III

Практики

Переходя к рассмотрению конкретных практик, надо расшифровать метафоры, использованные в заголовках. Словами «пылесос» и «миноискатель» я обозначил основные принципы создания и функционирования молодежных организаций.

1. Организации, задуманные по принципу «пылесоса», рассчитаны на вовлечение в свою орбиту (в идеале) абсолютно всех молодых людей, проживающих на той или иной территории (двор, район, город, губерния, страна) или занимающихся той или иной профессиональной или досуговой деятельностью. После того как организации, созданные по принципу «пылесоса», приобретают массовый характер, внутри них при помощи определенных практик (образовательные и те, которые я определил в свое время как «полевой менеджмент») выявляются те молодые люди, которые могут быть операторами общественных процессов, то есть их субъектами, а не объектами воздействия и потребителями общественного продукта.

2. Соответственно организации, задуманные по принципу «миноискателя», сначала формулируют параметры, по которым затем идет отбор молодых людей (так или иначе сформулированное приглашение уже является первой ступенью отбора), а потом уже выходят в общественное пространство с теми или иными социальными, патриотическими или специальными инициативами, создавая массовую организацию.

Надо заметить, что в данном случае принципы организации не соотносятся напрямую с целеполаганием, так как это разные технологии. Более того, и те и другие организации могут выйти на одинаковые результаты (только с разных сторон). То есть выбор принципа организации не может быть оценен в системе категорий «плохо – хорошо». Молодежки, созданные и работающие по первому принципу, не должны получать упреки во всеядности, так же как не стоит и вторые упрекать в чистоплюйстве. Оцениваться должен результат.

В зависимости от выбора принципа организации на первый план выходят разные практики. Если для организаций, созданных по принципу «пылесоса», акцент должен ставиться на социальных, патриотических, спортивных и тому подобных акциях, а также на предметной работе с учебными заведениями, то для организаций, созданных по принципу «миноискателя», акцент должен делаться на взаимодействии с другими молодежными организациями и на образовательных практиках. Все это не значит, конечно, что для первых исключены методы действия вторых и наоборот. Речь об акцентах и соответственно о сосредоточении усилий на том или ином направлении деятельности.

Равноценность принципов организации, впрочем, не мешает нам говорить о принципах организации, являющихся приоритетными на сегодняшнем этапе становления молодежной политики. С одной стороны, в каждом регионе зарегистрированы и даже действуют десятки, а то и сотни молодежных организаций. С другой – в их деятельность в качестве активных членов вовлечено непропорционально малое количество молодежи. Некоторые организации создаются ради получения грантов или других дивидендов и состоят из пары-тройки предприимчивых молодых людей. Другие инициированы местными администрациями для отчетности или решения своих, зачастую меркантильных задач. И лишь третьи созданы на основе реальной инициативы молодых людей и поддерживаются в основном за счет их энтузиазма.

Так какому же принципу должна отдать предпочтение партия «Единая Россия»? На мой взгляд, второму, то есть принципу «миноискателя». Но надо помнить, что результат будет зависеть от того, какие параметры поиска будут внесены в этот «миноискатель».

Попробую перечислить некоторые параметры, которые должны, на мой взгляд, определять поиск активистов и строительство молодежной организации партии «Единая Россия» (одновременно это будет и механизмом кадрового резервирования для партии):

во-первых, она не должна быть массовой организацией;

во-вторых, она не должна быть экспансионистской по отношению к существующим организациям;

в-третьих, она должна с самого начала давать своим активистам четкий (и верифицируемый при помощи наглядных примеров) ответ об их перспективах (мотивация);

в-четвертых, она должна постоянно и творчески взаимодействовать с государственными органами власти всех уровней;

в-пятых, она должна выставить условием попадания в «кадровую обойму» работу «на земле» («полевой менеджмент»);

в-шестых, она должна ставить высокую образовательную планку для своих активистов;

в-седьмых, она должна стать эффективным инструментом строительства институтов гражданского общества и формирования общественного мнения.

Скажу о каждом несколько слов.

1. Почему партийная молодежная организация не должна быть массовой? Потому что перед ней стоят иные задачи. Задача региональных (и центральной) молодежек заключается, во-первых, в координации усилий партии по работе с молодежью на данной территории, а во-вторых – в подготовке кадров для партии. То есть молодежка «Единой России» должна быть, в соответствии с предложенной мною классификацией, «миноискателем», причем с наиболее чувствительной системой заданных параметров. Если единороссы пойдут по пути создания массовой молодежной организации, то речь может идти как минимум о создании «нового комсомола» и соответственно принятии на себя ответственности за молодежную политику в стране в целом, а это ведь дело государства, а не партии, пусть и правящей. На это должны расходоваться государственные ресурсы. И это принципиальная позиция. Так что региональные молодежки «Единой России» должны стать своеобразными точками роста и координации всех существующих молодежных инициатив и, кроме того, могут выступить инициаторами новых.

2. В каждом регионе России существуют на сегодняшний день десятки, а то и сотни молодежных организаций. После соответствующего мониторинга молодежки «Единой России» должны вступить с ними во взаимодействие и при этом ни в коем случае не должны стремиться к тому, чтобы закрыть их, поглотить или «перехватить» темы и области деятельности. Молодежка «Единой России» не сможет взять на себя ответственность за все направления работы с молодежью, так что упор надо делать на налаживание партнерских отношений с существующими организациями, делиться с ними ресурсами и относиться к ним как к реальному кадровому резерву. Особую важность в этом направлении имеет взаимодействие с лидерами существующих организаций, которые являются (пусть и локальными) операторами общественного мнения в молодежной среде. Лидерство в молодежных организациях в не меньшей степени, чем во «взрослых», связано с амбициями, а может быть, и с большими, поскольку в молодежных организациях лидерство строится скорее на реальном авторитете, чем на доступе к ресурсам.

3. Это принципиально важный момент. После того как десятки и даже сотни тысяч молодых людей были задействованы в различных общественно-политических проектах, а потом оставлены на произвол судьбы, у многих наступило разочарование и появилась общественная апатия. Чтобы нейтрализовать негативные последствия недоброкачественной работы существующих молодежных движений, необходимо восстановить их авторитет. Молодежке «Единой России» помочь восстановить этот авторитет может сама партия, зарезервировав для активистов места как в партийных, так и в государственных органах власти и управления. Каждый активист на примере своих близких товарищей должен видеть реальную перспективу своего роста и реализации на общественно-политическом поприще. Кроме того, молодежная организация единороссов должна – через старших партийных товарищей – организовать для своих активистов и для активистов партнерских непартийных молодежных движений с государственнической идеологией своеобразное рекрутинговое агентство по трудоустройству активистов в коммерческие структуры с перспективой роста. В качестве дополнительного пункта в CV активисты указанных молодежных организаций могут ставить опыт «полевого менеджмента», чему не научат ни в одном вузе.

4. Для того чтобы выполнить это условие, надо сначала отказаться от стереотипов, в соответствии с которыми взаимодействие с государством и, более того, получение от государства различных ресурсов снижает авторитет молодежных организаций. Эти стереотипы уходят корнями не только в 90-е, но и в советское прошлое. Однако сегодня надо честно и открыто признать, что реализация серьезных молодежных проектов невозможна без подключения государственных органов власти того или иного уровня. Это – не только нормально, это – правильно! Государство должно предоставлять ресурсы организованной молодежи, настроенной на реализацию легальных проектов и программ. Однако в этом процессе первостепенную важность приобретают операторы взаимодействия, и вот это место как раз и может занять молодежная организация «Единой России». Причем – это принципиально важно! – ресурсы следует изыскивать не только для самих себя, но и для партнерских организаций. И надо иметь в виду, что речь идет о самых разнообразных ресурсах, а не только о финансовых, на которые, к сожалению, «заточены» очень многие молодежные организации, в том числе и с государственнической идеологией. К другим ресурсам можно отнести организационный (его может предоставлять сама молодежка «Единой России»), административный (от разрешений на проведение мероприятий до оказания помощи в их подготовке), правовой, медийный и т. д.

5. Это, пожалуй, один из самых важных параметров «миноискателя», которым должна стать молодежная организация «Единой России». Вовлечение молодых людей в реализацию общественно-политических проектов и соучастие в реализации проектов и программ партнерских организаций имеет одной из задач формирование «кадрового пула» активистов, готовых перейти на следующий уровень. И в качестве условия попадания в «кадровый пул» активистам должно выставляться требование проработать определенное время «на земле», то есть в реализации того или иного достаточно долговременного проекта, либо в периметре молодежки «Единой России», либо в партнерских организациях. Для того чтобы активист мог всерьез пройти школу «полевого менеджмента», необходима определенная подготовка, и ее может предоставить молодежка единороссов, что, кстати, тоже является ресурсом. О том, какую подготовку должен получить активист для прохождения курса «полевого менеджмента», разговор отдельный. Что касается его содержания, то «полевой менеджмент» – это умение взаимодействовать с людьми и организовывать их для решения поставленной задачи. То есть активист должен научиться быть оператором общественного процесса, его субъектом, а не объектом, взять на себя ответственность и – приобретя при помощи молодежки «Единой России» определенные навыки – доказать, что на следующем уровне (будь то в партии или в государственных структурах) он сможет справиться с самой сложной работой – работой с людьми.

6. Образовательные программы молодежных организаций – особая тема. Задача этих программ заключается не в повышении уровня и качества знаний активиста, а в воспитании ответственного гражданина, прошедшего школу «полевого менеджмента» и готового решать проблемы, которые волнуют людей. Поэтому для молодежных организаций необходимо, во-первых, создать целую систему образовательных площадок: от еженедельных семинаров и выездных школ выходного дня до летних школ и больших образовательных лагерей, от еженедельных политинформаций до высшей партшколы (список специалистов, которые должны работать с молодежной организацией с государственнической идеологией, достаточно велик). Все предметы должны быть адаптированы в соответствии с главной задачей. Например, нет необходимости читать для активистов молодежной организации «Единой России» курс истории политических учений, так как всякий желающий может прослушать этот курс, поступив на соответствующий факультет в вузе. Однако те активисты, которые претендуют на попадание в «кадровый пул», должны знать основные вехи политической истории Европы и России и результаты осмысления этой истории. Для этого надо не историю политических учений рассказывать активистам, а скорее историю терминов и понятий. Например, история понятий «политика» или «демократия» даст активисту не только лучшее понимание политической истории, но и инструмент для ведения квалифицированной полемики, когда сначала надо договориться о терминах, а потом уже предъявлять позиции. Схожим образом должны быть адаптированы другие дисциплины. И после этого должна быть создана целая система общественно-политического образования, которая не дублирует школу и вуз, а реально готовит партийных и государственных деятелей, которые сначала – ответственные граждане России, а уже потом – партийные и государственные деятели.

7. Последний пункт имеет отношение уже не только к молодежке «Единой России», но и к самой партии в целом. В условиях, когда гражданское общество формируется с трудом и со скрипом, наиболее активная часть граждан должна взять на себя ответственность за строительство этого общества. Для этого в каждом крупном центре в каждом регионе должны быть созданы центры оказания помощи общественным инициативам, которые должны предоставлять ресурсы для поддержания существующих и создания новых общественных организаций и других общественных инициатив. Под ресурсами я понимаю не финансы, а организационный, правовой, административный и тому подобные ресурсы. Ровно такую же функцию молодежка «Единой России» должна выполнять по отношению к молодежным общественным инициативам. Но, кроме того, молодежка единороссов должна, обнаружив новые темы и области применения энергии молодых, инициировать появление новых организаций. Таким образом, расширяя собственную кадровую базу, молодежка «Единой России» принесет реальную непосредственную (а не опосредованную, то есть через партию) пользу России и попутно существенно нарастит не только кадровый потенциал партии «Единая Россия», но и поле общественной поддержки партии.

Одна из основных задач, которые может решить молодежная организация «Единой России», – создание общественных сетей, способных воспринять государственные молодежные программы

(Пункты 3–5 должны быть объединены еще одной общей задачей. Первым и самым нужным уровнем, для которого могут рекрутироваться активисты молодежных организаций, являются местные самоуправления. На этом уровне будет «сшиваться» народная жизнь в России, будут восстанавливаться традиции взаимопомощи и взаимоуважения. На этом уровне формируется фундамент нашей отечественной демократии. И именно на этом уровне активисты молодежных организаций могут начать свою карьеру.)

Одна из основных задач, которые может решить молодежная организация «Единой России», – создание общественных сетей, способных воспринять государственные молодежные программы. Так, например, Владимир Путин на встрече с министром спорта, туризма и молодежной политики Виталием Мутко подчеркнул, что помимо подготовки к международным соревнованиям, которую премьер назвал «самодостаточным процессом», целью государства является «развитие массовой физической культуры и массового спорта среди молодежи, детей, в школах». Необходимо уделять «повышенное внимание здоровью нации, здоровью людей, пропаганде здорового образа жизни». Все это – «очень важные составляющие демографической программы».

Однако тут же возникает вопрос: как добиться действительной массовости, то есть как вовлечь в занятия спортом не только подопечных спортивных школ, но и тех ребят, которые не числятся в спортивных школах и секциях, но при этом в своих дворах играют как минимум в футбол и хоккей? Здесь-то и могут проявить себя системные молодежные организации. Например, молодежное движение «Местные» только за полгода провело в Московской области несколько областных турниров по дворовому хоккею и дворовому футболу, в которых приняли участие ребята более чем из 20 городов области. Если обратиться к указаниям Владимира Путина, то подобные молодежные организации год за годом нарабатывают связи с активными ребятами с разными интересами, и государственные программы могут реализовываться при помощи этих организаций.

Молодежная организация «Единой России» может стать оператором создания и функционирования общественных сетей, если в полной мере реализует концепцию «миноискателя». Общие принципы создания сетевых структур достаточно просты: инициативно создаются центры активности (узлы) и между ними устанавливаются устойчивые каналы обмена информацией с использованием всего спектра современных высоких технологий (Интернет, мобильная связь и т. п.). От традиционных общественных объединений сетевые структуры отличаются мобильностью, широтой охвата при минимальных ресурсах и огромным мобилизационным потенциалом при сравнительно малом количестве операторов. Схематически сетевые общественные структуры напоминают принцип действия сети Интернет. Еще одно существенно важное отличие от традиционных общественных объединений заключается в принципиальной ставке на инициативных людей. Балласт в сетевых структурах «отваливается» сам собой, они практически не поддаются бюрократизации и отторгают от себя юных чинуш.

Самое же главное состоит в том, что сетевые общественные структуры могут быть настроены на решение конкретной задачи (принцип проекта), но могут быть при необходимости переведены на традиционные рельсы (принцип программы, которая требует как минимум определенного количества постоянных работников и определенного количества возобновляемых ресурсов).

В рамках рассматриваемой темы конкретной задачей должна стать аккумуляция молодежной активности вокруг молодежки «Единой России» как оператора и создание центростремительного вектора активности. Последнее необходимо для налаживания системы кадрового отбора, когда наиболее инициативные и талантливые молодые общественные деятели так или иначе появятся в поле зрения сначала руководителей молодежной организации «Единой России», а потом и партии. Можно представить себе общую схему создаваемой вокруг «Единой России» молодежной общественной сети как концентрические окружности с единым центром, которым является молодежка «Единой России». При этом все круги имеют вектор тяготения к «Единой России» и только внешний направлен вовне (и обеспечен деятельностью молодежки единороссов). Интенсивность и направление этих векторов определяются операторами общественной сети.

Молодежная организация «Единой России» может стать оператором создания и функционирования общественных сетей, если в полной мере реализует концепцию «миноискателя»

В какой-то мере это комбинированная схема. На внешнем круге организация ведет себя по принципу «пылесоса», а на внутренних – «миноискателя». В соответствии с этим внешний круг является пропагандистским и одновременно наиболее деятельным в общественном пространстве, а внутренние круги призваны стать школой для общественных, партийных и государственных работников. Переход от одного внутреннего круга к другому как раз и должен стать системой отбора новых кадров. На внешнем периметре молодежка «Единой России» в качестве оператора сети наиболее тесно взаимодействует с существующими общественными объединениями молодежи. В этой работе наилучшим является принцип, который я определяю как «принцип дзюдо». Этот подход характеризуется прежде всего использованием активности и энергии партнеров для вовлечения их в свои проекты. Если конкретно, то задача состоит в том, чтобы помогать партнерским организациям реализовывать их цели и задачи в той мере, в которой они не противоречат идеологии оператора, то есть молодежки «Единой России».

В качестве примера можно привести работу с клубами русского рукопашного боя. Таких клубов много в каждом регионе России. Молодежная организация «Единой России» сначала входит в контакт со всеми клубами, кроме тех, которые настроены на экстремистскую волну, и предлагает им провести региональные соревнования, которые и организует как оператор процесса. При этом в распоряжение клубов русского рукопашного боя молодежка единороссов может предоставить не только организационный и финансовый (помещения, реклама, награды и пр.), но также медийный ресурс. После такого точечного взаимодействия можно предлагать членам клубов другие совместные проекты, в том числе те, в реализации которых заинтересована уже молодежка «Единой России» (патриотические, социальные, экологические и пр.). Во время подготовки и проведения этих совместных мероприятий проявят себя те члены клубов, которые могут со временем составить кадровый резерв как «Единой России», так и государства. То же самое можно делать с любыми другими молодежными общественными объединениями – от филателистов до парашютистов и от тимуровцев до футбольных фанатов. Таким образом молодые люди, уже состоящие в тех или иных молодежных объединениях, шаг за шагом вовлекаются в сетевой общественный проект и становятся источником рекрутирования новых кадров как для партии, так и для государства.

Основные этапы:

• создание в каждом крупном населенном пункте каждого региона молодежной организации «Единой России»; ревизия существующих организаций; проведение семинаров и общих слетов для руководителей и ближайшего актива;

• мониторинг существующих в регионе молодежных объединений при помощи открытых источников, а также через непосредственные контакты в молодежной среде;

• «разворачивание» из молодежной организации единороссов как из операторского центра молодежных инициатив, создание новых центров активности, предложение партнерским организациям совместных проектов и подключение к их проектам и программам; первый набор операторов, обучение их необходимым навыкам и включение в политическую дискуссию;

• проведение окружных и федеральных слетов и школ, в которых региональные организации «Единой России» обмениваются опытом и представляют на соревновательной основе свои проекты; отбор операторов следующего уровня;

• создание / обновление «центра управления и планирования» при центральных органах партии «Единая Россия».

В будущей работе молодежной организации «Единой России» будут одновременно присутствовать два разнонаправленных вектора, связать которые – задача молодежки единороссов.

Первый вектор – работа на внутреннем периметре, то есть подготовка партийных кадров, создание школы жизни и партийной школы («полевой менеджмент»).

Для партийной молодежной организации образовательные проекты должны быть полифункциональными, и определение функций должно определяться целью и задачами

Второй вектор – работа на внешнем периметре, создание разветвленной сети молодежных структур, лояльных по отношению к государству (своего рода «организация организаций»), тесно между собой переплетающихся и способных работать в мобилизационном режиме.

Надо помнить, что это два необходимых, но разных вектора.

Во внутренних концентрических кругах должна доминировать образовательная компонента. Разумеется, образовательные программы – вещь затратная, а потому молодежная организация «Единой России» – ввиду особых задач, перед ней стоящих, – помимо собственных должна формировать их и для организаций-партнеров. Ответственность перед будущим, которую взяла на себя партия «Единая Россия», распространяется и на ее молодежную организацию. Причем, как уже было сказано, образовательные программы должны быть многоуровневыми и должны быть укомплектованы высококвалифицированными кадрами, умеющими адаптировать свои научные и педагогические наработки к молодежной аудитории. Для этих преподавательских кадров должны проводиться, в свою очередь, собственные курсы, школы и семинары.

Для партийной молодежной организации образовательные проекты должны быть полифункциональными, и определение функций должно определяться целью и задачами. Проведение малоэффективных массовых лагерей и накачка активистов политинформацией и разрозненными знаниями из области общественно-политических наук не дают результата, хотя и отнимают много времени и сил у организаций. Во всяком случае эти массовые молодежные лагеря не должны определяться как образовательные. Патриотические – да, но не образовательные. Их задача – вовлечение молодежи в общественно значимую публичную и легальную деятельность, и проведение таких патриотических лагерей входит скорее в задачу непартийных молодежных движений и объединений при прямой государственной поддержке.

Что касается собственно образовательных проектов партийной молодежки, то функционально они могут быть разделены на те, в задачу которых входит отбор наиболее активных и перспективных молодых людей, и на те, которые готовят молодых людей к новой для них деятельности (общественной, партийной, государственной). Эти проекты можно назвать проектами первого и второго уровня. Они имеют разное содержание. Если в первом случае упор делается на командообразование, различные тренинги и ролевые игры, то во втором главное – содержательные занятия как теоретического, так и практического характера.

Главным отличием образовательных проектов как первого, так и второго уровня является форма процесса обучения. Это активная форма обучения, предполагающая соучастие обучающихся в самом процессе (семинары, тренинги), в отличие от массовых лагерей, в которых по необходимости преобладает пассивная форма обучения (лекции).

Только когда молодежные организации с государственнической идеологией (включая молодежную организацию «Единой России») осознают себя как субъекта общественно-политического процесса и предъявят общественности понятное лицо, пройдет та растерянность, которая сегодня наблюдается в сфере молодежной политики, и можно будет перейти к решению конкретных задач – с пользой для партии и на благо России.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх