I

Вектор

Время правления президента Владимира Путина охарактеризовалось помимо прочих достижений возрождением системной работы с молодежью в России. Не молодежной политики – она была в 90-е, пусть и скверная, – а именно системной работы с молодежью, прежде всего со стороны государства. Мне уже доводилось говорить, что Путин получил в наследство территорию, обремененную тяжкими и уже хроническими к тому времени проблемами, а передал Дмитрию Медведеву Страну. Придя к власти на волне патриотизма, отчасти и спровоцированной его действиями, Путин сразу поставил во главу угла вопрос обновления властной элиты. Надо отметить, что в первый же год президентства, с учетом того, что «новые идеи требуют новых людей», именно молодежь была выделена как кадровый ресурс обновления страны. В 2001 году, отвечая на вопрос, в чем он видит источник новых кадров, Путин сказал:

«Прежде всего, хотелось бы сказать, что невозможно добиться с сегодня на завтра какого-то кардинального изменения ситуации почти ни в одной сфере. Это все требует в том числе и кадровой работы, требует внимательного отношения к делу, серьезного профессионального подхода. Это первое. Второе. У нас и сегодня много управленцев, весьма квалифицированных людей, которые действуют и работают не за страх, а за совесть... Но, конечно, современные условия требуют современных управленцев, находящихся на уровне соответствующих знаний и вызовов времени, как сейчас модно говорить. Поэтому, конечно, такая работа должна системно осуществляться. Какой может быть резерв? Только из числа пользователей Интернета, потому что это, как правило, люди продвинутые, молодые, энергичные, образованные. Если совсем серьезно, то, конечно, это прежде всего молодежь, это прежде всего молодые люди, которые хотят служить обществу, государству, которые видят в этом способ самореализации».

И слова В. Путина не разошлись с делом.

Уже в 2003 году, комментируя начало реформы государственной службы, Дмитрий Медведев, в то время первый заместитель руководителя Администрации Президента, развил идею «молодежного призыва» на госслужбу и придал ей системные черты:

«Очевидно, что сейчас у нас происходит старение государственной службы в целом и должного притока молодых кадров, к сожалению, нет. Объясняется это теми же причинами, о которых я уже говорил, – недостаточной мотивацией прихода людей в государственную сферу, на государственную службу. Как здесь поступать? Во-первых, государственная служба должна сама, в лице соответствующих своих организаций, заниматься подготовкой государственных служащих. Иными словами, еще в процессе обучения в университете готовить кадры для работы на государственной службе... Молодежь просто с самого начала нацелена на получение нормального пакета материальных благ, а государственная служба их не дает. Вот здесь и необходимо предпринимать усилия по нормальному стимулированию прихода государственных служащих, прихода молодежи на государственную службу. В том числе это может быть и в форме каких-то льгот, которые получают государственные служащие на первоначальном этапе... Второй момент. Понятно, что государственный служащий, в том числе пришедший только что из университета, должен быть как-то простимулирован на качественный труд. Как это сделать? Сделать это можно именно тем путем, о котором я говорил. То есть путем обеспечения молодому сотруднику нормального, прогнозируемого кадрового роста, чтобы этого сотрудника не задвигали куда-то в угол, а обеспечивали ему нормальные условия труда. И достаточно быстро, если этот сотрудник годен к соответствующему виду государственной службы, продвигали на соответствующие позиции. Потому что, если нет карьерного роста, нарушается один из основных принципов государственной службы...»

Накануне знакового во многих отношениях празднования 60-й годовщины победы в Великой Отечественной войне Владимир Путин несколько изменил вектор молодежной политики. Теперь речь идет не только об управленцах, но и о патриотическом воспитании:

«Крайне важно привлечь к подготовке юбилея молодежь. Они наследники Великой Победы. И они должны видеть, что государство исполняет свой долг, помнит и ценит тех, кто защитил страну, кто, не щадя себя, боролся за ее интересы. Молодым людям надо изучать и развивать наследие военного поколения, продолжать их традиции. Следует серьезно подумать о повышении качества преподавания истории в школах и вузах, поддерживать и развивать деятельность общественных и молодежных организаций, направленную на патриотическое воспитание. И работа среди молодежи не должна быть формальной, основанной на устаревших шаблонах и стереотипах».

Владимир Путин изменил вектор молодежной политики. Теперь речь идет не только об управленцах, но и о патриотическом воспитании

Это совсем другой разговор. Путин не просто в очередной раз упоминает молодежные организации, а ставит конкретную задачу, причем в государственном формате. Президент говорит о том, что работа с молодежью должна стать работой, требующей творческого подхода, а не «отбыванием номера».

И, наконец, в конце своего президентства Путин так сформулировал задачу «кадровой революции», в которой молодежь должна сыграть решающую роль:

«Каждый гражданин России должен чувствовать свою сопричастность с судьбой государства. И каждый должен иметь шанс законным образом улучшить свою собственную жизнь, преумножить трудом богатство своей Родины. А все те, кто занимается административной, общественной, тем более – политической работой, несут, конечно, особую ответственность... Мы с вами должны с полной отдачей сил до последней минуты наших законных, конституционных полномочий эффективно использовать то время, которое нам подарила судьба, чтобы послужить России».

Бытовавшие опасения, что со сменой президента сменится отношение к молодежной теме, Дмитрий Медведев снял еще в бытность первым заместителем председателя правительства. На встрече с идеологами прокремлевских молодежных организаций Медведев, в частности, затронул проблему «карьерного лифта»:

«Хорошо бы, конечно, чтобы работа над национальными проектами создавала возможность для прямого карьерного роста у людей, которые добились каких-либо успехов в этой деятельности... Если речь идет о молодежи – тем более. И их работа не должна завершиться просто констатацией их успехов. Их надо двигать дальше, формировать кадровый резерв, рассматривать возможность их перемещения в другие места... Нельзя терять людей из виду. Мы, откровенно говоря, когда формировали систему оценки достижений школьников по национальному проекту “Образование”, опасались, что если мы не защитим их, то после выдачи соответствующих грантов их просто “растащат”. И, может быть, часть из них просто уедет из страны. Этим тоже нужно заниматься. Об этом тоже нужно думать. Понятно, ни в коем случае нельзя возводить каких-либо барьеров. Но тем не менее, если мы видим, что человек талантлив и уже получил какую-то оценку, надо, чтобы государственные организации и работодатели смотрели за его дальнейшим движением. В этом смысле очень важную роль могут играть молодежные организации, партии. Потому что они как раз смотрят за талантливыми кадрами, они сами в них заинтересованы. Очевидно, что сегодня существует конкуренция на этом рынке. И в общем это неплохо для развития страны, для развития партийной системы, для развития экономики».

По большому счету, этой фразой будущий президент задал формат той дискуссии, которую инициировала после выборов «Единая Россия». И это естественно, если учесть, что именно «Единая Россия» (вместе с присоединившимися к ней другими партиями) выдвинула Дмитрия Медведева в качестве кандидата на пост Президента России.

Итак, понятно, что вектор активной молодежной политики был задан еще президентом Путиным и продолжен президентом Медведевым. И эту тему следует рассматривать полноформатно, так как именно она имеет непосредственное отношение к вопросам, заявленным Дмитрием Медведевым как главные и касающиеся национальной безопасности. Это вопросы борьбы с бедностью и коррупцией.

В вопросе борьбы с бедностью молодежь играет огромную роль. Во-первых, обеспечивая молодым людям возможность добиться успеха, государство тем самым «вытягивает» из зоны бедности не только самих молодых людей, но и их родителей, если те не смогли преодолеть порог бедности самостоятельно. Именно молодежь должна стать локомотивом роста благосостояния всего населения России. Во-вторых, для борьбы с бедностью необходимо, достигнув материального благополучия, сохранить некую душевную чистоту и способность сострадать ближнему, а это легче сделать молодым людям, сердца которых не заставили еще зачерстветь жизненные перипетии. Правда, это уже вопрос воспитания и воспитательной роли как государства, так и молодежных организаций – об этом речь пойдет ниже.

Конечно, «молодежный призыв» на госслужбу, в партии и в общественные объединения должен оказать существенную помощь в борьбе с коррупцией. Если омоложение элит, как считают многие наблюдатели, является одним из основных трендов новой эпохи России, то оно должно быть связано с изменением статуса элит, с изменением процедуры властвования, и, разумеется, омоложение элит должно идти не просто одновременно, а взаимосвязано с кампанией по борьбе с коррупцией.

Новая элита должна приходить во власть именно для того, чтобы бороться с коррупцией. Соответственно она должна добиваться для себя исключительной прозрачности. Именно такое омоложение элит спасительно для страны. Если же мы просто поменяем 50-летних губернаторов на 30-летних, то изменится только статистика. Поэтому нужно не просто омолаживать элиту, а менять ее статус, процедуры властвования, взаимоотношения власти и общественности. Необходимо добиться того, чтобы власть стала прозрачной. И этот посыл должен идти со стороны самой власти. То есть власть должна стать открытой, а сделать ее таковой легче молодым, просто потому, что учиться легче, чем переучиваться, не поддаться соблазну легче, чем отказаться от него, будучи уже соблазненным. И в этом опять-таки большую роль должны сыграть партии, молодежные организации и другие институты гражданского общества, оказывающие воспитательное влияние на молодежь России.

И, наконец, нельзя не сказать о том, что именно создание системы отбора талантливой молодежи – талантливой во всем, в том числе и в такой сложной области, как работа с людьми, – станет огромным стимулом для инновационного рывка России, к которому нас призывает стратегия «2020» и который жизненно необходим стране.

Не только коррумпированность и «старение государственной службы» мешают ускоренному развитию России, но и неповоротливость и инерционность административной машины. На заседании президиума Госсовета «О развитии инновационной системы России» Дмитрий Медведев поставил такой диагноз административной системе:

«...Что касается направления главного удара – насчет главного удара не знаю, но я знаю, кто главный враг инноваций. Я думаю, что главным врагом инноваций является инертность нашей административной системы, которая проявляется везде, начиная с федерального уровня и заканчивая муниципальным. По сути, мы сами вредим себе, потому что у нас общество с блестящим инновационным потенциалом, про креативность нашей нации говорится везде, в самых разных местах, мы сами понимаем, что способны к быстрому и творческому мышлению, но сами же себе и обрубаем все».








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх