ПЕСТРЫЙ СПЕКТР НОВООБРАЗОВАНИЙ


Поучительна и судьба Комитета-2008 как попытки организовать некое политическое образование. Удалось подтянуть очень странный набор разной степени известности людей. Такой классический пиартехнологический продукт. Присаживаются граждане политологи и прочие консультанты на скамеечку и думают, как бы освоить бюджеты.

Деньги могут быть выделены как на прокремлевскую, так и оппозиционную структуру.

Приходят им в головы замечательные идеи, правда, уж больно все похожие друг на друга, и создаются политические проекты из совершенно одинаковых посылов.

Если угодно, то такой политтехнологический "оливье".

Начинается с посыпания головы пеплом и причитаний об отсутствии моральных авторитетов в стране. Обязательно надо попереживать о попрании свобод. Тяжелой жизни, продажности чиновничества, диктатуре и засилье… (вставить по вкусу - чиновников, чекистов, евреев, кавказцев, питерцев…).

Позже добавляется необходимый ингредиент - узнаваемость персонажей. Надо учесть и интересы инвесторов, хорошо бы совместить несколько ипостасей в одном человеке. Для этих целей очень хороши журналисты и медиаменеджеры, так как тогда не надо тратить деньги на их издания.

Если спонсоры производят впечатление провинциалов, то на них очень хорошо действуют магические слова-заклинания: интернет-сайт, он-лайн конференции, виртуальная приемная, персональные страницы - низкую эффективность капиталовложений в эти игрушки можно легко пояснить притягательностью такого рода ходов для молодежи. Хотя скорее всего спонсоры и спрашивать-то не будут.

Тем более что многие сейчас и не могут общаться с плодами своих затрат иначе как в виртуальном пространстве из своего прекрасного далека. Так как в случае реальной встречи в России сотрудники генерального прокурора Устинова могут оказаться попроворнее грузинских и прибалтийских пограничников.

Со времен Ноя не удается избежать тяги к принципу формирования - каждой твари по паре, и набиваются в новые образования журналисты, артисты, бывшие чиновники, спортсмены. Одним словом - тусовка.

Комитет-2008 составлен именно по такому принципу, только в нем еще нашлось место неопределившимся политикам, замечательным юмористам, а все остальные по списку.

Правда, с моральными авторитетами подкачали. Уважаемые люди есть, но вот их моральный авторитет вызывает некоторое сомнение. Никто из комитетчиков не завоевал такой всенародной любви или уважения, как Юрий Никулин, Зиновий Гердт, академик Сахаров.

Да и вся деятельность оказалась типично российской правой. Несуразной.

За недолгое время Комитет-2008 вначале громко заявил о себе - вот прямо завтра - и все… майдан на вашу голову, а потом стали просто разбиваться на мелкие кучки по принципу кто тут самый правый и практически самораспустились безо всякого внешнего воздействия.

Больше всего меня восхитил Владимир Рыжков - человек-загадка. Кто он по политическим убеждениям, я не знаю, точнее, не уверен, что он и сам знает.

Большой, с очень добрым лицом, он один из редких демократов, кто Действительно не богат. Хорошо говорит, всегда выигрывает выборы в крае, откуда родом, и по-прежнему с ним связан. Замечательно образован. Историк и любит историю. Очевидно, много читает и производит впечатление милейшего человека и, должно быть, таковым и является. Но только с его позицией все равно никак не удается определиться.

В момент его появления в большой политике гораздо заметнее был его однофамилец, поэтому Владимир получил прозвище Маленький.

Владимир Рыжков все делает вроде точно, но ему не хватает какой-то лихости, чтобы прекратить быть повзрослевшим отличником и действительно задышать полной грудью. В его карьере все время происходит некое бурление, которое совершенно неожиданно подкидывает Рыжкову феноменальные карьерные возможности, и он раз за разом их не только не использует, а выкидывает некий фортель, оставляющий всех в недоумении.

Как так могло получиться, что непримиримый борец с чиновничеством и "Единой Россией", еще совсем недавно был одним из лидеров замечательной партии, которая запомнилась многим по избирательному плакату: Черномырдин с ладонями сложенными крышей - "Наш дом Россия".

Рыжков потом говорил, что в партию не вступал, а был членом фракции, правда, совсем не рядовым, но сделал это, чтобы попытаться оказать реальную помощь своему региону. Тот же здоровый прагматизм, который в российской политике многим заменяет убеждения. К прагматизму прибегаешь, если востребован сильными, а если потерялся, то хорошо работает критический подход.

В конце 2003 года у Рыжкова появился шанс, когда именно его прочили в лидеры мертвозамышленного проекта по объединению СПС и "Яблока" для выдвижения единого кандидата.

Рассказывают, что и к Владимиру ездили, и к олигарху за финансированием его водили, а Рыжков все равно чего-то испугался. Ну никак полной грудью воздух не наберет и на что-нибудь не отважится.

В Комитете-2008 на фоне всеобщего объединения Рыжков вдруг резко вскочил и побежал совместно с Каспа-ровым новую партию сооружать.

Все остальные комитетчики тоже никак не соберутся с мыслями, поэтому что же их всех объединяет, кроме личной нелюбви к Путину и утерянных позиций, как материальных, так и статусных?

Есть своя фракция и у бывших сотрудников Гусинского и Березовского, которые потеряли каналы и издания и теперь мучительно пытаются найти себя в новых реальностях, как Киселев.

Все это действо по созданию площадки для объединения демократических сил, на которое со стороны смотрит и Явлинский, намекнув, что платформа для объединения есть - это "Яблоко", вызывает колоссальное уныние. Опять болтовня, самолюбование, тусовочное кокетливое фрондерство.

Возможно, это мое личное ощущение, но критике власти как слева, так и справа не хватает хоть какой-либо конструктивной составляющей. Все обсуждения ведутся на высочайшем градусе накала, который не позволяет услышать друг друга.

Проблема кроется в разочаровании. Политические игроки в широком смысле слова, то есть не только действующие лица, но и журналисты, аналитики, представляют очень узкий слой. В силу исторических обстоятельств именно представители антикоммунистической - либеральной общественности доминируют на арене СМИ, именно их разочарование и тревога перед будущим транслируется и на остальное общество, которое зачастую совершенно равно-Душно наблюдает за этой рефлексией.

Время, породившее основных лево-правых участников нынешних политических баталий, проходит, и вместе с ним отступают и его герои.

Уход их мучителен, некрасив, сопровождается ссорами с идеологически близкими и разрывом с еще недавними акомыми. Яркий пример - недолгое падение "Московких новостей" под руководством Киселева. Вот уж где амбиции затмили все. Желание покрасоваться и непонимание привело к рабочему конфликту.

Однако у либералов не бывает рабочих конфликтов, а у журналистов - работы, в которой они ничего не понимают. Либералы видят во всем политику, а журналисты, из-за того, что им приходилось о чем-то рассказывать, начинают считать себя профессионалами в этой области.

Если же перед нами одновременно и либерал и журналист, то можно не сомневаться, что этот человек способен на многое, точнее, он уверен, что способен на многое.

Результат очевиден.

Почему-то никогда актерам, игравшим роли сталеваров, не приходило в голову идти и варить сталь, ажурналист и это бы смог.

Трогательным является и поведение Невзлина при продаже "Московских новостей".

Напомню, что он обещал отдать их хоть за доллар, лишь бы газета жила. Не знаю сумму сделки между Невзлиным и Рабиновичем, но украинский покупательжаловался, что сразу после оформления сделки бывший уже хозяин газеты, по-прежнему являющийся собственником здания, где находится редакция, повысил аренду в два раза.

Никогда не надо забывать, что основная идея и любое деяние олигархов преследует исключительно денежный интерес.

Разочарование свойственно всему политбомонду 90-х, и скоро можно открывать психоаналитические кабинеты для этих пациентов. Понять их можно. Казалось, что после падения коммунизма в стране будет хорошо. Короста спадет с людей и строя, и к старому возврата не будет. Не получилось. Идеология отрицания прошлого оказалась недостаточной для построения будущего. Тем более что большинство считало, что их вклад в дело победы над коммунизмом состоял в кухонных беседах.

И даже самые ярые борцы с коммунизмом, те, которые за свои убеждения и пострадали, не имели ни малейшего представления ни о законности, ни о демократии и напоминали большевиков наоборот.

Трагедия элиты, сформированной в то время, это ее библия, а именно серый кирпич "Истории партии", они все большевики наоборот.

Продолжают мыслить императивами К. Маркса и Ф. Энгельса. Все нынешние политпроекты, от них исходящие, парафраза на "Манифест Коммунистической партии" и принципы строительства ВКП(б).

Смешно и глупо винить этих людей в отсутствии понимания демократии, все их представления об этом предмете базируются на столкновении с западным укладом, причем лобовом и зависимом, то есть либо в качестве просящих, либо обожающих, либо политэмигрантов.

Им свойственно обожание, вплоть до слепого преклонения перед США, и глубочайшая ненависть ко всему российскому, что не принимает их или смеет им возражать.

Это не наша общая вина, скорее родовая беда. Мы получили демократию, а точнее, конец коммунизма, в результате сложных интриг в политбюро, помноженных на загнивание всей соцсистемы.

Мы не боролись за свободу, и усилия 1991 года при всей их значимости были уже на шестом году перестройки. А главное, мы так привыкли быть лично ни в чем не виноваты, что и коммунизм приписали инопланетянам, немцам, евреям, но только не разглядели причин российского ужаса XX века в нас самих.

Народ опять оказался одурманен так же, как и сейчас, кто-то считает, что народ не виноват.

Никто нас не дурачил, как мудро заметил Жванецкий: "Заговор против страны есть, и в нем принимает участие весь народ".

Именно проявление нашего национального - страно-вого менталитета и породило не шведскую модель, а советскую, именно червоточинка вовсю в нас расцвела в годы Репрессий, когда многие сидели, а еще больше людей стучало, сажало и охраняло.

При падении коммунизма опять проявились не лучшие качества коллективного подсознательного, а его бесы. Бандитизм, воровство, коррупция, замешенные на склон-н°сти к отчаянию, политической пассивности и алкоголизме населения, и привели к уродству построенного на °бломках социализма государственного здания.

Страна подвига и порыва, но не тяжкой ежедневной работы. Привыкшие разрешать себе все, мы точно соответствуем печальному анекдоту. "Новый русский говорит сыну: "Сынок, запомни, всех денег не заработать - большую часть придется украсть".

Нельзя подарить демократию - ее можно только выносить и мучительно, поэтапно строить.

Смириться с тем, что разрушение коммунизма не приводит автоматически к построению демократического капиталистического общества, очень сложно, хотя, если вдуматься, это очевидно.

Так, крах монархии в России ведь не привел к торжеству демократии.

Россия страна пророков. А надо еще и делать, и законы писать, и, что совсем несвойственно нам, их соблюдать всем.

На сегодняшний день постаревшим элитам даже некого винить, кроме себя, в потерянном историческом шансе на глобальное улучшение страны, которое было бы заметно не только одному отдельно взятому Чубайсу да олигархам с членами их семей, но и народу.

Признать такое - равноценно уходу с политической арены, что для большинства означает и потерю средств к существованию. Кто же с таким смирится, и они барахтаются, рождаются новые гениальные проекты, но все замешены на старых дрожжах.

Когда я помогал Грегу Кохану нанимать людей на работу в московский офис компании "Кока-кола", он сказал пророческую фразу: "Все кандидаты так хорошо говорят поанглийски, что начинает невольно казаться, что они понимают смысл сказанного".

Элиты замечательно говорят по-русски, регулярно произнося ключевые слова: законность, демократия, частная собственность, свободные выборы, независимые средства массовой информации. Однако в результате своей двадцатилетней деятельности им удалось доказать, что, придя во власть, они моментально начинают вкладывать в эти слова свое понимание. А если даже тысячу раз говорить, вот вам конфетка, она вкусная, а люди, раз за разом пробуя ее, чувствуют вкус дерьма, то на тысяча первый раз уже конфетки и не хочется.

Туризм тоже повредил элитам, ведь пока ездило не так много россиян, можно было рассказывать о западной жизни все что угодно, а теперь у людей есть и свое мнение, и оно очень отличается от мнения элит, находящихся в состоянии духовной эмиграции.

Преступно любить Родину, закрыв глаза, необходимо видеть, понимать и ненавидеть все недостатки и выкорчевывать их, преступно также и огульно ее ненавидеть.

У нынешних сходящих с политической арены появилась забавная манера: вывалившись из активной обоймы, грозить пальчиком и говорить о потере курса на демократию.

Мой любимый персонаж - Михаил Касьянов. Бесспорно, очень сильный профессионал, долгие годы отработавший в структурах власти, вдруг сейчас стал критиком, практически новым знаменем оппозиции. И вот уже пресса готова его поддержать.

Красивый голос, представительная внешность, и главное достоинство - умение не ответить ни на один вопрос. В моем эфире на канале ТВС господин Наздратенко, только что снятый с должности главы комитета по рыболовству, обвинил Касьянова (в ту пору премьер-министра) в получении многомиллионной взятки за обеспечение интересов рыболовецких компаний, подчиненных губернатору Дарькину. Я наивно ожидал, что хоть что-то после этого должно произойти. Снимут Касьянова, Касьянов подаст в суд на Наздратенко, заведут дело и проведут расследование. Я ошибся - ничего не произошло, Касьянов остался где и был, а Наздратенко был назначен на должность заместителя секретаря Совета безопасности. Именно при Касьянове как коррупция, так и откровенное принятие решений в пользу конкретных олигархических структур даже перестало стыдливо прятаться в тень.

История с получением дач премьер-министром анекдотична и показательна, когда по его просьбе олигарх Фридман помогает решить вопрос, и угодья достаются скромному Касьянову за проценты от реальной стоимости.

Никогда о своих доходах Касьянов не говорил, а на все обвинения отвечал, что это политические преследования. Замечательный ответ. Из средств массовой информации ушли истории "о двух процентах" - так было раньше модно говорить об этом персонаже. Все забыто, ведь он теперь свой - либерал, а не чиновник-мздоимец, работавший в интересах ряда олигархических коммерческих структур настолько неприкрыто, что по Москве долго ходила история о министре из питерских, который на повышенных тонах выяснял отношения с Касьяновым, обосновывая, почему он называет его вором и мерзавцем, и только благодаря вмешательству Путина конфликт удалось погасить, хотя его участники долго между собой не разговаривали.

Но там речь шла о каких-то военных контрактах, да и для либералов вся эта грязь так неинтересна. А чиновники, которые знают правду, молчат. Им ведь и нельзя говорить - ' некорректно, да и зачем, ведь все равно средства массовой информации, ориентированные классово - по-большевистски, не поверят.

Вот и говорят о том, что уже за спиной бывшего премьера встает мощная поддержка олигархической фронды, и поведут они народ на бой.

Каждый из вынужденных эмигрантов-мечтателей не пользуется в народе никакой поддержкой, но играть в публичную политику они обязаны. Иначе в любом другом случае шансы на их выдачу в Россию по открытым уголовным делам очень высоки.

Березовский с Патрикацишвили, Невзлин, в чем-то Гусинский никогда не воспринимались в России как образцы гуманизма и порядочности. Они не забывают рассказывать о том, что Россия - это бизнес-проект, принадлежащий олигархам, во главе которого они поставили наемного менеджера президента и уверены, что в любой момент могут его снять и назначить кого-либо другого.

Бредовые мысли об очередном кандидате в президенты проносятся в мозгу Березовского со страшной скоростью. Теперь это Касьянов. Еще раньше на вакантное место прочились многие - от Пруссака, который об этом ни сном ни духом не ведал, до Рыбкина, который от ужаса сбежал в Киев и провел там пару (судя по его странным рассказам) удивительных дней. Но все равно эти персонажи из одной и той же тусовки, ненавидящие друг друга и поэтому в конечном итоге все заканчивающие ссорами и разборками. Для них Касьянов удача, он известен на Западе, что повышает и позиции беглецов, да и сам статус политэмигрантов все же выше, чем казнокрадов и заказчиков убийств.

Касьянов - один из их тусовки, понятный, предсказуемый, проверенный годами совместных операций. Он свой для олигархов, именно поэтому он и тусуется с ними на 115-метровых яхтах и по заграницам и всем своим видом и предыдущей жизнью доказывает тезис: в России видят в прошлом будущее.

Олигархическое правление мы уже видели, шансов выиграть выборы, призывая вновь вернуться к этому, нет никаких - и быть не может, и не помогут все собранные деньги от любых спонсоров. Касьянов - этакий Ходорковский, но вид сбоку. Ведь именно при таких чиновниках и могли появиться такие же олигархи.

Тени прошлого будут постоянно являться, пока в обществе не выработается понимание всей порочности олигархической модели, когда страну отдали на откуп олигархам. Была построена версия бандитского олигархического капитализма, и обслуживающие этот строй интеллектуальные элиты так же дискредитированы, как и он сам. Понимание этого придет к элитам лишь при осознании, что когда они говорят о колоссальном улучшении жизни граждан, то они имеют в виду себя и своих друзей, а не народ.

Нынешний этап в истории особенно тяжелый, так как мы привыкли назначать когонибудь одного ответственным за все и снимать всякую ответственность с себя.

Теперь таковым является Путин, он президент, пусть сделает нам хорошо, да побыстрее.

Так не получится. Роль и ответственность президента колоссальна, но и пассивность народа непозволительна.

Самое тяжелое - это научиться выдавливать из себя Раба, стыдливо ворующего при предоставившейся возможности и радостно оправдывающего любые собственные низости и отсутствие гражданской позиции рядом с бессмысленностью всего творящегося вокруг.

Посмотрите, как много людей не ходят на выборы, тем самым отдавая страну на откуп очень разным гражданам. Не ходит самая экономически активная часть общества, что приводит к отсутствию ее голоса в политике. Поэтому и нет сейчас партии, за которую могли бы проголосовать представители активной созидающей части общества. Мы с вами обоснованно привыкли считать политику делом грязным и недостойным, тем самым оставляя ее столь же сомнительным избирателям.

Сейчас нет борьбы белого с черным. Задача гораздо сложнее. Отмыть страну от черноты, постепенно, через разные оттенки черного, постоянно осветляя, перейти к белому. Для этого требуется тяжелый, коллективный и ежедневный труд, который должен привести к построению демократии и выработке демократических законов и норм.

В России же пока не удается построить гражданское общество из-за полного отсутствия граждан с активной позицией. К сожалению, подавляющее большинство - это критикующие и ждущие, когда за них все сделают и они смогут проснуться богатыми и здоровыми в процветающей демократической стране.

Не все, однако, так плохо, постепенные изменения, и на мой взгляд, к лучшему, все-таки происходят.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Прислать материал | Нашёл ошибку | Наверх