Майдан – водораздел истории

Согласно официальной трактовке, события зимы 20042005 годов были стихийным народным протестом против фальсификации выборов. Однако оранжевая революция буквально пошагово повторяла события в Сербии и Грузии. Во всех этих случаях якобы стихийные выступления масс являлись результатом целенаправленной агитационно-пропагандистской кампании и объединения оппозиционных сил в мощный блок. Одновременно протестующим оказывалась всевозможная поддержка со стороны Запада и прежде всего Америки.

Подготовка к изменению режима на Украине началась задолго до 2004 года.

Первый удар был нанесен по позициям государственной власти и лично по Леониду Кучме. Эти действия преследовали несколько целей. Во-первых, создать новую радикальную политическую структуру, вырастить будущих полевых командиров и обкатать в украинских условиях технологии ненасильственного свержения власти. Во-вторых, демонизируя Кучму, создатели оранжевой революции создавали протестую массу, готовую обвинить во всех бедах старую власть и в час «Ч» выйти на улицы. И в-третьих, любой провластный кандидат в президенты автоматически принимал на себя весь негатив, направленный против Кучмы. 16 сентября 2000 года в Киеве исчез мало кому известный оппозиционный украинский журналист Георгий (Гия) Гонгадэе.

Уже на следующий день «Украинская правда» опубликовала статью об исчезновении с мягким намеком о причастности к этому власти. Одновременно на сайте газеты появляется и плакат с черным силуэтом головы Гонгадзе, сопровождаемый надписью: «Найдите журналиста». Если авторы хотели, чтобы кто-то из читателей помог в поисках, то нужно было печатать портрет, но этого сделано не было. Зато потом значение этой отдельной от тела головы станет очень понятным.

Тут же началась организованная кампания по давлению на власть с требованием найти Гонгадзе. В Киеве проходили пикеты и митинги, участники которых прямо обвиняли власть в нарушении свободы слова и расправах над независимыми журналистами.

Одновременно была развернута пропагандистская кампания в украинских и зарубежных СМИ, целью которой было представить Кучму в виде кровавого тирана, расправляющегося с неугодными. Вскоре на митингах зазвучал призыв «Кучма – геть!». Этот лозунг каждый день вдалбливался в головы украинцев. Главной героиней этой кампании стала находящаяся под следствием по обвинению в гигантских махинациях Юлия Тимошенко.

Спустя два месяца после исчезновения Гонгадзе было обнаружено обезглавленное тело, в котором поспешили признать пропавшего журналиста. Однако даже сейчас, спустя восемь лет, никаких доказательств, что нашли именно Гию, нет. Но тогда все оппозиционеры поспешили обвинить в убийстве действующего президента и министра внутренних дел Юрия Кравченко (который погиб сразу после оранжевой революции).

В то же время появились аудиозаписи якобы разговоров Кучмы, в которых тот приказывал убрать Гонгадзе. Кроме того, согласно этим пленкам, Кучма продавал в Ирак радарные системы «Кольчуга». Автором пленок был майор президентской охраны Николай Мельниченко, якобы записавший все происходящее в резиденции президента на диктофон. Разумеется, доказать подлинность пленок никому не удалось. Но их появление подлило масла в огонь политического кризиса. В едином антивластном лагере оказались как правые, так и левые политики. В это время уже можно было различить все те действия оппозиции, которые позже будут использоваться во время оранжевой революции. Так, в Киеве на Крещатике появился палаточный городок оппозиции, выдвигались обвинения к высшим чиновникам государства, западный мир всячески поддерживал оппозиционеров. Антипрезидентская кампания практически полностью дискредитировала режим Кучмы.

Можно сказать, что все недовольство народа постоянно ухудшающимися условиями жизни на Украине выразилось в глубокой ненависти к президенту. Единственное отличие от 2004 года в том, что Виктор Ющенко в то время был премьер-министром и к митингующей на улицах оппозиции относился совсем без восторгов. 1 марта 2001 года правоохранительные органы ликвидировали палаточный городок, разбитый участниками акции «Украина без Кучмы» на Крещатике, а 7 марта такая же участь постигла несколько палаток, поставленных возле памятника Тарасу Шевченко. Спустя два дня на улицах Киева разгорелось организованное оппозиционерами побоище. Президент и премьерминистр должны были возлагать цветы к памятнику Шевченко, оппозиционеры попытались этому воспрепятствовать, а затем сотни молодчиков из националистических организа ций (в основном УНА-УНСО), вооруженные арматурой и коктейлями Молотова, кинулись в драку против работников правоохранительных органов. Тогда пострадали 70 сотрудников МВД. Только к вечеру милиции удалось навести порядок в Киеве.

Из событий того дня оппозиционерами был извлечен главный урок: противостоять власти можно только мирными средствами.

Акция «Украина без Кучмы», постепенно затухая, продолжалась еще около двух месяцев. В конце марта была выпушена из СИЗО Юлия Тимошенко, а в следующем месяце в отставку был отправлен Виктор Ющенко. Отныне он, еще недавно сравнивавший оппозиционеров с фашистами, становится одним из лидеров оппозиции.

Потом были всеукраинские акции «Восстань, Украина» и «Революция на асфальте», которые можно рассматривать как пробу сил и репетиции главного выступления, намеченного на период президентских выборов в 2004 году. Одновременно в стране активно работали различные «демократические» неправительственные организации с зарубежным финансированием.

Очень большое внимание было уделено информационной части политической борьбы, так что в информационном пространстве к началу избирательной кампании оранжевые господствовали полностью.

Ни для кого не было секретом, что оппозиция пользовалась поддержкой со стороны Запада, а во многом действия оранжевых и направлялись из-за океана. Лидером оппозиции был назначен Виктор Ющенко, имевший давние тесные отношения с представителями американской элиты. Специально под него выстраивалась коалиция из представителей радикальных организаций, оппозиционных партий, крымских татар, чиновников всех уровней. Многочисленные негосударственные организации под видом мониторинга политической ситуации и пропаганды демократических ценностей вели работу по мобилизации электората в пользу Ющенко.

Его главным противником стал действующий премьер, представитель донецкого клана Виктор Янукович, которого считали кандидатом от власти. Кроме того, со стороны оппонентов его часто обвиняли в пророссийской ориентации. И первое, и второе утверждение весьма спорно, так как представители крупного капитала, стоявшие за спиной Януковича. очень ревниво смотрели на проникновение на Украинский рынок русского бизнеса. А реальной помощи со стороны администрации президента в ходе избирательной компании не наблюдалось. Существует мнение, что президент Кучма и его окружение планировали довести до максимального обострения ситуацию в стране из-за противостояния Ющенко и Януковича, а затем «для спасения страны» убрать обоих кандидатов и двинуть на третий срок самого Кучму или лояльного ему политика. На роль таких зиц-президентов в случае перевыборов якобы планировались кандидатуры Сергея Ти¬ гипко и Анатолия Кинаха. Кроме того, был еще вариант проведения политреформы, которая лишала бы президента многих полномочий.

Козырной картой Януковича было обещание сближения с Россией и предоставления государственного статуса русскому языку, именно благодаря этим вопросам он получил поддержку на Юго-Востоке страны. Но насколько эти обещания были искренни, сейчас трудно сказать… Во всяком случае русскоязычные регионы страны поддержали Януковича, украиноязычные – его соперника. Вообще Украина оказалась расколотой практически пополам. До сих пор так явно противоречия между русским востоком и украинским западом никогда не были столь заметны.

Первый тур выборов состоялся 31 октября 2004 года. По его результатам с минимальным перевесом лидировал Ющенко, однако ко второму туру (21 ноября) рейтинг Януковича вырос (за него голосовали те, кто в первом туре выбрал кандидатов от левых сил), и он победил.

Сразу же после объявления результатов выборов сторонники Ющенко начали акцию протеста, названную Оранжевой революцией. В Киев были свезены десятки тысяч человек из западных регионов страны, которые разбили гигантский палаточный городок на Майдане Независимости, а также заблокировали основные органы государственной власти. Учитывая высокий уровень безработицы на Западной Украине, не удивительно, что тысячи западенцев могли закрепиться в столице всерьез и надолго. Лидеры оранжевой революции призвали парализовать деятельность правительства путем забастовок и вынудить власти не признавать результаты выборов. Вскоре городские власти Львова, а затем и других западных городов объявили, что не признают результаты выборов, а целый ряд европейских и американских политиков выступили в поддержку Ющенко. Общественное мнение западных стран также находилось на стороне украинской оппозиции. Кроме того, гласно или негласно, но значительная часть госчиновников, а также высокопоставленных офицеров армии и Службы безопасности Украины работали на победу Ющенко. Еще мосле первого тура отношение власти к «провластному» кандидату резко изменилось. Чиновники всех уровней в открытую саботировали указания избирательного штаба Януковича. Ходили слухи, что Кучма банально «сдал» Януковича в обмен на гарантии для себя и своей семьи. Думаю, что это ощущали многие из участников событий. Работа штабов пошла вкривь и вкось.

Пока еще самый сильный политический игрок Украины -действующий президент Кучма после начала оранжевой революции просто пропал.

Команда Ющенко еще до выборов не скрывала, что единственный приемлемый для нее итог – победа Виктора Андреевича.

Все остальные результаты заранее объявлялись сфальсифицированными.

Ни для кого не было секретом, что идет подготовка к гигантским уличным акциям протеста, которые должны были развернуться сразу же после дня голосования.

Активистов проющенковских молодежных движений финансировали и обучали тактике политической организации и ненасильственных методов борьбы западные социологи и поли (технологи. По всей Украине действовали тренировочные лагеря, средства на которые поступали от ряда западных правительственных и неправительственных организаций. Не были секретом ни сценарии будущих акций, ни их руководители.

Однако штаб Януковича это, похоже, абсолютно не заботило.

Главной задачей его команды было набрать больше голосов, в то время как у оранжевых задачей было взять власть. Функционеры из штаба Януковича считали, что ситуация в стране под их контролем, и просто не верили в возможность серьезного противодействия. Такие шапкозакидательские настроения были абсолютно беспочвенны, но очень распространены. Вспоминаю свой разговор с одним из деятельных сторонников Януковича.

«Да ты что?! Конечно, победим. Такие деньги вложены! » – доказывал он мне неотвратимость победы своего патрона.

А когда все пошло не так, предвыборные штабы Януковича буквально самоустранились от борьбы. Оранжевые явно и по всем показателям превосходили своих оппонентов.

Заранее были продуманы все мелочи, начиная от полевых кухонь и до отрядов охраны палаточного городка. Сам Майдан превратился в яркое предвыборное шоу с выступлением музыкантов и шоуменов. Тысячи киевлян (в основном молодежь) приходили посмотреть и оставались там, захваченные атмосферой праздника. Но самую важную победу оранжевые одержали в информационной войне. Янукович проиграл еще до того, как первые митингующие вышли на Майдан. В сфере пиара и манипуляций сознанием натасканная западными инструкторами команда Ющенко была сверхрезультативна.

Был ли у Януковича в 2004 году шанс переломить ситуацию?

Скорее всего, да. Несколько раз можно было изменить ход событий. В первый же день оранжевые совершили как минимум пару действий, подпадающих под действие уголовного кодекса. Во-первых, сам Ющенко, прорвавшись в зал заседаний Верховной Рады, провозгласил себя президентом, положив левую (!) руку на Евангелие, а во-вторых, Юлия Тимошенко призвала к штурму Кабмина и Администрации президента.

То есть была попытка государственного переворота и блокирование госучреждений. В Киеве находились милицейские подразделения специального назначения, стянутые со всего ЮгоВостока Украины и из Крыма. Спецназовцы никаких теплых чувств ни к «зажравшимся» киевлянам, ни к «нацистам»-западенцам не испытывали и выполнили бы приказ разогнать Майдан без колебаний. Но приказ так и не был отдан. Янукович так и не решился взять на себя ответственность и поступить, как полагалось бы действовать премьер-министру в условиях государственного переворота. Безнаказанность только распали ча оранжевые толпы.

Еще один ключевой момент был, когда в столицу стали стягиваться сторонники Януковича. Почти пятьдесят тысяч рабочих, переброшенных по железной дороге из Донецкой области, находились на Киевском вокзале и в большинстве своем были настроены весьма решительно. Все ожидали, что эта сила двинется в центр города и разблокирует Кабмин и другие осажденные центры власти. Однако Янукович и его приближенные сделали все, чтобы снизить накал страстей и не допустить столкновений.

Регионалы оказались не готовы (прежде всего морально) к крови, которая неизбежно пролилась бы, если бы они не отступили.

Последний шанс у Януковича был 28 ноября, когда в ответ на призыв оранжевых штурмовать Администрацию президента генерал Сергей Попков, командовавший внутренними войсками МВД, объявил боевую тревогу. Но и тогда власть пошла на попятную…

Через две недели противостояния Верховный суд отменил итоги второго тура и назначил переголосование второго тура.

Ющенко в ответ соглашается на проведение политреформы, которая существенно ограничит его будущие полномочия.

Правда, политреформа вступала в силу только с начала 2006 года. Потом был третий тур выборов, который Янукович, естественно, проиграл. Можно строить различные предположения, как бы развивались события, если бы Янукович не согласился на незаконный третий тур. Возможно, сейчас существовало бы два государства или часть территорий Украины перешла бы под юрисдикцию другого государства. Мог бы быть реализован «югославский» или приднестровский сценарий. Но элита Востока предпочла пойти на компромисс и отступить, надеясь отыграться в дальнейшем.

Праздник неповиновения, громко названный Оранжевой революцией, длился 17 дней. В результате этих событий произошла банальная ротация элит, однако никаких радикальных изменений в государственном или общественном устройстве страны не произошло. Блестяще сыгранный на улицах Киева спектакль скрыл реальность, в которой происходил ползучий государственный переворот. К власти были приведены политики, открыто ориентирующиеся на Запад и готовые идти на конфликт с Россией. В принципе, для этого Ющенко и был посажен в президентское кресло. Ведь, оказывая помощь в организации череды цветных революций на постсоветском пространстве, Америка преследовала исключительно свои цели, главной из которых было выведение стран бывшего СССР изпод влияния Москвы и окружение России кольцом американских сателлитов.

Оранжевая революция наглядно показала, что современная Украина расколота, и противоречия украинского Запада и русского Востока становятся все сильнее и сильнее. Во время Майдана страна балансировала на пороге, за которым следовал се необратимый раскол на несколько государств.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх