглашает государственный суверенитет Абхазской Советской Социалистической Республики.

1. Абхазская Советская Социалистическая Республика – суверенное социалистическое государство, созданное на основе осуществления абхазской нацией ее неотъемлемого права на самоопределение, верховенства народа в определении своей судьбы. Суверенитет Абхазской Советской Социалистической Республики распространяется на всю территорию Абхазской ССР. Абхазская Советская Социалистическая Республика обладает всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов прав, добровольно переданных ею Союзу ССР и Грузинской ССР на основании заключенных с ними Договоров. Абхазская ССР имеет свой герб, флаг и гимн. Любые насильственные действия против национальной государственности Абхазской ССР со стороны политических партий, общественных объединений или лиц преследуются по закону.

2. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Абхазии. Носителем суверенитета и источником государственной власти в Абхазской ССР является ее многонациональный народ. Полновластие народа реализуется на основе Конституции Абхазской ССР непосредственно путем народного голосования и через выборные представительные органы.

3. Государственная власть в Абхазской ССР осуществляется на началах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

4. Вся полнота государственной власти на территории Абхазской ССР принадлежит Верховному Совету Абхазской ССР, который обладает исключительным правом выступать от имени народа Абхазской Советской Социалистической Республики. В Верховном Совете Абхазской ССР обеспечивается институциональное представительство нации, давшей название республике.

5. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Абхазской ССР является Совет Министров Абхазской ССР – Правительство Абхазской ССР, правомочное решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Абхазской ССР, за исключением входящих в компетенцию Верховного Совета Абхазской ССР.

6. Судебная власть в Абхазской ССР осуществляется судами Абхазской ССР. Высшим судебным органом Абхазской ССР является Верховный Суд Абхазской ССР. Правосудие в Абхазской ССР осуществляется именем Абхазской ССР.

7. Абхазская ССР издает законодательные и иные нормативные акты по всем вопросам своей компетенции. Конституция Абхазской ССР и законы Абхазской ССР обладают верховенством на всей территории Абхазской ССР. Действия актов Союза ССР и Грузинской ССР, нарушающих суверенитет Абхазской ССР и вступающих в противоречие с ее правами, приостанавливается высшими органами законодательной и исполнительной власти Абхазской ССР.

8. Разногласия между Абхазской ССР, Союзом ССР и Грузинской ССР разрешаются в порядке, устанавливаемом заключенными между ними Договорами.

9. Абхазская ССР участвует в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР и Грузинской ССР, активно содействует осуществлению на своей территории союзных и межреспубликанских программ.

10. Абхазская ССР может открывать свои представительства в Союзе ССР и советских республиках, а также в зарубежных странах.

11. Территория Абхазской ССР не может быть изменена без ее согласия. Абхазская ССР решает все вопросы административно-территориального устройства республики.

12. Абхазская ССР устанавливает гражданство Абхазской ССР и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР. Республика принимает в гражданство Абхазской ССР и решает вопросы о выходе из ее гражданства.

13. Абхазская ССР самостоятельно определяет свой экономический статус и закрепляет его в законах. Народ Абхазии имеет исключительное право на владение, пользование и распоряжение национальным богатством Абхазии. Земля, ее недра, воздушное пространство, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Абхазской ССР, природные ресурсы ее континентального шельфа, весь экономический и научно-технический потенциал, созданный на территории Абхазии, являются собственностью ее народа, материальной основой суверенитета республики и используются с целью обеспечения материальных и духовных потребностей ее граждан. Предприятия, учреждения, организации и объекты других государств и их граждан, международных организаций могут размещаться на территории Абхазской ССР и использовать природные ресурсы Абхазии согласно законам Абхазской ССР. Абхазская ССР самостоятельно создает банковскую (включая внешнеэкономический банк), ценовую, финансовую, таможенную, налоговую системы, формирует государственный бюджет и валютный фонд республики.

Абхазская ССР образует национальный банк, подчиненный Верховному Совету Республики.

14. Абхазская ССР самостоятельно устанавливает порядок организации охраны природы на территории республики и порядок использования природных ресурсов. Абхазская ССР имеет право запретить строительство и прекратить функционирование любых предприятий, учреждений, организаций и других объектов, вызывающих угрозу экологической безопасности.

15. Абхазская ССР самостоятельна в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития абхазской нации, гарантирует всем национальностям, проживающим на территории республики, право их свободного национально-культурного развития. Абхазская ССР обеспечивает национально-культурное возрождение абхазского народа, его исторического сознания и традиций, национально-этнографических особенностей, функционирование абхазского языка во всех сферах общественной жизни. Абхазская ССР проявляет заботу об удовлетворении национально-культурных, духовных и языковых потребностей абхазцев, проживающих за пределами республики и за рубежом. Абхазская ССР подтверждает право и обеспечивает условия для возвращения на историческую Родину депортированной части абхазского народа. Национальные, культурные и исторические ценности на территории Абхазской ССР являются исключительной собственностью народа республики.

Абхазская ССР имеет право на возвращение в собственность народа Абхазии национальных, культурных и исторических ценностей, находящихся за пределами Абхазской ССР. На территории Абхазской ССР государственным языком является абхазский язык, официальными языками – абхазский, грузинский, русский. Декларация является основой для новой Конституции Абхазской ССР и определяет позицию республики при заключении Союзного договора и Договора с Грузинской ССР.


Постановление Верховного Совета Абхазии от 25 августа 1990 г.

Заслушав и обсудив доклад Председателя Президиума Верховного Совета Абхазской АССР «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии», Верховный Совет Абхазской АССР отмечает:

В 1989–1990 годах Верховным Советом Грузинской ССР трижды – в ноябре 1989 г., марте и июне 1990 года – были приняты решения, направленные, как указывается в них, на восстановление государственности Грузии. В этих решениях признано, что созданная в мае 1918 года Грузинская Демократическая Республика была ликвидирована в феврале 1921 года в связи с установлением Советской власти в Грузии и вынужденно принятыми на ее базе межгосударственными соглашениями – Союзным договором между Грузинской Советской Социалистической Республикой и Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой от 21 мая 1921 года, Союзным договором о создании Союза Закавказских Советских Социалистических Республик от 12 марта 1922 года и Договором от 30 декабря 1922 года о создании Союза Советских Социалистических Республик.


Таким образом, высший орган законодательной власти Грузии подготовил правовые основы восстановления государственности Грузии, существовавшей ко времени ее советизации в феврале 1921 года, открыл дорогу переговорам, направленным на достижение этой своей цели.

Перенос срока и изменение порядка выборов народных депутатов Грузинской ССР с марта на октябрь 1990 года призван гарантировать достижение указанной цели восстановления государственности, существовавшей в Грузии до февраля 1921 года.

Верховный Совет Абхазской АССР признает неотъемлемым правом грузинского народа восстановление государственности Грузии, существовавшей до февраля 1921 года, т. е. фактический выход ее из СССР, но в решениях Верховного Совета Грузинской ССР обходится молчанием вопрос о судьбе автономий, входящих в республику. В то же время все содержание принятых парламентом Грузии по поводу восстановления прежней государственности решений, в контексте ведущейся всеми общественно-политическими формированиями пропаганды, не оставляют сомнений на тот счет, что в случае выхода Грузии из состава СССР входящие в нее автономии последуют за нею автоматически, в связи с чем не предусматривается участие представителей Абхазии, Аджарии и Юго-Осетии в переговорах и подписание ими будущего союзного договора об образовании новой федерации.

Верховный Совет Абхазской АССР против такого решения судьбы Абхазии и решительно возражает по следующим основаниям.

Абхазия вступила под покровительство Российской империи в 1810 году как самостоятельное, независимое от царств и княжеств Западной и Восточной Грузии государство. Если Грузия сразу же после вхождения в состав Российской империи в 1801 году утратила свою государственность, то Абхазское княжество, как национально-государственное формирование с внутренним правлением владетельного князя, существовало до 1864 года, то есть еще 63 года после ликвидации грузинской государственности.

После Февральской революции 1917 года и начала распада Российской империи Абхазия вошла в состав «Юго-Восточного Союза горцев Кавказа, казачьих войск и вольных народов степей», к которому Грузия никакого отношения не имела. В феврале 1918 года между Грузией и Абхазией заключается соглашение, в котором признается существование «единой нераздельной Абхазии в пределах от реки Ингур до реки Мзымта», из чего следует, что к этому периоду вопрос о самостоятельности Абхазии, автохтонность абхазского народа на ее территории Грузией не ставился под сомнение.

С образованием Грузинской Демократической Республики в мае 1918 года отношение Грузии к Абхазии приняло характер насильственного присоединения к ней Абхазии, хотя, столкнувшись с решительным сопротивлением абхазского народа, представители грузинского правительства заявляли о том, что «стремление абхазского народа к независимому существованию вполне естественно».

В 1918–1921 годах Абхазия полностью была оккупирована войсками Грузинской Демократической Республики и лишь после ликвидации Грузинской Демократической Республики, в феврале 1921 года, восстановила свою государственную самостоятельность.

4 марта 1921 года в Абхазии была восстановлена свергнутая войсками грузинского правительства советская власть, а 31 марта 1921 года Ревкомом Абхазии было декларировано образование независимой Советской Социалистической Республики Абхазии – ССР Абхазия.

В декабре 1921 года под нажимом Сталина ССР Абхазия была принуждена на основе навязанного ей «особого договора» объединиться с Грузией в федеративный союз, в соответствии с которым одна треть предоставленных Грузии в Закавказском ЦИКе[10] мест принадлежала Абхазии.

В силу федеративного характера союза с Грузией, в декабре 1922 года полномочный представитель ССР Абхазии Н. Н. Акиртава в составе делегации ЗСФСР поставил свою подпись под Договором об образовании Союза ССР, в результате чего Абхазия стала одной из республик, создавших СССР.

В 1931 году, в условиях, когда сталинская административно-командная система стала набирать силу, Договорная ССР Абхазия была преобразована в автономную республику и включена в состав Грузинской ССР, что явилось первым и существенным шагом «законным» путем добиться поглощения Абхазии Грузией.

Со второй же половины 30-х годов началась полоса репрессий против абхазского народа, преследовавшая цель растворения абхазского этноса в грузинском, а средствами достижения этой цели были: закрытие абхазских школ и насильственное определение абхазских детей в грузинские школы; перевод делопроизводства на грузинский язык; замена абхазских топонимических названий на грузинские; массовое заселение Абхазии грузинами, для которых строились специальные поселки; изгнание из руководящих государственных и партийных органов абхазов и замена их грузинами; создание фактических привилегий для грузин при приеме на работу, выделение жилья и земельных участков и т. д. с одновременной дискриминацией абхазов; всяческое свертывание самобытной культуры абхазского народа; фальсификация истории Абхазии и абхазского народа, который был объявлен грузинским племенем.

Начавшийся после смерти Сталина, разоблачения Берии, а в особенности после XX съезда КПСС и осуждения культа личности Сталина и его последствий процесс восстановления законных интересов репрессированных народов серьезно помешал планам грузинского правительства, которое успешно претворяло в жизнь меньшевистскую идею огрузинения абхазов.

Хотя многие искусственно созданные факторы, угрожавшие самобытному существованию абхазского этноса, продолжали оставаться, однако открыто проводить политику культурного геноцида абхазского народа, которая была осуждена в специальном решении ЦК КПСС, уже было невозможно. Теперь центр тяжести был перенесен на работу «тихой сапой».

Новый виток открытого шовинизма по отношению к абхазскому народу проявился в условиях начавшихся в 1985 году перестроечных процессов, направленных на развитие демократии и создание в нашем обществе правового государства. Лозунг «сильный центр» и «сильные республики» определенные силы Грузии пытаются использовать как возможность легализовать происходящее в ней процессы по выходу из состава СССР без учета интересов абхазского и осетинского народов, имеющих свои национальные автономии, а также армян, азербайджанцев, русских, греков и других, проживающих в республике. Дело дошло до отрицания за абхазским народом права на самоопределение.

Общеизвестно, что грузины компактно стали жить в Абхазии лишь после окончания Кавказской войны и последовавшего за ней массового насильственного выселения абхазов в Турцию во второй половине прошлого века, между тем делаются безнравственные заявления о том, что Абхазия – грузинская земля, а абхазы – пришлый народ.

В свете указанных процессов, являющихся попыткой легализации политики ассимиляции абхазского народа и ликвидации его государственности, делается очевидным, что, добившись выхода из Союза ССР, Грузия приступит к форсированию своего плана по созданию многонациональной грузинской республики, в которой абхазы будут вынуждены либо раствориться в грузинском этносе, либо покинуть свою Родину. Поэтому решения Верховного Совета Грузинской ССР, способствующие выходу Грузии из СССР, не могут быть оставлены без политико-правовой оценки со стороны Верховного Совета Абхазской АССР.


Верховный Совет Абхазской АССР постановляет:

1. Признать, что Демократическая Республика Грузия, нарушив Договор от II июня 1918 года, а также заключенное ранее соглашение между Абхазским народным советом и Национальным советом Грузии от 9 февраля 1918 года, осуществила во второй половине июня 1918 года военное вмешательство с целью насильственного присоединения территории Абхазии и ликвидации независимости абхазского народа. Эта акция, нарушившая международно-правовой принцип, запрещающий присоединение чужой территории путем силы, являлась незаконной.

2. Признать противоправным и недействительным в части, касающейся территории Абхазии, договор между Грузией и РСФСР, заключенный 7 мая 1920 года в условиях военной оккупации независимой Абхазии.

3. Постановлениями Верховного Совета Грузинской ССР от 18 ноября 1989 года, 9 марта и 20 июня 1990 года все государственные структуры, существовавшие и существующие в Грузии с февраля 1921 года, признаны незаконными и недействительными, из чего логически следует, что все договорные отношения между Грузией и Абхазией, заключенные прежними органами государственной власти, также являются незаконными, а вхождение Абхазии в состав Грузинской Советской Социалистической Республики лишено правовых оснований, и, следовательно, законной формой государственности Абхазии является Советская Социалистическая Республика Абхазия, созданная свободным волеизъявлением народов Абхазии и провозглашенная 21 марта 1921 года.

4. В соответствии со статьей 73 Конституции СССР поставить перед Верховным Советом СССР вопрос о восстановлении государственного статуса Абхазии, провозглашенного 31 марта 1921 года. До разрешения этого вопроса Верховным Советом СССР и заключения нового Союзного договора считать действующими ныне существующие государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией.

5. Абхазия готова начать переговоры с Грузией о дальнейших государственно-правовых отношениях между ними.

6. В условиях заключения нового Союзного договора, что представляет собой не что иное, как обновление международного соглашения 1922 года в силу изменившихся обстоятельств, Абхазия, как одна из республик, создавших Союз ССР, в качестве субъекта Советской Федерации, должна на равных с другими субъектами Союза ССР входить в переговоры, участвовать в выработке и заключении Союзного договора.

7. Данное постановление направить в Верховный Совет РСФСР для его рассмотрения вместе с постановлениями Верховного Совета Грузинской ССР от 18 ноября 1969 года, 9 марта и 20 июня 1990 года.

Председатель Президиума Верховного Совета Абхазской АССР В. О. КОБАХИЯ

Секретарь Президиума Верховного Совета Абхазской АССР Ю. Т. КВИЦИНИЯ

Гор. Сухуми, 25 августа 1990 г.

(Текст постановления опубликован в газете «Советская Абхазия» 28 августа 1990 г. № 164.)

«В последние годы существования СССР власти Грузии начали процесс, направленный на выход Грузии из состава СССР. Именно поэтому, в период с 1989 по 1991 г. Верховный Совет Грузии в одностороннем порядке принял ряд решений, согласно которым органы государственной власти ГССР, а, следовательно, и государственно-правовые акты, принятые ими, провозглашались нелегитимными и не имеющими юридической силы. В свою очередь Верховный Совет Абхазской АССР, осознавая, что такие действия ставят под угрозу государственность Абхазии, принял 25 августа 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете Абхазии и Постановление о правовых гарантиях защиты государственности Абхазии. В последнем документе, в частности, констатируется, что в результате решений, принятых Верховным Советом ГССР, вхождение Абхазии в состав Грузии лишилось правовых оснований.

Ввиду того, что государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией возникли на договорной основе, Грузия не могла в одностороннем порядке менять характер взаимоотношений с Абхазией. Кроме того, это противоречило законодательству СССР, регулировавшему отношения союзных и автономных республик. Таким образом, действия властей Грузии привели к разрыву государственно-правовых отношений между Грузией и Абхазией».

(Из доклада личного представителя президента Абхазии Анри Джергения на семинаре «Государственно-правовые аспекты урегулирования грузино-абхазского конфликта», февраль 2001 г.)

Заявление депутатов Верховного Совета СССР В. Ардзинбы и Р. Агрба (27 августа 1990 г.)

«Исходя из того, что каждый народ обладает естественным и неотчуждаемым правом на свободу и независимость, мы с должным уважением относимся к решению Верховного Совета Республики Грузии.

Вместе с тем это означает, что абхазский народ вправе самостоятельно решать свою судьбу. Позиция Абхазии на этот счет выражена в Декларации о государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики и в постановлении Верховного Совета Абхазской АССР, принятых X сессией 25 августа 1990 г.

Эти документы, вопреки действующему законодательству, были объявлены незаконными Президиумом Верховного Совета Грузинской ССР, а центральная печать и телевидение, основываясь на ложной информации, поступавшей от спецкоров в Тбилиси, сообщили об отмене этих документов самой сессией Верховного Совета Абхазской АССР».


26 августа – президиум Верховного Совета Грузинской ССР принял постановление, объявляющее акты Верховного Совета Абхазии недействительными и не имеющими юридической силы, отметив, что они нарушают территориальную целостность Грузии и противоречат ее Конституции.

31 августа – собрание депутатов Верховного Совета Абхазской АССР, преимущественно грузинской национальности, объявляет себя «чрезвычайной сессией Верховного Совета Абхазской АССР» и принимает заявление в поддержку постановления Президиума Верховного Совета Грузинской АССР. Центральные СМИ сообщают об этом заявлении как о решении Верховного Совета Абхазской АССР, однако отсутствовавшие на собрании депутаты, прежде всего абхазы, не признали его легитимности.

28 октября – выборы Верховного Совета Грузии, проведены по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе. По закону, принятому накануне старым составом Верховного Совета Грузии, своих кандидатов могли выдвигать только партии, действующие на всей территории страны – в частности, не имел права выдвинуть своих кандидатов Народный форум Абхазии. В связи с этим его лидеры призвали абхазское население бойкотировать выборы. В Гудаутском и Ткварчельском районе они вовсе не проводились. По результатам голосования, 53,94 % получает избирательное объединение «Круглый стол» во главе с Звиадом Гамсахурдиа. Он избран председателем Верховного Совета Грузии.

4 декабря – возобновившая свою работу Х сессия Верховного Совета Абхазской АССР избрала председателем Верховного Совета В. Г. Ардзинба.[11]

1991

17 марта – на Всесоюзном референдуме большинство населения Абхазии высказалось за Союз Советских Социалистических Республик на основе обновленного договора: участвовало 52,3 % населения, из них 98,6 % высказалось за сохранение Союза. На остальной территории Грузии, решением ее Верховного Совета, референдум не проводился.

31 марта – референдум о восстановлении государственной независимости Грузии. Абхазия не принимает в нем участия.


Из выступления З. Гамсахурдиа по грузинскому телевидению 16 марта

«Напоминаем, что будущее негрузинского населения, перспективы его завтрашней жизни в Грузии полностью зависят от того, примет оно или нет участие в завтрашнем референдуме и примет или нет участие в предстоящем референдуме 31 марта».

«В соответствии с Законом СССР „О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР“ от 3 апреля 1990 г., принятым еще в период нахождения Грузии в СССР, Автономные республики, в случае выхода Союзной республики из СССР, обладали правом самостоятельно решать вопрос о пребывании в Союзе ССР и своем государственно-правовом статусе. В связи с этим, Абхазия приняла участие в референдуме 17 марта 1991 г, на котором большинство населения республики высказалось за сохранение Союза ССР. Результаты референдума по Абхазской АССР были официально подтверждены Центральной комиссией референдума СССР».

(Из доклада личного представителя президента Абхазии Анри Джергения на семинаре «Государственно-правовые аспекты урегулирования грузино-абхазского конфликта», февраль 2001 г.)

9 апреля – Верховный Совет Грузии принимает декларацию о государственном суверенитете Грузии:

«9 апреля 1991 г. на основе результатов этого референдума Верховным Советом Грузии был принят Акт о восстановлении государственной независимости Грузии, которым Грузия провозглашалась правопреемницей Грузинской Демократической Республики 1918–1921 гг. С этого момента ГССР де-юре прекратила существование. Таким образом, на территории бывшей ГССР возникло два не связанных друг с другом государства – Грузия, заявившая о своей независимости и выходе из СССР, и Абхазия, которая продолжала оставаться субъектом Советского Союза. Следовательно, государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией, созданные и регулировавшиеся советским законодательством, были прекращены также на основании советского законодательства.

До момента распада (21 декабря 1991 г.) СССР, Абхазия оставалась его субъектом, в этом качестве она участвовала в переговорах, на которых решался вопрос реформирования СССР. Председатель Верховного Совета Абхазии до момента распада СССР по должности являлся членом Совета Федерации СССР и членом Президиума Верховного Совета СССР. В то же время Абхазия не принимала участия в выборах Президента Грузии и в работе ее органов власти. Совершенно очевидно, что Абхазия не могла одновременно являться субъектом и СССР и независимой Грузии».

(Из доклада личного представителя президента Абхазии Анри Джергения на семинаре «Государственно-правовые аспекты урегулирования грузино-абхазского конфликта», февраль 2001 г.)

26 мая – на всенародных выборах президента Грузии победу одерживает Звиад Гамсахурдиа.

9 июля – в Абхазии принят новый закон о выборах Верховного совета. Представители Народного форума Абхазии и эксперты Верховного совета Абхазии предлагали сделать парламент двухпалатным, причем в одну палату избирать депутатов по территориальным округам, а в другой иметь равное число представителей от всех основных национальных общин. В ответ на это Гамсахурдиа предложил другой проект – однопалатный парламент с национальными квотами: 28 мест – абхазам, 26 – грузинам, 11 – другим национальностям. Этот вариант и был принят.

Июль – в редакции газеты «Советская Абхазия» состоялся «круглый стол» с участием различных партий и общественно-политических движений на тему «Абхазия и Союзный договор».


Из выступления на круглом столе члена Хельсинкского союза Грузии Д. Гамахария:

«Мы можем заложить в Конституции Грузии и Абхазии такие положения, которые дадут все необходимые правовые гарантии. Мы, грузины, считаем Абхазию своей родиной... Я не могу все же ставить в одну плоскость интересы всех народов, живущих в Абхазии. В правах личности все равны, но интересы грузин выходят за рамки прав человека».

1 декабря – подведены итоги выборов в Верховный Совет Абхазии (1-й тур выборов прошел в октябре), руководство Абхазского национального движения (В. Г. Ардзинба и его сторонники) получило в новом парламенте большинство. Ардзинба избран председателем, его первым заместителем – Тамаз Надареишвли, впоследствии – председатель прогрузинского «Верховного Совета Абхазии в изгнании».

22 декабря – 6 января 1992 г. – в результате вооруженных столкновений в Тбилиси Гамсахурдиа теряет власть и бежит из страны. К власти приходит Военный совет, вскоре переименованный в Государственный совет, в который входят лидеры «антизвиадовской оппозиции» Тенгиз Кетовани, Джаба Иоселиани, Тенгиз Сигуа.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх