Возмездие

В октябре 1944 года немцы были выбиты с территории Украины, но на Западной Украине мир так и не наступил. Отряды УПА, получившие огромные запасы оружия от отступающих гитлеровцев, начали вооруженную борьбу против Красной армии. Однако выяснилось, что вести полномасштабную войну бандеровцы не способны, и уже к началу 1945 г. в результате совместных действий внутренних войск, частей Красной армии, отделов контрразведки «СМЕРШ» и пограничных войск НКВД все крупные отряды УПА были разгромлены. По данным Управления по борьбе с бандитизмом НКВД УССР, на протяжении 1944 г. было уничтожено 57 405 и задержано 50 387 участников националистических бандформирований. Были обнаружены и захвачены сотни складов с оружием и медикаментами.

Моральный дух оставшихся влесах бандеровцев упал, и многих удерживал от капитуляции только страх.

В сложившейся ситуации для руководителей УПА первоочередной задачей стало сохранить свои кадры и дождаться начала вооруженного конфликта между странами Запада и СССР. Такое развитие событий было весьма реально, ведь ни для кого не было секретом, что отношения между США и Советским Союзом становились все более напряженными. Так что руководители ОУН искали выходы на английские и американские спецслужбы, надеясь найти себе новых покровителей. 5-6 февраля 1945 г. в лесу возле городка Берсжаны Тернопольской области состоялось совещание вожаков ОУН-УПА, по результатам которого было решено расформировать крупные подразделения уровня «курень» и «сотня» (батальон – рота) и перейти к действиям мелкими маневренными группами по 10-15 человек. Открытые вооруженные столкновения с Красной армией отныне прекращались, а основной удар переносился на гражданскую администрацию и советских активистов.

Были определены три основных направления деятельности, получившие кодовые обозначения «Дажбог», «Олег» и «Орлик ».

План «Дажбог» предусматривал внедрение оуновцев в органы власти, срыв восстановления народного хозяйства. Кроме того, усиливалась конспирация и создавалась система тайных подземных бункеров (схронов), где бандеровцы могли отсиживаться долгое время. Программа «Олег» была направлена на воспитание в националистическом духе и подготовку молодежи для пополнения живой силы отрядов УПА. Ежегодно оуновцы проводили мобилизацию нескольких сотен юношей, которых переводили на нелегальное положение. Чтобы отрезать дорогу назад, каждого «призванного» заставляли принять участие в убийстве или теракте и таким образом «повязывали кровью ». По плану «Орлик» (другое название – «Харьков») пре дусматривалось распространение влияния ОУН на восточные и южные области УССР и проведение там пропагандистской и разведывательной работы. На восток посылались опытные эмиссары ОУН с заданием создать тайную сеть приверженцев, которая могла бы быть использована для антисоветского восстания.

Именно для населения восточных областей УССР была написана агитброшюра «Кто такие бандеровцы и за что они борются», которую сегодня неонацисты частенько переиздают и выдают за истинную программу ОУН.

Реализуя новую тактику, бандеровцы ушли в глубокое подполье и повели террористическую войну против советской власти.

Объектами нападений становились партийные, комсомольские и советские работники, колхозная администрация, сельский актив, а также специалисты, прибывшие из других областей УССР. Одновременно создавалась легальная сетка, участники которой вступали в партию и комсомол, проникали в государственные учреждения и должны были в случае начала новой войны захватить власть на местах.

В ответ и органы внутренних дел были вынуждены изменить свою тактику. Вместо крупномасштабных облав с участием армейских подразделений пришло время точечных спецопераций.

В феврале 1945 года в Киеве прошло заседание Политбюро ЦК КП(б)У, на котором было принято решение о создании специальных подвижных отрядов, каждый из которых действовал против определенной банды бандеровцев. Такой отряд, получив агентурные данные о местонахождении противника, должен был обнаружить его, атаковать и преследовать до полного уничтожения… Первоначально отряды создавались из оперативных работников Н КВД и солдат внутренних войск.

Все соединения Красной армии и внутренних войск НКВД обязаны были по первому требованию оказывать поддержку этим отрядам.

Оперативно-войсковые группы (ОВГ) оказались наиболее оптимальной формой комбинированного взаимодействия оперативных сотрудников и армейских частей/Однако им для успешной работы необходимы были надежные разведданные, позволяющие установить точное местонахождение банд, их численность, вооружение… Поэтому еще одним направлением работы советских спецслужб было создание сети агентуры среди бандеровцев. Часть оперативных источников вербовалась из числа простых местных жителей, но полученные от них сведения не имели высокой ценности. Ведь они мало что знали о составе банд или местах базирования лидеров ОУН.

Поэтому особое внимание уделялось привлечению к агентурной работе членов ОУН, особенно занимавших руководящие посты. Чтобы привлечь на свою сторону часть полевых командиров и внести раскол в ряды ОУН-УПА, правительство несколько раз объявляло амнистию для всех сдавшихся боевиков.

Убедившись, что это не пустые обещания, вояки УПА стали массово складывать оружие. За период с февраля 1944 г. по июль 1946 г. этой возможностью воспользовалось более пятидесяти тысяч человек.

Рядовых бандеровцев, как правило, после проверки отпускали по домам, некоторых, подходящих по возрасту и состоянию здоровья, призывали в ряды Красной армии.

А вот бывший командный состав УПА и ОУН чекисты активно использовали в своей работе. Часть таких лидеров участвовала в агитационной работе, выступая по селам и призывая возвратиться к мирной жизни. Тех полевых командиров, о переходе которых на советскую сторону не было известно бандеровцам, использовали в качестве агентуры. Они становились источниками ценнейшей информации, сдавая своих бывших подельников и указывая места «схронов». Благодаря этому оперативно-войсковые группы провели множество успешных операций по ликвидации националистического подполья.

Вскоре в НКВД УССР было принято решение создавать из «раскаявшихся» бандеровцев боевые группы особого назначения.

Сегодня на Украине об этих группах не пишет только ленивый.

Правда, официальные источники предпочитают писать, что осназ состоял из переодетых в форму УПА энкавэдэшников, которые убивали мирных людей. Эта страшилка была неоднократно опровергнута, но усилиями мифотворцев байки о переодетых москалях укоренились в сознании некоторой части общества.

Во многом тут причиной банальное отсутствие знаний у граждан «незалежной», во-вторых, играет свою роль магия слов. Термины «специальные группы», «группы особого назначения » будоражат мозг и рождают мысли, далекие от реальности.

Единственное, что верно в мифах, так это форма. Спецназовцы сороковых действительно воевали в форме УПА, что бы под видом повстанцев выявить места нахождения руководства ОУН и УПА, захватывать их или уничтожать. Именно охота на ключевых бандеровцев была задачей и специализацией групп особого назначения. Кроме того, группы искали склады оружия, занимались разведкой и при случае уничтожали мелкие отряды УПА, но все же главной целью были главари нацистов.

Первоначально в качестве эксперимента было создано две группы: «Хмара» и «Орел». Результат превзошел все ожидания, и со второй половины 1944 г. спецгруппы начинают создаваться массово. К лету 1945 года на Западной Украине действовало 156 спецгрупп общей численностью 1783 человека. Разумеется, в каждой группе был сотрудник НКВД, следивший за состоянием личного состава и занимавшийся оперативной работой, но и командиры, и бойцы групп набирались исключительно из «перекованных» националистов. Причем, даже перейдя на сторону СССР, бандеровцы и мельниковцы продолжали враждовать. Поэтому власть старалась, чтобы в одной группе были и те, и другие, тогда группа гарантированно была под контролем, ведь бандеровцы «стучали» на мельниковцев, которые в свою очередь отвечали тем же. Многие из бойцов этих отрядов за отличие при ликвидации бандеровского подполья были награждены орденами и медалями. Интересно отметить, что за все время существования спецгрупп не было ни одного случая измены.

К 1953 году националистическое подполье на Западной Украине было уничтожено, а оставшиеся в живых оуновцы скрывались за границей. В УССР, как и во всем Советском Союзе, восстанавливали хозяйство и залечивали раны, нанесенные Великой Отечественной войной. Можно было подвести итоги. Во время войны украинские националисты были союзниками Германии и запятнали себя массой военных преступлений. После войны бандеровцы убили тысячи учителей, медицинских и хозяйственных работников, направленных из восточных областей Украины, около двух тысяч председателей, секретарей сельсоветов и председателей колхозов, свыше 20 тысяч солдат и офицеров Красной армии и правоохранительных органов. По некоторым данным, по вине украинских националистов погибло до 80 тысяч украинцев.

Степан Бандера не надолго пережил своих подручных. Он был уничтожен советским агентом 15 октября 1959 года в Мюн[ене, где жил под вымышленным именем. Такой финал жизни неудавшегося Галицийского фюрера закономерен – мировая история почти не знает крупных террористов, умерших своей смертью…








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх