Крах парового мира

В последние годы XIX века будущее казалось таким же понятным, как и в начале XXI столетия. Считалось, что широко вошедший в употребление паровой двигатель продолжает открывать новые перспективы экономического развития. Замены ему, как сегодня двигателю внутреннего сгорания, не было видно.


Паровые машины обеспечивали работу индустрии, запуская через ременные и колесные передачи линии станков. При помощи пара двигались поезда, морские и речные суда, даже трамваи. К удивлению лошадей и прохожих на улицах крупных городов появлялись паровые автомобили. Некоторые смелые умы предполагали: паровые экипажи вскоре смогут вытеснить гужевой транспорт там, где невозможно железнодорожное сообщение. Уголь был доступен и не стоил дорого. По мнению ученых, в мире его хватило бы еще для нескольких столетий парового развития.


В 1893 году немецкий инженер Рудольф Дизель получил патент на свое изобретение - поршневой двигатель внутреннего сгорания. В качестве топлива для него он предполагал использовать каменноугольную пыль. Однако сделать это на практике не удалось. Топливом для дизельного двигателя стали тяжелые нефтяные фракции. Примерно в тот же период на свет появился карбюраторный двигатель. Топливом к нему служил бензин. Одновременно совершилась революция в области электроэнергетики. Были изобретены генераторы постоянного, а затем и переменного тока. Открылся технический путь к широкому использованию электричества. Но новшества техники, о которых мало кто в начале знал, не сами открыли себе путь к массовому применению. Вера в пар была очень велика. Подорвать ее могла только необходимость.


1899 год принес мировой экономике нестабильность. Вложенные в индустрию стран с дешевой рабочей силой средства не давали запланированной отдачи. Рынки не могли поглотить всей производимой продукции. Перенакопление капиталов обернулось их переинвестированием. Избыток денег сменился дефицитом. Процентная ставка поднялась. Фондовые рынки заколебались. Финансовый кризис ударил по Европе - центру мирового накопления. В августе 1899 года его почувствовали и в России, считавшейся одним из лидеров промышленного роста. Поток дешевых кредитов из-за рубежа прекратился. Банки стали испытывать острую нехватку платежных средств. Пошел вверх процент проблемных должников: падение сбыта лишало компании финансовой устойчивости. Нажим банков ничего не давал. Начался обвал акций на российской бирже.


Ситуации 1899 года и 2008 годов схожи не случайно. В 1899 году завершалась понижательная волна в развитии глобального хозяйства. Ресурс экстенсивного использования новых рынков подошел к концу. Мировой экономике требовался качественный скачок. Чтобы возобновить рост, необходимо было удешевить товары. Сделать их более доступными, одновременно расширив потребление. Обеспечить это могли только новые технологии и источники энергии. С той же проблемой мировое хозяйство столкнулось в 2008 году. Кризис ставил идентичный вопрос и требовал идентичного ответа.


Открывшийся в 2008 году мировой кризис имел те же симптомы и те же причины, что и кризис 1899-1904 годов. Только проявились они на новом витке цикличности. Согласно Николаю Кондратьеву развитие мирового хозяйства проходит через чередующиеся повышательные и понижательные волны. Их продолжительность составляет от 16 до 30 лет. Выпадающие на смену волн кризисы более продолжительны и тяжелы, чем рецессии - кризисы перепроизводства, происходящие каждые 7-10 лет. Понижательные волны характеризуются приоритетом финансовых операций и активным развитием коммуникации. Для повышательных циклов типично: удорожание рабочей силы и быстрое техническое развитие индустрии. Происходит переход от экстенсивного использования мировых ресурсов к их интенсивному освоению. Производство получает приоритет над финансовыми операциями.


В 1899 году завершилась понижательная волна, начавшаяся в 1878 году. 2008 год подводил черту под понижательным периодом, продолжавшимся с 1982 года. По исторической логике и породившим его проблемам, кризис не может оказаться таким же кратковременным как рецессии 1991, 1998-1999 и 2001 годов. Для разрешения всех противоречий он требует несколько лет.


Спад 1899-1904 годов похоронил паровой миф экономического роста. Сделанные в преддверии его открытия оказались более чем востребованы. Мировая экономика перестроилась и возобновила развитие. Паровой двигатель начал сдавать позиции электромашинам и двигателям на нефтяном топливе. Нефтедобыча и электроэнергетика стали интенсивно развиваться. Появился конвейер. Началось массовое производство автомобилей. В США их число к 1919 году достигло 23,1 млн. Уголь не вышел из употребления, но его значение как топлива упало.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх