|
||||
|
Триединство
Итак, материи как таковой не существует, любой объект отличается от другого свойственной только ему структурной организованностью, проявляющейся во взаимодействии всех элементов, внутренней упорядоченностью. Любой объект по отношению к другим предметам, с которыми он взаимодействует, проявляет свои свойства, а свойства — это способ проявления определенной стороны качества. Философское понятие качества отличается от представления о качестве в повседневной жизни, которое связано с оценкой явления, например, хорошее качество пищи. Философское понятие качества не содержит в себе оценки явления. Философская категория качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от другого [1]. Гегель: “Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть”. [3] Материалистическая диалектика считает категорию “качество” объективной категорией. Таким образом, мы видим, что просто материи нет, а есть материальные объекты отличающиеся один от другого своим качеством. Материя — есть только носитель определенного качества. Например, чугун, алюминий, азот — это простые вещества, в которых материя и качество неразделимы, существуют в единстве. То же самое можно сказать и о других агрегатных состояниях материи: плазме, вакууме, элементарных частицах, различных видах полей. “Мир состоит не из готовых, законченных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в которых вещи постоянно возникают, изменяются и уничтожаются” [9]. Это означает, что материя качественно постоянно изменяется. Теперь остается ответить на вопрос: Что заставляет изменяться материю?, В соответствии с чем изменяется её качество? Гегель: “Все вещи имеют свою меру”; “Бог есть мера всех вещей”; “Бог положил границы всему: морю, суше, рекам и горам. Здесь заключена мысль, что все человеческое: богатство, честь, могущество, радость, печаль и т.д. — имеют свою определенную меру, превышение которой ведет к разрушению и гибели” [3]. Материалистическая диалектика: “Мера — это своего рода зона, в пределах которой данное качество может модифицироваться, сохраняя при этом свои существенные характеристики” [1]. Понимая меру как границы, в которых объект сохраняет устойчивость, материалисты обращают внимание лишь на статическую сторону проявления этой категории и, кроме того, не замечают её вероятностный характер [2]. Действительно, при внешних воздействиях материальные объекты способны сохранять свое качество в определенных границах, но это только проявление меры при взаимодействии с другими объектами, но не сама мера, также как свойства — лишь проявления качества, но не само качество. Мера по отношению к материи выступает как вероятностная матрица возможных её состояний [AI25], а также и переходов из одного состояния в другие возможные. По отношению к качеству мера есть код, в соответствии с которым качество материальных объектов изменяется и Вселенная существует как совокупность процессов, в которых материя изменяет свое качество в соответствии с мерой. Материя, качество и мера всегда существуют в единстве. Все философские течения рассматривали эти категории отдельно друг от друга, считая их способными существовать самостоятельно, независимо друг от друга и от целого, [AI26] провозглашая такого рода разрозненность либо прямо, либо её подразумевая, как «само собой разумеющееся». При таком подходе, если бы качество и мера исчезли, то материя продолжала бы существовать или, если бы исчезла материя и мера, то осталось бы одно качество, а это — абсурд. Триединство: материя, качество и мера, как целое, первоначальнее своих элементов, каждый из которых [AI27] отдельно способен существовать лишь в воображении человека. Рене Декарт мог бы построить из материи и движения лишь воображаемый мир, но не реальный. Вселенная существует как непрерывный процесс отображения (отражения). Отображение — передача информации из одного объекта Вселенной в любой другой. Человек с помощью своих органов чувств воспринимает информацию из внешнего мира о признаках, свойствах и отношениях материальных объектов. “В сознании человека находятся не свойства и отношения, а мысленные образы или отображения, более или менее точно передающие черты познаваемых объектов и в этом смысле сходные с ними” [10]. В.И.Даль: “Нет вещи без образа.” В сознании человека отображаются совокупность свойств материального объекта, характеризующие его качество (хлеб мягкий, вкусный белый; человек добрый, отзывчивый, умный, справедливый), количественные характеристики, внешняя форма, способ существования, границы, в которых объект существует устойчиво не меняя своего качества при внешних и внутренних воздействиях и всё это вместе взятое позволяет судить о мере развития объекта. Образ, сформированный в сознании человека, и есть та информация, на основе которой мышление создает определенные понятия о вещах, их свойствах, функциях и позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире. Вследствие этого можно говорить о том, что человек воспринимает Вселенную как процесс-триединство: Материя и Информация изменяются по Мере развития. Эта троица: материя+информация+мера — существуют в неразрывной связи друг с другом, образуя триединство. “Бог троицу любит”, но Бог — не троица. Таким образом, материя — это нечто, что воздействует на подобное ему нечто и изменяет его состояние. Информация есть нечто не материальное, что передается в процессе этого воздействия, и проявляется в состоянии [AI28] материи. Это нечто существует объективно и не утрачивает своей объективности при смене материального носителя. По-русски, информация — это образы, объективный смысл. По отношению к информации все материальные объекты выступают как носитель общевселенского кода — общевселенской меры. По отношению к информации мера — код. По отношению к материи эта общевселенская мера выступает как вероятностная матрица возможных состояний, это своего рода многовариантный сценарий бытия мироздания, данный [AI29] свыше. Он статистически предопределяет упорядоченность частных материальных структур и пути их изменения. Мера пребывает во всём и всё пребывает в мере. Благодаря этому свойству мир целостен. Выпадение из меры — гибель. Исчерпание частной меры — переход в иную частную меру, обретение нового качества. Знание статистики прошлого, плотностей распределения вероятностей и чувство общевселенской меры в отношении непознанного — в совокупности позволяют прогнозировать, пророчить будущее с разной степенью точности и устранить из него неугодное в пределах, допускаемых иерархически высшим управлением. На всех уровнях Вселенной материя предстает только в устойчивых в течении некоторого статистически предопределённого интервала времени состояниях, обладающих определенными статистическими характеристиками. Вся материя упорядочена по мере, структурирована. Случайность — предопределенная в статистическом смысле одна из возможностей, заключенных в матрице возможных состояний — полной общевселенской мере бытия [AI30]. Эффективность каждой из общественных и личностных культур восприятия и осмысления Объективной реальности, построенная на том или ином наборе первичных категорий, различна. Вследствие этого, что очевидно в одной из культур, может исчезнуть в другой или же предстать в виде до неузнаваемости далеком от первичного объективного образа [AI31]. “Книга для начального чтения” В.Водовозов, СПб, 1887 г.: «Высшим божеством египтян был АМУН. В его лице соединялись 4 божества: вещество, из которого состоит все на свете, — богиня НЕТ, дух, оживляющий вещество, или сила, которая заставляет его слагаться, изменяться, действовать, — бог НЕФ, бесконечное пространство, занимаемое веществом, — богиня ПАШТ, бесконечное время, какое нам представляется при изменении вещества, — бог СЕБЕК. Всё, что ни есть на свете, по учению египтян, происходит из вещества через действие невидимой силы, занимает пространство и изменяется во времени, и всё это таинственно соединяется в четыреедином существе АМУН.» Т.е. предельно обобщающими категориями, осознаваемые в качестве первичных понятий об объективности Мироздания, в нынешней цивилизации на протяжении тысячелетий неизменно остаются: · материя (вещество), · дух, понимаемый и как энергия, сила (т.е. «дух» отчасти соответствует «силовым полям» современной нам физики), а также и как управляющее начало, т.е. информация, · пространство, · время. При таком описании информация понятийно сокрыта и неотделима от духа=энергии=силы. Материя = веществу, а невидимые поля, несущую информацию смешались с информацией в нематериальном духе. Природный вакуум стал пространством-вместилищем. А время стало знаком для обозначения неосязаемой непонятности. Понятие меры в таком мировоззрении -…дцатая производная от первичных понятий. Т.е. наиболее распространенному мировоззрению в нынешней цивилизации свойственно смещение понятийных границ во внутреннем мире человека. Рассмотрим категории “пространство” и “время” для того, чтобы показать их вторичность по отношению к ранее выявленному триединству, вследствие чего они не могут быть использованы в качестве основных категорий [AI32]. Употребление их в качестве первичных (равно предельно обобщающих) порождает ошибки мышления и деятельности на основе такого, мягко говоря, ущербного мышления. Примечания:Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Философский энциклопедический словарь. М., изд. Советская энциклопедия, 1983 г. 2. Основы современной философии. СПб., изд. Лань, 1997 г. 3. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Энциклопедия философских наук. Т.1, Наука логика. М., изд. Мысль. 1975 г. 4. Кант Иммануил. Критика чистого разума. СПб. изд. Тайм-аут. 1993 г. 5. Фейербах Людвиг… Сочинения. В 2 Т., Т.1, изд. Наука. 1995 г. 6. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990 г. 7. Соловьев В.С. Сочинения. В 2 томах, Т1, М., 1988 г. 8. Ленин В.И. Т.18, с. 131. 9. Философский словарь. Под ред. М.М. Розенталя. изд. 3-е. М., Политиздат, 1972 г. 10. Основы марксизма-ленинизма. М., изд. Политическая литература. 1959 г. 11. Шихобаев Л.С. Время: субстанция или реляция?… Нет ответа. Вестник СПб. отд. РАЕН. Проблемы устойчивости биосферы. 1997 г. № 4. 12. Иродов И.Е. Основные законы механики. М., изд. Высшая школа. 1985 г. [1] То есть «качество» в языке современной философии ближе к обыденному «свойство, как характерная черта явления, объекта, субъекта». [2] Причине этого скорее всего в том, что основоположники современной диалектико-материалистической философии ушли из жизни (либо из философии в политику) до того, как в физике сложилась квантовая механика, оперирующая вероятностно-статистическими моделями. К тому времени, как квантовая механика сложилась, работы основоположников стали догмой, а труды последующих философов, прямо или косвенно отрицавшие мнения основоположников, не обретали статуса основополагающих произведений, возведенных в тот же ранг значимости, что и “Диалектика природы” и “Материализм и эмпириокритицизм”. [3] «Субъективность» как отсутствие объективности по отношению к рассматриваемому процессу, предмету, вещи, что эквивалентно большей или меньшей степени обусловленности названных категорий самими процессами, предметами, вещами. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх |
||||
|