• Я "В ПОХОД СОБИРАЛСЯ"
  • ВОЗДУШНЫЙ БОЙ, ЗАВЕРШИВШИЙ ХОЛОДНУЮ ВОЛНУ
  • СПОСОБ САМООПРАВДАНИЯ
  • ИСТОРИЯ

    Я "В ПОХОД СОБИРАЛСЯ"

    Парафраз на общеизвестное

    Собираясь на музыкальный БАХовский фестиваль в Германии в июне этого года в городе Грайфсвальде, я, конечно, не преминул поинтересоваться в энциклопедическом словаре, что это за "зверь" такой - Грайфсвальд. Будучи дотошным до неприличия, заглянул и в Энциклопедию. Но простого знакомства с городом у меня не получилось: как всегда в таких случаях, одно сведение цеплялось за другое, другое - за третье и т.д. и т.д. А когда они, эти сведения, стали складываться в более или менее стройную историческую картину, появилось много-много вопросов - "что? где? когда?" - доселе меня не обременявшие, так как я, не будучи историком, даже не предполагал, что таковые могут существовать. А любые вопросы по определению призывают к раздумью, к поиску ответов на них, к их решению. Пришлось "по внутреннему влечению" отложить в сторону музыку и заняться поисками ответов на некоторые из них. И вот что я выяснил.

    Грайфсвальд - город в ГДР на берегу Балтийского моря. Как раз туда, как в конечный пункт, тянут нитку "Северного энергетического потока" из нашей Сибири, а конкретно - из восточной её части. Население в 1977 насчитывало 56 тысяч жителей. Город не богат промышленностью, однако близ него находится (по данным 1985 года) атомная электростанция "Норд" ("Север"). В городе имеется университет. Украшают город готические кирпичные церкви XIII-XIV веков.

    Но, оказывается, Грайфсвальд не простой провинциальный город. Во времена Иоганна Себастиана БАХА (а именно 17.10.1715 г.) в нём был оформлен ранее неизвестный мне Грайфсвальдский союзный договор между Россией и Ганновером, который предусматривал раздел шведских владений в Германии между Ганновером, Пруссией и Данией, а также получение Россией земель Ингрии, Карелии и Эстляндии.

    Время это - почти три столетия - отстоит от нашего достаточно далеко. К тому же каждый из нас больше интересуется историей своей родины, своего государства, а не необъятной всемирной историей (знание части которой совершенно не лишне для любого человека). Поэтому, исходя из сегодняшних политических реалий, лично для меня было много удивительного и непонятного, когда я читал о межгосударственном договоре между государством Россия и... городом Ганновер. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что Грайфсвальдский союзный договор был законным актом двух равноправных государств, так как "Ганновер" со столицей с таким же названием в 1715 году был настоящим королевством, да к тому же находящимся в личной унии с другим государством - Англией, подарившим последней почти двухвековую королевскую династию (Георги I, II, III, IV, Вильгельм IV, Виктория). Всё это было абсолютно ново для меня, а хорошее новое всегда приятно. Поистине, "лишнее" знание - не лишне.

    Итак, этот "тройственный", по существу, союз (Ганновер, Англия, Россия) был настолько весом и значителен, что смог не только противостоять тогдашнему пассионарно-агрессивному государству - Швеции, но и диктовать ей свою "территориальную" волю, "наградив" некоторыми материковыми землями Данию (потерпевшую в XVII столетии поражение в датско-шведских войнах за господство на Балтийском море) и даже Пруссию, которая к тому времени тоже стала королевством. Кое-какие территориальные приобретения были осуществлены и в пользу Ганновера. Надо отдать должное одной из девяти известных греческих муз - а именно, музе истории Клио и признать, как она о том и свидетельствует, что в те времена Швеция уже не была столь сильна и могущественна, как раньше, особенно после знаменитой битвы под Полтавой (27.6.1709), когда русские войска под предводительством Петра I разгромили на то время непобедимую шведскую армию, вынудив Карла XII спасаться бегством от русского плена в Турцию.

    Примечательно, что с этим событием, хоть и косвенно, связано и имя Иоганна Себастьяна БАХА. Наверняка многие любители великого композитора (уж не говоря о специалистах) знают его cjxbytybt B-Dur (BWV-992) под названием Каприччио на отъезд возлюбленного брата (Capriccio sopra la lontananza del suo fratello diletissimo), которое он написал в Арнштадте. Поводом для создания этого произведения стал отъезд его брата-гобоиста Иоганна Якоба (11.02.1682 - 16.04.1722 /Walter Kolneder "BachLexikon":1732 г.) в Швецию. Вот это место у Альберта Швейцера в его классическом труде "И.С. Бах":

    Иоганн Якоб "в 1704 году (...) завербовался в шведскую армию. На прощанье в семейном кругу девятнадцатилетний Иоганн Себастьян написал "Capriccio(...)". Его открывает ариозо с примечанием: "Ласковые увещевания друзей, чтобы отговорить его от поездки". Затем идёт Andante - изображение разных случайностей, которые могут с ним приключиться на чужбине. Adagissimo в роде пассакальи на хроматически нисходящую тему (...) напоминающую Crucifixus, передаёт "всеобщий плач друзей". В следующей части "приходят друзья и, видя, что ничего нельзя поделать, прощаются". Затем раздаётся ария почтальона. "Фуга в подражание рожку почтальона" заключает это очаровательное каприччио (...)".

    Считается, что Иоганн Якоб присутствовал на поле боя под Полтавой. После поражения шведских войск он вместе с Карлом ХII бежал в Турцию, а потом через Европу возвратился в Стокгольм, где и умер в возрасте 40 лет. Вот так осуществляется не только связь времён, но и связь имён. И вот так осуществилась, хоть и опосредованно, связь имени Иоганн Себастьян БАХ с городом по имени Грайфсвальд. Так что тему фестиваля "BACH und Rusland" с точки зрения истории в данном случае можно считать оправданной.

    Не знаю, как для Германии, но для России Грайфсвальдский договор не имел ни политического (или только если очень и очень небольшое), ни практического значения. Для сегодняшнего дня этот факт - чисто исторический. Но в связи с тем, что в нём, в договоре, упоминаются исконно российские земли, вокруг которых в последнее время нагромождено столько словесных спекуляций, мне захотелось дать немецким читателям в Грайфсвальде некоторую фактологию, могущую прояснить им историческую справедливость, которая для нас, русских. является непреложной и само собой разумеющейся.

    Итак, в договоре первой в перечислении стоит Ингрия, с неё и начнём.

    Ингрия, Ингерманляндия (историческое название в XII-XVIII веках - Ижорская земля) - территории южнее Невы. Длина Невы всего 74 км. Она вытекает из большого и полноводного Ладожского озера (Ладога) и впадает в восточную часть Финского залива, а на островах её дельты сегодня раскинулся город Санкт-Петербург (ранее Ленинград). Ижорская земля простирается и далее Санкт-Петербурга на восток - южнее озера Ладога. Сегодня эта территория является центральной частью Ленинградской области.

    Ещё до татаро-монгольского нашествия в XII в. на Русь Ижорская земля входила во владения Великого Новгорода (с 1228 года), одного из крупных государственных образований (княжество) на Северо-Западе Руси. Впоследствии, когда при государе (Великом князе) Иване III (1440-1505) сложилось территориальное ядро единого Российского государства, Ижора (Ижорская земля) стала частью этого государства. В XVI веке на севере Европы на политическую арену вышла сильная на то время Швеция. С 1581 до 1590 года и с 1609 по 1702 годы (целое столетие!) под её оккупацию подпали и Ижорские земли. Возвращение исконно русских земель в Россию осуществил царь-реформатор Пётр I. Для закрепления их за Россией в устье реки Невы в 1703 году он основал город Санкт-Петербург, который стал предметом его особых забот. Так что, глядя на этот договор и принимая во внимание последовательность и датировку тогдашних событий, с высоты наших сегодняшних исторических знаний следует признать, что в отношении России Грайфсвальдский договор, в принципе, просто признал сложившуюся к тому времени ситуацию на европейском политическом поле. С самого начала своего существования город Санкт-Петербург строился по строгому плану. В нём было запрещено строительство деревянных домов, а для каменных построек строительные блоки доставлялись из каменоломен Карелии. Построенный среди обширнейших болот, в нездоровом, "гнилом" климате, новый город принёс на алтарь своего существования многие человеческие жертвы. Болезни косили согнанных на строительство города крепостных крестьян тысячами. Однако это не остановило реформаторскую деятельность Петра I. Он даже перенёс официально Российскую столицу в этот город.

    Карелия - в IX-(начало)XII веках входила в состав Киевского государства, потом принадлежала Великому Новгороду. В 1478 году вошла в состав Русского государства. Так что земли Карелии - исконные русские земли. Как и Ижора, Карелия в последующих веках подверглась шведской агрессии. В результате Русско-шведских войн, которые вёл царь Пётр I, часть Карелии возвратилась (1721 год) в состав Российской империи. Полное возвращение бывших российских территорий, включая Карельский перешеек с городом Выборгом, произошло только в ХХ веке. Карелия знаменита своими курортами (Марциальные Воды, Сортавала, Медвежья Гора) и изумительной по красоте карельской берёзой с узорчатой мраморовидной древесиной.

    Эстляндия - это историческое название северно-восточной части (с центром в городе Нарва) нынешней Эстонии. Как и вся Северо-Западная Русь, частью которой она являлась, на протяжении всего своего исторического существования неоднократно подвергалась нападению со стороны своих западных соседей. С ХIII века находилась под властью Дании и Ливонского ордена. Во второй половине XVI века стала жертвой агрессии Швеции. Но уже с 1710 года возвращена в Россию. До 1917 года входила в её состав в качестве Эстляндской губернии. Теперь Эстония - суверенное государство и, по мнению НАТО, "мощная европейская сила" с населением примерно в полтора миллиона человек (причём коренных эстонцев насчитывается даже менее миллиона), успешно противостоящее такому пигмею, как Россия, которая спит и видит, как бы отобрать и завладеть громадными природными запасами нефти, газа, золота, алмазов и леса у гордых эстонцев. Но вот только силёнок у неё, России, маловато, да и народец у неё хлипкий, чтобы замахиваться на такого гиганта, как Эстония... В Эстонии - демократия. "Некоренные" граждане этого государства по существующим местным законам, в основном, люди, не имеющие никакого гражданского статуса, кроме клички "оккупанты", т.е. - не люди, а так, "не пойми что" (Николай Васильевич Гоголь), хотя некоторые из них прожили здесь почти всю свою жизнь, а другие даже родились на этой земле. В связи с этим, кажется, намечается повод поговорить о таком общечеловеческом понятии, как "толерантность"... Только в Эстонии, по-видимому, этого слова не знают.

    Вот такие немузыкальные мысли появились у меня в связи с Грайфсвальдским БАХовским музыкальным фестивалем. Если кто-то теперь попытается кинуть в меня камень, утверждая, что я занимаюсь политикой, а не искусством, с удовольствием отвечу: так ведь Motto Грайфсвальдской недели - "BACH und Rusland"! А если так, то для участников БАХовского празднества должно быть интересно всё, что связано с Россией, тем более что я упомянул в своей статье только то, что так или иначе касается самого города Грайфсвальда. Ну а если что-то в моей статье не вписывается в общераспространённую парадигму, навязанную в общественное сознание на Западе средствами массовой информации, то тут с меня взятки гладки: каждый должен сам доискиваться до истины, какой бы горькой она ни была, а не только удовлетворяться жёванной и пережёванной мочалкой "общеизвестности", тем более что нынешняя "общеизвестность" является результатом манипуляции политиканов всех мастей и часто откровенным подлогом исторических фактов Я дал только неопровержимые исторические данные. А, как уже говорилось ранее, всякое "лишнее" знание не бывает лишним: оно расширяет кругозор человека. Уверен - это касается многих, очень многих жителей города Грайфсвальда, да и не только их...

    Игорь ИВАХИН

    ВОЗДУШНЫЙ БОЙ, ЗАВЕРШИВШИЙ ХОЛОДНУЮ ВОЛНУ

    О полётах американских самолетов-разведчиков U-2 над советской территорией и об их уничтожении ракетами (в том числе, когда был взят в плен пилот Пауэрс) написано много, а вот полеты высотных бомбардировщиков В-47 и их модификаций над СССР до сих пор являлись "белым пятном". В 1950 г. комитет начальников штабов США принял решение использовать эти самолеты, которые только запускались в производство, для нанесения ядерных ударов по Советскому Союзу, но начал было необходимо провести воздушную разведку.

    26 декабря 1950 г. на Дальнем Востоке над районом устья реки Тюмень-Ула был обнаружен бомбардировщик В-29. На перехват вылетели два МиГ-15. Истребители хотели принудить В-29 сесть, но в ответ получили очередь из 12,7-мм пулемётов. Ответным огнем бомбардировщик был сбит. Весной 1952 г. начались регулярные облеты северо-восточного побережья СССР самолетами ВМФ Р-2V "Нептун", оснащенного РЛС и аппаратурой радиоперехвата, и самолетами-фоторазведчиками В-50. "Нептун" следил за местностью, определял на ней объект, перехватывал сигналы в широком диапазоне частот. Как только удавалось определить местонахождение объекта, В-50 фотографировал его.



    Первый такой совместный полет состоялся 2 апреля 1952 г. Полёт проходил днём на высоте 4500 м. В-50 имел герметичную кабину и летел выше "Нептуна". Самолёты координировали взаимные действия, не выходя на радиосвязь. Маршрут проходил над территорией СССР в 20-30 км от берега. При этом два раза встречались с МиГ-15, которые взлетали с заснеженной полосы. Затем пристраивались рядом с тихоходным "Нептуном". Никаких активных действий советские лётчики не предпринимали. Крупным успехом ВВС США можно считать одновременный полет трех разведчиков В-45С над европейской территорией СССР в ночь с 17 на 18 апреля 1952 г. Один из самолетов вторгся со стороны Черного моря, а два других - со стороны Финляндии. Один В-45С пролетел над Москвой. Под давлением Америки у берегов Советского Союза стали вести воздушную разведку и нейтральные шведы. В целях её прекращения командующий ПВО Прибалтийского военного округа полковник Шинкаренко приказал сбить шпиона. Однако шведский ДС-3 начал уходить и был уничтожен МиГ-15 к северо-западу от города Вентспилс.

    Шинкаренко начали вызывать в различные инстанции, произошёл разбор на самом верху. Министр Военно-морского флота Кузнецов требовал отдать полковника под трибунал. Сталин долго молча ходил и курил трубку, потом спросил Кузнецова: "Так как вы хотите наказать генерал-майора Шинкаренко"? Адмирал сник, а полковник получил новое звание. 15 октября 1952 г. два В-47В совершили первый длительный полет над советским Заполярьем. Русские истребители МИГ-15бис безуспешно пытались перехватить эти самолеты. В первую очередь противника интересовала дислокация общевойсковой армии на Чукотке, а также степень освоения тундровых аэродромов на севере, 29 апреля 1954 американская стратегическая авиация провела глубокую разведку для возможного ядерного удара по городам СССР. Группа бомбардировщиков В-47, стартовав с европейских аэродромов и пользуясь недосягаемостью для средств ПВО, вышла на рубеж Новгород-Смоленск-Киев. Позже появление американских высотных бомбардировщиков фиксировалось отечественными РЛС над Ленинградом и Подмосковьем. Параллельно с этим совершали полеты и КВ-47С - чисто разведывательный вариант RВ-47.

    18 ноября произошел воздушный бой между четырьмя МиГ-15 и четверкой палубных истребителей F9 США. В результате на свой аэродром вернулся один советский самолет. Летчик второй машины был смертельно ранен, но дотянул до берега и совершил посадку. Два других летчика считаются пропавшими без вести. Данные об американских потерях отсутствуют. В августе 1953 г. переоборудованный английский бомбардировщик "Канберра" пролетел над Прагой, Краковом, Киевом, Харьковом и ракетным полигоном Капустин Яр. Британские пилоты сделали съёмки полигона, повернули на юг и сели в Иране. В ночь с 28 на 29 августа 1954 г.три самолета английских ВВС В-45С пролетели несколько часов над территорией СССР и благополучно сели в Западной Германии.

    Первое столкновение RВ-47 с советскими истребителями произошло 8 мая 1954 г. над Кольским полуостровом. В нем участвовали три RВ-47Е. Истребителям удалось добиться нескольких попаданий, но американцы ушли в воздушное пространство Финляндии. Эти самолеты отличала особая конструкция носовой части, где поместили фотокамеру К-38, еще три камеры К-17 поместили в бомбовом отсеке. Пулеметы в кормовой башне поменяли на спаренную 20-мм пушку.

    Нарушения воздушных границ происходили и на Дальнем Востоке. 29 июля 1953 г. у берегов Камчатки истребитель МиГ-15 сбил В-50, 7 ноября 1954 г. севернее острова Хоккайдо сбили В-29. 18 апреля 1955 г. в районе Командорских островов был обнаружен RВ-47. На перехват поднялись два МиГ-15бис, которые после ожесточенного боя уничтожили шпиона. Наиболее массированно RВ-47 были использованы в операции "Хоурман", одобренной президентом США Эйзенхауэром в 1956 г. Для её осуществления на авиабазе Туле в Гренландии было сформировано специальное соединение, состоявшее из 16 самолетов RВ-47Е, 28 воздушных заправщиков КС-97 и 5 новейших RВ-47Н. Последние машины несли в бомбовых отсеках аппаратуру радиоперехвата и радиолокационного слежения с тремя офицерами-операторами.

    Объектами шпионажа были советские атомные подводные лодки, стратегические бомбардировщики - носители ядерного оружия Ту-4 и Ту-95, реактивные М-4 и Ту-16, полигоны ядерного оружия на Новой Земле и в Семипалатинске, ракетные полигоны в Капустином Яру и в Тюратаме. Летая над территорией СССР, самолеты-шпионы записывали телеметрические данные и радиосигналы, передававшиеся в эфир во время запусков баллистической ракеты, что позволяло составить представление о работе ее бортовых систем, определять характеристики топлива, скорость движения. Некоторые самолеты долетали до Урала. Всего в ходе операции "Хоурман" американские пилоты совершили 156 вылетов, в том числе один массированный, когда шесть RВ-47Е прошли до Анадыря и обратно. Однако появление у Советского Союза дальних ракет класса "земля-воздух" изменило ситуацию и от глубоких воздушных рейдов пришлось отказаться. Полный перечень всех нарушений советской границы иностранными самолетами и бои с ними составил бы целую книгу.

    В 1958 г. Эйзенхауэр утвердил операцию "Хот шоп". В соответствии с ней самолеты, взлетавшие с турецкой базы Инджирлик, должны были лететь вдоль советско-иранской границы и фиксировать испытательные пуски советских ракет. С весны 1959 г. RВ-47Е парили над Ираном. Продолжались полеты и с европейских баз.

    1 июля 1960 г. в 10.00 RВ-47Н стартовал из Англии и взял курс на Норвегию и далее на СССР. Маршрут полёта пролегал над Новой землей, где находился ядерный полигон. Накануне ночью в обстановке полной секретности на борту была установлена новейшая электронная аппаратура радиоперехвата и радиолокации. В состав экипажа входили первый пилот капитан Палма, второй пилот 1-й лейтенант Олмстэд, штурман 1-й лейтенант Маккоун, операторы разведки: капитан Поуз и лейтенанты Филипс и Гоуфорт. Обогнув мыс Нордкап, самолёт лёг на курс вдоль побережья Кольского полуострова. Периодически включая бортовую радиолокационную станцию, штурман давал поправки в курсе своему командиру. Остались позади нейтральные воды. Впереди всего в трёх десятках километров находился советский мыс Святой Нос. Вдруг второй пилот заметил в 3-5 км от них след реактивного выброса русского самолёта, но первый пилот остался невозмутимым и продолжал углубляться в воздушное советское пространство.

    А теперь послушаем рассказ полковника в отставке Василия Полякова. "1 июля 1960 г. я нёс боевое дежурство на аэродроме под Мурманском. Команду "Воздух!" дали двум экипажам: мне на МиГ-19 и второму - на Су-9. Американцы тогда, пользуясь преимуществом в высоте, парили над нашей территорией. Главной целью RВ-47 было фиксирование включения советских радаров. После наведения на нарушителя дали команду: "Перезарядить оружие". Доложил: "Цель вижу. Что делать?" В ответ: "Подойти поближе и определить". Я приблизился со стороны правого крыла разведчика примерно на 30 м и в соответствии с международными правилами подал сигнал: "Внимание! Следуйте за мной". Однако RВ-47 попытался оторваться.

    Заметив подошедший МиГ-19, второй пилот доложил об этом командиру, после чего тот начал выполнять поворот налево. Второй пилот перебрался в кормовую башню к пушкам. Самолет стал выходить из нашего воздушного пространства".

    После явного неподчинения Поляков запросил командный пункт, какие действия ему дальше предпринимать. После продолжительной паузы последовала команда: "Уничтожить". Советский летчик сделал два залпа. Увидев огни выстрелов с истребителя, американский пилот тоже открыл огонь, но безрезультатно. Поляков оказался точнее. После первой очереди объяло пламенем двигатели под левым крылом, и самолет стал резко терять высоту. Вторая очередь принесла еще большие разрушения, и командир отдал приказ выбрасываться с парашютами.

    Палм, Олмстед и Маккоун выпрыгнули с парашютами. Последним двоим удалось после приводнения вскарабкаться на спасательные плотики, Палм погиб. Три офицера-оператора не успели выпрыгнуть, видимо, они погибли от огня истребителя. Через 6 часов летчиков подобрал советский траулер. Их доставили в Москву на допрос. В столице Поляков присутствовал на очной ставке со сбитыми им Олмстедом и Маккоуном. Они оба признали, что их самолёт нарушил воздушное пространство Советского Союза. Через 7 месяцев они были обменены на выявленных ФБР советских агентов и переданы в США.

    12 июля 1960 вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Полякова орденом Красного знамени "за выполнение боевого задания по уничтожению самолета-разведчика США, вторгшегося в пределы Советского Союза 1 июля 1960". В Кремле награду получил лично из рук Леонида Ильича Брежнева.

    Итогом уничтожения этого RВ-47 стал отказ от полетов над советской территорией. Американское руководство поняло, что у нас есть не только ядерное оружие, межконтинентальные ракеты, атомные подводные лодки, но и высотные истребители. Фактически это стало окончанием холодной войны. Даже во время Карибского кризиса в 1962 г. президент США Кеннеди не пошёл на применение военной силы, ибо понимал - ситуация в мире изменилась и Америке в случае войны добра не будет.

    А.С. ЛАЗАРЕВ

    СПОСОБ САМООПРАВДАНИЯ

    Мне не однажды приходилось обращаться к теме брехливости как немецких военных мемуаров, так и немецких официальных документов, поскольку без учета её невозможно понять историю войн с немцами. Правда, брешут мемуаристы любых армий мира. Для немецких же военных хвастливая брехня всегда была как бы составной частью их профессии (не даром же барон Мюнхгаузен – немец), а когда эту брехню еще и потребовала военно-политическая пропаганда, то для немецких военных профессионалов наступили просто именины сердца.

    Я как-то писал о том, как нагло брешет в мемуарах немецкий танкист Кариус, а описанию им боя, за который он стал кавалером Дубовых Листьев к Рыцарскому Кресту, позавидовал бы и барон Мюнхгаузен: посмотрите, как Кариус блестяще отчитался перед командованием 502-го батальона об этом бое.

    «Я быстро проанализировал ситуацию и направил донесение в батальон. Мне была придана одна подвижная рация на бронетранспортёре. Используя средневолновые радиочастоты, я сообщил командиру своё местонахождение и результат боевой операции (семнадцать подбитых танков «Иосиф Сталин» и пять «Т-34»)».

    В 502-м батальоне никто не стал разоблачать брехню Кариуса, наоборот, ее в донесении батальона подправили, пытаясь придать ей более правдоподобный вид: «…2-я рота, которая последовала за 1-й ротой по дороге Дюнабург — Извалта согласно приказу дивизии, получила новый боевой приказ у железнодорожной станции в Науене. Она повернула оттуда прямо на запад и двигалась через Кривани в направлении роззиттенской автодороги, чтобы выдвинуться по дороге к Виски. Незадолго до 13.00 она неожиданно повстречала двадцать тяжелых и сверхтяжелых танков противника — типа «Иосиф Сталин» и «Т-34-85» у Малинова (4 километра от Кривани).

    Лейтенант Кариус атаковал танки противника с марша, двигаясь впереди своей роты, а за ним последовали фельдфебель Кершер и лейтенант Нинштедт. Без всяких потерь они уничтожили семнадцать вражеских танков с близкой дистанции с этими тремя «тиграми». Лично Кариус на своем танке подбил десять танков противника. Только трем вражеским танкам удалось скрыться на восток.

    С этой ротой он затем очистил деревню Малиново и установил контакт с ротой самоходных артиллерийских установок, подходившей с севера.

    …Успехи — подбиты 23 танка (17 «Т-34-85», 6 танков «Иосиф Сталин»); уничтожены 6 тяжелых противотанковых орудий, несколько грузовиков».

    Как видите, в штабе 502-го танкового батальона 17 уничтоженных танков ИС, заявленных Кариусом, заменили на 17 более правдоподобных уничтоженных танков Т-34. В этом вымышленном бою танки Кариуса и Кершера усилили и танком Нинштедта, но главное, в своем донесении штаб убрал из этого района целый батальон немецких противотанкистов (свыше 50-ти самоходных орудий), чтобы не возникало вопросов, кто же это на самом деле подбил советские танки у Малиново. Ведь сам Кариус пишет, что еще до его подхода у Малиново уже был бой немецких противотанкистов с советскими танками («За деревней батальон самоходных орудий уже понёс большие потери»). А в донесении 502-го танкового батальона, как видите, этот батальон противотанкистов сокращен до роты и написано, что эта рота подошла с севера только после того, как храбрый Кариус уже расправился со всеми советскими танками у деревни Малиново самостоятельно.

    Уточнить эту историю с подвигом Кариуса помог курьезный случай. В Интернете довольно много моих критиков, причем весьма злобных. Все бы ничего, но они тем злее, чем глупее, поэтому от их критики нет реальной пользы. И вот в начале 2007 года на форуме сайта «Военная литература» некий Морозов организовал дискуссию на тему «Мухин - фальсификатор или спекулянт?». Полгода шла дискуссия на эту интересную тему, и в ней прозвучало 302 выступления как раз по достоверности моих выводов в вышеприведенном эпизоде с Кариусом. Морозов в своём стремлении доказать, что я или фальсификатор, или спекулянт, мне даже стал симпатичен – он ведь, не жалея ни денег, ни времени, несколько раз ездил в Подольский архив за документами (хвалю – молодец!) - так ему, бедному, хотелось опозорить Мухина и защитить честь немецкого героя Кариуса.

    Ввиду отсутствия способности логически мыслить Морозов автоматически удерживал дискуссию на крайне убогом уровне, но деваться было некуда. Привезенные им из архива документы об описываемом Кариусом бое и с советской стороны показали то, что и обязаны были показать, - Кариус нещадно брешет. Более того, я снова погорячился, когда подумал о немецком герое слишком хорошо, решив, что он в том бою подбил два танка, – его в том бою вообще не было. В тот день наши 41-я танковая бригада (танки Т-34) и 10-й танковый полк (танки ИС-2) 5-го танкового корпуса подошли с востока к Малиново, но «почувствовав реальную угрозу коммуникациям, противник спешно подбросил с направлений Шпоги, Двинск сильные группы противотанковой и самоходной артиллерии, до двух полков пехоты 83 и 229 пд и при содействии авиации контратаками уничтожил вышедшие танки на шоссе и оттеснил 41 тбр из Малинова в район Дербаки. Высланный РО для захвата ст. Залуми, не имея поддержки пехоты, был уничтожен противотанковой артиллерией и авиацией противника» (Из отчета 5 танкового корпуса за июль 1944 г.). Ни в этом отчете, как видите, ни в одном другом советском боевом документе ни о каких танках «тигр» в районе Малиново в этот день не упоминается! Кариус не уничтожал русские танки в Малиново, поскольку их там и не было – 12 Т-34 и 5 ИС-2 были подбиты к востоку от Малиново – на подходе к этой деревне. И подбиты они были самоходной артиллерией немцев, т.е. тем самым батальоном немецких противотанкистов, о которых Кариус написал, повторю:«За деревней батальон самоходных орудий уже понёс большие потери». Герой приехал в деревню после боя, взял бинокль, встал на башню, сосчитал за околицей горящие советские танки и записал их себе в победу.

    Но оцените, с каким пониманием брехня Кариуса была встречена его командирами в 502-м танковом батальоне. Они не только не надавали Кариусу по тыкве за эту брехню, но и сами оформили на него представление к награждению «Дубовыми листьями»! Немцы-с!

    Недавно нам прислали сравнение содержания книги генерал-полковника Э. Рауса «Танковые сражения на Восточном фронте» (М.: ACT: ACT МОСКВА, 2006) с тем, что происходило на самом деле. Итак, в книге Рауса читаем.

    «Боевая группа «Раус» после 3 дней и ночей непрерывной борьбы с силами природы прошла 200 километров. 14 июля в 10.00 наступила кульминация, мы захватили «Ворота Ленинграда», расположенные в 105 километрах от города.

    Предыдущий запрос советских самолетов – «Опознайте себя» - получил ответ в самой недвусмысленной форме. 5 наших танков внезапно атаковали соседний русский аэродром в Ястребиной. И снова это была вспомогательная операция, предпринятая по инициативе младшего офицера. Этим офицером был лейтенант II батальона 11-го танкового полка, который захватил вражеского авиационного наблюдателя на колокольне в Ивановском. Этот человек не подозревал о том, что мы захватили мосты. Из допроса пленника лейтенант узнал об аэродроме в Ястребиной, который находился не более чем в 10 километрах, и был занят крупной авиационной частью. Лейтенант размышлял не слишком долго и запросил разрешение нанести русским визит силами 5 танков PzKw-35t своего взвода. Этот запрос был примечателен тем, что ни сам лейтенант, ни его солдаты так и не отдохнули после 3 суток непрерывного марша и буквально валились с ног от усталости. Но я понимал, что Советы вряд ли предложат нам еще одну такую благоприятную возможность, и поэтому ответил: «Разрешение дано. Только постарайтесь вернуться как можно скорее!»

    ...5 танков молодого лейтенанта также вернулись из рейда примерно в это же время. Танкисты были полностью удовлетворены результатами. Поездка сквозь ангары и по рядам выстроенных на земле самолетов была для них событием исключительным. Действия этих 5 PzKw-35t оказались более эффективными, чем удар множества бомбардировщиков Люфтваффе. По летному полю были разбросаны обломки пылающих самолетов и автомобилей. Языки пламени и столбы черного дыма поднимались высоко в небо и были видны издали».

    А теперь о том, что было на самом деле. Донесение Э. Рауса от 2 августа 41 года о действиях усиленной 6-й мотопехотной бригады на Пореченском плацдарме с 14 по 28 июля 1941 г.

    «Благодаря местным жителям стало известно, что в Ястребиной находится временный вражеский аэродром. Отряд Граберта (Grabert) из 800-го полка специального назначения, усиленный одним взводом 65-го танкового батальона, получил задание напасть на аэродром. От этого предприятия пришлось отказаться из-за сильного налёта штурмовиков около 17.45». А как в мемуарах красиво излагал!

    Ю.И. МУХИН








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх